Вечерняя Москва, 20 октября 2003 Земля в хрустале, а рояль под сценойСергей Минаев
На вручении наград зарубежным соотечественникам
мастера искусств были на высоте, но рисковали свалиться в яму.
В минувшую пятницу в Московском международном доме
музыки впервые награждали ярких представителей русского зарубежья. Вручение
почетных наград "Вместе с Россией" стало завершающим аккордом форума
"Зарубежная диаспора - интеллектуальный потенциал России", прошедшего
на прошлой неделе при содействии столичного правительства. Памятный знак представляет
собой хрустальный шар диаметром 15 см, на котором изображены контуры нашей страны,
а внутри которого - русская земля.
Всего было пять номинаций - за вклад в дело защиты
прав русскоязычного населения, в развитие русскоязычных средств массовой информации
за рубежом, в мировую науку, в русскую культуры и искусство и в сохранение русского
языка и литературы за рубежом. Первым награду из рук вице-премьера федерального
правительства Галины Кареловой получил депутат литовского сейма и член ПАСЕ
Сергей Дмитриев. Вторым обладателем родной земли в хрустале с помощью вице-спикера
Госдумы Георгия Бооса стал руководитель рижского издательского дома "Петит"
Алексей Шейнин. Третья награда отправилась в США, перейдя из рук Сергея Капицы
в руки академика Роальда Сагдеева. Четвертую Зураб Церетели и один из руководителей
Международного совета российских соотечественников граф Петр Шереметев
передали живущему в Великобритании князю Никите Лобанову-Ростовскому (на днях
"ВМ" печатала интервью с ним). И последнюю, пятую награду Юрий Лужков
вручил русскому поэту Науму Коржавину, проживающему в США.
Кроме этого, два специальных "литературных"
приза московского правительства, исполненных в виде арфы с водами Невы, Волги
и Байкала, достались писателям - "швейцарцу" Юрию Гальперину и "американцу"
Эдуарду Тополю.
И все было бы хорошо, если бы...
"Это был незабываемый вечер" - эти слова
прозвучали в пятницу со сцены Московского международного дома музыки. И действительно,
такое количество накладок и казусов, как на этой церемонии, не скоро забудешь.
Авторы церемонии замахнулись на нечто подобное вручению "Оскара",
и не без оснований - технически зал оснащен по последнему слову. И начиналось
все замечательно: в процессе лазерного шоу над зрителями классно полетали зеленые
орлы, заработав аплодисменты. Но стоило выйти к микрофону ведущим Иосифу Кобзону
и Марии Шукшиной, как стало очевидно, что им дали один сценарий праздника, а
всем остальным службам зала - другой. Время от времени в процессе возникали
паузы, когда зал ожидал некоего технического действа, а его все не было, и в
результате Иосиф Давыдович решил спасать ситуацию анекдотами. До поры до времени
у него это получалось.
Но в середине шоу случилось непредвиденное. Сцена зала рассчитана на большие
музыкальные коллективы, хотя сама по размерам невелика и вывозить рояль неоткуда.
Архитекторы решили проблему красиво, но сложно: в центре сцены время от времени
кусок пола уходил вглубь, а когда возвращался, на нем уже стоял рояль. Что-то
подобное есть на авианосцах - таким образом самолеты из трюма подаются на палубу.
Раза два въезд-выезд рояля прошел штатно, а вот на третий у инструмента не совсем
правильно прикрыли крышку, и при уходе под сцену рояль зацепился, перекосился
и со страшным скрипом приподнял середину пола. С этого момента и до конца торжественного
мероприятия на сцене зияла "рояльная яма", к которой пришлось поставить
специального человека, дабы в нее не свалился награждаемый.
Через двадцать минут после тектонических изменений
сцены удалось найти трех рабочих, которые во время выступления скрипичного "Вивальди-оркестра"
попытались исправить ситуацию - без малейшего успеха. Злосчастная дыра внесла
одно изменение в программу вечера, лишив зрителей возможности насладиться балетным
искусством солистки Большого театра. Кобзон не упустил случая поиронизировать
над тем, что запланирован был номер "Умирающий лебедь", а безвестным
виновникам накладок предрек скорую дорогу туда, откуда приехали награждаемые.
Изначально предполагалось, что имя одного из трех номинантов
должно быть извлечено из конверта прямо на сцене. Но, к большому удивлению Иосифа
Кобзона, конвертов не оказалось вообще - вместо них вместе с цветами девушки
выносили на сцену грамоты, уже заключенные в застекленную рамку. Правда, один
раз девушка вынесла только цветы, и чтобы выяснить, кто же выиграл в номинации,
пришлось посылать за кулисы Марию Шукшину - она вернулась нескоро, зато принесла
заветную рамку, из которой и узнали имя лауреата. А о том, что поощрительные
дипломы должны быть вручены еще и сидящим в зале номинантам, ведущие забыли
три раза из пяти.
Сам по себе подбор исполнителей внушал величайшее почтение. Михаил Козаков прекрасно
читал стихи Тютчева, вокальная группа "Семь теноров" в количестве
пяти певцов и аккомпаниатора увлекательно исполнила небезызвестную песню про
лапти, а ансамбль танца Моисеева - великолепную городскую кадриль. Мастера искусств
были на высоте, и зал рукоплескал им, но общее впечатление от вечера создавали
не они, а какая-то глубинная универсальная некомпетентность. Когда при перечислении
деятелей культуры русского зарубежья на имени актера Михаила Чехова экран внезапно
украсился ликом Антона Павловича - все всем стало окончательно ясно, и даже
у Иосифа Кобзона пропал ненадолго дар речи. К несчастью, ненадолго. Увлекшись
анекдотами, трудно не переступить определенной грани - после одного из них Иосиф
Давыдович сам заметил, что увлекся.
Спасать ситуацию пришлось мэру. Уже после вечера, беседуя
со зрителями, я понял, что наибольшее впечатление произвело вокальное трио в
составе Иосифа Кобзона, Юрия Лужкова и Георгия Бооса. Они пели Есенина, стоя
над свежеобразовавшейся рояльной пропастью, и делали это от души...
|