Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №48(15.03.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Хроника

1 марта. Представитель МИД Грузии Каха Сихарулидзе заявил, что ажиотаж, вызванный сообщениями о прибытии в Тбилиси американских военных инструкторов, не повлияет на ход переговоров по разработке грузино-российского рамочного соглашения.

1 марта. По сообщению агентства "Интерфакс", руководитель Абхазии Владислав Ардзинба обратился к руководству России с письмом, в котором содержится просьба об установлении между Россией и Абхазией "ассоциированных отношений". Как сообщили в представительстве Абхазии в Москве, обращение продиктовано озабоченностью руководства республики усилением военного присутствия западных стран в Грузии.

1 марта. Президент РФ В.В.Путин назвал встречу с президентом Грузии, прошедшую в дни саммита в Алма-Ате, "очень результативной". В свою очередь, Эдуард Шеварднадзе назвал встречу с российским президентом "фундаментальной". Что касается "американского фактора", президент Грузии напомнил, что американские военные специалисты, приехавшие в Грузию - не первая такого рода группа. По его словам, благодаря помощи США были созданы пограничные силы Грузии, и грузинское руководство этого никогда не скрывало. Сегодня специалисты США помогают создать в Грузии спецподразделения по борьбе с терроризмом, а в дальнейшем Грузия рассчитывает на помощь США в построении мобильной небольшой армии.

1 марта. Как заявил абхазский премьер Анри Джергения, абхазское руководство понимает, что трудно ожидать положительной реакции официальной Москвы на предложение об установлении ассоциированных отношений между Россией и Абхазией. Он подчеркнул, что Абхазия стремится не к передаче своего суверенитета России, а к "совместному осуществлению внешней политики, решению вопросов безопасности, единой валюты, других вопросы, которые можно обсуждать". Путь к решению политической проблемы Абхазии лежит через "признание суверенитета республики при гарантиях России".

1 марта. Глава МИД России Игорь Иванов сказал, что "массированное появление" американских военных в Грузии и их участие в антитеррористических действиях с точки зрения России могло бы серьезно усложнить и без того сложную ситуацию в этой республике. По словам министра, позиция России по этому вопросу хорошо известна. "Ничего нового по этому вопросу не появилось, и что-то добавлять нет необходимости". Игорь Иванов также подчеркнул, что Грузия - суверенное государство и может обращаться к любым странам, в том числе к США, за помощью в борьбе с терроризмом. Вместе с тем, отметил глава МИД, Кавказ это - зона особого внимания с точки зрения национальных интересов России.

1 марта. Посол Грузии в России Зураб Абашидзе заявил, что Грузия намерена восстановить правопорядок в Панкисском ущелье исключительно собственными силами. По его словам, Грузия намерена провести в ущелье "полицейские меры с целью восстановления там законности и порядка". "Если полицейские мероприятия не дадут результата", в ущелье придется провести контртеррористическую операцию с участием войсковых подразделений. О проведении "совместной боевой операции" с участием иностранных воинских контингентов речь не идет, операция будет проводиться "только грузинскими силами", поскольку для привлечения сил извне "нет правовой основы". По мнению посла Грузии, "шумиха в России поднялась из-за ничего".

1 марта. Президенты Армении и Туркмении Роберт Кочарян и Сапармурад Ниязов, прибывшие накануне в Алма-Ату на неформальный саммит глав государств СНГ, провели переговоры, центральной темой которых стало обсуждение вопросов поставок туркменского газа в Армению. Армяно-туркменские переговоры о поставках газа в Армению активизировались после подписания Договора о строительстве газопровода Иран-Армения, которое состоялось в декабре 2001 г. в ходе официального визита Р.Кочаряна в Иран.

1 марта. Американские военные специалисты провели переговоры с начальником Главного штаба вооруженных сил Армении генерал-полковником Микаэлом Арутюняном. Основной целью визита представителей Пентагона называется согласование форм американо-армянского военного сотрудничества в 2002 г.

1 марта. По сообщению агентства Медиамакс, пресс-секретарь Белого Дома Ари Флайшер заявил на брифинге в Вашингтоне, что Панкисское ущелье Грузии является "зоной беззакония". Флайшер сказал, что ситуация, сложившаяся в Панкиси из-за присутствия террористов, представляет угрозу правительству Грузии. Он отметил, что США предоставят оборудование и проведут обучение грузинских специалистов для решения проблемы Панкиси.

1 марта. По сообщению агентства “Интерфакс”, Президент Абхазии Владислав Ардзинба считает "абсолютно реальной возможность применения Грузией силы против Абхазии с использованием военной помощи западных стран". Ардзинба сказал: "США и другие западные страны должны отдавать отчет в том, что, оказывая военную помощь Грузии, они способствуют эскалации конфликта в регионе". По его мнению, военная помощь Запада Грузии "приведет к опасным и непредсказуемым последствиям".

2 марта. Президент Азербайджана Г.Алиев возвратился в Баку из США после месячного отсутствия. В США он был прооперирован: удалена аденомы простаты. Ряд СМИ распространили информацию о возможной вскоре недееспособности президента.

2 марта. В Абхазии прошли выборы в Народное собрание – парламент республики. Избрано 35 депутатов. Выборы прошли в спокойной обстановке в присутствии представителей из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Республики Адыгея, Ростовской области и Краснодарского края, Республики Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республики и Приднестровья. МИД Грузии назвало выборы "незаконными". Миссия ООН по наблюдению в Грузии /МООННГ/ также определила их как неприемлемые и нелегитимные.

4 марта. Как заявил Э.Шеварднадзе, проводить антитеррористическую операцию в Панкисском ущелье Грузия должна своими силами. В противном случае "последствия могут быть тяжелыми, причем, в межгосударственных отношениях". Президент сказал, что в операции в Панскисском ущелье будут участвовать около 2 тыс. грузинских спецназовцев, которых будут готовить прибывшие в Грузию американские специалисты.

4 марта. Э.Шеварднадзе высказался в том смысле, что он исключает использование силовых методов при урегулировании грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. "Я надеюсь, нам удастся безболезненно и без жертв восстановить справедливость и территориальную целостность Грузии". По словам Э.Шеварднадзе, ускорить решение абхазской проблемы позволит также и достигнутое взаимопонимание между президентами России и Грузии.

4 марта. Президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ о награждении известного российского виолончелиста Мстислава Ростроповича высшей наградой республики - Орденом Независимости.

4 марта. Э.Шеварднадзе приветствовал "спокойное и разумное отношение Владимира Путина к процессам, связанным с Грузией" и выразил готовность сотрудничать в военной сфере с Москвой так же, как и с Вашингтоном. Говоря о намерениях США оказать военную помощь Тбилиси, Эдуард Шеварднадзе уточнил, что речь в данном случае идет не о совместных военных операциях, а о консультативной и технической поддержке в военном строительстве". По его данным, американцы будут помогать Грузии в формировании частей типа "коммандос", которые в дальнейшем могут быть использованы в Панкисском ущелье.

4-5 марта состоялся визит в Ереван главы оборонного ведомства Ирана Али Шамхани. Министр обороны Армении Серж Саркисян и его иранский коллега обсудили перспективы двустороннего сотрудничества в области обороны и безопасности, обменялись мнениями по проблемам региональной безопасности. Министры подписали меморандум о сотрудничестве в области обороны и безопасности. По сообщению агентства СNА, министр выразил крайнее недовольство американским присутствием на грузинской территории.

5 марта. Премьер-министр Армении Андраник Маргарян и министр обороны Ирана Али Шамхани заявили сегодня о важности начала реализации проектов по строительству газопровода Иран-Армения и Каджаранского туннеля.

5 марта. Как сообщило агентство Медиамакс, председатель ОБСЕ Жайме Гама заявил в Ереване, что у НАТО нет планов по расширению в кавказском направлении.

5 марта. Президент НКР Аркадий Гукасян сказал, что попытки вернуть Нагорный Карабах в состав Азербайджана могут привести к новой войне. "Когда мы говорим о независимости Нагорного Карабаха, - отметил далее А.Гукасян,- это не значит, что мы хотим отгородиться стеной от Азербайджана". "Мы хорошо понимаем, что изолированное развитие стран региона невозможно, и после достижения независимости мы готовы сотрудничать со всеми странами региона, и, в первую очередь, с Азербайджаном".

6 марта. Э. Шеварднадзе подписал указ о назначении секретарем Совета национальной безопасности посла Грузии в США Тедо Джапаридзе. По сообщению агентства Интер-Пресс, как заявил министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили, назначение Тедо Джапаридзе на должность секретаря Совета безопасности Грузии усилит направление того курса политики страны, которого придерживается руководство Грузии в последние годы.

6 марта. Госдума РФ приняла заявление "О ситуации в Грузии в связи с военным присутствием США на ее территории". За документ проголосовали 380 депутатов. В заявлении, в частности, говорится о том, что Госдума выражает серьезную тревогу в связи с развитием ситуации в Грузии. Депутаты подчеркивают, что концентрация международных террористов в районе Панкисского ущелья на границе с Россией создает реальную угрозу безопасности России, чревато новым обострением грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. В связи с этим Госдума приветствует последовательно выражаемую руководством и народами Абхазии и Южной Осетии заинтересованность в более тесных отношениях с Россией. Депутаты считают, что "установление и развитие таких отношений, в том числе в сфере безопасности, не противоречит линии России на строгое соблюдение территориальной целостности Грузии".

6 марта. Э. Шеварднадзе негативно оценил заявления депутатов Государственной Думы РФ в отношении Грузии и назвал их "истерическими". Президент Шеварднадзе сказал, что Грузия является суверенным государством и вправе независимо предпринимать любые шаги, в том числе и в военной сфере, поэтому мнение российских парламентариев не интересует грузинское руководство.

6 марта. Как, выступая по телевидению, заявил Э.Шеварднадзе, Россия может сыграть большую роль в урегулировании абхазского конфликта. Президент Грузии сказал, что "руководство Грузии по-прежнему придерживается мирного пути урегулирования абхазского конфликта". Глава Грузии призвал абхазскую сторону возобновить "переговорный процесс и обсуждение документа о разграничении полномочий между Тбилиси и Сухуми в рамках единого грузинского государства - документа, разработанного и одобренного Советом безопасности ООН".

6 марта. Президент Абхазии Владислав Ардзинба считает "абсолютно реальной возможность применения Грузией силы против Абхазии с использованием военной помощи западных стран". Ардзинба отметил, что "США и другие западные страны должны отдавать отчет в том, что, оказывая военную помощь Грузии, они способствуют эскалации конфликта в регионе". По его мнению, военная помощь Запада Грузии "приведет к опасным и непредсказуемым последствиям".

7 марта. Посол Азербайджана в Иране Аббасали Гасанов заявил, что намерение Армении и Ирана начать сотрудничество в военной сфере вызывает в Азербайджана "недоумение".
7 марта. На встрече с председателем ОБСЕ Жайме Гамой глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев выступил с критикой ОБСЕ: "Во всех своих документах ОБСЕ признает территориальную целостность Грузии и Молдовы, но ни в одном из них нет документального признания целостности Азербайджана”. Как подчеркнул Гулиев, "в марте будет отмечаться печальный для нас юбилей - десятилетие создания Минской группы ОБСЕ по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Азербайджан возлагал на нее большие надежды, за истекшие годы можно было, конечно, достичь больших результатов".

7 марта. Г. Алиев полагает, что выгодное географическое расположение Азербайджана может привлечь в республику "отдельные силы международных террористических организаций", не исключает президент Гейдар. На встрече в Баку с руководителями силовых ведомств республики он призвал погранвойска Азербайджана сосредоточить усилия на борьбе с международным терроризмом и его проявлениями.

7 марта. Как заявил советник президента Грузии по международным вопросам Шалва Пичхадзе, развитие военного сотрудничества с США может значительно упростить для Грузии процедуру вступления в НАТО. Он напомнил, что Э.Шеварднадзе уже "довольно-таки давно" заявил о намерении Грузии в 2005 г. подать заявку на вступление в НАТО, и руководство Грузии с не пересматривало эти планы.

8 марта. Командующий бригадой вооруженных сил Турции Тунжай Чакан, находящийся в Тбилиси, чтобы подготовить совместные учения турецких и грузинских пограничников, заявил, что Турция поддержит антитеррористическую операцию в Панкисском ущелье.

8 марта. Заместитель министра обороны Грузии Гела Бежуашвили сказал в беседе с журналистами, что "у министерства обороны Грузии в ущелье нет своих подразделений, но оно получило данные о возвращении оттуда в Чечню большинства членов этих вооруженных групп". Он полагает, что по мере таяния снегов в горах к маю в Чечню вернутся и те, кто еще может находиться в верхней части Панкисского ущелья. Бежуашвили предполагает, что эти группы вернулись в Чечню в связи с сообщениями СМИ о том, что подразделения МО Грузии, подготовленные американскими специалистами, могут провести спецоперацию в Панкисском ущелье .

8 марта. Э.Шеварднадзе расценивает приезд в Тбилиси американских военных специалистов для подготовки грузинской армии как этап формирования "особых отношений" между США и Грузией. Как заявил Шеварднадзе в интервью телеканалу "Рустави - 2", "это может быть или союзничество, или стратегическое сотрудничество". "Сегодняшние процессы стали итогом семилетней работы по постепенному строительству и углублению отношений между США и Грузией". Президент Грузии подчеркнул, что сотрудничество в военной сфере свидетельствует об "особом уровне отношений между государствами".

9 марта. Президент Грузии заявил, что его представители в свое время имели контакт с чеченским полевым командиром Русланом Гелаевым. Как передает "Интерфакс", в интервью телекомпании "Рустави-2" Э.Шеварднадзе отметил, что отряд Гелаева давно покинул территорию Грузии. При этом Шеварднадзе заявил, что не знает, "убивал ли Гелаев людей и совершал ли преступления". Однако Гелаев, по мнению президента Грузии, является для России "приемлемой личностью".

9 марта. По сообщению ИТАР ТАСС, комментируя принятое днях Госдумой постановление по Грузии, первый замминистра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников подчеркнул, что документ "находится в рамках международного права". По его словам, никто не ставит под сомнение территориальную целостность Грузии. "Но на ее территории в Панкисе живут и бандитствуют граждане России, и нам надо находить общий язык с Грузией относительно того, как выкорчевать их с ее территории ".

9 марта. Официальный представитель МИД Грузии Каха Сихарулидзе назвал "фантазией" сообщения ряда СМИ о возможном участии Грузии в операции против Ирака. В беседе с журналистами сегодня он сказал, что сообщения "о возможном использовании американцами аэродромов и территории Грузии в случае проведения операции против Ирака не соответствуют действительности".

9 марта- 15 марта. Министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания выехал с визитами в США и Великобританию. Как передает корреспондент РИА "Новости", Хабурдзания намерен встретиться с руководителями американских и британских спецслужб. Ожидается, что на переговорах речь пойдет о ситуации в Панкисском ущелье и в Абхазии. . Министр рассказал журналистам, что он намерен обсудить также и вопрос об оказании материально- технической помощи силовым структурам Грузии.

10 марта. В Степанакерте состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ с президентом Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Аркадием Гукасяном. Как сообщило агентство Медиамакс, французский сопредседатель Филипп де Сюрмен назвал беседу с Аркадием Гукасяном "весьма полезной и интересной". Он отметил, что сопредседатели "ничего не делают и не решают без консультаций с Нагорным Карабахом", не будет принято никаких решений. А.Гукасян заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не представили каких-либо новых предложений по урегулированию карабахского конфликта. По его словам, "речь может идти лишь о некоторых новых элементах".

11 марта. Э.Шеварднадзе заявил, что работа над новым рамочным договором с Российской Федерацией "идет активно". Вместе с тем президент с сожалением отметил, что "было потеряно немало времени в подготовке этого документа, и не по вине Грузии". Шеварднадзе сообщил, что в еще раз рассмотрел проект нового рамочного договора. "Он отвечает принципам полного равноправия, взаимной выгоды, лучших традиций дружбы двух народов".

11 марта. На церемонии памяти жертв терактов 11 сентября президент США Дж.Буш заявил, что в Грузии "террористы, тесно сотрудничающие с "Аль-Каидой", действуют в ущелье на границе с Россией". Буш сообщил, что по просьбе Э.Шеварднадзе США "планируют направить до 150 инструкторов в целях подготовки грузинских солдат для восстановления контроля над этим беззаконным регионом". Как сказал президент США, "такое временное содействие служит интересам наших обеих стран". Дж.Буш назвал Грузию в числе трёх стран, где скрываются террористы.

11 марта. Министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что в России "вызывают беспокойство планы США по развертыванию в Грузии американского воинского контингента". "Пока нам известно о том, что в Грузию прибудут 200 американских военнослужащих. О возможности дополнительного размещения американского воинского контингента в Грузии решение будет приниматься позже".

12 марта. Как заявил официальный представитель Государственного департамента США Ричард Баучер, "у США нет определенной информации о присутствии боевиков Аль Каиды на территории Абхазии". Аналогичное заявление сделал глава военных наблюдателей ООН в Абхазии генерал Анис Баджва.

12 марта. По мнению комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам посла Рольфа Экеуса, "возможное возвращение турков-месхетинцев увеличивает вероятность возникновения напряженности в регионе Самхце-Джавахети" (Грузия). Как сообщили в пресс-службе ОБСЕ, Рольф Экеус сказал об этом Постоянном Совете ОБСЕ, представляя свой доклад о положении национальных меньшинств.

12 марта. Состоялся рабочий визит в РФ министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. В Москве прошли переговоры Вардана Осканяна с министром иностранных дел России Игорем Ивановым.

12 марта. Как сообщил представитель Абхазии в Москве Игорь Ахба, по данным Сухуми, "в конце апреля или в мае" Грузия намерена провести против Абхазии "широкомасштабную военную операцию". И.Ахба сказал, что "грузинская сторона преднамеренно распространяет дезинформацию, чтобы дать повод для проведения военной операции и решить проблему Абхазии силовым путем". Так, по его словам, следует расценивать сделанное 11 марта заявление Тамаза Надареишвили (председателя созданного в Тбилиси Верховного Совета Автономной республики Абхазии) о том, что на территории автономии действуют ваххабистские центры и находятся члены "Аль Каиды".

13марта. В интервью ереванской газете "Азг" ("Нация", 13.03.02) посол США в Армении Джон Ордуэй сказал, что Вашингтон выступает против каких-либо инвестиций в строительство газопровода, проходящего по территории Ирана или идущего из Ирана. Вопрос, на который дал ответ посол США касался отношения вашингтонской администрации к строительству газопровода Иран-Армения.

13 марта. Г. Алиев подписал указ о помиловании 89 заключенных, среди которых несколько человек, считающихся политзаключенными. В пресс-службе генсека ПАСЕ В.Швиммера АNS заявили, что Совет Европы положительно оценивает этот акт помилования. Но требования резолюции последней сессии ПАСЕ по этому вопросу выполнены частично. На апрельской сессии ПАСЕ будет обсуждаться вопрос о выполнении Азербайджаном обязательств, взятых перед СЕ, среди которых одним из главных является решение проблемы с политзаключенными.

14 марта. В интервью агентству Франс-Пресс президент Армении Р. Кочарян заявил, что в вопросе карабахского урегулирования "мяч находится сегодня на азербайджанской половине поля". По мнению Р. Кочаряна, основные принципы решения карабахской проблемы уже выработаны. "На переговорах в Ки Весте парижские принципы урегулирования обрели форму предварительного документа и могли стать основой для следующего этапа переговоров. Армянская сторона приняла результаты встреч в Ки Весте и выражала готовность к продолжению переговорного процесса”. Комментируя заявления представителей официального Баку о возможности силового решения карабахской проблемы, Р. Кочарян сказал: "Сегодня ясно одно: кто начнет войну, то ее и проиграет".

14 марта. Выступая на брифинге в Вашингтоне, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что Москва не намерена "равнодушно наблюдать за концентрацией в Панкисском ущелье Грузии боевиков и террористов". "Это происходит в 10-20 км от нашей границы, и взирать равнодушно на это мы не можем".

15 марта. По сообщению агентства Медиамакс, заместитель министра обороны США Пол Волфовиц заявил, что Турция играет "основную роль в установлении мира в регионе от Юго-Восточной Европы до Ближнего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии".




Заявление Государственной Думы о ситуации в Грузии в связи с военным присутствием США на ее территории

6 марта 2002 г.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезную тревогу в связи с развитием ситуации в Грузии. Подтвердились оценки, данные в заявлении Государственной Думы от 11октября 2001 года “О состоянии российско-грузинских отношений”. Дальнейшему росту нестабильности в Грузии способствует присутствие там международных террористов, в том числе просочившихся из Афганистана членов террористической группировки “Аль-Каида”. Их концентрация в районе Панкисского ущелья на границе с Россией и слияние с отрядами чеченских сепаратистов создают реальную угрозу безопасности Российской Федерации. Кроме того, присутствие международных террористов в Грузии чревато новым обострением грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов.

Расширению деятельности террористов в Грузии способствовала позиция грузинского руководства, долгое время отрицавшего наличие международных террористов в Панкисском ущелье и отказывавшегося сотрудничать с Россией в целях предотвращения угрозы терроризма. Примером попустительства грузинского руководства террористам явилась возможность совершения рейда бандформирований Р.Гелаева из Панкисского ущелья в Абхазию в октябре 2001 года, что повлекло за собой не только резкое обострение ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта, но и гибель сотрудников Миссии ООН по наблюдению в Грузии, многочисленные жертвы среди мирного населения Абхазии, немалое число которых — граждане Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы понимают потребность Грузии в иностранной военной помощи при подготовке национальных антитеррористических подразделений. Однако вызывает сожаление, что, несмотря на неоднократные предложения российской стороны о помощи, грузинское руководство проигнорировало их и предпочло обратиться к США за содействием в решении этой проблемы. Присутствие на территории Грузии террористов, совершивших тяжкие преступления в Российской Федерации., в том числе самые жестокие террористические акты, унесшие жизни тысяч мирных граждан, не позволяет Российской Федерации безучастно наблюдать за ходом операции по ликвидации международных террористов в Панкисском ущелье, и естественным образом встает вопрос о привлечении к ней российских военных сил.

Государственная Дума с обеспокоенностью констатирует, что российское руководство не было проинформировано грузинской стороной и не получило на должном уровне всей необходимой информации от американской стороны о планах направления в Грузию большой группы военных советников США, а также крупной партии легких вооружений армейских средств связи и транспорта.

Депутаты Государственной Думы убеждены, что присутствие американских военных в Грузии еше больше обострит непростую ситуацию в этом государстве и в Кавказском регионе в целом.

Государственная Дума принимает к сведению заверения руководства Грузии и США об ограничении задач американских военных советников подготовкой грузинских антитеррористических подразделении и об отсутствии планов участия американских военнослужащих в боевых операциях в Панкисском ущелье. Вместе с тем настораживают публичные заявления Посла США в Российской Федерации о том, что не исключены какие-либо иные варианты действий американских военных в Грузии.

Государственная Дума выражает надежду, что с укреплением военного потенциала Грузии за счет США в грузинском руководстве не возобладают настроения в пользу военного разрешения грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. Государственная Дума поддерживает политическую линию России на мирное урегулирование этих конфликтов с учетом интересов всех этнических групп населения, проживающих на территориях Абхазии и Южной Осетии.

Государственная Дума подтверждает свою обеспокоенность в связи с опасностью прорыва международных террористов и чеченских сепаратистов из Панкисского ущелья в Абхазию и Южную Осетию, а также в Российскую Федерацию, что создаст дополнительный очаг напряжённости на этих территориях, которые могут быть объявлены зоной действия террористов, и даст повод для начала операции нерегиональных контртеррористических сил. Учитывая, что вследствие такого развития ситуации возникнет прямая угроза приграничным районам Российской Федерации, Государственная Дума считает принятие российской стороной односторонних мер по обеспечению безопасности Государственной границы Российской Федерации, а при возможности и во взаимодействии с Абхазией и Южной Осетией.

Государственная Дума приветствует последовательно выражаемую руководством и народами Абхазии и Южной Осетии заинтересованность в более тесных отношениях с Россией и считает, что установление и развитие таких отношений, в том числе в сфере безопасности, не противоречит линии Российской Федерации на строгое соблюдение территориальной целостности Грузии и могли бы стимулировать поиск конструктивных решений на переговорах о мирном урегулировании грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. В случае их неблагоприятного развития Государственная Дума готова обсудить иной путь дальнейшего становления государственности Абхазии и Южной Осетии на основе демократического волеизъявления их народов и в соответствии с практикой применения в последнее время мировым сообществом норм международного права.

Государственная Дума предлагает Правительству Российской Федерации рассматривать вопросы дальнейшего предоставления Грузии экономической помощи в любых формах в прямой зависимости от ясно выраженных обязательств руководства Грузии воздерживаться от шагов, нарушающих сложившийся баланс сил в регионе и противоречащих добрососедскому характеру российско-грузинских отношений.

Исходя из того, что терроризм одинаково опасен и для России и для Грузии, Государственная Дума призывает руководство обоих государств объединить усилияв проведении антитеррористической операции в Панкисском ущелье.

Государственная Дума также полагала бы целесообразным с учетом широкого международного резонанса в связи с последними событиями в Грузии рассмотрение по инициативе Российской Федерации в Организации Объединенных Наций вопроса о проведении антитеррористической операции в Панкисском ущелье.




Убогая кривда двуличия

Феликс Станевский

7 марта грузинское государственное информационное агентство “Сакинформи” опубликовало следующее изложение “Заявления МИД Грузии” по поводу принятого Государственной Думой РФ документа относительно обстановки, складывающейся в этой стране: "Заявление Государственной думы России "О ситуации в Грузии в связи с военным присутствием США на ее территории", принятое 6 марта 2002 года, является грубым попранием общепринятых норм и принципов международного права и многочисленных решений авторитетных международных организаций и форумов, в том числе и решений Совета Глав государств СНГ". В документе отмечается, что "принятие подобного заявления является попыткой непрекрытого вмешательства государственной думы во внутренние дела Грузии, посягательством на суверенитет и территориальную целостность страны. Подобное заявление "ставит под угрозу позитивные сдвиги в деле полномасштабного урегулирования конфликтов, достигнутые в последнее время усилиями международных организаций". МИД утверждает, что заявление российской государственной думы "не способствует развитию добрососедских, дружественных отношений между Грузией и Россией и противоречит положительным тенденциям, которые обозначились в ходе последних встреч президентов двух стран".

Впечатление такое, что министр иностранных дел И.Менагаришвили уже не даёт указаний сотрудникам своего учреждения, как и какой готовить ответ на поступающие из России документы. Официальные грузинские ноты, протесты, заявления, опровержения – длинный, похоже, нескончаемый ряд близнецов, которых извергает наружу одно и то же чрево. Наверное, в каком-то компьютере внешнеполитического ведомства Грузии набран некий скелет из слов, истёртых до самой крайности и обессмысленных от применения по любому с РФ связанному случаю: “грубое попрание общепринятых норм и принципов международного права”, “неприкрытое вмешательство во внутренние дела Грузии”, “посягательство на суверенитет и территориальную целостность”, “ не способствует развитию”, “противоречит положительным тенденциям” и прочая и прочая.

А между тем Заявление Госдумы РФ, как к нему не относиться, - это серьёзный и далеко не шаблонный документ, требующий внимания со стороны тех, кому он адресован, в первую очередь внимания грузинских властей. В нём ставятся злободневные темы, от обсуждения которых зависит дальнейший ход отношений между Москвой и Тбилиси. Ну, стоит ли соседу, вроде бы желающему строить дружественные отношения с Россией, скрываться за политической банальностью насчёт “вмешательства во внутренние дела” перед лицом неопровержимого, доказанного факта, отмеченного в Заявлении российской Думы: “Дальнейшему росту нестабильности в Грузии способствует присутствие там международных террористов, в том числе просочившихся из Афганистана членов террористической группировки “Аль-Каида”. Их концентрация в районе Панкисского ущелья на границе с Россией и слияние с отрядами чеченских сепаратистов создают реальную угрозу безопасности Российской Федерации”. Вмешательство во внутренние дела Грузии осуществляют международные террористы, а также боевики – выходцы из Чечни, с оружием в руках посягающие на конституционный порядок России. Дума РФ ничем не посягает на внутренний строй Грузии, констатируя общепризнанные факты. Напротив, весь пафос Заявления в стремлении покончить с силой, подрывающей стабильность не только в России, но и в самой Грузии, на Кавказе в целом. Неразумно, прямо сказать, выглядят грузинские власти, в очередной раз задействовавшие свой трафарет насчёт “вмешательства”, чтобы попротестовать не по должному адресу.

Вот ещё один пассаж из думского Заявления: “Расширению деятельности террористов в Грузии способствовала позиция грузинского руководства, долгое время отрицавшего наличие международных террористов в Панкисском ущелье и отказывавшегося сотрудничать с Россией в целях предотвращения угрозы терроризма. Примером попустительства грузинского руководства террористам явилась возможность совершения рейда бандформирований Р.Гелаева из Панкисского ущелья в Абхазию в октябре 2001 года, что повлекло за собой не только резкое обострение ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта, но и гибель сотрудников Миссии ООН по наблюдению в Грузии, многочисленные жертвы среди мирного населения Абхазии, немалое число которых — граждане Российской Федерации”. Если бы грузинские власти были способны хоть к какой-то критической самооценке, они бы признали, как дорого обошлась самой Грузии их политика попустительства боевикам, а в ряде случаев и сотрудничества с террористами. Заявлять о борьбе с террористами и упорно афишировать, как это ещё и сегодня делает президент Грузии, достоинства Р.Гелаева, в который раз запятнавшего себя кровью мирных людей, - это и есть двуличие. Это и есть та безнадёга, которая по всем направлениям отличает сегодняшнюю Грузию, руководители которой всё кого-то убеждают, что враг – это друг, а друг – это враг, что хорошо – это когда плохо, что когда хуже некуда, то лучше быть не может. На всё есть шаблон “не способствует развитию” или “положительные тенденции” - он то и поможет. Грузия потеряла международный престиж. Определение Грузии как “несостоявшегося государства” кочует по западноевропейским СМИ. Дж.Буш назвал Грузию в числе трёх государств, где свили гнёзда международные террористы. Но в грузинском руководстве словно на патефоне проигрывают всё ту же песню, про то, как “всё хорошо, всё хорошо”. Философия “Прекрасной маркизы” определяет внутриполитическую пропаганду успехов.

Беда Грузии и та, что примитивная внешняя политика, предопределившая раздрай с северным соседом, сопровождается опять-таки беспрестанными уверениями, адресованными собственному населению, в наилучшем положении дел. “От Думы ничего не зависит”, - доносится из Тбилиси, и это опять-таки наиболее примитивный вид реакции на серьёзный документ, отражающий высокую степень озабоченности соседа. Как заявил Э.Шеварднадзе, мнение российских парламентариев не интересует грузинское руководство. Грузинский лидер упирает на то, какие замечательные отношения складываются у него с В.В.Путиным. Напрасно. Это именно тот случай, когда в эти замечательные отношения в России мало кто верит. Иначе парламентарии думских фракций, однозначно поддерживающих российского президента не выступили бы с тем Заявлением, которое, скажу без преувеличения, выражает сегодня мнение подавляющего большинства россиян относительно Грузии, а точнее, относительно политики её руководителей.

Или вот такое сообщение: “Представитель МИД Грузии Каха Сихарулидзе заявил, что ажиотаж, вызванный сообщениями о прибытии в Тбилиси американских военных инструкторов, не повлияет на ход переговоров по разработке грузино-российского рамочного соглашения”. После Заявления Госдумы РФ из Тбилиси последовали такие же бравурные суждения: работа над Договором “идёт активно”, ничто не повлияет на ход дела. Ой ли? Неужели в Тбилиси не заметили, что в Заявлении нет ни слова о Договоре? И возможно ли, чтоб это было случайным упущением? Не может быть такого, чтобы Договор касался экономических и гуманитарных вопросов - в них более заинтересована Грузия - , но не затрагивал бы проблем безопасности, решить которые в жизненных интересах не только России и Грузии, но и всего Кавказа. Но тут-то и даёт осечку оценка, сформулированная Э.Шеварднадзе 11 марта. Просмотрев проект договора, президент заметил, что "он отвечает принципам полного равноправия, взаимной выгоды, лучших традиций дружбы двух народов". На фоне последних событий только и говорить о “лучших традициях дружбы”! Всё та же неизбывно манящая страсть двуличия – нет удержу. Не надо быть провидцем, чтобы представить себе проект договора, подготовленный в Тбилиси. Бился бы об заклад, что это пустая, бессмысленная бумага, полная всё тех же клише, только теперь со знаком плюс, в положительном, так сказать, ракурсе. России не слова нужны. Ей нужна безопасность - реальная, та, которую, потворством боевикам из Чечни компрометирует грузинская власть.

Именно поэтому на официальном Тбилиси лежит ответственность за затянутую разработку договора, если оно действительно затянуто, как утверждает грузинский руководитель. Лучше бы уж Э.Шеварднадзе не говорил, что "было потеряно немало времени в подготовке этого документа, и не по вине Грузии". Как будто можно готовить договор о дружбе и одновременно перевозить боевиков Г.Гелаева к российской границе в Абхазии в район Сочи. Такая вот дружба. И такие же упрёки: “ не по вине Грузии”.

Понятно, Грузии нелегко принять ту часть Заявления Госдумы, в которой говорится об Абхазии и Южной Осетии. Но кто же виноват? Вот уже десять лет грузинские руководители вместо действительных попыток договориться с абхазами и юго-осетинами предпочитали питаться иллюзиями, той же политикой двуликого Януса: вроде бы Грузия за мирное решение, а вроде бы и за военное. Вторгались вооружённой силой в мае 1998 года, в октябре-ноябре 2001-го. Угрожали бесчисленное число раз, И сейчас не сняли угроз, а только вновь усугубили их, как это подчёркивает Заявление Госдумы. Не видно как может получиться что-либо путное из попыток решить конфликты давлением на Абхазию, из стремления навязывать Абхазии в качестве первой фазы урегулирования статусные вопросы через документ Д.Бодена. Грузии предстоит наладить нормальную экономическую жизнь и у себя дома, и во взаимоотношениях с Абхазией – реконструировать железную и дорогу и автостраду, линии электропередач и газопровод. Нужны реальные созидательные дела, укрепляющие мир в регионе, а не повторения пройденного в виде новых опасных военных авантюр. Довольно. Россия видела их в Панкиси и в Кодори. Мирная, нормальная жизнь абхазов и юго-осетин должна быть гарантирована. Десять лет продолжается безобразие угроз со стороны официального Тбилиси. Пора кончать. Лидерам Грузии и с абхазского угла, как и с любого другого, время перестать надеяться на обман. Уверенность, что другие глупее, служит грузинским руководителям скверную службу, сводя политику к убогим шаблонам крикливой задиристости.




Доверять или не доверять?

Феликс Станевский

Информационная служба Страна.Ru поместила на своём сайте сообщение, озаглавленное как торжественное обещание: “Грузия не даст американцам возможность использовать аэродромы страны”. Диву даёшься, как много требуется пустых заверений, брошенных на ветер слов грузинских властей, прямых, заранее обдуманных обманов с их стороны, чтобы наши “наблюдатели” научились хоть какой-то осмотрительности в оценках Грузии Э.Шеварднадзе. Казалось бы, уже состоялся рейд гелаевцев в Абхазию, к границам России, где менее всего их ждали, проведённый грузинскими спецслужбами по поручению своего президента. Вроде бы всем известно, что этот кровавый поход сопровождался хоровыми заверениями официальных властей Грузии в том смысле, что ничего не происходит, никаких продвижений чеченских боевиков в сторону Абхазии нет и в помине. Или вот: кому из “наблюдателей” не памятно гарвардское выступление Э.Шеварднадзе, в котором он определил Россию как полюс мирового зла, как антипод демократии и неисправимую, по сути, неприятельницу Запада? И кто из них не читал тут же, вслед за этим последовавших уверений грузинского президента в неизбывной дружбе с Россией? Так ведь речь идёт всего лишь о малой толике примеров такого рода. Последний из них – торжественные обещания наших южнокавказских соседей сотрудничать с нами в борьбе с терроризмом и полный отказ от такого сотрудничества в наиболее существенном для РФ вопросе безопасности на южных рубежах: в том, какие страны привлекаются Грузией к операции у границы с Россией в Панкиссом ущелье.

Да что там! Грузинские официальные лица, казалось, готовы были клясться на Евангелие, заверяя, будто освобождаемые Россией военные базы не будут использоваться третьими странами. И вот уже в Вазиани волнами прибывают турецкие офицеры, военные представители других стран НАТО. “Наблюдатели” из Страны.Ru всё это, конечно же, читают. Но есть такой род забывчивости: уж очень хочется, чтоб было хорошо, уж как мнится Э.Шеварднадзе – друг россиян, и так памятны заздравные речи грузинских руководителей насчёт нерушимой дружбы с Россией, что при каждом новом обещании грузинских властей душа требует веры. Тогда – какое там обещание! Достаточно будет третьестепенному чиновнику мало-мальски приятно высказаться для российского уха, чтобы из любой словесной жижицы почерпнуть вдохновение для далеко идущих выводов. Я потому и начал с заголовка на сайте Страны.Ru, что он – целая внешнеполитическая программа Грузии, во всяком случае относительно политики США на Ближнем Востоке. Но что же сообщает нам та же информационная российская служба? Всего лишь следующее: “Официальный представитель МИД Грузии Кахи Сихарулидзе категорично отверг возможность "использования американцами аэродромов и территории страны в случае проведения операции против Ирака". Сихарулидзе отметил, что "воздушное пространство Грузии в последние месяцы активно используется для транспортировки грузов из Европы в Афганистан". По его словам, "нет никаких планов относительно использования воздушного пространства Грузии для каких-то других целей, и такой вопрос ни с кем не обсуждался". Так вот в чём дело: вопрос об использовании грузинских аэродромов против Ирака просто не поднимался американцами. У нас в Стране.Ru всё ещё не понимают разницы между “Грузия не даст свои аэродромы Соединённым Штатам” и “США не просят Грузию предоставить им свои аэродромы”. Не понимают. Иначе не дезинформировали бы читателей броским заголовком “Грузия не даст американцам возможность использовать аэродромы страны”. В таком случае нашим коллегам хорошо бы взять просто на веру, что нынешние грузинские руководители “дадут американцам” всё хоть сколь либо существенное, что США попросят. Да даже и не попросят, а только намекнут. Стоит помнить, что Э.Шеварднадзе поддерживал в прошлом бомбардировки Ирака и, мало сомнений, поддержит их и ныне.

Сии рассуждения насчёт сегодняшней меры грузинской независимости касаются и другой темы, поднятой в том же сообщении Страны.Ru: “ Как передает ИТАР-ТАСС, представитель МИДа назвал "абсолютно беспочвенными" сообщения ряда СМИ о том, что США якобы намерены создать на территории Грузии свои военные базы. Он отметил, что у Грузии и США есть договоренность, что в рамках программы сотрудничества двух стран в оборонной сфере американские военные в нынешнем году окажут помощь в подготовке нескольких грузинских подразделений, предназначенных для проведения спецопераций внутри Грузии”.

Многие уверяли меня, помнится, что пока в Грузии находятся российские военные базы, на её территории не будет никакой военной деятельности третьих государств. Не верил. Как не верю ныне, что присутствие РВБ на грузинской территории препятствует грузинскому руководству проводить линию на ускоренное сближение с НАТО. Если для этого потребуется создание военных баз альянса или его отдельных стран, то такие базы будут созданы. Это зависит не от Грузии, а от США, НАТО, Турции. Под такой уверенностью есть отчётливое, или по крайней мере мне так кажется, представление о внешней политике Э.Шеварднадзе, много более недружественной России, чем политика Дж.Буша. После гарвардского выступления Э.Шеварднадзе, откровенно враждебного России, науськивающего на неё Соединённые Штаты и весь западный мир, не может быть сомнений относительно идеологической основы внешнеполитического выбора, раз и навсегда сделанного сегодняшним, подчеркну, сегодняшним грузинским руководством. Э.Шеварднадзе удивился высказанным тбилисским СМИ упрёкам в том, что у Грузии нет своей внешней политики: он так много рассуждает на международные темы. Так удивился, что аж произвёл перестановки в своей канцелярии, назначив помощником по внешним делам своего речевика, большого знатока английского языка Гелу Чарквиани. Но аргументы тех, кто говорит об отсутствии внешней политики Грузии, остаются непоколеблены: нет своей политики у Грузии, есть чужая, есть “чего изволите?”, есть стремление быть папистом больше, чем римский Папа. А в основе всего одна лишь недружественность к России как идеология нынешнего грузинского национализма. Не в Абхазии дело, г-н Каландин, доказывающий читателям Gazeta.sng, что прояви Россия больше понимания грузинских требований по абхазской проблеме – и всё между Россией и Грузией устроилось бы само собой. Это опять-таки от бесконечного доверия тому, кому доверять нет возможностей. Дело в том выборе, который нынешний грузинский лидер, вместе с немалым числом националистов, полагает принципиальным, сущностным, цивилизационным. Они и накаляют страсти, ибо это их способ самоидентификации. Гарвардская речь Э.Шеварднадзе, сотрудничество с боевиками из Чечни, похвалы в адрес Гелаева, бесконечные претензии к России, беспочвенные обвинения в её адрес, так что на Россию навешивают даже землетрясения в Закавказье, несмолкаемые разговоры о российских спецслужбах в Грузии в то время как грузинские орудуют в РФ – всё это определяется не Абхазией, а много более глубокими причинами. Не я первооткрыватель, не я автор такой точки зрения. Она многократно высказана грузинскими националистами, её легко найти в решениях грузинского парламента, она толково, на мой взгляд, аргументированно изложена в работах политолога-националиста Гии Нодия. Вот и опровергните его, г-н Каландин, а потом будем говорить, можно ли доверять Э.Шеварднадзе в таком вопросе как абхазский.

Пока же статья г-на Каландина напоминает мне о многочисленных выступлениях в российской прессе на тему о том, что Грузия вовсе не собирается в НАТО. Тема другая, но методология доверия грузинскому президенту одна и та же: вырвать из контекста что-то ласкающее ухо, убаюкивающее, упрощающее до утверждений типа “всё дело в Абхазии” или, что почти одно и тоже, “всё дело в негибкости российских властей”. Как только играющие на российскую аудиторию тбилисские политики начинали жонглировать словами насчёт грузинского нейтралитета, готовности считаться с мнением России или даже отдалённости натовской перспективы, как тут же вокруг них, вылезая из щелей, принимался жужжать рой любителей сладких грёз. Люди, по профессиональной работе обязанные знать, по долгу службы призванные к осмотрительности начинали доказывать, что Грузия в НАТО не хочет, она эволюционирует к России. Часть таких любителей иллюзий сознательно и заинтересованно занимается в российских учреждениях и СМИ прошеварднадзевской пропагандой, как и лобированием интересов грузинской элиты в РФ. Но есть и те, кто просто хочет, чтоб всё было миром, да ладом во что бы то ни стало, готовые во имя этого “во что бы то ни стало” закрывать глаза на нередкие оскорбления достоинства России со стороны грузинских официальных лиц, нескончаемые выпады против неё руководителей Грузии, включая её президента, факты откровенно враждебных России действий. Главное же – многочисленные у нас сторонники дружбы “вопреки всему” уверены, что нет метода эффективнее, чем задабривание и сдача позиций. Мол, это заметят и оценят. Или вариация на такую же тему: а если не задабривать, то будет ещё хуже.

Из-за таких иллюзий наше общественное мнение сильно запаздывает с осознанием ряда простых фактов. Первый: Грузия уже ныне находится в орбите США, НАТО и в какой-то немалой мере - Турции. Для полного слияния с ними недостаёт, в силу грузинского нищенства, общих инфраструктур. Но они странами НАТО создаются. Пример: военный аэродром в Марнеули, в 15 минутах езды от Тбилиси, построенный на турецкие деньги. Формальное вступление Грузии в НАТО само по себе не много изменит, ибо политически Грузия уже там. Более того, России легче иметь дело с Италией, Грецией или Испанией, да и с самими лидерами НАТО – Соединёнными Штатами. И тут стоит обратить внимание на второй факт, который во многом определяет характер российского отношения к происходящему сближению Тбилиси с Брюсселем: грузинские руководители избрали недружественность к России основной формой оплаты по счетам за натовскую помощь Грузии. Процесс сближения идёт через манифестации политического и идеологического расставания с российским наследием, т.е. вновь и вновь доказывая прежде всего самим себе, но и, как представляется в Тбилиси, новым натовским союзникам, что совместное бытиё с Россией закончено навсегда и бесповоротно. Конечно, линия Тбилиси на вступление в НАТО создаёт проблемы российской безопасности уже тем, что она ведёт к военной деятельности у южных границ РФ наиболее мощного сегодня военного альянса. Но, что касается наших двусторонних отношений с Грузией, то ещё более существенно как, на каких путях, в каком политическом ключе развивается процесс подключения Грузии к деятельности Североатлантического альянса. Он сопровождается не только антироссийской риторикой грузинских государственных СМИ с участием официальных лиц, но и непрекращающейся задиристостью южной соседки, её потворством боевикам из Чечни, военными провокациями вроде октябрьского похода Гелаева, нападками на российских миротворцев в Абхазии, угрозами военного решения абхазского конфликта. На таком фоне разговоры о том, что Грузия не собирается в НАТО, не просто несерьёзны. Они до вредны, как вредна всякая попытка переориентировать политику РФ с решения верных задач на ложные.

Нет сегодня, видимо, важнее задачи на грузинском направлении, чем избавиться, наконец-то, от последних иллюзий. Разумеется, вести переговоры. Разумеется, добиваться решения тактических задач в контактах с Тбилиси. Конечно же, всеми помыслами и силами стремиться решить миром абхазскую и юго-осетинскую проблему. Но в отношениях с Грузией нужна лозунговая чёткость: никакого доверия нынешнему грузинскому руководству!


Армения и Иран налаживают военно-политическое сотрудничество

Документы по Кодорскому ущелью между грузинской и абхазской сторонами



Соглашение о прекращении огня и разъединении сил

В заявлении о мерах по политическому урегулированию грузинско-абхазского конфликта, подписанном в Москве 4 апреля 1994 года, стороны обязались строго соблюдать официальное прекращение огня с указанной даты, а также вновь подтвердили свое обязательство отказаться от применения силы или угрозы ее применения против друг друга, принятое ими в их коммюнике от 13 января 1994 года. Эго обязательство остается в силе. Настоящее Соглашение о прекращении огня и разъединении сил официально закрепляет данное обязательство.

1. Стороны будут неукоснительно соблюдать прекращение огня на суше, море и в воздушном пространстве и будут воздерживаться от всех военных действии против друг друга.

2. Вооруженные силы сторон будут разъединены о соответствии со следующими принципами:

1) Район между линиями В и D на прилагаемой карте будет Зоной безопасности (ЗБ). В этой зоне не должно быть вооруженных сил и тяжелой боевой техники. Территория между линиями А и B и линиями D и Е будет зоной ограничения вооружений (ЗОВ). В ней не должно быть тяжелой боевой техники. В ЗБ и ЗОВ действуют местные гражданские власти. Используемая для этой цели полиция/милиция может иметь личное оружие. Тяжелая боевая техника включает в себя:,

все артиллерийские орудия и минометы калибра свыше 80 мм;

все танки;

все бронетранспортеры.

2) Миротворческие силы Содружества Независимых Государств и военные наблюдатели, учрежденные в соответствии с Протоколом к настоящему Соглашению, будут размещены в ЗБ с целью наблюдения за соблюдением настоящего Соглашения.

3) Выводимая из ЗБ и ЗОВ тяжелая боевая техника должна будет храниться в обозначенных районах, которые будут определены сторонами и находиться под наблюдением военных наблюдателей ООН.

4) Под контролем представителей миротворческих сил СНГ и наблюдателей ООН, при участии представителей сторон из Кодорского ущелья будет осуществлен' отвод войск Республики Грузия и места их дислокации за пределами Абхазии.

Одновременно в Кодорском ущелье будет организовано регулярное патрулирование миротворческих сил и международных наблюдателей.

5) Будут расформированы и выведены все добровольческие формирования, состоящие из лиц, прибывших из-за пределов Абхазии.

6) Передвижение частей и подразделений миротворческих сил, а также международных наблюдателей вне ЗБ на соответствующих территориях будет согласовываться со сторонами.

7) Военные наблюдатели Организации Объединенных Наций будут также вести наблюдение за прибрежными водами и воздушным пространством между пунктами А и D.

8) В случае нападения или прямой военной угрозы миротворческим силам они принимают соответствующие меры безопасности и самозащиты.

3. Точная разметка линий на подробной карте и план разъединения сил на первом этапе размещения миротворческих сил будут разработаны командованием миротворческих сил с участием сторон в рамках поэтапного полномасштабного урегулирования, продолжения возвращения беженцев и перемещенных лиц и d соответствии с Настоящим Соглашением в рабочей группе, которая начнет свою работу с этой целью в Москве в течение пяти дней с момента подписания настоящего Соглашения. Они выполнят эту задачу в течение пяти дней. Разъединение начнется спустя пять дней после выполнения рабочей группой своей задачи. Процесс разъединения будет завершен не позднее чем через десять дней с момента его начала..

4. Карта ЗБ и ЗОВ содержится в приложении А.

протокол. Протокол, касающийся миротворческих сил СНГ, гласит следующее:

Стороны договариваются о том, что:

Функция миротворческих сил СНГ будет заключаться в том, чтобы приложить максимальные усилия для поддержания прекращения огня и обеспечения его неукоснительного соблюдения. Кроме того, их присутствие должно содействовать безопасному возвращению беженцев и перемещенных лиц, прежде всего в Гальский район. Они будут следить за осуществлением Соглашения и Протокола к нему в отношении ЗБ и ЗОВ. При выполнении своей миссии они будут соблюдать местные законы и постановления и не будут создавать помех для деятельности местной гражданской администрации. Они; будут пользоваться свободой передвижения в ЗБ и ЗОВ и связи, а также другими льготами, которые необходимы для выполнения их миссии.

Миротворческие силы СНГ будут действовать под командованием Временного Объединенного командования и Командующего миротворческими силами.

5. Процесс достижения полномасштабного политического урегулирования будет продолжен.

6. Стороны обращаются к Совету Безопасности Организации Объединенных Наций с просьбой расширить мандат военных наблюдателей ООН с тем, чтобы он предусматривал их участие в действиях указанных выше.

7. Стороны на основе Заявления Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года обращаются к Совету с просьбой о принятии решения об использовании коллективных миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта.

За ГРУЗИНСКУЮ СТОРОНУ Дж.Иоселиане

За АБХАЗСКУЮ СТОРОНУ С.Джинджолия

Москва, 14 мая 1994 года




Протокол встречи грузинской и абхазской сторон по вопросу стабилизации ситуации в Кодорском ущелье

28 февраля 2002г.

Чрезвычайная встреча абхазской и грузинской сторон, возглавляемых г-ном Малхазом Какабадзе и г-ном Сергеем Шамба, при участии Командующего КСПМ СНГ генерал-майора А.Н.Евтеева, под председательством Главного военного наблюдателя МООННГ генерал-майора А.А.Баджва состоялась 28 февраля 2002г. на 201 НП КСПМ СНГ (Чубурхинджи), конфликтующие стороны ещё раз подтвердили свою решимость не использовать силу друг против друга и придерживаться урегулирования конфликта исключительно мирными средствами, а также реализовать Протоколы от 17января и 11 февраля 2002г., соблюдая также Московское соглашение от 14мая 1994 г.

Стороны согласились о нижеследующем;

1. Все грузинские вооружённые силы будут выведены из Кодорского ущелья до апреля 2002г. Вывод будет осуществляться под наблюдением и контролем МООННГ и КСПМ СНГ в соответствии с их мандатами, как сформулировано в Московском соглашении от 14 мая 1994 г. и Резолюции Совета Безопасности ООН 937 от 21 июля 1994.

2. Начиная с марта 2002г., МООННГ и КСПМ СНГ в соответствии со своими мандатами приступят к регулярному патрулированию верхней и нижней частей Кодорского ущелья, которые соответственно находятся под контролем грузинской и абхазской сторон. Обе стороны должны обеспечить условия безопасности, включая безопасность маршрутов, а также гарантировать безопасность персонала МООННГ и КСПМ СНГ в ходе вышеупомянутого патрулирования и наблюдения.

3. Абхазская сторона выведет всё тяжёлое вооружение и артиллерийские установки из Кодорского ущелья и района Ткварчели до апреля 2002г. Вывод будет осуществляться под наблюдением и контролем патрулей КСПМ СНГ и МООННГ.

4. Учреждается совместная комиссия, именуемая Совместная Комиссия по Кодорскому Ущелью (СККУ), состоящая из представителей грузинской и абхазской сторон, МООННГ и КСПМ СНГ, по наблюдению за реализацией данного Протокола и любых других соглашений или протоколов, относящихся к Кодорскому ущелью.

5. Рабочая Группа 1 Координационного Совета встречается в Сухуми не позднее марта 2002 с целью дальнейшей выработки механизма и процедур регулярного патрулирования и наблюдения в Кодорском ущелье. Вопрос учреждения совместного грузино-абхазского наблюдательного поста в районе Багатского туннеля также будет обсужден в ходе этой встречи

6. То "джентельменское" соглашение между сванами и абхазами, которое действовало ранее, будет расширено и в нем будет сказано, что ни при каких условиях стороны не предпримут враждебных действий друг против друга.




Протокол встречи грузинской и абхазской сторон по вопросам стабилизации ситуации в зоне конфликта

17 января 2002 года в с.Чубурхинджи Гальского района под председательством Специального представителя Генерального секретаря ООН господина Д. Бодена, в присутствии Начальника объединенного штаба КСПМ СНГ генерал-майора А.Евтеева состоялась встреча грузинской и абхазской сторон по вопросам стабилизации ситуации в зоне конфликта. Грузинская сторона была представлена делегацией во главе с господином М-Какабадэе, абхазская сторона была представлена делегацией во главе с господином Р.Хаджимба.

Стороны в конфликте подтвердили свою приверженность к урегулированию конфликта исключительно мирными средствами и согласились о нижеследующем:

1. С 1 февраля 2002 года в Кодорском ущелье будет организовано регулярное патрулирование миротворческих сил и международных наблюдателей на основе гарантий безопасности с обеих сторон.

2. Одновременно с этим в соответствии с п. 2.4 Московского соглашения грузинская сторона начнет отвод своих войск из Кодорского ущелья. Срок окончания вывода войск стороны определят в первой декаде февраля 2002 года в ходе переговоров.

3. Одновременно с началом процесса отвода, военные наблюдатели ООН совместно с представителями абхазской стороны проведут инспекцию района города Ткварчели и нижней части Кодорского ущелья на предмет наличия тяжелой военной техники. В случае ее обнаружения абхазская сторона отведет ее.

4. Абхазская сторона обязуется не вводить свои вооруженные формирования на территорию Кодорского ущелья, начиная от 107 поста КСПМ СНГ, а также не применять силы в отношении мирного населения Кодорского ущелья, включая воздушные бомбардировки.

5. Стороны призывают Специального представителя Генерального секретаря ООН активизировать работу по обеспечению мира и невозобновления вооруженного конфликта на основе Ялтинского заявления грузинской и абхазской сторон от 15-16 марта 2001 года.

За грузинскую сторону Р. Хаджимба

За абхазскую сторону М.Какабадзе

За МООННГ Д. Боден

За КСПМ СНГ А. Евтеев




Протокол встречи грузинской и абхазской сторон

11 февраля 2002 г. в Сухумской резиденции Специального Представителя Генерального Секретаря ООН под председательством Специального Представителя Генерального Секретаря ООН г-на Д.Бодена при участии Главного военного наблюдателя генерал-майора А.Баджва, прошла встреча делегаций грузинской и абхазской сторон. Грузинскую сторону возглавлял г-н А.Джорбенадзе абхазскую Сторону г-н А.Джергения.

В ходе встречи стороны договорились о нижеследующем:

1. 20 февраля в Кодорском ущелье состоится встреча Грузинской и Абхазской сторон с участием представителей ООН, в ходе которой будут обсуждены вопросы, связанные с механизмом реализации положений Протокола от 17 января 2002 г.

Одновременно с этим будет проведено инспектирование военными наблюдателями ООН с участием обеих сторон как Верхней части Кодорского ущелья, так и Нижней части Кодорского ущелья.

2. В ходе этой встречи также будет определен срок окончания вывода грузинских войск из Кодорского ущелья, а также механизмы обеспечения безопасности мирного населения Кодорского ущелья.

3. График регулярного патрулирования Кодорского ущелья с участием представителей обеих сторон будет определен в ходе встречи Рабочей Группы 1 Координационного Совета, заседание которой состоится до конца февраля.

За грузинскую сторону А.Джорбенадзе

За абхазскую сторону А.Джергения

От ООН: Д.Боден


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ