Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

31 марта. АК «Сибур» и ОАО «Белтрансгаз» подписали договор на поставку в Белоруссию российского газа в апреле в объеме 366 млн. куб.м. по цене - 46,68 долларов/1 тыс. кубометров.

31 марта. Министр финансов России Алексей Кудрин заявил о том, что вопрос о введении рубля как единой валюты Союзного государства России и Белоруссии откладывается до 2006 г. Сроки, по мнению Кудрина, не позволяют ввести российский рубль на территории РБ с 2005 г., поэтому премьер-министру России Михаилу Фрадкову направлено предложение Минфина снять данный вопрос с повестки заседания правительства в мае как неподготовленный к обсуждению в согласованном с белорусской стороной виде.

31 марта. Президент РБ Александр Лукашенко, выступая на сессии Брестского областного совета депутатов, подчеркнул, что 2004 г. является решающим в реализации программы социально-экономического развития текущего пятилетия. Осложняющим обстоятельством, по словам Лукашенко, является рост цен на энергоносители, что может негативно сказаться на конкурентоспособности белорусской экономики. Учитывая это, в республике делается ставка на ускорение и качество в решении задач не только производственной сферы, но и всех сторон жизни, всех отраслей и регионов. Особое значение придается ресурсу эффективного управления, на правоохранительные структуры ложится главная нагрузка по исполнению требований директивы №1.

31 марта. Для продвижения отечественных товаров на рынки Москвы витебские власти предлагают создать оптовую сеть. На первом этапе предполагается возобновить работу ярмарок выходного дня на территории одной из управ Северного административного округа, с которым область поддерживает контакты на протяжении нескольких лет. Расширению рынков сбыта также будет способствовать открытие торговых представительств предприятий Витебской области в столице России. По итогам прошлого года, на Москву приходилось 34% товарооборота Витебской области с Россией.

31 марта. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что ситуация в воздушном пространстве на границе Белоруссии находится под контролем. Лукашенко напомнил о том, что еще в 1995 г. он обозначил проблему расширения НАТО на восток, и с тех пор высказывается по ней «настороженно».

31 марта. Министерство статистики и анализа РБ обнародовало данные о состоянии экономики за январь. Согласно им в республике на 01.02. 2004 г. убыточными были 1020 промышленных предприятий, или 44,1% от их общего числа. Доля убыточных предприятий в электроэнергетике по итогам работы в январе 2004 года составила 12,5% (в январе 2003 года - 62,5%), в топливной промышленности - 34,2% (35,9%), в черной металлургии - 40% (6,7%), в химической и нефтехимической промышленности - 35,2% (45,6%), в машиностроении и металлообработке - 40,7% (42,9%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 35,8% (33,5%), в промышленности строительных материалов - 61,8% (59,4%), в легкой промышленности - 58,2% (54,7%), в пищевой промышленности - 48,1% (46,5%).

1 апреля. В Москве вопросы союзного строительства обсудили премьер-министр России Михаил Фрадков и госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. В ходе беседы затрагивались проблемы союзного бюджета на 2004 г. и упрощенного порядка принятия союзных производственных программ.

1 апреля. Посольство Соединенных Штатов Америки выразило тревогу и обеспокоенность в связи с действиями белорусских властей против представителей белорусского гражданского общества и политических кругов. В обращении посольства содержалось упоминание о том, что США и Евросоюз уже призвали Белоруссию присоединиться к трансатлантическому сообществу демократических наций для предотвращения самоизоляции республики.

1 апреля. Представители коалиции «Пятерка плюс» выступили с заявлением, в котором призвали белорусские власти прекратить давление на политические партии и общественные объединения. По мнению руководителей ряда белорусских политических партий, правительство сегодня искусственно создает препятствия для их деятельности и ведет дело к ликвидации общественно-политической структуры оппозиции.

1 апреля. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский встретился с послом Польши в Минске Тадеушем Павляком. Стороны отметили, что в последнее время белорусско-польские отношения динамично развиваются, в процесс активного сотрудничества включились и госструктуры, и предприниматели. Павляк подчеркнул, что Польша и дальше будет стремиться к развитию диалога с республикой.

1 апреля. Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) опубликовал данные, согласно которым 64,2% белорусов готовы принять участие в выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси в октябре с.г. За последние четыре месяца количество желающих принять участие в голосовании сократилось на 10,1%. 21,4%, опрошенных в ходе социологического опроса, заявили, что не собираются принимать участия в выборах, а 14,4% — что не определились по этому вопросу. 77,1% респондентов считают себя противниками президента Лукашенко. В честность и справедливость выборов верят 16,1% граждан Белоруссии.

1 апреля. Национальный банк Беларуси (НББ) информировал о том, что за январь-март 2004 г. вклады населения в национальной валюте в банках республики выросли на 23,8% (до 1,449 трлн. бел. рублей).

2 апреля. Посольство Республики Польша в Минске выступило с заявлением, в котором говорится, что 1 апреля Белорусское государственное телевидение в программе «Права человека - взгляд в мир» оскорбило польский народ и власти, назвав Польшу «марионеточным государством». Программа БТ в заявлении польской стороны расценивается как подстрекательская,  инициирующая враждебное отношение к полякам, идущая против политики белорусских властей, которые стремятся улучшить климат двухсторонних отношений с Польшей.

2 апреля. Президент России Владимир Путин направил поздравительное послание президенту РБ Александру Лукашенко по случаю Дня Единения. В послании, в частности, отмечено, что этот праздник символизирует историческое стремление и твердую волю братских народов России и Белоруссии строить отношения самого тесного взаимодействия во всех областях жизни в рамках Союзного государства. В аналогичном послании Александра Лукашенко подчеркивалось, что торгово-экономические отношения двух стран успешно и динамично развиваются, все полнее используется богатейший потенциал взаимовыгодного сотрудничества.

2 апреля. Госдума России приняла заявление, в котором говорится, что 2 апреля 2004 г. исполнилось 8 лет со дня начала нового этапа объединения двух братских народов  России и Белоруссии. Жизнь подтвердила правильность выбранного пути – создание Союзного государства. Депутаты выразили уверенность во всестороннем и взаимовыгодном сотрудничестве двух стран, несмотря на наличие ряда нерешенных проблем.

2 апреля. Собственное печатное издание появилось у белорусов, проживающих в России. К своему 5-летию и Дню единения народов Белоруссии и России федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России» выпустила первый номер газеты «Белорусы России».

2 апреля. Белорусские парламентарии приняли в двух чтениях законопроект об организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ.

2 апреля. В Посольстве Республики Беларусь в Китайской Народной Республике состоялась встреча представителей деловых кругов Белоруссии и Китая по вопросам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран. В мероприятии приняли участие представители белорусских предприятий в Китае: «МЗКТ»,  «Беларуськалий», «БелАЗ», «Трансавиаэкспорт», «Полимастер», а также представители китайских инвестиционных компаний, комитетов по внешнеэкономическим связям и промышленно-торговых компаний.

2 апреля. Пресс-секретарь МИД РБ Андрей Савиных сообщил, что Белоруссия активно ведет диалог с руководящими органами НАТО. Минск, по его словам, рассчитывает на то, что НАТО будет придерживаться принятых политических обязательств по неразмещению на постоянной основе на территориях новых стран-членов существенных наземных и воздушных боевых сил.

2 апреля. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков в очередной раз подтвердил, что Россия по-прежнему готова и открыта к диалогу с Белоруссией по вопросу о введении единой валюты. Вместе с тем, по словам Фрадкова, белорусская сторона выдвинула такие условия, которые делают невозможным введение российского рубля в Белоруссии с 2005 г. Российская сторона будет выстраивать отношения с Минском не только с учетом того, что они отягощены определенными сложными проблемами, но, прежде всего, исходя из интересов России, поскольку Белоруссия – «это один из первых приоритетов».

2 апреля. Председатель КГБ Белоруссии Леонид Ерин, выступая в Национальном собрании РБ, сообщил, что его ведомство задержало 100 тысяч долларов США, якобы предназначавшихся для финансирования белорусской оппозиции.

4 апреля. В Гомеле было введено чрезвычайное положение в связи с сильнейшим половодьем на реке Сож. Местные милиция, спасатели, коммунальные службы и аварийные группы "Гомельэнерго" были переведены на работу в чрезвычайном режиме. Несмотря на успокоительные прогнозы, сделанные ранее республиканскими компетентными органами и СМИ, уровень воды в Соже поднялся до 648 см, что на более чем 80 пунктов превышает критическую отметку. Часть домов, расположенных вдоль берега, были подтоплены. Службы МЧС эвакуировали жильцов этих домов, переселяя их в гостиницы и общежития.

5 апреля. В Москве была достигнута договоренность о проведении совместной операции по пресечению деятельности организованных преступных групп, которую должны провести министерства внутренних дел Белоруссии и России. Широкомасштабную спецоперацию планируется провести в приграничных регионах двух государств. Она также будет направлена на предотвращение контрабандного вывоза культурных ценностей, драгоценных камней и металлов, нелегального оборота автотранспорта, оружия, а также на перекрытие каналов нелегальной миграции и торговли людьми.

5 апреля. Ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Аксенов заявил о том, что единая валюта России и Белоруссии может быть введена не раньше 2006 г. Белорусская сторона, по мнению Аксенова, придерживается того подхода, что единое платежное средство может быть введено только после осуществления комплекса других важных мер по укреплению Союзного государства, в том числе по решению таможенных вопросов, устранению косвенных налогов и объявлению равных прав собственников.

7 апреля. Президент РБ Александр Лукашенко назначил Владимира Сенько послом республики в Бельгии, постоянным представителем при Европейских сообществах и представителем Белоруссии при Организации Североатлантического договора.  Белоруссия, по словам Лукашенко, сказанными при назначении Сенько, намерена эффективно продвинуть свои отношения с европейскими странами и усилить этот вектор внешней политики.

7 апреля. В Минске началось десятое заседание Белорусско-Польской смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого рассмотрено ряд вопросов. Особое внимание участники встречи уделили обсуждению перспектив развития взаимовыгодного сотрудничества после присоединения Польши к Европейскому союзу, а также совместным проектам в области энергетики, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, банковской сфере, сельском хозяйстве, туризме, охраны окружающей среды. Было отмечено, что белорусско-польский товарооборот за 2003 г. вырос почти на 60% и составил 783 миллиона долларов США.

8 апреля. Президент РБ Александр Лукашенко издал указ о мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства. Положения документа направлены на увеличение объемов продаж внутри республики автомобилей и автобусов белорусского производства, а также на создание конкурентных условий лизинга. Кроме того, данный указ предусматривает недопущение использования облисполкомами средств транспортного сбора на приобретение по импорту автомобильных транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров, за исключением автобусов малой вместимости, не производимых в Белоруссии.

8 апреля. Палата представителей Национального собрания Белоруссии на пленарном заседании ратифицировала соглашение между странами СНГ о мерах по предупреждению использования ложных товарных знаков и географических указаний. Присоединение Белоруссии к договору позволит юридическим и физическим лицам республики пользоваться на территории государств Содружества едиными способами защиты своих прав на товарные знаки и географические указания.

9 апреля. В Минск прибыла делегация Правительства Москвы под руководством вице-мэра Москвы Валерия Шанцева для участия в первом заседании Совета делового сотрудничества Белоруссии и Москвы.   Были подписаны соглашение о Совете делового сотрудничества РБ и Москвы, соглашение о сотрудничестве в сфере предпринимательства между министерством экономики РБ и департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Москвы, а также соглашение о сотрудничестве между министерством информации РБ и комитетом по телекоммуникациям Москвы.

9 апреля. Начался визит делегации Народно-освободительной армии Китая (НОАК) во главе с заместителем командующего Пекинским военным округом генерал-лейтенантом Чэнь Ситао в РБ.  Цель визита - дальнейшее развитие двустороннего военного сотрудничества. С членами делегации НОАК встретился министр обороны РБ генерал-полковник Леонид Мальцев. Делегация китайских военных также посетила 120 гвардейскую отдельную механизированную бригаду и Военную академию РБ, где ознакомилась с подготовкой военных кадров, организацией учебного процесса и материально-технической базой.

9 апреля. Палата представителей Национального собрания РБ обратились с призывом к депутатам Словении, Литвы, Латвии и Эстонии способствовать скорейшему присоединению своих стран к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Также депутаты предложили государствам-членам НАТО ускорить ратификацию соглашения об адаптации ДОВСЕ. Белоруссия, отмечается в документе, осознает необходимость налаживания с Североатлантическим альянсом конструктивного взаимодействия для обеспечения как национальной, так и общеевропейской безопасности. В документе отмечается, что представители законодательной ветви власти должны быть привлечены к формированию эффективной модели международной безопасности.

10 апреля. Протокол первого заседания Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и города Москвы подписали в Бресте руководитель делегации правительства российской столицы Валерий Шанцев и вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков. Как было отмечено обеими сторонами, этот документ предусматривает создание механизмов организации и функционирования системы по укреплению двусторонних торгово-экономических отношений. По словам Валерия Шанцева, Москва заинтересована в увеличении поставок высококачественной белорусской продукции. В ходе нынешнего визита делегация российской столицы отметила немалые возможности в укреплении деловых связей с Брестской областью.

12 апреля. Заместитель генерального прокурора Белоруссии Виктор Прус, выступая перед парламентариями, заявил, что удельный вес теневой экономики в республике составляет 17-18% валового внутреннего продукта (свыше 2 млрд. долларов США). Коррупция в РБ носит распространенный характер - по данным прокуратуры, в республике в 2003 г. было зафиксировано 4,815 тыс. коррупционных преступлений, по которым было возбуждено 946 уголовных дел в отношении 1,246 тыс. человек. Однако депутаты Палаты представителей не поддержали проект закона «О борьбе с коррупцией».

12 апреля. Правительство Белоруссии приняло постановление о сокращении удельного веса бартера в расчетах с 14,9% до 2%. Долю неденежной формы расчетов в выручке планируется снизить с 25,5% до 14%. За 2003 г. удельный вес неденежных расчетов в оплаченной выручке сократился с 31,1% до 25,5%, в том числе бартера - с 21,2% до 14,9%.

14 апреля. Президент РБ Александр Лукашенко поручил правительству проработать все аспекты взаимоотношений Белоруссии с Европейским союзом и предложить перечень мер по обеспечению национальных интересов в этой сфере.

15 апреля. Решением правительства Белоруссии ввоз белого(тростникового) сахара в республику с этой даты будет осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых министерством торговли РБ. Для ввоза белого сахара, произведенного из свекловичного сырья, необходимо будет иметь два соответствующих сертификата.




Свертывание российско-белорусской интеграции

Александр Фадеев

В начале апреля произошли серьезные изменения в российско-белорусских отношениях, которые свидетельствуют о новом качестве в подходе Москвы к интеграции. Наиболее четко эти изменения охарактеризовал министр финансов России Алексей Кудрин – сроки интеграции растягиваются, и Белоруссии не следует в рамках процесса подготовки к объединению надеяться на дополнительные дотации с российской стороны. Из-за неготовности правительства Белоруссии к конструктивному обсуждению проблемы перехода на единую с Россией валюту кабинет министров Михаила Фрадкова окончательно отказался от намерения ввести российский рубль на территории РБ с 1 января 2005 года. Главным препятствием на пути к компромиссу является желание Белоруссии за отказ от использования белорусского рубля на собственной территории истребовать от Москвы порядка 5 млрд. долларов США, причем, 2 млрд. единовременно. Минск дал понять, что только стабилизационный кредит в объеме 20 млрд. рублей, который готово выделить под процесс перехода на единую валюту российское министерство финансов, его не устроит.

В начале апреля представитель Национального банка Беларуси Сергей Дубков напомнил о том, что привязка курса белорусского рубля к российскому была ранее (в июне 2003 г.) отложена на год решением Александра Лукашенко. Осуществить такую жесткую привязку национальной валюты Белоруссии к российскому рублю планировалось 1 июля 2004 г., однако, указа президента РБ по этому поводу до сих пор нет. Одновременно глава НББ Петр Прокопович продолжил уверять общественность Белоруссии и России о высокой степени готовности пакета соглашений с российскими финансистами и всячески выражать надежду, что правительство Фрадкова вернется к рассмотрению белорусского (компенсационного) варианта перехода на единый рубль.

Жесткие требования белорусского правительства, направленные на получение от России крупных дополнительных компенсаций при потенциальном переходе на единую валюту, привели к ответному шагу с российской стороны: компенсаций не будет, пакет предложений правительства России по механизму введения единой валюты сформирован, и оно его смягчать в угоду завышенным запросам Минска не намерено. Более того, было заявлено, что российское правительство в текущем году возвращаться к этой теме не собирается. Вице-премьер России Александр Жуков в день Единения обвинил Белоруссию в том, что та тормозит принятие решения по вопросу о едином валютном пространстве двух государств и намеренно превращает его в политический. Все это, по мнению Жукова, происходит из-за непонимания Минском выгоды от введения российского рубля.

В свою очередь глава правительственного аппарата Белоруссии Сергей Сидорский попытался снова увязать проблему перехода на единую валюту с вопросами создания равных условий для субъектов хозяйствования двух стран, удовлетворением требования республики о единых ценах на энергоносители, а также с покрытием Россией тех издержек, которые якобы несет белорусская сторона от существующего порядка взимания косвенных налогов. Министерство финансов России немедленно отреагировало и внесло в правительство РФ несколько поправок в Налоговый кодекс наряду с комплексом законопроектов по налоговой реформе. Суть этих мероприятий состоит в том, что Россия должна отказаться в отношениях с РБ от существующего принципа взимания НДС – по стране происхождения товара. Таким образом, предполагается, что со следующего года Белоруссия лишится статуса единственного государства, с которым Россия придерживалась подобного механизма взимания НДС. Теперь обе страны перейдут на международные принципы взимания косвенных налогов «по стране назначения», за исключением российских энергоносителей (природного газа, нефти). Россия тем самым купирует претензии белорусской стороны на выплаты ей компенсаций (до 250 млн. долларов в год) за потери, которые она якобы несет от ныне действующего порядка уплаты НДС по принципу «страны происхождения».

Внешне все выглядит так, что белорусское правительство победило и в результате пятилетней борьбы добилось, наконец, от России изменения системы взимания косвенных налогов в пользу Белоруссии. Однако на деле республике придется забыть о компенсации со стороны России той суммы потерь от недополученного с 2000 года НДС, которая определена путем подсчета (по неизвестной, правда, методике) специалистами министерства финансов РБ. Сумма значительная – около 800 млн. долларов США. Этот объем финансовых средств действительно мог быть переведен в бюджет республики Москвой, но  только при условии продолжения строительства Союзного государства, с момента создания единого валютного пространства. Президент РБ Александр Лукашенко, как известно, от введения единой валюты на территории республики решительно отказался еще летом прошлого года. Переход на принцип взимания НДС по стране назначения при определенных условиях способен приносить Белоруссии до 60-70 млн. долларов в год дополнительно. В то же время белорусским предприятиям-экспортерам товаров в Россию придется понести немалые убытки, поскольку они будут вынуждены уплачивать НДС и в бюджет РБ и в российский бюджет. Это объясняется тем, что между Россией и Белоруссией нет соглашения об избежании двойного налогообложения, а белорусская сторона не считает подписание подобного документа актуальным и соответствующим ее интересам.

Кроме того, не исключено, что новый порядок уплаты косвенных налогов вызовет новый виток взаимных подозрений в образовании «серых» и «черных» зон, сокрытии партий экспортно-импортных товаров, пересекших российско-белорусскую границу. Это неизбежно породит стремление обеих стран воссоздать в полном объеме таможенную границу. Таможенные барьеры и удушение экспортного потенциала белорусских предприятий путем двойного налогообложения объективно приведут к сужению потока товаров, поставляемых в Россию. Эти факторы, а также прогнозируемый рост цен на энергоресурсы не позволят Белоруссии выполнить запланированную ее правительством программу масштабной экспортной экспансии на рынок России.

Что касается создания равных условий для российских и белорусских субъектов хозяйствования, о которых столь активно радеет премьер-министр РБ Сидорский, то следует подчеркнуть, что правительственные круги Белоруссии озабочены исключительно патронированием собственных предприятий, имеющих экономические или торговые интересы на пространстве России, и, чаще всего, за счет ограничения потенций российских производителей. Поэтому в порядке вещей стало ущемление интересов российских компаний-импортеров, которые изначально ставятся в невыгодные условия, из-за этого проигрывая на внутрибелорусском рынке конкурентам не только из Белоруссии, но и из других государств. Убытки российских компаний исчисляются многими десятками миллионов долларов. Союзная Белоруссия сегодня занимает третье место (после Евросоюза и Индии) в списке стран мира, которые ввели наибольшее количество запретов (тринадцать!) на ввоз товаров из России. Эти ограничения по импорту продукции российских предприятий находятся в вопиющем противоречии с договором о Таможенном союзе 1995 г., договором 1999 г. о создании Союзного государства, другими двусторонними и многосторонними соглашениями, подписанными ранее белорусской стороной.

Исходя из этих международных документов, следует отнести лицензирование и квотирование Минском таких товарных групп, импортируемых из России на территорию республики, как мука, крупы, мыло, маргарин, пиво, хлебобулочные изделия, сахар, океаническая рыба, морепродукты, табачные изделия, бензин и дизельное топливо в качестве незаконных мер белорусского правительства и региональных властей РБ. Действия в данном направлении правительства и облисполкомов республики противоречат стратегии экономической интеграции, политике укрепления регионального торгово-экономического сотрудничества двух стран, в котором с российской стороны активно участвуют 79 субъектов Российской Федерации, предоставивших Белоруссии наиболее благоприятные условия для развития кооперативных связей, торговли и развития республиканской товаропроводящей сети на своей территории.

В политическом отношении знаковым событием следует признать назначение Владимира Сенько в Брюссель, постоянным представителем при Европейских сообществах и представителем Белоруссии при Организации Североатлантического договора.  Лукашенко, приняв это кадровое решение, специально подчеркнул, что Белоруссия намерена эффективно продвинуть свои отношения с европейскими странами и усилить этот вектор внешней политики. Сенько, по убеждению белорусского лидера, сумеет в ближайшие годы поставить на нужные рельсы сотрудничество Белоруссии с европейскими организациями и Европой в целом. При этом Лукашенко ограничил партнерство с Россией исключительно рамками Союзного государства, которое, как известно, так и не создано. Белоруссии ее президент предначертал путь возвращения на европейское политическое пространство, поскольку республика не только является частью, но и центром Европы, и быть вне ее не может.

Почему же Лукашенко так уверен в успешной миссии «одного из самых выдающихся белорусских дипломатов» - Владимира Сенько? Владимир Леонович Сенько с 1994 по 1997 год возглавлял внешнеполитическое ведомство Белоруссии при молодом тогда президенте Лукашенко. В министерстве иностранных дел СССР, где Сенько проработал почти 17 лет до возвращения в Белоруссию, он считался специалистом по Польше, язык и политический класс которой знает досконально. Став министром иностранных дел Белоруссии, Владимир Сенько разработал особую внешнеполитическую концепцию «многовекторности», которая пользовалась поддержкой Александра Лукашенко и исходила из того, что Белоруссия должна реализовывать роль связующего звена между Западом и Востоком. Однако при этом Белоруссия не будет нейтральным государством, поскольку нейтралитет, по убеждению Сенько, не может видеться в категориях романтического идеализирования и обретет реальные очертания только при условии появления у Минска внешних гарантов (стран или блоков) безопасности республики. С этой точки зрения для Белоруссии приоритетны интеграция в европейское сообщество, прежде всего, в Евросоюз, программы сотрудничества с НАТО и независимость национальной экономики от России.

Кроме того, концептуально главнейшей точкой опоры Белоруссии в мире, а также в рамках интеграции с Евросоюзом  определялась Германия. Именно на этом направлении, по мнению Сенько, Белоруссии необходимо «достигать особой концентрации сил и средств». Германия рассматривается Сенько как образец государства, где знаменитая немецкая основательность и гигантская мощь современного промышленного потенциала позволили достичь впечатляющего исторического успеха. Что касается России, то, как считает Владимир Сенько, насильственное воссоединение с ней Белоруссии два века назад роковым образом прервало нахождение белорусской нации в европейской социально-политической, экономической и культурной среде. Поэтому даже укрепляя с Россией торгово-экономические связи Белоруссия должна любой ценой возвращаться в Европу, интегрироваться в ее единый хозяйственный комплекс. Заботой республиканского руководства должно стать и создание внутренних условий для западных инвесторов, которые не должны бояться вкладывать свой капитал в белорусскую экономику. Но, в виду того, что процесс вхождения в Евросоюз может идти достаточно длительный период времени, то Минску, наряду с последовательным уменьшением гипертрофированной экономической зависимости от России, следует избегать до времени резкого обрыва хозяйственных связей с ней.

Однако, критикуя республиканское руководство Белоруссии за отсутствие реальных действий в целях сближения с Россией, не стоит идеализировать позицию в этом вопросе и российской стороны. Так, например, довольно странными кажутся шаги России по частичному восстановлению государственной границы с Белоруссией. С марта этого года ФПС России в одностороннем порядке на своей территории ввела пограничную зону с Гомельской областью Республики Беларусь. Конечно, можно предположить, что здесь дело не столько в Белоруссии, сколько в проблемах, исходящих с прилегающей к Гомельской области украинской территории, с «Новгород-Северского угла». В то же время нельзя исключать, что зональное пограничное строительство ФПС под флагом борьбы с наркотрафиком и мигрантами будет продолжено: тогда следует ждать воссоздания погранзон на всей 990 км российско-белорусской границе. Вряд ли такая политика будет вписываться в рамки российско-белорусской интеграции.




Республика,
1 апреля 2004

Путь интеграции

Сергей Мартынов (министр иностранных дел РБ)

Восемь лет отделяет нас от знаменательного для белорусского и российского народов события. 2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Этот день стал началом процесса широкомасштабной интеграции двух стран и вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. За прошедшие годы проделана значительная работа по сближению двух государств. Пройден большой и ответственный путь от образования Сообщества Беларуси и России до построения контуров будущего Союзного государства.

Чего же реально мы достигли, какова отдача от принятых решений для граждан наших стран? Приведу лишь несколько примеров. К настоящему времени практически решены вопросы обеспечения равных прав гражданам Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. Сегодня на граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт при въезде на территорию России. Белорусам и россиянам обеспечены равные права на получение образования в учебных заведениях Республики Беларусь и Российской Федерации.

Мы продолжаем активную работу по созданию единого экономического и таможенного пространства. Ежегодно формируется и работает бюджет Союзного государства, за счет которого с 1998 года полностью или частично профинансировано выполнение 23 совместных программ. Достаточно упомянуть такие из них, как «Развитие дизельного автомобилестроения», «Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации», Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства. Наше сотрудничество в рамках этих программ эффективно развивается на протяжении уже нескольких лет, давая реальную экономическую отдачу.

Товарооборот между Беларусью и Россией за прошедшие восемь лет увеличился почти в 2 раза и в 2003 году достиг рекордного уровня, превысив 12 млрд.долларов США.

Четко и точно выполняется программа МИДов Беларуси и России по согласованным действиям во внешней политике.

Перечисленные мной примеры проводимой работы по созданию Союзного государства убедительно свидетельствуют о несомненных позитивных результатах объединительного процесса для белорусов и россиян. Конечно, сказанное не означает, что все у нас идет без проблем, быстро и безболезненно. Имеются разногласия во взглядах на последовательность шагов по формированию единого экономического пространства. Хорошее, важное, крупное никогда не бывает простым.

К примеру, важным направлением экономического сближения двух стран является сотрудничество в топливно-энергетической сфере, которое имеет существенное социальное и политическое значение. Несмотря на соблюдение белорусской стороной всех своих обязательств, вопрос поставок в Беларусь газа в полном объеме на условиях заключенных ранее белорусско-российских соглашений пока не решен. Стороны продолжают работу по согласованию условий поставок российского природного газа в нашу страну. Сегодня, к сожалению, также допускается отставание в выполнении ряда мероприятий по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Уверен, вместе с российской стороной мы будем продолжать активную работу по улаживанию возникающих интеграционных проблем. У обеих сторон есть желание и готовность совместно находить взаимоприемлемые решения таких вопросов в интересах граждан Беларуси и России.

Сегодня мы вышли на этап принятия действительно важных и ответственных решений для белорусско-российской интеграции на базе Договора о создании Союзного государства. Убежден, что здесь нужно действовать очень взвешенно, не забегая вперед, не допуская опрометчивых непродуманных шагов. При этом крайне важно неукоснительно соблюдать закрепленные Договором о создании Союзного государства основополагающие принципы нашей интеграции: равноправие Беларуси и России, учет взаимных интересов, соблюдение баланса между сохранением национального суверенитета и передачей части полномочий интеграционным органам.

И самое главное: развитие интеграционных процессов должно приносить реальные плоды нашим гражданам, обеспечивать повышение жизненного уровня белорусов и россиян. Именно в этом заключается главный смысл создания Союзного государства.




Восемь лет идее Союза Белоруссии и России

Владислав Лосев (Минск)

Прошло 8 лет с той поры, когда впервые после разрушения Советского Союза на постсоветском пространстве двумя бывшими советскими республиками – Российской Федерацией и Республикой Беларусь – были юридически оформлены намерения воссоздать общее государство. Вначале было создано Сообщество Белоруссии и России, затем Союз и, наконец, в декабре 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

 Восемь лет срок немалый и за это время, при желании, можно было не только выстроить новое белорусско-российское государство, но уже и забыть о взаимно «незалежном» существовании. Однако реального воссоединения, к сожалению, пока не получилось. Имеются только намерения, которые регулярно подтверждаются президентами Белоруссии и России, но дело, похоже, серьезно застопорилось.

Подписывая Договор о создании Союзного государства и сопутствующую ему Программу действий РФ и РБ по реализации Договора о создании Союзного государства, Республика Беларусь и ее президент приняли на себя серьезные, но вполне выполнимые обязательства, в первую очередь, в области экономики, в соответствии с которыми должно было произойти глубокое реформирование белорусского народного хозяйства в сторону рыночных отношений.

 Под выполнение названных Договора и Программы Российская Федерация все эти годы предоставляла Белоруссии, а по многим позициям  предоставляет и в настоящее время,  экономическую помощь в виде продажи по заниженным ценам сырья и энергоресурсов, технических кредитов Национальному банку РБ на поддержание белорусской валюты, а также различных льгот белорусским предприятиям, действующим на российском рынке. Программа действий, помимо прочего, содержала и сроки выполнения предусмотренных в ней этапов интеграции, большинство из которых уже истекли, оставшись не выполненными. Не осуществлен переход к единой налоговой политике (срок исполнения – 2001 г.) и соответственно не принят налоговый кодекс Союзного государства (срок исполнения – 20001-2002 г.г.), не создано белорусско-российское газотранспортное предприятия (переговоры после серии скандалов, устроенных А.Г. Лукашенко зашли в тупик), не сформированы приемлемые условия для участия российского капитала в приватизации белорусских предприятий.

Более того, административным путем создаются всевозможные препятствия для деятельности российских деловых кругов в Белоруссии. А ведь широкое участие российского капитала в белорусской экономике является одним из необходимых условий необратимости воссоединительных процессов Белой Руси и России.

Кроме того, до сих пор так реально и не созданы единая система ПВО (очередные успокаивающие заявления высокопоставленных военных чиновников можно не принимать в расчет) и единая региональная  группировка войск Союзного государства. Не восстановлено в полном объеме вещание в Белоруссии российских теле- и радиоканалов и не понятно когда будут проведены выборы в союзный парламент. Таких не решаемых проблем накопилось слишком много, и они уже начинают «стягиваться» в серьезный узел противоречий, который может поставить под угрозу весь процесс воссоединения. 

Торможение происходит в основном по вине белорусского руководства, которое, преследуя сиюминутные и сугубо личные цели, уже серьезно препятствует не только строительству общего государства, но и социально-экономическому и политическому развитию самой Белоруссии.

В то же время вопреки совместным антироссийским пропагандистским стараниям властей (начиная с осени 2001 г.) и оппозиции, примерно половина граждан республики стабильно выступает за объединение с Российской Федерацией. Однако большинство из них уже не связывает успешное завершение воссоединения Белоруссии и России с именем А.Г. Лукашенко как собственно и дальнейшее будущее Белоруссии. Так, по данным опроса проведенного белорусским Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) в марте 2004 года за действующего главу Республики Беларусь готовы отдать голоса 33,9 процента избирателей, за кандидатуру же  альтернативную А.Г. Лукашенко, но при этом пользующуюся поддержкой Москвы хотели бы проголосовать 49 процентов граждан.

Показательной представляется существующая степень популярности в республике и лидеров антироссийской оппозиции, которые не только совершают постоянные челночные поездки в страны Евросоюза и США, но и в последнее время зачастили в поисках поддержки в Москву. К примеру, выступавший 21 и 22 февраля 2004 года в программах «Зеркало» и «Вести недели» телеканала «Россия» в качестве эксперта по Белоруссии председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько имеет поддержку в белорусском обществе в 1,4 процента. А у депутата нижней палаты белорусского парламента бывшего генерала танковых войск Валерия Фролова (неоднократно называл своим другом лидера чеченских боевиков Масхадова), который уже высказал свои президентские притязания, популярность составляется 0,8 процентов. Подобный рейтинг имеют и другие лидеры оппозиционных сил.

Но, несмотря на такие низкие показатели популярности лидеров антироссийскую оппозицию в Белоруссии нельзя недооценивать хотя бы потому, что она  неплохо организована, имеет многочисленные печатные органы (в том числе и в виде  вкладышей в популярные российские издания) и получает постоянную финансовую и организационную поддержку со стороны США и Европейского Союза.

 Например, в соответствии с отчетом Госдепартамента США опубликованного в белорусской оппозиционной печати в 2003 финансовом году (период с 1.10.02 г по 30.09.03 г.) «помощь Белоруссии» составила  9,5 миллионов долларов. Из них на выполнение демократических программ было выделено 8,9 млн. долларов, на экономические и социальные реформы – 0,1 млн. долларов, на гуманитарную поддержку – 0.5 млн. долларов.

 Помимо США высказал намерение вкладывать деньги в Белоруссию, с целью «сделать из белорусов проевропейски настроенную нацию», и Евросоюз. Так еще в феврале 2003 года Европарламент предложил Еврокомиссии разработать специальную стратегию в отношении Белоруссии, направленную «на поддержку демократизации и создание рыночной экономики».

 При этом Европарламент посчитал необходимым, чтобы Еврокомиссия запустила в Белоруссии программу малых грантов в объеме 10 млн. евро и расширила действие в РБ «культурных» программ – «Сократ» и «Леонардо да Винчи», а также природоохранных – «Природа-2000» и «Птицы».

Помимо этого Европарламент предложил создать на территории Польши и Литвы систему оппозиционного  антироссийского телевизионного вещания, которое бы охватывало своими трансляциями всю территорию республики.

Необходимо отдавать себе отчет,  что в случае успешного внедрения этих программ в Белоруссии могут произойти очень серьезные изменения в общественных настроениях и предпочтениях, так как в антирусское и антиправославное «перевоспитание» белорусского населения будут вкладываться большие деньги.

Так бюджет программы «Сократ» (данная и подобные ей программы предназначены для формирования проевропейского лобби в странах-кандидатах в ЕС) на период 2000-06 г.г. составляет 1,85 млрд. евро. Причем сама программа состоит из ряда подпрограмм различной направленности: «Эразм» (оплата обучения студентов в университетах Европы), «Комениус» (школьное образование), «Грюндтвиг» (образование для взрослых), «Минерва» (развитие дистанционных методов образования). Кроме «Сократа» со стороны Евросоюза в Белоруссии предполагается осуществлять программу «Молодежь Европы» (обмены, выезд и проживание в европейских семьях, партнерство школ) с бюджетом на 2000-06 г.г. в 520 млн. евро и программу «Леонардо да Винчи» по работе с педагогическими кадрами – бюджет 1,15 млрд. евро и так далее.

Еще в январе 2003 года представители Европарламента (Элизабет Шрёдтер, член комиссии иностранных дел, прав человека, общей безопасности и оборонной политики ЕС, вице-президент делегаций ЕС-Белоруссия, ЕС-Украина) получили от тогдашнего посла Белоруссии в Брюсселе Сергея Мартынова (ныне министр иностранных дел РБ) согласие Республики Беларусь на участие в «культурно-образовательных» программах Европейского Союза. Единственным препятствием для полномасштабного разворачивания программ Евросоюза в Белоруссии, по словам Шрёдер, является «невостановленность в республике базовых демократических ценностей». В любом случае все находится на старте и готово к массированному «европромыванию» мозгов белорусских граждан.

Совсем иная картина наблюдается со стороны Российской Федерации. Складывается впечатление, что российское руководство просто не волнует развитие обстановки в Белоруссии после 2006 года (год президентских выборов). В любом случае практически ничего не делается для формирования в Белоруссии пророссийского (западнорусского) гражданского общества. Причем речь идет не о создании каких-то оппозиционных Александру Лукашенко структур, а о консолидации тех сил в белорусском обществе, которые при любом развитии событий не позволят оторвать Белоруссию от России и сорвать процесс белорусско-российского воссоединения. Что касается отношения российской элиты к  политическим планам действующего белорусского президента, то оно должно исходить в первую очередь из стратегических интересов России и Белоруссии, а не из формально-правовой логики, так как в настоящее время главным препятствием  броску НАТО под Смоленск выступает именно Александр Лукашенко.

Итак, прошло восемь союзных лет, которые во многом  оказались годами безответственности политических элит, разочарования общественности и бесконечного топтания на месте. Пришло время прекратить эту порочную практику и задуматься, наконец, об общерусской пользе.




Дорогой Союза, а не Унии

Лев Криштапович (Минск)

Исторический путь развития Беларуси проходил в русле национального, культурного, цивилизационного единства с Россией. Для белорусского и русского народов характерны языковое родство, единство образа жизни и территории, одна и та же социально-нравственная система ценностей, одни и те же мировоззренческие и политические убеждения, общность исторической судьбы. Общеизвестно: попытки польской шляхты привлечь белорусское крестьянство к своей борьбе против России всегда терпели крах. Ибо белорусы прекрасно понимали, что их недруг не Россия, а польский пан и антинациональный иезуитизм. Сами иезуиты, видя провал своего миссионерства в среде белорусов, в сердцах произносили: «Грубый и окаменелый в схиме (православии. – Л.К.) народ».

Белорусская государственность сформировалась в условиях восточнославянского цивилизационного времени и пространства, союза с русским народом, совместного строительства Союзного государства, т.е. союзной, национальной модели развития в противоположность модели унионной, антинациональной. Терминологически понятия «союз» и «уния» тождественны, но за этим формальным тождеством скрывается принципиально разное философско-историческое содержание. Уния Беларуси с Польшей всегда была реакционна, антинациональна, поскольку ставила своей целью денационализацию белорусского народа. Союз Беларуси и России всегда был прогрессивен, национален, поскольку способствовал сохранению ментальных характеристик белорусского народа, сохранял условия для национального возрождения и государственного строительства. Вот почему всякие концепции «вхождения Беларуси в Европу», «Европейскую унию» будут вести к утрате государственной независимости Республики Беларусь, к денационализации белорусского народа, т.е. к его исчезновению.

В геополитическом контексте противоположность между союзной парадигмой и унионной моделью развития Беларуси выступает как противоположность между интеграцией и глобализацией. Формально интеграция и глобализация рассматриваются как тождественные процессы. Но фактически они означают принципиально противоположные варианты мирового развития. Глобализация является антиинтеграционной парадигмой, сущность которой сводится к бесплатному присвоению природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей. В известной степени это признает лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 г. Джозеф Стиглиц, который отмечает, что «существует большой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты».

Объединение в рамках Европейской унии идет в русле глобализации, которая так или иначе ориентирована на закрепление привилегированного положения западных стран в системе международных отношений и создание однополюсного мира. Строительство же Союзного государства Беларуси и России основывается не на стратегии однополюсного глобализма, а на стратегии многополюсной интеграции, сущность которой заключается в установлении справедливых взаимоотношеий между всеми государствами мирового сообщества. Интеграционная парадигма Союзного государства основывается на справедливом доступе к экономическим и финансовым возможностям для всех стран, на их взаимном интересе, радикальной демократизации международных финансовых институтов на основе общепризнанного международного принципа «одна страна – один голос».

В этнокультурной сфере противоположность между союзным и унионным принципами общественного и государственного развития Беларусь выступает как противоположность между национальной культурой и так называемой западной «цивилизованностью». Еще Л.Н.Толстой отмечал различие между подлинной культурностью и мнимой цивилизованностью. «Как легко усваивается то, что называется цивилизацией. Пройти университет, воспользоваться услугами портного и парикмахера, прикупить кое-что, съездить за границу – и готов самый цивилизованный человек. А для народа – побольше газет, партий, бульваров, парламентов – и готов цивилизованный народ. Как легко. От того и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение. Первое не требует усилий, второе же требует напряженного труда и всегда гонимо, презираемо, ненавидимо толпой потому, что обличает всю ложь цивилизации».

Подлинная культура базируется не на заимствованных принципах и институтах, а на национальной системе ценностей. Необходимо уважать национальные ценности и формировать чувство самоуважения. Навязывание чуждых ценностей подрывает уверенность человека в своих силах. «В основе национальной ответственности и расширения возможностей человека, - как подчеркивается в Докладе Программы развития ООН за 2003 год, - лежит чувство самоуважения». Союзный вектор развития Беларуси и России как раз и аккумулирует в себе национальную систему ценностей наших народов, их высокую духовность, культуру и человечность.

В сфере политики противоположность между Союзом и Унией проявляется как противоположность между народным пониманием демократии и западной трактовкой демократии, как противоположность между народовластием и олигархической формой правления. Дело в том, что в конституционном праве США под демократией понимается «охрана прав меньшинства». В американских политических трактатах утверждается. Что если «большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой». Очевидно, что такое понимание демократии никак нельзя назвать демократическим, поскольку изначально устанавливается, что интересы большинства должны законодательно подчиняться интересам меньшинства, т.е. большинство граждан должно руководствоваться не своим общим интересом, а частным интересом, интересом меньшинства. Но ведь такое государство будет уже являться государством меньшинства, а не большинства, т.е. государством не демократическим, а олигархическим. При такой трактовке демократии повисает в воздухе сама идея правового государства, ибо такое государство не включает в свою обязанность охранять права большинства, защищать не только частные, но и общие интересы. Западная политическая система по своей природе является не демократической, а олигархической. Таким образом, унионный сценарий политического развития Беларуси ведет к установлению не демократии, а режима олигархии в нашем обществе.

Союзная модель развития, основывающаяся на историческом опыте наших братских народов, как раз и представляет собой демократическую модель строительства Беларуси и России. Стратегия развития Республики Беларусь в современных условиях заключается в том, чтобы жить в согласии с Европейской унией, но следовать национальной дорогой строительства Союзного государства на постсоветском пространстве.

Вопросы становления Союзного государства в виртуальном пространстве

В Доме прессы  в Минске состоялся белорусско-российский интернет-видео круглый стол «8 лет вместе. Проблемы становления и развития Союзного государства».

В интернет-видео круглом столе  приняли участие:

в московской студии

- Бородин Павел Павлович – Государственный секретарь Союзного государства.

в минской студии

- Тур Андрей Николаевич –  заместитель министра экономики Республики Беларусь;

- Панферова Людмила Андреевна – заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;

- Шолодонов Василий Иванович – руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске;

- Машерова Наталья Петровна – депутат палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Комиссии по информационной политике и взаимодействия с общественными объединениями Парламентского собрания Союза Беларуси и России;

- Костян Сергей Иванович – заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

- Концевой Николай Васильевич – заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России;

- Крюков Дмитрий Александрович – начальник Управления регионов России Министерства иностранных дел Республики Беларусь;

- Аверьянов Александр Казимирович – заместитель начальника Управления России и Союзного государства Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Изначально (по предварительной договоренности с московскими партнерами) предполагалось, что интернет-видео-мероприятие будет носить характер «круглого стола», однако в ходе мероприятия произошло изменение формата. Фактически вместо «круглого стола» состоялась видео-пресс-конференция П.П. Бородина с включением Минска и регионов Российской Федерации, что сделало неоправданным участие в видео-мероприятии восьми ответственных лиц со стороны Беларуси. Только выступления двух белорусских участников (А.Н. Тура и Н.П. Машеровой) и два вопроса со стороны аудитории в Минске были услышаны в Москве и в региональных студиях РФ. Положение усугубилось низким качеством вещания со стороны московской студии (искажения и прерывания звука и изображения), что вынудило в итоге отключить звук и проводить внутрибелорусский «круглый стол». И все же, несмотря на одностороннее изменение формата видео-мероприятия и технический брак (по вине московских партнеров) для белорусской журналистской аудитории «круглый стол» оказался в целом успешным, так как  представители СМИ получили достаточно полный объем информации по вопросам строительства Союзного государства.

Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, ответственные лица белорусских министерств и ведомств, депутаты Парламентского собрания Союза Беларуси и России в своих выступлениях осветили проблемы становления и развития Союзного государства. Так, Павел Бородин уверен в том, что референдум о принятии Конституционного акта Союзного государства пройдет до конца 2004 г. По его мнению, принятие Конституционного акта позволит определить сроки создания высших органов Союзного государства и решить ряд других принципиальных вопросов. Заместитель госсекретаря Сергей Шухно напомнил, что год назад была создана совместная белорусско-российская комиссия, которая подготовила проект Конституционного акта. По данному проекту обе стороны высказали ряд замечаний. Сергей Шухно выразил надежду на то, что изменения в составе российских участников комиссии позволят окончательно доработать проект и внести его в Высший Госсовет, однако, по его мнению, из-за длительности юридических процедур есть сомнения в том, что референдум будет проведен в 2004г.

Сегодня в Союзном государстве реализуется около 50 производственных, социальных, военно-технических, культурных и образовательных программ и мероприятий. Бородин подчеркнул, что за 8 лет подписано более 25 межгосударственных соглашений, которые законодательно закрепляют принципы функционирования Союзного государства и вводят их в общее правовое поле. «Считаю, что 2004 год станет ключевым в решении политических вопросов между Россией и Белоруссией. Будет принят ряд серьезных производственных программ, а также определены параметры, по которым будет строиться Союзное государство», – сказал он.

Павел Бородин также не сомневается, что бюджет Союзного государства может быть принят в рабочем порядке, минуя заседание Высшего Госсовета Союза Беларуси и России. «Возможно, проект бюджета будет принят в рабочем порядке. Однако есть небольшие разногласия, долги белорусской стороны. Но мы сейчас над этим работаем, – заявил он. – Чтобы союзный бюджет, который сейчас составляет 2,6 млрд. руб., был больше, необходимо принять законодательную базу. Конституционный акт фактически уже готов, и на заседании Высшего Госсовета будет решаться вопрос о проведении референдума». Со своей стороны депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Наталья Машерова отметила, что Союзному государству необходим парламент, который мог бы издавать законы прямого действия. «Даже проблема «Белтрансгаза» и «Газпрома» корнями уходит в то, что мы пока не можем построить законодательную базу», – сказала она.

Одним из главных вопросов очередного заседания Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии станет проблема расширения НАТО на Восток. «Это один из главных вопросов Союзного государства, так как мы знаем, зачем НАТО это делает. Проблема будет рассматриваться и на ВГС, и на Совмине», – сказал госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Свыше 50% средств союзного бюджета расходуется на военно-техническое и оборонное сотрудничество. «В связи с расширением НАТО на восток вопрос сотрудничества в области безопасности Союзного государства становится приоритетным для союзного строительства», – считает Павел Бородин. Напомним, что в настоящее время в рамках программы Союзного государства по обустройству внешней границы финансирование в 2004г. составит около 660 млн. российских рублей.

По словам заместителя директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Людмилы Панферовой, к существующему сегодня проекту Конституционного акта имеется 175 замечаний. «Отмечу, что в нем достаточно противовесов, которые позволяют сохранить суверенитет Беларуси», – сказала также она. Руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в г. Минске Василий Шолодонов убежден, что сегодня главной задачей является определение приоритетов. «Кроме проекта Конституционного акта необходима нормативно-правовая база. Хочу подчеркнуть, что Конституционный акт – обыкновенный правовой акт, а не Конституция. Последняя будет принята со временем», – отметил Василий Шолодонов.

Заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России Николай Концевой назвал свое ведомство «мотором объединения»: «На сегодня унифицированы с российскими четыре кодекса: таможенный, воздушный, гражданский и гражданско-процессуальный. В социально-культурной сфере 30 документов сблизили нас с гражданами России».

Андрей Тур, заместитель министра экономики Республики Беларусь, в своем выступлении отметил: «За восемь лет пройден большой путь, но основой созидательной работы остается экономика. Каждый год все больше разрабатываются прогнозные показатели балансов спроса и предложения. Они показывают высокую степень интегрированности нашей и российской экономики. Составляются и социально-экономические прогнозы развития. Они – основа взаимодополняемости наших экономик. Из социальных элементов могу привести в пример единое образовательное пространство, гарантии труда и его оплаты, пенсии. Конечно, есть различные интересы, которые порождают проблемы. Но возникновение проблем – элемент развития». По словам Андрея Тура, в этом году увеличатся взаимные поставки между Россией и Республикой Беларусь по следующим направлениям: на 60% – полипропилена, на 76% – труб, на 52% – автобусов и станков. Заместитель министра экономики Республики Беларусь также сообщил, что по товарообороту с Российской Федерацией Республика Беларусь находится на втором месте после Германии. В прошлом году он составил 12 млрд. долларов.




Во славу Родины,
1 апреля 2004

«Пограничники» воздушных рубежей

Александр Макаров

 "Граница на замке" - понятие, уже укоренившееся в нашем сознании. Воздушная граница - не исключение. Недавние события подбросили пищу для размышлений: воздушное пространство стран Балтии начали патрулировать самолеты НАТО, в том числе и АВАКС... Насколько это опасно для наших рубежей? Главнокомандующий ВВС Российской Федерации генерал армии Владимир Михайлов заявил, мол, Россию они не беспокоят, а воздушное пространство на западе страны надежно прикрыто силами единой с Беларусью системы ПВО.

Правда, журналисты, приводя слова российского главкома, не совсем точны. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией  "О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной  обороны Республики Беларусь и Российской Федерации" пока не подписано. По причинам, не зависящим от нашей страны (но проект соглашения уже  разработан). Однако это не значит, что отсутствует сотрудничество в системе ПВО. Напротив, в военной сфере оно, пожалуй, наиболее плодотворно  развивается именно в этой области.

В соответствии с планом взаимодействия сил и средств объединенной  системы ПВО государств - участников СНГ от 19 апреля 1995 года Беларусь вошла в эту систему и стала одной из самых ведущих ее сил. То есть  страны Содружества помогают друг другу в охране своих воздушных рубежей, активно обмениваются информацией о воздушной обстановке... Что касается отношений между Беларусью и Россией, то они еще более  тесны. Наши союзные страны несут совместное боевое дежурство.

Ежегодно в составе объединенной системы ПВО для совершенствования подготовки  боевых расчетов проводятся две командно-штабные тренировки, на которых отрабатываются совместные действия дежурных по ПВО сил сторон. Как  отметил командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-лейтенант Олег Паферов, завершается и создание упомянутой выше Единой региональной  системы ПВО Союзного государства, серьезное внимание уделяется совместной боевой подготовке ВВС и войск ПВО Беларуси и ВВС России. Кстати, на  комплексном оперативном учении "Чистое небо-2003" побывала и российская делегация во главе с заместителем главнокомандующего ВВС России генерал-полковником  Анатолием Ноговицыным.

Проводятся также совместные учения с боевой стрельбой на российском  полигоне Ашулук в Астраханской области. Их название символично - "Боевое содружество". Выезжают на эти учения белорусские пэвэошники  начиная с 1996 года. Так что за прошедшие восемь лет все соединения и части зенитных ракетных войск Беларуси успели продемонстрировать  свои навыки в Ашулуке. А некоторые и не раз. Кстати, масштабы и состав участников учений из года в год расширяются. Совершенствуют на российском  полигоне свои навыки и белорусские летчики.

Я наблюдал, как работали наши ребята в 2001 году. В рамках "Боевого  содружества" 15-я зенитная ракетная бригада успела тогда отметиться у крутого обрывистого берега Балтийского моря под Калининградом, у  мыса Таран - самой западной точки России. Белорусские боевые расчеты сдали ратный экзамен вместе с 183-й гвардейской и 43-й зенитными ракетными  бригадами Балтфлота. В разговоре с российскими офицерами с интересом узнал, что разделение по "национальным квартирам" весьма условно.  Многие из них частенько наведываются в Беларусь в... отчие дома и интересуются происходящим в нашей стране, переживают наши успехи и неудачи.

Боевые стрельбы прошли тогда успешно. Уже потом на пресс-конференции  министр обороны Беларуси генерал-полковник Леонид Мальцев отметил, что не видел у воинов духа соперничества. Наоборот, они стремились  помочь друг другу. Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов тоже выразил уверенность, что такое сотрудничество будет  развиваться и укрепляться.

Сегодня эти слова не потеряли актуальности. Недавно под руководством  генерал-лейтенанта Олега Паферова прошла научно-практическая конференция ВВС и войск ПВО, на которой был проанализирован опыт, полученный в  ходе боевых стрельб в Ашулуке. Участие в ней приняли и представители ВВС России. А белорусские боевые расчеты готовятся к очередной поездке  в Астраханскую область. Так что у нас есть профессионалы, способные защитить воздушные рубежи Союзного государства. Безусловно, ситуация на этих рубежах складывается не совсем радужная.  В Прибалтике развернута РЛС, просматривающая воздушное пространство Беларуси на многие километры. В Литве размещены воздушные силы НАТО.  Кроме того, наша соседка, по информации информагентств, подписала с США договор о закупке "Стингеров", которые якобы поставят Литве  уже в 2006 году. Ведутся переговоры с Норвегией о планируемой безвозмездной передаче зенитно-ракетных систем средней дальности...

В связи с вступлением в Североатлантический альянс семи новых государств,  в том числе трех прибалтийских, НАТО наращивает свои усилия на этом театре. Наши соседи, в общем-то, не имеют мощных группировок вооруженных  сил. Действительно, под видом осуществления противовоздушной обороны региона уже сегодня Дания перебрасывает в Литву свои самолеты F-16  для осуществления дежурства в воздухе. Не останутся в стороне Бельгия и Нидерланды. Для целей якобы противовоздушной обороны продолжается  наращивание и средств разведки, в том числе и разведки вокруг нашей региональной группировки ВВС и войск ПВО. То есть идет типичный процесс  освоения театра военных действий.

Однако на сегодняшний день возможности наших коалиционных сил и средств ВВС и войск ПВО обеспечивают военный  паритет в регионе и в обозримом будущем останутся адекватными развивающейся военно-политической ситуации. Мы отслеживаем все происходящее у наших границ. В постоянной готовности  находятся дежурные средства ПВО. Совершенствуются техника и вооружение. Активно действует государственная программа по совершенствованию ПВО  Беларуси на 2003-2010 годы.

В соответствии с ней модернизируются техника зенитных и ракетных войск, авиационная техника (самолеты МиГ-29),  продолжается внедрение автоматизированных систем управления... На смену морально устаревшим авиационным тренажерам приходят новые. У  летчика, проходящего в нем подготовку, создается ощущение реального полета. Не испытывает он разве что перегрузок. Современные тренажеры  позволяют моделировать условия выполнения всех упражнений боевой подготовки авиации. Наблюдая со стороны за изображением на экране в момент совершения  летчиком на таком "самолете" фигур пилотажа, я, человек далекий от неба, почти почувствовал легкое головокружение. Впрочем, летный состав  авиации ВВС и войск ПВО не забывает и о настоящих полетах. Общий налет в бомбардировочной, разведывательной, штурмовой, армейской и транспортной  авиации, а также средний налет на летчика только в прошлом году увеличился на 10 процентов. Как отметил генерал-лейтенант Олег Паферов, в 2003  году войска приняли участие более чем в 60 различных учениях.

Учитывается опыт локальных конфликтов последних лет. Развивается и российская ПВО. Появляются новые комплексы малой дальности  "Панцирь", "Феникс"... Для усиления обороны западных воздушных рубежей Союзного государства Беларуси вскоре будет безвозмездно передан дивизион  зенитных ракетных  комплексов С-300. Их возможности очень высоки, а значит, появится дополнительная стена в противовоздушной обороне.  После проведенного за счет нашей страны россиянами капитального ремонта С-300 заступят на боевое дежурство. В марте в Москве под руководством главнокомандующего ВВС России генерала  армии Владимира Михайлова прошел учебно-методический сбор руководящего состава объединенной системы ПВО СНГ. На нем обсуждены вопросы военно-технического  сотрудничества и пути дальнейшего повышения его эффективности.

В завершение сбора состоялось заседание координационного комитета по вопросам ПВО  при Совете министров обороны государств - участников Содружества. Были скоординированы действия командования ПВО СНГ по дальнейшему  развитию войск, в ходе встречи с руководителями российских оборонных предприятий высказаны конкретные предложения по усилению защиты воздушных  рубежей.

Безусловно, развиваются у Беларуси контакты и со странами Западной,  Центральной и Восточной Европы. Например, белорусская делегация участвовала в прошлом году в проходившей в Италии конференции командующих ВВС  стран-участниц программы "Партнерство ради мира". А в том, что спокойствие в мире удастся достигнуть лишь тогда, когда такое сотрудничество  будет направлено на защиту суверенитета государств, сомневаться не приходится. 




Белорусские новости,
31 марта 2004

Кто выиграет референдум, тот выиграет все

Кирилл Позняк

Перед президентскими политтехнологами по-прежнему стоит довольно сложная задача — как изменить общественное мнение касательно идеи третьего срока Александра Лукашенко? Пока белорусское население продолжает относиться к этой перспективе без особого энтузиазма. Нет его и у российского руководства, а фактор Москвы в белорусской политике недооценивать нельзя.

Глава государства не раз заявлял, что пойдет на переизбрание, если народ разрешит ему это на референдуме. Однако, судя по социологическим исследованиям, Лукашенко будет очень сложно получить желаемый результат. Быть может, потому и плебисцита власти пока не объявляют, вынуждая политиков и политологов ошибаться в прогнозах на этот счет. Сначала референдум ждали осенью прошлого года, потом — весной этого года. Теперь он будто бы ожидается нынешней осенью, возможно, в связке с парламентскими выборами.

А вообще в Беларуси почти никто не сомневается, что Лукашенко попытается продлить свои полномочия. Согласно данным национального опроса, проведенного в конце февраля — начале марта лабораторией аксиометрических исследований "НОВАК" Андрея Вардомацкого, почти 80 процентов белорусов уверены, что президент будет баллотироваться на третий срок. Считают, что нет, только 4,3 процента опрошенных. А вот каковы результаты ответов на вопрос, следует ли Лукашенко идти на третий срок президентства: 30,4 процента респондентов сказали "да", 31,3 процента — "нет".

Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Александр Добровольский в интервью "Белорусским новостям" высказал мнение, что цифра 30,4 процента достаточно объективно отражает степень электоральной поддержки Лукашенко. В последнее время его рейтинг как раз колебался на этой отметке плюс-минус несколько процентов. Правда, по мнению Добровольского, только половина от этих 30 процентов избирателей являются твердыми сторонниками Лукашенко. Вторая половина отдает ему предпочтение, поскольку просто-напросто не видит альтернативы, но при этом ждет, когда она появится.

По словам политика, оппозиция должна представить сомневающемуся электорату Лукашенко и вообще не определившимся избирателям единого альтернативного кандидата. Однако противникам действующего официального лидера, как считает Добровольский, важно выдвинуть альтернативу вовремя — не поздно и не рано. Оптимальный срок — от 6 до 3 месяцев до президентских выборов. Напомним, что по результатам национального опроса, проведенного НИСЭПИ осенью прошлого года, на гипотетическом референдуме 51,8% избирателей готовы проголосовать против изменения конституции, позволившего бы Александру Лукашенко избираться на третий срок. За пролонгацию его президентских полномочий выступают только 22,6% белорусов.

Таким образом, судя по социологическим данным, главная проблема Лукашенко в том что касается продления его президентской карьеры — выигрыш именно референдума по вопросу о третьем сроке. Потому что политической фигуры, способной составить ему реальную конкуренцию на президентских выборах 2006 года, пока не видно. Если бы выборы состоялись сегодня, лидеры оппозиции сыграли бы роль не соперников, а спарринг-партнеров. Согласно данным "НОВАКа", рейтинги вероятных соперников Лукашенко не ахти — никто из них не "выпрыгивает из десятки".

Александр Добровольский в интервью "Белорусским новостям" высказал мнение, что "референдум о третьем сроке и президентские выборы с участием Лукашенко — это, в принципе, одно и тоже". Большое количество тех, кто выступает против редактирования конституционной нормы о лимите сроков президентства, один из лидеров ОГП объясняет тем, что люди понимают: если Лукашенко будет баллотироваться и станет главой государства вновь, то это может превратиться в пожизненное правление. Что касается действий оппозиции касательно референдума, то, по словам Александра Добровольского, она против его проведения, потому что в принципе против переписывания конституции. Однако если уж плебисцит не удастся предотвратить, то призывать к бойкоту оппозиция не станет, а постарается его выиграть.

Возможно, такой вариант — срыв планов референдума — для оппозиции и впрямь более реалистичен. Потому что с дружной раскруткой единого кандидата, способного выиграть у Лукашенко в 2006-м, у оппозиционеров могут быть большие трудности.




Белорусская деловая газета,
31 марта 2004

Президент устроил обществу встряску

30 марта глава государства Александр Лукашенко провел совещание по вопросам организации выполнения требований директивы "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Прошло совещание в рамках его рабочей поездки в Брестскую область.

 Обсуждение этих проблем именно на Брестчине не случайно, поскольку, как отметил белорусский лидер, данный регион - это ворота нашей страны. Поэтому и ситуация здесь с дисциплиной и порядком должна быть образцовой. В стране принимается ряд мер по укреплению общественной безопасности и дисциплины. Однако, как понял президент, они не всегда срабатывают, а требования главы государства если и доходят до регионов, то в целом не реализуются. Складывается впечатление, "что мы наверху принимаем ряд решений, очень правильных и нужных, но они так и остаются нереализованными, до регионов не доходят", - заявил А.Лукашенко.

Объявленная цель совещания - как раз и выяснить причину такого положения дел. "Где происходит "затухание", почему руководители правоохранительных органов спрятались за региональными проблемами?" - задал вопрос Александр Лукашенко. По его мнению, это наиболее рельефно выражено в Брестской области и послужило причиной его приезда именно сюда и обстоятельного разговора с теми, кто отвечает за дисциплину и порядок в этом регионе.

В последнее время принят ряд мер, направленных на совершенствование деятельности правоохранительных и других государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность нашей страны, напомнил президент. Проведены комплексные проверки деятельности Государственного комитета пограничных войск, органов внутренних дел и КГБ, по итогам которых осуществлена реорганизация центральных аппаратов "силовых" структур, вырабатываются подходы по оптимизации других органов власти.

Однако президент по-прежнему высказывает ряд претензий в адрес прокуратуры, КГБ, которые не всегда бескомпромиссны в борьбе с коррупцией в региональных структурах власти. Коррупция - это страшное зло, и борьба с ней будет вестись жесточайшим образом - это программное направление деятельности президента, его принципиальная позиция. В этом ключе должны скоординированно действовать все правоохранительные органы, заявил Александр Лукашенко.

Он объявил также недопустимым тот факт, что правоохранительные органы недорабатывают в плане защиты жителей сельской местности Брестчины, где преступность выросла на 70%, а уровень раскрываемости существенно не увеличился.

Не может не вызывать обеспокоенность и тот факт, что в Брестской пограничной группе количество правонарушений за год увеличилось более чем в 3 раза. Очень высокий уровень коррумпированности сотрудников в таможенных органах области. И хотя эти цифры во многом связаны с тем, что последовательно устраняется такое явление как латентная (скрытая) преступность, мириться с этими негативными моментами нельзя.

По мнению президента, много нерешенных проблем и в деятельности областного управления МЧС. Продолжается гибель людей на пожарах, при других чрезвычайных ситуациях. Принимаемые же профилактические меры зачастую малоэффективны.

Президент видит причину многих недоработок в отсутствии должного контроля со стороны руководителей республиканских государственных органов за деятельностью своих региональных структур, а также в двойственной позиции отдельных местных чиновников, которые на словах действия главы государства вроде поддерживают, а на практике заботятся только о своих интересах. Надо заставить напряженно работать всех сверху донизу, руководителей и подчиненных, сказал президент.

На совещании с докладом выступил Государственный секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Геннадий Невыглас. Президент заслушал руководителей силовых ведомств республиканского и областного уровня с отчетами о состоянии дел в регионе.

Было уделено внимание ситуации на государственной границе. Она должна находиться в идеальном состоянии, потребовал глава государства, потому что именно отсюда начинается наша родина.

Подводя итоги, президент отметил, что, несмотря на достаточно стабильную и контролируемую социально-политическую обстановку как в Брестской области, так и по стране, самоуспокоенности быть не должно. В ней кроется опасность, убежден Александр Лукашенко.

"Видите, куда пошел весь мир, который захлестнула волна терроризма. В различных регионах планеты происходят трагические события, которые уносят тысячи человеческих жизней. Катастрофически растет разрыв между богатыми и бедными. Сильные стремятся диктовать слабым свою волю, что ни к чему хорошему не приводит. Справедливо отмечают, что на этом фоне Беларусь является чистым, белым и спокойным островком. Но нельзя уповать на то, что нас эта беда не коснется, пройдет мимо. Тот, кто так думает, будет пожинать плохие плоды. Самое страшное - самоуспокоенность", - убеждал страну белорусский президент.

Именно поэтому издана директива, которая призвана кардинально улучшить ситуацию, предостеречь от многих бед. Цель этого документа - "встряхнуть" общество, отметил президент Беларуси. "Требовательность в связи с этим возрастет во сто крат", - предупредил Александр Лукашенко. - Мы должны сохранить наших людей, нашу страну для наших детей и внуков".




БелаПАН,
7 апреля 2004

Белорусский римейк

Валерий Карбалевич

Система мер по укреплению безопасности и дисциплины не срабатывает в регионах. Таков главный вывод, к которому пришел Лукашенко в ходе своей поездки в Брестскую область. Вывод очень глубокий и, главное, нетривиальный. Через десять лет правления президент открывает для себя собственную страну. Раньше, чтобы запустить политическую кампанию, не было нужды предпринимать такие усилия, совершать длительную поездку в регион вместе с руководителями всех силовых структур государства. Достаточно было слабого сигнала из центра, и местные чиновники тут же подхватывали идею на лету. А сейчас — три недели как издана историческая директива, государственные СМИ каждый день не устают бить в набат, однако результат, как выясняется, плачевный.

Некоторые продвинутые граждане начинают умничать, задают неуместные вопросы, дескать, какой юридический статус имеет директива. Странно, что десять лет жизни в неправовом государстве все еще не отучили от традиций периода разгула демократии. Наша новейшая история знает и более экзотические примеры. Например, распоряжение о перерегистрации всех хозяйственных субъектов было дано с помощью телеграммы. А конфискация товаров и транспортных средств белорусских граждан на границе с Россией в 1998 году и вовсе началась на основании устного указания главного начальника. Тут интересно другое. На протяжении последних лет сам Лукашенко и государственные СМИ настойчиво уверяли нас, что в начале 90-х годов в стране был хаос, безвластие, развал и только с приходом к власти нынешнего руководителя наведены порядок, дисциплина, обеспечена стабильность, установлена сильная власть. И это, дескать, выгодно отличает Беларусь от соседних стран, где ничего этого нет и в помине. Идея дисциплины, сильной власти является главной в политическом имидже Лукашенко.

Так что когда прошлый год был объявлен годом наведения порядка в стране, это вызвало удивление. Вот те раз! Мы-то по наивности думали, безоглядно веря государственным СМИ, что, может быть, чего-то другого у нас и недостает, а уж порядка-то — с избытком. И вот теперь выяснилось, что девять лет упорной борьбы результата не дали, а совсем даже наоборот, создали беспорядок. И потребовалось целый год наводить порядок на земле и в стране. Казалось, что уж после этого у нас идеальный порядок наконец воцарился. Но тут как гром средь ясного неба всем нам на голову свалилась директива № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Из этого документа, а так же из выступления президента по ТВ следовало, что у нас широко распространены "халатность, разгильдяйство, недисциплинированность, безответственность", имеют место "серьезные недостатки в функционировании системы обеспечения общественной безопасности". Спрашивается, за что боролись?

Но дальше — больше и еще интереснее. Как известно, идефикс политики Лукашенко — борьба с коррупцией. Под таким лозунгом он победил на президентских выборах 1994 года, обещая очистить органы управления, правоохранительную сферу от нечестных и нечистых на руку чиновников. На протяжении всех десяти лет своего правления глава государства проводил шумные антикоррупционные кампании, устраивал показательные аресты. И что в результате? "Коррупция в Брестской области насквозь поразила региональные структуры власти…Криминализация правоохранительных органов… В Брестской пограничной группе количество правонарушений за год увеличилось более чем в три раза…Очень высок уровень коррумпированности сотрудников таможенных органов области". Это все цитаты не из оппозиционной листовки, а из выступления президента на совещании в Бресте 30 марта. Таким образом, в тяжелой и изнурительной десятилетней борьбе между Лукашенко и коррупцией победил сильнейший. Т.е. коррупция. В чем Александр Григорьевич чистосердечно и признался. "Мы так Вам верили, товарищ Сталин, как может быть, не верили себе!".

Зачем вообще Лукашенко понадобилась эта директива? По содержанию она пуста, не предусматривает никаких иных мер, кроме уже привычного административного давления. Нынешняя кампания вытекает из логики функционирования созданной в стране системы. Поскольку механизм саморегуляции, самонастройки отсутствует, то эта модель может поддерживать жизнеспособность только при условии постоянных импульсов сверху, с вершины административной пирамиды. И решение любых задач в ней возможно только в виде политических кампаний. Система работает только если сидящий на вершине этой пирамиды инициирует какие-то действия или, по крайней мере, имитирует их. Бездействие руководителя — это смерть административной модели управления. Разложение советской системы началось со старческого маразма и недееспособности ее лидера Леонида Брежнева.

Понимая, что надо что-то делать, Лукашенко действует, исходя из логики системы и собственного жизненного опыта. И то, и другое понуждает закручивать гайки, ужесточать требовательность "во сто крат". А еще — усиливать идеологическую работу. Находясь в рамках этой парадигмы, ничего другого придумать просто нельзя. Поэтому с удивительным упорством президент повторяет все политические кампании, проходившие в СССР. И ничего иного, кроме римейка андроповщины, в данном случае получиться не могло. Ибо нынешняя белорусская социальная модель функционирует по тем же законам. Практического смысла — в виде достижения продекларированных целей — в этой кампании немного. Что и подтвердила поездка Лукашенко в Брестскую область. Как обычно, номенклатура сделала аппаратный финт ушами — видимость действий без результата. Да, собственно, по-другому выполнять эту директиву и невозможно. Остается лишь создавать громкий имитационный шум (проверки на предприятиях и учреждениях, лекции представителей МЧС и др.). Но тут постарались недостаточно. Что и побудило Лукашенко в ходе поездки прийти к выводу: "Мы наверху принимаем ряд решений, очень правильных и нужных, но они так и остаются нереализованными, до регионов не доходят".

Действительный смысл длительной поездки Лукашенко в Брестскую область в рамках новой кампании по укреплению дисциплины и порядка состоит совсем в другом. Осенью в стране состоятся выборы в Палату представителей. Оппозиция начала подготовку к ним как никогда рано, объединилась и настроена очень решительно. Весьма вероятно, что одновременно с выборами состоится референдум об изменениях в Конституции. Исход осенней кампании определяется в регионах. Поэтому Лукашенко и начал инспекторский объезд областей и районов, чтобы встряхнуть кадры, мобилизовать их и поставить задачи. А борьба за дисциплину и порядок — это та привычная форма, понятная и номенклатуре, и населению, в которую облечена эта кампания. Как бы то ни было, поездка на Брестчину продемонстрировала всем, а возможно и самому Лукашенко, ограниченность его контроля над общественными процессами. Система, в которой отсутствуют стимулы к эффективному труду, самодисциплине и ответственности, генетически заложено воспроизводство коррупции, не способна адекватно реагировать на команды сверху, какими бы громкими и решительными они ни были.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ