За русские учебники в Казахстане преследуют
Ежегодно Правительство России, в плане оказания помощи
российским соотечественникам, направляет за рубеж миллионы учебников и
методических пособий для школ с русским языком обучения. Казалось бы этому
должны быть рады все и, в том числе, госчиновники государств проживания
соотечественников, но не тут-то было. Подозрительность, вызванная невежеством
местных властей доходит до абсурда. Об этом и о правах национальных меньшинств,
к которым сейчас относят и русских в Казахстане, размышляет автор статьи,
полученной из г.Кокчетава.
Тернистая дорога к храму или маленькие трагедии «малых народов»Владимир Намовир
О плохом я подумаю завтра
Банальное название, но далеко не банальные истории. Можно
сколько угодно твердить о том, что происходит что-то неладное в «Королевстве
Датском» - вам всё равно не поверят. Так уж человек устроен. Говорим:
«тоталитарное сознание», «полицейское государство», «отсутствие демократии»,
«властный произвол» и – всё мимо, никак не задевая ни сердца, ни сознания. Надо
всем довлеет чувство сиюминутного личного комфорта и благополучия в полном
соответствии с жизненным кредо героини «Унесённых ветром» Скарлетт О`
Хара: «О плохом я подумаю завтра». Единственный способ – попробовать на ощупь.
Но в наших условиях лучше этого не делать, а поверить на слово.
Неконтролируемая власть извращает не только законы и
этические нормы, но в большей степени калечит людские души, формируя это самое
«тоталитарное сознание», основанное на страхе перед нею. И тогда
размываются вековые представления о том, «что такое «хорошо», и что такое
«плохо»». В этой системе ценностей никого особенно не удивит, если
вас завтра объявят «диверсантом» или «японским шпионом». А вот
оправдываться в том, что вы не «засланец», а очень даже лояльный и
законопослушный гражданин, вам придётся не в шутку, а всерьёз и, может
статься, совсем в другом месте. Такое уже бывало. Каждый третий наш
гражданин, к сожалению, «на ощупь» попробовал то, что мы называем
«властный произвол».
Пока наш уполномоченный по правам человека Болат
Байкадамов на прошлой неделе в Страсбурге безуспешно объяснял европейцам про
«маленькие шаги к демократии», по этим самым демократическим правам и
свободам у нас в стране только ленивый не топтался. У нас прав тот,
у кого, хоть копеечная, но власть. Любая инициатива наказуема, и
тот, кто не вписывается в «прокрустово ложе» авторитарной идеологии, то
его тут же начинают «выравнивать».
Об «угрозах национальной безопасности»
Скажите, можно ли рассматривать методические и школьные
пособия для учителей в качестве «подрывной литературы»? Оказывается можно.
Российская Федерация, приурочив это мероприятие к «Году
Казахстана в России», поставила в нашу страну большую партию учебной литературы
для бесплатного её распространения во всех областях Республики. Наши
казахстанские учителя, испытывающие огромную потребность в такого рода книжной
продукции, в буквальном смысле, расхватывали методички, программы и
учебные пособия от 1-го до 10-го класса по литературе, русскому языку, биологии,
математике, химии и физике.
Такую же партию учебной литературы доставил в г.Щучинск
для тамошних школ активист ДВК, «ладовец» Ю.В. Мицай. Разумеется, делал он это
совершенно добровольно, заранее испытывая удовольствие от подарка, который
он преподнесёт местным учителям. Зря радовался. Он и в страшном сне
предположить не мог, какими последствиями обернётся для него такая
благотворительная инициатива.
По простоте душевной Мицай, кстати, бывший кандидат в
депутаты областного маслихата от избирательного блока «ДВК», сгрузил книжки в
помещении Красного уголка локомотивного депо ст. Курорт – Боровое НК
«Темир Жолы», где он работает много лет электриком. Там его «на месте
преступления» с упаковками ярких красочных книжек застал директор депо
Нуржанов К.Д. и устроил ему «хунвэйбиновскую» порку в полном соответствии с уже
подзабытыми традициями «культурной революции». Как профессиональный
контрразведчик, бдительный железнодорожный начальник на глаз определил, что это
«подрывная литература», и незамедлительно начал действовать.
Вот, как об этом рассказывает сам Ю.В.Мицай: «После
консультации с акиматом и районо у меня их (учебные пособия – В.Н,) заберут
школы города. Но он ( директор депо – В.Н.) мне не поверил и стал пугать КНБ и
полицией. Он по радиотелефону вызвал работников линейной полиции и созвал
оперативное совещание в составе зам. директора Баранцева А.М., нач. отдела
кадров Алпыспаева Т.А., юриста Дабылова, мастера Абирова Б.К., председателя ПК
Вовк А.Н. На этом совещании я рассказал всё, как было, и меня отпустили». Но на
этом всё не закончилось, в тот же день к Мицаю в мастерскую « …зашли трое
полицейских в штатской одежде, один из них назвал свою фамилию Сейпиев.
Полицейским мне пришлось снова рассказать всё, как было. В конце беседы
мне предложено было зайти в субботу 14 февраля для дачи показаний и
предоставления справки о поступлении методической и учебной литературы».
Прошу прощения за длинное цитирование, но иначе
нельзя ощутить это надругательство над здравым смыслом и человеческим
достоинством, определяющими сегодня параметры общества, в котором мы
живём. А уж о законности, конституционных правах и свободах здесь и речи
быть не может. Вдумайтесь только в эти словесные конструкции: «стал пугать КНБ и
полицией», «рассказал всё, как было», «меня отпустили», «зайти …для дачи
показаний и предоставления справки»!? Вот этим вербальным рядом и исчерпываются
наши права и свободы, а также те «маленькие шаги к демократии», о которых
омбудсман Болат Байкадамов вещал в Европе.
А представьте, что будет, если Парламент примет проект
закона «О связи», дающий возможность прослушивать телефонные разговоры. Он уже
находится в Парламенте и, вероятнее всего, послушным большинством
депутатов будет принят. «Таким образом, казахстанские власти могут
получить полный контроль над частной жизнью и переговорами, по сути, любого
гражданина республики. В первую очередь, под этим контролем окажутся неугодные
журналисты, правозащитники и оппозиционные депутаты», - говорится в статье К.
Танаева «Страна «под колпаком».
А Серикболсын Абдильдин по этому поводу выразился так:
«Это может означать, что у нас будет как бы полицейское государство». Тем более,
что все атрибуты такового налицо: один лидер оппозиции в тюрьме, другой - в
изгнании, партийная площадка зачищена от «радикалов» законом «О партиях», а
последний гвоздь для казахстанской демократии – закон «О СМИ» вот-вот будет вбит
окончательно.
Поэтому в «как бы полицейском государстве» вопросы
духовности и образования, здравоохранения и культуры носят утилитарный характер
и рассматриваются сквозь призму виртуальных «угроз национальной безопасности».
Это «любимый конёк» провластного парламентского большинства, где депутаты, с
пафосом говоря о «подрыве государственных устоев», выражают прежде всего свои
верноподданические чувства перед «всевидящим оком» и так, на всякий случай,
подтверждают «нерушимость существующего строя». Такие негласные правила игры:
«говорим Ленин, подразумеваем Партия, говорим Партия, подразумеваем Ленин» - и
всем всё понятно. Поэтому, когда заходит речь «об угрозах национальной
безопасности», тут даже фрондирующие парламентарии предпочитают
помалкивать, боясь быть занесёнными в списки «врагов народа»
Дороги, которые мы выбираем
Но возвращаясь ближе к теме статьи, следует поговорить,
наконец, и о духовности. Здесь-то что у нас на местах происходит? Тем
более, что это всеобъемлющее понятие – духовная человеческая культура, ныне
своеобразно понимаемая, является «фишкой» для официальной журналистики. Столько
патоки выливается с газетных страниц и экранов телевидения по поводу
всевозможных концертов, выставок и презентаций, что, порой, создаётся
впечатление какого-то нескончаемого праздника.
А вот, как обстоят дела с духовностью религиозной –
основой основ человеческого бытия, единственной силой, способной поднять
человека над его пороками и несовершенствами? Нельзя сказать, что наши власти не
уделяют внимания вопросам религиозным – уделяют, садят наших клириков в
президиумы, без них не обходится ни одно публичное протокольное
мероприятие. Да и представители действующих конфессий в долгу не остаются,
дополняя президентскую коллекцию светских орденов и регалий, наградами
религиозными. Но, как уже говорилось выше, даже забота о духовности в условиях
авторитарной системы власти носит утилитарный характер: использовали на
потребу имиджа и - забыли до следующего раза.
Воодушевлённая прошедшим в Астане Форумом мировых религий
православная общественность г. Кокшетау в декабре обратилась за помощью к акиму
Акмолинской области Сергею Кулагину. Речь шла о том, что деревянная
церковка, к тому же находящаяся на окраине города, тесна и не удовлетворяет
потребностям растущего количества верующих. Просили о встрече и
рассмотрении вопроса о выделении какого-либо пустующего здания в центре города
под храм или часовенку.
Ранее, год тому назад, с подобной просьбой они обращались
к городскому акиму, но тот спустил письмо, как говорится, «по инстанции».
И потому в письме, теперь уже областному акиму, говорилось: «Наша
православная общественность не часто обременяет просьбами местные власти,
и такое пренебрежительное отношение к проблемам верующих, представляющих одну из
авторитетнейших и старейших конфесcий страны, вызывает наше глубокое
огорчение».
Что ж, придётся кокшетауским прихожанам огорчаться и
дальше, так как даже положенного по закону письменного ответа на своё обращение
они не получили. Но уверяю вас, когда понадобится местным властям провести
какой-нибудь очередной праздник, призванный продемонстрировать «стабильность и
межнациональное согласие», настоятеля церкви и имама мечети наши чиновники
из-под земли достанут
Один из моих знакомых, журналист советской закваски,
сказал, что вот, мол, раньше ни одна газетная статья не оставалась без внимания
властей, а сейчас – никакой реакции. Я ему ответил: «Но почему же нет никакой
реакции. Есть, но специфическая. Вот, например, Геннадия Бендицкого судить
собираются, а завтра на тебя иск подадут, если выйдешь в своей газете за
рамки «самоцензуры»». Правда, к счастью, ему это не грозит, потому что он
хорошо усвоил, о чём можно писать, а о чём - нельзя.
Многие дороги ведут в Храм, и у каждого из людей,
бомжа или президента, свой путь. Важно, думается, на этом пути к вечности
помнить: а не ошибся ли ты в выборе нужной дороги, соблазнившись
прямой и короткой?!
|