Ольвия-пресс, 11 июня 2004 Крах иллюзий – время определяться
Кавказ – болевая точка российской политики, сегодня там
решается судьба российского влияния в СНГ. До сих пор все действия Кремля,
совершаемые в ущерб национальным интересам России, воспринимались как
вынужденные уступки в период временной слабости Страны. Казалось, что Кремль
жертвует второстепенным для того, чтобы уберечь главное – российскую
державность, и сохранить основы для скорейшего возрождения Государства.
Позиция, занятая Москвой в период аджарского кризиса,
существенно снизила возможности России эффективно контролировать ситуацию на
Кавказе. Нынешняя напряженная обстановка вокруг Южной Осетии – есть прямой
результат сдачи Аджарии и ослабления российского влияния в регионе. Об этом с
озабоченностью говорят многие российские политологи. Российские издания
откровенно пишут, что Москва должна признать «непризнанных». Политический
обозреватель Павел Вощанов в газете «Труд» отмечает,
«Острейшие этнические и территориальные конфликты,
рожденные распадом СССР, никуда не делись, они тлеют и ждут своего часа. Южная
Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Крым (еще неизвестно, до чего
может дойти дело в этом благодатном крае, где исламский радикализм, при всеобщем
попустительстве набирает силу и становится все агрессивнее). Все эти годы
политики, в первую очередь российские, были заняты дележом госсобственности и не
желали отвлекаться на поиск решения сложнейшей задачи. «Авось само рассосется» -
вот подход к действительным проблемам СНГ. Зато наплодили бесчисленное число
всевозможных комиссий с неясными функциями, наобещали друг другу даже не
заикаться про пересмотр доставшихся в наследство границ. Но ведь народы не могут
жить бесконечно долго меж двух, а то трех огней. Надо что-то решать. Едва ли
удастся, не пролив кровь, вернуть осетин и абхазов в Грузию, а приднестровцев –
в Молдову. Значит, это не решение. Тогда что? Самое разумное – на самом
деле оставить все, как есть. Ни как было в СССР, а как сложилось в итоге его
распада. Но для этого Россия должна проявить волю и признать «непризнанных», тем
самым, поставив заслоны любым попыткам разрешить конфликт силой».
В том же духе о проблеме «непризнанных» государств в СНГ
отзывается в газете «Советская Россия» Вячеслав Тетекин:
«Московским политикам и дипломатам пора перестать
заботиться о «территориальной целостности Грузии». Нынешняя Грузия – это те
части бывшей Грузинской ССР, которые согласны добровольно подчиняться Тбилиси.
Остальные, которые с кровью вырвались из Грузии, чувствуя себя там инородным
телом (Абхазия и Южная Осетия) – должны быть оставлены в покое, пока они сами не
решат: быть им независимыми, войти в состав России или в состав Грузии. Любая
попытка силой или шантажом подвинуть их в какую-либо сторону (кроме
независимости) будет означать агрессию и оккупацию. Разговоры о «международных
признанных границах» Грузии сути дела не меняют. Абхазия и Южная Осетия
независимы де-факто и признание их таковыми де-юре вопрос лишь времени и
соответствующих международных условий. Кстати, свой исторический выбор эти
народы уже сделали. И в Абхазии, и в Южной Осетии около 70% населения приняли
российское гражданство. Причем, абсолютно добровольно!»
Сегодня на Кавказе Вашингтон отрабатывает сценарии для
всего постсоветского пространства. Грузино-осетинское столкновение является
таковым только по форме, по содержанию – это очередная атака США на российские
интересы на Кавказе. Аналогичные процессы происходят и в молдо-приднестровском
регионе. Здесь, к счастью, нефти нет и интенсивность этих процессов пока ниже.
США заинтересованы только в ликвидации в регионе российского влияния, и
молдавские власти выступают послушным орудием для продвижения интересов Запада.
Молдавские политики (подобно грузинским) при каждом удобном и неудобном случае
«напоминают» Кремлю о «необходимости» скорейшей ликвидации российского военного
присутствия. Москва же в ответ снижает цены на поставляемый в Молдову газ.
Американская креатура к власти в Кишиневе пока не
пришла, однако это, скорее всего, дело недалекого будущего. Чуть более полугода
осталось до парламентских выборов в Молдове и уже сегодня большинство
политических формирований РМ, во главе с правящей партией, борются за право
считаться наиболее прозападными. В этом ряду и последняя инициатива властей –
«Пакт стабильности и безопасности для Молдовы». Молдавский президент для решения
приднестровской проблемы пытается привлечь к урегулированию новых игроков – США,
Евросоюз и Румынию. Цели очевидны - в Кишиневе спят и видят, чтобы вытеснить из
переговоров Россию и предоставить Вашингтону режим наибольшего
благоприятствования по осуществлению апробированного в Аджарии сценария.
Со стороны Москвы пока не видно реальных попыток
остановить свое тотальное отступление, российский МИД сохраняет невнятную
позицию, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре. Но упреки в адрес Москвы,
пожалуй, следует разделить и Тирасполю. Позиция приднестровской стороны после
срыва Меморандума должна была быть более жесткой. После того как официальный
Тирасполь согласился на условия «асимметричной федерации» Козака, а Кишинев их
отвергнул, большие уступки со стороны Приднестровья
будут означать только полную ликвидацию приднестровской государственности и
окончательное свертывание влияния Москвы в регионе. Разговаривать с Кишиневом
Тирасполю давно уже не о чем. Тем не менее, приднестровская сторона проявляет
опасный конструктивизм и опять идет на возобновление переговоров. Тирасполь все
еще пытается строить некое «общее государство» с режимом, полностью себя
дискредитировавшим.
Ультраконсервативная позиция приднестровской дипломатии
в вопросе молдо-приднестровского урегулирования в данный момент не отвечает
сложившимся реалиям. 5 июня Парламент Южной Осетии обратился к Государственной
Думе России с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия и
принятии мер по защите российских граждан, проживающих в ней. Обращение вызвано
"реальной угрозой новой агрессии Грузии против Южной Осетии". Южноосетинские
парламентарии исходят в своем обращении "из воли народа, выраженной на
референдуме в январе 1992 года", и "исторически обусловленной связи с Россией".
"Народ Южной Осетии считает Российскую Федерацию единственным гарантом своей
безопасности".
В российской Думе позиция Южной Осетии находит
понимание. Уже 8 июня председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов заявил,
что депутаты российского парламента готовы немедленно рассмотреть обращение в
свой адрес парламента республики Южная Осетия, как только оно поступит в Госдуму
России. По оценкам российских аналитиков, решение Думы по обращению
югоосетинских парламентариев может стать крайне важным для дальнейшего развития
ситуации вокруг Южной Осетии. Для того, чтобы не допустить возобновления войны в
Южной Осетии Россия вполне может принять данный документ. Обращение о признании
Южной Осетии имеет огромное значение, даже если оно и не будет немедленно
принято, то все равно, как говорил известный генсек, «процесс пошел».
Спрашивается, чего же ждет официальный Тирасполь?
Появления молдавской бронетехники на приднестровской территории или натовских
«миротворцев» на Днестре? События в Аджарии и в Южной Осетии дают понять, что
сейчас на Кавказе решается, в том числе, и судьба приднестровской
государственности. В Приднестровье проживает порядка ста тысяч российских
граждан и здесь, также как и в Южной Осетии, только Россия признается
единственным гарантом мира и безопасности. Поэтому Верховный Совет
Приднестровской Молдавской Республики должен выступить с официальным обращением
в Государственную Думу РФ, аналогичным югоосетинскому.
Сегодня ни у России, ни у Приднестровья нет времени на
раздумья, как и нет надежд на то, что Тбилиси или Кишинев готовы к справедливому
урегулированию. Время «Ч» пришло. Тирасполь должен обратиться к России с
просьбой признать приднестровскую государственность и раз и навсегда обезопасить
всех граждан, проживающих в Приднестровье. Москва, в интересах собственной
стабильности, должна положить конец развалу Страны и признать статус-кво,
сложившееся после распада Советского Союза – народы Приднестровья, Абхазии,
Южной Осетии должны получить независимость и право на самоопределение.
|