Время новостей, 30 сентября 2003 Партнерство во имя газаАлександр Давыдов
СНГ и
Европа накрепко соединены голубым топливом
Тридцать лет назад первый советский газ, преодолев
"железный занавес", добрался да Западной Европы. За это время многое изменилось:
вместо СССР образовалось Содружество независимых государств, газ продается на
рыночных условиях, и делает это акционерное общество (правда, до сих
подконтрольное государству), а поставки растут год от года. В этом году они
составят порядка 134 млрд кубометров. А уже в 2008 г. по действующим контрактам
концерн должен будет поставить 175-205 млрд кубометров газа, что означает
фактически 50-процентный рост за пять лет. Крупнейший потребитель российского
голубого топлива - германская компания Ruhrgas - является владельцем 6,5% акций
"Газпрома", а ее руководитель Буркхард Бергманн давно входит в состав совета
директоров российской монополии.
Естественно, взаимоотношения складывались не всегда
просто. Однако, несмотря ни на что, газовое сотрудничество СССР, а затем и
России (как правопреемницы) с европейскими странами развивается по нарастающей.
И крушение Советского Союза не принесло существенных проблем надежности
газоснабжения Европы. Тем не менее чем дальше, тем больше приобретает
актуальность проблема использования потенциала остальных газодобывающих и
транзитных республик СНГ. "Все большее число представителей политических и
деловых кругов как в России, так и во всех этих странах все более отчетливо
понимают зависимость темпов развития газового рынка своей страны от положения и
темпов развития газового рынка соседей", - заявил зампред правления концерна
Александр Рязанов на недавнем газовом форуме СНГ в Ялте, подводя промежуточные
итоги этой деятельности.
И именно "Газпром" выступил "собирателем" единой газовой
системы постсоветского пространства, поскольку обладает соответствующими
возможности и опытом. "У нас есть для этого достаточное количество
интеллектуальных, технологических, финансовых, сырьевых и организационных
ресурсов, - резюмировал топ-менеджер российского концерна. - Необходимы лишь
добрая воля и понимание того, что без модернизации газотранспортной системы
стран бывшего Советского Союза, и прежде всего Туркменистана, Узбекистана,
Казахстана, России и Украины, мы все не сможем реализовывать свои интересы".
Именно на выстраивание этой добывающе-транзитной цепочки
направлены основные усилия "Газпрома" как гаранта стабильных экспортных поставок
газа в страны Европы. Главная ценность, например, среднеазиатского газа
заключается в том, что он может смягчить и для России, и для европейских
импортеров голубого топлива последствия выхода на Ямал, где себестоимость добычи
намного превышает сегодняшнюю. Наибольший интерес в этом плане представляет
Туркменистан, который занимает второе место среди республик бывшего СССР после
России по разведанным запасам газа, составляющим около 3 трлн кубометров. В
настоящее время при собственной добыче газа около 60 млрд кубометров в год
Туркмения использует для внутреннего потребления 10-12 млрд кубометров,
остальной газ экспортируется. Причем основное направление поставок проходит
через Россию. Однако до последнего времени "Газпром" в закупках туркменского
газа не участвовал. Положение изменилось этой весной, когда президенты России и
Туркмении подписали 25-летнее соглашение о сотрудничестве в газовой сфере.
Согласно этому документу, уже с 2007 г. "Газпром" фактически станет монопольным
покупателем туркменского газа. Аналогичные четвертьвековые соглашения были
заключены и с другими среднеазиатскими республиками - Узбекистаном и
Казахстаном, которые прежде всего выполняют транзитную функцию (в первом случае
слишком высокое внутреннее потребление не позволяет направлять на экспорт
значительные объемы, а во втором развитие добычи находится на начальной
стадии).
В декабре 2002 г. "Газпром" и национальная холдинговая
компания Узбекистана "Узбекнефтегаз" заключили соглашение о сотрудничестве в
газовой сфере, которое предусматривает закупки узбекского газа в течение десяти
лет. В 2003 г. будет поставлено 2,5-3 млрд кубометров, а начиная с 2005 г. объем
увеличится до 10 млрд кубометров. Газпром не только стал импортером узбекского
газа, но и является оператором по транзиту через территорию Узбекистана, что
значительно упрощает главную задачу - расширение газотранспортных мощностей по
направлению Средняя Азия - Центр до необходимых 90-100 млрд кубометров в год.
Сейчас этот маршрут способен пропускать от 40 до 70 млрд кубометров на разных
участках, что существенно ограничивает возможности экспорта. Модернизация и
расширение системы оценивается "Газпромом" в 2 млрд долларов, большую часть
которых российскому концерну придется привлекать самостоятельно.
Доказанные запасы газа в Казахстане составляют 1,8 трлн
кубометров, однако добыча на сегодняшний день составляет лишь 12,5 млрд
кубометров в год. При этом, по прогнозам, уже к 2005 г. ее планируется нарастить
до 20 млрд, к 2010 г. - до 35 млрд, а к 2015 г. - до 40-45 млрд кубометров.
Сейчас Казахстан экспортирует лишь 6 млрд кубометров газа через Россию, однако к
концу десятилетия эта цифра вполне может вырасти в два-три раза.
Выстраивание отношений с государствами Средней Азии на
двусторонней основе "Газпром" начал осознанно. "На самом деле мы, конечно,
готовы к более широкому сотрудничеству со всеми странами, - говорит г-н Рязанов.
- Но опыт показывает, что нам проще работать с каждой страной отдельно, чем
договориться со всеми сразу". И этот метод приносит результаты: уже к 2009 г.
"Газпром" будет закупать в Средней Азии 100-110 млрд кубометров газа, что
сопоставимо с сегодняшними объемами экспорта российского газа в Европу.
Отталкиваясь от долгосрочных контрактов, скорее всего будут реализованы и
проекты по созданию необходимых газотранспортных мощностей.
Наиболее остро транзитные вопросы стоят в отношениях с
Украиной, через которую в Европу поступает львиная доля российского газа. Однако
и здесь наблюдается ощутимый прогресс, связанный прежде всего со стратегическим
соглашением России, Украины и Германии о создании международного консорциума по
развитию газотранспортной системы этой страны и управлению ею. Этот шаг был
связан с необходимостью гарантий украинской стороны по обеспечению экспортных
поставок через ее территорию на период до 30 лет. Для этого системе нужны
значительные инвестиции - как на поддержание существующих мощностей, так и на
строительство новых. О последнем пункте стороны уже договорились: консорциум
будет строить новый газопровод мощностью 28 млрд кубометров в год и стоимостью
2,3 млрд долл. Вопрос же действующей системы пока висит в воздухе из-за
имеющихся разногласий.
Есть и альтернативные маршруты экспортных поставок
российского газа в Европу: строительство второй ветки газопровода Ямал-Европа
через Белоруссию и Польшу, а также прокладка Северо-Европейского газопровода по
дну Балтийского моря. Однако и у них есть существенные минусы. Долгие, но не
всегда плодотворные переговоры с Польшей до сих пор не дали возможности вывести
первую трубу Ямал-Европа на проектный уровень, а морской путь даже в самом
"Газпроме" (правда, неофициально) считают слишком дорогим и экономически
рискованным.
Из этой далеко неполной картины напрашивается вывод о
том, что наиболее важной проблемой, связанной с поставками газа европейским
потребителям, является состояние газотранспортной системы, которую нужно
модернизировать и развивать. Первый шаг к совместному решению этих проблем был
сделан в Санкт-Петербурге Владимиром Путиным, Леонидом Кучмой и Герхардом
Шредером. И хотя схема поставщик-потребитель-транзитер пока не реализована,
именно в балансе интересов трех сторон и объединении их усилий видится
оптимистическое будущее газового сотрудничества СНГ и Европы.
|