Время (Казахстан), 8 апреля 2004 Кто крайний? Уроки терактов в УзбекистанеАлександр Нарижный, политолог
Недавняя серия терактов в Узбекистане, в результате
которых погибли 43 человека, не на шутку встревожила его ближайших соседей, в
том числе и Казахстан. Возникает ряд вопросов.
Почему именно Узбекистан? Какие причины вызвали всплеск
насилия? Дойдет ли взрывная волна до нашей страны?
2 апреля генеральный прокурор Республики Узбекистан
Рашид Кадыров заявил, что "совершенные теракты являются происками международных
террористических организаций", имея в виду вездесущую "Аль-Кайеду". Таким
образом, официальный Ташкент расценивает действия террористов как месть за
участие Узбекистана в антитеррористической коалиции, к которой страна
присоединилась в 2001 году, предоставив свои военные базы США для нанесения
ударов по Афганистану. Такая версия ставит нашего южного соседа на одну доску с
Испанией, расплатившейся тремястами погибшими за отправку военных в Ирак, и
создает ему ореол мученика, пострадавшего в борьбе с мировым злом. Но настолько
ли все линейно в этой истории?
Был
хлебный - стал бедный
В странах, получивших независимость, неизбежно
начинается рост национального (а на Востоке - чаще всего
национально-религиозного) самосознания. Этот процесс имеет риск перейти
цивилизованные рамки и иметь деструктивные последствия, но лишь в том случае,
если государство не начнет пробуждать в гражданах инстинкт собственника и
предоставлять им возможность хорошо зарабатывать.
…Несколько лет назад, возвращаясь из Гонконга, я застрял
на сутки в Ташкентском аэропорту. Коротая время в баре, разговорился со
стюардессой узбекской авиакомпании и спросил, сколько она получает.
- 15-20 долларов.
- В день?
- В месяц! Не удивляйся: у нас оклад начальника
аэропорта - $250.
- Как же ты живешь на такие деньги?
- Когда пистолет на борт пронесешь, когда валюту, когда
наркотики. Не бесплатно, конечно. Меня ведь не проверяют. А что еще мне остается
делать?
С тех пор ситуация изменилась мало. Сегодня
среднемесячная зарплата в Узбекистане - $20-25. Кило мяса на базаре стоит $3.
Для сравнения: в Казахстане эти цифры, соответственно, равны $170 и $3-3,5.
Иными словами, в соседней республике, с которой в 1991 году, при переходе от
плана к рынку, у нас были равные стартовые условия, покупательная способность
ниже нашей в 6-7 раз.
Еще несколько цифр. Расходная часть бюджета
15-миллионного Казахстана на 2004 год приближается к $7 млрд., тогда как в
Узбекистане с его 25 миллионами она равна лишь $2,74 млрд. То есть наша казна
щедрее к собственным гражданам в 4,25 раза, чем узбекская.
В Казахстан за десять с лишним лет пришло $24 млрд.
зарубежных инвестиций, в Узбекистан - $14 млрд. "Душевой разрыв" - почти в 3
раза.
Сейчас казахстанцам кажется, что продать и купить
доллары можно было всегда: сразу и не припомнишь, когда разрешили свободный
обмен валюты. Узбекистан же только в октябре прошлого года взял на себя
обязательства по 8-й статье Устава МВФ, предусматривающей этот самый обмен.
Причем в ходу четыре вида валюты - доллар, евро, фунт и иена. Рубли и тенге
по-прежнему можно приобрести или сбыть только с рук. После введения
конвертируемости сума узбекский Центробанк, чтобы снизить инфляцию, ограничил
обращение наличности. Это вызвало массовые задержки пенсий и зарплат. На многих
предприятиях с сотрудниками вместо денег рассчитываются готовой продукцией,
вроде носков и пиалок, - то, что мы уже давным-давно забыли.
Узбеки - испокон веку торговая нация, а базар - один из
главных ее устоев. Настоящий шок народ испытал в сентябре 2003-го, когда было
закрыто большинство вещевых рынков страны, где торговали с лотков. В Ташкенте
вместо десяти их осталось три. Желающим продолжить бизнес правительство
предложило приобретать гипсокартонные "комки" площадью 9-12 кв. м за $3-5 тысяч
- это цена трехкомнатной квартиры в столице, астрономическая сумма для узбеков.
В результате количество рабочих мест в торговой сфере сократилось в 4-5 раз,
десятки тысяч торговцев остались без средств к существованию, а миллионы
покупателей - без дешевого ширпотреба.
А годом ранее были введены драконовские таможенные
пошлины на ввоз товаров частниками - физическими лицами. Что интересно, для
юридических - крупных оптовых поставщиков - пошлины отменили совсем. Говорят,
такие меры позволили высокопоставленным чиновникам контролировать весь импорт
потребительских товаров.
Отчаявшись заработать на пропитание на родине, узбеки
все чаще подаются в Казахстан - на уборку риса, хлопка, лука, чернорабочими на
стройку.
Тем временем экономические реформы в Узбекистане, можно
сказать, и не начинались.
Газета "Коммерсантъ" цитирует довольно резкое
высказывание посла Великобритании в этой стране Крейга Меррея:
- Это клептократическое (вороватое. - А.Н.)
правительство проводит экономическую политику, которая вызывает обнищание
народа.
Вода
дырочку найдет
Свято место пусто не бывает, а вода дырочку найдет. Если
человеку не дают работать и зарабатывать на достойную жизнь, он направляет свою
энергию в иное русло.
С начала 90-х годов в Узбекистане наблюдается рост
исламистских настроений. В стране одна за другой создаются мусульманские
организации: "Воины ислама", "Исламская партия возрождения", "Исламская партия
Туркестана", "Адолат уюшмаси" и другие. Власти не сумели, а скорее, не захотели
вести с ними цивилизованный диалог, и в 1992-93 годах их деятельность была
запрещена президентом Исламом Каримовым.
Но настроения никуда не пропали. Примерно в это же время
в Ферганскую долину начали проникать эмиссары партии исламского освобождения
"Хизб-ут-Тахрир", проповедующей установление мирным путем единого халифата на
территории всей Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР.
Эта идея нашла живой отклик среди населения, брошенного правительством на
произвол судьбы, и за короткий срок хизбовцы завербовали в свои ряды более 10
тысяч активных членов.
Режим продолжал действовать в привычном для себя стиле -
карательном, причем через "общественность" - комитеты махаллей (традиционных
общин). Эти комитеты, по признанию международной правозащитной организации Human
Rights Watch (HRW), "глаза и уши центральной власти и главный проводник политики
и практики репрессий". Вот что пишет HRW в одном из своих ежегодных
докладов:
"В Узбекистане разрешенный ислам жестко контролируется.
Имамы назначаются и находятся под ее надзором. Любая неразрешенная, то есть не
зарегистрированная властями религиозная практика считается незаконной. Под
репрессии попали все те, кто совершает намаз дома, изучает Коран в частном
порядке, принадлежит к незарегистрированным исламским организациям и
распространяет не санкционированную властями литературу. Махаллинские комитеты
поддерживают "государственный" ислам и даже участвуют в отборе кандидатов на
совершение хаджа в Мекку".
После запрета мусульманских организаций более двух тысяч
их активистов подались в Таджикистан и Афганистан. Объединившись, они создали в
1996 году Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Его политическим лидером стал
Тахир Юлдашев, военным - Джума Намангани. Стремительно радикализируясь, ИДУ
установило контакты с "Аль-Кайедой", Талибаном, "Хизб-ут-Тахриром". Джума со
товарищи активно участвовал в гражданской войне в Таджикистане на стороне
вооруженной оппозиции, дважды - летом 1999-го и 2000 года - вторгался на юг
Киргизии и в Сурхандарьинский район Узбекистана, вступая в бой с регулярными
войсками. Как утверждают узбекские спецслужбы, ИДУ ежегодно получает от бен
Ладена $3 млн. Боевики проходят обучение в тренировочных лагерях на территории
Чечни, Афганистана и Пакистана.
В 1997 году на Ислама Каримова было совершено покушение,
и начался новый виток репрессий. Они еще более ужесточились после серии взрывов
в Ташкенте 16 февраля 1999-го, которые власти расценили как попытку
государственного переворота. Более сотни хизбовцев были взяты под стражу, а 12
членов этой партии приговорены к длительным срокам лишения свободы - от 9 до 18
лет. Многочисленные аресты среди сторонников "Хизб-ут-Тахрира" проведены и после
мартовских терактов. Напомню, ХУТ проповедует создание халифата мирным путем.
Вне всякого сомнения, радикальное слово - такое же мощное оружие, как и бомба. И
хизбовцы так же опасны, как и сторонники ИДУ, которых тоже подозревают в
причастности к взрывам. Однако в Узбекистане так и осталось недоказанным
непосредственное участие членов "Хизб-ут-Тахрира" в подготовке и совершении
террористических действий.
По данным правозащитного общества "Мемориал", число
политических заключенных превысило 7 тысяч человек (больше половины из них -
активисты ХУТ). Это в несколько раз больше, чем во всех республиках бывшего
СССР, вместе взятых. А в октябре 2001 года радио "Свобода" выдало в эфир
следующее:
"Борьбу с международным терроризмом узбекские власти
используют как предлог для того, чтобы расправиться с исламской оппозицией,
считают московские правозащитники. По их словам, в Каракалпакии действует
специальный концентрационный лагерь для исламских активистов. За последние три
года (1999-2001. - А.Н.) известно более 15 случаев гибели от пыток людей,
связанных с исламской оппозицией".
Председатель Совета правозащитного центра "Мемориал"
Сергей Орлов приходит к неутешительному резюме:
- Узбекистан оказывается в первых рядах развернувшейся
сейчас в мире борьбы с международным терроризмом, но парадокс состоит в том, что
режим Каримова сам является фактором, воспроизводящим терроризм. А именно:
политические репрессии в этой стране, подавление инакомыслия, подавление мирной
политической оппозиции реально ведут к укреплению позиций терроризма.
А его коллега по "Мемориалу" Виталий Пономарев идет в
своих выводах еще дальше:
- Внутренняя политика правительства Ислама Каримова
является фактором, дестабилизирующим обстановку во всем Центральноазиатском
регионе.
На пути
диалога
Есть ли в Казахстане экономическая почва для
распространения религиозного экстремизма? Приведенные выше цифры
свидетельствуют: такой, как в Узбекистане, - безусловно, нет. Нет оснований,
чтоб юрту покинуть, пойти воевать. Осуществленные реформы и вся экономическая
политика государства предоставили подавляющему большинству казахстанцев более
прозаическое, но жизнеутверждающее занятие – зарабатывание денег, которому они
от души и предаются: возможностей для этого предостаточно, было бы желание.
Есть ли база для образования исламской оппозиции в нашей
стране? Тоже вряд ли. С первых лет независимости руководство страны встало на
путь диалога с духовными пастырями. Межконфессиональное согласие – одно из
главных и безусловных завоеваний суверенного Казахстана, что доказал
международный успех I Съезда мировых и традиционных религий, проведенного осенью
прошлого года в Астане.
Впрочем, полностью исключать риски религиозного
экстремизма было бы безответственно. Тем более что в ряде регионов страны тоже
появились непрошеные гости из "Хизб-ут-Тахрира". Их "листовочная" пропаганда
привела к трем судебным процессам в Шымкенте и Павлодаре, на которых активисты
были приговорены к символическим срокам. Так сказать, для профилактики, чтоб
другим неповадно было. О массовых репрессиях, как в Узбекистане, способных
вызвать волну протестов вплоть до вооруженного противостояния, речи, конечно же,
не идет.
Есть ли опасность мести со стороны фанатиков за участие
Казахстана в антитеррористической коалиции? Наша страна – член АТК. Но участие
участию рознь. Казахстан, в отличие от Узбекистана и Киргизии, не согласился на
дислокацию американских войск на своей земле (российских, кстати, тоже). И в
Ирак мы послали не вооруженные до зубов войсковые подразделения, а саперов
Казбата. Для гуманитарной миссии – разминирования территории. Шаг этот, как
показали недавние события в Испании, был дальновидным: безопасность собственных
граждан дороже американских интересов.
|