,
Справка МИД России о мерах по поддержке русского языка, культуры и образования в Украине
Проблема русского языка является острой гуманитарной,
социальной и политической проблемой украинского общества. Это связано с проводимой
на государственном уровне политикой вытеснения русского языка со всех уровней
политической и общественной жизни, очищения от него украинского культурного,
образовательного и информационного пространства, закрепления за ним статуса
языка "национального меньшинства".
Идеологически такая политика обосновывается украинскими
властями тем, что русский язык и культура, якобы, "своим более чем трехсотлетним
безраздельным господством, сознательным ущемлением и вытеснением украинского
языка и ценностей украинской культуры нанесли огромные исторические потери украинской
нации". При поддержке властей общественному мнению внушается, что ограничение
сферы функционирования русского языка и культуры, полная "дерусификация"
украинского общества являются непременным условием украинского национально-культурного
возрождения, построения независимого украинского государства.
Подобный подход в отношении к русскому языку и культуре
остается неизменным с момента провозглашения независимости Украины. Можно говорить
лишь о некоторых изменениях в тактике его реализации. В частности, в последнее
время для того, чтобы отвести обвинения в сознательной дискриминации русского
языка, из официальной лексики исчезла запретительно-ограничительная риторика
в его адрес, сняты лозунги "дерусификации" общества. На смену пришли
призывы оказывать целенаправленную поддержку украинскому языку и украинской
культуре. Сознательно смещая акценты, официальный Киев стремится доказать, что
в Украине актуальной является проблема не русского, а украинского языка. Ее
решение рассматривается как исключительная функция украинского государства.
Попытки воздействовать на языковую ситуацию в интересах русского языка воспринимаются
как выступления против украинской государственности.
О неизменности украинской позиции, принципиальном игнорировании
исторически сложившегося "двуязычия" украинского общества свидетельствуют
неоднократные заявления Президента Украины Л.Д.Кучмы о том, что "последовательное
утверждение украинского языка будет происходить на всей территории Украины и
во всех сферах общественной жизни". При этом не учитываются языковые и
этнокультурные права и интересы тех миллионов граждан Украины, которые считают
себя русскими.
По итогам переписи 2002 года, в национальном составе
населения Украины преобладают украинцы, численность которых составила 37541,7
тыс.человек или 77,8% от общей численности населения. По сравнению с переписью
1989 года, число украинцев увеличилось на 0,3%, а их удельный вес среди жителей
Украины - на 5,1 процентных пункта.
Второе место по численности занимают русские. Их число
по сравнению с переписью 1989 года сократилось на 26,6% и составило 8334,1 тыс.человек.
Удельный вес русских в общей численности населения снизился на 4,8 процентных
пункта и составил 17,3%.
Украинский язык считают родным 67,5% населения Украины,
что на 2,8 процентных пункта больше, чем по данным переписи 1989 года. Русский
язык считают родным 29,6% населения, по сравнению с прошлой переписью населения
этот показатель сократился на 3,2 процентных пункта.
Политика "дерусификации" привела к тому,
что на сегодня практически разрушена вертикаль русского образования. В значительной
части Украины полностью ликвидирована сеть русскоязычных дошкольных учреждений.
В среднем образовании на начало 2002 г. из 21,5 тыс. школ в стране только 2,2
тыс. являются русскими школами (в 1990 г. - 4,63 тыс.). Русское школьное образование
сокращается не только количественно, но и качественно, поскольку оставшиеся
школы, по существу, перестают быть русскими, а превращаются в украинские школы
с преподаванием на русском языке. Программы и содержание обучения в них украинизированы
и, по сути, отлучают учащихся от русской культуры и истории.
Кризис русской общеобразовательной школы усиливается
разрушением системы подготовки и переподготовки преподавателей русского языка
и литературы, хроническим недостатком квалифицированных учебников на русском
языке, отсутствием методической, наглядной и справочной литературы.
Высшее образование также полностью переводится на украинский
язык. В западных и центральных областях Украины этот процесс завершен. В настоящее
время украинизация активно осуществляется в восточных и южных регионах страны,
где проживает основной массив русскоязычного населения.
В результате "дерусификации" русский язык
сегодня практически вытеснен из государственных средств массовой информации.
Русскоязычное население не имеет возможности пользоваться им во взаимоотношениях
с государственными органами, с трудом получает информацию из российских СМИ.
Позиция украинских властей в вопросах русского языка,
культуры и образования отражается в их отношении к русским национально-культурным
обществам и организациям. Любые попытки с их стороны начать цивилизованную публичную
дискуссию по этим вопросам воспринимаются как выпад против украинской независимости,
как происки "пятой" колонны.
Русские организации отстранены от процесса подготовки
и принятия решений по языковой политике. Будучи официально зарегистрированными,
они не получают поддержки со стороны властей и в других направлениях своей деятельности.
Особую озабоченность вызывает ситуация, сложившаяся
в связи с ратификацией украинским парламентом Европейской хартии региональных
языков или языков нацменьшинств. Вступивший в силу закон о ратификации, по сути,
является шагом назад по сравнению с законом, принятым в 1999 году. Так, в новом
законе исчезла статья, позволяющая органам местного самоуправления устанавливать,
при наличии возможностей, более благоприятные условия для языков нацменьшинств.
Исчезла также и статья, предусматривавшая, что при применении Хартии не допускается
сокращение сети образовательных, культурных и других учреждений, в функционировании
которых применяются языки меньшинств.
Дискриминационная политика в отношении русского языка
вызывает не только многочисленные протесты русскоязычных граждан, но уже беспокоит
и властные структуры, прежде всего в регионах с русским (русскоязычным) населением.
Об этом свидетельствуют обращения к Президенту Украины и Верховной Раде с призывом
внести изменения в Конституцию с целью придания русскому языку официального
статуса. Их направили Луганский, Донецкий, Днепропетровский областные советы,
Верховный Совет Крыма. За использование русского языка в качестве официального
высказался на городском референдуме г.Харьков. В декабре 2002 г. законопроект,
содержащий это требование, внес в Верховную Раду народный депутат Л.Грач.
В этой связи представляется целесообразным, продолжая
работу по консолидации соотечественников, в то же время уделять серьезное внимание
установлению и развитию контактов с украинскими политическими силами, которые
в борьбе за симпатии избирателей разыгрывают "российскую карту", а
также чьи экономические интересы связаны с российским рынком. Особое значение
такая работа приобретает в преддверии приближающихся в Украине президентских
выборов.
|