Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


« Моя информационная газета, МИГ»,
15 апреля 2004

Закон о репатриации вернёт возвращающимся русским Родину

Ольга Вишневская

По данным паспортно-визового управления Подмосковья,  на территории области пятьде­сят тысяч человек ждут определения своего правового статуса. И в основном, это рус­ские, по тем или иным причинам оказавшие­ся   гражданами  бывших  союзных  республик распавшегося   СССР.

Об этом размышляет Виктор Петрович Ми­хайлов,  научный  сотрудник Института стран СНГ, один из авторов проекта закона «О репат­риации в Российскую Федерацию»,  серпухович,  более  тридцати  лет проживший в  Казахстане.

«Миграционная политика правительства России на сегодняшний день  не решает ни краткосрочных, ни стратегических задач страны, не способствует улучшению демографической или профессиональной структуры страны и отдельных регионов.

Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному Закону «О гражданстве РФ» далеко не полностью решают проблему гражданства наших соотечественников. Они фактически возрождают институт прописки.

Одной из главных причин неэффективности реализации миграционной политики является разобщенность действий министерств и ведомств в чьи обязанности входит реализация миграционной политики. Отсутствие связи между официальными органами и общественными организациями.

Мы все устали от популистских законов, сейчас нужны законы, вписывающиеся в международное правовое поле, и прежде всего, закон о репатриа­ции. Этот закон должен был бы принят первым из миграционных. Это помогло бы  решить проблемы тех, кто возвращается в Россию и желает оформить свой статус как гражданина России.

Закон должен устанавливать принципы государственной политики Российской Федерации в отношении репатриантов, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по ее реализации, определяет порядок приобретения гражданства Российской Федерации в результате репатриации, условия и процедуру получения статуса репатрианта, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты  прав и законных интересов репатриантов на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Ведь реализация настоящего Федерального закона могла бы способствовать наиболее полному раскрытию интеллектуального, творческого, трудового и социально-культурного потенциала соотечественников во благо обеспечения достойной жизни и свободного развития населения России, улучшения демографической ситуации в стране и восполнения недостатка трудовых ресурсов, роста экономики и более сбалансированного развития регионов.

Закон должен рассматривать репатриацию, как  процесс добровольного организованного возвращения на постоянное проживание в Российскую Федерацию и приобретения российского гражданства в упрощенном (репатриационном) порядке лиц русской либо иной коренной для России национальности или российского происхождения, сохранивших духовные связи с Россией, осознающих свою принадлежность к российской культуре и считающих Россию своей Родиной.  Самое сложное для создателей закона - определение понятия репатриант. По моему мнению, репатриантами можно считать  не всех, кто пожелает вернуться в Россию, а только тех, кто вынужденно, не по своей воли остался за её пределами, то есть, только тех,   чьи предки или они сами, были подданными Российской империи или гражданами СССР и Российской Федерации, вынуждено оставшиеся за пределами России  после Гражданской, Великой Отечественной войн и распада СССР,  а так же лица, чьи предки, либо они сами, были репрессированы и высланы за пределы России, и которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию -  страну своего гражданства или происхождения, с целью постоянного проживания.  Многие с этим не согласны.  Но это отдельный разговор.

В случае принятия этого закона, при пересечении границы России наши соотечественники - репатрианты либо сразу же считались бы её гражданами (как в Польше) или  могли бы получать гражданство в упрощённом порядке (как в Германии). То есть их больше не мытарили бы, и они не ждали бы у порогов ОВИРов то ли судного дня, то ли дня своей смерти.

Создавая проект закона о репатриации, мы с соавтором, юристом Евгением Бобровым, учиты­вали опыт Франции, Англии, Польши, Латвии, Германии и даже Казахстана. В Казахстане закон о миграции фактически является законом о репатриации.  Казахов по национальности группами прини­мают из Монголии, Ирана, Турции и других стран.  Встречают их на вокзалах и в аэропортах с оркестром.

К сожалению, у нас это не так. Изгнанные из «братских стран» наши соотечественники в России, порой по вине чиновников, становятся изгоями. 

Одной из причин создавшегося в ОВИРах положения стало то, что регистрацию приравняли к существовавшей раньше прописке по месту жительства. А институт регистрации, мне думается, предоставляет возможность изменения закона с прописки по месту жительства на прописку по месту пребывания. Это не простой вопрос. Если бы депутат Госдумы, представляющий Серпухов, этим заинтересовал­ся, то можно было бы выработать предложения по изменению и дополнению этого законодательства. Почему людей, приезжающих в Серпухов, собира­ющихся здесь жить, хотя бы временно не зарегистрировать по месту нахождения ОВИРа? Ведь все равно регистрируются они в этой организации.

К сожалению, как показала прошедший 25 марта круглый стол по миграционной проблеме, незнание закона, прежде всего, распространяется на руководителей ОВИРа Серпухова и других районов Подмосковья. Поражает бездушное отношение инспекторов паспортно-визовой службы к людям, стремившимся в Россию и встреченным здесь «в штыки». Доходит до абсурда, когда сын и муж получают гражданство, а жена не может его получить только потому, что она в несколько резком тоне обратилась к чиновнику с требованием своего права, а ему это не понравилось. И появляются подобные реплики: «А после этого, Вы никогда не получите у нас гражданство (прописку, регистрацию и т.д.).  Правовое государство должно требо­вать ответственности государственных служащих за выполняемую ими работу, вплоть до уголовной.

Я очень надеюсь, что создание общественного Совета сможет существенно облегчить жизнь тех, кто обращается в Серпуховской ОВИР. Из практики подобной работы в Казахстане знаю, что появление таких общественных Советов - явление необходимое. С одной стороны оказывается помощь соотечественникам в виде консультаций, в заполнении документов, ведь есть   старики, инвалиды, которым трудно  не то, что очередь выстоять, но и добраться в Серпухов из отдаленного района. Такую категорию людей член общественного совета может представлять по доверенности и оформлять от их имени все необходимые документы. А с другой – осуществляется взаимодействие ОВИРа и общественных организаций по улучшению работа паспортно - визовых служб. В течение недели наш Совет в Казахстане оформлял до50 документов с ходатай­ством на получение гражданства...»



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ