Диаспоральная политика РоссииПервый заместитель Директора Института стран СНГ Романенко Владимир Иванович
История
и современное состояние российской диаспоры
Российская диаспора представляет сложное, динамичное
образование, претерпевшее и претерпевающее трагические последствия катаклизмов,
пережитых Россией в XX веке. Три волны эмиграции, разрушение Советского
Союза сделало Россию страной с самой большой диаспорой, а русский народ – самым
большим разделенным народом. В силу этого фактора российская диаспора, которая
по ареалу распространения по праву относится к мировым диаспорам, может играть
важную роль в возрождении великой России.
История формирования российской
диаспоры
Российская диаспора имеет давнюю историю. Еще в
ХVII веке Россию покидали, в основном, по религиозным мотивам
староверы, липоване, пятидесятники, группы донских и запорожских
казаков. Несколько сотен тысяч их потомков живут большими и
сплоченными общинами в Румынии, Канаде, США и ряде стран Ближнего Востока.
Значительная эмиграция началась с наступлением ХХ века.
В первое десятилетие из страны выехали (в основном в Америку) около 1.6 миллиона
человек. Русских (великороссов, малороссов и белорусов) в этом потоке было не
более 6%.
Первой волной эмиграции
принято считать беженцев в результате революции и Гражданской войны. По данным
Лиги наций в эмиграции тогда осталось 1 миллион 160 тысяч человек
(фактически их было значительно больше). Потомки
эмигрантов первой волны живут сейчас, в основном, во Франции, США,
Канаде.
Осенью 1922 года два немецких парохода «Обербюргемейстер
Хакен» и «Прейссен» привезли в Германию «единственный
товар, который нынешнее русское правительство поставляет Европе обильно и
бесплатно: хранителей культурных заветов России» - так писали в газетах того
времени.
Списки пассажиров печально известных «философских
пароходов» представляли элиту научного и инженерного общества
России: «Профессура 1-го Московского университета», «Профессора
Петровско?Разумовской сельскохозяйственной академии», «Профессора Института
инженеров путей сообщения», «По делу Вольного Экономического общества», «Список
антисоветских профессоров Археологического института», «Общий список активных
антисоветских деятелей по делу издательства «Берег», «Список лиц, проходящих по
делу № 813 (группа Абрикосова)», «Список антисоветских агрономов и
кооператоров», «Список врачей», «Список антисоветских инженеров», «Список
литераторов», «Список антисоветской интеллигенции г. Петрограда».
Вынужденные пассажиры этих пароходов покидали родину с тяжелым сердцем, но
верили, что вскоре можно будет вернуться домой. Их надеждам не суждено было
сбыться: российской эмиграции первой «волны» пришлось расстаться с мечтой и
доживать свои дни на чужбине, а те немногие, кто все же рискнул вернуться, за
редким исключением, были репрессированы.
Результатом этого вынужденного исхода стало мощная
подпитка интеллектуального и технического мира Запада (Леонтьев, Сикорский
и др.).
Вторая волна эмиграции – это
около 705 тысяч человек «перемещенных» лиц, не вернувшиеся в Россию после
Великой Отечественной Войны. Их потомки проживают по большей части в США,
Аргентине, Канаде.
В послевоенное время, несмотря на «железный
занавес», эмиграция из СССР продолжалась. До средины 80-х годов из России
на постоянное место жительства за пределы СССР ежегодно выезжали в среднем
3 тысячи человек. В 1997, когда расширились возможности выезда, страну покинули
уже 9.8 тысяч человек, в дальнейшем число эмигрантов каждый год удваивалось, в
1990 г – 103.6 тысяч. Подавляющая часть эмигрантов третей волны осела в
Израиле и США, в Канаде, Германии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и
даже Южно-Африканской республике.
Третья волна - это
тридцать миллионов граждан Советского Союза ставших в декабре
1991 года «зарубежными соотечественниками» в
новом российской зарубежье.
Мощные миграционные потоки охватили все
постсоветское пространство. За 12 лет Россия приняла
более 8 миллионов переселенцев, из которых 83 % составляют русские люди.
Известно, что пик постсоветской миграции пришелся на 1994 год, когда в
Россию из стран СНГ и Прибалтики прибыло более 1.1 млн.человек. В
последующие годы миграционные потоки пошли на убыль. В 2001 году сальдо миграцию
в Россию со странами СНГ и Балтии приблизилось к величине последних советских
лет. К настоящему времени в странах нового зарубежья осталось около 23
миллионов тех, чьи исторические корни лежат в России. Не менее 18 миллионов из
них – русские. Они составляют основную массу того массива, который составляет
новую российскую диаспору.
Пополняется российская диаспора за счет выезда в
«дальние» страны – страны традиционного зарубежья. Со всеми бывшими союзными
республиками (кроме Белоруссии) сальдо миграции положительное. (С Белоруссией за
1990-2001 годы сальдо = - 7.8 тысяч). А выезд в страны дальнего,
традиционного зарубежья за 1990-2001 годы превышает обратный приток на миллион и
двадцать тысяч человек. Едут не только «за длинным рублем».
Самые чувствительные потери – это те, кто уезжает из-за невозможности в полной
мере реализовать свои профессиональные возможности и таланты на Родине.
Сейчас не грузят российскую элиту на «философские пароходы», но выталкивают
отсутствием условий для работы и достойной жизни. Основными странами приема
новой русской эмиграции являются Германия, Израиль и США. Все больше
русских покидает Россию, в 1993 году они в этом потоке составляли
четвертую часть, в 1998 году – уже свыше 36%.
Крепкие русские общины действуют в настоящее время в
странах Тихоокеанского побережья: в Австралии, Китае, в США (Калифорния).
Представители некоторых из них участвовали в прошедшем в Москве 15-17 октября
2003 года Форуме «Зарубежная диаспора – интеллектуальный потенциал России».
Современное состояние
Особенно острые проблемы переживают соотечественники в
«ближнем» - «новом» зарубежье, которых отрезали от России новые государственные
границы.
Горько читать письма, которые приходят к нам в Институт
от людей, отчаявшихся, не видящих перспективы для себя, своих детей в
республиках, где оставлены лучшие годы, вложены труд и сердце, где похоронены их
предки и выросли дети. Речь идет о бывших братских союзных республиках. Многие
проблемы в странах СНГ и Прибалтики схожи. Страшно, когда люди теряют работу, а
вместе с этим - и средства к существованию. Нас не может не беспокоить то, что
русский язык вытесняется из сфер государственной и общественной жизни, что люди
лишаются возможности слушать и смотреть передачи на русском языке, читать
русские газеты и книги. Наши соотечественники теряют право выбрать для
своих детей образование на родном, русском, языке. А это право защищает даже
Всеобщая декларация прав человека. Нельзя обходить молчанием, что в угоду
политической конъюнктуре переписывается история. В государствах, имеющих прямую
заинтересованность в экономическом и военно-политическом взаимодействии с
Россией, вырастают новые поколения, в сознание которых закладывается враждебный
образ России.
Миграция и диаспора – два
сообщающихся сосуда
Российская диаспора, образовавшаяся в результате
распада СССР представляет из себя сложное, динамичное образование,
претерпевшее и претерпевающее трагические последствия разрушения единого
государства. Население СССР накануне распада составляло 293 миллиона
человек, из них в Российской Федерации проживало 147 миллионов, в
республиках Прибалтики – 9 миллионов, в остальных союзных республиках 137
миллионов. Около 50 миллионов советских людей в результате упразднения
Советского Союза оказались за пределами своих «этнических родин». Около 30
миллионов русских проживали в то время вне России, что составляло четвертую
часть от 120 миллионов русских россиян. Таким образом, в одночасье русские
стали крупнейшим разделенным народом в мире.
Мощные миграционные потоки охватили все
постсоветское пространство. За постсоветские годы Россия приняла более 8
миллионов переселенцев, из которых 83 % составляют русские люди. Известно, что пик постсоветской миграции
пришелся на 1994 год, когда в Россию из стран СНГ и Прибалтики
прибыло более 1.1 млн.человек. В последующие годы миграционные потоки пошли на
убыль. В 2001 году сальдо миграцию в Россию со странами СНГ и Балтии
приблизилось к величине последних советских лет. Конечно, изменилась структура
миграционных потоков, что можно видеть в таблице 1, где приведены данные
Госкомстата России по международной миграции в России
(Информационно-статистический сборник №1, Федеральная миграционная служба МВД
России, Москва, 2002г.) (См. Приложение)
В общем миграционном потоке различают вынужденную и
добровольную миграцию. Вынужденную миграцию определяют как территориальные
перемещения людей, «покинувших место жительства вследствие совершенного в
отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо
вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию по
признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а
также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или
политических убеждений, ставших поводом для враждебных кампаний в отношении
конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка». В
мае 1993 года Россия присоединилась к важнейшим международным документам по
правам беженцев: к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающийся статуса
беженцев, тем самым взяла на себя обязательство по приведению к международным
стандартам национального законодательства, защищающего права вынужденных
мигрантов, получивших соответствующий статус в соответствии с законом. Несколько
ранее – в марте 1993 года вступили в силу два российских закона «О беженцах» и
«О вынужденных переселенцах», регламентирующие отношения государства к двум
категориям вынужденных мигрантов: вынужденные переселенцы (граждане России) и
беженцы (иностранные граждане или апатриды). В последующие годы законы «О
беженцах» и «О вынужденных переселенцах» неоднократно корректировались.
Введение категории «вынужденный переселенец», которой
нет в международных документах, в дополнение к понятию «беженец» связано со
спецификой постсоветской миграции, когда миллионы российских соотечественников,
граждан Российской Федерации, оказавшихся за границей Российской Федерации,
возвращались из бывших союзных республик вследствие дискриминационного по
отношению к некоренным жителям законодательства и практики, распространившейся в
новых суверенных государствах.
Что поддерживает
миграционные настроения?
Проблемы, которые испытывают соотечественники в
постсоветских странах, о которых говорилось выше – являются главными в причинах
продолжающегося исхода. Те, кто находит силы для изменения ситуации –
уезжают, при этом надеются:
- восстановить свои политические и гражданские права
после переезда в Россию;
восстановить статус представителя титульной нации;
устранить факторы, порождающие социально-политический дискомфорт, конфликтность,
нестабильность на прежнем месте жительства;
получить высоко (хорошо) оплачиваемую работу в
России;
получить качественное среднее и профессиональное (в т.ч.
высшее) образования для детей.
Облегчающими обстоятельствами для переезда являются:
наличие гражданства Российской Федерации;
наличие родственных и других связей в России;
информация о положительном решении всего комплекса
проблем предшественниками;
высокий уровень профессиональной подготовки,
трудоспособный возраст;
возможность свободного выезда и уверенность в
возможности обустройства на новом месте;
наличие средств на переезд.
В то же время происходят и сдвиги в ориентации
потенциальных мигрантов. Если в прошлом веке – 80% выбирали Россию. То за 10
лет дети, которые ходили в школу, уже стали взрослыми, родились те, кто
уже не знает о Советском Союзе. Они уже выбирают для себя свой путь, на
котором Россия уже не всегда имеет приоритет. Так, по данным социологического
опроса, проведенного в Алма-Ате весной этого года, из тех, кто собирается
уезжать из Казахстана (около 30% опрошенных), только 60% - сориентированы на
Россию.
За прошедшие годы некоторая часть наших
соотечественников адаптировалась в новых государствах. Это процесс идет тем
интенсивнее, чем больше возможностей и перспектив обеспечения устойчивого
бизнеса, достойных условий жизни: нормального жилья, постоянной работы,
перспектив восстановления позиций русского языка, как официального или языка
межнационального общения. Вопрос о статусе русского языка является определяющим
для осознания перспектив будущих поколений русскоязычного населения.
Понимая это руководство Киргизии пошло на придание русскому языку статуса
официального, что уже закреплено в Конституции.
Чем больше возможности адаптации, тем меньше
миграционный настрой. Но на миграционные настроения сдерживающее влияние
оказывают также проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы в России и о
которых уже широко известно. О них речь пойдет ниже.
Новое постсоветское зарубежье, и в большей мере
Казахстан и Среднеазиатский регион, где проживает сейчас около 5 миллионов
российских соотечественников, являются основным «поставщиком» мигрантов в
Россию. До недавнего времени у нас преобладало отрицательное отношение к отъезду
русских из сопредельных государств. Сейчас в России начали высказываться за
возвращение русских на историческую родину. Об этом слышим из уст Президента.
Председатель Правительства прямо называет русских в странах СНГ неким
«демографическим резервуаром». Именно с помощью русских из СНГ Россия, по его
словам, решит свои демографические проблемы. Насколько это реально, еще нужно
посчитать. Надеяться на то, что переселенцы решат проблему депопуляции
российского населения не приходится Превышение смертности над рождаемостью,
которое в России достигло угрожающей черты, можно побороть только большей
рождаемостью. А ждать того, что переселенцы, перед которыми стоит острая
проблема обустройства, начнут интенсивно рожать детей, не приходится.
Переселенцев можно направлять в малонаселенные регионы, но не развивая
инфраструктуру этих областей, не создавая дополнительных рабочих мест, нельзя
надеяться на то, что переселенцы закрепятся там. Россия, конечно, нуждается в
энергичных гражданах, которые вольются в ее возрождающуюся – дай Бог –
экономику.
Сейчас общественные организации русских в Казахстане,
Таджикистане осаждают люди, которые стремятся к выезду, с просьбами помочь
принять гражданство, помочь уехать. К сожалению, этой помощи им оказать не
могут. В России миграционная политика государства находится в кризисном
состоянии, миграционная служба ликвидирована, ее функции переданы МВД, которое
имеет специфический взгляд на эти вопросы. Будучи традиционно репрессивным
органом, оно и миграцию рассматривает прежде всего как «незаконную», и развивает
в первую очередь это направление – борьбу с незаконной миграцией.
Поэтому проблемы остаются. И будет ли ближнее
русское зарубежье этим самым демографическим резервуаром, или все-таки русские,
которые сейчас проживают в странах СНГ, останутся фактором российского
присутствия и влияния в этих странах? Ответ на этот вопрос даст время. И те, и
другие тенденции существуют. Есть русские, которые рвутся уехать, а есть те, кто
готовы встроиться в новую жизнь, не теряя своей этнической идентичности.
И, конечно, если Россия будет вести свою политику так, чтобы помочь им там
укрепиться, она будет иметь в новых независимых государствах свой надежный и
миролюбивый плацдарм.
Управление миграцией в
России
Самостоятельная структура в Правительстве Российской
Федерации, занимающаяся вопросами миграции, - Федеральная миграционная служба
(ФМС) - была создана 14 июня 1992 года. В 1993 году ее подразделение появилось и
в Москве. В 90-е же годы был принят ряд законов правозащитного характера и
несколько нормативных актов, а в феврале 2003 года ФМС вошла в структуру
Министерства внутренних дел.
В мае 1993 года Россия присоединилась к важнейшим
международным документам по правам беженцев: к Конвенции о статусе беженцев и
Протоколу, касающийся статуса беженцев, тем самым взяла на себя обязательство по
приведению к международным стандартам национального законодательства,
защищающего права вынужденных мигрантов, получивших соответствующий статус в
соответствии с законом. Несколько ранее – в марте 1993 года вступили в силу два
российских закона «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», регламентирующие
отношения государства к двум категориям вынужденных мигрантов: вынужденные
переселенцы (граждане России) и беженцы (иностранные граждане или апатриды). В
последующие годы законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» неоднократно
корректировались.
Введение категории «вынужденный переселенец», которой
нет в международных документах, в дополнение к понятию «беженец» связано со
спецификой постсоветской миграции, когда миллионы российских соотечественников,
граждан Российской Федерации, оказавшихся за границей Российской Федерации,
возвращались из бывших союзных республик вследствие дискриминационного по
отношению к некоренным жителям законодательства и практики, распространившейся в
новых суверенных государствах.
Российской Федерацией заключены соглашения о
регулировании процессов переселения и защиты прав переселенцев на уровне СНГ (в
1993 году – без Украины), двусторонние соглашения с Таджикистаном, Латвией,
Туркменией, Грузией, Киргизией, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией,
Казахстаном.
В области внешней трудовой миграции Россия имеет
международные соглашения в рамках СНГ, двухсторонние - с Украиной, Молдавией,
Белоруссией, Арменией, Киргизией, Литвой, а также со странами
«традиционного» зарубежья: Финляндией, Китаем, Вьетнамом, Германией, Швейцарией,
Польшей, Словакией и Чехией.
Мигранты нужны для
России
Россия нуждается в притоке мигрантов. Еще в 2001 году
М.Касьянов на заседании Правительства подчеркивал, что прибывшие из-за рубежа
граждане позволили компенсировать потери России от снижения рождаемости. Именно
поэтому "нам необходимо выработать меры по стимулированию притока в Россию
квалифицированных рабочих кадров", что будет являться существенным
фактором по удержанию стабилизации в России. Премьер также отмечал, что одним из
приоритетов по решению миграционных задач в стране должно стать привлечение в
Россию для работы прежде всего населения из стран СНГ, которое владеет русским
языком. "Их можно назвать практически нашими соотечественниками".
Согласно статистическим данным в 2001 году российские
предприятия испытывали дефицит трудовых кадров в 6 процентов, а в 2002 году –
уже более 20 процентов. В период с 1999 по 2000 год число вакансий увеличилось в
1,5 раза, а в 2002 году – в 3 раза. Мигранты – это вопрос нашего национального
дохода, темпов экономического роста. И если мы не хотим, чтобы рабочие места
занимали китайцы и прочие уроженцы Азии, нужно упрощать, а не ужесточать
процедуру регистрации русских выходцев из стран бывшего СССР.
Справка - Национальный состав
России по предварительным данным переписи 2002 года
Русские - 104,1 млн.
Татары - 7,2 млн. (в Татарстане - 2,1 млн.)
Украинцы - 5,1 млн.
Китайцы
- 3,26 млн. (в районах Дальнего Востока и Сибири - более 2,5 млн.) ! факт,
который нуждается в серьезном осмыслении.
Армяне - 2,48 млн. (в Краснодарском крае - 779 тыс., в
Москве и Московской области - 508 тыс.)
Народы Дагестана - 2,24 млн. (в Дагестане - 1,85
млн.)
Азербайджанцы - 2,16 млн. (в Москве и Московской области
- 1,1 млн.)
Чуваши - 1,77 млн. (в Чувашии - 1,04 млн.).
Башкиры - 1,65 млн. (в Башкирии - 1,05 млн.).
Чеченцы - 1,36 млн.
Белорусы - 1,32 млн.
.. другие народы, численность которых в России
составляет менее 1 млн. человек.
О важности восстановления населения в Сибирском и
Дальневосточном регионе не говорит уже только ленивый. Но что делается для
этого? Увы – ничего. Российское Правительство не опирается на опыт, который был
уже в России – в XIX веке. Тогда Россия не только заселила эти новые
территории и укрепила границы, но и начала освоение этого богатейшего края.
Вынужденная миграция
Официальная регистрация вынужденных переселенцев и
беженцев велась с июля 1992 года территориальными органами Федеральной
Миграционной службы России. При этом в 1992-1993 годах до выхода законов "О
вынужденных переселенцах" и "О беженцах" эти категории лиц фактически не
различались, следовательно, не велась их отдельная регистрация. В дальнейшем
различия между этими категориями вынужденных мигрантов стали не только
формальными (по принципу наличия или отсутствия российского гражданства, которые
в 1992-1993 годах не играли столь существенной роли), но и фактическими.
Вынужденные переселенцы имеют право на получение различных видов
государственного содействия (ссуды, жилья, помощи в строительстве инфраструктуры
компактных поселений и т.п.). За 1992-2000 годы в Российской Федерации получили
статус вынужденных переселенцев и беженцев не более пятой части всех мигрантов,
прибывших на территорию России из-за рубежа.
За 1992-2000 годы в Российской Федерации получили статус
вынужденных переселенцев и беженцев 1612,4 тысячи человек из более 2 миллионов
подавших соответствующие ходатайства. В числе получивших статус 1369 тысяч
человек - выходцы из государств-участников СНГ и стран Балтии, 241,5 тысячи - из
российских регионов.
Вынужденные мигранты всегда были моложе, чем все
население России: доля детей среди них была на 4-5 процентных пунктов выше, доля
пожилых - на столько же ниже. При этом по доле населения в трудоспособном
возрасте они практически не отличалась от постоянного населения. Так, в 1994
году доля лиц в возрасте моложе трудоспособного среди вынужденных мигрантов
составляла 29,5%, среди российского населения - 23,3%, трудоспособных - 57,9% и
56,6% соответственно, лиц старше трудоспособного возраста - 12,6% и 20,1%. Доля
русских среди вынужденных мигрантов составляет 85%.
По данным Государственного Комитета Статистики России на
начало 2003 на территории России находилось 505 700 беженцев и
вынужденных переселенцев. Приблизительно 217 300 человек (43 процента) прибыли
из Казахстана, 65 200 (12.9 процентов) – из Узбекистана, и 45 000 (8.9
процентов) – из Таджикистана.
Трудовая миграция
По развитию трудовой миграции СНГ быстро догоняет
остальной мир. Исследования, проведенные в рамках Независимого
исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии, позволяют оценить
число граждан стран СНГ, участвующих в трудовых миграциях (зарегистрированных и
не зарегистрированных), в 10 миллионов человек в год. Половину этого потока
образуют граждане России. Из примерно 5 миллионов россиян, вовлеченных в
трудовую миграцию, 1,5-2 миллиона выезжают за пределы СНГ, а около 3 миллионов
находят работу внутри России. Из стран СНГ в Россию приезжает примерно 3
миллиона мигрантов - оценка, совпадающая с оценками других исследователей.
В Молдавии, Армении, Азербайджане работника на выезде
имеет каждое третье домохозяйство, в городах России в среднем каждое десятое,
столько же - в Алма-Ате. В пределах СНГ трудовые потоки, как и постоянная
миграция, направлены в основном в Россию, внешние направления для всех стран
общие - Турция, Китай, страны Средиземноморья, Германия, Арабские Эмираты.
В Россию больше всего рабочих рук едет из Украины,
Молдавии и Турции, Армении и Грузии. В основном иностранцы в России находят
рабочие места в торговле и общепите, а также в строительстве.
Впервые введено ограничение на привлечение
гастарбайтеров и теперь каждый год будут утверждать специальные квоты. В
нынешнем году это 530 тысяч человек. Составляется этот "порог" по заявкам
регионов, и, соответственно, цифра ежегодно будет меняться в зависимости от их
потребностей. Пока самое большое количество мест для иностранцев запросила,
естественно, Москва. В столице в следующем году ждут порядка 90 тысяч
иностранных рабочих.
Количество разрешений на временное проживание в России
будет тоже ограничено. По заявкам регионов ежегодно станут устанавливать квоты.
В нынешнем году иностранцам определенно повезло. Им планируют выдать 439 080
разрешений.
Имеются противоречивые оценки мощности ожидаемых потоков
на ближайшее десятилетие: от 5 -10 миллионов до 1 – 3 миллионов человек.
Ближе к реальности, по-видимому, средняя цифра – 4 миллиона человек.
Изменения миграционной ситуации вызваны,
разнонаправленной динамикой условий жизни на обоих полюсах, один из которых
является полюсом выталкивания (страны СНГ и Прибалтики), а другой –
притяжения – Россия, а также политикой России в отношении соотечественников за
рубежом
Очень наглядно обрисовал ситуацию с миграцией и
связанными с ней проблемами Тишков Валерий Александрович, директор
Института этнологии и антропологии РАН на слушаниях в Госдуме 4 мая 2002 года:
«После распада историческго государства была сделана ошибка, что не был
установлен, скажем десятилетний срок когда граждане единого исторического
государства независимо от их национальной принадлежности могли выбирать
страну проживания. Эту ошибку уже не исправить.
Естественно, что должна бы была быть конкуренция за то
население, которое оказалось разделенным границами 15 государств, но конкуренция
не состоялась в силу существующего этнического национализма, эмигрантских фобий
и низкого уровня компетенции управленцев в новых постсоветских государствах
(включая Россию), да и низких уровнях экспертизы.
Тем не менее, Российская федерация оказалась в выигрыше
и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в
этом преимуществе, пожалуй, только странам Балтии. …
Россия может и должна строить свою политику на
дальнейшем привлечении мигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория и
ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее
одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в основном в городах.
Процесс формирования городских центров далеко не исчерпан в нашей стране. Именно
города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации.
Что нужно сделать в связи с намерением
государства реформировать миграционную политику и навести порядок в данной
сфере?
Прежде всего, срочно решить проблему облегченной
регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов
временных или незарегистрированных мигрантов.
Это должно включать и быстрое предоставление российского
гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали
в учет так называемого постоянного населения, которое пройдет в октябре 2002
года…
Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим
иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней, это саморазрушительный
шаг с точки зрения экономики и политики. Кстати говоря, саморазрушительной будет
и программа «Переселение соотечественников». Не русских надо переселять с
восточной Украины и из Северного Казахстана в Россию, потому что переселение это
будет означать отчуждение этих государств раз и навсегда от России. А, скорее
всего, «хороших» мигрантов, которые могут говорить на русском языке, и которым
нет достойной работы в этих странах, включая узбеков, казахов или
киргизов. По крайней мере это лучше, чем привозить потом эмигрантов из Китая или
из Африки….
Наступил именно такой исторический момент, когда без
массовой внешней эмиграции страна не может развиваться. И благо, что эта
эмиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается
движением населения в рамках исторического российского государства…» - Жаль, что
это авторитетное мнение было высказано на десять лет позже, чем требовалось
для правильной расстановки акцентов в выстраивании миграционной политики и
связанными с ней проблемами гражданства.
Политика России в отношении
соотечественников за рубежом
Государственная политика России в отношении
соотечественников, оставшихся за рубежами страны в результате распада СССР,
начала формироваться в 1994 году, когда в Государственной Думе РФ первого созыва
был создан Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В том же году
указом Президента утверждается Концепция государственной политики в отношении
соотечественников за рубежом и создается Правительственная комиссия по делам
соотечественников. В утвержденном Федеральным Собранием бюджете на 1995 год
впервые появляется строка о выделении средств «на поддержку соотечественников за
рубежом».
В июле 1995 года думский Комитет по делам СНГ и связям с
соотечественниками собирает 500 делегатов на первый Съезд представителей русских
общин, центров и организаций, возникших после распада Советского Союза в новом
(ближнем) зарубежье. Избранный на съезде консультативный Совет соотечественников
при Государственной Думе, со всеми изменениями своего состава и регламента
остается до сих пор наиболее авторитетным представительным органом новой
русскоязычной диаспоры.
С 1 июня 1999 года вступил в силу Федеральный закон «О
государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за
рубежом». Но действовать он, фактически, не начал. Более того, его статья,
устанавливающая особый, льготный режим предоставления гражданства
соотечественникам, отменена вступившим с 1 июля 2002 года законом «О гражданстве
РФ».
11-12 октября 2001 года в Москве состоялся Конгресс
соотечественников, собравший более 600 представителей российской диаспоры
из 47 стран. На Конгрессе выступил Президент России В.В.Путин. Он отметил,
что за прошедшие 10 лет государство очень мало сделало для своих
соотечественников и призвал объединить усилия для того, чтобы исправить эту
ситуацию. Сразу после Конгресса из структуры Правительства исчезли
Министерство по делам СНГ (Минсотрудничество), которое вело работу с
соотечественниками за рубежом и Федеральная миграционная служба, занимающаяся
соотечественниками, переехавшими в Россию. Работа с зарубежными
соотечественниками была передана МИДу России, а миграция - под начало
МВД.
5 мая 2002 года Указом Президента России на Министерство
иностранных дел страны возложены ряд дополнительных функций. МИД участвует
в разработке основных направлений государственной политики Российской Федерации
в отношении соотечественников за рубежом и осуществлять меры по их
реализации. МИД также наделен правом законодательной инициативы в области
совершенствования законодательства РФ в области отношений с зарубежными
соотечественниками. На это министерство возлагается обязанности по
внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению деятельности России в
целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих
за рубежом. МИД должен координировать международную деятельность по этому
направлению федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов
Федерации, обеспечивать деятельность Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом.
Председателем Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом является заместитель Правительства России,
курирующий социальный сектор. Сейчас – это Карелова Галина Николаевна. С мая
2003 года проблемы соотечественников в МИДе курирует новый Первый заместитель
Министра иностранных дел - Митрофанова Элеонора Валентиновна.
Остаются актуальными предложения о совершенствовании
государственного управлении делами соотечественников за рубежом. О
них вновь говорил Ю.М.Лужков на прошедшем в Москве 15-17 октября Форуме
соотечественников.
Опыт Москвы показал, что необходимо создание
специализированного исполнительного звена, ответственного за работу с
соотечественниками. В Москве – это отдел по работе с соотечественниками за
рубежом в составе Департамента международных связей. Поскольку работа с
соотечественниками требует межведомственного взаимодействия, мы пошли на
создание Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. Я
убежден - для того, чтобы эффективно работать с соотечественниками, необходимо
выстроить надежную систему управления этим процессом. Это необходимо не только
на уровне субъектов, но и на федеральном.
Сейчас остро ощущается нехватка в России структуры,
которая вела бы вопросы соотечественников комплексно, координируя работу в этом
направлении на государственном уровне. В этом плане мы могли бы заимствовать
опыт, в частности: Китая, Венгрии, Израиля, Греции, придающих исключительно
большое значение работе с соотечественниками и получающих от своих диаспор
неоценимую политическую и экономическую поддержку. Между тем, деятельность
Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом объективно не
позволяет обеспечить такой уровень работы. Некоторые всплески активности в ее
работе с каждым новым изменением в руководстве Правительства России сменяются
полугодовыми, а то и более длительными застоями.
Сейчас дела соотечественников за рубежом и проблемы их
при возвращении в Россию курируют разные ведомства: МИД и МВД. Это уже создало
массу проблем для тех, кто оформил российское гражданство в консульских
учреждениях за границей и мыкается сейчас, пытаясь получить внутренний
российский паспорт нового образца в РОВД и УВД городов и весей. Для тысяч наших
соотечественников наступающий Новый год грозит обернуться не праздником, а
бедствием, в результате которого они останутся без законных документов,
удостоверяющих личность, поскольку старые паспорта утратят силу, а новых – не
дают.
Отсутствие единой головной структуры, которая бы вела
проблемы соотечественников на федеральном уровне, по-прежнему оставляет
соотечественников без должной государственной опеки. Как говорил Президент
В.Путин на Конгрессе в 2001 году: «у семи нянек – дитя без глазу».
Проблемы соотечественников,
приезжающих в Россию
Основными факторами, сдерживающими миграцию наших
соотечественников в Россию, как уже говорилось выше, являются те проблемы, с
которыми они сталкиваются при организации переезда и при обустройстве в
России
1. Факторы сдерживающие миграцию в Россию - это не
только отдаление ее в историю для новых поколений соотечественников, но и,
главное, трудности, с которыми сталкиваются люди, переехав в Россию, которая для
многих является не только «исторической», но настоящей Родиной. В первую очередь
– это неясные перспективы на получение работы, на приобретение жилья и
социальной защиты в России.
2. Проблемы приобретения или восстановления российского
гражданства, также являются существенным препятствием. (по некоторым данным,
опубликованным в российских СМИ, за последние 10 лет в Россию из ближнего
зарубежья переехало от 6 до 8 млн.человек. Абсолютное большинство из них так и
не получило российское гражданство).
Принятие нового закона о гражданстве, который по
словам Александра Исаевича Солженицына, «увековечил десятилетнее
предательство Россией своих соотечественников», сделало (по словам
депутата Виктора Имантовича Алксниса) русским самым большим разделенным народом.
Сотни обращений с просьбой не принимать этот «железный» закон остались не
услышанными ни большинством депутатов, ни сенаторами, ни Президентом.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 года новый Закон о
гражданстве Российской Федерации перечеркивает обещания о льготном порядке
обретения гражданства России, данные соотечественникам в 1999 году 11 статьей
Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом», которая отменяется.
Просить о российском гражданстве в упрощенном порядке,
то есть без предварительного получения вида на жительство в России, могут только
те, кто по сей день не имеет гражданства. Граждане бывшего СССР,
даже родившиеся на территории РСФСР, при возвращении в Россию, на свою Родину,
должны будут как любые иностранцы, сначала получить вид на жительство.
После получения вида на жительство, чтобы подать
заявление о приеме в гражданство РФ, надо ждать не менее одного года (это
в лучшем случае!, если соискатель родился в РСФСР, признан беженцем, или имеет
особые достижения в науке, культуре, уникальной профессии), а то – и все
пять! Соотечественнику-соискателю российского гражданства нужно будет
доказывать, что он имеет законный источник существования. (Что будет
признаваться таковым, пока - неизвестно.) При соблюдении всех этих
условий, сдав экзамен на знание русского языка, обязавшись соблюдать Конституцию
и законы РФ российский соотечественник, оказавшийся иностранцем в результате
развала Советского Союза, получит право ходатайствовать о
приобретении российского гражданства.
Поправки, внесенные в Думу от имени Президента в
сентябре 2003 года, решают далеко не все вопросы. Так, самые существенные
исправления предлагаются в том, что устанавливается переходный период, в течение
которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств,
входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту
жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в
Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном
порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике
средств к существованию и владении русским языком, а также без представления
вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении
приобрести гражданство Российской Федерации. Данное положение не учитывает того
факта, что разрешения на временное проживание не оформлялись до мая 2003 года.
Те, кто до этого срока приехал в Россию на постоянное жительство, но не мог
получить постоянную прописку (очень распространенная ситуация) - проживали по
временной регистрации. То есть фактически имели разрешение на временное
проживание, но не имели документа, о котором идет речь в поправках. В
предлагаемом законопроекте этот момент не учитывается. Следовательно, этой
категории соотечественников придется проходить всю процедуру оформления своего
статуса также, как вновь прибывшим иностранцам – с получения разрешения на
временное проживание. Даже россияне по рождению, кого судьба занесла в союзные
республики, должны будут проходить эту процедуру.
Что делать?
Надо сказать, что русские люди в странах СНГ и
Прибалтики жили, а многие до сих пор живут в надежде, что они России нужны.
Именно поэтому в своих проблемах они апеллируют в первую очередь к России.
Они ждут появления четкой, последовательной, настойчивой политики России по
защите, поддержке и взаимодействию с зарубежными соотечественниками, как
важнейшего ресурса для укрепления ее позиций в странах СНГ и Прибалтики.
Правильная политика поможет сохранить влияние России вместе с проживающими там
соотечественниками в тех странах, где их пребывание не грозит обернуться
жизненной катастрофой. Но для тех, кто окончательно принимает решение о
переезде в Россию должны быть созданы достойные условия для их обустройства в
тех регионах, где они не только решат свои жизненные проблемы, но и будут
наиболее полезны стране. Этого ждут соотечественники.
Эти ожидания исполнятся, если:
1. Будет принята и неукоснительно исполнена
Государственная программа поддержки соотечественников России.
2. По примеру других стран Россия будет подключать
общественные организации соотечественников к подготовке и проведению визитов,
официальных мероприятий проводимой Россией в странах проживания.
3. Будут предприняты меры для исправления ситуации
по отношению к соотечественникам на международном уровне. Такими мерами может
быть заключение договоров об упрощенном порядке принятия гражданства для
переезжающих в Россию (и наоборот). Подобные договора есть с Казахстаном,
Киргизией, а также на уровне Четверки (РФ, Белоруссия, РК, КР). И не только их
заключение, но и проработаны четкие механизмы их действия в России.
4. Будет разработан и принят закон о репатриации,
в котором должна быть предусмотрена возможность принятия гражданства не
только при переезде в Россию, но и до переезда, в странах проживания, если
соотечественники, выражают намерение к репатриации.
На этот закон надеются соотечественники, как на
возможность решить проблемы приобретения гражданства и легализации в России
которые не решает Закон о гражданстве 2002 года (даже с учетом внесенных
Президентом поправок) и усугубляет «Закон о правовом положении иностранных
граждан в РФ». Закон о репатриации должен обеспечить правовую основу особого
режима приобретения (восстановления) российского гражданства нашими
соотечественниками за рубежом и теми, кто возвращается в Россию, а также создать
правовую основу упрощенного порядка регистрации в России, социального
обеспечения, поступления на работу, льготного приобретения жилья.
6. Будет изменена миграционная политика по отношению к
соотечественникам. Нужны явные преференции для людей, которые переселяются в
трудонедостаточные, стратегически важные регионы (к примеру
Приморский край). Нужно вспомнить опыт Российской империи и Советского
Союза, который позволил закрепить, охранять и осваивать шестую часть суши.
7. Будет проведена реорганизация государственного
управления делами соотечественников – создан единый орган, координирующий
деятельность всех государственных структур, связанных с этой проблематикой.
8. Особая забота должна быть проявлена по отношению к
гражданам России, проживающих за рубежом, являющимися также «зарубежными
соотечественниками». Первоочередными для защиты прав российских граждан за
границей являются следующие меры:
обеспечение всех граждан России, проживающих за
рубежом, заграничными паспортами;
обеспечение контроля за соблюдением соглашений о
статусе граждан России между Россией и странами проживания
соотечественников;
инициирование заключение договоров о статусе граждан
России в странах проживания, с которыми подобные договора не заключены;
внесение изменений в закон о выборах в Государственную
Думу, создав специальные зарубежные избирательные округа для граждан России,
постоянно проживающих в странах СНГ и Прибалтики (1 – для Прибалтики; 2 – для
Украины, Молдавии, Приднестровья, Закавказья; 3 – для Казахстана и Средней
Азии).
Приложение - Динамика внешней миграции населения Российской
Федерации.
Таблица1 (По данным Госкомстата России.
Информационно-статистический сборник №1, Федеральная миграционная служба МВД
России, Москва, 2002г. – тысячи человек)
|
1980 |
1985 |
1990 |
1991 |
|
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Всего |
874.4 |
780.7 |
95.7 |
877.1 |
705.1 |
172.0 |
913.2 |
729.5 |
183.8 |
692.2 |
675.5 |
16.7 |
СНГ и Балтия |
876.1 |
773.6 |
102.5 |
876.8 |
702.0 |
174.8 |
913.0 |
625.8 |
287.2 |
692.1 |
587.2 |
104.9 |
Азербайджан |
30.7 |
18.4 |
12.2 |
44.5 |
24.9 |
19.6 |
91.4 |
39.4 |
52.0 |
48.0 |
27.2 |
20.7 |
Армения |
13.9 |
8.5 |
5.4 |
19.3 |
10.0 |
9.3 |
13.7 |
12.3 |
1.4 |
12.0 |
7.9 |
4.1 |
Белоруссия |
64.4 |
58.7 |
5.7 |
59.7 |
58.0 |
1.7 |
73.2 |
49.9 |
23.3 |
45.6 |
50.3 |
-4.7 |
Грузия |
29.2 |
19.4 |
9.9 |
32.2 |
19.2 |
13.0 |
33.0 |
18.6 |
14.5 |
42.9 |
14.1 |
28.7 |
Казахстан |
180.5 |
146.0 |
34.4 |
185.8 |
115.8 |
70.0 |
157.4 |
1028 |
54.6 |
128.9 |
99.4 |
29.6 |
Киргизия |
28.0 |
21.1 |
6.9 |
26.5 |
17.9 |
8.6 |
39.0 |
17.8 |
21.2 |
33.7 |
16.0 |
17.7 |
Латвия |
15.4 |
16.3 |
-0.9 |
12.7 |
15.1 |
-2.3 |
12.6 |
8.7 |
3.9 |
13.0 |
7.2 |
5.8 |
Литва |
9.4 |
10.6 |
-1.2 |
9.1 |
10.6 |
-1.5 |
11.7 |
6.7 |
5.0 |
10.0 |
5.7 |
4.4 |
Молдавия |
30.9 |
28.2 |
2.7 |
34.4 |
31.0 |
3.4 |
32.3 |
31.4 |
0.9 |
29.6 |
27.1 |
2.5 |
Таджикистан |
18.3 |
13.4 |
4.9 |
18.9 |
12.2 |
6.6 |
50.8 |
10.5 |
40.3 |
27.8 |
10.2 |
17.6 |
Туркмения |
13.5 |
9.8 |
3.7 |
16.7 |
10.7 |
6.0 |
15.0 |
9.9 |
5.1 |
13.1 |
8.6 |
4.5 |
Узбекистан |
59.7 |
48.5 |
11.3 |
57.3 |
40.9 |
16.4 |
104.0 |
38.1 |
65.9 |
69.1 |
33.2 |
35.9 |
Украина |
371.8 |
361.1 |
10.7 |
351.4 |
325.3 |
26.1 |
270.5 |
274.6 |
-4.1 |
210.1 |
276.2 |
-66.1 |
Эстония |
10.4 |
13.6 |
-3.1 |
8.2 |
10.4 |
-2.2 |
8.4 |
5.2 |
3.3 |
8.2 |
4.0 |
4.2 |
Дальнее зарубежье |
0.2 |
7.0 |
-6.8 |
0.3 |
3.1 |
-2.8 |
0.2 |
103.7 |
-103.5 |
0.2 |
88.3 |
-88.2 |
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Всего |
926.0 |
673.1 |
252.9 |
923.3 |
483.0 |
440.3 |
1146.7 |
337.1 |
809.6 |
866.9 |
347.3 |
519.5 |
СНГ и Балтия |
925.7 |
570.0 |
355.7 |
922.9 |
369.1 |
553.8 |
1146.4 |
231.8 |
914.6 |
841.5 |
229.3 |
612.2 |
Азербайджан |
69.9 |
19.2 |
50.8 |
54.7 |
11.5 |
43.1 |
49.5 |
6.1 |
43.4 |
43.4 |
5.6 |
37.8 |
Армения |
15.8 |
3.8 |
12.0 |
29.8 |
2.0 |
27.9 |
46.5 |
1.9 |
44.6 |
34.1 |
2.8 |
31.3 |
Белоруссия |
36.2 |
57.5 |
-21.3 |
34.7 |
46.1 |
-11.4 |
43.4 |
27.8 |
15.6 |
35.3 |
25.2 |
10.1 |
Грузия |
54.2 |
8.0 |
46.2 |
69.9 |
4.9 |
65.0 |
66.8 |
4.7 |
62.2 |
51.4 |
4.1 |
47.3 |
Казахстан |
183.9 |
87.3 |
96.6 |
195.7 |
68.7 |
127.0 |
346.4 |
41.9 |
304.5 |
241.4 |
50.4 |
191.0 |
Киргизия |
62.9 |
13.1 |
49.8 |
96.8 |
10.1 |
86.7 |
66.5 |
9.9 |
56.5 |
27.8 |
9.6 |
18.3 |
Латвия |
27.3 |
4.1 |
23.2 |
25.9 |
2.2 |
23.7 |
26.4 |
1.3 |
25.0 |
14.9 |
1.2 |
13.7 |
Литва |
15.4 |
3.7 |
11.7 |
19.4 |
2.4 |
17.0 |
8.5 |
1.5 |
6.9 |
4.1 |
1.4 |
2.8 |
Молдавия |
32.3 |
22.4 |
9.9 |
19.3 |
14.9 |
4.5 |
21.3 |
9.4 |
12.0 |
18.7 |
8.3 |
10.5 |
Таджикистан |
72.6 |
5.9 |
66.7 |
68.8 |
5.9 |
62.9 |
45.6 |
3.7 |
42.0 |
41.8 |
3.3 |
38.5 |
Туркмения |
19.0 |
7.1 |
12.0 |
13.0 |
16.2 |
6.8 |
20.2 |
2.8 |
17.4 |
19.1 |
1.9 |
17.2 |
Узбекистан |
112.4 |
26.1 |
86.4 |
91.2 |
20.5 |
70.6 |
146.7 |
11.3 |
135.4 |
112.2 |
15.2 |
97.1 |
Украина |
199.4 |
309.3 |
-110.0 |
189.4 |
172.1 |
17.3 |
247.4 |
108.4 |
139.0 |
188.4 |
99.4 |
89.0 |
Эстония |
24.4 |
2.6 |
21.8 |
14.3 |
1.6 |
12.8 |
11.3 |
1.1 |
10.2 |
8.6 |
0.9 |
7.7 |
Дальнее зарубежье |
0.3 |
103.1 |
-102.8 |
0.4 |
113.9 |
-113.5 |
0.4 |
105.4 |
-105.0 |
25.4 |
118.1 |
-92.7 |
|
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
|
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Всего |
647.0 |
291.6 |
355.4 |
597.7 |
233.0 |
364.7 |
513.6 |
213.4 |
300.2 |
379.7 |
215.0 |
164.8 |
СНГ и Балтия |
631.2 |
191.4 |
439.8 |
582.8 |
149.5 |
433.4 |
494.8 |
133.0 |
361.8 |
366.7 |
129.7 |
237.0 |
Азербайджан |
40.3 |
4.9 |
35.4 |
29.9 |
4.3 |
25.6 |
22.2 |
3.9 |
18.3 |
15.9 |
3.8 |
12.1 |
Армения |
25.4 |
3.0 |
22.4 |
19.1 |
2.6 |
16.5 |
16.8 |
2.4 |
14.4 |
14.7 |
2.2 |
12.4 |
Белоруссия |
23.9 |
21.5 |
2.4 |
17.6 |
18.9 |
-1.4 |
13.8 |
19.0 |
-5.3 |
11.5 |
19.2 |
-7.6 |
Грузия |
38.6 |
4.1 |
34.4 |
24.5 |
3.3 |
21.2 |
21.1 |
2.9 |
18.1 |
19.6 |
2.6 |
17.1 |
Казахстан |
172.9 |
38.4 |
134.5 |
235.9 |
25.4 |
210.5 |
209.9 |
26.7 |
183.2 |
138.5 |
25.0 |
113.5 |
Киргизия |
18.9 |
8.5 |
10.4 |
13.8 |
6.3 |
7.5 |
11.0 |
5.3 |
5.7 |
10.4 |
3.7 |
6.7 |
Латвия |
8.2 |
0.9 |
7.4 |
5.7 |
0.6 |
5.0 |
3.6 |
0.6 |
3.0 |
2.1 |
0.6 |
1.5 |
Литва |
3.1 |
1.3 |
1.8 |
1.8 |
1.2 |
0.6 |
1.4 |
0.8 |
0.6 |
1.0 |
0.7 |
0.3 |
Молдавия |
17.8 |
6.9 |
11.0 |
13.8 |
5.7 |
8.0 |
10.8 |
4.8 |
6.0 |
9.0 |
4.3 |
4.8 |
Таджикистан |
32.5 |
2.6 |
29.9 |
23.1 |
2.5 |
20.6 |
18.4 |
2.0 |
16.4 |
12.1 |
1.8 |
10.3 |
Туркмения |
22.8 |
1.4 |
21.5 |
16.5 |
1.5 |
15.0 |
10.5 |
1.5 |
9.0 |
8.0 |
1.2 |
6.8 |
Узбекистан |
50.0 |
13.4 |
36.6
|
39.6 |
7.4 |
32.3 |
41.8 |
5.2 |
36.6 |
41.6 |
5.0 |
36.6 |
Украина |
170.9 |
83.8 |
87.1 |
138.2 |
69.1 |
69.1 |
111.9 |
57.3 |
54.6 |
81.3 |
58.9 |
22.4 |
Эстония |
5.9 |
0.8 |
5.0 |
3.5 |
0.7 |
2.8 |
1.8 |
0.6 |
1.2 |
0.9 |
0.6 |
0.3 |
Дальнее зарубежье |
15.9 |
100.3 |
-84.4 |
14.8 |
83.5 |
-68.6 |
18.7 |
80.4 |
-61.6 |
13.1 |
85.3 |
-72.2 |
|
2000 |
2001 |
1990 – 2001 |
|
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Приб. |
Убыл. |
Сальдо |
Всего |
359.3 |
145.7 |
213.6 |
187.4 |
137.7 |
49.7 |
8153.0 |
4481.9 |
3671.1 |
СНГ и Балтия |
350.3 |
83.4 |
266.9 |
186.2 |
62.5 |
123.7 |
8053.5 |
3362.6 |
4690.9 |
Азербайджан |
14.9 |
3.2 |
11.7 |
5.6 |
2.2 |
3.4 |
485.7 |
131.4 |
354.3 |
Армения |
16.0 |
1.5 |
14.5 |
5.6 |
1.5 |
4.1 |
249.4 |
43.8 |
205.6 |
Белоруссия |
10.3 |
13.3 |
-3.0 |
6.5 |
11.2 |
-4.7 |
352.0 |
359.9 |
-7.8 |
Грузия |
20.2 |
1.8 |
18.4 |
8.1 |
1.3 |
6.7 |
450.4 |
70.4 |
380.0 |
Казахстан |
124.9 |
17.9 |
107.0 |
68.2 |
15.2 |
53.0 |
2204.0 |
598.9 |
1605.0 |
Киргизия |
15.5 |
1.9 |
13.6 |
10.7 |
1.3 |
9.4 |
407.0 |
103.5 |
303.4 |
Латвия |
1.8 |
0.4 |
1.4 |
1.3 |
0.3 |
1.0 |
142.6 |
28.1 |
114.5 |
Литва |
0.9 |
0.3 |
0.6 |
0.8 |
0.3 |
0.5 |
77.9 |
25.8 |
52.2 |
Молдавия |
11.7 |
2.2 |
9.5 |
7.6 |
1.7 |
5.9 |
224.3 |
138.9 |
85.4 |
Таджикистан |
11.0 |
1.1 |
9.9 |
6.7 |
1.0 |
5.7 |
411.2 |
50.5 |
360.7 |
Туркмения |
6.8 |
0.7 |
6.1 |
4.4 |
0.4 |
4.0 |
168.5 |
43.2 |
125.3 |
Узбекистан |
40.8 |
3.1 |
37.7 |
24.9 |
2.0 |
22.9 |
874.4 |
180.6 |
693.7 |
Украина |
74.7 |
35.6 |
39.1 |
30.5 |
24.0 |
6.5 |
1912.7 |
1568.8 |
343.9 |
Эстония |
0.8 |
0.4 |
0.4 |
0.6 |
0.4 |
0.2 |
88.6 |
18.7 |
69.9 |
Дальнее зарубежье |
9.0 |
62.3 |
-53.3 |
1.2 |
75.0 |
-73.8 |
99.5 |
1119.2 |
-1019.8 |
|