Новая фаза российско-белорусских отношенийАлександр Фадеев
На самом исходе последнего сентябрьского дня глава
белорусского государства, прибывший в российскую столицу на Дни Беларуси, после
ряда просьб и утомительного ожидания все-таки получил аудиенцию у Владимира
Путина. В последнее время контакты президента РБ с Кремлем с подачи самого
Минска проходят в режиме требовательный проситель – инстанция. Последняя
встреча, которая продолжалась свыше двух часов, не стала исключением: в центре
обсуждения была просьба белорусской стороны об увеличении поставок в Белоруссию
российских энергоносителей, при сохранении на 2004 г. льготных цен на
поставляемый в республику природный газ. В ответ президент России Владимир Путин
вновь вернулся к проблеме создания совместных российско-белорусских предприятий,
в первую очередь в газотранспортной сфере.
Известно, что многолетние переговоры российского
«Газпрома» с Белоруссией о создании совместного газотранспортного предприятия и
продаже ему контрольного пакета акций «Белтрансгаза» еще летом зашли в тупик.
После сентябрьской встречи двух президентов позиция белорусской стороны в этом
вопросе осталась неизменной – ОАО «Белтрансгаз» Минск не планирует отдавать
России «за бесценок». Так, по крайней мере, заявил министр экономики Белоруссии
Андрей Кобяков в начале октября. Подтвердил он и намерение оставить в
собственности белорусского государства контрольный пакет акций этого
предприятия. Российская сторона, похоже, будет и дальше настаивать на
получении контроля за национальным газотранспортным предприятием Белоруссии,
связывая с этим как минимизацию возможности реэкспорта своего газа, так и
гарантии для транзитных поставок в Западную Европу. Другой вариант, наподобие
итальянского, возможен, но тогда в обмен на предоставление белорусам свободы
продажи российского газа третьей стороне и внутреннему потребителю «Газпром»
поднимет цены на поставляемый в республику природный газ до уровня 80 долларов
США за1 тысячу куб.м.
Еще более ужесточила белорусская сторона свое отношение
к введению единой союзной валюты в виде российского рубля на своей территории.
Теперь, по утверждению того же Кобякова, Белоруссия не собирается вообще
подписывать базовое соглашение о переходе двух стран на единую валюту с 2005 г.
пока не будут утверждены абсолютно все документы по созданию единого
экономического пространства. Снова высшие чиновники республики заговорили о том,
что переход на союзную валюту должен стать венцом работы по интеграции
национальных экономик Белоруссии и России. Поскольку нет никаких оснований
подозревать руководителей правительства РБ в полной некомпетентности и
непонимании ими абсурдности выше упомянутой формулы – сначала слияние хозяйств,
а лишь потом единение валютных систем – то можно расценить такой подход как
пусть и дипломатичный, но решительный отказ от процесса сближения с
Россией.
Возвращаясь к последним провалам продажи правительством
Белоруссии акций крупнейших предприятий республики, включая четыре предприятия
нефтегазового комплекса и ОАО «Белтрансгаз», следует заметить, что здесь причины
неудачи кроятся не только в искусственно завышенной Минском стоимости акций.
Само выставление на продажу именно иностранным инвесторам (а это так, поскольку
внутренних покупателей с такими огромными финансовыми средствами в республике
просто нет) ведущих структурообразующих и, подчеркнем, в идеале самых
привлекательных с инвестиционной точки зрения госпредприятий объективно
свидетельствует о критической ситуации в экономике Белоруссии. В силу данного и
понятного всем экономистам обстоятельства явные потуги чиновников из
правительства РБ представить выставляемые на аукцион предприятия как «успешно
функционирующие» не способны убедить потенциальных зарубежных инвесторов,
которые уверены в обратном – данные объекты находятся в сложном положении и
нуждаются в значительных объемах капиталовложений для их реструктуризации и
модернизации производства.
Все достаточно просто: действительно эффективные некогда
предприятия по глубокой переработке нефти и транспортировке газа оказались
неэффективны сегодня, в новых условиях рыночного хозяйствования, обремененными
госконтролем, излишним административным персоналом и избыточной рабочей силой, а
главное – огромными финансово-затратными социальными фондами и инфраструктурой.
Мало того, что правительство Белоруссии осуществляло все предшествующие годы
жесткое централизованное управление ими, экономя на трансакционных издержках и
укрепляя их монопольное положение, но оно вдобавок к установленным им
астрономическим ценам на неконтрольные пакеты акций
(цинично названные «рыночными») ультимативно обязало потенциальных акционеров
выполнить ряд требований, прежде всего по гарантированному и все более
нарастающему объему поставок сырья. Такой вариант частичной продажи фактически
остающихся в собственности государства предприятий в надежде на получение в
бюджет значительных сумм в реальной и твердой валюте был изначально обречен на
неудачу.
В Белоруссии высшие управленцы вообще не интересуются и
практически не изучают международный опыт хозяйствования европейских стран, их,
как представляется, больше впечатляют успехи китайских экономических реформ. Но
Белоруссия не Китай, а как раз опыт, прежде всего, соседней Польши, а также
Венгрии, Румынии, Болгарии и других постсоциалистических стран Европы со всей
убедительностью показал, что погоня за сверхдоходами от продаж госсобственности
и надежды на выполнение инвестиционных программ, реализацию выдвинутых
обязательных условий по реструктуризации предприятий и по поставкам сырья нигде
не привели к искомому результату. К тому же общеизвестно, что путь прямых продаж
крупных предприятий тем успешнее, чем более развиты в данной конкретной стране
институты рынка, фондовые биржи. В Белоруссии они пока вовсе отсутствуют…
Исключением, пожалуй, является бывшая ГДР. Действительно
механизм прямых продаж сверхкрупных и крупных промышленных объектов в Восточной
Германии дал в целом положительные результаты. Но там происходило полное
государственно-политическое воссоединение некогда единых частей германского
государства, и Западная Германия в связи с этим оказала масштабную финансовую и
техническую помощь в процессе продаж восточногерманских заводов и фабрик. Однако
и в ФРГ прямые продажи предприятий за реальные деньги стали возможны только
исходя из отказа сохранить в одних руках базовые отрасли экономики и
структурообразующие предприятия и при безжалостном сокращении численности
работающих на них. В любом случае Минску, который специально подчеркивает
необходимость сохранения национального суверенитета и государственной
независимости, контроля со стороны республиканской верхушки за собственностью,
планированием и работой промышленных объектов рассчитывать на повторение
восточногерманского варианта напрасно.
Вообще в выстраивании отношений с Россией на высшем и
высоком уровне белорусская сторона всегда обращала внимание на важнейшее условие
интеграции – полное сохранение национального суверенитета. Президент РБ и его
окружение при любом удобном случае не только воспроизводят данную формулу, но и
раскрывают ее. В целом, как можно понять из их высказываний и оценок, речь идет
о классическом понимании государственного суверенитета, известного в политологии
под термином «вестфальский», когда внешняя среда практически не может оказывать
влияние на внутриполитическую жизнь конкретной страны. Однако сегодня поверить в
то, что на пространстве консолидированной Европы может существовать малое,
фактически лишенное природных ресурсов и экономически отсталое государство вне
международного контекста и без связи с общеевропейскими государственными,
политическими, банковскими институтами, финансовыми, социальными,
профессиональными и культурными организациями просто невозможно. А ведь все эти
структуры объективно способствуют размыванию «по горизонтали» и ограничению
сверху национальных суверенитетов, что воспринимается каждой европейской страной
с пониманием, поскольку отвечает ее государственным интересам – экономическим,
финансовым, оборонительным, национальной безопасности, включая экологическую,
поддержанию высокого научного и образовательного уровня, внутренней стабильности
и демократии.
Фактически современная Европа стремительно развивается в
сторону утверждения наднациональных органов управления, социально-экономических
и финансовых структур, корпоративной организации всех сторон жизни своих
граждан, ответственность за которые ранее брало на себя исключительно
национальное государство. Проблема идентичности перетекла уже из плоскости
государственной в семейную и личностную, что объясняет феномен появления в
Старой Европе поливариативности и ситуативности самоидентификации. Этот процесс
идет по нарастающей, входя в определенное противоречие и с международным правом,
и с институтом самого государства. Именно это никак не хотят понимать в Минске,
абсолютизируя роль государства, что в сложившихся европейских реалиях (прежде
всего пространственного разрастания и укрепления ресурсной базы, экономической
силы Евросоюза) неизбежно ведет к установлению в Белоруссии авторитарного
режима, а при критических обстоятельствах, требующих масштабной мобилизации
внутренних потенций нации при внешних вызовах, и к политической диктатуре.
Межгосударственные союзы и межправительственные
организации Европы все более играют самостоятельную роль, переставая отражать
узконациональные интересы стран, которые их когда-то создали, и тем более
государств-членов, вошедших в них позднее. К ним в последнее время все более
интенсивно присоединяются и те страны, которые ранее яростно отстаивали свою
молодую национальную независимость. Практически не осталось государств,
возводящих в абсолют свой нейтральный, внеблоковый статус.
Белоруссия, как представляется, явно опоздала в эту
корпоративную Европу. Потенциальное сближение с Евросоюзом, например, наивным
республиканским руководителям видится преимущественно в плане приложения
дипломатических усилий, закулисной деятельности и кулуарных интриг в рамках
межправительственных организаций при посредничестве некоторых стран-членов ЕС.
Они не отдают себе отчета, что главным препятствием на пути в объединенную
Европу являются не козни определенных политических сил и стран, а их собственные
экономическая и социально-политическая позиции, выражающиеся в сохранении
жесткого, тотального государственного контроля за всеми направлениями
хозяйственной и социальной деятельности. Государственный аппарат республики
словно задался целью стать наглядной иллюстрацией выводов выдающегося русского
социолога Питирима Сорокина, в которых тот утверждал, что государство в
экономике мертвит все, к чему прикасается.
Россия для Белоруссии с ее экспортно-ориентированной
экономикой на всю ближайшую перспективу останется единственным рынком сбыта,
основным сырьевым потенциалом. Именно Белоруссия нуждается в России, в союзном с
ней государстве, а не наоборот. К тому же интересы русского бизнеса в
современной Белоруссии нужно рассматривать как минимальные, а «угрозы» прихода
российских капиталов – надуманными. Любые возможные капиталовложения в экономику
Белоруссии просто жизненно необходимы сейчас, но российских финансистов еще
нужно убедить в их целесообразности на территории республики, учитывая весь
накопленный негативный опыт сотрудничества бизнесменов из России с белорусскими
правительственными чиновниками.
С этой точки зрения для Минска нецелесообразно требовать
в одностороннем порядке от Кремля все новых уступок и финансовых «компенсаций»,
вставать в позу требовательного просителя и инициировать тем самым переход
России на осуществление известного принципа «do, ut des» во взаимоотношениях с
Белоруссией. По определению отношения Белоруссии и России не могут быть
отношениями абсолютно равных партнеров, и с этим Минску придется считаться, как
и с тем, что сохранить в полном объеме свой суверенитет в любом случае не
удастся. Действительно великой Белоруссия может стать только в составе Союзного
государства, но для этого ей придется не на словах, а на деле строить его вместе
с Россией навечно, перестав жить лишь настоящим моментом, упиваясь на уровне
республиканской «верхушки» иллюзорной игрой в национальный суверенитет.
Белоруссия сегодня помимо экономического втягивается и в
государственный кризис, спровоцированный роковыми ошибками в управлении
экономикой, невнятностью внешней политики президентской администрации.
Совершенно очевидно, что высший эшелон власти РБ не заинтересован в развитии
парламентаризма, не нужен ему и республиканский строй, и интеграция с Россией.
Но у государственного аппарата Белоруссии нет ясного понимания цели своих
собственных действий, из-за чего откладываются в долгий ящик решения по самым
насущным проблемам жизнедеятельности страны. Глава государства Александр
Лукашенко продолжает бесконечно выступать от имени всех белорусов и брать на
себя роль последнего защитника Белоруссии от двух зол – России и Запада.
Президент преподносит себя и как строителя суверенного государства-народного
дома, единственного гаранта белорусского общества, способного спасти его от
напасти капитализма с его культом наживы, насилия и индивидуалистического
начала. В целом, Лукашенко, как представляется, полностью разделяет утверждение,
высказанное некогда хорватским политиком Степаном Радичем – лучшая республика
та, в которой король президент.
На лицо ситуация, когда все шаги по сближению с Россией
власти республики стремятся отложить, и даже не столько до момента прояснения
итогов выборов в Государственную Думу, сколько до 2008 года, который даст ответ,
какие изменения произойдут в расстановке политических сил в соседней стране, кто
будет править ей в послепутинское время. Такое положение, учитывая возможную
очередную ревизию белорусской конституции и обострение социально-экономической
обстановки внутри республики, объективно ведет к возникновению угрозы
международного вмешательства под флагом восстановления стабильности,
института парламентаризма, демократических норм и прав человека в Белоруссии,
которая с точки зрения международного права все более подпадает под определение
failed state со всеми вытекающими последствиями.
|