Восемь лет идее Союза Белоруссии и РоссииВладислав Лосев (Минск)
Прошло 8 лет с той поры, когда впервые после разрушения
Советского Союза на постсоветском пространстве двумя бывшими советскими
республиками – Российской Федерацией и Республикой Беларусь – были юридически
оформлены намерения воссоздать общее государство. Вначале было создано
Сообщество Белоруссии и России, затем Союз и, наконец, в декабре 1999 года был
подписан Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Восемь лет срок немалый и за это время, при
желании, можно было не только выстроить новое белорусско-российское государство,
но уже и забыть о взаимно «незалежном» существовании. Однако реального
воссоединения, к сожалению, пока не получилось. Имеются только намерения,
которые регулярно подтверждаются президентами Белоруссии и России, но дело,
похоже, серьезно застопорилось.
Подписывая Договор о создании Союзного государства и
сопутствующую ему Программу действий РФ и РБ по реализации Договора о создании
Союзного государства, Республика Беларусь и ее президент приняли на себя
серьезные, но вполне выполнимые обязательства, в первую очередь, в области
экономики, в соответствии с которыми должно было произойти глубокое
реформирование белорусского народного хозяйства в сторону рыночных
отношений.
Под выполнение названных Договора и Программы
Российская Федерация все эти годы предоставляла Белоруссии, а по многим
позициям предоставляет и в настоящее время, экономическую помощь в
виде продажи по заниженным ценам сырья и энергоресурсов, технических кредитов
Национальному банку РБ на поддержание белорусской валюты, а также различных
льгот белорусским предприятиям, действующим на российском рынке. Программа
действий, помимо прочего, содержала и сроки выполнения предусмотренных в ней
этапов интеграции, большинство из которых уже истекли, оставшись не
выполненными. Не осуществлен переход к единой налоговой политике (срок
исполнения – 2001 г.) и соответственно не принят налоговый кодекс Союзного
государства (срок исполнения – 20001-2002 г.г.), не создано
белорусско-российское газотранспортное предприятия (переговоры после серии
скандалов, устроенных А.Г. Лукашенко зашли в тупик), не сформированы приемлемые
условия для участия российского капитала в приватизации белорусских
предприятий.
Более того, административным путем создаются всевозможные
препятствия для деятельности российских деловых кругов в Белоруссии. А ведь
широкое участие российского капитала в белорусской экономике является одним из
необходимых условий необратимости воссоединительных процессов Белой Руси и
России.
Кроме того, до сих пор так реально и не созданы единая
система ПВО (очередные успокаивающие заявления высокопоставленных военных
чиновников можно не принимать в расчет) и единая региональная группировка
войск Союзного государства. Не восстановлено в полном объеме вещание в
Белоруссии российских теле- и радиоканалов и не понятно когда будут проведены
выборы в союзный парламент. Таких не решаемых проблем накопилось слишком много,
и они уже начинают «стягиваться» в серьезный узел противоречий, который может
поставить под угрозу весь процесс воссоединения.
Торможение происходит в основном по вине белорусского
руководства, которое, преследуя сиюминутные и сугубо личные цели, уже серьезно
препятствует не только строительству общего государства, но и
социально-экономическому и политическому развитию самой Белоруссии.
В то же время вопреки совместным антироссийским
пропагандистским стараниям властей (начиная с осени 2001 г.) и оппозиции,
примерно половина граждан республики стабильно выступает за объединение с
Российской Федерацией. Однако большинство из них уже не связывает успешное
завершение воссоединения Белоруссии и России с именем А.Г. Лукашенко как
собственно и дальнейшее будущее Белоруссии. Так, по данным опроса проведенного
белорусским Независимым институтом социально-экономических и политических
исследований (НИСЭПИ) в марте 2004 года за действующего главу Республики
Беларусь готовы отдать голоса 33,9 процента избирателей, за кандидатуру же
альтернативную А.Г. Лукашенко, но при этом пользующуюся поддержкой Москвы хотели
бы проголосовать 49 процентов граждан.
Показательной представляется существующая степень
популярности в республике и лидеров антироссийской оппозиции, которые не только
совершают постоянные челночные поездки в страны Евросоюза и США, но и в
последнее время зачастили в поисках поддержки в Москву. К примеру, выступавший
21 и 22 февраля 2004 года в программах «Зеркало» и «Вести недели» телеканала
«Россия» в качестве эксперта по Белоруссии председатель Объединенной гражданской
партии Анатолий Лебедько имеет поддержку в белорусском обществе в 1,4 процента.
А у депутата нижней палаты белорусского парламента бывшего генерала танковых
войск Валерия Фролова (неоднократно называл своим другом лидера чеченских
боевиков Масхадова), который уже высказал свои президентские притязания,
популярность составляется 0,8 процентов. Подобный рейтинг имеют и другие лидеры
оппозиционных сил.
Но, несмотря на такие низкие показатели популярности
лидеров антироссийскую оппозицию в Белоруссии нельзя недооценивать хотя бы
потому, что она неплохо организована, имеет многочисленные печатные органы
(в том числе и в виде вкладышей в популярные российские издания) и
получает постоянную финансовую и организационную поддержку со стороны США и
Европейского Союза.
Например, в соответствии с отчетом Госдепартамента
США опубликованного в белорусской оппозиционной печати в 2003 финансовом году
(период с 1.10.02 г по 30.09.03 г.) «помощь Белоруссии» составила 9,5
миллионов долларов. Из них на выполнение демократических программ было выделено
8,9 млн. долларов, на экономические и социальные реформы – 0,1 млн. долларов, на
гуманитарную поддержку – 0.5 млн. долларов.
Помимо США высказал намерение вкладывать деньги в
Белоруссию, с целью «сделать из белорусов проевропейски настроенную нацию», и
Евросоюз. Так еще в феврале 2003 года Европарламент предложил Еврокомиссии
разработать специальную стратегию в отношении Белоруссии, направленную «на
поддержку демократизации и создание рыночной экономики».
При этом Европарламент посчитал необходимым, чтобы
Еврокомиссия запустила в Белоруссии программу малых грантов в объеме 10 млн.
евро и расширила действие в РБ «культурных» программ – «Сократ» и «Леонардо да
Винчи», а также природоохранных – «Природа-2000» и «Птицы».
Помимо этого Европарламент предложил создать на
территории Польши и Литвы систему оппозиционного антироссийского
телевизионного вещания, которое бы охватывало своими трансляциями всю территорию
республики.
Необходимо отдавать себе отчет, что в случае
успешного внедрения этих программ в Белоруссии могут произойти очень серьезные
изменения в общественных настроениях и предпочтениях, так как в антирусское и
антиправославное «перевоспитание» белорусского населения будут вкладываться
большие деньги.
Так бюджет программы «Сократ» (данная и подобные ей
программы предназначены для формирования проевропейского лобби в
странах-кандидатах в ЕС) на период 2000-06 г.г. составляет 1,85 млрд. евро.
Причем сама программа состоит из ряда подпрограмм различной направленности:
«Эразм» (оплата обучения студентов в университетах Европы), «Комениус» (школьное
образование), «Грюндтвиг» (образование для взрослых), «Минерва» (развитие
дистанционных методов образования). Кроме «Сократа» со стороны Евросоюза в
Белоруссии предполагается осуществлять программу «Молодежь Европы» (обмены,
выезд и проживание в европейских семьях, партнерство школ) с бюджетом на 2000-06
г.г. в 520 млн. евро и программу «Леонардо да Винчи» по работе с педагогическими
кадрами – бюджет 1,15 млрд. евро и так далее.
Еще в январе 2003 года представители Европарламента
(Элизабет Шрёдтер, член комиссии иностранных дел, прав человека, общей
безопасности и оборонной политики ЕС, вице-президент делегаций ЕС-Белоруссия,
ЕС-Украина) получили от тогдашнего посла Белоруссии в Брюсселе Сергея Мартынова
(ныне министр иностранных дел РБ) согласие Республики Беларусь на участие в
«культурно-образовательных» программах Европейского Союза. Единственным
препятствием для полномасштабного разворачивания программ Евросоюза в
Белоруссии, по словам Шрёдер, является «невостановленность в республике базовых
демократических ценностей». В любом случае все находится на старте и готово к
массированному «европромыванию» мозгов белорусских граждан.
Совсем иная картина наблюдается со стороны Российской
Федерации. Складывается впечатление, что российское руководство просто не
волнует развитие обстановки в Белоруссии после 2006 года (год президентских
выборов). В любом случае практически ничего не делается для формирования в
Белоруссии пророссийского (западнорусского) гражданского общества. Причем речь
идет не о создании каких-то оппозиционных Александру Лукашенко структур, а о
консолидации тех сил в белорусском обществе, которые при любом развитии событий
не позволят оторвать Белоруссию от России и сорвать процесс
белорусско-российского воссоединения. Что касается отношения российской элиты
к политическим планам действующего белорусского президента, то оно должно
исходить в первую очередь из стратегических интересов России и Белоруссии, а не
из формально-правовой логики, так как в настоящее время главным
препятствием броску НАТО под Смоленск выступает именно Александр
Лукашенко.
Итак, прошло восемь союзных лет, которые во многом
оказались годами безответственности политических элит, разочарования
общественности и бесконечного топтания на месте. Пришло время прекратить эту
порочную практику и задуматься, наконец, об общерусской пользе.
|