Газета СНГ, 30 сентября 2003 Узбекистан: "потепление" инвестиционного климатаЗарина Аскарова
Узбекистан намерен увеличить приток иностранных
инвестиций в страну. Сегодня на открытии инвестиционной конференции Исламского
банка развития (ИБР) в Ташкенте глава республики Ислам Каримов заявил, что
правительство Узбекистана принимает все возможные меры для улучшения
инвестиционного климата.
Кстати, Узбекистан стал членом ИБР совсем недавно – 2
сентября. Для Ташкента это очень важное достижение, несмотря на наличие в стране
углеводородных и других ресурсов, Узбекистан по-прежнему считается одной из
беднейших республик Центральной Азии. Средняя зарплата в Узбекистане – 10 дол.
США, ВВП хоть и подает признаки роста, но по сравнению, скажем, с казахстанским,
довольно низкий.
Для привлечения иностранного капитала Кабинетом
министров Узбекистана принята специальная "Программа создания в регионах
республики предприятий с иностранными инвестициями", согласно которой, до 2005
года в республике планируется создать 292 предприятия с иностранными
инвестициями во всех отраслях экономики. На деньги западных кредиторов
руководство страны собирается возродить и сельское хозяйство, и легкую
промышленность (производство текстильных изделий, пряжи, переработка хлопка и
т.д.), и машиностроение, и производство строительных материалов, и химическую,
электротехническую промышленность – в общем, все то, что пришло в упадок с
распадом СССР.
Потенциальным иностранным инвесторам в настоящее время
предлагаются разные формы вложения инвестиций - создание совместных предприятий,
предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, приобретение части либо полного
пакета акций приватизируемых предприятий и т.д., а также множество конкретных
проектов в различных отраслях экономики: индустриальном комплексе, сельском
хозяйстве, транспорте, телекоммуникации, строительстве, здравоохранении,
туризме.
Стоит отметить, что иностранные капиталовложения уже
"потекли" в некоторые сферы экономики. Одним из ярких примеров является создание
СП "Uz-Dаewoo", в результате, южнокорейские авто собирают и в Ташкенте. Но, к
сожалению, "узбекские Дэу" имеют далеко не лучшую репутацию.
Еще одним крупным инвестиционным проектом стал "приход"
в республику российского "Газпрома". Напомним, в июле председатель правления ОАО
"Газпром" Алексей Миллер с рабочим визитом посетил Ташкент. Основной темой
переговоров стало развитие стратегического сотрудничества "Газпрома" и
Узбекистана в газовой сфере и ход реализации соглашения между ОАО "Газпром" и
НХК "Узбекнефтегаз" от 17 декабря 2002 г.
В ходе переговоров также обсуждались закупки "Газпромом"
природного газа в Узбекистане. С мая 2003 года начался экспорт узбекского газа в
Россию по контракту между ООО "Газэкспорт" и АК "Узтрансгаз". На 2003 г.
контрактом предусмотрены поставки в объеме до 5 млрд куб. м., в дальнейшем они
будут увеличиваться - в 2004 году до 7 млрд куб. м, а начиная с 2005 года до 10
млрд куб. м в год. При этом "Газпром" не только импортирует газ, но и является
оператором транзита природного газа через территорию Узбекистана. Обсуждается
вопрос закрепления данных функций за "Газпромом" на среднесрочную
перспективу.
Стороны также обсудили возможность заключения новых
соглашений в рамках встречных поставок Россией товаров, оборудования и услуг в
счет частичной оплаты стоимости газа, который закупает "Газпром". На сегодняшний
день таких соглашений заключено на общую сумму в 60 млн. долл.
На переговорах в Узбекистане также затрагивались темы
участия "Газпрома" в строительстве подземных хранилищ газа на территории
республики, обучения узбекских специалистов на базе учебных центров "Газпрома" и
создания совместного предприятия по производству машиностроительной продукции, в
том числе газового оборудования, сообщает пресс-служба "Газпрома".
К сожалению, на данный момент узбекские власти не в
состоянии самостоятельно вывести экономику страны из затяжного кризиса. Стоит
вспомнить хотя бы пример с авиазаводом (Ташкентское авиационно-производственное
объединение (ТАПО), выпускающим в советские времена самолеты ИЛ-76, который с
момента получения Узбекистаном независимости не реализовал ни одного самолета.
Однако после создания Межгосударственной корпорации "Ильюшин", куда входят
российский Авиационный комплекс им. Ильюшина и ТАПО, заводу стали поступать на
поставку военно-транспортных ИЛ-76. Кстати, в итоге, корпорация перешла
полностью в собственность российской стороны, а производство самолетов
перенесено в Воронеж.
Сейчас трудно говорить о том, что инвестиционный климат
в этой Центральноазиатской республике "значительно потеплел", однако первые
проекты, пусть и не всегда удачные, показывают что даже недостаточно развитая
рыночная инфраструктура не может остановить приток капитала в страну со
значительными природными ресурсами и дешевой рабочей силой.
|