Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №84(15.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


www.rusedina.org,
6 октября 2003

Диаспора в Сети

Маргарита Кононова

 Интернет может стать для российской диаспоры важнейшим средством сохранения и развития родного языка и культурной идентичности.

Современная российская диаспора чрезвычайно рассредоточена по всему миру. Колонии наших соотечественников можно встретить на пяти материках, в более чем 60 государствах, причем внутри каждого из них они разбросаны по различным городам и сельским местностям. Территориальная разобщенность – несомненно, мощнейший дезинтеграционный фактор в жизни российской диаспоры, препятствующий ее консолидации. Однако появление и развитие новых информационных технологий, Интернета существенно ослабили власть географических пространств и свели к минимуму налагаемые ими коммуникативные ограничения. Известный геоэкономист А.И. Неклесса даже говорит о возникновении в мире новой географии – "целостности, определяемой не столько совокупностью физических просторов, сколько возможностью синхронного мониторинга событий в различных точках планеты в режиме реального времени".

В этой новой географии российская диаспора, прежде всего в дальнем зарубежье, активно осваивающая Интернет, постепенно превращается из всемирного рассеяния во всемирную систему – сетевую организацию – пока на виртуальном уровне. Интернет, с одной стороны, интегрирует зарубежных соотечественников в информационное поле стран проживания, с другой – дает им прекрасную возможность противостоять культурной ассимиляции и создавать в противовес собственное единое информационное поле, в котором они могут ежедневно пребывать и общаться.

В последней волне эмиграции из России 1990-х гг. был чрезвычайно велик процент программистов, высококвалифицированных технических специалистов, в совершенстве владеющих компьютером. Это во многом и предопределило столь динамичное освоение соотечественниками дальнего зарубежья Интернет-пространства за последнее время. За несколько лет они проделали путь от открытия домашних web-страниц, бытовых чатов и электронных журналов к созданию крупных порталов, охватывающих все стороны жизни русскоязычной колонии в отдельно взятой стране. Они включают в себя информацию о различных местных организациях соотечественников, Православной церкви, русскоязычных СМИ и бизнесе, диппредставительствах РФ, форумы для общения, новостные страницы, а также каталоги ссылок на интернет-ресурсы соотечественников в других странах.

В ряде случаев русскоязычная община еще организационно не оформилась, не имеет статуса в стране пребывания, но зато уже консолидирована виртуально благодаря личной инициативе отдельных "зарубежников". Например, бывший екатеринбуржец Игорь Мезенцев открыл сайт "Русский дом", объединивший наших соотечественников в ОАЭ, а портал русской общины на Кипре вырос из небольшой странички директора Кипрской туристической фирмы "Orpheus Travel & Tours" Романа Стариковича. Очевидно, что вслед за виртуальным объединением русскоязычных общин должно последовать и объединение реальное.

При грамотном и умелом подходе со стороны метрополии (РФ) Интернет может стать для российской диаспоры важнейшим средством сохранения и развития родного языка и культурной идентичности. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Подведены итоги первой международной интернет-олимпиады "Родной русский", которая проходила с 18 декабря 2002 г. по 29 апреля 2003 года на справочно-информационном портале Грамота.РУ. Основными целями ее проведения ставилось привлечение внимания соотечественников за рубежом к современному состоянию русского языка и способствование укреплению их связей с современной русской культурой. В олимпиаде приняли участие 250 человек из 25 стран мира; победителями стали соотечественницы из Эстонии и США, а в числе 20 лауреатов – представители Литвы, Казахстана, Украины, Германии, Польши, Израиля и Новой Зеландии.

Как видно, подобные проекты привлекают внимание соотечественников как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, но иногда интересная информация просто "теряется" во всемирной паутине и своевременно не доходит до них. В связи с этим необходимо, вероятно, планомерное и централизованное информирование зарубежных соотечественников о подобных акциях метрополии через официальные сайты российских диппредставительств или Российских центров науки и культуры (РЦНК), тем более что, как отмечается в подготовленном в МИДе докладе "Русский язык в мире", сформулирована программа мер по повышению эффективности участия дипломатической службы в решении практических задач по укреплению позиций русского языка в мире в качестве одного из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности. Кстати, на нескольких сайтах диппредставительств уже появились информационные рубрики "Русский язык", но это пока, скорее, исключение, чем правило. А официальное сообщение пресс-службы Министерства печати и телерадиовещания об итогах интернет-олимпиады разместило на своем сайте в рубрике "Новости для соотечественников" вообще только российское посольство в Австралии.

С другой стороны, Интернет может предоставить зарубежным соотечественникам возможность получить дистанционное образование на родном языке. Так, по сообщению Московского Института Открытого Образования и некоммерческого образовательного учреждения "Открытая Русская Школа" (ОРШ), в 2001 г. осуществлена разработка "Программы дистанционного обучения соотечественников, проживающих за рубежом, по образовательным стандартам российской общеобразовательной средней школы с выдачей аттестата о среднем (полном) общем образовании государственного образца". Цель подобной Программы – предоставить возможность соотечественникам и ученикам русских школ государств СНГ, Балтии и дальнего зарубежья в соответствии с российским образовательным стандартом подготовиться и сдать экзамены для получения российского аттестата государственного образца. Обучение платное, осуществляется в форме экстерната и проводится посредством комплексного использования различных информационных, телекоммуникационных и образовательных технологий на базе образовательного ресурса www.vetka.ru. Для многих соотечественников в дальнем зарубежье, где число русских школ ограничено, а плата за обучение очень высока, подобный проект мог бы стать хорошей альтернативой. Однако информация о нем размещена только на сайте Российского культурно-информационного центра в Болгарии в разделе "Соотечественники". Можно предположить, что для представителей российской диаспоры в других странах она просто неизвестна.

Очевидно, что реальному, осуществленному в практической сфере объединению российской метрополии и диаспоры должно предшествовать объединение виртуальное – на уровне Интернета – как среди самих рассеянных по миру русскоязычных общин, так и с РФ. Создание единого портала, на котором разместилась бы информация обо всех русскоязычных общинах, имеющих свои электронные ресурсы, и который бы имел выход через систему "ссылок" на крупнейшие российские серверы, приведет к появлению общего информационного поля и ментальному вовлечению диаспоры в орбиту российской культурной, общественной, политической жизни. Но движение к виртуальному объединению должно быть обоюдным движением навстречу: в зарубежье многочисленные русскоязычные ресурсы должны постепенно стягиваться по территориальному принципу в порталы, а в России – создаваться специализированные серверы и интернет-проекты, предназначенные для сохранения культурной идентичности зарубежных соотечественников и их духовной связи с родиной.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ