КИРГИЗИЯ
Газета СНГ, 17 декабря 2003 Русский язык нужен КиргизииАльберт Богданов
"Русскоязычные должны помнить о благожелательности
киргизского народа, когда был принят закон об официальном статусе русского
языка", - примерно такое напутствие дал парламентариям, которые в ноябре начали
обсуждать проект закона о госязыке, предложенный президентом Аскаром Акаевым,
госсекретарь Осмонакун Ибраимов. Одна из статей проекта закона предусматривает
обязательное знание киргизского языка чиновниками всех рангов. В парламенте
возникла небольшая суматоха: далеко не все представители коренной нации владеют
киргизским настолько, чтобы вести на нем всю документацию. Поэтому обсуждение
проблемы нардепы решили отложить. А тем временем в бишкекской мэрии госкомиссия
проверила знания государственного языка чиновников, которые должны будут вести
делопроизводство на киргизском с 2005 года. Исключение некоторое время
сохранится за теми коллективами, где преобладают русскоязычные.
Результаты проверки обескуражили членов госкомиссии:
чиновники мэрии знают киргизский язык менее, чем на тройку. И это не случайно.
На протяжении 12 лет независимости в Киргизии существовала практика, когда все
постановления и иную документацию писали на русском и затем переводили на
государственный язык. В обыденной жизни каждый житель республики сам выбирает,
где и на каком языке общаться. Придание официального статуса русскому языку
резко сократило поток миграции и повлияло на российских бизнесменов, которые
начали активно инвестировать капиталы в киргизскую экономику. Не последнюю роль
в этом сыграло и решение создать в Славянском университете Центр подготовки
преподавателей русского языка. Не говоря уже о том, что, как заявил президент РФ
Владимир Путин, политика Киргизии позволяет предоставить республике некоторые
привилегии для трудовых мигрантов. И конечно же, языковой вопрос мог стать
решающим при открытии авиабазы "Кант", где на постоянной основе базируются
самолеты российских ВВС в составе Коллективных сил быстрого развертывания.
Однако русскоязычные вновь начали собирать чемоданы. В
некоторых школах языковой вопрос вызвал легкую панику даже среди представителей
коренной нации. Главный бухгалтер одного из солидных госучреждений бросила в
сердцах: "Вновь потянул ветер из Америки. Вместо того, чтобы будоражить
население, надо сначала заняться экономикой страны. Все эти 12 лет нас надо было
по-настоящему учить родному языку: мы все вышли из русской школы и владеем
только разговорной речью. Значит, и нас отставят?" Поспешать, не торопясь,
призвал и парламентарий Омурбек Текебаев. Он считает, что сначала надо было
изменить закон о госязыке, а параллельно стимулировать развитие языка коренной
нации. Например, запретить продажу компьютеров, не имеющих программного
обеспечения для написания текстов на киргизском языке. Т.е. задействовать
информационно-коммуникационные технологии, большинство которых составлено на
русском языке. Впрочем, специалистов-компьютерщиков готовят только на русском.
Однако тот же Текебаев, разыгрывая "языковую карту" в преддверии парламентских и
президентских выборов, заявил, что не надо пугать и шантажировать нас массовой
миграцией русских. Кто не хочет изучать госязык - пусть уезжает. Кстати, уезжают
не только русские, но и представители коренной нации, для которых русский язык
такой же родной, как и киргизский. Если говорить о русских, то их в Киргизии
осталось около 600 тысяч. Но есть еще и почти половина населения страны
русскоязычных. Среди них большинство классных специалистов, которым едва ли
будет под силу так изучить киргизский язык, чтобы вести на нем
делопроизводство.
Именно для них как бальзам на душу прозвучало
высказывание заместителя министра иностранных дел России по связям с
соотечественниками Элеоноры Митрофановой: "Россия намерена добиваться придания
русскому языку официального статуса в большинстве стран бывшего СССР". Это
заявление было вызвано резким сокращением изучения русского языка в
постсоветских республиках. Изменить это положение может влияние официальных
российских кругов на политику властей в той или иной республике СНГ. Сейчас его
в Киргизии оценивают как очень сильное: в прошлом году почти два десятка
российских регионов, в том числе Москва и область высказали желание
инвестировать в Киргизию капиталы. Уже заработал ряд СП, россияне приобретают
контрольные пакеты акций предприятий и строят грандиозные планы сотрудничества.
В энергетике оно уже идет полным ходом: киловатт/часы побежали в Сибирь. В
Киргизии собран первый легкий самолет, запущено производство оборудования для
военных, действует полигон для испытания торпед, а продукция
российско-киргизского СП "Вимм-Билль-Данн" из Бишкека уже пошла осваивать
центральноазиатский регион.
Словом, до сих пор ничего не нарушало дружественного и
стратегического характера партнерства двух стран, у которых наметились неплохие
перспективы. Скажем, в обновлении энергетики, ликвидации урановых могильников.
Особенно заметен сдвиг в торговле, которая в этом году выросла в несколько раз,
и экспорт впервые за многие годы стал преобладать над импортом. Сказалось
влияние России на соседний Казахстан, который снял многие препоны в транзите
киргизских товаров в Россию. И если уж говорить об экономическом влиянии России
на постсоветские страны, то их руководители должны понимать: пренебрежение
правами русскоязычного населения может иметь негативные последствия в
политической и экономической сферах. Для задавленной безработицей Киргизии это
может обернуться не только потерей российских инвестиций, но и перспективного
рынка труда. Без знания русского языка здесь делать нечего.
Новые Известия, 18 декабря 2003 Бои за землюАлексей Дмитриев
В
Киргизии назревает конфликт между местным населением и переселенцами из
Таджикистана и Узбекистана
Нелегальные мигранты - головная боль киргизских
пограничников.
В последнее время усилилась миграция граждан
Таджикистана и Узбекистана в Киргизию. Таджики осваивают Баткенскую, а узбеки -
Ошскую области республики. Киргизские националисты грозят насильственно выселить
"оккупантов" из страны. В начале недели МИД Киргизии сделал по этому поводу
специальное заявление.
Массовая миграция граждан соседних стран в юго-западные
области Киргизии стала головной болью для руководства республики. Дело в том,
что после развала СССР многие киргизы вернулись к кочевому образу жизни и
покинули места постоянного проживания. В Баткенскую и Ошскую области начали
приезжать жители из Таджикистана и Узбекистана. Они нелегально проникают на
территорию Киргизии, осваивают брошенные хозяевами земли и обустраиваются
надолго. Киргизские власти признают, что предотвратить массовую миграцию из
соседних республик с каждым годом становится все трудней.
Сегодня практически в каждом селе Баткенской области
живут сотни таджиков, которые возделывают там 30-40% земель. Таджиков вынуждает
к миграции ситуация, сложившаяся в их родной стране, - здесь нет свободных
земель, которые можно было бы обрабатывать, негде строить дома. А население
между тем растет в геометрической прогрессии.
Но земли недостает и киргизам. В Кулундинской сельской
управе, например, сегодня в очереди на получение участков под индивидуальные
застройки стоят 1200 киргизских семей. В августе этого года власти Ляйлякского
района, к которому относится данное село, запретили продавать земельные участки
иностранным гражданам. Тем, кто уже здесь живет и имеет земельный надел, было
предписано в месячный срок оформить документы, подтверждающие собственность на
него. В официальном заявлении по этому поводу подчеркивалось, что делить
землепользователей на своих и чужих никто не будет. Негласно же было дано такое
поручение: оформлять документы исключительно гражданам Киргизии, а оставшихся
без них таджиков с занятых земель выдворять. Хитрый план местных властей не
сработал. Таджикские мигранты за определенное вознаграждение у представителей
тех же властей приобрели киргизское гражданство и решили свои земельные споры по
закону и в свою пользу. Им помогло то, что в нынешнем году вступило в силу
"Соглашение о праве выхода в упрощенном порядке из гражданства Таджикистана и
предоставлении упрощенного порядка приобретения гражданства Киргизии".
Похожая ситуация сложилась в Ошской области, с той лишь
разницей, что сюда стекаются не таджики, а узбеки. Они и раньше представляли
здесь значительную часть населения, но теперь область и вовсе стала узбекской.
Этот факт вызывает раздражение у местных киргизов. В последнее время обстановка
в Оше настолько обострилась, что депутаты киргизского парламента вынуждены были
рассмотреть ее на экстренном заседании. Тем более что на юге начались
столкновения "местных" и "пришлых". В них, как ни странно, участвуют узбекские
милиционеры. 10 декабря они пытались арестовать жителя киргизского села Кербен
Алымбека Батыралиева в его собственном доме, не имея на то разрешения
правоохранительных органов Киргизии. В связи с этим инцидентом в минувший
понедельник МИД Киргизии направил ноту протеста МИД Узбекистана. В ней
выражается "озабоченность участившимися случаями противоправных действий по
отношению к гражданам республики со стороны различных функциональных структур
Узбекистана".
В Киргизии опасаются, что ситуацией в Ошской и
Баткенской областях могут воспользоваться местные националисты. В последнее
время среди киргизской молодежи все чаще звучат призывы к погромам в населенных
пунктах, где проживают приезжие узбеки и таджики.
Независимая газета, 23 декабря 2003 Вынужденный срокВиктория Панфилова
Многочисленные кандидаты на роль преемника не позволяют
президенту Киргизии реализовать азербайджанский сценарий
В Киргизии до президентских выборов еще далеко, однако в
обществе на протяжении последнего времени продолжает обкатываться идея продления
полномочий президента Аскара Акаева. Как уже писала "НГ", киргизский лидер может
получить возможность сохранить за собой президентский пост еще на пять лет.
На днях по запросу депутата нижней палаты парламента
Дюйшункула Чотонова, комитет государственной системы верхней палаты проверил
правомерность выдвижения кандидатуры Акаева на новый срок и вынес заключение,
что "поправки, внесенные в Конституцию Киргизии в 1993 и 2003 гг., расширяют
полномочия главы государства и позволяют ему на законных основаниях
баллотироваться на следующий президентской срок в 2005 году".
Однако самому Аскару Акаеву изрядно поднадоела эта тема:
он уже многократно заявлял, что в 2005 году уйдет в отставку. В частности, он
заявил, что "не будет ни третьего президентского срока, ни какого-либо продления
президентских полномочий". По Конституции Киргизии один и тот же человек может
избираться президентом лишь два пятилетних срока подряд, отметил Акаев.
Руководитель парламентской фракции "Правая коалиция - Он
Ордо" Зайнидин Курманов по телефону пояснил корреспонденту "НГ", что депутат
Чотонов, написавший запрос в парламентский комитет, обратился не в ту инстанцию,
поскольку этот вопрос находится в компетенции Конституционного суда. "Я полагаю,
что Аскар Акаев не будет более баллотироваться на пост президента. Это
очевидно", - сказал Курманов.
С депутатом согласен и омбудсмен Киргизии Турсунбай
Бакир уулу. В телефонной беседе с корреспондентом "НГ", он напомнил, что вопрос
продления президентских полномочий поднимается не в первый раз. Так, в 2000 году
Конституционный суд уже вынес решение о том, что Аскар Акаев имеет право принять
участие в президентских выборах 2000 года. "Арифметика школы и арифметика
политики - две разные вещи: в политике не всегда дважды два - четыре", - пояснил
он и добавил, что Конституция оставляет за депутатами право определять сроки
выборов, но не кандидатов в президенты. То есть парламент должен назначить
выборы на 31 октября 2005 года. И только Конституционный суд может определить
право участия в них нынешнего президента, отметил омбудсмен.
Впрочем, собеседники "НГ" не исключают, что могут быть
применены различные технологии продления президентских полномочий или передачи
власти. В частности, депутат Зайнидин Курманов назвал одной из возможных версий
развития событий проведение референдума, по итогам которого президентские
полномочия будут продлены. Возможны и другие варианты. Так, Турсунбай Бакир уулу
считает, что в Киргизии может быть использован азербайджанский сценарий. Однако
все, кто обсуждает этот вариант, не учитывают местные реалии - на передачу
власти по наследству претендует не только сын президента. В частности, старший
брат Акаева тоже является депутатом парламента и влиятельной фигурой в
политике.
Выборы 2005 года уже сейчас могут повлечь за собой
расслоение в президентском окружении, считает омбудсмен. Это обстоятельство
усугубляется еще и тем, что сам президент Акаев присматривает новые кандидатуры
преемников вне круга семьи.
В президентском окружении явными фаворитами являются
пока три кандидата. В первую очередь это губернатор Ошской области Накен Касиев
- одна из наиболее приемлемых и перспективных фигур для Аскара Акаева на
сегодня. Более того, эта фигура устраивает многих политиков, в том числе и от
оппозиции. Однако есть и более влиятельные люди в окружении президента, которые
могут составить мощную конкуренцию Касиеву. Например, назначенный на днях
министр МЧС и экологии, бывший министр МВД и финансов Темербек Акматалиев. Ему,
в свою очередь, противостоит руководитель администрации президента Месир
Аширкулов.
При этом Накена Касиева не поддержат северяне. У них
есть свой кандидат, который, впрочем, может стать объединенным кандидатом и от
оппозиции, - лидер "Народного конгресса" Феликс Кулов (бывший вице-президент,
ныне находящийся в заключении). Две оппозиционные партии "Ар-Намыс"
("Достоинство") и "Ата-Мекен" ("Отечество") уже приняли решение совместно
выдвинуть кандидатуру Феликса Кулова на выборах в 2005 года. Однако омбудсмен
Турсунбай Бакир уулу отметил: "Осужденный не имеет права участвовать в выборах.
И оппозиция решила пока поддерживать кандидатуру Кулова, видимо, для того, чтобы
объединиться, хотя бы временно". Впрочем, есть вероятность, что от оппозиции на
будущие президентские выборы пойдут не менее семи кандидатов.
Слово Кыргызстана, 18 декабря 2003 Минфин сверстал - народу житьТ. Слащева
Прежде чем принять бюджет - 2004 во втором чтении,
депутаты Собрания народных представителей брали несколько тайм-аутов на
доработку спорных моментов. В итоге документ, по мнению премьер-министра Н.
Танаева, получился серьезно отработанным, прозрачным, контролируемым, но
все-таки напряженным. По просьбе правительства были сокращены доходы и расходы и
впервые обозначен дефицит бюджета.
Депутаты палаты в ходе первого чтения предлагали
увеличить объем налоговых поступлений на 362,2 млн. сомов. Просчитав все
возможности. Минфин предложил свою цифру - 200 млн. сомов.
В доходной части бюджета были уточнены суммы неналоговых
поступлений в сторону снижения на 276 млн. сомов. Поступления по грантам с
увеличением на 110 млн. сомов в связи с ожидаемым поступлением гранта Швейцарии
определены в размере 616,9 млн. сомов. На 682 млн. сомов снижена сумма
поступлений из внешних источников, так как ожидаемый программный кредит ВБ на
структурные преобразования в государственном секторе республика получит в 2005
году. Но зато ожидаются программные кредиты от АБР (777 млн. сомов) на проект
"Корпоративное управление и реформа предприятий - фаза -2" и 330 млн. сомов на
проект "Региональная программа по сотрудничеству в области таможни". В итоге
казна республики пополнится на 1 млрд. 100 млн. сомов.
Прогноз республиканского бюджета с грантами и
средствами, передаваемыми по взаимным расчетам с местными бюджетами, определен в
сумме 14 млрд. 216 млн. сомов, или 16 процентов к ВВП. Номинальный темп роста по
сравнению с нынешним годом составит 109,4 процента.
Расходная часть республиканского бюджета спроектирована
на уровне 14 млрд. 952 млн. сомов, что составляет 16,8 процента ВВП, или на 7
процентов больше т.г.
Отмечено, что бюджет отвечает приоритетам КОР и НССБ и
является социально ориентированным, социально направленным, но при этом не
выполнено пожелание нардепов, увеличить финансирование социальной сферы на 470
млн. сомов. Минфин смог изыскать только 72,9 млн. сомов. На повышение заработной
платы учителям и врачам заложено 481,1 млн. сомов. В итоге получится, что
сегодняшняя средняя заработная плата этих категорий с 500-700 сомов увеличится
до 750-950 сомов.
Не досчитаются денег в своих карманах министерства и
ведомства, так как им бюджетные ассигнования уменьшены на 105 млн. сомов. Не
обошла эта участь и Соцфонд, субвенции которому снижены на 70 млн. сомов. Ему
рекомендовано активнее собирать страховые взносы, увеличить число плательщиков и
покрыть дефицит своего бюджета за счет собственных средств. Как это отразится на
пенсионерах - покажет время.
Подкорректированы расходы на выплату пособий
малообеспеченным семьям и гражданам в сторону уменьшения на 15 млн. сомов.
Оказалось, что введение социальных паспортов и адресность сократили число
получателей соцпомощи на 37 тысяч человек (в 2003 г. их было 527 тыс. человек).
Уменьшены бюджетные ассигнования на сумму 20 млн. сомов и ФОМСу по разделу
"Здравоохранение".
Зато увеличены расходы сектору государственного
управления (на 33,9 млн. сомов) и силовым структурам (на 37,2 млн. сомов). На 7
млн. сомов увеличены расходы на питание военнослужащим внутренних войск, ГУИН и
департаменту охраны при Минюсте. Депутаты долго отстаивали, чтобы увеличили
средства на питание детям в детских домах, но этого не произошло. Также лишатся
горячего питания школьники, а учителя не получат надбавки за стаж работы. Эти
расходы в сумме 322 млн. сомов лежали на плечах местных бюджетов, но они их
обеспечить не могут, так же, как и республиканский, и Минфин посчитал
необходимым приостановить эти выплаты, чтобы не допустить бюджетной
неустойчивости. Но есть надежда, что местные бюджеты смогут перераспределить
средства на защищенные статьи расходов за счет дополнительной помощи из
республиканской казны на погашение задолженности по коммунальным услугам
средствами, передаваемыми по взаимным расчетам.
На выплату внешнего долга в следующем году планируется
направить 1 млрд. 613 млн. сомов, или 43,7 млн., на внутренний - 1 млрд. 352
млн. сомов.
Дефицит бюджета прогнозируется в сумме 736 млн. сомов и
увеличился по сравнению с утвержденным уровнем текущего года в 5,9 раза.
Несмотря на то, что депутаты проголосовали за бюджет,
остались и недовольные им в части отдельных расходов. К примеру, прозвучала
критика, что мало выделяется средств сельскому хозяйству, хотя оно составляет
40% ВВП. Сокращено бюджетное финансирование в области образования в два раза,
медицины - в четыре. Не ощущает поддержки государства и реальный сектор
экономики. Слишком большая сумма средств (около 4 млрд. сомов)предусмотрена на
возвратное финансирование (взаимозачеты).
Эта статья закона о республиканском бюджете вызвала
дебаты в палате. Часть депутатов выступила за исключение принципа возвратного
финансирования. В нем, по мнениям С. Жээнбекова С. Мамытова, М. Мукашева,
заложена основа коррупции, и этот процесс нужно пресечь на корню, Другая группа
представителей считает, что сегодня полностью уйти от взаимозачетов невозможно,
стоит подождать оздоровления экономики, и эта система отпадет сама собой. Третьи
предложили решить эту проблему правительству, разработав положение, которое
должно быть, утверждено СНП. Именно эта идея в финале была одобрена.
|