Gazeta.kz, 22 октября 2003 Дела пограничныеГульмира Кенжегалиева
В российских СМИ появилось сообщение о том, что
Минобороны РФ всерьез озабочено проблемой российско-казахстанской границы. Новым
поводом для беспокойства послужил доклад контрольного управления представителя
президента РФ в Приволжском федеральном округе.
Комиссия, проводившая анализ ситуации на юго-восточном
рубеже России, пришла к выводу, что этот участок границы слабо защищен от
проникновения наркотиков, оружия и другой контрабанды с территории Казахстана в
Россию.
Как отмечают российские издания, в Совете безопасности
РФ появился проект обустройства российско-казахстанской границы. Юго-восточные
рубежи России - это граница Оренбургской и Челябинской областей с западными
областями Казахстана.
Большие претензии у казахстанской и российской сторон
друг к другу по ситуации на железнодорожной станции Илецк-1. Так сложилось
исторически: станция эта принадлежит Казахстану, но сама территория относится к
Оренбургской области. Поезда, следующие с юга на запад Казахстана проезжают по
этой дороге. А на узловой станции Соль-Илецк пассажиры и перевозимый груз
подвергаются тотальной проверке со стороны российских пограничных и таможенных
служб. Зачастую доходит до инцидента, когда российские пограничники снимают с
состава целые вагоны с челночным товаром.
Вопрос этот рассматривался уже не один раз таможенниками
двух стран, в том числе на региональном уровне таможенными службами Оренбургской
и Западно-Казахстанской областей, но до сих не может найти своего разрешения.
Россияне ссылаются на многочисленные документы, спускаемые сверху, мол, границу
надо охранять и т. д. и т. п. От нерасторопности чиновников страдают
казахстанские граждане. Как ни странно, набивший оскомину вопрос не был
поставлен руководством ЗКО перед губернатором Оренбургской области во время
проведения дней экономики и культуры ЗКО в Оренбуржье. Зато почти все печатные
издания Оренбургской области аккурат к этому событию приурочили свои статьи по
поводу охраны российской границы от казахстанской контрабанды.
Сам начальник Юго-Восточного регионального пограничного
управления ФСБ России генерал-лейтинант Микаел Оганесян считает, что граница не
должна быть закрытой глухим забором. Для ее охраны достаточно несколько хорошо
обученных мобильных отрядов и малой авиации. Это поможет пресекать контрабанду и
в то же время поможет политическому сближению казахского и русского народов.
Российские, да и казахстанские военные солидарны в одном
- необходимо политическое сближение двух стран, это позволит сообща охранять
границы от потенциальных нарушителей.
В конце сентября на заставе Изобильная Оренбургской
области был организован первый совместный с казахстанскими службами рейд по
охране границы. По мнению российских военных, совместные действия гораздо
эффективнее и экономичнее, нежели работа пограничников по отдельности. На
практике это будет выглядеть так: обе стороны держат связь друг с другом. Если
нарушитель уйдет от казахстанцев, его на своей территории будут поджидать
россияне. И наоборот.
Один из главных на сегодня вопросов - это делимитация и
демаркация казахстанско-российской границы. Межправительственная комиссия, в
состав которой входят работники МИД обеих стран, работает в этом направлении в
течение нескольких лет. На следующий год в первом квартале предполагается
подписание главами двух стран окончательного договора по делимитации границы
Казахстана и России, после чего начнется процесс демаркации.
По информации пресс-службы МИД Казахстана, требующие
разрешения вопросы на границе Казахстана носят больше
хозяйственно-административный, чем политический характер. При этом следует
отметить, что готовящийся двусторонний договор между Казахстаном и Россией о
делимитации российско-казахстанской границы будет уникальным, так как линия
границы между республикой Казахстан и Россией составляет 7,5 тыс. км. и является
самой протяженной сухопутной границей в мире.
И одной из основных задач ныне работающей комиссии
является детализация пунктов этого договора. В рамках осуществления делимитации
стороны изучают ранее принятые и новые документы землепользования, архивные
материалы, и на основании их прокладывают линию границы на картах и схемах.
Процесс по "вычерчиванию" линии границы на карте в первую очередь учитывает
межгосударственные интересы и потому не всегда берет во внимание интересы
личности.
Это особенно ярко проявляется сегодня на
российско-украинской и российско-казахстанской границах. Есть случаи разделения
домов и хозпостроек, железнодорожной станции и обслуживающего ее персонала. Для
того, чтобы все-таки учесть и судьбы людей, проживающих на этих спорных
территориях, члены межправительственной комиссии побывали на спорных участках
Западно-Казахстанской и сопредельных российских областей. В одном случае дело
касалось железнодорожного разъезда, расположенного на территории ЗКО, но на
самом деле относящегося к Приволжской железной дороге РФ.
В другом случае, стороны претендуют на лес, посаженный
гражданами двух соседних государств. В третьем, граница проходит буквально через
дом, разделяя спальню от кухни. И здесь очень сложно, не ущемив, интересы друг
друга договориться. На сегодняшний день 80% участка российско-казахстанской
границы уже согласован. Составлено описание границы в пределах Астраханской,
Волгоградской, Саратовской и частично Оренбургской областей. Идет кропотливая
совместная работа комиссий по делимитации границы. До конца нынешнего года эта
работа должна быть завершена.
|