Независимое военное обозрение, 10 октября 2003 Российских пограничников с Пянджа надо выводить
Публикуя "Российских пограничников выдворяют с Пянджа"
обозревателя "НВО" Игоря Плугатарева ("НВО" № 34, 2003 г.) вызвала широкий
резонанс. В частности, немедленно откликнулся председатель комитета Госдумы по
обороне и экс-директор Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев:
Ясно, что слова первого зампредседателя национального
Комитета по охране государственной границы (КОГГ) Республики Таджикистан
Нуралишо Назарова, "предложившего" российским пограничникам уйти с
таджикско-афганской границы, надо воспринимать как зондаж позиции России на
возможное развитие событий в подобном направлении. Это традиционный стиль в
большой политике. В случае чего "заговорившегося" чиновника всегда можно
"поправить".
Но суть, в общем-то, в другом. Уж коль с 1997 г.
практически разрушилась вся система обеспечения безопасности границ в
Центральной Азии, то приходит пора подумать и о судьбе остающейся в регионе
"таджикской группы" российских пограничников. Несмотря на то что она - без
всякого преувеличения - почти исключительно за счет усилий России обеспечивает
безопасность как южных границ Содружества Независимых Государств, так и самого
Таджикистана. Как, впрочем, и сохранение суверенитета последнего.
Судя по заявлению Назарова, в Душанбе сегодня считают,
что государство стало достаточно сильным для того, чтобы самостоятельно
обеспечивать охрану своих границ и в полной мере финансировать эту охрану. Что
ж, Таджикистан как суверенное государство, имеет право на такой выбор. Но что в
данной ситуации делать России? Мое мнение однозначно: надо выводить российских
пограничников из Таджикистана. И передать всю ответственность за обеспечение
безопасности на южных границах Содружества Душанбе. При этом в Москве должны
прекрасно осознавать, что эффективно охранять госграницу таджикские пограничные
силы в настоящее время не смогут.
Однако противоречия здесь нет. Просто России вместе с
Казахстаном и Киргизией пора начинать в полной мере укреплять иные границы.
Замечу, что об этом я еще во второй половине 1990-х годов неоднократно говорил с
президентами Аскаром Акаевым и Нурсултаном Назарбаевым. Причем после подписания
19 сентября в Ялте четырьмя странами СНГ соглашения о создании Единого
экономического пространства (ЕЭП), эта задача приобретает особую актуальность.
То есть логика стратегической политики России на укрепление связей с Казахстаном
предполагает, что Москва и Астана должны вместе укреплять границы Казахстана с
его соседями. Это необходимость, так как не может вызывать сомнений, что именно
через эти рубежи пойдет большой поток наркотиков.
Это не значит, что Россия должна участвовать в этом деле
своими пограничниками. У нас есть наработанный в этом смысле опыт укрепления
границ с прибалтийскими государствами. Главное здесь - установить на всей
границе один режим, чтобы лишить нарушителей возможностей маневра.
Но в данной ситуации есть одно отягчающее ее
обстоятельство. Это - ситуация в Афганистане. Ни "Талибан", ни "Аль-Каида" там
полностью не ликвидированы. На руках у населения колоссальное количество оружия.
На глазах всего мира возрастает производство наркотиков.
И тем не менее выводить российских пограничников из
Таджикистана необходимо. Но этот вывод не должен напоминать бегство. Уход должен
быть осуществлен продуманно, планово, организованно и цивилизованно. Убежден
также в том, что исходя из огромного количества средств, которые Россия вложила
в укрепление госграницы Таджикистана, и за что она заплатила сотнями жизней
своих граждан, Душанбе обязан взять на себя все расходы по обустройству
российских пограничников и их семей на новом месте службы.
Что делать в ситуации, сложившейся в данный момент?
Необходимо четко уяснить, какова позиция политического
руководства Таджикистан. И если она совпадает с "личным мнением" генерала КОГГ
Назарова, то надо начинать соответствующие переговоры. Но при этом помнить, что
вопрос вывода - это вопрос тысяч российских семей. И надо помнить, а лично я
глубоко убежден в этом, - что, как только пограничники уйдут, 201-я дивизия
окажется в окружении отнюдь не доброжелателей. А блокировать ее гарнизоны
особого труда не составит. События 1992-1993 гг. это наглядно подтвердили.
Поэтому переговоры, если они начнутся, должны вестись в
несколько этапов. Сначала - на двустороннем уровне: Россия-Таджикистан. Затем
консультационные многосторонние - с участием всех государств региона.
|