"Другие русские". Россия лишила "своих" беженцев не только международных прав, но и гуманитарной помощи
"Русский журнал".
04.03.2002
От 54 до 65 млн. человек (примерно одна
пятая населения Советского Союза, составлявшего 285 млн. человек) жили за
пределами своих национально-административных образований. Из них около 25,3 млн.
были русские.
Для обозначения русских и других
русскоязычных, которые репатриировались из бывших советских республик, Россия и
некоторые другие страны СНГ использовали в своем законодательстве термин
"вынужденный переселенец". Такое обозначение затушевало международно признанное
определение беженца и закрепило проведение различия между беженцами из стран СНГ
и из других стран. Тем самым Россия лишила "своих" беженцев не только
международных прав, но и гуманитарной помощи того же УВКБ ООН. Реальное
количество вынужденных мигрантов, прибывших в Россию, существенно выше
официальных данных миграционных служб - ввиду того, что многие из переселенцев
не получают легального статуса. По данным УВКБ ООН это количество составляет
более 3 млн. человек. Именно поэтому в поле внимания социологов и этнологов
Европейского Университета в Санкт-Петербурге в рамках проекта "Другие русские,
или Мобилизованная ментальность" были включены и так называемые "нестатусные"
переселенцы.
Естественно, что под "другими русскими"
подразумеваются русские, жившие в национальных республиках СССР и с его распадом
вынужденные уехать в Россию из-за вспышки местного национализма. В их рассказах
о вынужденном переселении отбор исторических событий не произволен: он определен
для "других русских" заранее, как и их позиция - позиция невинных жертв этой
социальной катастрофы. Все они указывают на однородные события, такие, как
общеполитическая канва конфликта, знаки этнической дискриминации, роль и
поступки провокаторов и виновников конфликта, "естественность" принятия решения
о переезде и заведомая неприемлемость, а то и нелепость любых альтернатив этому
решению, переезд как драма прощания с родным домом, свершившаяся
несправедливость, и, наконец, трудности, испытываемые после переезда.
"101-й
километр"
В сознании местного населения национальных
республик русские были маркированы своей русскостью как носители всего
советского - в связи с чем изгнание русских получило смысл "избавления от
советского прошлого"
Россия сыграла в этой драме роль "101-го
километра": и центра цивилизации, и неблагодарной "исторической родины". "России
мы не нужны!" - к такому выводу пришли все переселенцы независимо от страны
исхода. Теперь они ассимилируются, часто против своей воли и неосознанно, и их
дети уже не относят на свой счет слово "переселенец". Но прежде им пришлось
пройти долгий путь унижений - сначала в магазине родного поселка, где вдруг
перестали понимать слово "хлеб", потом в миграционной службе, где они ежегодно
проходили перерегистрацию.
Разительные перемены во всех регионах
произошли внезапно. Реальный смысл этих перемен состоял в резком возрастании
значимости конфессиональной и этнической идентичности для социального статуса
гражданина, и все остальные перемены в республиках по сравнению с этим для
многих граждан оказались просто за скобками. Новый политический процесс приобрел
значение националистического, и ни о каких демократических преобразованиях
респонденты даже не упоминают. Они говорят о другом: как им били окна, поджигали
двери, звонили по ночам и говорили, что пора им уезжать, "а квартиру вы и так
нам оставите". В действительности угрозы и устрашающие преступления не стали
началом массовых убийств (за исключением Баку и Чечни, то есть совершенно особых
случаев), они так и остались предупреждением о несостоявшейся волне насилия.
Зато "нагнетание обстановки" сыграло свою роль: оно сформировало
катастрофические ожидания.
По поводу русских, оставшихся в Средней
Азии и Закавказье, мнение переселенцев однозначно: кто мог, тот уехал, остальные
обречены страдать от унижений и, как говорят, влачить жалкое существование.
Своим пребыванием там они ставят под сомнение неизбежность эмиграции "других
русских", а их успех означал бы для последних уже не сомнение, а полное
опровержение. Разруха и запустение, царящие в оставленных переселенцами
регионах, вызывают только одну оценку - "поделом". При этом выходцы из одного
региона поддерживают связь друг с другом, встречаются с теми русскими, что
остались на бывшей родине и приезжают погостить у родных, - это способ узнать
новости, что весьма важно для них. Расспросы не замыкаются на судьбе общих
знакомых, а касаются денег, оттока населения, работы и прочего. Отдельного
внимания в этих беседах заслуживает тема смерти. Многие из тех, чьи имена
возникают в разговоре, вспоминаются как недавно умершие. Все они разных
возрастов, и все умерли в пределах 2-3 лет после переезда в Россию.
Тем не менее, ностальгия у большинства
"других русских" вошла в число повседневных переживаний. Хотя родные места
все-таки не были для них вполне своими, невзирая на то, что покинутые города и
поселки были родиной отцов, дедов и прадедов переселенцев. Считать город своим -
значит, например, знать местный язык, работать на местном предприятии и при
наступлении экономического кризиса делать запасы.
В зоне
отчуждения
Респондентами ученых стали в основном
жильцы дома, в строительстве которого принимали активное участие как
региональное отделение Федеральной миграционной службы (впоследствии
Министерства по делам федерации, миграционой и национальной политике,
ликвидированного 16 октября прошлого года), так и благотворительная общественная
организация Ассоциация помощи беженцам, старейшая в Петербурге. Строго говоря,
лишь часть квартир этого дома отдана переселенцам, в остальных же проживают
горожане самых разных категорий. Мигранты, получившие статус вынужденных
переселенцев, живут в трехкомнатных коммунальных квартирах и имеют по шесть
квадратных метров на человека.
Жильцы этого "Дома" из разных регионов, но
всех их объединяет то, что в стратегии своей миграции они включили ресурс
государственной поддержки как один из центральных, добились максимального
успеха, получив городское жилье, и "увязли" в отношениях с государством. Для
всех этих и многих других семей стратегия обустройства на новом месте и
встраивания в новый социальный контекст оказалась во многом обусловленной особой
значимостью этих отношений: они попали в прямую зависимость от государственной
миграционной политики, восприятия их должностными лицами (в том числе - и
коррумпированными), судебных процессов, ожидания решений и прочего. Все
упомянутые семьи практически не ориентированы на полноценную интеграцию в
городское сообщество - такую, которая привела бы к формированию у них
идентичности "петербуржцев". Город остается чужим для подавляющего большинства,
если не для всех, переселенцев, и в этом смысле можно сказать, что "Дом
переселенцев" находится не в Петербурге - он расположен в центре зоны
отчуждения. Крайне слабая интеграция в городской контекст предстает в
исследовании общим биографическим обстоятельством вынужденного переселенца, его
типической чертой.
Парадоксально, но среди людей,
пострадавших от межнациональных конфликтов, нередки неприкрытые
националистические выпады (пожелания, чтобы "Россия всех русских забрала сюда, а
их бы всех отсюда вышвырнула"). Бегство, грубо навязанное обстоятельствами, - а
в данном случае мы имеем именно этот вид миграции - переживается порой столь
мучительно, что доводит респондента до "экстремизма". Речь идет об особом
состоянии сознания, а не о наборе характерных идей, поскольку эти идеи сами по
себе сопровождаются теми болезненными реакциями, которые можно наблюдать у
респондентов.
Как уже говорилось, жильцы "Дома" -
статусные переселенцы, и эта категория "других русских" представляет особенный
интерес. Кто бы ни вошел в данную условную категорию, это обязательно человек,
обратившийся за помощью к государству. В его стратегии миграции и обустройства
ресурс государственной поддержки включен как один из важнейших, центральных
компонентов. Как правило, это те переселенцы, чей переезд был вызван наиболее
драматичными обстоятельствами, и кто имел минимум собственных ресурсов для
обустройства в Петербурге.
Карина Минасова, Сергей Дамберг
|