ИМА-пресс, 9 марта 2004 Изменит ли ситуацию с правами россиян в Латвии и Эстонии вступление этих стран в ЕС€
МИД намерен обсудить проблему прав россиян в Латвии и
Эстонии с комиссаром ОБСЕ по делам нацменьшинств. Изменит ли ситуацию вступление
этих стран в ЕС€
Владимир ЖАРИХИН, заместитель
директора Института стран СНГ: - В общем-то, Европейское сообщество, при
всех пассах в сторону прав человека, национальных меньшинств и так далее, не
заинтересовано в наличии влиятельной, мощной и определяющей политическую
ситуацию русскоязычной общины в этих странах (так же как и эстонцы с латышами).
Поэтому все разговоры на эту тему разговорами и ограничиваются. А действия
латышских и эстонских властей по-прежнему направлены либо на вытеснение
русскоязычных общин из этих стран, либо на их полную ассимиляцию в латышском и
эстонском пространствах. ЕС ведь тоже не хочет, чтобы в войсках НАТО служили
русскоязычные солдаты и офицеры. Но опыт показал, что русский мужик, когда его
дернут с печи, может чудеса творить. И в Латвии, и в Эстонии наши
соотечественники оказались конкурентоспособными в борьбе за выживание. Они
занимают там достаточно высокие посты в бизнесе. Мне кажется, только Россия
может реально воздействовать на руководство этих стран с помощью различных мер,
в том числе и экономических. Это не значит, что мы не должны выступать в Совете
Европы с этой проблемой, взаимодействовать с комиссарами из ОБСЕ, но надеяться
на ЕС все же не стоит.
Возможности влияния на самом деле есть. Хотя
распространено мнение: раз там основной бизнес сосредоточен в руках русских, то
они в первую очередь и пострадают. Но лучше пусть пострадают. Может, это жестко,
но справедливо, потому что пока со стороны русского бизнеса в этих странах
никаких выступлений не было. Мы должны понимать, что никто кроме нас этим
общинам не поможет. Нонсенс, конечно, что в Евросоюз включат страну, в которой
живет 40 процентов не граждан - людей, не имеющих никаких гражданских прав.
Представьте себе, что творилось бы в Европейском сообществе, если бы в России не
то что 40, а хотя бы четыре процента граждан не имели права на голосование.
Здесь еще стоит отметить, что на самом деле русскоязычное население в Эстонии и
Латвии - вовсе не меньшинства! Когда какая-то этническая часть населения страны
составляет 40 процентов, как в Латвии, например, то это уже не меньшинство, а
одна из государствообразующих наций, большая часть которой, кстати, во время
референдума, голосовала за независимость этих стран. Когда еще имела такое
право...
Борис КАГАРЛИЦКИЙ, ведущий сотрудник Института
сравнительной политологии РАН: - Само по себе обсуждение этой проблемы ситуации
не изменит. Не думаю, что мы можем сказать комиссару что-то такое, чего он не
знает. Москва только делает громкие заявления, которые подходят лишь для
внутреннего пользования, либо угрожает экономическими санкциями, которые в
случае осуществления ударят как раз по русскоязычному населению. Имело бы смысл
воздействовать на ситуацию через общественное мнение стран ЕС, поскольку
совершенно непонятно, как вообще Латвия и Эстония могут вступить в Союз, если у
них 35-40 процентов населения не имеют гражданских прав. Другое дело, что наши
власти не знают, что такое общественное мнение и не умеют с ним работать. Их
понимание работы - поговорить, умаслить какого-нибудь европейского начальника, а
есть ли у него политическое влияние, чтобы воздействовать на ситуацию, -
неважно.
Виктор АЛКСНИС, депутат Госдумы: - Никак не изменит и не
поможет, потому что Запад категорически отказывается признавать нарушения прав
россиян в этих странах, считая, что их законодательство соответствует
международным нормам. В лучшем случае их будут мягко укорять, но жестких мер
никогда не примут, потому что такие меры будут означать усиление позиций России.
А это идет вразрез с интересами Запада, который никогда не будет по-настоящему
защищать права русских в Прибалтике.
Вячеслав ИГРУНОВ, председатель партии СЛОН, директор
Международного института гуманитарно-политических исследований: - Это зависит от
того, с кем будет встречаться комиссар. Заявлено-то это Игорем Ивановым, а он в
этом вопросе занимает абсолютно трезвую и разумную позицию. Если же комиссар
будет встречаться с правозащитниками, например с Хельсинской группой, то, думаю,
это может повлиять в самом положительном смысле, потому что дискриминация
русскоязычного населения в Латвии совершенно очевидна даже для европейцев. К
сожалению, такие проблемы, как права человека, все же подвержены политической
окраске, и я не уверен, что сегодня все так благоприятно складывается для наших
соотечественников в Латвии. Но все же я убежден, что как раз ОБСЕ и Евросоюз
могут сыграть ключевую роль в улучшении положения россиян в Латвии. Я считаю,
что давление с нашей стороны только замедлит прогресс в этом направлении, а вот
давление из Брюсселя очень важно.
Сергей БАБУРИН, депутат Госдумы, лидер партии
национального возрождения "Народная воля": - Положение русскоязычного населения
может изменить только само русскоязычное население. Но внимание ОБСЕ к этому
вопросу, может быть, изменит к лучшему русофобскую политику этих
правительств.
Андрей БАБУШКИН, председатель
общественного Комитета "За гражданские права": - Вступление Латвии и Эстонии
в ЕС, возможно, мало что изменит, но может создать для этого предпосылки. По
крайней мере, будут выявлены масштабы дискриминации, намечены пути по ее
устранению, в Европе будет признано, что такая проблема русскоязычного
меньшинства в прибалтийских странах действительно существует: нет ассигнования
для русскоязычных школ, нет развития русскоязычных библиотек, идет политика на
вытеснение русского языка из делового оборота и многое другое. Так что хотя бы
постановка проблемы - уже хорошо.
|