Большой блеф-2002
Украина. Ру. 11
марта 2002
Визиты западных наблюдателей (которые
накануне выборов в Верховную раду зачастили в Киев с грозными предупреждениями о
недопустимости нарушений во время предвыборной кампании) поставили администрацию
Кучмы в весьма сложное положение.
С одной стороны, невозможно представить
себе, что чиновники всех уровней, которые входят в блок "За ЕдУ!", не будут
работать на победу своего блока. С другой - Запад может объявить выборы
сфальсифицированными, что грозит не только лишь большим международным скандалом.
Официальный Киев пытается просчитать своих западных партнеров по
геополитическому покеру.
Достоверно известно, что у Запада есть на
руках козыри в виде показаний украинского экс-премьера Павла Лазаренко и записей
Мельниченко. Однако выложат ли эти козыри на стол? Последствия в виде
международной изоляции Украины (но только не со стороны России) или и того круче
в виде дестабилизации политической обстановки в крупнейшей европейской стране -
пугают Запад точно так же, как и украинские власти.
Похоже, что в этой деликатной ситуации у
части чиновников президентской администрации родилась спасительная идея о том,
как пройти между Сциллой поражения на выборах и Харибдой "белградского
варианта".
В ходе визитов таких именитых гостей, как
экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и заместителя госсекретаря Полы Добрянски,
весьма отчетливо прозвучали обвинения в адрес властей со стороны лидера блока
"Наша Украина" Виктора Ющенко. Г-н Ющенко неоднократно заявлял о том, что против
него используется административный ресурс. Примеры тому - отказ в предоставлении
помещений для встреч с избирателями, заклеивание рекламных бигбордов и
уничтожение листовок блока "Наша Украина". Сюда же относится и отказ в
предоставлении лидеру "НУ" прямого эфира на региональных телеканалах. Для
удобства работы западных наблюдателей на сайте блока "Наша Украина" рубрика
"Злоупотребление на выборах" теперь имеет англоязычный вариант.
В связи с этим напрашивается простой
вывод: Запад будет оценивать честность и прозрачность парламентских выборов
исключительно по поведению Ющенко - если лидер "НУ" будет удовлетворен
результатами выборов, то и Запад признает их легитимность (хоть радикальная
антикучмовская оппозиция будет перед зданием ООН акты самосожжения устраивать).
Наблюдатели отмечают, что Запад практически открыто подталкивает Киев в объятия
Ющенко. В этом плане администрации президента сегодня гораздо проще кулуарно
договориться с лидером "Нашей Украины" о некотором полюбовном разделе части
депутатских мандатов за спиной (и за счет) оппозиции (Мороза и Тимошенко), чем
рисковать своим международным имиджем.
И такие договоренности, вероятно, уже
имеются. Например, по данным зампредседателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и
связям с соотечественниками Вячеслава Игрунова, "Наша Украина" и "ЗаЕдУ!"
разделили между собой мажоритарные округа в Житомирской области, чтобы избежать
конкуренции.
Вообще, точек соприкосновения между
властью и Ющенко, как известно, предостаточно.
Еще до начала избирательной кампании
некоторые политологи высказывали мнение, что идея блока "Наша Украина" (точно
так же, как и "За единую Украину!", и "Женщин за будущее") родилась в
администрации президента. И поэтому Виктор Ющенко никогда не переступает грань,
за которой начинается не показная, а реальная оппозиционность к Кучме (сие,
правда, ему не мешает активно использовать фактор западного давления на
официальный Киев - "геополитический админресурс" - в жесткой конкурентной борьбе
за админресурс украинский). Характерно, что не так давно в "Киевском телеграфе"
был опубликован рейтинг управляемости украинских политиков со стороны
президента, в котором Виктор Андреевич оказался на почетном третьем месте,
пропустив вперед Владимира Литвина и лидера "Женщин" госпожу Довженко.Впрочем,
на этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны. Как сказал автору один
достаточно крупный чиновник украинского правительства, в среде высшей киевской
бюрократии весьма распространена ностальгия по временам, когда между Украиной и
Западом отношения были "не разлей вода". "Кредиты, транши, помощь просто
какая-то - бери не хочу. Сейчас, конечно, уже не то", - говорит он. По словам
собеседника, паразитизм на западной финансовой помощи, а также на посредничестве
в распродаже украинской собственности транснациональным корпорациям, по-прежнему
остается голубой мечтой очень значительного класса украинских госслужащих. И
именно они составляют сильный лоббистский ресурс Ющенко и его блока в структурах
власти.Посему списывать экс-премьера в глухую оппозицию режиму очень даже
преждевременно. Он по-прежнему может рассматриваться как один из возможных
вариантов "преемника".Правда, такой вариант никак не устраивает еще одну мощную
лоббистскую группировку в Украине - крупные отечественные финансово-промышленные
группы, которые небезосновательно опасаются передела в пользу американских и
европейских компаний ключевых украинских рынков и активов после прихода к власти
откровенно прозападных сил. Собственно, исход борьбы между "национальной
буржуазией" и "компрадорской бюрократией" в конечном итоге и определит
кандидатуру нового президента страны.
|