Об экономических связях между Молдавией и российскими регионамиГеннадий Коненко
В последние годы Молдавия в контексте расширения
торгово-экономического сотрудничества с Россией стала уделять повышенное
внимание развитию связей с российскими регионами.
Эта линия, имеющая целью освоение в Российской Федерации
новых рынков сбыта молдавской продукции, прежде всего, сельского хозяйства, а
также пищевой и перерабатывающей промышленности, проводилась и прежними
правительствами Республики Молдова, однако после прихода к власти коммунистов
она становится весьма важной составляющей внешнеэкономической стратегии страны в
целом.
Сотрудничество РМ за годы независимости с западными
странами и, тем более, с ближайшими соседями по Юго-Восточной Европе - Румынией,
Венгрией, Болгарией и др. лишний раз подтверждает, что надежды Кишинева на
сколько-нибудь существенное увеличение молдавского экспорта в эти страны не
сбылись и остаются призрачными.
Многие соседи имеют с Молдавией примерно одинаковую
номенклатуру товаров сельскохозяйственного производства, а Запад, кроме
незначительных закупок отдельных сортов высококачественных молдавских вин,
другими товарами не интересуется.
Поэтому Россия с ее необъятным рынком остается для
Молдовы фактически единственным надежным и постоянным источником валютных
доходов, так необходимых для укрепления финансового положения страны.
На сегодняшний день Москва и Московская область являются
ведущими импортерами молдавской продукции, но, как полагают в руководстве РМ,
именно остальные регионы России в совокупности могут стать для Молдовы тем
потенциальным рынком, который способен будет поглотить основную массу молдавских
продовольственных и пищевых товаров.
Вот почему молдаване были весьма удовлетворены включением
в проект базового политического договора, подписанного в ноябре 2001 года,
положения (ст.10) об оказании сторонами содействия "установлению и поддержанию
контактов между субъектами Российской Федерации и
административно-территориальными образованиями Республики Молдова" в различных
областях.
Хотелось бы в связи с этим отметить, что, соглашаясь на
эту формулировку, российские переговорщики не усмотрели в ней юридической уловки
молдавской стороны, направленной на устранение Приднестровья от процесса
налаживания межрегиональных связей между Россией и Молдавией, т.к. регион
фактически административно-территориальным образованием РМ не является. К тому
же официальный Кишинев, ссылаясь на суверенитет Республики Молдова и на
непризнанность Приднестровской Молдавской Республики, делает все возможное,
чтобы воспрепятствовать Тирасполю проводить самостоятельную внешнеэкономическую
деятельность, что, как известно, нарушает ст.3 Московского меморандума от 8 мая
1997 года, оговаривающей право Приднестровья на установление и развитие
торговых, экономических, культурных и др. связей с иностранными партнерами.
В настоящее время, кроме Москвы и Московской области,
молдавские государственные органы и местные административные образования (уезды,
районы и др.) поддерживают торгово-экономические связи с более чем 30 субъектами
РФ. Заключены и реализуются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с
Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Татарстан, Башкирия. Чувашия, Коми, а
также Костромской, Мурманской, Саратовской и Тверской областями. С рядом других
регионов подписаны протоколы о намерениях, часть проектов соглашений о
сотрудничестве находится на рассмотрении соответствующих российских и молдавских
ведомств.
В развитии прямых связей с молдавскими партнерами
заинтересованы и российские регионы. Они проявляют большой интерес к продукции
пищевой и перерабатывающей промышленности Молдавии. Молдавская сторона
предлагает использовать для развития товарооборота поставки из российских
регионов сельхозтехники, запчастей на бартерной основе.
В структуре молдавского экспорта в субъекты РФ
преобладает традиционная сельскохозяйственная продукция: натуральные вина, мясо,
молочные изделия, зерновые - кукуруза и пшеница, растительное масло, соки,
овощи, фрукты, различные консервы, табачное сырье. Все чаще вносятся предложения
о направлении в российские регионы молдавской рабочей силы.
Основу поставок из России составляют
топливно-энергетические ресурсы, а также в значительно меньшей степени
технологическое оборудование, продукция машиностроения, химической
промышленности.
Весьма прочные связи Молдавия установила с Москвой. В
июле 2002 года в ходе визита в Кишинев Ю.М.Лужкова между московским и молдавским
правительствами было подписано Соглашение о сотрудничестве в
торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях.
Существуют договоренности о возможном участии московских экономических агентов в
строительстве и использовании порта на молдавском берегу р.Дунай близ
п.Джурджулешты, конверсии некоторых бывших оборонных заводов, открытии филиала
"Банка Москвы". На территории ВВЦ действует Торговый дом "Молдова-М",
учредителями которого стали такие крупные молдавские предприятия, как Бельцкий
коньячный комбинат, Кишиневский коньячный комбинат, табачно-сигаретная фабрика
"Тутун-КТК", кондитерская фабрика "Букурия", хлебопекарный комбинат
"Франзелуца". Вопрос об отрытии Торгового дома Москвы в молдавской столице
остается пока нерешенным.
Руководство Москвы значительное внимание уделяло и
уделяет вопросам оказания Молдавии гуманитарной помощи. Для русских школ
направлялись учебники и методические пособия, предоставлялась безвозмездная
финансовая помощь на лечение и обучение нуждающимся российским
соотечественникам, а также ремонт ряда русских школ в РМ, в частности, русской
школы в г. Орхее (2003 г.).
Развивается сотрудничество между Москвой и
автономно-территориальным образованием РМ - Гагаузией. Подписан протокол о
сотрудничестве между Университетом г.Комрат (административный центр Гагауз Ери)
и Российским университетом Дружбы народов. От правительства Москвы автономии
было передано около 8 тысяч учебников для русских школ в Гагаузии.
Гагаузская автономия установила контакты также с
Оренбургской областью и Мордовией, а город Чадыр-Лунга (Гагаузия) подписал
Соглашение о сотрудничестве в области экономики, образования и культуры с
российским городом Серпухов.
Надо сказать, что между Молдавией и российскими регионами
идет довольно активный обмен визитами официальных делегаций, групп специалистов,
творческими коллективами.
В 2001-2002 гг. Республику Молдова посетили делегации
Калмыкии, Санкт-Петербурга, Курской области, Саратовской области, по приглашению
губернатора Е.Строева Орловскую область посетил президент Молдавии В.Воронин. В
2003 г. в Кишиневе вновь побывала большая делегация из Курска. В эти же годы
Молдова подписала соглашения о сотрудничестве с Тулой, Оренбургом, Курском,
Нижним Новгородом, Ставрополем и Калмыкией.
На благоприятной в целом тенденции в развитии связей
Молдовы с российскими регионами, однако, отрицательно сказывается тот факт. что
молдавская сторона часто оказывается неплатежеспособной. Отсюда и ее предложения
о бартерных сделках, от чего в России уже стараются отказываться. Не содействует
развитию взаимовыгодных связей и то, что подписанные соглашения о сотрудничестве
нередко носят общий характер, фиксируют намерения, которые затем по той или иной
причине их участники не спешат претворять в жизнь.
Вообще, можно констатировать, что Молдавия охотно
поддерживает все предложения и идеи, способствующие продвижению на российский
рынок своих товаров и услуг, но не готова пересмотреть некоторые положения
молдавских законодательных и подзаконных актов, которые препятствуют развитию
межрегиональных связей и укреплению позиций российских предпринимателей в
Молдавии. Ряд субъектов РФ намеревались открыть в Кишиневе свои
представительства. Но Министерство финансов и Министерство юстиции РМ полагают,
что на представительства российских регионов должен распространяться действующий
порядок регистрации иностранных экономических агентов, заключивших соглашения с
Министерством экономики и реформ, в соответствии с которым представительства не
могут заниматься предпринимательством и будут обязаны информировать местные
власти о штате сотрудников и о деятельности представительства в целом.
Особенно сдержанно, мягко говоря, Кишинев относится к
намерениям и конкретным предложениям российских инвесторов по приватизации
приднестровских предприятий. Так было, например, в отношении покупки акций
Дубоссарского винного завода "Букет Молдавии" московским торговым домом "Арома".
Примерно такую же позицию молдаване заняли в вопросе приватизации Бендерского
завода "Молдавкабель" российским инвестором из Санкт-Петербурга. На словах
молдавские власти не претендуют на приднестровскую собственность, на деле все
обстоит иначе.
Для придания нового импульса развитию
торгово-экономических отношений с субъектами РФ молдавское руководство
вынашивает идею о созыве в Кишиневе специальной конференции с участием делегаций
всех российских регионов.
Этот вопрос премьер-министр РМ В.Тарлев ставил перед
председателем правительства России М.Касьяновым в Санкт-Петербурге на VII
Экономическом форуме в июне 2003 года. Президент Молдавии В.Воронин обсудил эту
же идею с председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Мироновым во
время пребывания последнего в Кишиневе с официальным визитом и получил его
обещание содействовать организации упомянутой конференции.
Хотя переговоры по конкретным вопросам, связанным с
конференцией еще не проводились, молдавская сторона надеется на то, что этот
форум ей удастся провести накануне визита в Молдавию президента России В.Путина,
намеченного на октябрь с.г.
|