Корреспондент. net, 1 апреля 2004 Евгений Марчук пропагандирует вступление Украины в НАТО открыто
Недавно в Киеве состоялся круглый стол
"Европейская и евроатлантическая интеграция Украины: проблемы военно-технической
кооперации". Во время выступления эксперт Днепропетровского филиала Нацинститута
стратегических исследований Алексей Ижак сообщил: «Увеличение инвестиционной
составляющей оборонных расходов Украины может обеспечить привлечение западного
капитала и ускорить вступление ее в НАТО.
Если применить к Украине формулу определения емкости
рынков европейских стран в соответствии с установленными Договором об обычных
вооружениях максимальными квотами вооружений и воспользоваться средними ценами
на типичные образцы вооружений, объем новых рынков для западных вооружений в
Украине можно оценить в $75 млрд. В странах первой "волны" расширения НАТО (1999
год – Чехия, Польша, Венгрия-ИФ) - этот показатель оценивается в $63 млрд., для
стран второй "волны" (2004 год – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия,
Словения, Эстония) – 58 млрд. При этом закупка западных вооружений параллельно
может рассматриваться как механизм принудительного внешнего инвестирования.
Средства для этого могут быть получены из двух источников: внешние кредиты и
инвестиционная составная оборонных расходов Украины. Использование этого
механизма требует принятия эффективного офсетного законодательства.
В числе очевидно перспективных для Украины направлений
сотрудничества с НАТО в оборонно-промышленной сфере может также рассматриваться
возможная кооперация в новых секторах оборонного производства, в первую очередь
космических, среди которых программа ПРО. Предпосылкой партнерства может служить
интерес США к размещению инфраструктуры ПРО в других странах, и в особенности, в
примыкающих к Ближнему Востоку. Вместе с тем, одним из важных механизмов
оборонно-промышленной интеграции Украины с НАТО выступает взаимодействие в сфере
защиты информации в оборонно-промышленной сфере».
Министр обороны Евгений Марчук также заявил о планах
сотрудничества с НАТО. «Украина готова предложить НАТО более высокий уровень
сотрудничества. Сейчас в отношениях с Украиной альянс делает акцент на том, что
очень многое будет зависеть от качества предстоящей президентской избирательной
кампании, а также какой будет внутренняя трансформация украинского общества. И
здесь я бы сказал так: нам не нужно обижаться и трактовать это как "капризы".
Дело в том, что это все записано в Плане действий Украина - НАТО, принятом в
Праге, и в целевом плане. Политическая реформа, реформа судебной системы,
свобода слова, прессы, права человека - это все составляющие общей программы
действий».
Тем временем ВМС Украины активизировали подготовку
подразделений, которые выделены в Совместный фонд оперативных сил и возможностей
Концепции оперативных возможностей, к участию в международных учениях НАТО. Во
время контрольных проверок будет оценена работа должностных лиц относительно
внедрения нормативных документов НАТО в ВМС Украины, повышена интенсивность
подготовки по английскому языку офицеров ВМС и курсантов Севастопольского
военно-морского института им. П.С.Нахимова. Кроме того, будет разработан
механизм материального поощрения военнослужащих, которые владеют иностранным
языком и используют его в служебной деятельности. От ВМС Украины в состав
Совместного фонда оперативных сил и возможностей заявлен фрегат "Гетьман
Сагайдачный" с двумя вертолетами Ка-27, десантный корабль "Константин
Ольшанский", корвет "Луцк" и рота морской пехоты.
Нужна ли
НАТО разваленная украинская армия?
30 марта прошло заседание Госкомиссии по вопросам
реформирования, развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований,
вооружения и военной техники. В ходе заседания было принято решение о создании в
период 2004 год - лето 2005 года нового вида Вооруженных сил - Воздушные силы,
которые предполагается создать на базе ВВС и войск ПВО. Создание нового вида ВС
значительно повысит эффективность управления, сократит дублирующие структуры, а
также структуры утратившие боеспособность и не являющиеся перспективными, что
приведет к сокращению порядка 40 тыс. человек персонала. Предусматривается, что
штаб-квартира Воздушных сил будет расположена в Виннице. Предполагается создать
два оперативных командования воздушных сил - Запад и Юг. Также 30 марта на
заседании Госкомиссии был утвержден стратегический оборонный бюллетень на период
до 2015 года. Как заявил после заседания Е.Марчук, «Бюллетень, после доработки
будет представлен в СНБОУ, а потом будет направлен на утверждение Президенту.
Бюллетень содержит оценку военных угроз Украины, состояние вооруженных сил
страны, информацию об их структуре, численности, главное направление
реформирования Вооруженных сил до 2009 и 2015 годов.
Важным элементом стратегического оборонного бюллетеня
являются прогнозные показатели расходов на оборону с 2004 по 2015 год,
рассчитанные по каждому году. Эти показатели имеют максимальную точность и
связаны с развитием ВВП и эволюцией развития социальных платежей в Украине. Это
означает, что процесс реформирования Вооруженных сил в Украине поставлен на
четкую, просчитанную финансовую основу. В советские времена это был бы закрытый
документ. Сегодня он открытый и будет опубликован. На заседании Госкомиссии
также был утвержден документ, определяющий окончательную структуру и численность
ВСУ до 2015 года, который будет направлен Президенту на окончательное
утверждение.
На днях министр обороны Евгений Марчук сообщил о
результатах инвентаризации военного имущества. «Сегодня мы ищем несколько сотен
ракет. Они уже сняты с вооружения, но их мы не можем найти. Говорят, они
утилизированы. Хорошо, утилизированы. Где результаты утилизации? В каждой такой
ракете есть золото, серебро, платиновая группа металлов. Официальные лица не
нашли свидетельств того, что ракеты были уничтожены. До лета 2003 года в
Министерстве обороны не соблюдали Закон о едином бухгалтерском учете. А раз не
было единой системы бухгалтерского учета, то инвентаризации, которые якобы
проводились, ничего не отражали. И когда мы провели две инвентаризации с
разницей в полгода — первая была проведена до моего назначения, вторую провели
на основе стоимостных величин, стоимостного определения — разница между первой и
второй — на 926 миллиардов гривен! Я не ошибся — миллиардов. Результаты меня не
удовлетворили, усилили методику, задействовали новых людей — еще разница на 100
с лишним миллиардов. Проще говоря, никто толком не знал, что есть в ВС. Скажу
откровенно, что и по сей день — хотя я провел две инвентаризации — я не могу
сказать, что это точная информация, потому что не было бухгалтерского учета.
Материалы проверок с середины марта уже находятся в органах прокуратуры,
расследование продолжается. Судьбу исчезнувших украинских ракет противовоздушной
обороны отныне будут выяснять представители СБУ и Генпрокуратуры. Украина ведет
поиск не столько устаревших ракет системы ПВО, сколько содержащиеся в них
цветные металлы. В стратегическом аспекте данные ракеты не представляют собой
ценности и угрозы, поскольку они были сняты с эксплуатации в 80-е годы еще при
СССР. До этого они были вывезены из стран Восточной Европы и из КНДР. Такие
ракеты являются обузой и никому не нужны. В настоящее время они опасны для
хранения, как и множество других единиц вооружения, которые сегодня подлежат
утилизации. Более 300 тысяч тонн сегодня необходимо срочно утилизировать. В
настоящее время Украина может утилизировать максимум 25 тыс. тонн
боеприпасов».
30 марта заместитель министра оборону Валерий Мунтиян
провел брифинг. В ходе брифинга он сообщил: «Минобороны намерено ужесточить учет
военного имущества, которое находится в его распоряжении. В ближайшее время
произведем инвентаризацию всех субъектов предпринимательской деятельности,
которые занимались утилизацией военной техники и вооружения. В первую очередь,
речь идет о получении средств, в частности, от реализации платины, золота и
других драгоценных металлов, которые содержались в самолетах, ракетах, снарядах,
а также непосредственно были получены от продажи металлолома. В Минобороны
принято решение в дальнейшем в процессе утилизации военного имущества
использовать производственные мощности предприятий министерства, а также за
вырученные средства закупать военную технику для сил быстрого реагирования.
Также намерены проверить компании, которые занимаются заготовкой металлолома при
утилизации вооружений и отказаться от сотрудничества с теми, кто не имеет
достаточно производственных мощностей для переработки металлолома. При
пересмотре условий сотрудничества с компаниями-заготовителями металлолома
выручка от продажи металлолома при утилизации может существенно вырасти.
Реформа ВС состоит в кардинальном изменении подходов и
принципов, форм и методов построения новой оптимальной перспективной модели ВС,
способной обеспечить обороноспособность государства и не быть чрезмерным
бременем для экономического развития страны. Могущество ВС определяет не
численность, а уровень их оснащенности современным оружием, новейшими средствами
управления, военной подготовки личного состава. Минобороны избрало единый
возможный путь - путь радикального реформирования ВС.
Существует три сценария функционирования ВС: оставить все
без изменений; постепенные изменения; кардинальные изменения. Оставить все без
изменений - путь к потере боеготовности и боеспособности, которая может привести
к техногенной или экологической катастрофе и социального взрыва среди
военнослужащих и членов их семей. Постепенные изменения - путь "проедания"
бюджета, которые забирают ресурсы от других соцпрограмм, и не обеспечивают
обороноспособность государства. Кардинальные изменения - нужны для того, чтобы
предотвратить двум первым и не допустить перерастания существующих угроз в
катастрофу. Опыт передовых стран Европы свидетельствует, что сбалансировать
структуру бюджета возможно только за счет структурной перестройки ВС, вывод из
их боевого состава избыточного вооружения, военный техники, избавление от лишних
объектов инфраструктуры и приведение общей численности личного состава к
необходимому уровню. За счет своевременного выполнения запланированных в 2004
году мероприятий реформирования создаются предпосылки для высвобождения в
следующем году почти 600 млн. грн. для решения задач соцзащиты военнослужащих и
реализации задач военно-технической политики.
2005 год может стать критической границей, за которой
техническое состояние вооружения и военной техники не будет обеспечивать
боеспособность ВС. На сегодня по сравнению с вооруженными силами 150 иностранных
государств, ВС Украины занимают по численности 13-е место, по доле ВС к общей
численности населения – 28-еместо, а по расходам военного бюджета на одного
человека – 125-е место. На сегодня ВС являются конгломератом трех опасных для
общества и государства моделей: деградация, проедание, расточительство. Каждый
год потенциал ВСУ уменьшается на 9%. В частности, уже на конец 2005 года
непригодными к использованию будут 70-80% основных номенклатур
ракетно-артиллерийского вооружения, около 50% истребителей и
самолетов-разведчиков, 60% бомбардировщиков, 20% штурмовиков.
Сегодня свыше 60% вооружения и военной техники находятся
в эксплуатации более 15 лет. Подавляющее большинство технически сложных
комплексов и образцов вооружения уже исчерпало свой ресурс, или он заканчивается
в 2004-2006 годах. С другой стороны, каждые 10-14 лет удваивается стоимость
новейших вооружений и каждый следующий год на 10% увеличивает стоимость
восстановительных работ и модернизации. В 2003 году на содержание ВСУ было
потрачено почти 92% от общей суммы оборонного бюджета. Модель “проедания”
заключалась в том, что расходы на содержание превышали критическую границу 75%,
не оставляя ресурса на возобновление и развитие ВС, толкая их к деградации. В то
же время, оптимальной моделью распределения расходов считается та, согласно
которой не более 50% общего объема ассигнований тратится на содержание личного
состава, 25% - на закупку военной техники, вооружения и финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, 25% - на эксплуатацию и
обслуживание военной техники и вооружения».
|