Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №96(15.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



The Economist,
31 марта 2004

Каримов наносит ответный удар

Весьма вероятно, что авторитарный президент Ислам Каримов ответит на теракты жесткими мерами

Во вторник в пригороде Ташкента раздались взрывы и автоматные очереди - это силы безопасности атаковали убежище группы исламских боевиков. Власти сообщили, что 16 "террористов" и трое полицейских были убиты. Операция прошла на следующий день после того, как в столице Узбекистана Ташкенте и в древнем городе Бухара прозвучала серия взрывов, из-за которых погибли, как сообщается, 19 человек. Некоторые из этих взрывов были осуществлены женщинами-смертницами. Авторитарный президент страны Ислам Каримов чуть было не погиб от взрывов, организованных исламистами в Ташкенте пять лет назад, и сейчас, как и тогда, он скорее всего ответит на взрывы жестокими репрессиями. Его правительство решительно осуждается за нарушение прав человека и политических свобод - однако наряду с этим оно получает одобрение Америки за сотрудничество в войне с терроризмом.

В Узбекистане действуют две основные исламские группы. Старейшая из них, "Хизб-ут-Тахрир", была основана на Ближнем Востоке в 1950-х годах и преследует цель создания мусульманского супергосударства - "халифата" в границах бывшей Оттоманской империи, в который войдут и бывшие среднеазиатские советские республики. Эта группа действует по всему региону и расширяет свою базу, что объясняется экономическими трудностями и отсутствием основных свобод. Она заявила, что никаким образом не причастна к последним взрывам. По утверждениям этой организации, предыдущие теракты были организованы узбекским правительством, чтобы создать повод для репрессий.

Вторая организация, "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ), возникла в 1990-х годах. Первоначальной ее целью было свержение г-на Каримова и замена его режима исламской республикой, а сейчас она собирается установить исламское правление во всей Средней Азии. В 1999 и 2000 годах она вторгалась в Узбекистан с территорий своих баз, расположенных в Таджикистане и на севере Афганистана, на которых, по имеющимся сведениям, в 2000 году находилось до 2000 боевиков. Считается, что организация была практически уничтожена во время американского вторжения в Афганистан в 2001 году. Она потеряла своего основного спонсора, движение "Талибан", ее базы были уничтожены, а ее лидер Джума Намангани, как сообщалось, был убит. Остатки ИДУ рассеяны в приграничных районах Афганистана и Таджикистана.

Количество политических и религиозных узников в Узбекистане составляет примерно 6500 человек. Специальный докладчик ООН по пыткам Тео ван Бовен после визита в страну в 2002 году пришел к выводу, что пытки имеют "узаконенный, систематический и повсеместный характер". В прошлом месяце правительство г-на Каримова пригласило г-на Бовена вернуться, заявив, что оно побороло нарушения, ввело уголовное наказание за пытки и подвергает уголовному преследованию служащих, нарушающих права заключенных. В прошлом году Европейский банк реконструкции и развития определил для Узбекистана ряд критериев, которые включали в себя не только экономические реформы, но и улучшение ситуации с правами человека, политическую открытость и свободу средств массовой информации. По заявлению Банка, если в течение года по этим направлениям не будет достигнут прогресс, то ему, возможно, придется остановить приток инвестиций в страну. Как ожидается, рассмотрение результатов и принятие решения должно состояться на заседании правления Банка 6 апреля этого года.

Что касается экономических реформ - Узбекистан добился очень незначительного прогресса. Были снижены субсидии на энергоресурсы и воду, власти наконец-то сделали валюту страны конвертируемой, ввели единый обменный курс. Однако банковская реформа застопорилась, как и приватизационный процесс. Внешняя торговля осложнена введенными в последние два года ограничениями и регулярными закрытиями границ. Как результат, часть экономики ушла в тень.

Организация по сотрудничеству и безопасности в Европе сообщает, что, несмотря на отмену официальной цензуры, пока нельзя говорить ни о какой свободе речи. По-настоящему оппозиционные партии не могут зарегистрироваться и осуществлять свою деятельность, а те неправительственные организации, которые были зарегистрированы ранее, получили извещения о необходимости перерегистрации. Правозащитники до сих подвергаются притеснениям и арестам, мусульмане, которые отправляют свои религиозные обряды за пределами разрешенных государством религиозных учреждений, получают статус террористов и подвергаются преследованиям. В августе прошлого года суд приговорил Руслана Шарипова, независимого правозащитника и журналиста, к пяти с половиной годам тюремного заключения за "гомосексуальное поведение".

Несмотря на заявления правительства об обратном, правозащитные организации говорят, что пытки до сих пор широко распространены, и что ни одна из рекомендаций докладчика ООН по пыткам не выполнена в полном объеме. Смерть заключенного в 2002 году, который умер после того, как был погружен в кипящую воду, шокировала многие другие страны. В прошлом месяце его мать была посажена на шесть лет за "религиозный экстремизм" - после того, как начала вести кампанию, требующую официального расследования смерти ее сына. Непосредственно перед визитом в Ташкент министра обороны США Дональда Рамсфелда она была выпущена из тюрьмы, а ее наказание было заменено на штраф. Как отметил г-н Рамсфелд во время своего визита, с начала военного вторжения США в Афганистан Узбекистан стал ключевым союзником США в войне с террором. На территории страны располагается американская военная база. Однако финансовая помощь увязывается главным образом с продвижением экономических, политических и правовых реформ. В ближайшем будущем ожидается пересмотр программы оказания помощи. Государственный департамент нарисовал печальную ситуацию с правами человека в Узбекистане, и в январе Соединенные Штаты приняли решение о прекращении выделения помощи этой республике по линии программы оказания помощи странам, содействующим нераспространению оружия массового поражения, так как Узбекистан не покончил с пытками и другими нарушениями.

Хотя решение Государственного департамента содержало в себе четкое политическое послание, помощь Узбекистану все же будет продолжать поступать - под "флагом" национальных интересов. Судя по всему, стремясь удержать г-на Каримова на своей стороне в войне с террором, администрация Буша придерживается высказывания, которое использовалось президентом Франклином Рузвельтом для описания поддерживаемого Америкой никарагуанского диктатора: "Он, возможно, и сукин сын, но он наш сукин сын".




The Times,
1 апреля 2004

Наш человек в Узбекистане бросает вызов Уайт-холлу, высказываясь о правах человека

Гилз Уиттелл

Вчера самый честный из британских послов рискнул навлечь на себя гнев Уайт-холла и после многомесячного молчания снова подверг критике власти Узбекистана за "возмутительную" ситуацию с правами человека.

Крейг Муррей, в прошлом году подвергшийся дисциплинарному взысканию и отправленный в отпуск по болезни, в начале нынешнего года вернулся послом в Ташкент на условии, что он не будет делать заявлений для прессы.

Однако вчера кадровый дипломат и правозащитник заявил The Times, что поведение узбекских властей, ведущих кровопролитную кампанию по подавлению мятежа исламских боевиков, не изменилось в лучшую сторону.

"Ни один разумный человек не может искренне говорить о том, что ситуация с правами человека значительно улучшилась, – отметил 45-летний Муррей. – Она по-прежнему возмутительна".

Его замечания неизбежно вызовут гнев местных властей и озабоченность в британском МИДе, который позволил послу вернуться к работе лишь на том условии, что он не будет попадать в неприятные ситуации, жестко придерживаясь правил.

Дипломат, ранее работавший в Польше и Гане, доказал, что его нельзя заставить замолчать. Его нынешний взрыв вполне в русле подхода к работе, принятого им два года назад, когда его назначили в Ташкент.

Вскоре после приезда он вызвал бурю в жестко контролируемой республике бывшего СССР, высказавшись против президента Каримова, который стал ключевым союзником Америки в войне против терроризма.

Выступая перед членами правозащитной организации, Муррей сказал: "Ни одно правительство не имеет права использовать войну против терроризма как предлог для преследований приверженцев ислама, исповедующих свои взгляды с использованием только мирных средств. К сожалению, под эту категорию подпадает огромное большинство несправедливо осужденных в Узбекистане".

Вскоре после этого британское посольство стало, как магнит, притягивать тех, кто жаловался на нарушения прав человека: узбеки хотели, чтобы их дела были переданы Муррею и его сотрудникам.

Хотя публично МИД, защищающий права человека во всем мире, его поддержал, выступления Муррея вызывали глубокую озабоченность.

В августе МИД обвинил Муррея в 18 служебных проступках, он отверг все обвинения как нонсенс, и они были сняты. В сентябре его отозвали в Лондон под предлогом ухудшения состояния здоровья, но многие сочли это предупреждением, что он должен придерживаться линии МИДа и Госдепартамента США, которые пользовались услугами Узбекистана в обмен на мягкое отношение к нарушениям прав человека.

На этой неделе близкий друг семьи заявил, что отзыв Муррея "был результатом того, что он говорил о правах человека". "Теперь ему вручили длинную инструкцию и пригрозили увольнением, если он нарушит хоть один пункт, – добавил он. – Сейчас его держат на работе лишь из страха перед возмущением парламента и прессы. Он уверен, что его съедят с потрохами, если ситуация в обществе изменится".

Конечно, из-за конфликта пострадало британское посольство в Ташкенте. В прошлом году двух сотрудников Муррея отозвали, обвинив их в служебных проступках. Один получил новое назначение, второй ушел с дипломатической службы.

Посол навлек на себя новые неприятности, когда выяснилось, что он оставил жену и сошелся с 22-летней узбечкой, парикмахером по профессии, Надирой Алиевой, с которой он познакомился в баре. Друзья дипломата утверждают, что он жертва спланированной кампании, а утечка подробностей его личной жизни в Лондон была организована специально.

Сегодня британская дипломатическая миссия в этой постсоветской диктатуре состоит из шести дипломатов, работающих в канцелярии, находящейся в здании, где в середине XIX века родился маршал Керенский. Она ничтожно мала по сравнению с американским посольством со штатом в 60 человек, который еще увеличится после того, как будет завершено строительство роскошного нового здания.

Последние заявления Муррея о правах человека поставили в сложное положение американцев, которые в мае должны принять решение о выделении Узбекистану помощи в размере 50 млн долларов в зависимости от улучшения ситуации с правами человека.

На этой неделе в докладах, посвященных Узбекистану, Международная кризисная группа и Human Rights Watch подробно рассказали о подавлении политической и религиозной оппозиции и призвали США использовать свое влияние, чтобы положить конец преследованиям.

Вчера госсекретарь США Колин Пауэлл прозрачно намекнул, что Узбекистан может рассчитывать на американскую помощь, поскольку режим Ташкента подвергается атакам со стороны исламских боевиков, связанных с "Аль-Каидой". Тысячи американских военнослужащих находятся на авиабазе Ханабад в Южном Узбекистане, которая используется для проведения операций в соседнем Афганистане.

Вчера пресс-секретарь Госдепартамента заявил, что Пауэлл говорил по телефону с узбекским министром иностранных дел Садыком Сафаевым и предложил помощь в подавлении мятежа.

Муррей рискует еще больше рассердить принимающую сторону. Каримов, возглавляющий республику последние 12 лет, обвинил ненасильственную исламскую секту "Хизб ут-Тахрир" во взрывах, произошедших в понедельник. Британский посол заявил, что Британия "безусловно осуждает" подобные высказывания. Он добавил: "Мы должны спокойно и внимательно подумать о причинах этого и не делать поспешных выводов о том, кто это сделал".

Высказывания Крейга Муррея

"Я привык к тому, что у моих дверей появляются люди с выбитыми зубами или выдернутыми ногтями. Чтобы добиться признаний, людей нередко бросают в ванну с кипятком. Я позволяю им переночевать у меня, поскольку они очень напуганы".

"Репрессии сочетаются здесь с имущественным неравенством и отсутствием реформ, и это порождает исламский фундаментализм, который режим пытается разгромить".

"Узбекистан не является демократией, и непохоже, что он движется в направлении демократии. Главные политические партии под запретом, парламент не избирается демократическим путем, система сдержек и противовесов в отношении исполнительной власти отсутствует".

"По нашим оценкам, 7-10 тысячи человек здесь являются политическими заключенными или арестованы по религиозным мотивам. Во многих случаях они осуждены за преступления, которые не совершали, доказательства их причастности к ним отсутствуют".




Голос Америки,
10 апреля 2004

ЕБРР закрывает кредиты Узбекистану

Куляш Базарбаева

 Запад недоволен авторитарным режимом узбекского президента Ислама Каримова. Именно так можно расценить решение Европейского банка реконструкции и развития заморозить выделение кредитов на большинство проектов в Узбекистане.

Год назад ЕБРР предупредил власти Узбекистана, что если в стране не будет ослаблен политический прессинг и не будут проведены экономические реформы, банк приостановит свои программы. И вот в этот вторник банк принял решение, которое сильно подмочило репутацию страны и международный имидж Каримова. После серии взрывов и перестрелок, недавно потрясших Ташкент и Бухару и унесших жизни по меньшей мере 47 человек, это еще один серьезный удар по режиму Ислама Каримова.

Узбекистан почти ничего не сделал, чтобы улучшить экономическую и политическую обстановку в стране, поэтому ЕБРР не может работать в республике как прежде, указывается в пресс-релизе, распространенном на этой неделе Европейским банком реконструкции и развития. Этот влиятельный международный институт до настоящего времени был самым крупным частным инвестором в Узбекистане. С 1991 года банк вложил в республику 527 миллионов евро.

Указав на плачевную ситуацию с правами человека в республике и отметив, что в преддверии парламентских выборов в Узбекистане не зарегистрирована ни одна оппозиционная партия, ЕБРР все же не намерен полностью покидать регион. Немилость банка коснется главным образом программ для государственного сектора. ЕБРР будет давать кредиты на поддержку малого и среднего бизнеса и локальные проекты общественной сферы, такие, как улучшение водо- и теплоснабжения.

Реакция Каримова на решение ЕБРР пока не известна. Однако представитель министерства иностранных дел республики Узбекистан в интервью агентству Франс пресс отметил, что решение банка является неразумным. По его словам, Узбекистан готов выполнять требования, выдвинутые ЕБРР. Похоже, решение банка, одним из основных инвесторов которого являются США, стало для Каримова неожиданностью.

После недавних взрывов, которые официальный Ташкент сразу назвал делом рук террористов, Вашингтон еще раз указал на необходимость борьбы с международным терроризмом и предложил Узбекистану помощь в расследовании произошедшего. По словам директора алматинской организации "Группы оценки рисков" Досыма Сатпаева, последние теракты стали новой козырной картой Ислама Каримова, доказательством того, что он говорил правду об угрозе терроризма в Узбекистане и что действия руководства, иногда репрессивные, по отношение к исламской оппозиции были оправданы.

Председатель Общества прав человека Узбекистана Талиб Якубов выдвигает предположение, что взрывы могли быть подстроены самими узбекскими властями. "Правительство Узбекистана оказалось между двух огней, - отмечает он. - С одной стороны – абсолютное нежелание что-либо предпринять в пользу демократических преобразований, с другой - требования международных организаций, в частности, международных финансовых институтов, начать такие преобразования. В преддверии ежегодной сессии ЕБРР… Каримову необходимо было выправить положение. Необходимо было показать всему миру, что сейчас не время проводить демократические реформы, когда всюду в Узбекистане рыщут террористы и он по уши занят борьбой с ними".

Директор казахстанского бюро лондонского Института освещения войны и мира Эдуард Полетаев считает, что решение ЕБРР ударит как по режиму, так и, в какой-то мере, по простому населению. По его словам, Узбекистан остро нуждается в инвестициях, однако многие инвесторы под влиянием решения ЕБРР просто-напросто не решатся вкладывать деньги в экономику республики. Правительству Узбекистана все время будут нужны деньги, чтобы поддерживать свои многочисленные силовые структуры, а ресурсов для этого не так много. Поэтому, отмечает Эдуард Полетаев, возможно, что власти "в очередной раз закрутят гайки бедным крестьянам" и повысят налоги существующим предприятиям.

Полетаев считает, что под давлением Запада Каримов может предпринять какие-то декоративные изменения, однако серьезных демократических преобразований от него ожидать не следует.




ИА "Фергана.Ру",
2 апреля 2004

Экстремистские акции в Узбекистане: международный терроризм или массовый суицид?

Сергей Ежков, независимый журналист

Неделя без малого, что прошла после первых, как принято говорить, террористических актов в Узбекистане, несмотря на полное отсутствие официальных версий об организации, их подготовивших, все же заставляет усомниться в самой постановке проблемы.

То есть: а терроризм ли это? Можно ли считать террористическими актами акции протеста части населения страны, акции отчаяния, если хотите. Вспомним, что подавляющее большинство молодых людей замыкали провода на поясах со взрывчаткой, когда поблизости никого не было. Да, первый самоподрыв был все-таки адресным, направленным против сотрудников милиции, в достаточно большом количестве собравшихся в одном месте. Но он потому и был здесь произведен, что милиция отнюдь не всегда бережет нас, выполняя больше репрессивные функции.

Далее. Если верить сообщению МВД Узбекистана, то двадцать человек, окруженные подразделениями силовых ведомств в одном из частных домов, сами взорвали себя. Можно ли считать террористическим актом действия, при которых люди идут на самоубийство, суицид. Демонстративно и открыто, словно желая привлечь к себе общественное внимание, но, не ставя целью "прихватить" с собой десяток-другой мирных граждан. Согласитесь, у тех, кого официальная власть называет сегодня террористами, была масса возможностей совершить то же самое, но в многолюдных местах. На тех же рынках, в общественном транспорте, да мало ли где. Ташкент - город не маленький. Но они настойчиво взрывают себя и по возможности только себя...

Так кто же эти смертники, что заставило их добровольно лишить себя жизни безо всякой надежды быть услышанными, безо всякой надежды на понимание? Правоприменительные структуры республики ясности в ситуацию не внесли, предпочитая говорить, что у следствия есть несколько версий, но озвучивать их преждевременно.

Может, и есть, допускаю, но вряд ли хоть одна из них отражает истинное положение вещей. Скорее всего, все силовые ведомства Узбекистана "гадают на кофейной гуще", думая о том, какой из якобы имеющихся у них вариантов выгоднее преподнести обществу. Однако уже сегодня с высокой степенью достоверности можно предположить, что вариант, на котором остановятся следствие, непременно будет связан с происками международного терроризма, пресловутыми Аль Каидой, Исламским движением Узбекистана, движением Восточного Туркестана, партией Хизбут тахрир аль Исламия. Уверен, среди погибших обязательно обнаружат наемников, скорее всего, арабов, возможно, выходцев из Афганистана, Чечни, воевавших на стороне талибов. Словом, обществу будет предложен дежурный набор страшилок под политическим соусом, суть которого можно сформулировать приблизительно так: "враг не дремлет, отечество в опасности, все силы на разгром врага".

Уверен, что в анализе происходящего ни слова не будет сказано, о причинах внутреннего характера, способствующих и содействующих протестным акциям с применением оружия, взрывчатки. А ведь они, повторяю, есть и не замечать их, значит автоматически экстраполировать напряжение на перспективу.

Любопытное наблюдение: в отличие от событий пятилетней давности, повлекших человеческие жертвы, в первую очередь, среди мирных граждан, события нынешние не вызывают у населения откровенного протеста. (Выступления по телевидению, статьи в газетах, по большей части не в счет. Сделаны они по классическому советскому образцу. Старшее и среднее поколение прекрасно помнит, кого мы только не осуждали, равно как и не поддерживали. Вряд ли будут искренними и митинги, проведение которых власть наверняка инициирует). Большинство моих соотечественников не осуждает смертников изначально, а задумывается над происходящим.

Более того, они вслух говорят о том, что рано или поздно подобное должно было случиться. Кто-то должен был это сделать, не имея возможности иным способом вести диалог с властью. Возможности этого диалога, кстати, нет сегодня и у населения в целом. В стране с двадцати пяти миллионным населением нет оппозиционных партий, нет внутренней политической жизни. Как и в неоднократно обруганном СССР, публично все у нас "поддерживают и одобряют политику партии и правительства". С той лишь разницей, что говорят о президенте. Правда, в кулуарах, на кухнях и в банях говорят диаметрально противоположные вещи.

Нормально ли это? Нормально ли это для государства, избравшего и провозгласившего курс на развитие демократии? Почему проблема террористических актов не стоит, например, в Казахстане? Не потому ли, что здесь при всей неоднозначности действий руководства республики, есть возможность для легитимного и открытого диалога с властью?

У нас подобное исключается полностью и абсолютно. Хуже, тех, кто смеет иметь собственное, отличное от официального, мнение о происходящем, включая и журналистов, в Узбекистане, похоже, уже начинают травить. С помощью коллег, заметим, которые охотно и послушно выполняют указания власти, мало заботясь о своем профессиональном достоинстве.

Однако, в отличие от собратьев по перу, люди простые и не обремененные обязанностью прислуживать режиму, уже думают и говорят то, о чем действительно думают. Скажу больше. Два дня назад, вечером, милиция перед проездом президента страны, как всегда перекрыла так называемую правительственную трассу. Машин скопилось несколько сотен, и растянулась колонна метров на шестьсот. Прошло уже сорок минут, а машины стояли...

И вот тут произошло то, что еще недавно даже предположить было нельзя. Сначала один водитель нажал на клаксон, затем еще один, затем сразу несколько. Через минуту вся улица была залита какофонией автомобильных сигналов. Забегали и засвистели сотрудники дорожной милиции, явно не ожидая подобного. Один из них пытался вытащить водителя из близстоящей машины, но другие все равно не унимались, добросовестно нажимая на сигнал.

Это был протест. Демонстративный, возникший стихийно и не имевший организаторов. Вывод, горстка самоубийц, об истинных намерениях которых можно только догадываться, все равно сделала свое дело. Она подтолкнула других к размышлениям, она стала примером того, что с властью надо спорить, а произволу можно и нужно противостоять.

И последнее, о чем хочу сказать непременно, дабы по возможности избежать обвинений в сочувствии терроризму и идеологической принадлежности к нему.

Нет, я не поддерживаю ни один из методов политической борьбы, допускающий даже случайную смерть ни в чем не повинных людей. Я категорически против терроризма как такового. Я не принимаю его, но...

Я могу понять тех, кто вынужден идти на насильственные действия. У них нередко просто нет иного пути. Они понимают, что власть, вытирающая ноги о народ своей страны, не станет цивилизованно полемизировать с оппонентами, предпочитая гноить их в тюрьмах и уничтожать физически. А потому выбирают адекватный ответ.

Правильно или нет, вопрос другой...




«Эксперт»,
5 апреля 2004

Узбекистан не состоялся

Искандер Хисамов

В Средней Азии возникает еще один фронт глобального противостояния

Какой-то паренек выметает битое стекло из какого-то помещения. Какой-то пожарный тащит куда-то свой шланг. Какая-то машинка движется по берегу водоема. Эти кадры, видимо, за неимением других, все телеканалы мира крутят день за днем по многу раз. Репортеры взволнованными голосами и почему-то по телефону (да ясно почему - им там вообще не дают включать камеры) передают в эфир то, что услышали от официальных лиц на брифинге: там взрывы, там пальба, там заложники, там шахиды со своими поясами, арестовано столько-то, они уже дают признательные показания, а там нашли взрывчатку и рядом, конечно же, исламскую литературу.

Московские газеты выходят с шапками "Террористы едва не утопили Ташкент" и рассказывают, что недалеко от плотины Чарвакского водохранилища взорвался микроавтобус, еще чуть-чуть, и плотина бы рухнула, а столица Узбекистана с ее 2,5 миллиона жителей ушла бы под воду (тут-то как раз и едет на экране живехонькая машинка на фоне воды). Корреспондентам явно не показали плотину, а если бы показали, они бы поняли, что для того, чтобы взорвать эту гору, нужно не меньше трех вагонов взрывчатки у основания.

Сообщается, что один из взрывов произошел недалеко от резиденции Каримова - действительно, всего в нескольких километрах. Другой - на самом многолюдном рынке. Тоже правда, только случилось это ранним утром, когда ни одного покупателя не было. Где-то в Бухарской области взорвался дом с террористами - почему так далеко и почему в этот день?

В связи с этим, конечно же, вспоминаются события февраля 1999 года, когда в разных концах Ташкента прогремели взрывы. Всего нескольких месяцев тогда хватило властям, чтобы провести расследование и сурово покарать террористов, пару десятков казнили. Однако узбекским властям так и не удалось доказать миру, что казнены и посажены были именно виновные. Не удалось также объяснить толком, кому нужны были те взрывы, если не считать сам режим, который получил прекрасный повод разогнать и посадить всех, кто мог бы при определенных условиях составить ему оппозицию.

Возникает вопрос: что сегодня имеет место в Ташкенте - начало гражданской войны, террористическая интервенция или большая провокация? Мои информированные знакомые в этом городе склоняются к третьему варианту. Сегодня всем в Узбекистане очевидно, что режим Каримова завел страну в тупик. Экономика угасает на глазах, население нищает и теряет надежду на будущее. В начале 90-х Ислам Каримов заявлял: "Узбекистан - страна с великим будущим" (такие плакаты до сих пор кое-где встречаются), внедрял культ Тамерлана, провозглашал особый путь своей страны и с презрением отзывался о российских и казахстанских реформах. Сегодня бесконечно далеко ушедший вперед Казахстан устанавливает квоты для гастарбайтеров из соседней республики. Зная узбекский менталитет и традиционное отношение к воинской службе, трудно представить, что сегодня узбекские мамаши изыскивают средства на взятки военкомам, чтобы их мальчиков взяли в армию - там по крайней мере их три раза в день кормит государство. Военкоматы безжалостно комиссуют призывников, у всех находят плоскостопие. Между тем бурно растущее население каждый год поставляет более миллиона новых трудоспособных граждан, и их абсолютно некуда девать. В той же Ферганской долине на каждый квадратный километр приходится по 400 человек - больше, чем в Бельгии. Земля не способна прокормить столько народу, а индустрия исчезает под гнетом громадных налогов и ужасной коррупции.

Приезжающему в Ташкент сразу становится ясно, на чем стоит этот режим. Столько людей в полицейской форме нет, пожалуй, ни в одной другой столице мира. Зарплата рядового полицейского в пять-шесть раз больше, чем университетского профессора или среднего клерка Нацбанка. Плюс возможность взимать взятки с нарушителей правил дорожного движения или общественного порядка. Однако и полицейских ресурсов может оказаться недостаточно перед лицом легко прогнозируемого социального взрыва. Таким образом, Исламу Каримову, с одной стороны, надо срочно спасать лицо, выдавая собственные хозяйственные и политические просчеты за происки мирового исламского терроризма, с другой - прикрывать спину, призывая на помощь мировую антитеррористическую коалицию.

И все же версия о том, что все происходящее в эти дни в Узбекистане делается по сценарию местных властей и спецслужб, представляется слишком вычурной. Ведь и атака террористов на Всемирный торговый центр дала немалые политические дивиденды Бушу, но это еще не значит, что Буш ее организовал (хотя многие утверждают, что именно он). Скорее всего, власти Узбекистана были осведомлены о готовящихся дилетантских вылазках своих экстремистов и позволили им произойти - в ограниченных пределах.

Безусловно, всей правды об этих событиях мы никогда не узнаем. Путаные же сообщения оттуда надо трактовать в самом общем смысле: Узбекистан как государство не состоялся, он стоит на грани коллапса, этот коллапс способен взорвать и без того хрупкую ситуацию во всей Средней Азии, открыть еще один большой фронт глобального противостояния, он будет иметь очень серьезные последствия для многих окружающих стран и далеко не в последнюю очередь - для России.




Время (Казахстан),
8 апреля 2004

Кто крайний? Уроки терактов в Узбекистане

Александр Нарижный, политолог

Недавняя серия терактов в Узбекистане, в результате которых погибли 43 человека, не на шутку встревожила его ближайших соседей, в том числе и Казахстан. Возникает ряд вопросов.

Почему именно Узбекистан? Какие причины вызвали всплеск насилия? Дойдет ли взрывная волна до нашей страны?

2 апреля генеральный прокурор Республики Узбекистан Рашид Кадыров заявил, что "совершенные теракты являются происками международных террористических организаций", имея в виду вездесущую "Аль-Кайеду". Таким образом, официальный Ташкент расценивает действия террористов как месть за участие Узбекистана в антитеррористической коалиции, к которой страна присоединилась в 2001 году, предоставив свои военные базы США для нанесения ударов по Афганистану. Такая версия ставит нашего южного соседа на одну доску с Испанией, расплатившейся тремястами погибшими за отправку военных в Ирак, и создает ему ореол мученика, пострадавшего в борьбе с мировым злом. Но настолько ли все линейно в этой истории?

Был хлебный - стал бедный

В странах, получивших независимость, неизбежно начинается рост национального (а на Востоке - чаще всего национально-религиозного) самосознания. Этот процесс имеет риск перейти цивилизованные рамки и иметь деструктивные последствия, но лишь в том случае, если государство не начнет пробуждать в гражданах инстинкт собственника и предоставлять им возможность хорошо зарабатывать.

…Несколько лет назад, возвращаясь из Гонконга, я застрял на сутки в Ташкентском аэропорту. Коротая время в баре, разговорился со стюардессой узбекской авиакомпании и спросил, сколько она получает.

- 15-20 долларов.

- В день?

- В месяц! Не удивляйся: у нас оклад начальника аэропорта - $250.

- Как же ты живешь на такие деньги?

- Когда пистолет на борт пронесешь, когда валюту, когда наркотики. Не бесплатно, конечно. Меня ведь не проверяют. А что еще мне остается делать?

С тех пор ситуация изменилась мало. Сегодня среднемесячная зарплата в Узбекистане - $20-25. Кило мяса на базаре стоит $3. Для сравнения: в Казахстане эти цифры, соответственно, равны $170 и $3-3,5. Иными словами, в соседней республике, с которой в 1991 году, при переходе от плана к рынку, у нас были равные стартовые условия, покупательная способность ниже нашей в 6-7 раз.

Еще несколько цифр. Расходная часть бюджета 15-миллионного Казахстана на 2004 год приближается к $7 млрд., тогда как в Узбекистане с его 25 миллионами она равна лишь $2,74 млрд. То есть наша казна щедрее к собственным гражданам в 4,25 раза, чем узбекская.

В Казахстан за десять с лишним лет пришло $24 млрд. зарубежных инвестиций, в Узбекистан - $14 млрд. "Душевой разрыв" - почти в 3 раза.

Сейчас казахстанцам кажется, что продать и купить доллары можно было всегда: сразу и не припомнишь, когда разрешили свободный обмен валюты. Узбекистан же только в октябре прошлого года взял на себя обязательства по 8-й статье Устава МВФ, предусматривающей этот самый обмен. Причем в ходу четыре вида валюты - доллар, евро, фунт и иена. Рубли и тенге по-прежнему можно приобрести или сбыть только с рук. После введения конвертируемости сума узбекский Центробанк, чтобы снизить инфляцию, ограничил обращение наличности. Это вызвало массовые задержки пенсий и зарплат. На многих предприятиях с сотрудниками вместо денег рассчитываются готовой продукцией, вроде носков и пиалок, - то, что мы уже давным-давно забыли.

Узбеки - испокон веку торговая нация, а базар - один из главных ее устоев. Настоящий шок народ испытал в сентябре 2003-го, когда было закрыто большинство вещевых рынков страны, где торговали с лотков. В Ташкенте вместо десяти их осталось три. Желающим продолжить бизнес правительство предложило приобретать гипсокартонные "комки" площадью 9-12 кв. м за $3-5 тысяч - это цена трехкомнатной квартиры в столице, астрономическая сумма для узбеков. В результате количество рабочих мест в торговой сфере сократилось в 4-5 раз, десятки тысяч торговцев остались без средств к существованию, а миллионы покупателей - без дешевого ширпотреба.

А годом ранее были введены драконовские таможенные пошлины на ввоз товаров частниками - физическими лицами. Что интересно, для юридических - крупных оптовых поставщиков - пошлины отменили совсем. Говорят, такие меры позволили высокопоставленным чиновникам контролировать весь импорт потребительских товаров.

Отчаявшись заработать на пропитание на родине, узбеки все чаще подаются в Казахстан - на уборку риса, хлопка, лука, чернорабочими на стройку.

Тем временем экономические реформы в Узбекистане, можно сказать, и не начинались.

Газета "Коммерсантъ" цитирует довольно резкое высказывание посла Великобритании в этой стране Крейга Меррея:

- Это клептократическое (вороватое. - А.Н.) правительство проводит экономическую политику, которая вызывает обнищание народа.

Вода дырочку найдет

Свято место пусто не бывает, а вода дырочку найдет. Если человеку не дают работать и зарабатывать на достойную жизнь, он направляет свою энергию в иное русло.

С начала 90-х годов в Узбекистане наблюдается рост исламистских настроений. В стране одна за другой создаются мусульманские организации: "Воины ислама", "Исламская партия возрождения", "Исламская партия Туркестана", "Адолат уюшмаси" и другие. Власти не сумели, а скорее, не захотели вести с ними цивилизованный диалог, и в 1992-93 годах их деятельность была запрещена президентом Исламом Каримовым.

Но настроения никуда не пропали. Примерно в это же время в Ферганскую долину начали проникать эмиссары партии исламского освобождения "Хизб-ут-Тахрир", проповедующей установление мирным путем единого халифата на территории всей Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР. Эта идея нашла живой отклик среди населения, брошенного правительством на произвол судьбы, и за короткий срок хизбовцы завербовали в свои ряды более 10 тысяч активных членов.

Режим продолжал действовать в привычном для себя стиле - карательном, причем через "общественность" - комитеты махаллей (традиционных общин). Эти комитеты, по признанию международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), "глаза и уши центральной власти и главный проводник политики и практики репрессий". Вот что пишет HRW в одном из своих ежегодных докладов:

"В Узбекистане разрешенный ислам жестко контролируется. Имамы назначаются и находятся под ее надзором. Любая неразрешенная, то есть не зарегистрированная властями религиозная практика считается незаконной. Под репрессии попали все те, кто совершает намаз дома, изучает Коран в частном порядке, принадлежит к незарегистрированным исламским организациям и распространяет не санкционированную властями литературу. Махаллинские комитеты поддерживают "государственный" ислам и даже участвуют в отборе кандидатов на совершение хаджа в Мекку".

После запрета мусульманских организаций более двух тысяч их активистов подались в Таджикистан и Афганистан. Объединившись, они создали в 1996 году Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Его политическим лидером стал Тахир Юлдашев, военным - Джума Намангани. Стремительно радикализируясь, ИДУ установило контакты с "Аль-Кайедой", Талибаном, "Хизб-ут-Тахриром". Джума со товарищи активно участвовал в гражданской войне в Таджикистане на стороне вооруженной оппозиции, дважды - летом 1999-го и 2000 года - вторгался на юг Киргизии и в Сурхандарьинский район Узбекистана, вступая в бой с регулярными войсками. Как утверждают узбекские спецслужбы, ИДУ ежегодно получает от бен Ладена $3 млн. Боевики проходят обучение в тренировочных лагерях на территории Чечни, Афганистана и Пакистана.

В 1997 году на Ислама Каримова было совершено покушение, и начался новый виток репрессий. Они еще более ужесточились после серии взрывов в Ташкенте 16 февраля 1999-го, которые власти расценили как попытку государственного переворота. Более сотни хизбовцев были взяты под стражу, а 12 членов этой партии приговорены к длительным срокам лишения свободы - от 9 до 18 лет. Многочисленные аресты среди сторонников "Хизб-ут-Тахрира" проведены и после мартовских терактов. Напомню, ХУТ проповедует создание халифата мирным путем. Вне всякого сомнения, радикальное слово - такое же мощное оружие, как и бомба. И хизбовцы так же опасны, как и сторонники ИДУ, которых тоже подозревают в причастности к взрывам. Однако в Узбекистане так и осталось недоказанным непосредственное участие членов "Хизб-ут-Тахрира" в подготовке и совершении террористических действий.

По данным правозащитного общества "Мемориал", число политических заключенных превысило 7 тысяч человек (больше половины из них - активисты ХУТ). Это в несколько раз больше, чем во всех республиках бывшего СССР, вместе взятых. А в октябре 2001 года радио "Свобода" выдало в эфир следующее:

"Борьбу с международным терроризмом узбекские власти используют как предлог для того, чтобы расправиться с исламской оппозицией, считают московские правозащитники. По их словам, в Каракалпакии действует специальный концентрационный лагерь для исламских активистов. За последние три года (1999-2001. - А.Н.) известно более 15 случаев гибели от пыток людей, связанных с исламской оппозицией".

Председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Сергей Орлов приходит к неутешительному резюме:

- Узбекистан оказывается в первых рядах развернувшейся сейчас в мире борьбы с международным терроризмом, но парадокс состоит в том, что режим Каримова сам является фактором, воспроизводящим терроризм. А именно: политические репрессии в этой стране, подавление инакомыслия, подавление мирной политической оппозиции реально ведут к укреплению позиций терроризма.

А его коллега по "Мемориалу" Виталий Пономарев идет в своих выводах еще дальше:

- Внутренняя политика правительства Ислама Каримова является фактором, дестабилизирующим обстановку во всем Центральноазиатском регионе.

На пути диалога

Есть ли в Казахстане экономическая почва для распространения религиозного экстремизма? Приведенные выше цифры свидетельствуют: такой, как в Узбекистане, - безусловно, нет. Нет оснований, чтоб юрту покинуть, пойти воевать. Осуществленные реформы и вся экономическая политика государства предоставили подавляющему большинству казахстанцев более прозаическое, но жизнеутверждающее занятие – зарабатывание денег, которому они от души и предаются: возможностей для этого предостаточно, было бы желание.

Есть ли база для образования исламской оппозиции в нашей стране? Тоже вряд ли. С первых лет независимости руководство страны встало на путь диалога с духовными пастырями. Межконфессиональное согласие – одно из главных и безусловных завоеваний суверенного Казахстана, что доказал международный успех I Съезда мировых и традиционных религий, проведенного осенью прошлого года в Астане.

Впрочем, полностью исключать риски религиозного экстремизма было бы безответственно. Тем более что в ряде регионов страны тоже появились непрошеные гости из "Хизб-ут-Тахрира". Их "листовочная" пропаганда привела к трем судебным процессам в Шымкенте и Павлодаре, на которых активисты были приговорены к символическим срокам. Так сказать, для профилактики, чтоб другим неповадно было. О массовых репрессиях, как в Узбекистане, способных вызвать волну протестов вплоть до вооруженного противостояния, речи, конечно же, не идет.

Есть ли опасность мести со стороны фанатиков за участие Казахстана в антитеррористической коалиции? Наша страна – член АТК. Но участие участию рознь. Казахстан, в отличие от Узбекистана и Киргизии, не согласился на дислокацию американских войск на своей земле (российских, кстати, тоже). И в Ирак мы послали не вооруженные до зубов войсковые подразделения, а саперов Казбата. Для гуманитарной миссии – разминирования территории. Шаг этот, как показали недавние события в Испании, был дальновидным: безопасность собственных граждан дороже американских интересов.




ЦентрАзия,
12 апреля 2004

Между Исламом и Каримовым: кто взорвал Узбекистан и кто придет на смену ИАКу

Виталий Хлюпин

1. Не внушает

Утро 29 марта началось неожиданно пугающе. Телевизор ожил рассказами о терактах в Узбекистане: женщины-камикадзе взрывают милицейский караул, машина с террористами рвется к плотине Чарвакского водохранилища, забаррикадировавшийся в жилом доме в ташкентском пригороде Ялангач 20 террористов несколько часов отстреливаются, а потом сами подрывают себя.

Закончилась эта кровавая вакханалия только 1 апреля - 24 летняя Фарогад Дамадова взорвала себя в собственной квартире в Ромитанском районе Бухары.

Итог: почти 50 погибших, сотни раненых.

Ислам Каримов достаточно оперативно сказал свое веское слово – во всем виноваты "темные силы", теракты готовились извне, 6-8 месяцев и должны были произойти накануне празднования в республике Навруза (21 марта), но в результате принятых мер, планы террористов были разрушены".

Возникает вопрос – почему если планы террористов на Навруз "были разрушены", то после Навруза – они реализовались? То ли разрушали не те планы, то ли разрушители договорились о переносе с созидателями?

Вопросы… вопросы.

К 10 апреля было арестовано уже 400 подозреваемых, а генеральный прокурор страны Рашид Кадыров доложил, - "следствие установило, что члены группировки проходили обучение в диверсионных лагерях под руководством арабских инструкторов, готовивших и боевиков "Аль-Каеды"".

Ощущение полного дежавю. Что-то подобное уже было, видел и даже твердо помню точную дату. Опять же Узбекистан – февраль 1999 года, взрывы, страшные и нелепые.

Корреспондент российских "Ведомостей" Никольский назвал теракты "агитационными". Может ошибся?

Узбекистанские террористы какие-то совсем особенные. Полные непрофессионалы – и это мягко сказано. Взрывают, главным образом, сами себя, разъезжают по городу в набитых гексогеном машинах, стреляют в постовых… Плохо учили? Профессионалы повывелись? Да вроде нет, достаточно много желающих прошли афганскую, а ранее – таджикскую кампании.

И это притом, что почти одновременно, те же "узбеки" отважно сражаются с пакистанским спецназом в горах Вазиристана, а несколько ранее – "халифатский центральноазиатский интернационал" вполне успешно гонял по горам всю Узбекскую, Киргизскую и Таджикскую армии, вместе взятые, в так называемых, 1-й и 2-й Баткенских войнах. Отчего столь явный регресс в развитии? Или это не они? Или это они… но им помогли, чтобы было именно так или примерно так бестолково, хаотично, но страшно?

Не исключена возможность, что творческая инициатива могла исходить главным образом из недр спецслужб. СНБ крайне важно, с одной стороны, отвлечь внимание от собственной неблаговидной деятельности, с другой – показать и доказать свою нужность и полезность. СНБ нужен подвиг, причем как у барона Мюнхгаузена – подвиг по расписанию.

Что любопытно, якобы "прозевавшие" февральские теракты главные узбекские "правоохранители" – глава СНБ Иноятов и министр внутренних дел Алматов сохранили свои посты и даже получили благодарность президента за отвагу и оперативные действия.

Вместе с тем, не надо впадать в еще одну крайность и отрицать вообще наличие и рост влияния радикальных "исламистов", как в самом Узбекистане (особенно в Ферганской долине), так и в окрестностях (южном Казахстане, западной и южной Киргизии). Казахстанские и киргизские спецслужбы в последнее время едва ли не ежемесячно рапортуют о раскрытии все новых и новых ячеек и групп нетрадиционных исламистов. В последние полгода существенно расширилась и география их распространения – несколько раз листовки и литературу изымали в северо-казахстанском и совсем недавно еще преимущественно русском Павлодаре.

В декабре 1998 года (на пресс-конференции после встречи с А.Акаевым) И.Каримов совершенно неожиданно обвинил российское ФСБ в организации мятежа в Таджикистане. Хотя, в общем-то, совершенно очевидно было доказано, что мятежники пришли в Таджикистан с территории Узбекистана. Совершенно очевидно, что подобное недержание мысли объясняется отнюдь не эмоциональным порывом узбекского лидера, а результатом продуманной политики и некой позицией.

Позиция эта проста – балансирование на противоречиях между сильными геополитическими игроками в надежде получить максимум дивидендов, заглядывая во все кормушки и кармашки.

Каримов хочет привлечь внимание не просто к региону, к своей стране, а пытается позиционировать лично себя перед западным общественным мнение, в роли верного борца с мировым исламским терроризмом, эдакой последней преградой и плотиной, на пути "Аль-Каеды" в ЦентрАзию.

Узбекский лидер полагает, что может управлять страной как он хочет и сколько хочет, получив карт-бланш из Вашингтона и молчаливое согласие Москвы на дальнейшую "самаркандизацию" страны.

Он, где надо, очень гибок и толерантен, готов сотрудничать с кем угодно – от японской секты "Секку Геккай" до исмаилитов Ага Хана. Политика Ислама Каримова очень проста, предельно прагматична и подчинена одному закону – не отдать власть, любой ценой удержаться на троне, закрепить за собой и окружением монополию на владение ЗАО "Республика Узбекистан".

Это вассал оставшийся без своего патрона. Он рад бы превратить всю страну в один большой "Ханабад", сдать ее в аренду и жить как скромный и тихий буржуа на процентную ренту.

Отношение Запада к подобным правителям, ищущим расположения и предлагающим себя в аренду или службу, соответствующее.

Наиболее четко сформулирована она в редакционной статье британский The Economist" за 31 марта – перефразируя, применительно к И.Каримову, слова, сказанные Ф.Рузвельтом по отношению к никарагуанскому диктатору Самосе-старшему, - "Он, возможно, и сукин сын, но он наш сукин сын".

Иметь своего экзотического "сукиного сына" – это престижно, в этом есть свой шарм и шик. Хотя немножко смущают… шесть с половиной тысяч политических и религиозных узников.

Американским "ястребам" нужен Каримов, а Каримову нужен Буш. У этой связки интерес практический. Бушу надо демонстрировать американской общественности и Конгрессу "хороших мусульманских лидеров", как пример успешной селекционной политики. Мушарраф, Каримов, ряд мелких ближневосточных шейхов и эмиров – идеальный демонстрационный материал. Каримову, как уже говорилось, нужны деньги и безопасность.

Вместе с тем, Каримов собрал на себя слишком много негатива и гораздо лучше было бы иметь вместо него кого-нибудь иного, помоложе, помобильнее, не отягощенного грузом многочисленных "подвигов" в борьбе за необратимую "демократизацию" родной страны.

Вместо Самосы-папы необходим Самоса-сын.

2. Нужен ли России "каримовский" Узбекистан?

В данной ситуации у ряда "горячих голов" в России сам собой появляется соблазн вмешаться в указанный выше геополитический расклад - спутать карты, посчитать союзников по СНГ, ДКБ, ШОС, Антитеррористическому союзу и прочим "взаимовыгодным" альянсам.

Логика их размышлений понятна:

В конце прошлого века у американцев был на Востоке один непотопляемый авианосец – Япония. Сегодня в одной только Центральной Азии как минимум четыре – Каримовский Узбекистан, Карзаевский Афганистан, Акаевский Кыргызстан и Рахмоновский Таджикистан. Плюс – "нейтральный Туркменбаши" неделю тому одобривший индивидуальную программу сотрудничества с НАТО, плюс – Н.Назарбаев, заявивший о готовности предоставить свои южные аэродромы "антитеррористической коалиции".

Внутренней жизнеспособностью большинство данных режимов не обладает, поддержкой среди населения не пользуются.

Зачем вообще нужны "союзники", от которых проблем больше чем пользы?

Не пора ли России навести хоть относительный порядок в рядах своих верных азиатских "друзей"? Местная власть хитра на выдумки, но сколько можно терпеть под боком чужих "сукиных сынов"?

Попробуем остудить "горячие головы".

Каримов для России сегодня – это неуловимый Джо, которого никто не поймает, потому как не ловят, не нужен он никому, не интересен.

Как союзник – абсолютно дескридитирован, как экономический партнер – все, что можно, итак уже передал, продал и перепродал Западу.

У России сейчас государственного интереса по отношению к Узбекистану. Выраженного и сформулированного на высшем уровне. Нет и это факт, это данность. Более того, нет крупных интересов в Узбекистане и ни у одной из российских кампаний, которые могли бы осуществить самостоятельное решение узбекского вопроса. (Не так давно, правда, "Альфа-групп" выкупила Алмалыкский комбинат, однако три предыдущих инвестора уже разворовали там все, что можно было разворовать, так что на серьезное бизнес-вложение данная сделка не тянет).

Отсюда следует сделать совершенно однозначный и четкий вывод – Москве вокруг Ташкента сейчас суетится нечего.

Не надо обольщаться и ждать чего-то реального от деятельности антитеррористического центра и прочих "схем" и "форматов" общей региональной безопасности. Хотя не надо и выходить из старых договоренностей. Пусть все остается как есть.

России сегодня не надо абсолютно ничего предпринимать по отношению к Узбекистану и в Узбекистане. Пусть там все будет, как будет и живет, как живется.

Объективно, время работает на падение каримовского режима и в более глобальной перспективе – Узбекистан, как утверждает журналист "Эксперта" И.Хисамов, - это несостоявшееся государство. Каримов будет тянуть до конца и дотянет до логического финала в решении главной задачи своего оставшегося правления – инкубации Преемника.

Теоретически можно, конечно, попытаться в корне переломить ситуацию, попробовать провести действительно радикальные модернизационные реформы. Но для этого у Каримова и его окружения нет ни политической воли, ни желания, ни элементарной квалификации.

"Косметические" реформы – не в счет. От того сколько палатным будет Олий Мажилис и формального наличия многопартийности – ничего не изменится в принципе, в основе, в корне родоплеменной структуры власти.

Власть в Узбекистане не формализована и не институциолизирована, она архаична и подчиняется тем же законам, что и при последнем кокандском хане Худояре.

Каримов - это Худояр XXI века, и более чем не исключено, что в среднесрочной перспективе он повторит его судьбу. Худояра согнал с трона сапог генерала Скобелева, Каримову "светит" шнурованный ботинок генерала Санчеса или Абизада.

Поучительна в этом плане история великого астронома и эмира Улугбека.

Внук Тимура и наследник его империи астроном, математик, мыслитель Улугбек, когда состарился и немножко расслабился, решил всего себя посвятить любимым наукам и передать власть своему старшему сыну Абдул-Латифу. Абдул-Латиф очень горячо и долго благодарил отца и почти тут же… отдал приказ его убить за ненадобностью. Улемы и разного рода проповедники тут же обвинили Великого Бека в отступлении от ислама и дружно, в едином порыве, от старика избавились...

Но это уже пролог к другой истории.

3. Кто станет Исламом Каримовым Вторым?

Официальных преемников Каримова, как таковых, в его окружении нет. Потому как он сознательно никаких крупных фигур в окружении не терпит.

олитический ландшафт скуден как выжженный солнцем устюртский такыр, проблески растительности чахлые, окрас защитный, конфигурация – саксаулообразная.

Влиятельные фигуры есть, но рассматривать их можно не в качестве самостоятельных фигур, а в "сцепке" с кланом, потому как внутриузбекский социум в этом плане достаточно жестко иерархизирован. Напомним: всего узбекских племен, из которых складывается (сложилась?) современная нация – 92, по другим данным - 96. Но границы между племенами размыты и в настоящее время цементируются региональными "земляческими" узами. Наиболее крупные и мощные родо-племенно-земляческие образования это: "ферганцы", "самаркандцы", "ташкентцы".

1. "Ферганцы", историческая преемственность от элит Кокандского ханства. (андижанцы и особенно наманганцы считаются наиболее исламизированными и традиционными, собственно ферганцы – напротив, несколько более европеизированными);

2. "Ташкентцы" - старые торговые фамилии местных "ходжей" и их потомков. Ходжи – в ЦентрАзии это вообще не духовное звание, а клановая привилегированная группа с элементами сословно-кастовой обособленности.

3. "Самаркандцы" (и родственные им "джизакцы"). Наиболее "неузбекское" по своей этнической основе образование. Потомки состоятельных арабов, таджиков, персов-"ирони" и даже казахов, в лице обузбеченных кипчаков.

Со времени Сталинских "больших чисток" года и до Рашидова соперничали и попеременно правили страной "ферганцы" и "ташкентцы" (и это несмотря на то, что первой столицей советского Узбекистана был выбран именно Самарканд). Только Рашидов, а затем – Каримов переломили ситуацию, резко двинув вверх своих "самаркандцев". (до 1937 был еще мощный клан "бухарцев", но их здорово выкосили репрессии конца 1937-х годов и с тех пор они клевреты отчасти "самаркандцев", отчасти "ташкентцев"). Помимо самого Каримова – лидерами "самаркандского" клана являются Исмаил Джурабеков, о котором ниже, новый премьер Шафкат Мирзияев, министр юстиции Абдусамат Полвонзода, глава Конституционного суда Буритош Мустафаев, председатель Центрального банка Файзулла Муллажанов, министр финансов Мамаризо Нурмуродов и др.

"Ташкентцы" – самые многочисленные в правительстве. Доминируют в научной сфере и искусстве, среди них наибольшее количество академиков и народных артистов. Из них нынешний главный идеолог Алишер Азизходжаев, министр обороны Кадыр Гулямов, экс-премьер и ныне вице-премьер Уткир Султанов. Ташкентцы заправляют ТЭКом (глава "Узнефтегаза" Шафкат Маджидов) и банковским бизнесом (точнее отчаянно борются, чтобы сохранить их за собой).

Наиболее перспективный из "ташкентцев", видимо – узбекский "младореформатор" и, якобы, "любимчик" Каримова – Рустам Азимов (достаточно молодой, сын академика, и в разной степени родственник почти всем перечисленным ранее ташкентцам). По образованию экономист. С января 2003 – вице-премьер-министр экономики (был и главой Нацбанка и минфином).

№2 в плане потенциальной перспективности среди "ташкентцев" – Элер Ганиев (1960 г.р.), также экономист, вице-премьер курирующий ВЭС, плотно связан и "сидит" на совместном бизнесе с США и Британией и по ряду свидетельств их "агент влияния". Оба, и Азимов, и Ганиев – очень богаты, амбициозны и не прочь побороться за ханский трон. "Кошельком" ташкентского клана является многолетний министр торговли Мираброр Усманов, который сам вперед не лезет, но тыл обеспечивает надежно.

Несколько особняком сейчас держится Казим Туляганов, также многолетний хоким Ташкента. В 2001-2004 гг. – первый вице-премьер, с января 2004 г. хоким Ташобласти. Человек весьма состоятельный и влиятельный, но всячески стремящийся доказать свою лояльность "самаркандцам". Неформальным "серым кардиналом" (ташкентским Джурабековым) считается Тимур Алимов – экс-госсоветник Президента по кадрам, ныне – глава Контрольной инспекции при Президенте.

"Ферганцы" – сейчас ушли как бы в тень, их лидеры, по данным местных журналистов, оба главных узбекских "неформальных авторитета" – Салим Абдуллаев и Гафур Рахимов. Именно "ферганцы" контролируют большую часть "криминальных" бизнесов – наркотики, проституцию и т.п. В настоящее время – "ферганцы" младшие союзники "ташкентцев" в противостоянии к все более наглеющим "самаркандцам". Среди них фигур первого плана нет, однако от ситуации именно в их регионе зависит стабильность режима и страны – именно там главные очаги исламской оппозиции.

Несколько обособленно от всех позиционирует себя Садык Сафаев – новый глава МИД и, якобы, бой-френд Гульноры Каримовой. Его, действительно, сейчас часто называют одним из наиболее вероятных преемников Каримову, в том числе и он сам. Сафаев плотно связан с Соединенными Штатами, имеет ряд полезных "контактов" как среди высокопоставленных "демократов", так и "республиканцев". Личный и давний враг Азимова. Сам Сафаев из семьи ташкентских интеллигентов, но тиражирует слухи о своем происхождении чуть ли не от бухарского эмира.

Что в действительности стоит за саморекламой Сафаева?

Есть несколько версий: 1. Госдеп США; 2. Каримов сознательно дал ему заявиться в "дофины" чтобы дезориентировать основных соперников, т.е. ташкентцев; 3. Сафаев – это сложная интрига "ташкентцев"; 4. Он и есть реальный дофин, которому Каримов хочет передать власть.

Думается, наиболее вероятно – №2. Одно несомненно – сам Сафаев человек изворотливый и не глупый, давно работает с штатовскими пиарщиками, "делал" имидж Каримову на Запад и обеспечивал его визиты туда. Скорее всего, помимо основной версии №2 он хочет закрепить за собой "дофинство" и рвется в преемники сам и сознательно.

Отдельно следует рассматривать двух главных силовиков "ренегатов" – Закир Алматов – многолетний глава МВД, формально "ташкентец" (по некоторым данным родился в Казахстане). Поддерживает имидж лично преданного Каримову верного служаки и через жену родственно связан с "самаркандцами". Аналогично можно охарактеризовать и Рустама Иноятова – главу СНБ. Также формально выдвиженец "Ташкента" и "верная рука" президента. При этом давний и смертельный враг Алматова.

Пикантен факт – жертвами последних взрывов оказались, почти исключительно, сотрудники МВД, хотя к СНБ, по идее, у потенциальных террористов должно быть гораздо больше претензий.

Знаковые события последних месяцев – подвижки в элите Узбекистана. События эти редкие и требуют отдельного комментария. Сенсация №1 – неожиданное декабрьское понижение Уткира Султанова из премьеров в заурядные вице. Сенсация №2 - В феврале 2004 ушел с поста советника президента по вопросам АПК Исмаил Джурабеков. (Столь невзрачно звучащая должность не должна смущать. В постсоветской Азии степень влияния и политического веса совершенно не обязательно должна формализовываться в большие должности. Здесь критерий власти, не должность с прописанными функциями и полномочиями, а близость к телу "владыки", "властителя", "хозяина". И в этом смысле какой-нибудь заурядный начальник ХОЗУ канцелярии премьер-министра может быть гораздо более влиятельным человеком, чем сам премьер. Пример узбекского экс-премьера Уткира Султанова - тому ближайшее подтверждение). Наконец – новость №3: "Ферганец" Сайдулло Бегалиев в марте 2004 становится министром сельского и водного хозяйства страны. Сам факт выдвижения представителя этого клана призван разрядить напряженность и уравновесить политические родо-племенные качели.

Итак, 11 декабря 2003 года у руля правительства Узбекистана достаточно неожиданно встал Шафкат Мирзиеев – многолетний хоким "исторических родин" Каримова – Джизака и Самарканда, известный как "твердая рука" и "крепкий хозяйственник". Акции самопровозглашенного С.Сафаева тут же стали стремительно падать, Мирзиеев вышел на первый план "дофинских" раскладов.

В то же время рано говорить, о том, что Каримов окончательно определился с преемником, для этого просто еще не пришло время. Он слишком здоров физиологически, рукопожатие еще "крепкое", самочувствие бодрое. "Хозяин" будет до самого последнего момента тянуть и медлить с "рукоположением" Каримова-2 во власть, по одной простой причине – официальный преемник в Средней Азии всегда был, исторически, едва ли не главной угрозой безопасности своего патрона. Стоит только передоверить часть своих "сакральных" функций второму лицу, как тут же появляется необоримый соблазн покопаться в кошельке, серале и т.д. дряхлеющего шефа. В Средней Азии правителям вообще нельзя быть дряхлым и добрым. Смертельно опасно.

Само совпадение по времени назначения Мирзиеева и отставки Джурабекова говорит об определенной подвижке в правящем клане. Ряд аналитиков полагает, что Джурабеков как-то противился возвышению именно этого "земляка", справедливо указывая на преждевременность данного решения. Но Каримов не внял советам старого друга и на место абсолютно невнятного и бесхребетного Султанова поставил достаточно жесткого и уверенного в себе Мирзиеева.

Похоже, Каримов поторопился. Хотя, Джурабекова в ноябре 1998 года уже один раз торжественно провожали на пенсию, вскоре он вернулся и быстро реваншировал всех своих недоброжелателей оказавшись "незаменимым".

С другой стороны. Каримову, его "семье" и самаркандскому клану, нужно иметь прочный тыл – гарантию, что если, не дай Аллах, с первым президентом что-то случится, власть не уйдет к ино-городним (ино-долинным) захватчикам. Клану нужна стабильность и Мирзиеев, вроде как должен стать надежной подпоркой и, своего рода, пролонгацией "эпохи ИАКа".

У Каримова нет сыновей, зятья пока тоже не оправдали высокого доверия. Сафаев свою роль в его сценарии, вероятно, отыграл. В этих условиях вариант с Мирзиеевым выглядит не лишенным смысла.

Объективно, взрывы играют на интерес "самаркандцев" – во-первых, - надо как-то выпускать пар, сбрасывать раздражение и перенапряг "ферганцев", во-вторых, - появляется удобный предлог развернуть выборочные репрессии в среде ташкентских и ферганских элит, обвиняя, кого надо, в поддержке или сочувствии "идушникам", в третьих, - под взрывы удобно монолитизировать власть, укрепить спецслужбы, бросить туда западные кредиты и шире, освоить гуманитарную помощь.

Решится ли И.Каримов на скорую передачу власти Мирзиееву или, хотя бы, на закрепление его статуса официального преемника?

Смирятся ли с таким сценарием и положением вечно "обиженных" ферганцы и ташкентцы?

Не попробует ли Мирзиеев сыграть самостоятельную роль и "поторопить" уход патрона?

Не попытаются ли США выдвинуть своего кандидата в узбекские Челяби (Сафаева)?

Ответы на эти четыре вопроса мы получим в самое ближайшее время. Надо немножко подождать, но, в любом случае, России полезно дистанцироваться от Ташкента и предоставить местным "боссом" самим решать свою судьбу.

Пока наиболее вероятна последовательная цепь событий:

1). Каримов не сможет плавно провести "операцию Преемник";

2). Мирзиеев поспешит "помочь" ему поуправлять страной;

3). Сафаева двинут в альтернативные наследники его заокеанские "друзья";

4). Издерганный и замученный Каримов, к полному и всеобщему изумлению, объявит преемником не Мирзиеева, и не Сафаева, а …...

и тут начнется самое интересное.




Независимая газета,
13 апреля 2004

Паритет по-узбекски

Виктория Панфилова

 Ислам Каримов займется возрождением прежних тесных торгово-экономических связей с Москвой

Завтра в российскую столицу с рабочим визитом прибывает президент Узбекистана Ислам Каримов. О переговорах на высшем уровне лидеры двух государств договорились еще в марте. Глава Узбекистана не раз подчеркивал заинтересованность своей страны в расширении сотрудничества с Москвой. Ведь отношения Ташкента с Вашингтоном давно уже миновали первоначальный романтический этап союзнической эйфории. Нынешний визит Ислама Каримова, по сути, является продолжением диалога с Владимиром Путиным, начатого летом прошлого года в Самарканде. В политической части переговоров, если опустить протокольные темы, особое внимание будет уделено антитеррористической проблематике.

Как известно, Узбекистан на прошлой неделе подвергся масштабной атаке международных террористов. О результатах расследования событий в Ташкенте и Бухаре сообщил 9 апреля генпрокурор Рашид Кадыров. По его словам, "к взрывам в столице причастна террористическая организация "Аль-Каида". Ислам Каримов намерен обсудить с Владимиром Путиным состояние безопасности как в Центральной Азии в целом, так и в Узбекистане в частности, а также рассказать о том, какие меры принимаются для стабилизации ситуации.

Еще в Самарканде лидеры двух стран достигли соглашения в газовой отрасли, по которому с 2005 г. поставки узбекского газа должны быть увеличены до 10 млрд. кубометров. Российские нефтегазовые компании проявляют при этом большой интерес к разведывательным работам и освоению новых ресурсов, и российская сторона намерена инвестировать в подобные проекты 300 млн. долл.

В прошлом году был также поднят вопрос о взаимодействии в авиапромышленной сфере. Как известно, на Ташкентском авиационном ПО им. Чкалова (ТАПОиЧ) при содействии КБ "Ильюшин" собирают "грузовики" Ил-76 и пассажирские лайнеры Ил-114. Продолжение сотрудничества даст Узбекистану возможность существенно пополнить свой бюджет, сохранить и развить собственный авиапром. Москва, в свою очередь, заинтересована в обновлении парка гражданской авиации. "Однако переговорный процесс затянулся. Есть мнение, что перевести производство в Воронеж в стратегическом плане для Москвы было бы предпочтительнее. Но, с другой стороны, это связано с серьезными затратами", – считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. По оценке экспертов, на это потребуется несколько миллиардов долларов. Между тем России уже сейчас остро необходимы самолеты класса Ил-114, отвечающие жестким требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации – специализированное учреждение ООН) по уровню шума, вредным выбросам в атмосферу, оснащенности средствами навигации и т.д. Они должны заменить давно устаревшие Ан-24, Ту-134 и Як-40. Скорее всего, вопрос о взаимодействии в авиапромышленной сфере станет на встрече двух президентов одним из основных. Главы двух стран рассмотрят в том числе проект о создании совместного предприятия на территории Узбекистана по ремонту вертолетов типа Ми-8 и Ми-24 на базе дочернего предприятия Чирчикского авиаремонтного завода концерна "ТАПОиЧ".

Однако российско-узбекское сотрудничество может быть взаимовыгодным не только по этим направлениям. Узбекистан называют сердцем Центральной Азии не только из-за его географического положения, но и в силу ведущей роли республики в жизни региона. Страна занимает второе место после Казахстана по площади и лидирует по численности населения – около 25 млн. человек. Эксперты называют Узбекистан наиболее перспективным региональным государством: недаром именно его Америка выбрала в качестве одного из основных плацдармов в борьбе с терроризмом. Причем с усилением влияния США кардинально начала меняться ситуация в Центральной Азии в целом. На этой волне даже Казахстан, тесно связанный с Россией, неожиданно решил транспортировать свою нефть по трубопроводу Баку–Тбилиси – Джейхан (БТД). По мнению директора Института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, это свидетельствует о том, что "существуют непубличные контакты, которые ведут к развитию трубопроводной системы в обход России". Для России в сложившейся ситуации важно развивать отношения с Узбекистаном, считает Вячеслав Игрунов.

В недавнем докладе ЮНИСЕФ говорится, что "Узбекистан по ряду показателей по итогам 2003 г. занимает лидирующие позиции в СНГ и Центральной Азии". Проводимые в стране реформы позволили поднять уровень жизни населения и добиться заметного экономического роста. В докладе ЮНИСЕФ, в частности, отмечается, что рост ВВП по отношению к 1991 г. в Узбекистане составил 106,8%. Это наивысший показатель среди стран СНГ (для сравнения, в России – 64,3%, в Казахстане – 85,6%). Наряду с этим объем государственных расходов на здравоохранение и образование в республике также является наибольшим. По оценке международных экспертов, Узбекистан сегодня является наиболее промышленно развитым государством региона и представляет для России значительный интерес как партнер по производственной кооперации. Кроме того, Россия может поставлять в Узбекистан промышленное и медицинское оборудование, лес, изделия из черных металлов. В то же время Узбекистан всегда был одним из важных поставщиков сырья для текстильной и пищевой промышленности России. Тот факт, что сегодня прежние связи во многом утеряны, стали причиной нескрываемой досады Владимира Путина в ходе упомянутой самаркандской встречи. Впрочем, нельзя не отметить, что по итогам 2003 г. двусторонний товарооборот все же возрос на 26% и составил около 1200 млн. долл. США.

Несмотря на то что Узбекистан по-прежнему является главным поставщиком хлопка в Россию, Москву тем не менее не удовлетворяют существующие договоренности. "Российская текстильная промышленность закупает сейчас узбекский хлопок через третьи страны", – сказал в Самарканде Путин. А ведь хлопок кроме легкой промышленности закупает также и Министерство обороны России.

Договориться странам мешает то, что российский покупатель не всегда готов платить в твердой валюте. По словам президента Каримова, "Мы можем поставлять в Россию столько хлопка, за сколько вы сможете заплатить. Но мы готовы продавать хлопковолокно за валюту, а на эти доллары у вас же будем покупать все, что нас интересует". Столь осознанно-прагматичный подход позволяет надеяться, что предстоящий визит Ислама Каримова окажется плодотворным и взаимовыгодным для обеих сторон.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ