Куранты, 29 октября 2003 Мы оказались неспособны их защитить.Александр Зюзяев
Притеснению русских в странах
СНГ пора положить конец, считает Константин Затулин
"Я был бы счастлив, если бы разговоры о положении
русской диаспоры за рубежом обострились только в связи с выборами, - сказал
директор Института стран СНГ Константин Затулин. - К сожалению, это далеко не
так. Политическая элита нашей страны не прониклась заботой о положении наших
соотечественников. С девяносто первого года, когда распался Советский Союз, и до
настоящего момента по большому счету мы ограничиваемся одними декларациями. К
большому сожалению, у нас в государстве до сего дня верховный орган, который
координирует работу с соотечественниками - по сути, временная правительственная
комиссия. А это важная часть государственной работы, и нужно ее организовывать
как положено". "Заговорить-то президент заговорил, но делать..."
- Как думаете, почему правительство России до сих пор
уделяло мало внимания решению проблемы притеснения русскоязычного населения за
пределами России?
- Потому что не видело ее вначале. А когда обнаружило
эту проблему, то оказалось недостаточно компетентным и неспособным повлиять на
ситуацию. Был другой соблазн - соблазн встреч без галстука. Вместо того чтобы
жестко отстаивать интересы наших соотечественников и в целом России, власти
пытались как-то договориться. В результате в соседних государствах перестали
относиться к интересам России всерьез. Были и остаются, конечно, экономические
причины попустительства. Взять на себя оплату всех русских школ за рубежом,
оплату всех учебников на русском языке, в которых нуждается наш соотечественник
за пределами Российской Федерации, было бы трудно по экономическим причинам. В
некоторых государствах вообще запрещают русскую литературу и не разрешают
преподавать по русским учебникам. Скажем, в украинском учебнике истории с
большой охотой рассказывается о постоянных войнах между Россией и Украиной,
стычках, взаимной подозрительности. В качестве героя рассказывается о Степане
Бандере и так далее. Короче, все то, что в русских учебниках вы не найдете. Есть
и другая линия. Скажем, в некоторых государствах считают допустимым сказать:
русское образование в нашей стране - дело Российской Федерации. Как будто
русские, живущие в этом государстве, не платят налогов и не содержат его как
налогоплательщики. Таким образом, власти перекладывают груз ответственности с
больной головы на здоровую, а сами на деньги русских налогоплательщиков
развивают свою национальную культуру, национальный язык.
Я считаю, что Россия будет вынуждена и платить, и
спасать в ряде случаев наших соотечественников от произвола. Особенно это
касается Туркменистана. Уговаривать Туркмен-баши никакого толку нет. Я считаю,
наш президент обманут и туркменской стороной, и некоторыми своими
консультантами, которые подвигли его подписать документ об отказе от двойного
гражданства с Туркменией. Но после того как вскрылась вся фальшивая подоплека,
было бы логично принять демонстративные меры, чтобы репатриировать русских
граждан Туркмении. К сожалению, пока в этом вопросе возникли какие-то другие
приоритеты: выгоды, призрачные, на мой взгляд, от сотрудничества с нефтегазовым
комплексом Туркменистана заслонили бедственное положение наших
соотечественников.
Первым о проблеме притеснения прав российской диаспоры
за рубежом заговорил в конце 2000 года в Минске президент Путин: "Нам
государства СНГ важны именно потому, что там живут наши люди". Возникла надежда
на новую доктрину - доктрину Путина. Президент сказал, но я не говорю, что он
начал делать. На практике эти слова не всегда подтверждаются.
"Метастазы зашли довольно далеко"
- Готов ли президент сейчас к жестким шагам для защиты
русскоязычного населения в странах СНГ?
- Были случаи, когда президент принимал меры достаточно
жесткие, например с Грузией. Когда стало ясно, что Грузия ведет себя двулично по
отношению к России, были предприняты определенные шаги, в том числе введен
визовый режим. Когда сейчас стало ясно, что украинская сторона просто обманывает
нас насчет использования вод Керченского пролива и Азовского моря, начали работы
по строительству дамбы в районе Тузлы. Я не всегда согласен с тем, в каких
формах проявляется жесткая реакция со стороны нашего государства, если она
проявляется, но в ряде случаев она вполне оправданна. Довольно далеко зашли
метастазы, к сожалению. Любая попытка российских властей занять осмысленную
позицию, естественно, встречает истерическую реакцию в государствах СНГ. До сего
дня практически ни на одном форуме СНГ положение о соблюдении прав человека
гражданами СНГ не рассматривалось. Не рассматривался вопрос о русском населении,
о русскоязычности, о сохранении русского языка наряду с развитием всех других
языков, потому что это было не принято, было неловко, могло навести на мысль о
"старшем брате" или имперском синдроме. Поскольку мы каждый раз считаем нужным
извиняться за то, что у нас есть свои национальные интересы, мы никогда не
сможем достойно их защищать.
"А поздно уже"
- Несколько дней назад в Москве прошел форум "Зарубежная
диаспора - интеллектуальный ресурс России", где Юрий Лужков заявил, что
необходимо создать федеральный орган, который занимался бы координацией работы с
российскими диаспорами...
- Его идея содержалась в двух письмах, которые Юрий
Михайлович направил еще в 2001-2002 годах президенту России. Дело в том, что у
нас работа с соотечественниками неправильно организована на государственном
уровне. Сегодня соотечественники поручены Министерству иностранных дел, что,
казалось бы, логично, ведь оно имеет посольства. Я не сомневаюсь, что посольства
России должны играть важную роль в работе с диаспорой. Другое дело, что в МИДе,
если его сделать головным в работе с соотечественниками, происходит вполне
понятный для любого бюрократа внутренний конфликт интересов и целей. Министра
оценивают за качество наших отношений с ведущими державами мира и государствами
СНГ. В результате он обязан поддерживать дружественные отношения с главами
государств, со своими коллегами-министрами. Но если метастазы зашли далеко,
приходится выбирать: либо министр будет защищать права наших соотечественников
(и тогда будет получать постоянные жалобы на свою работу от Туркмен-баши, Кучмы
или Шеварднадзе), либо он должен налаживать отношения с малыми государствами,
тогда поддерживание отношений с соотечественниками для нега станет
третьестепенной задачей. Поэтому руководство работой с диаспорами МИДу поручать
нельзя.
У нас миграция и поддержка диаспоры должны быть в одном
государственном органе. Его можно назвать госкомитетом или министерством по
делам соотечественников и миграции. Если будет принят закон о репатриации, как
мы надеемся, то можно уточнить: по делам соотечественников и репатриации. Тогда
будет понятно, что это министерство занимается положением соотечественников и
тем, куда и зачем приглашают мигрантов в Россию. А то ведь появились два
сообщающихся сосуда: им там хуже, значит, бегут сюда. Когда пересекают границы,
попадают в ведение МВД. А Министерство внутренних дел во все времена может
проверять документы, но не имеет полномочий формировать программу миграции как
социальное направление деятельности правительства. Не может создавать стимулы в
тех регионах, куда желателен приезд мигрантов. Поэтому мигранты все едут в
Москву, и здесь органы милиции вынуждены хватать, "не пущать", регистрировать и
так далее. А поздно уже.
|