Молдова Ази, 29 сентября 2003 Иллюзия прощания с СНГИ.Мунтяну
Интерпретации заявления В.Воронина, сделанного после
ялтинского саммита СНГ, иллюстрируют меру наших иллюзий, которые мы зачастую
строим в отношении кишиневских политических лидеров. После перерыва в четыре
дня, которых лидеру КПРМ как раз хватило на то, чтобы с трибуны ООН отругать
"националистическую истерию в Молдове", и, также без всякого сожаления, объявить
проект федерализации "необратимой траекторией страны", глава государства
немедленно возвращается в свою "мутную воду" и на первой же пресс-конференции
(четверг, 25 сентября) решительно отрицает, что ранее ратовал за выход Молдовы из СНГ.
Этот "выход на бис" перед прессой лидера ПКРМ доказывает
отсутствие реализма у тех, кто склонен был считать, что Воронин переборол свои
догматические пережитки и личные симпатии в пользу здорового национального и
про-европейского интереса. Является ли жест Воронина признаком искреннего
стремления стать на сторону демократии и европейской идеи?
Похоже, что заявление Воронина после Ялты было написано
заранее в Кишиневе (Н.Негру, Jurnal de Chisinau, 26.09.03). Для Воронина не было
неожиданностью создание ЕЭП, он заранее знал об интересе России укрепить свои
позиции на переговорах с ВТО, а именно путем формирования солидного ядра из 4-х
основных государств, занимающих свыше 80% объема торговых обменов СНГ. Более
того: Россия не могла бы сделать ни одного исключения для небольших государств:
Армении, Молдовы, Грузии, Азербайджана, а также среднеазиатских стран, которые
еще сильно зависят от России и которые никогда не были довольны бесчисленными
торговыми барьерами при экспорте, отсутствием инвестиций и сужением традиционных
рынков в СНГ. Все возможные исключения вобрала в себя на ялтинском саммите
Украина, которая в последние годы привыкла торговаться насмерть и в полной мере
использовать свое положение страны, за которой "ухаживает" как Запад, так и
Москва.
Следует ли из этих действий, что нынешнее руководство
страны всерьез решило стать "руководством в интересах всего народа", а не
отдельной категории граждан, голосующих за тех, кто обещает восстановить
"советский рай"? Но ведь для Воронина задача внутренних реформ является миссией
почти невыполнимой. Прежде всего - из-за катастрофической нехватки у партии
власти подготовленных кадров, а также из-за свободного падения рейтинга ПКРМ, на
который указывают все социологические опросы.
По рекомендациям своих советников Воронин меняет тактику
и принимается более выпукло демонстрировать драматическое положение своей
страны, даже с риском перенапрячь механизмы отдельных международных структур - в
надежде на то, что Запад, ошеломленный нищетой и внутренними кризисами,
разъедающими эту периферическую "деревеньку", согласится принять ее "какую ни
есть". Так, критикуя ЕЭП за игнорирование "мнения остальных стран СНГ", а затем
отказываясь от собственных слов, Воронин хочет дать своему традиционному,
ностальгирующему электорату понять, что европейская интеграция является шагом, к
которому "вынуждают обстоятельства"; в целом же это должно означать, что Кишинев
не желает просто "присутствовать при событиях, созданных другими" (читай:
решении о создании ЕЭП), а намерен искать новые формы реализации своих
интересов.
Очевидно, что данный сигнал адресован и Российской
Федерации, которая, перефразируя высказывание великого британского политика, уже
не имеет друзей, а имеет только интересы. Создав в Ялте ЕЭП в составе четверки
крупнейших государств СНГ, Владимир Путин на самом деле объявил новую стратегию
Москвы для постсоветского пространства. Эта новая стратегия основана на
существовании объединяющего ядра из славянских стран - России, Беларуси, Украины
- к которому примыкает автономный полюс, сформированный из Казахстана в Средней
Азии и нескольких экстерриториальных островков (Крыма, Калининграда,
Приднестровья, Абхазии), предназначенных для измерения силы течений,
спровоцированных движениями воздушных масс вблизи российских границ. Структура
ЕЭП отражает модель, предложенную Солженицыным еще в 80-х гг., после возвращения
из изгнания, а именно воссоздание России в границах бывшей империи.
На первый взгляд Грузия и Молдова, Азербайджан и
Армения, а также республики Средней Азии не являются частью Стратегии
модернизации России (ЕЭП), по той простой причине, что их совокупный
экономический потенциал слишком незначителен, а их территориальные конфликты не
поддаются быстрому решению. С другой стороны, участие Молдовы и Грузии в
региональных структурах, отличных от СНГ - SECI (Инициативе
восточно-европейского сотрудничества), Пакте стабильности для Юго-Восточной
Европы, ГУАМ, а также обретение членства ВТО раньше других стран-гигантов СНГ,
делает их непригодными для тарифных и таможенных политик, которые ЕЭП намерен
применять по отношению к своим нынешним членам. Молдову невозможно дальше
держать под строгим политическим контролем Москвы. Более того - это уже
неактуально для нее, так как инструменты экономического контроля эффективнее и
дешевле всех остальных инструментов, перепробованных начиная с 1990 г.
Анализируя нынешнее положение в Восточной Европе,
определяемое расширением НАТО и Евросоюза, российские политики констатируют, что
дальнейшее вмешательство России во внутренние дела этих стран предполагает такие
затраты, которые их государство не сможет долго выдержать. Соответственно
Российская Федерация не заинтересована "по-старому" контролировать политические
процессы в странах бывшего СССР. Замена старых правил игры на экономические
инструменты и сценарии требует от России Путина отказаться от малозначимых
альянсов, например от альянса с Молдовой, которую она в любом случае не
потеряет. Но последнее утверждение верно до тех пор, пока Молдова остается
страной бедной, экономически и социально неблагополучной, с ограниченной
циркуляцией политических элит, странoй которая находится под сильнейшим влиянием
российского капитала многими сферами деятельности.
|