Экономическая политика Республики Беларусь во взаимодействии с ФРГ и другими странами Европейского союза Выступление зам.министра иностранных дел РБ
А.Михневича на Межотраслевой встрече деловых кругов Германия-Беларусь с
контактно-кооперационной бирже
07.10.2003. Минск
Отраслевая структура белорусской экономики и наличие
крупных промышленных предприятий, объёмы производства, на которых значительно
превышают потребности внутреннего рынка, определяют то обстоятельство, что
устойчивый рост белорусской экономики может быть обеспечен только при
опережающем росте экспорта.
Несколько цифр для иллюстрации. В течение последних трех
лет доля экспорта в ВВП Беларуси составляет порядка 60%. По открытости экономики
наша страна является лидером среди государств СНГ. Мы входим в первую десятку
европейских стран по показателю соотношения объема внешней торговли и валового
внутреннего продукта.
В 2002 году внешнеторговый оборот Беларуси составил 17,1
млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2001 годом на 9,3%. Экспорт
увеличился на 8,7 % и составил 8,1 млрд. долл. США, а импорт вырос на 9,8% и
составил 9,0 млрд. долл. США.
В 2002 году мы поддерживали торговые отношения более чем
со 150 странами мира. В последние годы традиционно основными торговыми
партнерами Республики Беларусь являются Россия, Германия, Латвия, Украина,
Литва, Польша, на торговлю с которыми приходится около 77% общего объема
внешнеторгового оборота.
Главным внешнеторговым партнером Беларуси является
Российская Федерация, внешнеторговый оборот с которой в 2002 г. составил 58%
всего товарооборота Беларуси.
Часто возникают вопросы, связанные с построением
Союзного государства Беларуси и России. Хотел бы подчеркнуть, что мы видим
необходимость более тесной экономической интеграции с нашим самым крупным
торговым партнером.
Достижение этой цели осуществляется поэтапно в
соответствии с Программой действий, которая рассчитана до 2005 года. В целом
позиция нашей страны в интеграционных процессах с Россией – это сохранение
суверенитета и продвижение национальных экономических интересов.
Вместе с тем, говоря о широкомасштабном экономическом
сотрудничестве с Российской Федерацией, хотелось бы особо подчеркнуть, что
европейский вектор также относится к числу приоритетных направлений
внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
Уже сейчас Европейский союз является вторым после
Российской Федерации важнейшим торговым партнером Республики Беларусь. На
сегодняшний день на долю стран-членов ЕС приходится около 17% общего объема
товарооборота Беларуси и 45% товарооборота со странами вне СНГ. В результате
расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы
совокупная доля ЕС во внешней торговле Беларуси возрастет почти вдвое. При этом
следует отметить, что экспорт белорусских товаров в европейские страны только за
последние три года увеличился более чем в два раза (с 1,2 млрд. долл. США в 1998
г. до 2,8 млрд. долл. США – в 2002 г.).
Вместе с тем, помимо позитива расширения, имеется ряд
факторов, способных нанести существенный ущерб интересам торгово-экономического
сотрудничества. Так, Европейская комиссия требует от стран-кандидатов
денонсировать к моменту вступления в ЕС межправительственные договоры о
торгово-экономическом сотрудничестве с Беларусью, которые предусматривают
установление во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования. В то
же время в торгово-экономических отношениях между Беларусью и ЕС данный торговый
режим уже де-факто применяется.
Кроме того, существует реальная угроза прекращения
деятельности созданных в соответствии с данными соглашениями
межправительственных комиссий, которые являются одним из эффективных
инструментов содействия развитию двусторонних торгово-экономических отношений.
В этой связи сохранение в полном объеме действующей
договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества представляется жизненно
необходимым для белорусской стороны.
Переход стран-кандидатов на Общий таможенный тариф и
систему преференций ЕС может принести как ощутимые выгоды белорусским
экспортерам, так и создать дополнительные тарифные барьеры. Например, условия
доступа белорусских товаров на рынки Венгрии, Польши и Чешской Республики в
целом улучшатся, поскольку ставки таможенных пошлин в этих странах выше, чем в
ЕС. В то же время тарифные условия доступа на литовский и эстонский рынки
наоборот ухудшатся.
Очевидно, что возникнут проблемы с экспортом на рынки
будущих членов ЕС некоторых видов белорусских товаров, в отношении которых
действуют меры нетарифного регулирования Евросоюза. Это в первую очередь
касается автоматического применения антидемпинговых пошлин на калийные и азотные
удобрения, химические волокна и жгут, а также импортных квот на отдельные
категории текстильных изделий. Как следствие, только из-за антидемпинговых мер
потери Беларуси на европейском рынке могут составить около 100 млн. долларов США
в год.
Удорожание либо вынужденное прекращение поставок
белорусской продукции на рынки будущих членов ЕС затронет и их экономику. В
настоящее время белорусские и российские поставщики хлорида калия занимают 90%
рынка стран Центральной Европы и Балтии. Доля же их основного конкурента,
германской компании "Калиум Зальц" составляет 10%. Производственные мощности
германской калийной компании уже сейчас загружены почти на 100%, а цены на
хлорид калия на рынке ЕС завышены. Как следствие, уход с традиционных рынков
белорусских производителей в отсутствие альтернативного поставщика может вызвать
дефицит хлоркалия в указанных странах и снижение ценовой конкурентоспособности
польских и литовских предприятий-производителей сложных удобрений.
Европейский союз является и нашим крупнейшим
инвестиционным партнером. С участием капитала из стран-членов ЕС на территории
Республики Беларусь создано 719 предприятий (35% от общего числа), на долю
которых приходится 52% совокупного уставного фонда предприятий с иностранными
инвестициями или 193 млн. долларов США. Мы стремимся к увеличению притока
инвестиций Евросоюза в сферу транспорта, энергетики и инфраструктуры, в том
числе, для реализации крупных проектов регионального и общеевропейского
значения.
Основными торговыми партнерами Беларуси среди
стран-членов ЕС являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия.
Республика Беларусь рассматривает отношения с ФРГ как
приоритетные и заинтересована в их всестороннем развитии, в том числе и в
торгово-экономической сфере. Германия является бесспорным лидером среди стран ЕС
по итогам внешней торговли Беларуси за 2002 год и занимает первое место по
объему товарооборота со странами вне СНГ и второе место в общем товарообороте.
Товарооборот Беларуси с Германией в прошлом году
превысил отметку в 1 млрд. долл. США. В течение всего 2002 года наблюдался
динамичный рост объемов как экспорта, так и импорта.
Экспорт составил 348,0 млн. долларов США и вырос на
44,4%, импорт - 692,6 млн. долларов США и увеличился на 14,7%.
В 2003 году по сравнению с 2002 г. двусторонняя торговля
характеризуется значительным увеличением объемов товарооборота за счет более
динамичного роста белорусского экспорта. В январе-июле 2003 г. товарооборот
увеличился на 16,8% и составил 663,5 млн. долл. США. Экспорт увеличился на 25,6%
и составил 256,6 млн. долл. США, а импорт – на 11,9 % и составил 406,9 млн.
долл. США.
Товарная структура белорусского экспорта достаточно
диверсифицирована, в ней практически в равной степени, на уровне 15 – 25 %
удельного веса в общем объеме экспорта, представлены поставки товаров пяти
товарных групп: минеральные продукты (23,6 %); продукция лесной и
деревообрабатывающей промышленности (21,2%); текстиль и текстильные изделия
(18,9%); машины, оборудование и транспортные средства (15,5%); недрагоценные
металлы и изделия из них (13,1%).
В 2001 – 2002 гг. наметились положительные тенденции в
изменении товарной структуры импорта: последовательно увеличивается удельный вес
высокотехнологичной продукции. В 2002 г. в импорте удельный вес поставок товаров
по товарной группе машины, механизмы и оборудование составил 56,3%. В
значительных объемах Беларусь импортирует из Германии также продукцию химической
промышленности (20,5% импорта).
Одним из важнейших направлений белорусско-германского
экономического сотрудничества является сотрудничество в области инвестиций. По
объему привлеченных кредитных средств среди стран-кредиторов Беларуси Германия
занимает второе место, уступая лишь Российской Федерации.
По состоянию на начало 2003 г. в Республике Беларусь
зарегистрировано 320 предприятий с участием немецкого капитала, в том числе 178
– совместных и 142 предприятия со стопроцентным немецким капиталом. На долю
Германии приходится 12% общего количества созданных в республике предприятий с
участием иностранного капитала, и это - четвертая позиция среди стран –
инвесторов в Беларуси.
В уставный фонд созданных предприятий с момента их
регистрации фактически перечислено 71,2 млн. долларов США, что составляет 15,8%
общего объема инвестиций в уставные фонды созданных в республике предприятий с
участием иностранного капитала.
По объему фактически перечисленных средств Германия
занимает второе место (после США) среди стран - основных инвесторов в экономику
республики.
За первое полугодие 2003 г. из Германии в экономику
Республики Беларусь поступило 16,7 млн. долларов США инвестиций.
Среди созданных предприятий крупнейшими являются
совместные предприятия ПО «БелавтоМАЗ» и концерна «МАН», «Цейсс БелОМО»,
«Минский мебельный центр», «Фребор», предприятия с германским капиталом –
«Белорусская фирма «Ортекс ГмбХ», «Роберт Бош», «Новотек».
На территории Республики Беларусь открыто 80
представительств германских фирм. Крупнейшие их них: «БАСФ АГ», «Люфтганза»,
«Байер АГ», «Сименс АГ», «Шеринг АГ», «Моторолла», «Фрезениус»,
«Представительство немецкой экономики».
На территории ФРГ зарегистрировано 12 представительств
белорусских субъектов хозяйствования ("Белимпекс Хандельс ГмбХ" - Минский
тракторный завод, "Белашталь Аусенхандель ГмбХ" – Белорусский металлургический
завод, "Белмагистральавтотранс Спедицион ГмбХ" – автотранспортное предприятие
"Белмагистральавтотранс", Национальная авиакомпания "Белавиа", концерн
"Беллегпром", АКБ "Приорбанк", концерн "Белнефтехим" и др.). Планируется
открытие представительства ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк".
Примеры успешного сотрудничества с немецкими фирмами
есть в каждой свободной экономической зоне. В Гомеле – это совместное
предприятие «Беккер-Систем Беларусь» (выпуск профилей, оконных рам и дверей из
ПВХ), в Брестской СЭЗ – это СП «Санта-Бремор» (переработка рыбы), в Минской зоне
СП «Бел-Изолит» (выпуск труб), в СЭЗ «Витебск» - ИП «Вителла» (производство
кондитерской продукции).
В целях установления конструктивного диалога с
иностранными инвесторами, работающими на белорусском рынке в республике создан и
активно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при
Совете Министров Республики Беларусь, возглавляемый Премьер-министром, и его
рабочие органы: Постоянный комитет и пять рабочих групп. Основной целью Совета
является выработка практических рекомендаций по улучшению условий вхождения
иностранного капитала на территорию республики.
В Консультативный совет включены крупнейшие иностранные
инвесторы («Кока-кола», «Маерск Медикал», «Цейсс» и др.) и некоторые
международные экономические организации (МФК, ЕБРР, ПРО ООН и т.д.), участвующие
в деятельности рабочих групп по вопросам инвестиционного законодательства,
таможенного и налогового регулирования, инвестиционного имиджа и др.
С созданием Совета иностранные инвесторы участвовали в
рассмотрении ряда проектов законов Республики Беларусь «О национализации», «О
приватизации государственного имущества в Республике Беларусь», «Об оценочной
деятельности», «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на
него и сделок с ними», «О валютном регулировании и валютном контроле».
Одновременно иностранные инвесторы обозначили проблемы,
нуждающиеся в решении на законодательном уровне.
Это предложения по совершенствованию норм
Инвестиционного кодекса, налогообложения, законодательства о регистрации и
ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирования их
деятельности, ценообразования, совершенствованию белорусской финансовой
отчетности и внедрению международных стандартов и другие.
Рекомендации иностранных экспертов включены в
мероприятия по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в
экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и в план работы самого
Совета.
Предложения иностранных инвесторов по вопросам
регулирования отношений собственности были включены отдельными мероприятиями в
Программу действий Правительства Республики Беларусь по привлечению иностранных
инвестиций в 2003 году. В настоящее время осуществляется работа по реализации
данных предложений.
Группой по созданию благоприятного инвестиционного
имиджа Беларуси за рубежом в ноябре 2002 г. проведено анкетирование коммерческих
организаций с иностранными инвестициями, работающих на территории Республики
Беларусь. По его результатам проведена оценка инвестиционного климата нашей
страны и определены направления его совершенствования.
Продолжается работа над совершенствованием
инвестиционного законодательства.
Уже внесены изменения в Законы Республики Беларусь «О
налоге на добавленную стоимость» и «О налогах на доходы и прибыль».
Рекомендации иностранных участников КСИИ учтены в
подготовленном проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и
дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле».
Палатой представителей Национального собрания 2 октября
2003 г. одобрен в первом чтении подготовленный с учетом рекомендаций иностранных
экспертов проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь».
Проектом предусмотрено расширение перечня иностранных
инвесторов и форм осуществления инвестиционной деятельности, снятие всех
ограничений по организационно-правовым формам при создании организаций с
иностранными инвестициями и др.
По инициативе члена Постоянного комитета
Консультативного совета по иностранным инвестициям, председателя правления
Немецкого экономического клуба г-на К.Байера в белорусском Правительстве
осуществляется проработка вопроса о создании в республике специальной структуры
- Национального инвестиционного агентства.
Работа в рамках Совета вызывает определенный оптимизм в
плане дальнейшего развития инвестиционного сотрудничества и обеспечения притока
зарубежного капитала в экономику Республики Беларусь.
Для повышения доверия зарубежных инвесторов к
белорусскому рынку реализуются мероприятия по получению республикой кредитного
рейтинга. В настоящее время межведомственной комиссией проводятся процедуры по
выбору финансового консультанта. Наличие рейтинга увеличит возможности
республики в привлечении ресурсов на внешних финансовых рынках.
Для эффективного и рационального использования
внутренних и внешних источников финансирования на законодательном уровне
определены перечни инвестиционных проектов, реализация которых в 2003 г. имеет
приоритетное значение для республики, а также стратегических проектов на период
до 2010 года.
Следует отметить положительные результаты Республики
Беларусь и Германии в развитии кредитно-инвестиционного сотрудничества и
реализации инвестиционных проектов в рамках системы экспортного кредитования.
По объему привлеченных средств среди стран-кредиторов,
традиционно, Германия находится на втором месте, уступая лишь Российской
Федерации. В течение более десяти лет (с 1991 по сентябрь 2003 г.) под гарантии
Правительства Беларуси было профинансировано около 100 проектов предприятий в
различных секторах экономики на сумму 496,98 млн. долл. США (в 2000 г. – 25,51
млн., 2001 г. – 37,15 млн., 2002 г. – 37,64 млн., за 8 месяцев 2003 г. – только
3,3 млн. долл. США).
Осуществление комплекса мероприятий, в частности,
проведение на постоянной основе консультаций с немецкой стороной, регулярный
мониторинг реализации проектов с целью своевременного и в полном объеме
выполнения платежных обязательств, а также инициирование новых крупномасштабных
совместных проектов позволило укрепить двусторонние отношения в
кредитно-инвестиционной сфере.
Результатом проведенных в 2000 году сторонами совместных
мероприятий стало решение Федерального правительства Германии о возобновлении
практики установления для Беларуси лимита кредитования (годовых плафондов),
вместо принятия решений по отдельным проектам «заслуживающим особенной
поддержки». Таким образом, на 2001 год был предоставлен плафонд в размере 100
млн. немецких марок а на 2002 год - 150 млн. немецких марок
В то же время, высокая закредитованность и как следствие
сложное финансовое положение и недостаточная деловая активность многих
потенциальных предприятий-заемщиков, длительная внутригосударственная процедура
получения гарантии Правительства, а также отсутствие реальных окупаемых
инвестиционных проектов, оформленных по международным стандартам, не позволило
использовать в полном объеме существующие финансовые возможности кредитной
линии. В частности, плафонд на 2002 год был использован Беларусью только на 40
процентов. К сожалению, такая ситуация сложилась и по другим действующим и
перспективным кредитным линиям, включая соглашения с международными финансовыми
организациями.
Следует отметить, что на сегодняшний день за счет
кредитных средств Германии под гарантии Правительства продолжается реализация
нескольких проектов – строительство корпуса международных отношений БГУ (общая
сметная стоимость 13,5 млн. евро, фактически предоставлено 3,48 млн. евро) и
Центра коммерческих связей с гостиничным комплексом ЗАО «БелИнтерЭСТ» Управления
делами Президента Республики Беларусь (сумма кредитных средств - 18,13 млн.
евро, фактически предоставлено 8,25 млн. евро), завершены поставки
сельхозтехники для Брестской области (сумма кредитных средств – 12,6 млн. евро).
Остаток задолженности по ранее реализованным проектам по состоянию на 01.09.2003
составляет 153,74 млн. евро (основной долг и проценты).
В то же время представляется перспективным привлечение
финансовых ресурсов Германии под банковские гарантии. В настоящее время активное
сотрудничество осуществляется банком-агентом Правительства АСБ „Беларусбанк“ по
реализации проектов реконструкции сахарных комбинатов республики (Городея,
Скидель, Жабинка) и модернизации белорусской железной дороги; существуют
перспективные наработки и у других банков-агентов, в частности, ОАО
„Белвнешэкономбанк“.
Сотрудничество Республики Беларусь с Федеративной
Республикой Германия в торгово-экономической сфере носит разносторонний
характер.
Регулярно проводятся мероприятия экономической
направленности, позволяющие предпринимателям налаживать деловые контакты и
знакомиться с условиями ведения бизнеса в Беларуси и Германии. В 2000-2002 годах
состоялись дни экономики Республики Беларусь в ряде федеральных земель ФРГ и дни
экономики отдельных федеральных земель в Республике Беларусь.
В частности, в апреле прошлого года в рамках Дней
экономики, науки и культуры Республики Беларусь в земле Северный Рейн-Вестфалия
состоялись встречи и переговоры правительственной делегации под руководством
Премьер-министра Республики Беларусь с руководителями крупных германских
концернов и компаний.
В мае 2002 года в Минске проходил белорусско-германский
экономический форум и контактно-кооперационная биржа белорусских и германских
предприятий, приуроченные к заседанию Рабочей группы по торговле и инвестициям.
В апреле 2003 г. в г.Штуттгарте в рамках Дней Республики
Беларусь в земле Баден-Вюртемберг состоялся белорусско-германский экономический
форум.
В мае 2003 г. в г.Минске прошли Дни экономики земли
Бранденбург в Республике Беларусь.
Традиционным стало участие белорусских делегаций в
международных выставках, проводимых в Германии. На 2004 год запланировано
участие в Международной выставке информатики и средств телекоммуникации "ЦеБИТ"
в г.Ганновере; стройматериалов и оборудования "БАУМА" в Мюнхене; в Ганноверской
промышленной ярмарке; международной сельскохозяйственной выставке "Зеленая
неделя".
Эффективным средством двустороннего взаимодействия по
вопросам торгово-экономических отношений является созданная в рамках
Белорусско-Германского совета экономического сотрудничества
Белорусско-Германская рабочая группа по торговле и инвестициям. На ежегодных
заседаниях Рабочей группы рассматриваются актуальные вопросы
белорусско-германского делового сотрудничества.
Так, на шестом заседании Группы, которое состоялось в
июне текущего года, обсуждались, в частности, вопросы выполнения Республикой
Беларусь своих обязательств в рамках кредитной линии АКА/«Гермес», увеличения
выделенного Германией плафонда в рамках этой кредитной линии и возможности
проектного финансирования инвестиционных проектов, возобновления сотрудничества
в рамках отраслевой рабочей группы «финансы и банки» по вопросам, представляющим
взаимный интерес для белорусских и германских банков, а также отдельные
проблемные случаи с белорусскими и немецкими предприятиями.
Упомянув о проблемных вопросах, полагал бы не совсем
оправданным с германской стороны делать на них чрезмерный акцент, тем более, что
аналогичные претензии есть и у белорусских предприятий.
В этой связи хотел бы акцентировать внимание на
следующем аспекте данного вопроса.
МИД готов и впредь рассматривать обращения германской
стороны относительно конфликтных ситуаций, если они вызваны несовершенством
законодательства или наличием противоречий в нормативных актах различных органов
государственного управления республики, с целью подготовки и внесения на
рассмотрение Правительства предложений по совершенствованию национального
законодательства в области хозяйственного права.
В тоже время МИД, как орган исполнительной власти, не
имеет права вмешиваться как в хозяйственную деятельность субъектов
хозяйствования, так и в рассмотрение хозяйственных споров, оказывать влияние на
судебные органы с целью принятия решений в пользу того или иного субъекта
хозяйствования в случаях, разрешаемых в судебном порядке, либо отменять
вступившие в законную силу решения судов, что соответствует международной
практике.
Там, где это возможно МИД предпринимает усилия по
содействию разрешению спорных ситуаций без их доведения до судебного
разбирательства, обеспечивает доведение по своим каналам до заинтересованных с
белорусской стороны озабоченности германских партнеров.
Хотел бы также коротко остановиться и на действующих в
настоящее время в нашей стране инструментах регулирования внешней торговли.
Средневзвешенный импортный таможенный тариф Республики Беларусь составляет 9,8%,
в странах Европейского союза - 3,6%. Таким образом, наш импортный таможенный
тариф является более протекционистским, чем тариф ЕС. Мы понимаем это, и при его
совершенствовании будем идти по пути постепенного снижения уровня тарифной
защиты при сохранении высоких ставок ввозных таможенных пошлин по наиболее
чувствительным товарным позициям.
Большинство ввозимых товаров облагается по ставкам
5-10%. По ставкам 20%, 25%, 30% облагаются товары, аналоги которых в достаточном
количестве производятся в республике, например, холодильники, телевизоры,
грузовики.
Нулевые ставки ввозных таможенных пошлин установлены в
отношении некоторых лекарственных средств и средств для профилактики
инвалидности.
Экспортные таможенные пошлины установлены, главным
образом, в отношении сырьевых товаров, вывозимых в государства, не являющиеся
участниками Таможенного союза (Беларусь, Россия, Казахстан, Таджикистан и
Кыргызстан).
Экспортные таможенные пошлины являются временными и
установлены в рамках выполнения Соглашения о завершении унификации и создании
единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве
Беларуси и России.
Уже принято решение Правительства о необходимости
совершенствования таможенных тарифов, которое предполагает изменение уровня
ставок таможенных пошлин и их унификацию с действующими российскими тарифами. В
частности, будут снижены до 5-10% пошлины на технологическое оборудование, не
производимое в Беларуси. Что касается унификации, то в основном мы
придерживаемся российских тарифов, но по чувствительным для нас позициям, либо
не соглашаемся на изменение тарифа, либо предлагаем адекватные меры нетарифного
регулирования, которые защищают наши интересы.
Что касается нетарифных мер, то и здесь есть
определенный прогресс. Например, нетарифными мерами охвачено около 10% импорта
товаров в стоимостном выражении.
В мае 2001 года Правительством отменена регистрация
контрактов при экспорте мяса и мясопродуктов, молочной продукции и т.д.
Вместе с тем, в нашей стране до настоящего времени
сохраняется и ценовое регулирование экспорта отдельных товаров. Министерством
экономики устанавливаются предельные минимальные цены на свинину, говядину,
сухое обезжиренное молоко, шкуры крупного рогатого скота, казеин, льноволокно.
Эти меры приняты с тем, чтобы стабилизировать внутренний рынок и мы относимся к
ним, как к временному явлению. Сейчас прорабатывается вопрос отмены минимальных
цен по ряду товаров.
Кроме названного решения Правительства принимаются и
другие меры. Специфика этих решений, в основном, в нетарифном регулировании
импорта товаров из стран, с которыми отменены таможенные оформление и контроль.
Мы понимаем, что существующий комплекс мер нетарифного
регулирования внешней торговли (квотирование, лицензирование, регистрация
контрактов, минимальные экспортные цены, множество запретов и ограничений на
экспорт и импорт) нуждается в значительном упрощении. Система нетарифных
ограничений должна стать максимально простой и прозрачной, исключив дублирование
разрешительных документов различных органов на один вид товара.
При вступлении Республики Беларусь во Всемирную торговую
организацию стимулирование экспорта и защита национальных производителей будет
осуществляться с преимущественным использованием специальных защитных мер.
Многих существующих проблем во внешней торговле удалось
бы избежать, если бы Беларусь была членом ВТО, вот почему присоединение к ВТО
является приоритетом нашей внешнеторговой политики. К настоящему времени в этом
направлении уже многое сделано. Проведено несколько раундов многосторонних
переговоров с государствами-членами ВТО, отработан механизм межправительственных
консультаций по всему комплексу вопросов, связанных с ВТО, в рамках Таможенного
союза, а также на двусторонней основе с Российской Федерацией.
В настоящее время главной проблемой, сдерживающей
процесс присоединения к ВТО, является нерешенность ряда вопросов по
либерализации экономики. Вступление в ВТО без синхронизации с внутренними
экономическими реформами, по нашему мнению, не окажет позитивного эффекта на
экономику.
Мы стремимся не отстать в своей работе по подготовке к
вступлению в ВТО от России, с которой мы строим общее экономическое
пространство. Важно, чтобы ориентиром в предстоящей работе по унификации
законодательств Беларуси и России служили правила ВТО и согласованная позиция на
переговорах по присоединению к этой организации.
Европейский союз является одним из основных партнеров в
переговорном процессе о присоединении Республики Беларусь к Всемирной торговой
организации. Делегация ЕС неоднократно заявляла о своей поддержке процесса
присоединения Беларуси к ВТО, но, к сожалению, на практике продвижение
переговоров тормозится в виду выдвижения завышенных требований к Республике
Беларусь, которые выходят за рамки стандартных условий.
В качестве реального варианта решения перечисленных
проблем видим предоставление Евросоюзом будущим членам переходного периода, в
течение которого антидемпинговые меры не распространялись бы на белорусские
товары, необходимые для обеспечения внутренних потребностей этих государств.
Полагаю крайне актуальным сегодня объединение усилий
всех заинтересованных стран с целью предотвращения возникновения новых
препятствий для торгово-экономических отношений в Европе вследствие расширения
ЕС.
Представляется, что неплохим потенциалом для достижения
этой цели обладает инициатива построения "Большой Европы" (Wider Europe). Как
известно, ее замысел предполагает "создание пространства общего процветания и
ценностей, основанного на свободной торговле и углубленной экономической
интеграции."
Поступательная либерализация торговли в Европе отвечает
белорусским интересам, что делает проект "Большой Европы" особо привлекательным
для нас. Со своей стороны Беларусь уже вносит значимый вклад в его воплощение,
будучи участницей экономических процессов на постсоветском пространстве в
форматах "двойки" и "четверки". Считаем, что гармонизация между этими процессами
и интеграцией в рамках расширенного ЕС позволит обеспечить подлинно
общеевропейский характер единого экономического пространства, концепция которого
в настоящее время обсуждается между ЕС и Россией.
Полагаем, что переход к такому пространству на начальном
этапе должен подразумевать наличие единых для всех заинтересованных государств
"правил игры", основанных на принципах ВТО. Это значительно облегчило бы
дальнейшую либерализацию торгово-экономических отношений в масштабе всего
континента. Поэтому обретение членства в ВТО является неотъемлемой составляющей
нашей стратегии участия в европейских интеграционных процессах. Хочу надеяться,
что последовательный подход наших европейских партнеров к построению
интегрированной и предсказуемой системы экономических отношений на континенте
позволит рассчитывать на их понимание и поддержку наших интересов в этой связи.
|