Международно-правовая регламентация прав трудящихся-мигрантовТатьяна Титова
В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную
конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Однако этот
документ вступил в силу лишь недавно – 1 июля 2003 г. В обращении Генерального
секретаря по случаю вступления в силу Международной конвенции о защите прав всех
трудящихся-мигрантов и членов их семей отмечается, что это событие является
вехой не только в развитии международного сотрудничества по вопросам миграции,
но и в целом в международной борьбе за защиту прав человека. Пока лишь небольшое
число трудящихся-мигрантов находится под защитой Конвенции, которая была
ратифицирована только 21 страной. Еще 10 стран подписали ее, и я призываю эти
страны ратифицировать Конвенцию в кратчайшие сроки, отметил Кофи Аннан. Он
подчеркнул также, что хотел бы, чтобы его обращение побудило остальные страны
подписать этот важный документ. По данным ООН, в настоящее время 175 миллионов
человек проживают не в той стране, где они родились, что вдвое больше, чем 30
лет назад. В России - 13 миллионов мигрантов, что составляет 9% населения.
Хьюман Райтс Вотч отмечает, что правительства многих
государств, включая Австралию и Испанию, ставят нелегальную иммиграцию на одну
доску с терроризмом. В США в рамках антитеррористических расследований после 11
сентября были задержаны сотни неграждан преимущественно арабского и
южноазиатского происхождения. Большинство их депортировали после закрытых
иммиграционных слушаний, многим пришлось пережить длительное содержание под
стражей в неоправданно суровых условиях.
До сего дня ни одна из промышленно развитых стран на
стала участником Конвенции ООН о защите мигрантов. Многие при этом ссылаются на
то, что «нелегалы» могут получить слишком много прав. «Конвенция о защите
трудящихся-мигрантов не попустительствует нелегальной иммиграции, - подчеркивает
в связи с этим Р.Мангоувен, директор по глобальным правозащитным программам
Хьюман Райтс Вотч. – Единственное требование состоит в том, чтобы с теми, у кого
нет документов, обращались в полном соответствии с законом и не допускали в
отношении них произвола».
Исполком Всеобщей конфедерации профсоюзов в своем
обращении к главам государств и главам правительств, руководителям парламентов
государств-участников
Содружества Независимых Государств от 4 августа 2003 г.,
отмечает, что, к сожалению, пока ни одна из стран СНГ не ратифицировала
эту Конвенцию ООН, также как и Конвенции МОТ N97 "О трудящихся - мигрантах"
(1949 г.) и N143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении
трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.).
Недостаточная увязка национального законодательства в области миграции с
общепризнанными международными документами на практике приводят к нарушениям
прав трудящихся-мигрантов, жестокой их эксплуатации, безответственности и
произволу работодателей. Исполком ВКП призвал принять соответствующие шаги по
присоединению к Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов
и членов их семей, принятой ООН, а также упомянутым конвенциям МОТ, последующей
их ратификации и приведению национального законодательства в соответствие с их
положениями.
9 - 11 декабря 2003 г. в Минске состоялось заседание
представителей и экспертов государств - участников СНГ по доработке и
согласованию проекта Конвенции о правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ и проекта
Протокола о внесении дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой
миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года.
В работе заседания участвовали представители и эксперты
Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской
Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан,
Туркменистана (в качестве наблюдателя), Украины, а также представители Всеобщей
Конфедерации Профсоюзов и Исполнительного комитета СНГ.
Проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов
и членов их семей государств - участников СНГ подготовлен в соответствии с
Программой действий по развитию Содружества на период до 2005 года, утвержденной
Советом глав правительств 20 июня 2000 года. На заседании рассматривался также
проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15
апреля 1994 года, который был в целом одобрен Консультативным советом по труду,
миграции и социальной защите населения 13 - 14 октября 2003 года.
Участники заседания решили:
1. Предложить Исполнительному комитету Содружества
направить проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их
семей государств - участников СНГ в государства - участники Содружества для
рассмотрения и внесения в установленном порядке на рассмотрение Совета глав
государств Содружества Независимых Государств.
2. Предложить Исполнительному комитету СНГ направить
проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15
апреля 1994 года в правительства государств - участников СНГ для рассмотрения.
Одновременно участники заседания, рассмотрев предложения
Республики Армения о внесении дополнений и изменений в Соглашение о
сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты
трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., согласились с целесообразностью
рассмотрения их в государствах - участниках СНГ и предложили Исполнительному
комитету СНГ направить указанные предложения в правительства государств -
участников Содружества.
Разработка международно-правовых актов подобного уровня
невозможна без опоры на нормы международного права. В этой связи представляется
целесообразным кратко охарактеризовать основные институты и акты в области
международно-правового регулирования прав трудящихся-мигрантов.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве
определять направления и цели миграционной политики. Но при разработке
комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции целесообразно и
необходимо придерживаться определенных правовых норм и стандартов,
закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные
конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают
приоритет норм международного права над национальным законодательством, что
имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в
мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно
расширяются и нуждаются в защите.
Международно-правовое регулирование труда представляет
собой регламентирование вопросов с помощью международных соглашений государств
(многосторонних и двухсторонних договоров), связанных с применением наемного
труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и
коллективных интересов работников. Общепринятой формой международно-правового
регулирования труда являются конвенции, акты, рекомендации о труде, принятые ООН
и Международной организацией труда (МОТ).
Возможность участия ООН в
международном регулировании труда основывается на положениях ст. 1 п. 3 и ст. 55
Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по обеспечению
уважения к правам человека и основным свободам.
Конкретизация этих положений осуществлена во Всеобщей
декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948
года в форме резолюции. В этом документе сформулированы основные права и свободы
человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на
свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и
благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без
какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение,
обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на
создание профсоюзов и вступления в них; право на отдых, включая право на
разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.
Второй важнейший блок документов ООН, фиксирующих
трудовые права, - это Международные пакты о правах человека, одобренные
Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. В Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число
статей. В нем закреплены: право на труд; право на справедливые и благоприятные
условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации;
удовлетворительные условия существования для трудящихся и их семей; безопасные и
здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по служебной
лестнице исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на
отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана
труда, интересов женщин-матерей, детей и подростков. Трудовые права в указанном
Пакте сформулированы подробнее, чем во Всеобщей декларации прав человека, круг
этих прав шире и, кроме того, содержатся конкретные обязательства государств по
претворению этих прав в жизнь. Международный пакт о гражданских и политических
правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном
осуществлении права на ассоциацию.
Международные конвенции ООН о ликвидации расовой
дискриминации (1966 г.) и дискриминации в отношении женщин (1979 г.) запрещают
расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности, в
сфере труда и трудовых отношений. В 1990 году ООН принята Международная
конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в которой
существенное место уделено трудовым правам мигрантов.
Международная конвенция о защите
прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей представляет собой
всеобъемлющий международный договор, основанный на существующих соглашениях,
имеющих обязательную юридическую силу, на исследованиях Организации Объединенных
Наций в области прав человека, на выводах и рекомендациях совещаний экспертов, а
также на материалах дискуссий и резолюциях по вопросу о трудящихся-мигрантах в
органах Организации Объединенных за последние два десятилетия.
Данная Конвенция предусматривает обязательства
государств, ее ратифицировавших, в соответствии с международными
документами уважать и соблюдать права трудящихся- мигрантов и членов их семей,
которые находятся на их территории или под их юрисдикцией. В частности, в
соответствии с Конвенцией право трудящихся-мигрантов и членов их семей на жизнь
охраняется законом, они не должны содержаться в рабстве или в подневольном
состоянии, привлекаться к принудительному или обязательному труду.
Соблюдение государствами положений этого важного
документа позволит трудящимся- мигрантам пользоваться не менее благоприятным
обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства при работе по
найму в вопросах вознаграждения и других условий труда, свободно вступать в
профессиональные союзы с целью защиты их экономических, социальных, культурных и
других интересов. Это требование, которое в течение длительного времени
выдвигается всем мировым профсоюзным движением.
Подобно всем другим международным соглашениям по правам
человека, Конвенция устанавливает стандарты, служащие образцом для законов и
судебно-административных процедур отдельных государств. Правительства
государств, которые ратифицируют Конвенцию или присоединяются к ней, обязуются
осуществлять ее положения путем принятия необходимых мер. Они обязуются
обеспечить трудящимся-мигрантам, права которых нарушены, возможность добиваться
судебной защиты.
Соблюдение Международных пактов ООН обязательно для
ратифицировавших их государств. Для этого создан соответствующий механизм
международного контроля.
В настоящее время значительное число учреждений и
организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок
занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть
которого используется на субсидирование национальных программ в области
миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает
регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ
(Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы,
которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях
ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования
трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной
организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной
и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и
информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью,
связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается
Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).
Среди субъектов международно-правового регулирования
труда особо важное место занимает МОТ. Создана она в
соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году одновременно с Лигой
Наций. МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. В
настоящее время число государств-членов МОТ достигло 174, тогда как
первоначально в нее входили лишь 45 государств. Высшим органом МОТ является
созываемая ежегодно Международная конференция труда, которая состоит из
представителей государств-членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя
делегатами: двумя от правительства, одним от предпринимателей и одним от наемных
работников. Административный совет МОТ избирается на Международной конференции
труда, состоит из 56 человек: 28 делегатов - представители правительств; 14 -
представители наемных предпринимателей; 14 - представители наемных работников.
Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат МОТ, который формируется
генеральным директором МБТ.
В соответствии с Уставом МОТ одно из главных направлений
ее деятельности - создание международных трудовых стандартов, программ,
направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение
возможности занятости и поддержку прав человека. МОТ осуществляет широкую
программу международного технического сотрудничества для оказания помощи
правительствам в эффективном проведении в жизнь этих идей; содействует общему и
профессиональному образованию, ведет исследовательскую и издательскую работу.
За период с 1919 по 2000 гг. МОТ было принято 176
конвенций и 183 рекомендации, касающихся основных прав человека (право на труд,
отдых, упразднение принудительного труда, право на коллективные договоры и
переговоры, ликвидацию дискриминации в области найма и др.), а также вопросов,
связанных с политикой в области занятости населения, условиями труда и его
безопасностью, в том числе охраной труда женщин, несовершеннолетних, отдельных
категорий работников, вопросов социального обеспечения.
Сложное материальное и социально-трудовое положение
мигрантов не могло не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на
первой сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята Рекомендация №
2 "О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам". В ней речь шла о
том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые
должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на
трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его
территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей
страны.
В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ № 19 "О
предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений,
касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов".
Более обязывающим документом стала вступившая в действие
в 1939 г. Конвенция № 66 "О трудящихся-мигрантах". Она была пересмотрена и
дополнена в 1949 г. Эта Конвенция была отменена решением Международной
конференции труда 30 мая 2000 г. и фактически заменена Конвенцией № 97 "О
трудящихся-мигрантах", которая сохраняет свое значение до настоящего времени
(См. Костин Л. Миграция и мигранты. http://www.chelt.ru/2001/chelt.html).
Одной из основных идей Конвенции
МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами,
ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо
от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция
содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых
трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства
права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов
обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и
обеспечения их необходимой информацией;
• принятием мер против недостоверной информации и
пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции
граждан;
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции:
отъезд, перемещение и прием мигрантов;
• организацией соответствующих медицинских служб;
• разрешением переводить на родину заработок и
сбережения трудящихся-мигрантов.
Два приложения к Конвенции касаются найма,
размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами
личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или
организация, способствующие незаконной миграции, подлежат
соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость
письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права
трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма,
условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с
гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной
платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными
законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению
размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата
трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Международными стандартами предусматривается также
возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить
квалификацию в стране пребывания.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует
равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без
гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие
настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого
другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном
обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые
обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более
социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае
потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной
нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны
выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые
меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые
государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального
обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных
гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в
качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ,
регулирующих положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку
перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не
выполняются. Кроме того, большое распространение получила незаконная миграция. В
силу этих причин в 1975 г. были приняты Конвенция № 143 "О злоупотреблениях в
области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и
обращения", Рекомендация № 151 "О трудящихся-мигрантах".
В Конвенции № 143 подчеркивается, что каждый член МОТ
обязуется соблюдать основные права человека в отношении всех
трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять
национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства
возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных
и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на
законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей.
Ратификация заинтересованными государствами
международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции,
является необходимым условием для их осуществления.
|