Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №94(15.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
Белоруссия
Украина
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Закавказье
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российские вести №8 за 3 - 9 марта 2004

Минск и Ашхабад создают единый фронт

Девлет Озоди

Существующие на пространстве СНГ так называемые проблемные режимы уже давно живут по собственным правилам. Надежды Москвы на то, что она сможет как-то договориться с ними по экономическим вопросам, не вступая в конфликт по политическим, не оправдались. Об этом уже не раз предупреждали независимые эксперты как в России, так и за рубежом. На смену "газовому" скандалу с Александром Лукашенко пришел "энергетический", но на этот раз - с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым.

План синхронизации энергосистем Европы и СНГ, представляющий стратегическую значимость для России, неожиданно оказался под угрозой. Дело в том, что Ашхабад, вероятно, усмотрел в этой схеме попытку Москвы поставить под контроль все Содружество. Разумеется, активная политика РАО "ЕЭС" в этом направлении уже не раз вызывала опасения отдельных руководителей стран СНГ. Но еще ни разу никто из них и даже глав государств Балтии не рассматривал происходящее чуть ли не как "смертельную опасность" для себя вхождение российских энергетических компаний на местный рынок.

Иное дело - Туркменбаши. В ответ на призыв Анатолия Чубайса ввести Туркменистан в формируемую систему президент Сапармурат Ниязов достаточно жестко заявил: "Неплатежеспособность традиционных потребителей в странах СНГ, несовершенство учета электроэнергии, отсутствие четких правил и обязательств сторон при энергообмене и транзите, низкая надежность системной противоаварийной автоматики отрицательно отразились на надежности энергосистемы Туркменистана. С 1996 года произошло 37 системных аварий, что нанесло ущерб экономике страны. Принимая во внимание наличие нерешенных технических и правовых вопросов реализации принципа создания единой энергетической системы, мы были вынуждены отказаться от присоединения к единой энергосистеме, в связи с чем в ноябре 1998 года Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ нами не был подписан".

Последующие слова руководителя Туркмении уже не оставляют сомнений об избранном им курсе: "Постепенное снижение и прекращение экспорта электроэнергии (из Туркменистана) привели к тому, что мы с учетом требований спроса и предложения современного рынка нашли более выгодные для нас рынки сбыта, и в настоящее время на равноправных и взаимовыгодных условиях нами регулярно поставляется электрическая энергия в Афганистан, Исламскую Республику Иран и Турцию".

Каков будет ответ Москвы на этот шаг? Сможет ли она договориться с Ашхабадом или предпримет ответные действия? Разумеется, каждый волен поступать с собственной энергетической системой, как ему вздумается. Но закономерен вопрос о том, что получит СНГ от отказа Ниязова сотрудничать в рамках этого объединения? Все-таки России, вероятно, придется искать альтернативные пути продвижения энергетических планов в Центральной Азии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ