Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, 14 августа 2003 Вывод бронетехники – реальный шаг к снижению противостояния сторонВ.Журавлев
Вывод бронетехники миротворческих сил из Зоны
безопасности является реальным шагом, направленным на снижение противостояния
сторон в приднестровском конфликте
14 августа с. г., в соответствии с графиком, утверждённым
5 августа на очередном заседании Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК),
начинается одновременный вывод бронетехники из миротворческих подразделений
Молдовы и ПМР в места постоянной дислокации. При этом вывод будет осуществляться
в два этапа. На первом этапе, с 14 по 15 августа, из молдавских и
приднестровских подразделений одновременно будет выведено соответственно 17 и 20
единиц с вооружениями, боеприпасами и обслуживающим персоналом.
На втором этапе, с 21 по 22 августа миротворческие
подразделения Молдовы и Приднестровья одновременно покинут соответственно 23
единицы и 11 единиц бронетехники. Всего планируется вывести 31 единицу
приднестровской бронетехники и 40 единиц бронетехники Республики Молдова.
После вывода этих сил в Зоне безопасности пока останутся
17 единиц российской бронетехники в составе российских миротворцев.
Вывод данных подразделений миротворческих сил следует
рассматривать в контексте как собственно процесса деятельности ОКК, так и общего
процесса приднестровского урегулирования на фоне работы Совместной
конституционной комиссии (СКК) и Постоянного совещания по политическим
вопросам.
Что касается самой Зоны безопасности, то она
возникла в соответствии с Соглашением от 21 июля 1992 года «О принципах мирного
урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе». В Соглашении
было сказано, что с прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу
частей своих вооружённых сил и иных формирований, боевой техники и вооружения с
целью создания зоны безопасности между сторонами в конфликте. При этом в целях
обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне была учреждена ОКК с
приданными воинскими контингентами (молдавским, приднестровским, российским,
позднее к ним добавился также украинский), представляющими заинтересованные
стороны.
Вопрос о сокращении бронированной техники в
подразделения МС от Молдовы и Приднестровья обсуждался на заседаниях ОКК ещё 26
сентября 1994 года.
3 апреля 2001 года ОКК, в контексте выполнения Одесских
соглашений, обратилась к Миссии ОБСЕ с просьбой провести анализ и дать
рекомендации о необходимом количестве бронетехники в миротворческих
подразделениях сторон в Зоне безопасности для эффективного осуществления
миротворческой операции. Тогда страны ОБСЕ - Австрия, Дания, Нидерланды, Испания
и Финляндия, - направили своих экспертов, которые пришли к выводу, что
оперативной необходимости в бронированной технике в батальонах миротворческих
сил от молдавской и приднестровской сторон в Зоне безопасности нет. На заседании
ОКК 5 июня 2001 года Отчет экспертной группы ОБСЕ был рассмотрен и содержащиеся
в нем выводы приняты к сведению.
Однако лишь спустя почти 2 года стороны снова вернулись к
этому вопросу, когда 27 мая 2003 г. на заседании ОКК было принято протокольное
решение приступить к поэтапному выводу бронированной техники из миротворческих
подразделений сторон до ее полного вывода из Зоны безопасности.
Молдавская сторона вроде бы согласилась с таким решением
и даже подписала этот документ. Но Молдова не торопилась исполнять достигнутые
соглашения. Поэтому, с целью привлечь внимание международного сообщества к
позиции молдавской стороны, 22 июля представители ОКК от Приднестровья
отказались участвовать в очередном заседании. В своем заявлении приднестровцы
потребовали от молдавской стороны выполнить майское решение и принять конкретные
меры выводу бронетехники из Зоны безопасности в предельно сжатые сроки.
Представители ОБСЕ в ОКК и сопредседатели сторон полностью поддержали
приднестровскую делегацию. Этот вопрос в оперативном порядке был включен в
повестку дня очередного заседания ОКК, которое решено было провести 1 августа в
миссии ОБСЕ в Кишиневе.
На заседании полномочных представителей Объединенной
Контрольной Комиссии, которое состоялось 1 августа в миссии ОБСЕ в Кишиневе,
стороны договорились, что график вывода бронированной техники из миротворческих
подразделений Молдовы и Приднестровья должен быть утвержден на очередном
заседании ОКК, которое и прошло 5 августа в Бендерах.
Не менее существенной чем военная, является
политическая составляющая вывода боевой техники из Зоны Безопасности. В
последнее время со стороны запада появились инициативы, направленные на
интернационализацию приднестровского конфликта, вытеснение из региона
российского влияния, критику проекта федерализации Молдовы над которым работает
СКК как средства разрешения приднестровского конфликта. К этим примерам можно
отнести предложение действующего председателя ЕС Нидерландов о направлении в
Приднестровье европейского миротворческого контингента взамен российского, а
также интенсивную критику позиции ОБСЕ, России и Приднестровья по урегулированию
конфликта.
Так, Стефан Миникес (Stephan M. Minikes),
представитель США в ОБСЕ, Рудольф Перина (Rudolf V. Perina), специальный
переговорщик США по конфликтам, Памела Хайд Смит (Pamela Hyde Smith), посол США
в Республике Молдова, 05 августа 2003 в статье "The Wall Street Journal"(США),
вынуждены были специально полемизировать со своими соотечественниками в том, что
создание федеративного государства Молдова не является «главным образом
российскиим проектом", который "вручает Москве постоянный рычаг влияния на
Молдову", а, напротив, способствует справедливому разрешению конфликта и
европейской интеграции Молдовы…
При этом сторонники жёсткой линии принудительной
европеизации Молдовы и Приднестровья как средству решения конфликта по
«косовскому» сценарию свою аргументацию ищут в «неконструктивной позиции
сепаратистов Приднестровья» и поддерживающей их Москвы, слабости и
неэффективности политики ОБСЕ, необходимости изменения формата и механизма
миротворческой операции.
В этом смысле такой реальный шаг, как вывод
бронетехники из Зоны безопасности, который предпринят по настоянию
приднестровцев, направлен на снижение противостояния сторон, осуществлён под
эгидой ОКК и поддержан ОБСЕ весьма важен в политическом отношении в деле
приднестровского урегулирования.
|