Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №94(15.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
Белоруссия
Украина
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Закавказье
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Экономика Молдовы в 2003 году

Геннадий Коненко

В истекшем 2003 году молдавское руководство, как и прежде, основные усилия в экономической сфере направляло на обеспечение макроэкономической стабилизации, выполнение внешнеэкономических обязательств и развитие реального сектора экономики.

Положительное влияние на развитие экономики, на наш взгляд, продолжали оказывать такие факторы, как модификация экономического законодательства и подзаконных актов исполнительной власти; усиление роли государства в регулировании экономической деятельности; совершенствование деятельности созданных правительством структур управления в сфере виноделия, табаководства и табачного производства, туризма; принятие государственных программ по увеличению объема и расширению молдавского экспорта, по привлечению в экономику иностранных и собственных инвестиций, поддержке малого бизнеса; установление контроля над деятельностью инвесторов, выкупивших в процессе приватизации государственные предприятия. Часть из таких предприятий была возвращена под эгиду Департамента приватизации РМ (АО «Фармако», АО «Молдова-тур» и др.) по причине невыполнения новыми их хозяевами условий приватизационных договоров. Другие предприятия, как, например, испанская компания «Union Fenosa», являющаяся владельцем трех из пяти электрораспределительных сетей Молдавии, были вынуждены после соответствующих демаршей правительства более внимательно подойти к определению своих расценок на свои услуги.

В результате перечисленных выше мер молдавскому руководству удалось сохранить макроэкономическую стабильность, укрепить финансовую дисциплину и продолжить реализацию социальных программ.

Третий год подряд в Молдове отмечается рост внутреннего валового продукта. В 2003 г. ВВП составил 27,3 млрд. леев РМ или более 2 млрд. долл. США (1 долл. США = 13 леям РМ), что означало его увеличение на 6,3%. В 2000 г. рост ВВП был 2,1%, в 2001 г. – 6,1%, в 2002 г. – 7,2%. Снижение ВВП в 2003 г. по сравнению с 2002 г. произошло главным образом из-за резкого спада сельскохозяйственного производства ввиду крайне неблагоприятных погодных условий (заморозки весной и засуха летом). Другая причина спада в с/хозяйстве заключается в сокращении посевных площадей (например, под озимые зерновые и картофель).

Следует заметить, что доля частной собственности в ВВП за истекший год увеличилась до 71,2%, а доля соответственно госсобственности снизилась до 28,8%.

В промышленности также наблюдался рост производства. Он составил 13,6%, что в денежном выражении равнялось 1,23 млрд. долл. США. На крупных предприятиях частной формы собственности было произведено продукции 37,6% от общего объема промышленного производства, на совместных частных предприятиях с участием иностранного капитала – 21,2%, на предприятиях со смешанной формой собственности (государственной и частной) – 18,3%, на госпредприятиях – 14.4% и на предприятиях с иностранным капиталом – 8,5% всей промышленной продукции страны.

Однако необходимо отметить, что 53% общего объема молдавской промышленности приходится на производство пищевых товаров (продукты и напитки). Виноделы выпустили продукции на 21% больше, чем в 2002 г. Их доля в общем промышленном производстве достигла 22%. Увеличился выпуск консервированных овощей и фруктов – на 63%, растительных масел и жиров – 39%, алкогольных напитков – 26%, мяса и мясных продуктов – 18%, молочных – 11%. Снижение производства наблюдалось в сахарной отрасли, в химической  и стекольной промышленности – соответственно на 20% и 8%.

В сельском хозяйстве было произведено продукции на сумму около 0,8 млрд. долл. США, что на 14,1% меньше, чем в 2002 г. При этом в растениеводстве спад равнялся 17,9%, в животноводстве – 5,4%. Для сравнения приведем следующие цифры: в 2003 г. урожай пшеницы составил всего 118 тыс. тонн, тогда как в 2002 г. он достигал 1,2 млн. тонн. В истекшем году было собрано ячменя в 3,9 раза меньше, чем в 2002 г., зернобобовых – на 39%, сахарной свеклы – на 43%, овощей – на 9%, картофеля – на 7% меньше. Правда, удалось собрать больший урожай фруктов (яблок и груш) – в 2,1 раза, сливы, вишни, абрикосов и персиков – на 34%. Больше был в 2003 г. урожай сои - на 54%, подсолнечника – на 22%, кукурузы на зерно – на 17%, винограда – на 4%.

Учитывая сложности в получении кредитов для инвестирования экономики и других сфер жизнедеятельности государства по причине весьма внушительной суммы внешней задолженности, правительство настойчиво изыскивало для поддержки макроэкономической стабильности и увеличения капиталовложений в экономику страны внутренние резервы. И надо сказать, что в значительной степени ему это удалось.

За счет всех источников финансирования в экономику было инвестировано 2,8 млрд. леев или около 220 млн. долл. США, что на 16% больше, чем в 2002 г., из них производственный сектор получил 77% всех капиталовложений. На строительство новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий было израсходовано более 150 млн. долл. США, т.е. на 18% больше, чем в предыдущем году.

Анализ показал, что в основном рост инвестиций происходил в частном секторе экономики за счет собственных средств предприятий, организаций и населения. На их долю пришлось 72% всех капиталовложений. Иностранные инвестиции составили в общем объеме освоенных ресурсов 15% и только 6% инвестиций было обеспечено за счет бюджетных ассигнований.

На строительство жилья и объектов социально-культурного назначения пошло 23% всех капиталовложений (около 50 млн. долл. США).

Нельзя не отметить, что в последние три года весьма важную роль в развитии молдавской экономики сыграли российские инвесторы, которые вложили в экономику РМ около 200 млн. долл. США (без Приднестровья – прим. автора). Предприниматели из России приобрели в Молдове ряд государственных винодельческих заводов (АО «Висмос», АО «Калараш-дивин», «Нис-Стругураш»), сахарных заводов, предприятий бывшего оборонного комплекса (например, АО «Топаз») и др. Несмотря на обвинения со стороны оппозиции в адрес властей в том, что якобы российским вкладчикам создаются более выгодные условия, чем другим потенциальным инвесторам, упомянутые сделки состоялись, ибо они отвечали, прежде всего, интересам самой Молдовы. Винодельческая промышленность получила устойчивый выход на огромный российский рынок. В 2003 г. экспорт в Россию только виноградного вина увеличился на 30%. АО «Топаз» получило и уже выполняет крупные заказы Московского завода «Салют» на изготовление современного промышленного оборудования.

Результаты по приватизации российскими инвесторами молдавских предприятий были бы более существенными, если бы не противодействие западников и местных националистов, а также непоследовательность властей. Под предлогом ослабления зависимости Молдовы от России в энергетической области, молдавское правительство, ссылаясь также на рекомендации международных финансовых структур, отказалось от продажи российской стороне таких энергетических объектов, как ТЭЦ-1. ТЭЦ-2, электроподстанция «Вулканешты» и др. По нашему мнению, и российские компании (РАО ЕЭС России, «Газпром») не проявили достаточной гибкости, требуя передачи указанных объектов за накопившиеся долги. По этой же причине оказалась практически потерянной для нас и крупнейшая в регионе Молдавская ГРЭС, приобретенная малоизвестной бельгийской, возможно, подставной фирмой «Сэн Гидон инвест» за 29 млн. долл. США, которая обязалась по условиям договора о продаже вложить также в модернизацию электростанции в предстоящие 4 года еще 161 млн. долларов. Первоначальная стоимость акций составляла 26,5 млн. долл., на модернизацию приднестровцы просили 100 млн., так что бельгийцы еще и переплатили, а у «Интер РАО ЕЭС России» и «Газпрома» на двоих не нашлось такой суммы. После этого трудно согласиться с утверждениями о том, что господин Чубайс и иже с ним работают в странах СНГ на перспективу, а не на сиюминутный интерес. 

В настоящее время «РАО ЕЭС России» претендует на северные и северо-западные электрораспределительные сети в Молдавии, тендер по продаже которых пройдет уже в ближайшие дни. Если наши энергетики и на этот раз будут действовать в том же ключе, то, видимо, и эти объекты уйдут в другие руки, в данном случае в американские. Кроме «РАО ЕЭС России»,  в конкурсе на приобретение сетей участвует одна из энергокомпаний США.

Внешнеторговый оборот Молдавии в 2003 году зафиксировал рост более чем на 30%, превысив сумму в 1,9 млрд. долл. США,  экспорт увеличился на 22,7% и составил более 700 млн. долл., импорт вырос на 35,1% и в денежном выражении достиг цифры почти в 1,3 млрд. долларов. По уточненным данным, которые привел в своем докладе правительству министр экономики РМ М.Лупу, отрицательное сальдо торгового баланса на 31 декабря 2003 г. равнялось 612 млн. долл. США, т.е. на 212 млн. больше, чем в предыдущем году.

Такая ситуация сложилась в силу как внутренних, так и внешних факторов: рост доходов населения способствовал спросу на внутреннем рынке, включая импортируемые товары; неурожай зерновых, как было сказано выше, повлек за собой дополнительный импорт товаров этой категории; значительную долю в экспорте все еще занимает первичное сырье (табак, виноматериалы, подсолнечник, необработанная кожа и т.д.).

Негативно сказались на молдавском экспорте ограничения, введенные, в частности, Украиной, Румынией, Азербайджаном. Киев исключил из режима свободной торговли с Молдовой сахар и увеличил акцизы на алкогольную продукцию, Бухарест, со своей стороны, ввел на импорт сахара из РМ таможенные пошлины. В результате этих и других барьеров в торговле молдавский экспорт на Украину сократился на 8%, в Азербайджан – на 10%. 

На долю стран СНГ пришлось около 54% всего молдавского экспорта, на страны Евросоюза – 27,5%, на страны ЦВЕ – 15,6%.

В структуре экспорта преобладали, как и раньше, поставки продовольственных товаров, алкогольной продукции (вина, коньяки, вермуты) и табака. Эта группа товаров составила 39,7% всего объема экспорта. Далее идут текстиль и текстильные изделия (15% всего экспорта). Выросли экспортные поставки кожевенного сырья, кожи, натуральных мехов и изделий из них. На 24% увеличился экспорт машин и оборудования, минерального сырья (гидравлический цемент), отходов и лома черных и цветных металлов.

В импорте наблюдался устойчивый рост поставок из стран СНГ (45,7% всего импорта), из стран ЕС (39,3%) и стран ЦВЕ (около 20%). В импорте преобладали сырье  и энергоресурсы, а также потребительские товары. Энергоносители (природный и сжиженный газ, уголь, бензин, дизельное топливо, электроэнергия и др.) в общем объеме импорта составили 21%. Поставки в Молдову машин и оборудования возросли на 40%. Далее по объему и стоимости идет группа товаров химической и фармацевтической промышленности. Увеличился завоз продовольствия, в т.ч. продуктов растительного происхождения (пшеница, мука и др.), как следствие неурожайного года.

    Анализируя показатели внешнеэкономической деятельности правительства РМ, следует еще раз подчеркнуть, что внешняя торговля по-прежнему остается главным источником валютных поступлений и бюджетных доходов от налогов и др. взиманий с операций на импорт и экспорт. Именно этим обстоятельством объясняется усиление контроля над действиями крупных молдавских импортеров и экспортеров со стороны властей. Таможенный департамент РМ дает в бюджет более 70% всех получаемых государством доходов. В 2000 г. казна получила от таможенных сборов более 100 млн. долл. США, в 2001 г. -  около 135 млн., в 2002 г. – более 150 млн. долларов. Цифры по 2003 г. пока еще не опубликованы, однако официально зафиксированный рост внешнеторгового оборота на уровне 30% с лишним  позволяет предположить и соответствующее увеличение доходов от таможенных сборов. В этой связи многие специалисты полагают, что правительству пора обратить серьезное внимание на такое положение вещей, т.к. чрезмерное преобладание в доходной части бюджета поступлений от косвенных налогов, а не прямых, свидетельствует о явном перекосе в экономике страны. Рост доходов происходит не за счет роста производительности труда, а за счет потребления, которое плюс подкрепляется поступлениями финансовых средств от молдавских гастарбайтеров из-за рубежа (примерно 300 млн. долл. США в год).

Увеличение дефицита внешней торговли естественно отрицательно сказалось и на платежном балансе страны, дефицит которого возрос и составил 212 млн. долл. США (98,2 млн. в 2002 г.).

Вырос внешний долг Молдовы, вплотную подойдя к отметке в 1,4 млрд. долларов, из которого долг государства составил около 990 миллионов. Если же добавить еще долг, образовавшийся в результате несвоевременной оплаты Кишиневом поставок российских энергоносителей (120 млн. долл. США), то общая внешняя задолженность Молдовы возрастет до 1,5 млрд. долларов.

Несмотря на это, все же правительство сумело за 2003 г. увеличить валютные резервы на 12,5%, которые в суммарном исчислении достигли 302 млн. долл. США.

В социальной сфере власти в меру финансовых возможностей стремились выполнить свои обещания по улучшению материального положения населения. К концу 2003 г. номинальная заработная плата в стране выросла на 29% - в бюджетной сфере зарплата повысилась до 685 лей (около 53 долл.), в частном секторе – до 1044 лея (80 долл.). Однако до сих пор сохранялось такое явление, как несвоевременная выдача заработной платы. Общая задолженность по зарплате составила на конец года 11 млн. долларов.

Средняя пенсия по стране за истекший период увеличилась на 30,6% и стала равняться 16 долл. США, но которая, естественно, не могла покрыть расходы пенсионеров даже на питание. Пенсия покрывает лишь 44% прожиточного минимума этой категории населения. Среднемесячные потребительские расходы на одного человека составили, по подсчетам Департамента статистики РМ, 449 леев или 34,5 долларов.

А с учетом роста цен в стране на продукты питания (в среднем на 20%), инфляции, которая в 2003 г. составила около 16%, положение малообеспеченной части населения Молдавии продолжало оставаться критическим. Выживать помогали переводы денежных средств родственников, работающих за рубежом. В России число гастарбайтеров из Молдавии, по некоторым данным, достигло 600 тысяч человек. Официальная статистика называет гораздо меньшие цифры. Но, как сообщали представители Департамента миграции РМ, 90% молдаван, работающих за границей, находятся там нелегально.

В целом, если говорить об экономическом развитии Молдавии в 2003 г., то можно, с одной стороны, констатировать стабилизацию темпов роста экономики, увеличение внешнеторгового оборота, валютных резервов, известный приток новых капиталовложений, мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов, сохранение основных макроэкономических показателей, незначительное, но все же улучшение материального состояния большей части молдавского населения.

С другой стороны, нельзя не отметить увеличение отрицательного сальдо торгового и платежного баланса, рост инфляции и цен на продукты питание и коммунальные услуги. Нет сколько-нибудь серьезного сдвига в преодолении бедности, в борьбе с коррупцией, в сокращении финансовой и экономической зависимости от внешних факторов.

Правительство Молдавии с целью улучшения основных параметров экономического развития страны считает необходимым продолжить поиски новых источников средств для финансирования, в первую очередь, проектов по созданию предприятий и модернизации перерабатывающей промышленности и инфраструктуры; осуществить постепенный переход от традиционных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг к новым для Молдовы видам экономической деятельности – создание и использование информационных технологий, предоставление банковских и финансовых услуг на современном уровне и т.п.; повысить конкурентоспособность молдавской продукции на мировых рынках; оптимизировать структуру внешней торговли и максимально снизить отрицательное сальдо торгового и платежного баланса страны; принять дополнительные меры по созданию новых рабочих мест и сокращению экспорта рабочей силы.

Правительство намерено также предпринять конкретные шаги по разработке и  совершенствованию действующего законодательства, направленного на привлечение банковских вкладов юридических и физических лиц для инвестирования национальной экономики и на уменьшение масштабов теневой экономики (она составляет 40% ВВП, а по некоторым подсчетам, даже – 60%). Речь идет о внесении поправок в Закон о предупреждении и пресечении отмывания денег, разработке закона об амнистии капиталов, переведенных за границу, а также четких механизмов по реализации Закона об инвестициях.

Насколько удастся нынешнему молдавскому руководству претворить эти планы в жизнь, сказать пока трудно, но то, что оно попытается добиться в 2004 году определенных положительных сдвигов как в обеспечении экономического роста, так и в повышении жизненного уровня населения, не вызывает сомнений. В противном случае, предстоящие в 2005 году парламентские выборы в Молдавии могут закончиться для коммунистов весьма печально.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ