Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №81(01.09.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Газета СНГ,
12 августа 2003

США ударят по Туркмении "Джексоном-Веником"

Варвара Злобина

Ну, не дает покоя Джорджу Бушу ситуация, связанная с соблюдением норм демократии в Центральной Азии. На этот раз грозный взор Дяди Сэма пал на Туркмению. И решил техасский ковбой вновь применить к этой центральноазиатской республике пресловутую поправку Джексона-Веника, которая запрещает поддерживать полноценные торговые отношения со странами, имеющими нерыночную экономику, ограничивает права на эмиграцию. Нормальные торговые отношения могут на определенных условиях предоставляться подпадающей под этот закон стране лишь в том случае, если американский президент определит, что она выполняет предусмотренные поправкой требования к свободе эмиграции. Раз в полгода в Конгресс должны представляться доклады о том, продолжает ли та или иная страна выполнять указанные поправкой требования.

Но Буш опередил все доклады и обвинил Туркмению в нарушении международных норм, касающихся свободы эмиграции. Что же омрачило такие теплые в недавнем прошлом отношения Вашингтона и Ашхабада? Не прошло и полгода с того момента, когда США уверяли, что согласны оказать Туркмении помощь по широкому кругу вопросов, начиная от экспорта углеводородов на мировой рынок и заканчивая работой отдельной нефтяной вышки. Для этих целей Вашингтон "раскошелился" аж на 400 тыс. дол. Вообще же, после распада СССР правительство США в рамках программы помощи выделило Туркмении –218 млн дол.

Вашингтон наверняка крайне заинтересован в строительстве Трансафганского газопровода, по которому природный газ из Туркмении будет доставляться в пакистанский порт. Хотя подписанное в апреле Путиным и Ниязовым соглашение в сфере энергетики, рассчитанное на 25 лет, разрушило радужные планы США. Москва получила решающий голос в туркменском энергетическом секторе, что существенно снизило шансы Запада на строительство Трансафганского газопровода для перекачки туркменского природного газа на мировые рынки.

Экономические санкции Вашингтона, по-видимому, не сильно напугают Ашхабад и по причине того, что основная доля товарооборота Туркмении приходится на страны СНГ и ближайших соседей.




Туркменистан Ру,
14 августа 2003

Джорж Буш не предлагал применить по отношению к Ашхабаду поправку Джэксона-Вэника

Как сообщило Бюро международных программ Государственного департамента США, американский президент Джордж Буш направил в Конгресс обновленный доклад об эмиграционной политике Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

В сопроводительном письме к докладу, который Конгресс требует каждые шесть месяцев, Буш написал:

"Направляю в Конгресс обновленный доклад, подготовленный моей администрацией в соответствии со статьями 402(b) и 409(b) Закона о торговле от 1974 года с поправками (19 U.S.C. 2432(b) и 2439(b)), об эмиграционных законах и политике Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Доклад свидетельствует о том, что эти страны продолжают соблюдать международные стандарты по свободе эмиграции, за исключением Туркменистана. Но в связи с новым развитием событий предоставляю Туркменистану те же права, что и другим странам региона".

По словам заместителя пресс-секретаря государственного департамента США Филипа Рикера, чье выступление на брифинге в Вашингтоне цитирует "Интерфакс", до последних месяцев "Туркменистан также в основном соблюдал эти нормы, однако с недавних пор, после нападения на автомобильный кортеж президента Ниязова в ноябре 2002 года, его правительство начало ужесточать контроль за поездками за пределы Туркмении. И хотя оно настаивает, что это временная мера, основанная исключительно на озабоченности безопасностью, предусмотрено восстановление выездных виз и выборочное регулирование в отношении отдельных лиц по решению властей".

Напомним, что некоторые СМИ ранее распространили сообщения о том, что Вашингтон, якобы, вводит против Туркменистана экономические санкции.




Новые известия,
18 августа 2003

Уроки русского по-туркменски

Мехман Гафарлы, Олег Гущин

Дискриминация россиян стала официальной политикой Ашхабада

По-видимому, на русском языке славицы в честь Туркменбаши звучат неорганично. А вернее – вовсе не звучат…

На заседании Народного совета Туркмении в конце минувшей недели президент Сапармурад Ниязов заявил о необходимости проведения через несколько лет президентских выборов. Правда, непоследовательный туркменский лидер тут же предложил внести поправки в конституцию касательно формы правления. Предложения Туркменбаши, как известно, не обсуждаются, поэтому отныне Туркмения – парламентская республика, пожизненным председателем парламента которой стал сам Ниязов. Если в государстве в ближайшие годы и появится другой президент, он все равно будет подчиняться Туркменбаши. Правозащитные организации уже назвали этот шаг "издевательством" над туркменским народом. В любом случае, для местных россиян это ничего не меняет. Они продолжают бежать из Туркменистана.

Еще в апреле по требованию туркменской стороны президенты Путин и Ниязов подписали протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. На этом основании Туркменбаши издал указ, согласно которому все обладатели двойного гражданства должны были до 22 июня определиться, гражданами какой именно страны они хотят быть. Если они выбирают Россию, то с этого момента считаются в Туркмении иностранцами, согласно местной конституции не имеющими права владеть недвижимостью в этой стране. Иными словами, все, кто пожелает сохранить российский паспорт, лишаются жилья. Кстати, запрещено иностранцам и жить в приграничных районах. А если посмотреть на карту Туркмении, то становится понятно, что вся жизнь там протекает именно в этих районах, вдоль иранской границы и Амударьи. Вся остальная страна – сплошная пустыня.

Впрочем, и до этого политика туркменских властей в отношении россиян не была образцом терпимости. Невыносимые условия для них создавались постепенно, шаг за шагом. Председатель русской общины Туркмении и президент Фонда поддержки переселенцев из Туркмении Анатолий Фомин в интервью "НИ" рассказал, что на сегодняшний день русский язык исключен практически из всех сфер образования. Закрыт факультет русской филологии в туркменском госуниверситете, а его преподаватели уволены. С этого года подготовка учителей русского языка для начальных классов больше не будет проводиться. Русские школы преобразованы в туркменские. А русский язык отныне будет изучаться, как иностранный. Если в 1991 году в Туркмении было около 1500 русских школ, то сегодня осталась только одна, да и та при российском посольстве. В то же время в Туркмении, по словам Анатолия Фомина, работают 30 турецких гимназий.

Россия выделила всем странам СНГ квоты на обучение выпускников общеобразовательных школ в ведущих российских вузах. Но только Туркмения отказалась от этого предложения. Ашхабад также не признает дипломы российских вузов. В одном из телевыступлений Туркменбаши официально объявил их недействительными. Помимо этого, Ниязов часто по телевидению говорит о дурном влиянии России на молодежь своей страны.

Русскоязычные жители Туркмении в культурном и информационном плане практически отрезаны от России. Российские газеты уже давно изымаются таможенниками на границе, как самая лютая контрабанда. Закрыты российские телеканалы и все русскоязычные программы на туркменских. Осталась лишь двухчасовая ежедневная программа ОРТ. Но и там показываются выбранные туркменской цензурой неполитические передачи. Остановлена также трансляция российских радиостанций. Так что решение о прекращении двойного гражданства стало завершающим аккордом антирусской кампании в Туркмении.

Вообще, двойное гражданство с юридической точки зрения явление сложное и, как правило, нежелательное в любом государстве. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов в беседе с корреспондентом "Новых Известий" сказал, что большинство стран стараются ликвидировать институт двойного гражданства или минимизировать его. В принципе апробирован способ, когда людям с двойным гражданством предоставляется право выбора (оптации). Но для этого, подчеркнул Олег Миронов, необходимы достаточно длительные сроки и человеческие условия.

Нечеловеческие условия, говорит председатель русской общины, вынуждают людей при первой же возможности покидать туркменскую землю. Если до развала СССР в Туркмении проживали 15,6% (около 350 тысяч) этнических русских, то сегодня официально остались не более 2% из пятимиллионного населения Туркмении. То есть около 100 тыс. человек. И из них, по словам Фомина, почти половина уже уехала в Россию. По данным русской общины Туркмении, каждый день из республики уезжают в среднем 25 семей. Те, кто выбрал российское гражданство, не могут оставаться в стране. Но даже им, официально признанным иностранцам, для того, чтобы покинуть пределы Туркмении, требуется туркменская выездная виза, выдаваемая полицейскими участками. Надо ли говорить, что получить ее трудно, дорого и унизительно. Запрос на визу рассматривается в течение трех месяцев полицией и КНБ (Комитетом национальной безопасности), после этого нужно отстоять очередь в ОВИР, как правило, растягивающуюся на несколько недель. Завершение всех процедур совсем не означает, что после будет дано разрешение на выезд. Но если оно все-таки будет выдано, на этом мучения желающих выехать не заканчиваются.

Железнодорожное сообщение Туркмении с Россией прервано. Воздушное – значительно ограничено. Если еще пять-шесть лет назад из Ашхабада в Москву было по три рейса в день, то сегодня из ашхабадского аэропорта самолеты в российскую столицу летают только три раза в неделю. По свидетельству Фомина, достать билеты на эти рейсы практически невозможно. За каждый приходится платить в кассу сто долларов сверху. Таким образом весь билет обходится в 350 долларов, при том, что сегодня средняя зарплата в Туркмении составляет примерно 50 долларов в месяц.

Те, кому удалось вырваться, пытаются как-то подтолкнуть российские власти к более активным действиям в защиту своих граждан. Но пока без большого успеха. Например, бывший депутат туркменского парламента Айгуль Таджиева, являющаяся гражданкой России, уже больше года шлет обращения в международные организации, Госдуму, МИД и Миграционную службу МВД России с просьбой защитить ее права в Туркмении. По ее словам, туркменские власти ей даже не позволяют продать собственную квартиру. В ашхабадском хакимияте (городская администрация), где оформляются договора купли-продажи на недвижимость, существует "черный список" КНБ. В него попала и Айгуль.

С аналогичной проблемой столкнулся и другой гражданин России – Константин Сизов. Ему в хакимияте Ашхабада также отказываются оформлять документы на квартиру. Хотя она является его собственностью. Обращения Сизова в МИД и Миграционную службу МВД России так и остались без ответа. Если даже Сизову удастся продать свою ашхабадскую квартиру, вряд ли он сумеет обустроить жизнь в Москве: его роскошная четырехкомнатная квартира в центре Ашхабада стоит не дороже 6000 долларов.

С июля в Ашхабаде начала работать совместная российско-туркменская комиссия по двойному гражданству. О результатах ее деятельности пока ничего не известно. По словам Олега Миронова, переговоры идут, а промежуточные результаты дипломаты обнародовать не хотят. Возможно, это и так, но ситуация для желающих уехать из Туркмении от этого не изменилась.

Справка "НИ"

На 1 августа 2001 года население Туркмении составляло 54789 тыс. человек. Для сравнения: по переписи 1979 года население Туркмении составляло 2 млн. 759 тыс. человек, 1989-го – 3 млн. 534 тыс. В последние десятилетия в Туркмении растет численность только титульной национальности. В 1926 году доля русских в населении Туркмении составляла 7,7%. В 1939 году она достигла пика – 18,6%, при этом туркмены составляли 59,2% населения. Но к 1989 году удельный вес туркмен вырос до 72%. А в 1995 году коренное население составило 77%, русские – 6,7%. В 2001-м – соответственно 91% и 2%. Таким образом, с 1989 по 2001 год в Туркмении численность туркмен выросла почти вдвое, а русских – упала втрое.




Финансовые Известия,
14 августа 2003

Выкручивая руки

Ольга Губенко

Туркмения и Украина заставляют "Газпром" строить невыгодный трубопровод

Россия, Украина и Туркмения могут начать очередную трехстороннюю газовую войну. Причина ссоры - разногласия вокруг проекта строительства нового трубопровода для транспортировки газа из Центральной Азии на Украину через российскую территорию. Россия не хочет строить этот газопровод, но скорее всего вынуждена будет уступить давлению Киева и Ашхабада.

Россия, Украина и Туркмения в очередной раз стояли на грани окончания мирного газового сотрудничества - по большому счету, у этих стран уже давно нет доверия по взаимодействию в газовой сфере. Украина почти пять лет занималась так называемым "несанкционированным отбором российского газа". Этим она вызывала гнев "Газпрома" и российского правительства. Туркмения же обвиняла Россию в том, что она спекулирует ее газом в Европе. В последнее время Россия, Украина и Туркмения перестали бросаться взаимными обвинениями и попытались сотрудничать конструктивно.

"Газпром" не может обойтись без магистральных газотранспортных сетей Украины: по ним транспортируются основные объемы российского газа в Западную Европу. Туркмения также крайне важна для российских газовиков - газом, купленным у Ашхабада по ценам вдвое ниже мировых, "Газпром" замещает обязательные поставки российским потребителям. А газ, добытый в России, отправляет на экспорт в Европу. Для Туркмении "Газпром" - один из лучших оптовых покупателей, а энергетический баланс Украины без российского газа не сможет быть сформирован даже наполовину.

Такая новость, как объединение двух партнеров против третьего, может привести к международному политическому скандалу и экономической стагнации базовых отраслей этих стран.

В государственной газовой компании Украины ("НАК Украины") "Финансовым Известиям" вчера заявили, что не вели переговоров о строительстве дополнительных мощностей для транспортировки туркменского газа на Украину напрямую с Туркменией. По сообщению руководства "НАК Украины", последний раз возможность строительства новых газопроводов обсуждалась на трехсторонних переговорах весной этого года. "Тогда инициатива шла от президента Туркмении Сапармурата Ниязова, - сказал "Финансовым Известиям" собеседник в украинской газовой компании. - Именно Ниязов предложил построить трубопровод от газовых месторождений Туркмении через территорию Казахстана до Саратовского газопроводного узла, который расположен близко к границе России с Казахстаном. О строительстве трубопровода через всю территорию России речи не было. Мы готовимся к переговорам по этому вопросу, которые должны состояться 14 сентября на саммите СНГ в Ялте".

В "Газпроме" говорят, что будут вынуждены строить новые мощности. "Газпром" заключил соглашение с Туркменией, согласно которому в 2004 году российский концерн будет покупать у туркменских газовиков 5-6 млрд. кубометров газа, к 2006 году - до 10 млрд., а в 2007 году - уже 60-70 млрд. кубометров. Существующие газотранспортные системы способны пропустить лишь 30-35 млрд. кубометров газа в год, и "Газпром" обдумывает варианты строительства нового газопровода. По словам пресс-секретаря главы "Газпрома" Сергея Куприянова, компания пока не определилась с маршрутом нового газопровода. Рассматриваются два варианта – через территорию Казахстана и Узбекистана, а также вдоль побережья Каспийского моря.

Но источник в "Газпроме" сообщил "Финансовым Известиям", что в компании внимательно следят за всеми действиями Украины и Туркмении: "Попытки давления возможны, и нужно быть начеку".

Аналитики считают, что "Газпрому" необходимо делать все возможное, чтобы дозировать объемы поставок газа из стран Центральной Азии. "Новый газопровод от месторождений Туркмении может увеличить потенциал Туркмении как поставщика, - сказал "Финансовым Известиям" аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - Но Россия не должна создавать конкурента собственными руками - Туркмения с ее запасами газа может представлять для "Газпрома" реальную опасность на европейских газовых рынках".




Время новостей,
22 августа 2003

Беспредельное гостеприимство

Алексей Гривач

Украина зовет в консорциум Среднюю Азию

Так и не договорившись с Россией и Германией о правилах игры в рамках консорциума по управлению своей газотранспортной системой, Украина решила "смешать карты" и пригласить в него новых участников. Министр топлива и энергетики республики Сергей Ермилов после заседания коллегии своего ведомства заявил, что Киев предлагает включить в консорциум Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. По его словам, "имеется возможность увеличить добычу и в Туркменистане, и в Узбекистане, нужно дать дорогу этому газу". "Именно поэтому, - считает он, - за счет средств консорциума необходимо построить новый газопровод".

В "Газпроме" газете "Время новостей" сказали, что с идеей строительства нового маршрута уже давно согласились, а по поводу приглашения среднеазиатских государств в сам консорциум предпочли не высказываться. Однако источник, близкий к российско-украинским переговорам, назвал инициативу "беспределом". По его словам, в Киеве газпромовской делегации говорится одно, а после завершения визита чиновники правительства Украины фонтанами выдают журналистам новые идеи. "Это изрядно вредит переговорному процессу, - жалуется собеседник газеты. - Но, к сожалению, такая манера ведения дел давно практикуется у наших украинских партнеров".

Судя по всему, "великодушие" Киева в адрес Средней Азии связано с определенными надеждами, которые НАК "Нефтегаз Украины" питает по поводу туркменского газа. Глава этой компании Юрий Бойко сообщил вчера журналистам, что 5 сентября он возглавит делегацию, которая отправится в Ашхабад для переговоров о заключении долгосрочного контракта на поставку природного газа после 2007 года. Речь идет о соглашении на 25 лет о поставках 30-40 млрд кубометров газа в год. Однако перспективы его подписания выглядят весьма туманными в связи с тем, что практически весь газ, который Туркмения сможет экспортировать в северном направлении, законтрактовал "Газпром" на те же четверть века вперед. Даже если Ашхабад сможет добывать дополнительные несколько десятков кубометров для Украины, транспортировать будет решительно не на чем. Даже для газпромовского контракта газопроводную систему нужно расширять на 40-60 млрд кубометров в зависимости от участка (подробнее см. "Время новостей" от 19 августа). В российском концерне заявили, что не знают, откуда возьмется туркменский газ на Украину и как он доберется до Киева.

"Газпром" тем временем продолжает налаживать "инфраструктуру" для укрепления сотрудничества с Туркменистаном. Правление компании вчера приняло решение об открытии представительства "Газпрома" в Ашхабаде. "На заседании отмечалось, что открытие представительства повысит эффективность взаимодействия ОАО "Газпром" с органами государственной власти, предприятиями и организациями Туркменистана по реализации Соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли", - говорится в пресс-релизе концерна. Кто будет отправлен в "ссылку" в страну "Золотого века Туркменбаши" в качестве главы представительства, пока не решено.




Независимая газета,
21 августа 2003

Туркменбаши уйдет, чтобы остаться навсегда

Анатолий Гордиенко

Пожизненный президент Туркмении стал еще и пожизненным председателем Народного совета республики

Обнародованное в Ашхабаде постановление туркменского меджлиса (парламента) "Об избрании пожизненного президента нейтрального Туркменистана великого Сапармурата Туркменбаши пожизненным председателем Халк маслахаты (Народного совета)" сняло все вопросы, которые возникли после недавнего выступления президента Ниязова в бывшем Красноводске, а ныне городе Туркменбаши. Тогда, на состоявшемся 14-15 августа ежегодном заседании Халк маслахаты, куда помимо депутатов парламента входят чиновники из органов исполнительной и судебной власти, а также тщательно подобранные "народные представители", слова туркменского лидера были восприняты как сенсация. Ведь объявленный четыре года назад пожизненным президентом Туркмении Сапармурат Ниязов во всеуслышание заговорил о том, что "судьба государства и народа не должна зависеть от одного человека", что "президента необходимо переизбирать, так как Конституция Туркмении устанавливает возрастной предел для главы государства - 70 лет" и что если не в 2006-м, так в 2007 году в Туркмении будут объявлены президентские выборы. Словом, получается невероятное: где-то в 2010 году эпоха Ниязова в Туркмении может закончиться - ведь "отцу всех туркмен" тогда как раз исполнится семьдесят.

Но в том-то и дело, что Туркменбаши, готовясь к этой дате, придумал вариант продления своих полномочий. Он предложил превратить Народный совет, собиравшийся ранее только раз в год для обсуждения (точнее - для одобрения) важнейших государственных решений, в постоянно действующий высший законодательный орган республики. Внести в Конституцию Туркмении соответствующие поправки проблемы не составило: "за" проголосовали все 2507 участников заседания. С тем же "всеобщим ликованием" пожизненным председателем Халк маслахаты тут же был избран Сапармурат Ниязов.

Совмещение этой должности с президентской сняло все вопросы о том, кто будет реально управлять Туркменией после 2010 года, когда - пусть даже гипотетически, - несмотря на "многочисленные просьбы трудящихся", Ниязов может оставить пост главы государства. Ведь (согласно принятым поправкам к Конституции) именно в руках председателя Халк маслахаты сосредотачиваются все рычаги государственной власти. Что касается нового президента, то это будет легко контролируемая фигура, не имеющая никаких реальных полномочий. Причем кто именно будет достоин в будущем даже этой сугубо "представительской" роли, будет определять сам Туркменбаши.

Попереживав по поводу президентской "прозы", в Туркмении не забыли и о "высоком": на этой неделе здесь вышла новая книга Сапармурата Туркменбаши - "Пять эпох духовности туркменского народа". Ее презентация состоялась в республиканском меджлисе в присутствии депутатов, представителей общественности, руководителей СМИ, деятелей культуры. В новом творении рассказывается о духовности, государственности и традициях, надеждах и свершениях туркменского народа, начиная с эпохи Огуз-хана, ставшего родоначальником туркменской нации, и кончая сегодняшним днем. Нынешние времена, по Ниязову, - это эпоха воплощения вековых надежд туркменского народа. С чьим именем связывается эта эпоха, гадать не приходится.

Анализируя последние события в Ашхабаде, эксперт московского Центра Карнеги, профессор МГИМО Алексей Малашенко в интервью "НГ" отметил, что нынешний ход Сапармурата Ниязова, как, впрочем, и все предыдущие, легко укладывается в рамки пусть и своеобразной, но логики. "Ниязов просто обязан как-то реагировать на то, что в мире временами поднимается тема соблюдения в Туркмении прав человека, уровня демократии в этой стране и т.д., - считает Малашенко. - В этом смысле предложение Туркменбаши отменить постановление того же Халк маслахаты от 1999 года о его пожизненном президентстве - не что иное, как "старая песня" на новый лад. Ведь возглавить наделенный новым статусом Народный совет его опять-таки попросил народ". По словам российского эксперта, тем самым Сапармурат Ниязов пытается всех убедить в одном: дескать, никакой он не диктатор, просто особенности туркменского менталитета вынуждают его в данный момент действовать в соответствии с волей народа. Пропаганде этой же идеи, по словам Алексея Малашенко, служит и вышедшая в Ашхабаде новая книга президента Ниязова: "Раскручиваемая по местному телевидению, она являет собой, по сути, "краткий курс ВКП(б)" в туркменском варианте".




Немецкая волна,
22 августа 2003

Чем компенсирует Ниязов отсутствие поддержки со стороны талибов?

Виталий Волков

Оразов: Еще недавно ему помогали талибы...

В Туркменистане вносятся изменения в Конституцию: скандальные меры, направленные против лиц, имеющих российское гражданство, заслоняют, по мнению Худайберды Оразова, фактическое изменение государственного устройства.

В центре внимания лишь два основных момента – об отмене института двойного гражданства и о придании Народному совету полномочий "высшей государственной власти и управления". Как сообщает из Ашхабада корреспондент "Немецкой волны" Азат Атаев, в Туркменистане обсуждаются внесенные в Конституцию страны поправки, одобренные участниками заседания Народного Совета, прошедшего недавно в приморском городе Туркменбаши. Это уже третья редакция Основного закона принятого десять лет назад.

Особое внимание граждан Туркменистана имеющих туркмено-российское гражданство привлек появившийся новый пункт в седьмой статье Конституции который гласит: "За гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства". Любопытно, что конституционные поправки должны были обсуждаться народными представителями. Однако проект с изменениями Основного закона страны не только не публиковался, но и вовсе не предавался огласке. Впервые знакомил делегатов Народного Совета с проектом новой редакции Конституции, глава туркменского парламента Овезгельды Атаев, даже не упомянув об этой поправке.

Вообще тема двойного гражданства не обсуждалась представителями народа на прошедшем заседании. Единственный раз, председатель Народного Совета, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов говоря о национальном составе государства, сообщил, что на данный момент в стране проживает 109 тысяч русских, подчеркнув, "граждане России желающие жить в Туркменистане, должны будут жить по туркменским законам".

Односторонний выход официального Ашхабада из двустороннего соглашения с Москвой о двойном гражданства вызвал серьезную озабоченность как у русскоязычных жителей Туркменистана, так и в России. Как оценивают российские политики закрепление в туркменской конституции тех изменений, против которых Москва активно возражала? В интервью программе "Фокус" заместитель председателя комитета государственной Думы РФ по делам СНГ, член двусторонней российско-туркменской комиссии по вопросам двойного гражданства Сергей Апатенко заявил:

"У нас существуют два соглашения о двойном гражданстве – с Киргизией и с Туркменией и я хочу сказать, что конечно же могут возникнуть некоторые проблемы –это и беспокоит сегодня президента РФ, общественность нашу - комиссия сегодня создана для того, чтобы выход туркменской стороны из этого соглашения не повлек никаких притеснений и нарушения прав граждан РФ. Вот для этого и создана комиссия – чтобы определить условия, возможны ли эти притеснения некоторые или не возможны в связи с односторонним выходом? Первый этап завершен, но комиссия не распущена, работают эксперты и с туркменской стороны и с российской и в начале сентября состоится второй этап переговоров в Москве. Я думаю, что к этому второму раунду мы будем более подготовленными".

Другой заместитель председателя думского комитета по делам СНГ, Вячеслав Игрунов считает, что значительная часть граждан Туркменистана имеют тесные связи с Россией и законодательством были обеспечены права двойного гражданства для ста тысяч жителей Туркменистана:

"Тут в одночасье они отнимаются задним числом. Закон, получающий обратное действие. И, конечно, это нарушает гражданские права множества этих людей. На мой взгляд это – недопустимое движение. Здесь необходимы и меры дипломатического давления, но я уверен, что Туркменбаши большинство дипломатических шагов безразличны. Я думаю, Россия должна подумать и о экономических санкциях в отношении Туркменбаши".

А вот что говорит лидер туркменского оппозиционного движения "Ватан", бывший вице-премьер Туркменистана Худайберды Оразов:

"Внеся изменение в седьмую статью Конституции, что за гражданином Туркменистана не признается гражданство другой страны, он сам ответил на вопрос, как он относится к международным соглашениям вообще и с дружественной Россией в частности. Не говоря уже о судьбе ста тысяч лиц с двойным гражданством".

Раньше Ниязову помогали талибы, теперь он должен помочь себе сам?

Однако, говоря лишь о вопросах двойного гражданства, нельзя упускать из виду закрепленные новой редакцией Конституции изменения в системе государственного управления Туркменистана, а именно придание новых полномочий Народному совету. Худайберды Оразов видит смысл этих изменений в следующем:

"Подразумевается, во-первых, что С. Ниязов, хоть по юридическим нормам никогда не избирался как глава государства, но два срока, предусмотренные Конституцией, прошли. Создав новый орган, он полностью меняет систему управления государством, и этот орган его назначает председателем этого совета, и, таким образом, вроде бы у него есть право руководить страной. Второе – это то, что на Народном Совете Ниязов напирал на внесение изменения о возрасте президента до 70 лет, а о конституционной норме, что человек не может избираться президентом более двух раз, и о том, что все его сроки давно прошли, он ни разу не вспомнил.

Другой момент – это то, что практически об этом Народном Совете никто не вспоминал, он по два-три года не собирался и веса в обществе он не имел. Но тогда у Туркменбаши была большая дружба с режимом талибов, и он не нуждался в поддержке какого-либо органа или группы людей, надеясь на помощь талибов. Туркменистан начал срастаться с Афганистаном. Практически полностью были открыты границы, поставлялись все энергоресурсы из Туркменистана, полностью поставлялось из Туркменистана вооружение. В обратном порядке в Туркменистан шли наркотики, шли моджахеды. И неоднократно Ниязов сам говорил, что разговаривал с тем-то или тем-то из руководства талибов, и они сказали, что готовы в любое время бросить мне на помощь, к примеру, 2500 талибов, которые могут победить любое войско, если кто-то захочет сделать что-то не так в стране. Это его слова, которые он сам озвучивал. В результате он уничтожил то, на чем обычно держится режим. Это все местные органы власти – там пол года, год – больше на должностях не сидели. Другой ветвью , на которой держится режим – это силовые структуры. Как мы знаем, в силовых структурах он руководящее ядро убрал. Таким образом, режим остался в лице его самого и небольшого круга лиц. И одна из задач Народного Совета - это по быстрому создать систему, которая бы удерживала этот режим".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ