Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №78(01.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДИСКУССИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



Коммерсант,
23 июня 2003

Таджикбаши. В 2006 году Эмомали Рахмонов будет избираться на первый срок

Михаил Зыгарь

Вчера в Таджикистане состоялся референдум, на котором граждане страны одобрили внесение 56 поправок в конституцию. Главная из них – президент Эмомали Рахмонов получил возможность оставаться главой государства до 2020 года.

56 поправок в одном бюллетене

Участки для голосования открылись вчера в Таджикистане в 8.00 по местному времени. А уже в 10.00 центризбирком отрапортовал о том, что референдум состоялся. Оказалось, что за два часа успело проголосовать 53% избирателей, а для признания референдума состоявшимся нужны голоса половины зарегистрированных избирателей. Правда, по правилам участки оставались открытыми до 20.00.

Что побудило таджиков ринуться к урнам для голосования прямо с раннего утра, не слишком понятно. Еще меньше понятно, как таджикский ЦИК насчитал 53% бюллетеней уже к десяти утра. Арифметика проста: всего голосовать должны 3,1 млн таджиков, проживающих как на родине, так и за рубежом. По приблизительным подсчетам, за рубежом сейчас проживают около 1,5 млн таджиков, то есть почти половина всех зарегистрированных избирателей. При этом для зарубежных таджиков референдум был организован очень скупо: в Россию, по данным оппозиции, было отправлено всего 18 тыс. бюллетеней, при том что только в Москве и области проживает около 500 тыс. таджиков. Референдум в Москве тоже проходил любопытно: на Черкизовском рынке было расставлено семь казанов с пловом, при помощи которых таджиков и зазывали голосовать.

Подсчет результатов будет очень быстрым – очевидно, что уже сегодня ЦИК с воодушевлением объявит о том, что около 90% избирателей сказали поправкам "да". Благо работу избиркомов ничто не затрудняет. Нынешний референдум проходит без каких-либо наблюдателей со стороны. Ни ООН, ни ОБСЕ не прислали своих наблюдателей. Примечательна и формулировка вопроса, вынесенного на референдум. А он звучит так: "Принимаете ли вы изменения и дополнения в конституцию Республики Таджикистан?" Варианты ответов: "да" и "нет". О каких конкретно изменениях идет речь, не уточняется. Как недавно заявлял один из представителей таджикского руководства, только 1-2% избирателей знает, что за поправки вынесены на референдум. Кроме того, избиратели голосуют одним махом сразу за все 56 поправок. Среди этого множества поправок почти теряются очень важные положения. Два из них касаются отмены в стране бесплатного образования и здравоохранения (которые де-факто уже давно не существовали). И, наконец, одна из поправок (37-я) говорит, что президенту отныне будет позволен не один семилетний срок, а два. За скромной формулировкой открываются очень внушительные перспективы для нынешнего таджикского лидера.

Вечно первый срок для вечного президента

Нынешний 50-летний глава государства, уже более десяти лет управляющий Таджикистаном, проголосовал одним из первых. Как и большая часть сограждан (по версии избиркома), Эмомали Рахмонов встал пораньше и успел опустить бюллетень в урну до того, как референдум объявили состоявшимся. Президент голосовал в одной из школ Душанбе вместе с женой и 18-летней дочерью. В школе его, естественно, встретили журналисты, которые поинтересовались, не собирается ли господин Рахмонов воспользоваться поправками, чтобы вновь выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Эмомали Рахмонов, включившись в игру, предложенную журналистами, заметил, что пока не готов ответить на этот вопрос. "Еще остается три года, и кто знает, что может случиться – останемся мы здоровы или нет, кто знает. У меня пока нет никаких планов, я еще об этом не думал",– философски заметил президент.

Любопытно, что, хотя господин Рахмонов вроде как и не думает о власти, само собой выходит, что никуда ему от нее не деться. Эмомали Рахмонов возглавил Таджикистан еще в 1992 году – сначала как глава парламента (тогда президентская форма правления была упразднена и главой государства являлся спикер парламента). Уже через два года официальный Душанбе передумал и решил, что президентская власть все же подходит для страны, и Эмомали Рахмонов был избран на первый пятилетний срок (по тогдашней конституции ему позволялось всего два). Однако уже накануне переизбрания в 1999 году господин Рахмонов предложил немного подправить конституцию. И вместо двух разрешенных президентских сроков по пять лет, в ней был прописан только один, но уже семилетний. Соответственно, в 1999 году в Душанбе решили сделать вид, что в соответствии с новой конституцией вновь избранный господин Рахмонов отсиживает свой первый срок, который и должен завершиться в 2006 году.

Но не прошло и этих семи лет с момента принятия той конституции 1999 года, как в Душанбе обнаружили, что в ней можно еще много чего исправить. Так было придумано 55 поправок к тексту конституции плюс еще одна, содержащая переходные положения. Именно эта, 56-я (в совокупности с 37-й, разрешающей президенту занимать свой пост два семилетних срока подряд), придает смысл всему референдуму. В ней говорится, что "выборы президента на два срока подряд начинаются после прекращения полномочий действующего президента". Другими словами, все предыдущие сроки Эмомали Рахмонова теперь не считаются. В 2006 году он может снова избираться на первый срок, а через семь лет – на второй. Таким образом, если учесть прекрасный административный ресурс, продемонстрированный ходом вчерашнего референдума, президент Рахмонов автоматически остается у руля до 2020 года. Стоит заметить и то, что одна из новых поправок убирает из конституции статью, ограничивающую возраст президента – не старше 65 лет. В 2020 году господину Рахмонову будет 67. А значит, его амбиции могут пойти и еще дальше.

Здравствуй, оружие

Референдум, позволяющий таджикскому президенту оставаться у власти на немыслимое количество сроков, каждый из которых вновь как первый, характерен для Средней Азии. Почти все соседи господина Рахмонова уже проделали то же самое. Ну а Сапармурат Ниязов, он же Туркменбаши, вообще с 1999 года является пожизненным президентом. Таким образом, забронировав за собой президентское кресло до 2020 года, Эмомали Рахмонов приблизился к Туркменбаши.

Однако вчерашний референдум может иметь противоположный результат. Как заявил Ъ сопредседатель Форума демократических сил Центральной Азии Дододжон Атовуллоев, референдум может стать катализатором для активизации оппозиции в стране. Действительно, практически все оппозиционные партии страны – демократическая, социалистическая, социал-демократическая, "Единый Таджикистан" – резко выступили против референдума и призвали к его бойкоту. Перспектива того, что президент, с которым все готовы были распрощаться в 2006 году, не собирается уходить от власти, всколыхнула общественность. Амбициозные политики, которые готовы были немного подождать, поняли, что ждать уже нечего, и теперь намерены объединиться против Эмомали Рахмонова.

"Сейчас очень многие "спящие политики" проснулись",– утверждает господин Атовуллоев. По его словам, в последнее время оппозиционные партии Таджикистана наладили постоянную связь, их готовы поддержать многие приближенные Эмомали Рахмонова. "Уже в ближайшее время будет создано движение, которое объединит все основные оппозиционные силы в стране. Несколько видных политиков станут его сопредседателями, а уже ближе к выборам будет определено, кто из них станет единым кандидатом. Но сейчас я пока не могут назвать их имена, потому что это было бы для них смертным приговором",– сообщил Ъ Дододжон Атовуллоев.

Впрочем, по словам господина Атовуллоева, объединение оппозиции против президента – далеко не единственный возможный путь развития ситуации в стране. К примеру, два месяца назад в Душанбе было распространено письмо бывших полевых командиров, которые требовали отменить референдум и угрожали вновь взяться за оружие, если президент Рахмонов останется у власти. Таджикистан, переживший долгую гражданскую войну, перенасыщен оружием.

"Если Рахмонову удастся задушить оппозицию,– продолжает Дододжон Атовуллоев,– существует опасность того, что следующим президентом станет таджикский Хомейни. В демократии сейчас разочаровались. Многие присоединяются к исламским экстремистским группам, которые поддерживаются из Ирана, Пакистана, Афганистана. За одну ночь могут быть захвачены президентский дворец, основные объекты, а над Душанбе поднято зеленое знамя ислама".




НТВ,
24 июня 2003

Эмомали Рахмонов превзошел Гарри Поттера

Нынешний президент Таджикистана Рахмонов стал пожизненным лидером своей страны. Граждане почти единодушно поддержали вынесенные на воскресный референдум предложения по изменениям в Конституции. Таджикские статистики выдали общественности фантастические цифры голосования.

Корреспондент НТВ Антон Вольский произвел собственные подсчеты и пришел к удивительному выводу: Рахмонов популярнее Гарри Поттера.

В понедельник в Душанбе уже не найти следов референдума. Все видимые призывы прийти на избирательные участки сняли еще до восхода солнца. Многие так и не поняли, было ли голосование? А уж за что голосовали, вообще оказалось вопросом на засыпку. И на этот вопрос народ честно отвечал: сами на знаем, за что голосовали… "От меня ничего не зависит в этом референдуме".

Действительно. Бюллетень для голосования был составлен таким образом, что сразу и не разберешься. Людям было предложено высказаться по 56 поправкам к Конституции. При этом вопрос о президентстве стоял на 37-м месте, а голосовать надо было за все сразу.

Тех, кто весь список читать не стал, теперь ждет сюрприз. Именно благодаря этому пункту жителям Таджикистана еще 16 лет можно не ходить на выборы президента: Рахмонову разрешено оставаться "у руля" два срока. Нынешний, истекающий в 2006 году, опять не считается! Опять - потому что один раз такое уже было, и через 2 года Рахмонов в третий раз пойдет на "первый" срок.

Первый был в 1994-м, на 5 лет. В 1999-м Конституцию также, как и сейчас, подправили, и Рахмонов пошел еще на один "первый" срок. Тогда по этому поводу было много шума…

А теперь и вовсе казус: в общей сложности таджикский президент сможет оставаться у власти 28 лет. Это в полтора раза больше, чем Брежнев, и на 3 года меньше, чем Сталин. Кроме того, ни тот, ни другой никогда не поздравляли избирателей с "победой демократии". Рахмонов заявляет: "Я принимаю серьезные меры отношение против вождизма… ".

Скромность таджикского президента не знает границ. Несколько лет назад он запретил украшать улицы своими портретами, да и введением пожизненного правления озаботился позже многих своих соседей. В Средней Азии почти у всех президентов двойные сроки властвования, а отец всех туркмен Сапармурат Ниязов вообще с 1999-го года – пожизненный президент.

Оппозиция в Таджикистане уже объявила результаты референдума незаконными. По данным демократической партии Таджикистана, в голосовании приняли участие только 20 процентов избирателей, а не 96, как заявил местный Центризбирком.

Тем не менее, голосование уже официально признано состоявшимся и достойно книги рекордов Гиннеса. Потому что мир еще не знает выборов, где бы голосовали с такой скоростью.

Если верить таджикскому Избиркому, во время голосования бюллетени заполнялись со средней скоростью 200 штук в секунду! Это быстрее, чем распродается в мире последняя книга о Гарри Поттере. Жаль, проверить это невозможно, потому что ни одного наблюдателя от международных организаций на избирательных участках в Таджикистане – увы! - не было.




Время МН № 1183,
26 июня 2003

Демократия по-азиатски

Виталий Портников

Эмомали Рахмонов сможет оставаться президентом Таджикистана до 2020 года - таков сухой остаток таджикского референдума, изначально воспринимавшегося в стране как возможность очередного продления полномочий президента.

Очередного - потому что в Таджикистане уже проводился референдум, который увеличил срок президентского мандата. Но это был "маленький" референдум, большего в тогдашней еще нестабильной обстановке в стране Рахмонов себе позволить не мог. Зато он получил возможность упрочить свое положение и подготовиться к референдуму "большому".

Этот референдум не был воспринят всерьез практически всеми международными организациями, но зато таджикская политическая элита отнюдь не стремилась поставить под сомнение необходимость его проведения - с протестом выступила всего лишь одна из оппозиционных партий. И неудивительно. В конце концов, коллеги таджикского президента в других странах Центральной Азии давно уже управляют своими странами, чередуя выборы и референдумы и продлевая собственные полномочия до бесконечности. Но в Узбекистане, Казахстане или Туркмении особых проблем с "референдумной демократией" никогда не было. Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев и Сапармурат Ниязов руководили своими республиками еще до распада Советского Союза, успели даже попасть в последнее политбюро и в госсовет (впрочем, даже менее "партийный" Аскар Акаев возглавил Киргизию еще в советское время). Так что центральноазиатские руководители прошли неплохую школу аппаратного выживания, и для них проблема состояла не столько в удержании власти после провозглашения независимости, сколько в ее упрочении и избавлении от потенциальных конкурентов.

С этой задачей все центральноазиатские руководители вполне справились - причем было бы преувеличением говорить, что использовали они прежде всего голосования и переизбрания. Соперников вытесняли из страны и заводили на них уголовные дела, преемники тоже эмигрировали либо даже оказывались в тюрьмах, о судьбах не успокаивающихся оппонентов я даже и не говорю - последние события в Туркмении показывают, на каком уровне с ними готовы дискутировать о будущем. Референдум о продлении срока полномочий в этих условиях был одним из инструментов упрочения власти, причем одним из самых простых - так используют отбойный молоток там, где можно было поработать и скальпелем...

Но после исчезновения с политической сцены Казахстана и Узбекистана людей, которые могли бы хотя бы теоретически считаться возможными конкурентами или даже преемниками лидеров (в Туркмении таких фигур, собственно, и не было), никто уже не сомневался, что Назарбаев, Каримов и Ниязов - это навсегда, то есть настолько, насколько они сами захотят. И каким путем это их право властвовать будет подтверждено - путем референдума, альтернативных или безальтернативных выборов или принятия новых законов послушными парламентами, - было уже не так важно.

"Вечный" Рахмонов будет отличаться от неуверенного в собственной долговечности

Рахмонов пришел к власти в совершенно иных условиях, в результате кровопролитной гражданской войны, при очевидной внешней поддержке, которая, впрочем, уже вскоре сменилась внешним неприятием (по крайней мере, со стороны Ташкента). Он был представителем отнюдь не самого авторитетного, не самого богатого и даже не самого агрессивного кулябского клана и казался фигурой проходной - считалось, что когда победители поделят Таджикистан между собой, они выберут себе нового президента. Но победители договаривались слишком долго, и к тому же оказалось, что их договоренности - ничто, если они не сумеют договориться с побежденными. За время этих стычек, переговоров, таинственных убийств и исчезновений, новых стычек, новых переговоров и новых таинственных убийств высоким договаривающимся сторонам, вероятно, стало казаться, что появление любого другого президента может разрушить с таким трудом достигающееся хрупкое равновесие. Так в Таджикистане произошел - пускай и позже, чем в других странах Центральной Азии - процесс превращения главы государства в арбитра межклановых разборок, в верхушку пирамиды, на которую не стоит покушаться ради устойчивости хлипкой конструкции.

При этом вполне допускаю, что среди рядовых таджиков были и те, кто голосовал за изменения к конституции именно как за обеспечение стабильности, связанное с рахмоновским периодом. Как сказала одна девушка по ТВ, "я голосовала за то, чтобы Эмомали Шарипович был". А как же иначе? Люди, запомнившие президентскую чехарду, бои за Душанбе, перестрелки в центре города, могут вполне радоваться хотя бы тому, что ничего подобного больше не происходит - и, если позволит Аллах, не будет происходить по крайней мере до 2020 года.

Собственно, с этого момента и начинается задержавшееся строительство таджикской государственности. Рахмонов никуда не уходит и теперь может строить это государство уже не столько под систему межклановых договоренностей, сколько под себя - хотя ясно, что система договоренностей все равно будет фундаментом страны Рахмонова. То, что "вечный" Эмомали Шарипович будет значительно отличаться от неуверенного в собственной долговечности, продемонстрировал уже хотя бы последний визит президента России в Таджикистан, который трудно назвать удачным с точки зрения обеспечения российских интересов в этой стране. Известно, что Владимир Путин вернулся из Душанбе раздраженным поведением своего некогда уступчивого коллеги, но что он реально может противопоставить нынешним представлениям президента Таджикистана о своих возможностях? Тем более, что Рахмонов теперь руководит не Богом забытой постсоветской республикой, о существовании которой было известно разве что узкому кругу специалистов по региону, а страной, стабильность которой беспокоит Соединенные Штаты даже в большей степени, чем Россию. Так что у Рахмонова, принимаемого не только в Кремле, но и в Белом доме, возникает неплохая возможность постоянного маневрирования - ну по крайней мере до 2020 года.

Проведя свой "большой" референдум, Эмомали Рахмонов не придумал ничего нового - он просто окончательно встроил свою страну в политическую систему Центральной Азии. Центральноазиатские руководители пытались идти различными путями - предлагали демократические модели развития, как Акаев, делегировали часть властных возможностей региональным элитам, как Назарбаев, создавали управляемую оппозицию, как Каримов, или превращали страну в собственное поместье, как Ниязов. Но результат всегда один и тот же - безальтернативность лидера и предоставление ему возможности решать, что будет дальше. Это и есть центральноазиатская демократия в начале ХХI века.




EURASIANET,
24 июня 2003

Финансовая амнистия вряд ли повлияет на объемы теневой экономики в Таджикистане

Зафар Абдуллаев

 Если результаты референдума 22 июня будут подтверждены, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов будет иметь возможность баллотироваться еще на два срока, что теоретически продлевает его пребывание у власти до 2020 г. Однако для установления в стране прозрачного демократического режима президенту придется решить несколько весьма серьезных задач. Одна из них заключается в установлении контроля над черным рынком денежных средств.

18 июня Национальный банк Таджикистана сообщил, что в период с 1 по 10 апреля в ходе объявленной амнистии было легализовано 187 млн долларов, а также более одного миллиона рублей и 61 тысяча евро. Большая часть этих денег, по словам начальника пресс-службы нацбанка Рахматшо Додхудоева, поступила в последние дни амнистии. Согласно Додхудоеву, в эти дни казна пополнилась 40 млн долларов и 20 млн таджикских сомони (6,5 млн долларов). Банкиры обратились к правительству с просьбой продлить срок амнистии. В конце мая Рахмонов продлил этот срок до 10 июня. Пресс-секретарь президента Зафар Саидов говорит, что это сделано в интересах "многочисленных граждан и предпринимателей, которые по той или иной причине решили легализовать своих теневые финансовые накопления лишь накануне последнего дня амнистии".

По закону об амнистии любой таджикский гражданин может свободно разместить средства на счетах в одном из восьми крупнейших коммерческих банков, не уплачивая при этом штрафов или налогов. Руководство Национального банка заверило, что те, кто обвиняется в финансовых преступлениях, будет освобожден от наказания и граждане получат свои (отныне легальные) деньги обратно сразу же после того, как власти подведут итоги акции.

Заместитель директора департамента счетов физических лиц Национального банка Нина Амбарцумова призывает граждан покупать на легализованные средства выпущенные государством облигации или создавать новые компании. 18 апреля правительство приняло отдельный закон, освобождающий всех, кто легализовал свои капиталы, от уплаты государственной пошлины на патенты, регистрацию и лицензирование. Закон освобождает также легализованные средства от уплаты налогов в случае вложения денег в жилищное и иное строительство.

Несмотря на эти шаги, эксперты считают, что доверие населения к таджикским банкам будет оставаться на низком уровне. "Люди опасаются, что их деньги могут ‘сгореть’ в любой момент, как это случилось в 1992-1993 гг.", – говорит экономист Рустам Таджиев. По его словам, неспособность государства привести в порядок собственные финансы снижает желание граждан иметь дело с банками. Банки выплачивают проценты, которые едва покрывают инфляционные потери, добавил Таджиев, благодаря чему у вкладчиков создается впечатление, что получение доходов и банковская деятельность – вещи, никак не связанные друг с другом.

Результаты амнистии предсказать трудно, однако лишь немногие ожидают, что она окажет сколько-нибудь значительное влияние на теневую экономику. Соседний с Таджикистаном и гораздо более крупный Казахстан провел аналогичную финансовую амнистию летом 2001 г., в ходе которой самые высокие результаты также наблюдались в ее завершающие дни. Казахстанская амнистия была точно так же продлена на десять дней президентским указом. Министр финансов Мажит Есенбаев заявил тогда парламенту, что "продление является необходимым психологическим фактором, потому что людям требуется время для принятия решений". Целью финансовой амнистии в Казахстане стало получение долларов от лиц, обеспечивших себе "налоговое убежище", и эмигрантов, многие из которых прятали деньги, чтобы избежать постоянно менявшихся правил налогообложения. Перед Таджикистаном, который не может похвастаться, как Казахстан, запасами нефти, стоят несколько более трудные финансовые проблемы.

По мнению экспертов, большая часть "грязных" денег в стране делается на трафике героина и других нелегальных наркотиков, принося ежегодно 300-400 млн долларов.

 Финансовая амнистия не обязательно заставит наркоторговцев заняться легальным бизнесом, особенно в ситуации, когда между богатейшими полями опийного мака Афганистана и рынками Европы и Соединенных Штатов имеется всего лишь одно препятствие в виде подразделения российских пограничников. Ежегодно российские пограничники и таджикские спецслужбы конфисковывают тонны афганского героина, цена которого в России составила бы от 40 до 60 млн долларов. Однако, как признают пограничники, их "улов" не превышает 10 процентов всех наркотиков, переправляемых через территорию Таджикистана.

В ситуации неконтролируемой теневой экономики правительство ввело высокие налоги, что вынудило граждан, не занимающихся наркоторговлей, прятать свои капиталы. Серьезным источником неофициальных доходов является рынок труда. По оценкам экономистов, примерно 800 тысяч нелегальных мигрантов отсылают ежегодно деньги из России в Таджикистан, причем по меньшей мере 60 процентов этих средств составляют наличные деньги. По неофициальным данным, объем "черного нала" в Таджикистане превышает 500 млн долларов.

"У населения имеются значительные запасы наличных денег, что является результатом высокого уровня трудовой миграции и наркоторговли", – говорит независимый политолог Турсун Кабиров.

В этом контексте довровольная сдача денег является всего лишь началом кампании борьбы с теневой экономикой. По данным министерства финансов Таджикистана, в 2002 г. мигранты перевели с помощью банков более 82 млн долларов. Однако продолжение борьбы с нелегальной наличностью может привести к опасным последствиям. Хайдар Махмадиев, отвечающий в администрации Рахмонова за борьбу с наркотиками, заявил журналистам, что "легализация доходов от контрабанды наркотиков и коррупции может стать мощным фактором роста организованной преступности и поставить под угрозу национальную безопасность Таджикистана". Если Рахмонов намерен привести Таджикистан к стабильности, ему придется вступить в жестокую войну на экономическом фронте.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ