Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №94(15.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
Белоруссия
Украина
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Закавказье
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

27 февраля. Министерство иностранных дел Республики Молдова направило посольству Российской Федерации в Кишиневе ноту, в которой выражает сожаление в связи с тем, что, предваряя официальный ответ молдавского руководства, посольство обнародовало информацию об открытии 17 избирательных участков по выборам президента Российской Федерации 14 марта 2004 года. МИД РМ сослалось на появление в прессе информации об открытии на территории РМ избирательных участков по выборам президента Российской Федерации, что поставило молдавских дипломатов перед свершившимся фактом, создав нежелательный прецедент.

МИД рекомендует открытие избирательных участков только в помещении посольства РФ в Кишиневе, в помещениях Оперативной группы российских войск в Тирасполе и Миротворческих сил в зоне безопасности в Тигине (так в РМ называют  Бендеры), а проведение выборов в других населенных пунктах - на передвижных избирательных пунктах, без создания стационарных избирательных участков. Информационное агентство ПМР «Ольвия-пресс» пишет в этой связи, что запланированные 16 избирательных участков на территории Приднестровья будут открыты независимо от желания Кишинева. В Тирасполе твердо намерены защитить права российских граждан, проживающих в Приднестровье. Однако нота молдавского МИДа, по мнению агентства,  весьма симптоматична. Ранее молдавские власти хоть как-то пытались соблюсти приличия во взаимоотношениях с Москвой, теперь кишиневский режим приобретает откровенно антироссийский характер.

27 февраля. Парламент РМ проголосовал за продление мандата молдавских военнослужащих в Ираке, где в настоящее время в нем находятся 42 молдавских военнослужащих, мандат которых истекает в марте 2004 г.

Министр обороны В.Гайчук отметил, что о продлении сроков участия в постконфликтной операции в Ираке, в которой принимают участие представители 35 стран, Молдову попросили США.

По его мнению, дальнейшее участие Молдовы в послевоенном обустройстве Ирака будет способствовать закреплению положительного имиджа страны на международной арене, а также послужит дополнительным доказательством того, что "Молдова осуждает терроризм и прилагает все усилия на борьбу с ним".

В соответствии с принятым парламентом постановлением, в ближайшее время в Ирак будут направлены еще 12 молдавских саперов, которые примут участие в разминировании территории этой страны.

1 марта. Президент Владимир Воронин подтвердил, что европейская интеграция - абсолютный приоритет для Молдовы. Он заявил об этом, выступая на открытии международной конференции "Республика Молдова в Пакте стабильности - достижения и перспективы". Конференцию провел МИД Молдовы совместно с Фондом Фридриха Эберта.

Глава государства отметил, что в ближайшее время Кишинев подготовит доклад по общей оценке участия Молдовы в Пакте стабильности, в котором будет рассмотрена возможность внесения новых проектов сотрудничества с региональными партнерами и донорами.

2 марта. На приднестровских пограничных постах при въезде в город Бендеры были задержаны все следующие на службу сотрудники молдавского комиссариата полиции Бендер. Ссылаясь на указание министра государственной безопасности В.Антюфеева, пограничники потребовали от сотрудников полиции пройти регистрацию для въезда на территорию Левобережья. Ранее подобная мера к сотрудникам комиссариата полиции Бендер не применялась, т.к. в соответствии с действующими соглашениями по мирному урегулированию приднестровского конфликта комиссариат полиции, наряду с городским отделом МВД ПМР, входит в состав Объединенной оперативно-следственной группы, на которую возложено обеспечение правопорядка в районе с повышенным режимом безопасности (город Бендеры и окрестности).

25 сентября 2003 года бендерский Совет народных депутатов принял решение "О прекращении деятельности на территории бендерского городского Совета народных депутатов подразделения полиции МВД РМ", которое было безоговорочно поддержано госадминистрацией города. Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях ОКК, однако решение по нему до настоящего времени не было принято в связи с тем, что в основу деятельности ОКК положен принцип «консенсусного решения», который  позволяет приднестровцам блокировать принятие невыгодных для них решений.

2 марта. НАТО надеется, что Республика Молдова станет хорошим соседом и партнером Североатлантического альянса, заявил в Кишиневе председатель подкомиссии по демократическому управлению в рамках Парламентской ассамблеи (ПА) блока Н.Беттендорф.

Представительная делегация ПА НАТО, которая находится в Кишиневе с трехдневным рабочим визитом, встретилась с лидерами парламентских фракций и председателем законодательного органа страны Е.Остапчук.

Комментируя по просьбе журналистов возможное непосредственное подключение НАТО к приднестровскому урегулированию, Н.Беттендорф сказал, что, в условиях, когда Молдова является по Конституции нейтральным государством, такое подключение стало бы возможным только при наличии однозначного и четкого обращения Кишинева по этому вопросу к упомянутому альянсу.

Лидер фракции коммунистов в молдавском парламенте В.Степанюк заявил по завершении встречи с членами делегации ПА НАТО, что в контексте предпринимаемых усилий по разрешению приднестровского кризиса молдавское руководство надеется, что расширение НАТО будет способствовать укреплению безопасности в регионе и одновременно укреплению государственности Республики Молдова.

2 марта. С введением Закона о применении временной защитной меры в свеклосахарной отрасли РМ сроком на 4 года республика связывала большие надежды на возрождение и развитие всей отрасли, однако массовый завоз контрабандного сахара на молдавскую территорию сводит на "нет" все эти ожидания. Сегодня по неофициальной оценке, почти третью часть рынка занимает контрабандный сахар. Судя по маркировке продукции и по имеющейся информации, на рынке в значительных количествах предлагается сахар украинского производства, выработанный из тростникового сахара-сырца и завозимый в страну как через территорию Приднестровья, так и через южную границу Молдовы с Украиной. Предлагаются контрабандные партии до 1,5 тысяч тонн. Весь этот сахар попадает на рынок, минуя таможенные посты, без уплаты каких-либо таможенных пошлин и налогов, что обуславливает его несопоставимо низкую цену.     Поступление дешевого импортного сахара на внутренний рынок республики приобретает массовый характер, что ставит под угрозу существование отечественных производителей сахара. В феврале 2004 года совокупные объемы продаж сахара "Marr Sugar Moldova" и "Sudzucker-Moldova" на внутреннем рынке сократились на 30-40% по сравнению с 2003 годом. Практически полностью перешел в "тень" в этом сегменте рынка весь юг Молдовы, где, наряду с заметным ростом производства консервной продукции и виноделия, почти прекращены закупки сахара у молдавских сахарных заводов.

2 марта. Молдавские полицейские провоцируют конфликты не только на пограничных, но и на миротворческих постах, сообщает информагентство «Ольвия-пресс». В этот день на центральном участке зоны безопасности, в районе Ваду-луй-Водэ к одному из постов подъехал микроавтобус с десятью бывшими молдавскими «комбатантами» - участниками вооруженного конфликта 1992 года, которые, отметив 12-ю годовщину со дня начала конфликта на Днестре, ехали нетрезвыми, а остановившись на посту, стали оскорблять миротворцев и грозить им физической расправой.

Ситуация накалилась настолько, что миротворцы уже подавали команду «Стой! Стрелять буду!». Чрезвычайного происшествия удалось избежать благодаря тому, что на посту в этот момент присутствовали военные наблюдатели от России, Украины, Молдовы и Приднестровья. Они-то и встали между пьяными комбатантами и дежурными поста.

В результате расследования выяснилось, что почти все пассажиры – бывшие или сегодняшние сотрудники полиции РМ. В 1992 году они в составе полицейских отрядов участвовали в кровавых походах против мирного населения Дубоссар и Дубоссарского района.

3 марта. Действия приднестровских властей, по распоряжению которых на пограничных постах при въезде в город Тигина (Бендеры) были задержаны молдавские полицейские, несущие службу в этом городе, миссия ОБСЕ в РМ расценивает как грубое нарушение соглашений, достигнутых в процессе приднестровского урегулирования, которые обеспечивают свободное перемещение жителей двух берегов Днестра.

Как заявил представитель миссии К.Нейкирх, эти действия представляют собой лишь часть более широкого сценария приднестровской администрации по пересмотру в одностороннем порядке системы безопасности, установленной в Тигине. Кроме того, по его словам, подобные действия таят в себе реальную угрозу, так как к ним причастны вооруженные люди, и противостояние в любой момент может вылиться в нежелательный инцидент.

3 марта. До конца марта будет приобретено необходимое до нового урожая количество пшеницы. Соответствующее решение принято на заседании правительства в среду с целью обеспечения населения хлебобулочными изделиями, сообщил  заместитель министра сельского хозяйства и пищевой промышленности А.Спиваченко. Он отметил, что из недостающих 350 тыс. тонн продовольственной пшеницы до сих пор импортировано лишь 215 тыс. т, хотя импорт зерна освобожден от уплаты НДС и таможенных пошлин.

В начале года импортом пшеницы занимались 85 экономических агентов, сейчас - только 12. Ситуация на региональном рынке сложная, цены на пшеницу нестабильные. Украина и Румыния также импортируют пшеницу в больших количествах из-за низкого урожая, полученного этими странами в 2003 г.

Минсельхоз обратился к правительству с просьбой выделить из бюджета 70-80 млн. леев (около 6 млн. долл. США) для закупки 25 тыс. т пшеницы из Канады или США, чтобы пополнить государственные запасы. На сегодня запасы составляют 30 тыс. т, что позволяет обеспечить мукой предприятия хлебопечения до 15 апреля.

3 марта. Российская Федерация не сократит количество избирательных участков в приднестровском регионе по выборам президента России 14 марта, как недавно в своей ноте предложило министерство иностранных дел Молдовы. На состоявшейся в Тирасполе встрече представителей российской дипломатической миссии в Молдове с представителями избирательной комиссии ПМР, российские официальные лица заявили, что информационная нота молдавского МИД не приведет к изменению мест открытия избирательных участков.

Советник-посланник посольства РФ Ю.Мордвинцев заявил, что в соответствии с обращением МИД РМ, Россия проведет «определенную корректировку, но это касается больше оформления избирательных участков. Места для голосования останутся такими, какими мы их запланировали». Он сказал также, что для Российской Федерации важно, чтобы все ее граждане «на территории Молдовы и на территории Приднестровья в день выборов имели возможность проголосовать».

4 марта. Международный фонд сельскохозяйственного развития предоставит Молдове кредит в $15 млн. для оздоровления аграрного сектора, сообщили в министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ. Общая стоимость проекта - $18,2 млн., из которой доля Молдовы - $3,2 млн. "Фонд выделяет кредит на 40 лет под 0,75% с рассрочкой платежей на 10 лет.

Как пояснили в министерстве, средства будут использованы для кредитования представителей малого бизнеса 60-ти сельских зон республики для дальнейшего развития таких отраслей, как многолетние насаждения, животноводство, переработка фруктов и овощей, орошение.

4 марта. Президент РМ В.Воронин встретился с помощником госсекретаря США по контролю над вооружениями С.Рейдмейкером, находившимся в Кишиневе с рабочим визитом. Стороны обсудили аспекты, касающиеся правовых и институциональных рамок борьбы с незаконным распространением оружия массового поражения и обычных вооружений. В.Воронин и С.Рейдмейкер отметили также необходимость обеспечения безопасности на приднестровском участке молдавско-украинской государственной границы и восстановления единого таможенного пространства Республики Молдова.

Находясь до своего визита в Молдавию в российской столице, он заявил на встрече с депутатами парламента РФ, что Соединенные Штаты Америки не ратифицируют Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пока Россия не выполнит стамбульские договоренности и не выведет войска из Грузии и Республики Молдова. "Если адаптированный ДОВСЕ действительно настолько важен для России, как она об этом говорит, то Москва должна найти возможность списать приднестровский долг (100 млн. долларов долга за газ, на которые претендует Тирасполь) и договориться с Грузией", отметил американский дипломат. По его словам, для США вывод российских войск из Грузии и Молдовы имеет большое значение.

4 марта.  Посол Российской Федерации в Республике Молдова Ю.Зубаков совершил ознакомительный визит в АТО Гагауз Ери, где состоялась его встреча с главой (башканом) Гагаузии Г.Табунщиком, председателем Народного собрания С.Есиром, представителями исполнительной и законодательной власти автономии. В ходе беседы были обсуждены вопросы укрепления сотрудничества между АТО и российским регионами. Со стороны гагаузского руководства поступили предложения по привлечению российских инвестиций в экономику края.

В рамках визита Ю.А.Зубаков также встретился с руководством русских общин Гагаузии и преподавателями средней школы №1 г.Вулканешты, посетил винодельческие предприятия с российским капиталом в СЭЗ "Вулканешты".

4 марта. Депутат Христианско-демократической народной партии В.Кубряков заявил на пленарном заседании парламента, что "берет на себя" участие в поджоге флага Российской Федерации во время акций протеста, состоявшихся в конце прошлого года. Он сказал, что оставляет за собой право повторять "поступок" до тех пор, пока "российская военная оккупация остается болезненной реальностью для нашей страны".

Во время выступления В.Кубрякова депутаты мажоритарной фракции покинули зал заседаний в знак протеста против точки зрения, выраженной представителем правой оппозиции.

Как известно, Генеральная прокуратура намерена возбудить против него и еще трех руководителей ХДНП уголовное дело за "осквернение национальных символов других государств". В частности, прокуратура обвиняет депутатов ХДНП в непосредственном участии в поджоге российского флага во время акций протеста.

5 марта. Посол США в Республике Молдова Х.Ходжес приняла участие в ежегодном собрании Республиканского союза ассоциаций сельскохозяйственных производителей.

Cогласно коммюнике Посольства США в РМ, Х.Ходжес отметила, что „с момента образования в 2000 году “Uniagroprotect” включает сейчас более 10200 членов, которые представляют более половины всех владельцев крупных и средних земельных угодий в Молдове”. Далее она заявила, что Правительство США через «USAID” сумело содействовать развитию аграрного сектора Молдовы. С начала приватизации в 2001 году более 75% сельхозугодий консолидированы при помощи рыночных механизмов в крупные и средние агрохозяйства. Приватизированные аграрные хозяйства внесли в аграрный сектор Молдовы инвестиции и стали движущей силой, которая привела к увеличению производства в сельском хозяйстве. Посол США отметила, что руководство Молдовы должно поощрять увеличение частных инвестиций в сельское хозяйство, причём, как местные, так и иностранные – через свою экономическую политику и в условиях устойчивого законодательного механизма, что сократило бы риск и позволило бы осуществить долгосрочное планирование деловых сделок в сельском хозяйстве.

5 марта. Молдова заняла четвертое место по темпам роста промышленного производства в СНГ. По данным Межгосударственного статистического комитета, Молдавия делит эту позицию с Казахстаном, где в январе 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также зафиксирован рост промышленного производства на 8%. Наилучший показатель роста в промышленности среди стран СНГ - у Украины - 16,1%. Далее следуют Грузия (14%), Белоруссия (11,3%). Россия занимает пятое место с показателем 7,5%. В Армении в январе было зафиксировано снижение объемов производства на 8,9%.

5 марта. Новый проект федерализации Республики Молдова, разработанный президентом РМ В.Ворониным и его командой, противоречит проевропейским заявлениям официального Кишинева, отметил американский аналитик В.Сокор в своем комментарии, выступая на радиостанции "Свободная Европа".

Он утверждает, что "документ Воронин-Шова /.../ пытается возродить суть Меморандума Козака". "Согласно проекту, парламент Республики Молдова будет двухпалатным. В состав Верхней палаты войдут 16 сенаторов, назначенных центральным законодательным органом, 8 - от приднестровского законодательного органа и 4 - от гагаузского. Таким образом, лидеры Приднестровья и Гагаузии, которые контролируют всего только 20% населения Молдовы, получат 43% мест в Сенате, несмотря на то, что приднестровские власти - не что иное, как миноритарная диктатура на соответствующей территории, подчеркивает В.Сокор.

"Проект Воронин-Шова, по мнению В.Сокора (весьма ошибочному – прим. составителя хроники), вновь открывает двери перед лингвистической русификацией. Согласно проекту, документация и делопроизводство во всех государственных, центральных и местных учреждениях ведутся на молдавском и русском языках, соответственно молдавском или русском. И в этом вновь проявляется суть Меморандума Козака.

"Партия (имеется в виду Компартия РМ - прим. составителя хроники) не выполнила свои предвыборные обещания, с которыми пришла к власти в 2001 году, утверждает далее американец, поэтому ей крайне необходимо предстать перед избирателями хотя бы с одним "достижением" - призрачной "реинтеграцией", независимо от того, как это будет оформлено, пусть даже на условиях, выгодных Тирасполю и Кремлю.

8 марта. "Вмешательством во внутренние дела Молдовы" назвал советник президента Молдовы по внутренней политике М.Ткачук высказывание главы миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла, который в  интервью румынской службе радио "Свобода предположил, что правоцентристская оппозиция в Молдове в случае объединения имеет шансы получить в будущем парламенте до 40% мест.

Советник президента сказал, что подобные действия не должны оставаться без внимания министерства иностранных дел Молдовы. Он обратил внимание на то обстоятельство, что "рекомендации Хилла предназначены для политических организаций, которые последовательно выступают против федеративного устройства Молдовы, против рекомендаций ОБСЕ, демонстративно сотрудничают с приднестровскими властями по торпедированию процесса урегулирования".

"Вместо того, чтобы заниматься предвыборными интригами и пытаться соединить несоединимое - румынских унионистов и русских шовинистов, либералов и социал-демократов - лучше тратить больше энергии на объединение того, что, несомненно, должно быть объединено", - сказал М.Ткачук. Он отметил также, что, "если объединение молдавского государства больше не интересует уважаемого дипломата", то Молдова "оставляет за собой право просить ОБСЕ о поиске более заинтересованной персоны" в должности главы миссии ОБСЕ.

9 марта. Президент РМ В.Воронин принял директора Службы внешней разведки Румынии Г.Фулгу, который находится в Кишиневе с рабочим визитом.  В ходе беседы Воронин подчеркнул необходимость сотрудничества служб безопасности Республики Молдова и Румынии в целях снижения угрозы, которую представляют собой международный терроризм, организованная преступность, контрабанда товаров, торговля людьми и нелегальная миграция. Он отметил также заинтересованность молдавского руководства в более тесном сотрудничестве между структурами госбезопасности Республики Молдова, Румынии, Украины и Российской Федерации в целях укрепления региональной безопасности, в частности, в условиях существования на территории Республики Молдова сепаратистского, по его словам, приднестровского режима - очага нестабильности на региональном и европейском уровне.

9 марта. Большим выходом Молдовы в арабский регион" назвал президент РМ В.Воронин свой официальный визит в Кувейт, который он совершил 6-7 марта. Президент  сказал, что его впечатления от состоявшихся переговоров с шейхом Кувейта, премьер-министром, председателем парламента, председателем торгово-промышленной палаты превзошли все его ожидания. "Мои собеседники откровенно говорили о том, что в двусторонних молдавско-кувейтских отношениях многое будет зависеть от нас. Если мы проявим заинтересованность и практицизм, то вполне можем рассчитывать на инвестиционное участие в молдавской экономике со стороны компаний Кувейта", - заявил В.Воронин.

Он сообщил, что с кувейтским Фондом развития арабской экономики достигнута договоренность о предоставлении Молдове кредита на сумму $6,5 млн., на которые будут осуществлены проекты по обеспечению шести населенных пунктов Молдавии питьевой водой. "Кредит предоставляется сроком на 25 лет под 1,5% с отсрочкой платежей на 10 лет", - сказал президент. По мнению В.Воронина, кувейтской стороне интересен аграрный сектор молдавской экономики.

11 марта. Правительство РМ закупит около 25 тысяч тонн пшеницы в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны. Решение об этом было принято на заседании кабинета министров.

Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Д.Тодорогло сообщил, что в течение недели будет объявлен тендер на закупку зерна .

Согласно данным министерства, для обеспечения населения хлебом и хлебопродуктами до нового урожая необходимо приобрести не менее 115 тыс.тонн продовольственной пшеницы.

11 марта. Социал-либеральная партия надеется, что переговоры по созданию единого избирательного блока с альянсом "Наша Молдова", Демократической партий и Социал-демократической партией увенчаются успехом, заявил ее лидер О.Серебрян.

Он уточнил, что три из четырех формирований - СЛП, ДП и АМН - ведут переговоры уже несколько недель и были готовы подписать соглашение о создании избирательного блока, однако это событие было отложено по просьбе СДПМ, которая попросила неделю для оценки ситуации.

"Избирательный блок представит собой альтернативу нынешнему руководству", - сказал председатель СЛП. По его мнению, в худшем случае на выборах 2005 г. блок наберет 30-40 депутатских мандатов, а в лучшем - 50-60, потому как на местных выборах в 2003 г. четыре формирования набрали около 36% голосов.

Возможное присоединение Христианско-демократической народной партии к блоку "обострит разногласия между его составными частями", считает О.Серебрян, вместе с тем, он не исключает возможности сотрудничества между создаваемым избирательным блоком и ХДНП.

Лидер СЛП опроверг информацию, согласно которой Центристский союз участвует в переговорах относительно создания блока.

11 марта. Республика Молдова получит от правительства Японии грант на сумму 2,4 млн. долл. США для реализации четвертого этапа проекта по закупке сельхозтехники, направленного на рост производства продовольствия.

За время реализации с 2000 г. проекта приобретено свыше 800 единиц сельскохозяйственной техники, общей стоимостью около 9 млн. долл. В целом безвозмездная помощь Японии нашей стране оценивается в 36,6 млн. долл.США.

12 марта. Эксклюзивные услуги по переписи населения Приднестровью окажет немецкая компания Information Technology Solutions, которой будет предоставлено право изготовить переписную документацию, доставить в республику оборудование для обработки результатов переписи, подготовить кадры, провести необходимый инструктаж специалистов, - сообщила начальник государственной службы статистики ПМР Л.Дьяконова. Она уточнила также, что лицензию на обработку данных, полученных в результате опроса населения, получило дочернее предприятие немецкой компании, расположенное в Украине, которое хорошо зарекомендовало себя при проведении всеукраинской переписи населения в 2002 году, а также переписи в Грузии и нескольких развивающихся странах.

12 марта. Премьер-министр РМ В.Тарлев провел рабочее заседание, на котором обсуждалась ситуация в банковской системе. Развитие и укрепление банковского сектора - неотъемлемые условия для роста реального сектора экономики, заявил В.Тарлев.  Важную роль в выполнении этой задачи играет как Национальный банк Молдовы (посредством проводимой денежной, кредитной и валютной политики), так и правительство, обеспечивая банковскому сектору правовую и нормативную базу операций с новыми передовыми технологиями и инструментами, препятствуя выполнению коммерческими банками несвойственных им функций.

Премьер заметил, что в 2004 году правительству совместно с банковским сообществом предстоит содействовать разработке концепций, стратегий и законопроектов, направленных на совершенствование действующего законодательства, устранение препятствий в предоставлении кредитов реальному сектору национальной экономики и регулирование правовых отношений банковского сектора и получателей кредитов. При этом он указал на целесообразность согласования банковско-финансового законодательства страны с директивами Европейского союза, необходимость совершенствования законов об ипотеке, об использовании новых финансовых инструментов, в том числе финансового лизинга, необходимости срочной разработки закона о цифровой подписи и электронном заверении и закона об электронной торговле.




Экономика Молдовы в 2003 году

Геннадий Коненко

В истекшем 2003 году молдавское руководство, как и прежде, основные усилия в экономической сфере направляло на обеспечение макроэкономической стабилизации, выполнение внешнеэкономических обязательств и развитие реального сектора экономики.

Положительное влияние на развитие экономики, на наш взгляд, продолжали оказывать такие факторы, как модификация экономического законодательства и подзаконных актов исполнительной власти; усиление роли государства в регулировании экономической деятельности; совершенствование деятельности созданных правительством структур управления в сфере виноделия, табаководства и табачного производства, туризма; принятие государственных программ по увеличению объема и расширению молдавского экспорта, по привлечению в экономику иностранных и собственных инвестиций, поддержке малого бизнеса; установление контроля над деятельностью инвесторов, выкупивших в процессе приватизации государственные предприятия. Часть из таких предприятий была возвращена под эгиду Департамента приватизации РМ (АО «Фармако», АО «Молдова-тур» и др.) по причине невыполнения новыми их хозяевами условий приватизационных договоров. Другие предприятия, как, например, испанская компания «Union Fenosa», являющаяся владельцем трех из пяти электрораспределительных сетей Молдавии, были вынуждены после соответствующих демаршей правительства более внимательно подойти к определению своих расценок на свои услуги.

В результате перечисленных выше мер молдавскому руководству удалось сохранить макроэкономическую стабильность, укрепить финансовую дисциплину и продолжить реализацию социальных программ.

Третий год подряд в Молдове отмечается рост внутреннего валового продукта. В 2003 г. ВВП составил 27,3 млрд. леев РМ или более 2 млрд. долл. США (1 долл. США = 13 леям РМ), что означало его увеличение на 6,3%. В 2000 г. рост ВВП был 2,1%, в 2001 г. – 6,1%, в 2002 г. – 7,2%. Снижение ВВП в 2003 г. по сравнению с 2002 г. произошло главным образом из-за резкого спада сельскохозяйственного производства ввиду крайне неблагоприятных погодных условий (заморозки весной и засуха летом). Другая причина спада в с/хозяйстве заключается в сокращении посевных площадей (например, под озимые зерновые и картофель).

Следует заметить, что доля частной собственности в ВВП за истекший год увеличилась до 71,2%, а доля соответственно госсобственности снизилась до 28,8%.

В промышленности также наблюдался рост производства. Он составил 13,6%, что в денежном выражении равнялось 1,23 млрд. долл. США. На крупных предприятиях частной формы собственности было произведено продукции 37,6% от общего объема промышленного производства, на совместных частных предприятиях с участием иностранного капитала – 21,2%, на предприятиях со смешанной формой собственности (государственной и частной) – 18,3%, на госпредприятиях – 14.4% и на предприятиях с иностранным капиталом – 8,5% всей промышленной продукции страны.

Однако необходимо отметить, что 53% общего объема молдавской промышленности приходится на производство пищевых товаров (продукты и напитки). Виноделы выпустили продукции на 21% больше, чем в 2002 г. Их доля в общем промышленном производстве достигла 22%. Увеличился выпуск консервированных овощей и фруктов – на 63%, растительных масел и жиров – 39%, алкогольных напитков – 26%, мяса и мясных продуктов – 18%, молочных – 11%. Снижение производства наблюдалось в сахарной отрасли, в химической  и стекольной промышленности – соответственно на 20% и 8%.

В сельском хозяйстве было произведено продукции на сумму около 0,8 млрд. долл. США, что на 14,1% меньше, чем в 2002 г. При этом в растениеводстве спад равнялся 17,9%, в животноводстве – 5,4%. Для сравнения приведем следующие цифры: в 2003 г. урожай пшеницы составил всего 118 тыс. тонн, тогда как в 2002 г. он достигал 1,2 млн. тонн. В истекшем году было собрано ячменя в 3,9 раза меньше, чем в 2002 г., зернобобовых – на 39%, сахарной свеклы – на 43%, овощей – на 9%, картофеля – на 7% меньше. Правда, удалось собрать больший урожай фруктов (яблок и груш) – в 2,1 раза, сливы, вишни, абрикосов и персиков – на 34%. Больше был в 2003 г. урожай сои - на 54%, подсолнечника – на 22%, кукурузы на зерно – на 17%, винограда – на 4%.

Учитывая сложности в получении кредитов для инвестирования экономики и других сфер жизнедеятельности государства по причине весьма внушительной суммы внешней задолженности, правительство настойчиво изыскивало для поддержки макроэкономической стабильности и увеличения капиталовложений в экономику страны внутренние резервы. И надо сказать, что в значительной степени ему это удалось.

За счет всех источников финансирования в экономику было инвестировано 2,8 млрд. леев или около 220 млн. долл. США, что на 16% больше, чем в 2002 г., из них производственный сектор получил 77% всех капиталовложений. На строительство новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий было израсходовано более 150 млн. долл. США, т.е. на 18% больше, чем в предыдущем году.

Анализ показал, что в основном рост инвестиций происходил в частном секторе экономики за счет собственных средств предприятий, организаций и населения. На их долю пришлось 72% всех капиталовложений. Иностранные инвестиции составили в общем объеме освоенных ресурсов 15% и только 6% инвестиций было обеспечено за счет бюджетных ассигнований.

На строительство жилья и объектов социально-культурного назначения пошло 23% всех капиталовложений (около 50 млн. долл. США).

Нельзя не отметить, что в последние три года весьма важную роль в развитии молдавской экономики сыграли российские инвесторы, которые вложили в экономику РМ около 200 млн. долл. США (без Приднестровья – прим. автора). Предприниматели из России приобрели в Молдове ряд государственных винодельческих заводов (АО «Висмос», АО «Калараш-дивин», «Нис-Стругураш»), сахарных заводов, предприятий бывшего оборонного комплекса (например, АО «Топаз») и др. Несмотря на обвинения со стороны оппозиции в адрес властей в том, что якобы российским вкладчикам создаются более выгодные условия, чем другим потенциальным инвесторам, упомянутые сделки состоялись, ибо они отвечали, прежде всего, интересам самой Молдовы. Винодельческая промышленность получила устойчивый выход на огромный российский рынок. В 2003 г. экспорт в Россию только виноградного вина увеличился на 30%. АО «Топаз» получило и уже выполняет крупные заказы Московского завода «Салют» на изготовление современного промышленного оборудования.

Результаты по приватизации российскими инвесторами молдавских предприятий были бы более существенными, если бы не противодействие западников и местных националистов, а также непоследовательность властей. Под предлогом ослабления зависимости Молдовы от России в энергетической области, молдавское правительство, ссылаясь также на рекомендации международных финансовых структур, отказалось от продажи российской стороне таких энергетических объектов, как ТЭЦ-1. ТЭЦ-2, электроподстанция «Вулканешты» и др. По нашему мнению, и российские компании (РАО ЕЭС России, «Газпром») не проявили достаточной гибкости, требуя передачи указанных объектов за накопившиеся долги. По этой же причине оказалась практически потерянной для нас и крупнейшая в регионе Молдавская ГРЭС, приобретенная малоизвестной бельгийской, возможно, подставной фирмой «Сэн Гидон инвест» за 29 млн. долл. США, которая обязалась по условиям договора о продаже вложить также в модернизацию электростанции в предстоящие 4 года еще 161 млн. долларов. Первоначальная стоимость акций составляла 26,5 млн. долл., на модернизацию приднестровцы просили 100 млн., так что бельгийцы еще и переплатили, а у «Интер РАО ЕЭС России» и «Газпрома» на двоих не нашлось такой суммы. После этого трудно согласиться с утверждениями о том, что господин Чубайс и иже с ним работают в странах СНГ на перспективу, а не на сиюминутный интерес. 

В настоящее время «РАО ЕЭС России» претендует на северные и северо-западные электрораспределительные сети в Молдавии, тендер по продаже которых пройдет уже в ближайшие дни. Если наши энергетики и на этот раз будут действовать в том же ключе, то, видимо, и эти объекты уйдут в другие руки, в данном случае в американские. Кроме «РАО ЕЭС России»,  в конкурсе на приобретение сетей участвует одна из энергокомпаний США.

Внешнеторговый оборот Молдавии в 2003 году зафиксировал рост более чем на 30%, превысив сумму в 1,9 млрд. долл. США,  экспорт увеличился на 22,7% и составил более 700 млн. долл., импорт вырос на 35,1% и в денежном выражении достиг цифры почти в 1,3 млрд. долларов. По уточненным данным, которые привел в своем докладе правительству министр экономики РМ М.Лупу, отрицательное сальдо торгового баланса на 31 декабря 2003 г. равнялось 612 млн. долл. США, т.е. на 212 млн. больше, чем в предыдущем году.

Такая ситуация сложилась в силу как внутренних, так и внешних факторов: рост доходов населения способствовал спросу на внутреннем рынке, включая импортируемые товары; неурожай зерновых, как было сказано выше, повлек за собой дополнительный импорт товаров этой категории; значительную долю в экспорте все еще занимает первичное сырье (табак, виноматериалы, подсолнечник, необработанная кожа и т.д.).

Негативно сказались на молдавском экспорте ограничения, введенные, в частности, Украиной, Румынией, Азербайджаном. Киев исключил из режима свободной торговли с Молдовой сахар и увеличил акцизы на алкогольную продукцию, Бухарест, со своей стороны, ввел на импорт сахара из РМ таможенные пошлины. В результате этих и других барьеров в торговле молдавский экспорт на Украину сократился на 8%, в Азербайджан – на 10%. 

На долю стран СНГ пришлось около 54% всего молдавского экспорта, на страны Евросоюза – 27,5%, на страны ЦВЕ – 15,6%.

В структуре экспорта преобладали, как и раньше, поставки продовольственных товаров, алкогольной продукции (вина, коньяки, вермуты) и табака. Эта группа товаров составила 39,7% всего объема экспорта. Далее идут текстиль и текстильные изделия (15% всего экспорта). Выросли экспортные поставки кожевенного сырья, кожи, натуральных мехов и изделий из них. На 24% увеличился экспорт машин и оборудования, минерального сырья (гидравлический цемент), отходов и лома черных и цветных металлов.

В импорте наблюдался устойчивый рост поставок из стран СНГ (45,7% всего импорта), из стран ЕС (39,3%) и стран ЦВЕ (около 20%). В импорте преобладали сырье  и энергоресурсы, а также потребительские товары. Энергоносители (природный и сжиженный газ, уголь, бензин, дизельное топливо, электроэнергия и др.) в общем объеме импорта составили 21%. Поставки в Молдову машин и оборудования возросли на 40%. Далее по объему и стоимости идет группа товаров химической и фармацевтической промышленности. Увеличился завоз продовольствия, в т.ч. продуктов растительного происхождения (пшеница, мука и др.), как следствие неурожайного года.

    Анализируя показатели внешнеэкономической деятельности правительства РМ, следует еще раз подчеркнуть, что внешняя торговля по-прежнему остается главным источником валютных поступлений и бюджетных доходов от налогов и др. взиманий с операций на импорт и экспорт. Именно этим обстоятельством объясняется усиление контроля над действиями крупных молдавских импортеров и экспортеров со стороны властей. Таможенный департамент РМ дает в бюджет более 70% всех получаемых государством доходов. В 2000 г. казна получила от таможенных сборов более 100 млн. долл. США, в 2001 г. -  около 135 млн., в 2002 г. – более 150 млн. долларов. Цифры по 2003 г. пока еще не опубликованы, однако официально зафиксированный рост внешнеторгового оборота на уровне 30% с лишним  позволяет предположить и соответствующее увеличение доходов от таможенных сборов. В этой связи многие специалисты полагают, что правительству пора обратить серьезное внимание на такое положение вещей, т.к. чрезмерное преобладание в доходной части бюджета поступлений от косвенных налогов, а не прямых, свидетельствует о явном перекосе в экономике страны. Рост доходов происходит не за счет роста производительности труда, а за счет потребления, которое плюс подкрепляется поступлениями финансовых средств от молдавских гастарбайтеров из-за рубежа (примерно 300 млн. долл. США в год).

Увеличение дефицита внешней торговли естественно отрицательно сказалось и на платежном балансе страны, дефицит которого возрос и составил 212 млн. долл. США (98,2 млн. в 2002 г.).

Вырос внешний долг Молдовы, вплотную подойдя к отметке в 1,4 млрд. долларов, из которого долг государства составил около 990 миллионов. Если же добавить еще долг, образовавшийся в результате несвоевременной оплаты Кишиневом поставок российских энергоносителей (120 млн. долл. США), то общая внешняя задолженность Молдовы возрастет до 1,5 млрд. долларов.

Несмотря на это, все же правительство сумело за 2003 г. увеличить валютные резервы на 12,5%, которые в суммарном исчислении достигли 302 млн. долл. США.

В социальной сфере власти в меру финансовых возможностей стремились выполнить свои обещания по улучшению материального положения населения. К концу 2003 г. номинальная заработная плата в стране выросла на 29% - в бюджетной сфере зарплата повысилась до 685 лей (около 53 долл.), в частном секторе – до 1044 лея (80 долл.). Однако до сих пор сохранялось такое явление, как несвоевременная выдача заработной платы. Общая задолженность по зарплате составила на конец года 11 млн. долларов.

Средняя пенсия по стране за истекший период увеличилась на 30,6% и стала равняться 16 долл. США, но которая, естественно, не могла покрыть расходы пенсионеров даже на питание. Пенсия покрывает лишь 44% прожиточного минимума этой категории населения. Среднемесячные потребительские расходы на одного человека составили, по подсчетам Департамента статистики РМ, 449 леев или 34,5 долларов.

А с учетом роста цен в стране на продукты питания (в среднем на 20%), инфляции, которая в 2003 г. составила около 16%, положение малообеспеченной части населения Молдавии продолжало оставаться критическим. Выживать помогали переводы денежных средств родственников, работающих за рубежом. В России число гастарбайтеров из Молдавии, по некоторым данным, достигло 600 тысяч человек. Официальная статистика называет гораздо меньшие цифры. Но, как сообщали представители Департамента миграции РМ, 90% молдаван, работающих за границей, находятся там нелегально.

В целом, если говорить об экономическом развитии Молдавии в 2003 г., то можно, с одной стороны, констатировать стабилизацию темпов роста экономики, увеличение внешнеторгового оборота, валютных резервов, известный приток новых капиталовложений, мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов, сохранение основных макроэкономических показателей, незначительное, но все же улучшение материального состояния большей части молдавского населения.

С другой стороны, нельзя не отметить увеличение отрицательного сальдо торгового и платежного баланса, рост инфляции и цен на продукты питание и коммунальные услуги. Нет сколько-нибудь серьезного сдвига в преодолении бедности, в борьбе с коррупцией, в сокращении финансовой и экономической зависимости от внешних факторов.

Правительство Молдавии с целью улучшения основных параметров экономического развития страны считает необходимым продолжить поиски новых источников средств для финансирования, в первую очередь, проектов по созданию предприятий и модернизации перерабатывающей промышленности и инфраструктуры; осуществить постепенный переход от традиционных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг к новым для Молдовы видам экономической деятельности – создание и использование информационных технологий, предоставление банковских и финансовых услуг на современном уровне и т.п.; повысить конкурентоспособность молдавской продукции на мировых рынках; оптимизировать структуру внешней торговли и максимально снизить отрицательное сальдо торгового и платежного баланса страны; принять дополнительные меры по созданию новых рабочих мест и сокращению экспорта рабочей силы.

Правительство намерено также предпринять конкретные шаги по разработке и  совершенствованию действующего законодательства, направленного на привлечение банковских вкладов юридических и физических лиц для инвестирования национальной экономики и на уменьшение масштабов теневой экономики (она составляет 40% ВВП, а по некоторым подсчетам, даже – 60%). Речь идет о внесении поправок в Закон о предупреждении и пресечении отмывания денег, разработке закона об амнистии капиталов, переведенных за границу, а также четких механизмов по реализации Закона об инвестициях.

Насколько удастся нынешнему молдавскому руководству претворить эти планы в жизнь, сказать пока трудно, но то, что оно попытается добиться в 2004 году определенных положительных сдвигов как в обеспечении экономического роста, так и в повышении жизненного уровня населения, не вызывает сомнений. В противном случае, предстоящие в 2005 году парламентские выборы в Молдавии могут закончиться для коммунистов весьма печально.




Приднестровье,
5 марта 2004

Россия вспрянет ото сна?

В.Островский

Наступает период очередного раунда молдо-приднестровских переговоров. Очередного и, очевидно, столь же бесплодного по результатам, как и все предыдущие.

Впервые за все прошедшие годы конфликта Меморандум Козака максимально сблизил позиции сторон, что и зафиксировано предварительными подписями под документом лидерами Молдовы и Приднестровья. Это был предельно сбалансированный договор, в котором Приднестровье уступало максимум возможного, а Молдова такой же предельно допустимый максимум приобретала. Малейшее изменение условий договора, предоставление одной из сторон больших или меньших полномочий неминуемо привело бы к изменению баланса в пользу одной из сторон, а значит и неприятию другой стороной.

Очевидно, что после подписания Меморандума в процессе строительства «общего государства» с укреплением доверия то, что сегодня кажется незыблемым, подверглось бы согласованной правке, убирающей «острые углы». Так называемый «новый проект» урегулирования, представленный молдавской стороной, ничего привлекательного для Приднестровья не представляет. В свою очередь, ПМР после беспрецедентного срыва молдавским президентом предыдущего соглашения вправе ужесточить свои позиции.

Любопытно, что такая же ситуация складывается и в других проблемных регионах СНГ. Переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта практически зашел в тупик, так как ни Армения, ни Азербайджан по-прежнему не хотят идти на уступки в своих позициях. В Женеве прошел специальный семинар, посвященный нагорно-карабахскому конфликту. В нем принимали участие заместители министров иностранных дел Азербайджана Араз Азимов и Армении Татул Маркарян. По словам участников семинара, на этой встрече стороны еще более жестко формулировали свои позиции, чем раньше.

Не лучше ситуация и в грузино-абхазском конфликте. Президент Грузии Михаил Саакашвили, правда, недавно заявил, что готов предоставить Абхазии самую высокую степень автономии в составе Грузии. Как видите, читатель, его обещания отличаются от обещаний Воронина предоставить самую широкую автономию Приднестровью только пространственными габаритами.

Следует учесть, что примерно за тот же временной отрезок в Европе воссоединились Западная и Восточная Германии, совершенно безболезненно, по крайней мере, без крови, разделились Чехия и Словакия. На территории бывшей Югославии существуют признанные мировым сообществом Словения, Хорватия, Босния и Герцоговина, Македония, Сербия. Практически решен вопрос с Черногорией и Косово, затихли споры вокруг Кипра.

Весьма странным на этом фоне выглядит тот факт, что на территории СНГ, где ОБСЕ играет первую скрипку в разрешении конфликтов, они до сих пор еще тлеют. Причем, в случае с Молдовой и Приднестровьем именно ОБСЕ и Соединенные Штаты воспротивились прекращению конфликта.

СССР, образно выражаясь, это «граната», из которой США и Запад руками своего агента влияния Горбачева выдернули «чеку» - стержень, цементирующую и направляющую силу - КПСС. «Граната» взорвалась, но тот же Запад не дал «осколкам» свободно разлететься и успокоиться. Случись так, весьма вероятно, что они бы, не разделенные враждой и кровью, постепенно вновь соединились в единое государство.

Запад искусственно прервал «полет» отдельных «осколков» (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), спровоцировав по периметру СССР очаги напряженности - локальные гражданские войны - с одной целью - застолбить за собой право постоянно присутствовать в этих регионах. Но присутствовать, по моему мнению, не с целью погашения конфликтов, а напротив - деятельностью миссии ОБСЕ, где первую скрипку играют все же США, доказать несостоятельность России в деле примирения, вытеснить ее из этих регионов окончательно.

За примерами ходить далеко не нужно. На сайтах издания «EU observer» появилось сообщение, что ЕС готово пойти на углубление связей с Москвой по вопросам безопасности взамен на прогресс в разрешении конфликтов в Молдове и Грузии. Иными словами, России позволят поприсутствовать своими миротворцами где-нибудь на задворках. Взамен она должна «сдать» Молдову, то есть убраться из Приднестровья и Грузии, спешно покинув, а точнее, освободив свои базы для американцев. Сомневаться в этом не приходится, стоит только прочесть сообщение до конца: «Дипломаты надеются, что предложение поможет ЕС и России сотрудничать более тесно в разрешении данного конфликта и заставит Россию вывести 2500 своих солдат из региона. Это, в свою очередь, может расчистить путь для создания европейского контингента по мониторингу  границ между Приднестровьем и Украиной, либо самого региона».

Вот такой бесцеремонный, циничный торг - не мытьем, так катаньем вывести Россию из игры.

Наш партнер по переговорам Молдова обозначила свою позицию, которая должна положить конец иллюзиям Москвы. «Вопрос присоединения Молдовы к Союзу Белоруссии и России в настоящее время не рассматривается руководством республики», - заявил на пресс-конференции в Кишиневе министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан. Он подчеркнул, что стратегическим курсом для Молдовы является интеграция в Европейский Союз. «Позаботился» молдавский министр иностранных дел и о приднестровцах, чтобы они были посговорчивее на предстоящих переговорах. Стратан отметил, что приветствует решение Брюсселя сохранить ограничения на передвижение для приднестровских лидеров. Но помимо этого МИД Молдовы обратился с просьбой к ЕС применить финансовые ограничения по отношению к Тирасполю, которые могли бы привести к ускорению разрешения конфликтов.

Находясь в здравом уме, невозможно постичь логику молдавских руководителей. Видимо, они всерьез считают, что их, прямо скажем, подлая по отношению к приднестровцам, гнусненькая политика должна увеличить число жителей Приднестровья, желающих объединения с Молдовой. Очевидно, у этих господ какое-то собственное искаженное понимание человеческого достоинства и элементарной порядочности.

Ну а премьер-министр Молдовы Тарлев призвал Европейский Союз рассмотреть вопрос о мониторинге (контроле по-русски - В.О.) с целью укрепления молдо-украинской границы, включая район Приднестровья, и заявил, что ЕС будет играть самую важную роль в будущем миротворческом контингенте.

Таким образом, молдавское руководство ясно дало понять России, что в скором времени ее роль останется только в массовке.

А между тем, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Молдове Юрий Зубаков, комментируя возможное отражение смены кабинета министров на взаимоотношениях РФ и РМ, заметил, что Россия - президентская республика и внешнюю политику определяет президент страны. Юрий Зубаков, очевидно специально для руководства Молдовы, подчеркнул, что России не свойственно шараханье во внешней политике. Впрочем, это, на наш взгляд, именно тот случай, когда реакция России может и должна быть быстрой и адекватной.

А пока даже многие видные российские политологи с сожалением констатируют несколько запоздалую реакцию своего МИДа на многие весьма прогнозируемые события на постсоветском пространстве. Речь идет о тбилисских событиях и явной ошибке Москвы в ставке на Воронина как пророссийского руководителя Молдовы. В этой связи очень хотелось бы, чтобы Россия, оценив по достоинству деструктивную деятельность ОБСЕ на постсоветском пространстве, отказалась бы от услуг этой организации и взяла бы на себя доминирующую роль по праву не только правопреемницы Советского Союза, в состав которого входили все страны нынешнего СНГ (и не только, плюс Прибалтика), но и тот немаловажный исторический факт, что все означенные территории принадлежали Российской империи - России. Для этого у нынешней России есть и рычаги давления, как экономические, так и военные, и чтобы они не заржавели, ими надо пользоваться, отбросив при этом комплекс неполноценности и вины за возведенный все тем же Западом в ранг «тоталитарного» советский период.

В противном случае этими же рычагами, но в своих интересах, воспользуются США, не обремененные никакими сдерживающими факторами.




Молдова Азии,
1 марта 2004

Осень президента

Д.Чубашенко

25 февраля исполнилось три года с тех пор, как Партия коммунистов Молдовы потерпела сокрушительную победу на парламентских выборах, получив 71 из 101 места в парламенте, избрав президента, утвердив правительство, установив тотальный контроль над судебной и местной властью, компанией "Телерадио-Молдова" и построив в шеренгу бизнесменов.

Беспрецедентный успех ПКРМ - это, в первую очередь, успех ее лидера, президента Владимира Воронина, потому что про ПКРМ, перефразируя Маяковского, можно сказать: "Мы говорим "Воронин" - подразумеваем "партия", мы говорим "партия", подразумеваем "Воронин".

Вступив в должность в апреле 2001 г., Воронин быстро установил режим единоличной власти, получив прозвище "Молдаванбаши". Президент - одновременно и самое сильное, и самое слабое звено ПКРМ. Пока народ президенту верит, ПКРМ нечего бояться за свою судьбу. Выйдет Воронин из доверия у народа - и ПКРМ быстро выйдет в расход.

Если четыре парламентских года сравнивать с временами года, то сегодня Воронин находится на исходе третьего года своего президентства, а ПКРМ уже вступила в свой четвертый, последний, парламентский год. У Воронина подходит к концу его президентская осень, у парламента уже зима. Может быть, после очередных парламентских выборов этот цикл повторится еще раз. А может, и не повторится.

Партия коммунистов пришла к власти благодаря ностальгии по советскому социалистическому прошлому, по СССР. За нее, как показывают социологические исследования, голосовали, прежде всего, люди русскоязычные, живущие в сельской местности и малообразованные. Лозунги предвыборной программы ПКРМ пришлись по душе не только традиционным избирателям ПКРМ, но и так называемому протестному электорату, которому просто надоели все предыдущие власти. В 2001 г. ПКРМ обещала избирателям: добиться придания русскому языку статуса второго государственного, решить приднестровский конфликт, развивать отношения в первую очередь с государствами СНГ и рассмотреть вопрос о присоединении к Союзу России и Белоруссии, ввести монополию государства на производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, установить государственный контроль за формированием цен на газ, электроэнергию, бензин, восстановить систему здравоохранения советского типа, дать молодежи бесплатное образование, искоренить коррупцию и казнокрадство, сократить аппарат государственного управления, рассмотреть вопрос отмены иммунитета высших должностных лиц страны, депутатов парламента, членов правительства, судей, добиться льготного кредитования сельхозпроизводителей.

Ни одно из этих обещаний, за которыми и пошли столь массово избиратели, выполнено не было. И в оставшийся год вряд ли будет. Взамен Воронин провозгласил своим главным приоритетом курс на интеграцию в Европейский союз - такая цель в предвыборной платформе ПКРМ даже не упоминалась.

Лидерам ПКРМ не нравится, когда им напоминают, что Молдова - это самая бедная страна Европы. Если до прихода "коммунистов" к власти пальма первенства по бедности принадлежала Албании, то за последние три года и она далеко обогнала Молдову. В 2003 г. валовой внутренний продукт Молдовы достиг 27,3 млрд. леев, или $2,1 млрд., или $583 на душу населения. В Албании в прошлом году ВВП составил $6,1 млрд., или $1.906 на душу населения. Для сравнения: в таком среднеразвитом государстве ЕС, как Португалия, ВВП на душу населения в 2003 г. приблизился к 18.000 евро.

У международных экспертов очень плохое мнение о состоянии молдавской экономики и об экономической политике нынешней власти.

Тот рост ВВП, которым так бравирует власть, - очень неустойчивый и нездоровый рост. Он достигается не за счет роста производства и производительности труда, а за счет потребления, которое подпитывается огромными объемами денежных переводов молдавских гастарбайтеров. Ситуация, при которой почти все поступления в бюджет дает таможня, собирая налоги и пошлины с импорта, -абсурдна. Эксперты все больше склоняются к тому, что эти денежные потоки играют, скорее, негативную, нежели позитивную роль в экономике. Такая экономика становится паразитической и болезненной. По данным официальной статистики, в прошлом году в Молдове сократилось производство сахара, муки, цемента, тканей, картона, бутылки, упало снабжение электроэнергией, на 14 процентов снизился выпуск сельскохозяйственной продукции. За весь 2003 г. в Молдове было построено 2,6 (!) километра автомобильных дорог. Да, строилось больше домов, магазинов, банковских офисов, ночных клубов - но такую экономику никак нельзя назвать эффективной и устойчивой.

Инвестиционный климат в Молдове очень плохой. Сюда не идут нормальные инвесторы. В мире столько мест и возможностей, чтобы потратить свои миллионы, а в Молдове эти миллионы так легко потерять, и власть здесь такая коррумпированная, агрессивная и непредсказуемая, что инвесторы еще долго будут обходить Молдову стороной.

Правительство говорит, что оно заботится о местном бизнесе. Это неправда. Любой местный бизнесмен скажет, что правительство ему только мешает, и все, чего он добился, сделано, не благодаря, а вопреки действиям правительства.

Приднестровская проблема сегодня находится от своего разрешения дальше, чем три года назад.

Европейская интеграция стала самым большим обманом людей. Поддерживая на словах европейские стандарты, власть на деле всячески их нарушает.

Внутри самой Молдовы сегодня нет политической, экономической силы, которая была бы в состоянии бросить вызов действующей власти. Никто в Молдове не может остановить воронинский каток. В таких условиях ключевую роль в развитии политической ситуации в Молдове в предвыборный год может сыграть внешний фактор. Если сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что Запад не станет помогать Воронину удерживать власть, то возможная позиция России в канун очередных парламентских выборов в Молдове пока остается большой загадкой. Если же и Россия, как и Запад, не станет возражать против замены Воронина, то у кишиневской оппозиции, какой бы слабой и разрозненной она ни была, появляется шанс на победу.




Время,
3 марта 2004

Зачем летал в Москву Урекян?

Д.Сундуков

До очередных выборов в парламент, который назначит президента страны, осталось меньше года. На сегодняшний день главным событием в оппозиционных партийных кулуарах являются переговоры о создании предвыборного блока, ядром которого должен стать социал-либеральный альянс “Наша Молдова”.

ТАКТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

За три минувших года на политическом небосклоне страны не появилось ни одной харизматической личности, которая могла бы вдохновить избирателя, создать привлекательную партию и составить конкуренцию нынешнему президенту Владимиру Воронину. Он остаётся самым популярным политиком в Молдове, о чём свидетельствуют опросы общественного мнения накануне и после нового года. Впрочем, отсутствие нового мессии не мешает оппозиции активно заниматься поисками вариантов усиления своих позиций на предстоящих в феврале 2005 года парламентских выборах.

Как сообщил нашей газете исполнительный секретарь СЛА “Наша Молдова” Пётр Герман, на состоявшемся на днях закрытом пленуме альянса принято обращение ко всем политическим силам страны о создании единого предвыборного блока. По словам Германа, на пленуме обсуждался один из проектов потенциального объединения. СЛА “Наша Молдова” (Брагиш-Урекян-Унтилэ), Демократическая партия Молдовы (ДПМ, Дмитрий Дьяков) и Социал-либеральная партия (Олег Серебрян) в настоящее время пытаются сконструировать взаимоприемлемый алгоритм избирательного блока. 

РАСКЛАД 

Видимым инициатором создания новой политической силы является социал-либеральный альянс “Наша Молдова”, который обладает значительным организационным ресурсом, а также имеет реальное представительство в регионах. Однако мнения по поводу возможного объединения внутри альянса разделились. Напомним, что в “Нашу Молдову” входят Социал-демократический альянс - лидер - Дмитрий Брагиш (альянс создан путём слияния “Альянса Брагиша”, “Фурники” и “Плай Натал”), “Альянс независимых” - лидер - Серафим Урекян и Либерально-демократическая партия - лидер - Вячеслав Унтилэ.

РАЗНОГЛАСИЯ

Категорически против создания союза с Дьяковым и Серебряном выступает группа “Брагиша” и часть бывших либералов Вячеслава Унтилэ. Кстати, в телефонном разговоре Вячеслав Унтилэ сообщил для нашей газеты, что в ближайшее время он выскажет свою точку зрения на происходящие события вокруг возможного объединения. Другие - часть столичной номенклатуры примэрии (ряд советников и преторов столицы), часть независимых и либералов, поддерживающие Урекяна,  за, но при выполнении Дмитрием Дьяковым и Олегом Серебряном ряда обязательных условий:

1) Муниципальные советники от ДП, представленные в 10-ти регионах страны, должны голосовать в союзе с представителями ХДНП и “Нашей Молдовы”, но не с коммунистами.

2) Будущее название предполагаемого политического объединения будет носить уже раскрученное имя “Наша Молдова”.

3) Лидером нового политического объединения будет Серафим Урекян (№1 в списке).

4) Дмитрий Дьяков должен публично отказаться от возглавляемого им лево-центристкого альянса.

СТАВКИ

Корни строительства нового политического блока находятся не только в Кишинёве. По информации ряда независимых политических экспертов, предлагаемый формат партийного объединения изобрели политтехнологи в Вашингтоне, в Институте демократических партий США. Основным условием моральной и возможной финансовой поддержки Вашингтоном нового политпроекта называется создание именно такой конфигурации Урекян - Дьяков - Серебряну.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Ряд оппозиционных политических партии, общественных организаций и СМИ не афишируют источники финансирования. Но известно, что конъюнктурные политические проекты Олега Серебряна - СЛП, Европейский дом и другие щедро финансируются западными фондами, в частности, Шумана и Жана Жореса. Дмитрий Дьяков также близок к западному кошельку. На днях посольство США в Молдове обнародовало список получателей долларовых потоков из хранилищ Госдепартамента США, где в элитных списках значатся в том числе муниципальный канал “Еuro-TV Chisinau”, газета “Тимпул” и т.д. Начальник департамента по связям с общественностью столичной примэрии Александр Дороган, предполагаемый министр информации РМ после выборов, является руководителем рабочей группы от Молдовы в Пакте стабильности. Эта организация также финансирует различные проекты в Молдове, надо ли говорить, кто является потенциальным получателем потоков?

МЕЖДУ МОСКВОЙ и ВАШИНГТОНОМ

В этой связи любопытна история с приглашением Серафима Урекяна Юрием Лужковым в Москву в апреле (после выборов президента РФ). Официальной темой встречи будет вопрос о породнении столиц. Неофициальной - переговоры о возможной поддержке Москвы на предстоящих парламентских выборах в Молдове. Любопытно, что, не дожидаясь официальной встречи, на днях кишинёвский градоначальник посетил Москву с частным визитом.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ