О визите митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Крым.
Интервью заведующего отделом Украины Института стран
СНГ Кирилла Фролова интернет-изданию “Единое Отечество”
23-24 февраля
Симферопольскую и Крымскую епархию посетила представительная делегация
Московского Патриархата во главе с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Владыка
Кирилл посетил Черноморский флот, передал частицу мощей св.адмирала Федора
Ушакова Крымской епархии, выступил в Верховном Совете Крыма и на открытии
международной конференции “Новое в российско-украинских отношениях.Крымский
пример”, в которой приняли участие ведущие политологи двух государств. Вам, как
члену российской делегации, довелось быть участником торжеств с момента прибытия
митрополита Кирилла в Симферополь. Как проходили первые минуты визита?
Еще
в самом начале обратило на себя внимание то церковная делегация во главе с
митрополитом Кириллом и архиепископом Саранским Варсонофием летела в Крым не
отдельно, а вместе с участниками предстоящей конференции. И это было символично:
архиереи были с народом, в том числе – с интеллектуальной элитой страны. В
самолете находились крупнейшие российские политологи, публицисты,
кинематографисты. Достаточно назвать Алексея Пушкова – ведущего аналитической
телепрограммы “Постскриптум”, Андроника Миграняна – профессора Московского
государственного института международных отношений, Владимира Волкова –
директора Института славяноведения и балканистики РАН, профессора Александра
Ципко – политического обозревателя “Литературной газеты”, Сергея Маркова –
директора Института политических исследований.Словом, здесь собрались виднейшие
представители экспертного сообщества, те, кто формирует общественное мнение. И
уже в пути начался живой и свободный диалог между ними и митрополитом Кириллом,
начались попытки преодоления того барьера, который искусственно создается
оппонентами Православия и всякого рода “посредниками” между Церковью и
экспертным сообществом. Отмечу, что эта живость откликов ощущалась в дальнейшем
на протяжении всего визита. В авиасалоне раскрепощенно общались между собой люди
разных мнений и взглядов. Произошло здоровое смешение светской и церковной элит,
ибо организаторы, в частности, Институт стран СНГ, пригласили и лидеров
православной общественности-Председателя Союза Православных граждан Валентина
Лебедева, доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, известного
историка Владимира Махнача.В Крыму присоединились архиепископ Львовский и
Галицкий Августин, заместитель председателя движения “Путь Православных” Юрий
Болдырев, представитель Одесского митрополита Агафангела Валерий Кауров.И это
сообщество людей и атмосферу их общения освящали находившиеся в пути мощи
святого адмирала Ушакова. Таким образом, здесь были Угодник Божий, совесть
нации, т.е. Церковь, и интеллект нации. Кстати, оказалось, что многие из
присутствующих совершенно не знали об Ушакове как о святом…
Перелетев Украину, мощи Угодника Божия как
бы осенили ее. А их прибытие в Крым особенно важно: слава Ушакова, как и прошлое
Севастополя, одинаково драгоценна для России и Украины. Теперь, когда праведник
причислен к лику святых, нам предстоит осознать, что его молитвенное
предстательство за нас тоже служит единению наших народов в Православии. Все это
представляется тем более важным, что противниками адмирала в битвах были
агаряне, так долго терзавшие Украину и Россию, и он становится небесным
покровителем моряков в контексте нынешних событий – Косово, поддерживаемый
внешними силами татарский экстремизм в Крыму, строительство повсюду военных баз
США, Молдавия. 5 марта, по инициативе Джорджа Буша, должна состояться встреча
между ним и Вселенским Патриархом Варфоломей. Мы видим, что подобные встречи
обычно заканчиваются вмешательством в дела Русской Православной Церкви. События
мировой политики шаг за шагом неумолимо свидетельствуют о том, что конкуренты
России последовательно реализуют стратегию расчленения Московского Патриархата
как системообразующего геополитического фактора на постсоветском пространстве. В
этой связи не менее значительно, что торжества в Крыму прошли под молитвенным
покровом не только адмирала Ушакова, но и Царя-Мученика Николая II. Перед
прибытием в Севастополь икона последнего посетила Сумщину, где к святыне
приложились более 130 тысяч человек. Я сам видел ее мироточение от этого образа!
В Крыму же икона обошла не только Севастополь и Ливадию, но и другие “царские” места. Обе святыни посланы нам, наверное,
в контексте будущих испытаний. И организаторы конференции в Ливадии специально
приурочили ее к перенесению частицы мощей святого воина Феодора в Севастополь.
Объединяя оба события, они подчеркнули важность православного фактора в
украино-российских отношениях, подчеркнули важность Крыма как единой для наших
народов колыбели Православия, “коллективного баптистерия Святой Руси” – как
пишет наш известный публицист Владимир Махнач.
Какое впечатление
произвела на присутствующих речь владыки Кирилла в Верховном Совете
Крыма?
Во-первых, символично, что встреча с
крымской общественностью состоялась именно в Верховном Совете, хотя
первоначально предполагалось, что она пройдет в академическом русском
драматическом театре. Во-вторых, своей речью владыка Кирилл буквально покорил
депутатов, интеллигенцию журналистов. При этом он сделал ряд принципиальных
заявлений. Не постеснялся сказать, что проводимая Л.Грачом политика стабильности
в Крыму и активных отношений с Россией подвергается атакам антиправославных сил
и “трясут то дерево, которое приносит плоды”. Эти слова оказались потрясающе
верными, ибо уже через день после торжеств стало известно о том, что Л.Грачу
было отказано в предвыборной регистрации, причем по какому-то формально
незначительному поводу. И это – сразу после того, как человек нелицемерно
показал свою принципиальную позицию и православность! Его позиция заключается в
том, что Россия и Украина – обязательные ближайшие партнеры, а Крым – полигон
этого партнерства. Духовная подоплека событий еще важнее. Будучи членом
компартии, Л.Грач не просто заявил, что поддерживает Православную Церковь и что
противостояние компартии и Церкви осталось в прошлом, но еще сказал, что
исповедует идеалы Святой Руси. А встречая мощи святого адмирала – не просто
присутствовал, но приложился к ним! В свою команду он взял людей, которые
действительно свои для Православия.Речь идет о вице-премьере правительства
Крыма,профессоре русской филологии Владимире Казарине или министре архитектуры
В.Лаврове – специалисте по творчеству замечательного православного поэта Сергея
Бехтеева. Не могу не отметить, что те, кто сейчас пытается выдавить Грача из
политики, забывают, что восхождение на политический Олимп Б.Ельцина тоже
начиналось с подобных гонений.
Расскажите,
пожалуйста, подробнее о конференции.
На конференции принципиально
подчеркивалось, что в Крыму нет разделения по принципу “русские-украинцы”, но
они вместе противостоят опасности нарастания крымско-татарского экстремизма,
направленного против мира и Православия на полуострове. Важно понимать, что если
успешно будут действовать те, кто хочет убрать Крым с духовной арены и
превратить его в новое Косово, то в будущем полуостров будет потерян вообще,
т.е. не будет принадлежать ни Москве,ни Киеву Поэтому Крым должен
самоидентифицироваться как тот самый “коллективный баптистерий Святой Руси”, о
котором уже упоминалось. В своем выступлении председатель оргкомитета
конференции Директор Института Стран СНГ Константин Затулин указал на то, что
необходимыми,системообразующими факторами стабильных отношений Украины и России
являются церковное единство России и Украины в лоне Московского Патриархата,
придание на Украине русскому языку – языку общения двух стран и притом
разработанному именно в Киево-Могилянской Академии – статуса государственного, и
построение в Украине подлинной демократии.
Выступления участников конференции
отличались трезвостью. Запомнились слова Андраника Миграняна, который нарисовал
неутешительную картину духовного надлома и безволия в нашем православном народе,
неумения оценить ситуацию критически и дать достойный отпор надвигающемуся злу.
Эти критические мысли светского разума необходимо вписать в систему православных
координат. Говоря о нашей теплохладности и безразличии, докладчик подводил
слушающих к мысли о покаянии в истинном смысле этого слова, т.е. о здоровом
самоанализе, изменении ума, преодолении греховности.Одним из основных дкладчиков
был и владыка Кирилл. Вспоминая его слова, я бы отметил весьма своевременный
тезис о том, что политика надо классифицировать по его отношению к Православной
Церкви и подкреплению этого отношения конкретными делами. Вцелом же о речи
владыки не побоюсь сказать, что, пожалуй, впервые за много лет Православная
Церковь ясно и четко выступила перед “мозгами” общества. Наши публицисты давно
не слышали живого голоса Церкви, не видели Ее позиции, и у них успел сложиться
Ее образ как этакой “аптечки-библиотечки”, а образ священника – как “свадебного
генерала”.Политологи подходили после докладов и признавались: “Мы раньше не
понимали, что Православие – основа наших традиций, без которой просто невозможно
быть русским или украинцем”. Хотя владыка спешил в Москву, его просто не хотели
отпускать, окружив и заваливая вопросами. Итог общения на конференции церковной
и светской элит можно подытожить так: при молитвенном предстательстве двух
святых произошел колоссальный духовный и интеллектуальный прорыв во
взаимопонимании. И этот диалог необходимо продолжать. Второй день конференции
прошел в Севастополе, в Черноморском филиале МГУ. В числе прочих, там обсуждался
вопрос о его превращении в мощный духовно-образовательный комплекс, для чего
необходимо открытие там филиала Православного Свято-Тихоновского Института и
расширение деятельности Патриаршего Подворья при Московском Университете-храма
святой мученицы Татианы на Черноморский филиал, на территории которого, кстати,
находится храм св.Андрея Первозванного, не используемый ныне, к сожалению, по
назначению.
Но ведь митрополит
Кирилл не вчера стал открыт “мозгам” общества для диалога. Почему же прорыв
произошел только теперь? Не связано ли это с новыми вызовами Русской
Православной Церкви со стороны мощных религиозно-политических центров, таких как
Ватикан?
Диалог назревал с обеих сторон, но на это
требовались время и момент наилучшей для взаимопонимания ситуации. Сейчас, в
контексте мировых событий – включая и то, что Вы справедливо упомянули о
Ватикане, – такая ситуация наступила. В частности, выше сказано о проекте
православной составляющей образовательного центра в Севастополе. Создание таких
центров представдляется приоритетным, ибо наши католические оппоненты придают
огромное значение образовательным проектам. Для половинчатости не осталось
места. А остановить совершившегося прорыва, думаю, уже не удастся.
Беседу вел Владислав Дятлов
|