« Моя информационная газета, МИГ», 15 апреля 2004 Закон о репатриации вернёт возвращающимся русским РодинуОльга Вишневская
По данным паспортно-визового управления
Подмосковья, на территории области пятьдесят тысяч человек ждут
определения своего правового статуса. И в основном, это русские, по тем или
иным причинам оказавшиеся гражданами бывших
союзных республик распавшегося СССР.
Об этом размышляет Виктор Петрович Михайлов,
научный сотрудник Института стран СНГ, один из авторов проекта закона «О
репатриации в Российскую Федерацию», серпухович, более
тридцати лет проживший в Казахстане.
«Миграционная политика правительства России на
сегодняшний день не решает ни краткосрочных, ни стратегических задач
страны, не способствует улучшению демографической или профессиональной структуры
страны и отдельных регионов.
Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному
Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему гражданства наших
соотечественников. Они фактически возрождают институт прописки.
Одной из главных причин неэффективности реализации
миграционной политики является разобщенность действий министерств и ведомств в
чьи обязанности входит реализация миграционной политики. Отсутствие связи между
официальными органами и общественными организациями.
Мы все устали от популистских законов, сейчас нужны
законы, вписывающиеся в международное правовое поле, и прежде всего, закон о
репатриации. Этот закон должен был бы принят первым из миграционных. Это
помогло бы решить проблемы тех, кто возвращается в Россию и желает
оформить свой статус как гражданина России.
Закон должен устанавливать принципы государственной
политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности
органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, определяет
порядок приобретения гражданства Российской Федерации в результате репатриации,
условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливает экономические,
социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов
репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии
с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права.
Ведь реализация настоящего Федерального закона могла бы
способствовать наиболее полному раскрытию интеллектуального, творческого,
трудового и социально-культурного потенциала соотечественников во благо
обеспечения достойной жизни и свободного развития населения России, улучшения
демографической ситуации в стране и восполнения недостатка трудовых ресурсов,
роста экономики и более сбалансированного развития регионов.
Закон должен рассматривать репатриацию, как процесс
добровольного организованного возвращения на постоянное проживание в Российскую
Федерацию и приобретения российского гражданства в упрощенном (репатриационном)
порядке лиц русской либо иной коренной для России национальности или российского
происхождения, сохранивших духовные связи с Россией, осознающих свою
принадлежность к российской культуре и считающих Россию своей Родиной.
Самое сложное для создателей закона - определение понятия репатриант. По моему
мнению, репатриантами можно считать не всех, кто пожелает вернуться в
Россию, а только тех, кто вынужденно, не по своей воли остался за её пределами,
то есть, только тех, чьи предки или они сами, были подданными
Российской империи или гражданами СССР и Российской Федерации, вынуждено
оставшиеся за пределами России после Гражданской, Великой Отечественной
войн и распада СССР, а так же лица, чьи предки, либо они сами, были
репрессированы и высланы за пределы России, и которые по причинам
экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании
переселиться в Российскую Федерацию - страну своего гражданства или
происхождения, с целью постоянного проживания. Многие с этим не
согласны. Но это отдельный разговор.
В случае принятия этого закона, при пересечении границы
России наши соотечественники - репатрианты либо сразу же считались бы её
гражданами (как в Польше) или могли бы получать гражданство в упрощённом
порядке (как в Германии). То есть их больше не мытарили бы, и они не ждали бы у
порогов ОВИРов то ли судного дня, то ли дня своей смерти.
Создавая проект закона о репатриации, мы с соавтором,
юристом Евгением Бобровым, учитывали опыт Франции, Англии, Польши, Латвии,
Германии и даже Казахстана. В Казахстане закон о миграции фактически является
законом о репатриации. Казахов по национальности группами принимают
из Монголии, Ирана, Турции и других стран. Встречают их на вокзалах и в
аэропортах с оркестром.
К сожалению, у нас это не так. Изгнанные из «братских
стран» наши соотечественники в России, порой по вине чиновников, становятся
изгоями.
Одной из причин создавшегося в ОВИРах положения стало то,
что регистрацию приравняли к существовавшей раньше прописке по месту жительства.
А институт регистрации, мне думается, предоставляет возможность изменения закона
с прописки по месту жительства на прописку по месту пребывания. Это не простой
вопрос. Если бы депутат Госдумы, представляющий Серпухов, этим
заинтересовался, то можно было бы выработать предложения по изменению и
дополнению этого законодательства. Почему людей, приезжающих в Серпухов,
собирающихся здесь жить, хотя бы временно не зарегистрировать по месту
нахождения ОВИРа? Ведь все равно регистрируются они в этой организации.
К сожалению, как показала прошедший 25 марта круглый стол
по миграционной проблеме, незнание закона, прежде всего, распространяется на
руководителей ОВИРа Серпухова и других районов Подмосковья. Поражает бездушное
отношение инспекторов паспортно-визовой службы к людям, стремившимся в Россию и
встреченным здесь «в штыки». Доходит до абсурда, когда сын и муж получают
гражданство, а жена не может его получить только потому, что она в несколько
резком тоне обратилась к чиновнику с требованием своего права, а ему это не
понравилось. И появляются подобные реплики: «А после этого, Вы никогда не
получите у нас гражданство (прописку, регистрацию и т.д.). Правовое
государство должно требовать ответственности государственных служащих за
выполняемую ими работу, вплоть до уголовной.
Я очень надеюсь, что создание общественного Совета сможет
существенно облегчить жизнь тех, кто обращается в Серпуховской ОВИР. Из практики
подобной работы в Казахстане знаю, что появление таких общественных Советов -
явление необходимое. С одной стороны оказывается помощь соотечественникам в виде
консультаций, в заполнении документов, ведь есть старики, инвалиды,
которым трудно не то, что очередь выстоять, но и добраться в Серпухов из
отдаленного района. Такую категорию людей член общественного совета может
представлять по доверенности и оформлять от их имени все необходимые документы.
А с другой – осуществляется взаимодействие ОВИРа и общественных организаций по
улучшению работа паспортно - визовых служб. В течение недели наш Совет в
Казахстане оформлял до50 документов с ходатайством на получение
гражданства...»
|