Молдова Ази, 18 августа 2003 Дипломатическая полемика в отсутствие реального интересаО.Нантой
Государственность Республики Молдова, в отличие от стран
Балтии, не имела надежной опоры в обществе в момент распада СССР. В общественном
сознании преобладали две противоположные позиции. Незначительная прослойка
интеллигенции, взращенная под крылом идеологического отдела ЦК КП Молдавской
ССР, в большинстве своем была интеллектуально блокирована на уровне "Мы румыны и
точка!". Остальные же рассматривали СССР как утерянный рай. Государственность
Молдовы не являлась целью, к которой стремилась бы основная часть населения
МССР, а с такими понятиями, как правовое государство, демократия и т.д. бывшие
граждане СССР были почти незнакомы.
Без поддержки изнутри, молдавское государство оказалось
весьма уязвимым перед внешними факторами. Именно это и определило, опять-таки в
отличие от прибалтийских государств, успех политической провокации под названием
"Приднестровский конфликт", устроенной с целью удержания Молдовы в зоне влияния
Кремля. В последние годы конфигурация внешних факторов стала меняться, в том
числе благодаря позиции американской дипломатии.
5 августа с.г. влиятельная американская газета "The Wall
Street Journal" опубликовала письмо трех американских послов, Стефана М.
Миникеса, Рудольфа В. Перина и Памелы Хайд Смит, адресованное издателю газеты. В
нем авторы пытаются оспорить утверждения политического аналитика Владимира
Сокора, часто выступающего со своими комментариями на страницах того же издания.
"Яблоком раздора" явилось отношение к идее решения приднестровского конфликта
путем федерализации Республики Молдова. Благодаря Интернету эта полемика
спровоцировала дискуссии и в Республике Молдова. Тем более что идея
федерализации уже поляризовала общественное мнение, а сам Владимир Сокор хорошо
известен молдавской публике по своим комментариям в рамках передач радиостанции
"Свободная Европа". А 12 августа появилась Декларация представителей
гражданского общества Республики Молдова, подписанная пятнадцатью
неправительственными организациями.
В целом аргументация достопочтенных дипломатов сводится к
двум простым тезисам. Первый: Владимир Сокор не прав, утверждая, что
федерализация Молдовы приведет к ее превращению в протекторат России и к
"приднестровизации" обоих берегов. Второй: все, что делается при участии ОБСЕ,
России и Украины в плане федерализации, ОК!
Появление Декларации неправительственных организаций,
выражающих свое несогласие с американскими дипломатами, доказывает, что среди
тех, кто "давно поддерживают непосредственное участие США и Европейского Союза в
своих собственных интересах в решении сепаратистского конфликта в восточном
регионе Республики Молдова", больше критического мышления, чем среди послушных
почитателей "света с Востока". Их контраргументы выглядят гораздо более
убедительными, чем аргументы американских дипломатов. Все же складывается
впечатление, что авторы Декларации ошибаются в главном, а именно - поддерживая
"непосредственное участие США…". Потому что поощрение нынешнего status quo со
стороны трех американских дипломатов, непосредственно задействованных в
приднестровском урегулировании, говорит о том, что США не собирается участвовать
в решении этой проблемы как "заинтересованная сторона".
Проект Киевского соглашения появился более года назад; в
Тирасполе полным ходом идет подготовка к 13-й годовщине "пмр". Проблема
приднестровского сепаратизма существует не год и не два, и если бы США были
действительно заинтересованы в ее решении, то сейчас мы с вами читали бы не
полемику в вашингтонской прессе - вместе с населением Левобережья мы читали бы
надписи на натовских бронетранспортерах. Так, как это произошло в бывшей
Югославии.
На самом деле приднестровский конфликт с самого начала
был и до сих пор остается инструментом осуществления геополитических интересов
Кремля, и одновременно - интересов транснациональной преступной сети. А Игорь
Смирнов с его приспешниками являются лишь марионетками. Этим и объясняется
провал переговоров, особенно в "пятистороннем формате", где российская
марионетка, наряду с россиянами, выступают общим фронтом против миоритических
молдаван.
Точно также происходит и с гениальной идеей федерализации
Молдовы. Президент России Владимир Путин настойчиво твердит о том, что у
Приднестровья должен быть "надежно гарантированный статус", а его марионетка
Игорь Смирнов нагло настаивает на "договорной федерации". И все буксует.
Сегодня вывод вооружения снова якобы блокируется Игорем
Смирновым. Это означает, что Владимир Путин, стратегический партнер Джорджа Буша
в борьбе с терроризмом, член элитного клуба G8 и т.д., не может забрать домой
собственную армию вместе с боеприпасами, так как российский же гражданин Игорь
Смирнов ему не позволяет! А ОБСЕ, которой американские дипломаты так доверяют,
уже традиционно исполняет роль шута в этой трехгрошовой инсценировке.
Ситуация еще больше проясняется, если прочитать статью
"Миссия по укреплению мира в Молдове" - актеры и интересы", опубликованную в
газете "Флукс" 1 августа. В ней утверждается, что в письме, датированном 5 мая
2003 г., президент Владимир Путин потребовал от президента Владимира Воронина,
чтобы Кишинев незамедлительно приступил вместе с Москвой "к согласованию всех
деталей по обеспечению военных гарантий приднестровского урегулирования, а также
к разработке соответствующего двустороннего документа".
Учитывая, что молдавские власти не опровергли
существования этого письма, нам остается лишь констатировать, что Российская
Федерация пытается жестко навязать Воронину план превращения Республики Молдова
в российский протекторат, инициированный еще 2 сентября 1999 г. А вся суета
вокруг термина "федерация", в том числе письмо американских дипломатов - скорее
завеса, за которой происходит циничный торг.
Что ж, поблагодарим американских дипломатов за то, что
они в очередной раз пожурили молдавское гражданское общество, и пожелаем этому
обществу не повторять ошибок тех, кто полагает, что кто-то обязан очистить наш
дом от смирновского мусора.
Мир меняется. Может быть ЕС, в отличие от США, займет
более категоричную позицию по отношению к проблеме сепаратизма в
непосредственной близости от своих границ. Но можно с уверенностью сказать, что
поддержка извне приводит к положительным результатам лишь в том случае, если
есть что поддерживать внутри страны, а именно: если есть "критическая масса"
граждан с чувством собственного достоинства, в отсутствие которой любое
государство дегенерирует в карикатуру. Смотри случай Республики Молдова.
|