Россiя, 8 апреля 2004 Национальная безопасность. Дуга нестабильностиВладимир Семиряга
Из геометрии известно, что через две точки можно провести
прямую линию. Нечто аналогичное происходит и в большой политике: порой два
события определяют направление вектора политики государства.
Вот и в конце марта произошли два события, по которым
четко можно определить, куда же направлена внешняя политика Украины. В то время
как ее руководитель Леонид Кучма о чем-то дружески беседовал с Владимиром
Путиным, Верховная рада Украины ратифицировала документ, предоставляющий войскам
НАТО право быстрого доступа на территорию страны.
Таким образом, с учетом вступления Латвии, Литвы и
Эстонии в альянс эта организация прочно осела на всей западной границе России,
начиная от Финского залива и заканчивая Азовским морем.
Документ демонстративно был ратифицирован в то время,
когда Кучма находился в столице дружественного государства. Этим Киев как бы
давал понять Москве, что не очень-то ее и боится, а НАТО подал сигнал, что не
опасается Москвы вообще. Вполне понятно, что решение Рады в России никому не
понравилось. Поэтому уже через три дня после его ратификации российский МИД
выразил свое беспокойство: “Готовность украинской стороны к использованию своей
территории для каких-либо операций НАТО без согласования с российской стороной
не отвечает духу статьи 6 Большого договора”. Это формулировка российского МИДа.
Поэтому она столь обтекаема и вежлива. Хотя в глубине души МИД наверняка устал
от постоянных демаршей Киева.
На деле же в Киеве, очевидно, просто “забыли” о
существовании Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской
Федерацией и Украиной, подписанного в мае 1997 года Ельциным и Кучмой. В статье
6 там прямо говорится, что “ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее
территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны”.
Очевидно, в Киеве считают НАТО гуманитарной организацией,
сеющей доброе и вечное, не способной причинить России никакого вреда. Или,
наоборот, осознали, что НАТО давно точит зуб на Россию, а поэтому решили
продемонстрировать свою “незалежнисть”. Не верится, чтобы в Киеве не понимали,
какая последует реакция Москвы. И, тем не менее, пошли на это, дескать, москалям
надо всегда давать перцу, чтобы не расслаблялись и не зазнавались.
Крымское “игристое”
Объяснения украинских официальных лиц о том, что это
документ формальный, преследующий только одну цель – обеспечить натовским
войскам быстрый доступ для проведения различных операций, включая воздушные и
военно-морские, настолько наивны, что невольно начинаешь сомневаться в
собственном здравомыслии.
Но все же давайте зададимся вопросом: а какими такими
потребностями может быть вызвана срочность в появлении НАТО на Украине? Ведь
Украина – не Ирак и не Афганистан, здесь нет горячих точек типа Абхазии и
Косово, здесь нет даже международных террористов. Учения проводятся загодя, о
них все знают, и все разрешительные документы готовятся заранее. Какие задачи
натовцы могут решать на Украине в спешном порядке?
Есть у Киева головная боль, которая не проходит уже
долгое время. И название боли – Крым. Причем болит у Киева сразу с двух сторон.
С одной стороны, там не верят, что Москва окончательно отказалась от притязаний
на полуостров. С другой – в Киеве внимательно следят за деятельностью крымских
татар и ухудшением в этой связи обстановки в автономии.
Процесс возвращения депортированных крымских татар
активизировался в конце 80-х. Если по переписи 1989 года в Крыму проживало лишь
38,4 тыс. татар, то к январю 1995 года – около 250 тыс. человек. Кроме того, за
счет высокой рождаемости налицо опережающая тенденция роста крымско-татарского
населения.
2 марта 1996 года на 5-м съезде Организации
крымско-татарского национального движения (ОКНД) была поставлена задача по
активизации деятельности, направленной на признание Украиной и мировым
сообществом статуса крымско-татарского народа как правосубъекта и правопреемника
национальной государственности Крыма.
Кроме того, считают в ОКНД, руководствуясь международным
правом нации на самоопределение, необходимо добиваться преобразования
искусственно созданной административно-территориальной автономии в
национально-территориальную. Отсюда один шаг до выхода из состава Украины и
создания самостоятельного государства.
Строптивые переселенцы
В 1994–1995 годы в Крыму у власти находился блок
“Россия”. Блок с таким названием и президент Юрий Мешков, который позиционировал
себя как пророссийский политик, вызывали в Киеве крайнее раздражение. Там
опасались, что Крым может либо уйти вообще, либо затребовать такие условия
пребывания в составе Украины, которые мало чем отличаются от формальной
независимости. Поэтому усилия киевских властей были направлены на то, чтобы
развалить блок “Россия” и стравить между собой Верховный совет и президента.
Оба пункта были успешно реализованы. Для ослабления
русского движения и устрашения русского населения Крыма официальный Киев активно
разыгрывает крымско-татарскую карту. Ему был нужен жупел, в страхе перед которым
русские были бы на все согласны.
С переселенцами заигрывали как могли: им предоставляли
квартиры, давали работу. Крымским татарам пенсионного возраста выплачивали
надбавки к пенсиям. Много было сделано для возрождения крымско-татарской
культуры. Открывались национальные школы и специальные классы для учеников-татар
в русских школах. На татарском языке издавались газеты и журналы, учебная и
художественная литература. Всего с 1992 года на эти цели было выделено около 300
млн. долларов.
Однако переселенцы оказались ребятами строптивыми. Им
всего было мало. Они начали создавать собственные боевые дружины, устраивали
многочисленные скандалы с захватом земель и православных храмов. Вместо них
строили мечети. Во многих крымских селениях с русскими названиями русских
практически не осталось. Если в Севастополе, других крупных городах русские
по-прежнему доминируют, то села, райцентры активно осваиваются мусульманами.
Сиятельная Порта
Репатриация крымско-татарского народа требовала больших
средств. Откуда они у небогатой Украины? С деньгами у Украины действительно не
густо. Зато в процесс активно включилась Турция. Анкара не скупилась на помощь
единоверцам, преследуя свои далеко идущие геополитические цели. Возврат Крыма в
зону своего влияния, а по возможности и в лоно турецкой государственности
является одной из важнейших задач внешней политики Турции.
Таким образом, Анкара хочет восстановить историческую (с
ее точки зрения) справедливость и отомстить России за многовековое унижение.
Ведь почти все русско-турецкие войны выигрывала Россия, громя турок на земле, в
горах и на море, забирая у Блистательной Порты территории и ослабляя ее
влияние.
Несмотря на то, что по официальной статистике крымских
татар насчитывается около 10%, в Анкаре, как отмечают в Институте стран СНГ,
любят говорить о еще 2–3 миллионах крымских татар, которые за все время
русско-турецких войн якобы переехали в Турцию и там обосновались. Вопрос,
насколько их можно олицетворять с ныне живущими в Крыму крымскими татарами,
весьма спорный. Но это дает Анкаре формальное право активно интересоваться всеми
крымскими делами, осуществлять крупные инвестиции в экономику полуострова.
Молчание Москвы
В Первопрестольной за событиями в Крыму наблюдают с
олимпийским спокойствием. МИД и наш посол на Украине г-н Черномырдин хранят
загадочное молчание. Такой прием действительно в мировой практике имеется: тебя
унижают, а ты делаешь вид, что ничего не происходит. Только к чему такое
молчание приведет? В Москве то ли действительно полагают, что происходящее там –
сугубо внутриукраинское дело и нам надо держаться подальше, то ли осознают
бесполезность своего вмешательства. И то и другое крайне плохо.
Если Турции позволительно поддерживать своих единоверцев
– Крым регулярно посещают высшие турецкие руководители (президент и
премьер-министр), – то почему России запрещено защищать своих соотечественников,
которые подвергаются насилию? Кого на этот раз мы боимся обидеть и чьи интересы
стесняемся потеснить?..
Вторая власть
С началом войны в Чечне в 1994 году меджлис крымских
татар демонстративно стал поддерживать своих сторонников по вере, воюющих с
Россией. На полуострове фактически в открытую действовали представители
Масхадова и Басаева. Они вербовали наемников, скупали недвижимость,
организовывали отдых и лечение боевиков в знаменитых крымских здравницах. Не
заметить этого не мог только слепой либо украинские спецслужбы.
Вслед за чеченскими боевиками в Крым проник и ваххабизм.
Боевики его проповедовали открыто, особо не таясь, и призывали к джихаду с
“неверными”. Практически легализованное чеченское присутствие породило
моноэтнические преступные группировки, контролирующие Сакскую, Бахчисарайскую и
Ялтинско-Алуштинскую зоны.
Однако радикальный ислам появился в Крыму не с чеченцами.
В исламе есть разные радикальные течения, которые нельзя сводить к одному
ваххабизму. Политическая активность крымско-татарского движения с первых дней
была основана на резком неприятии всего русского. Это движение нашло полное
понимание у украинских властей, которые фактически дали погромщикам зеленый
свет.
Меджлис демонстрирует все больше притязаний. Уже открыто
заявляется, что полуостров – это “территория мусульман” и что в Крыму надо
создать суверенное государство. По данным бывшего председателя Верховного совета
Крыма Леонида Грача, уже организована параллельная система самоуправления,
формируется своеобразная налоговая система: с каждого из 262 тысяч мусульман
полуострова собираются брать по одной гривне на содержание “этнических органов
власти”.
Как пояснили нам в Институте стран СНГ, практика
радикалов такова: на первом этапе уничтожаются символы православной веры, на
втором – начинается террор в отношении русских. Так, в 2000 году радикалы снесли
крест, установленный на горе Каматра около села Морское под Судаком. После этого
акты вандализма по отношению к христианским святыням приняли на полуострове
повсеместный характер и получили название “крестоповал”.
Натовский рояль в кустах
Вот здесь-то и может возникнуть ситуация, близкая к
косовской. Там тоже большую часть населения составляли сербы (русскоязычное
население в Крыму), там тоже были агрессивные косовары (крымско-татарский народ
в Крыму), была как бы индифферентная к происходящему в Косово Албания (в нашем
случае – Турция), было обращение косовар к мировому сообществу (читай – США и
НАТО!).
Но если в Косово США встали на сторону косовар, то какую
позицию они займут в Крыму, пока неизвестно. Открыто поддерживать Турцию в ее
притязаниях на Крым США не с руки. Но и лишать Анкару – своего верного союзника
по блоку – пусть призрачной, но надежды США не захотят.
Да, собственно, США безразлично, кто будет хозяином в
Крыму. Главное, чтобы он “правильно” понимал свою роль и не сопротивлялся
размещению американских военных баз на полуострове.
Жонглируя подобным образом, США пытаются создать в Крыму
ту неустойчивую ситуация, которая благополучно замкнет “дугу нестабильности”,
простирающуюся от Филиппин до Косово. Само наличие дуги Вашингтон особо не
печалит, поскольку проблема не в ней, а в том, кто ее контролирует. Теория
“управляемых конфликтов” в действии.
В свою очередь, Киев, заигрывая с НАТО, думает, что ничем
не рискует. Кто бы ни посягнул на Крым – Россия или Турция, – он-де всегда
сможет обратиться к альянсу за помощью. Кучма и Ющенко – не Милошевич. Им-то в
помощи Вашингтон не откажет. Особенно – Ющенко. Здесь, кстати, нелишне
напомнить, что лидеры меджлиса Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров являются
депутатами – членами фракции блока Виктора Ющенко “Наша Украина”. Собственно,
ситуация в Крыму расшатывается во многом для того, чтобы показать неспособность
Леонида Даниловича управлять страной и необходимость смены элит.
А пока суть да дело, в Крыму регулярно проводятся военные
учения “Си бриз”. Их объявленная цель – ликвидация последствий некоей
гуманитарной катастрофы, вызванной беспорядками на этнической почве. Каждый год
происходит высадка морских пехотинцев и отработка взаимодействия боевых
кораблей. Складывается впечатление, что именно по такому сценарию могут
развиваться события в недалеком будущем.
1 апреля неизвестные попытались поджечь здание меджлиса
крымских татар в Симферополе, забросав рабочие кабинеты на втором этаже
“коктейлями Молотова”. В результате возник небольшой пожар, потушить который
удалось “силами людей, находящихся в кабинетах”. Что это, провокация или
очередной виток межэтнического конфликта?
|