Немецкая волна, 30 сентября 2003 Питьевая вода и политикаТолкун Наматбаева
Проблемы
пользования водой уже вызывают конфликты с Узбекистаном и
Таджикистаном
Во вторник в Киргизии на заседании Совета по
экономической политике при правительстве республики обсуждался проект так
называемого "Водного кодекса".
Как заявил министр сельского и водного хозяйства
Александр Костюк, его ведомство разработало 4 варианта этого документа с целью
установления единых юридических основ использования питьевой воды, которая в
климатических условиях Центральной Азии становится с каждым годом все
дефицитнее.
"Нам необходимо установить единые правила игры на
длительный срок. Этот "Кодекс" по своему статусу стоит выше законов. Проблемы
пользования водой уже вызывают на юге Киргизии конфликты с Узбекистаном и
Таджикистаном, так как воды не хватает и никто не решает эти вопросы
справедливо", - отметил министр. По словам Александра Костюка, окончательный
вариант "Водного кодекса" согласован с Международным деловым советом и его
реализация позволит привлечь в Киргизию инвестиции, как иностранные, так и
внутренние за счет рационального использования водных ресурсов республики,
которая обладает богатыми водными ресурсами и не первый год поднимает проблему
перед соседними государствами о необходимости продажи им воды в качестве товара.
Реализация "Водного кодекса" включает в себя несколько проектов по обеспечению
питьевой водой городов и сел, особенно страдающих от недостатка дефицитной
влаги. По данным официального Бишкека, 786 тысяч киргизстанцев из 800 сел страны
не имеют доступа к чистой питьевой воде. 40 процентов водопроводов и
оборудования, построенных еще в советские годы, изношено и пришло в негодность.
Треть населения страны пользуется водой из колодцев и цистерн, за которыми с
рассвета выстраиваются длинные очереди. В некоторых селах 2 лепешки меняют на
40-литровую канистру с водой. Треть имеющихся водных ресурсов в Киргизии
теряется из-за нерационального использования.
О ситуации с распределением водных ресурсов в
Центральной Азии и связанными с этим межгосударственными конфликтами говорит
профессор университета города Гиссен Эрнст Гизе:
Киргизия и Таджикистан владеют более чем 80 процентами
всех запасов пресной воды в Центральной Азии. Эти резервы складываются из
осадков, ежегодно выпадающих на Памире и Тянь-Шане и ледников в высокогорье. С
начала 70-х годов, в связи со всеобщим потеплением климата, наблюдается активное
таяние этих ледников, что в краткосрочной перспективе увеличивает сток рек в
регионе, однако в долгосрочной перспективе может привести к значительному
снижению уровня воды в них. В то же время в Киргизии и Таджикистане нет
существенных запасов нефти и газа. Поэтому названные государства приступили к
строительству плотин для производства электроэнергии. Упомяну лишь Капчагайское
водохранилище. В связи с тем, что наибольшая потребность в электроэнергии
ощущается зимой, воду накапливают загодя летом, ограничивая сток, что
препятствует ее использованию в сельском хозяйстве. Это создает почву для
конфликта, к примеру, между Киргизией и Узбекистаном. В советские времена между
республиками, богатыми энергоресурсами и водными запасами, существовал разумный
товарообмен без использования денежного эквивалента. Теперь Узбекистан требует
оплаты своих поставок нефти и газа. При этом Киргизия и Таджикистан достаточно
бедные страны и оплачивать поставки энергоносителей для них нелегко. Поэтому они
постепенно начинают требовать деньги за использование водных потоков, берущих
начало в горных областях этих стран. Рано или поздно такое столкновение
интересов неизбежно приведет к конфликту. Однако существуют и мирные возможности
его разрешения. Необходим целый комплекс двусторонних соглашений между
заинтересованными сторонами, регулирующих использование водных ресурсов. Для
этого необходимо создать механизмы контроля, отвечающие не только за количество
используемой воды, но и за ее качество. И наконец, потребителям придется
смириться с тем, что вода в будущем не будет являться бесплатным "даром свыше",
а станет рассматриваться в качестве товара. Для таких стран как Узбекистан и
Туркмения, с господствующим там старым советским мышлением, это в настоящий
момент немыслимо. Поэтому ситуация вокруг проблемы водоснабжения и
водопользования в Центральной Азии становится все более критической. Конфликтный
потенциал этого региона столь значителен, что мы обязаны считаться с
возможностью возникновения в будущем войн за господство над водными ресурсами.
Связанные с этим пограничные конфликты, к примеру между Туркменией и
Узбекистаном, уже случались.
По мнению координатора проекта экономической и
экологической реструктуризации земле- и водопользования в Хорезмском регионе
Узбекистана Кристофера Мартиуса, дефицит воды в Центральной Азии вызван не
только неравномерным распределением водоресурсов в регионе:
Сразу же нужно сказать, что во всех государствах
Центральной Азии отмечается чрезвычайно высокий уровень расхода воды на душу
населения. Потребление воды здесь в 10-20 раз выше, чем в развитых
индустриальных странах. Существенной проблемой является также развитая
ирригационная сеть, созданная в советские времена для нужд сельского хозяйства.
Комплекс всех этих причин приводит к значительному дефициту пресной воды в
регионе.
Вновь активно обсуждаемая идея поворота части стока
сибирских рек в Центральную Азию, по мнению, Кристофера Мартиуса, только
усугубит экологические проблемы региона:
Именно создание в последние 60 лет значительных поливных
площадей в Центральной Азии, которые вызвали колоссальную экологическую
катастрофу в районе Аральского бассейна, должно навести нас на мысль о том, что
крупномасштабные эксперименты над природой не остаются безнаказанными. Мне
кажется, решение проблемы дефицита пресной воды в Центральной Азии заключается в
грамотном управлении имеющимися водными ресурсами. К примеру, есть значительные
резервы, позволяющие снизить расход воды как в индивидуальных хозяйствах, так и
в индустриальном производстве.
|