МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
13 августа.
Приднестровье посетил первый заместитель министра иностранных дел Украины
А.Моцак. В ходе состоявшейся встречи с президентом ПМР И.Смирновым была
рассмотрена ситуация вокруг румынских школ, экономической блокады Приднестровья
и возобновление переговорного процесса.
Приднестровский лидер вновь подчеркнул, что не
существует никакой проблемы румынских школ, что это проблема раздута властями
Кишинева. Существуют законы ПМР, которые должны соблюдаться всеми. Касаясь
проблемы продолжения переговорного процесса по нормализации отношений, И.Смирнов
заметил, что они должны продолжаться в пятистороннем формате. Должны быть
гарантии Украины и России для функционирования хозяйственного механизма нашей
Республики. Кроме того, он повторил предложение приднестровской стороны о
мониторинге молдавско-украинско-приднестровской границы.
13 августа.
Украина пока не может рассматривать вопрос о направлении миротворческого
контингента в Приднестровье в связи с отсутствием соответствующего решения
Объединенной контрольной комиссии (ОКК), заявил на брифинге в Киеве заместитель
главы администрации президента Украины В.Базив. Это заявление последовало после
того, как министр иностранных дел ПМР В.Лицкай призвал Украину активизировать
свое участие в миротворческой операции в регионе и в соответствии с Одесскими
соглашениями 1998 года направить в Приднестровье миротворческий контингент,
сопоставимый по численности с российским.
14 августа. Министерство
просвещения ПМР и администрация румынской школы №19 г. Бендеры оказались в одном
шаге от разрешения проблемы легализации этого учебного заведения на территории
Приднестровья, - заявила министр просвещения ПМР Е.Бомешко приднестровским
журналистам на пресс-конференции в Тирасполе.
По словам министра, в адрес директора 19-й школы от
имени министерства просвещения было направлено письмо, в котором администрации
школы предлагалось внести коррективы в Устав школы, определяющие отношения между
учебным заведением и Управлением народного образования г. Бендеры. Как отметила
Е.Бомешко, директор школы полностью согласилась с коррективами приднестровской
стороны. По ее словам, дело оставалось за малым – получить «добро» из Кишинева.
Однако Кишинев запретил контакты с представителями Приднестровья и ведение
каких-либо переговоров о регистрации. «Мы усматриваем в этом очередную попытку
свести вопрос о легализации деятельности школ к чисто политическим проблемам»,
заявила министр
16 августа. Союз русских
общин вместе с другими общественными организациями Приднестровья обратился к
председателю Государственной думы России с посланием, в котором они призывают
«инициировать постановку и рассмотрение вопроса о ситуации в
молдо-приднестровских отношениях с принятием постановления о признании
Приднестровской Молдавской Республики». Общественные организации Приднестровья,
объединяющие большинство населения региона, считают, что у приднестровцев нет
будущего в рамках общего с Молдовой государства. В обращении подчеркивается, что
будущее Приднестровья – в единстве с Россией, в братской семье славянских
народов.
16 августа. «Молдова
всячески скрывает истинную причину возникновения так называемой школьной
проблемы, - отметила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» министр
просвещения ПМР Е.Бомешко. - Ведь истинная причина возникновения проблемы
заключается не в том, что Приднестровье якобы отказывает определенной группе
граждан в возможности получать образование на румынском языке. А только в том,
что Кишиневу необходимо иметь на территории нашей республики такие горячие точки
в виде учебных заведений, на территории которых можно совершать всевозможные
акции без контроля со стороны Приднестровской Молдавской Республики».
16 августа. Решение
молдавских властей перейти к открытому противостоянию с Приднестровьем
похоронило любую – и без того призрачную – возможность создания некоего общего
молдо-приднестровского государства. Такое мнение высказал президент Института
национальной стратегии России С.Белковский в интервью главному редактору
информационного агентства «Ольвия-пресс».
16 августа. Как сообщили
информационному агентству «Ольвия-пресс» в Центре стратегических исследований
Украины, предложение министра иностранных дел Приднестровья В.Лицкая о том,
что Украина может и должна ввести в зону безопасности на Днестре
украинский миротворческий батальон, который бы защитил местное население от
возможной агрессии Молдавии, вызвало интерес у политиков Украины.
По имеющейся информации, кандидаты в президенты Украины
скоро могут поднять вопрос о признании незаконным решения Верховного Совета СССР
от 2 августа 1940 г. об образовании Молдавской Советской Социалистической
Республики, по которому от Украинской ССР был «отрезан» кусок территории –
Приднестровье – и передан МССР.
Кандидат в президенты и лидер партии «Новая сила»
Ю.Збитнев заявил газете «Новые известия»: «Мы понимаем, что в перспективе
Молдова присоединится к Румынии и граница Евросоюза пройдет по Дунаю. С точки
зрения геополитических и экономических интересов, Украина должна выступить с
инициативой, объявив Приднестровье зоной своих стратегических интересов. И мы
должны сегодня, как посредники в переговорах по урегулированию приднестровского
конфликта, рекомендовать Приднестровью провести референдум по вопросам
самоопределения. Мы намерены предложить России заключить военно-политический
договор и наконец-то ввести в регион наш миротворческий контингент».
16 августа. В Молдове
в Комратском районе был сдан в эксплуатацию газопровод высокого давления,
"голубое" пламя которого зажег премьер-министр РМ В.Тарлев. Одновременно
были сданы в эксплуатацию три мини-котельные, которые будут обеспечивать местную
школу теплоэнергией в холодный период года. В течение двух лет будут
газифицированы все объекты в селе Чок-Майдан. Строительство этого ответвления,
протяженностью в 12 км, финансировалось из государственного бюджета, а также из
Фонда социальных инвестиций.
16 августа. Директор
школы-интерната г. Бендеры М.Унгуряну и десять учащихся направили в Европейский
суд по правам человека жалобу на Российскую Федерацию, в которой просят признать
нарушение ряда статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
сообщили их адвокаты. Жалоба направлена против России, поскольку в вынесенном 8
июля с.г. решении по делу Илашку ЕСПЧ установил, что Российская Федерация
ответственна за нарушение прав человека на территории, контролируемой
сепаратистским тираспольским режимом.
Заявители утверждают, что, обязывая школу-интернат
пройти регистрацию в местном ведомстве, их принуждают к обучению на молдавском
языке на основе кириллицы, что является "необоснованным, грубым нарушением их
частной жизни".
16 августа. Лидер
Приднестровья И.Смирнов встретился в Тирасполе с президентом Института
национальной стратегии России С.Белковским. Пресс-служба главы тираспольской
администрации сообщила, что на встрече обсуждалась роль России в урегулировании
приднестровского конфликта. Также стало известно, что посетивший Москву с
частным визитом примар Кишинева С.Урекян тоже провел неофициальную встречу с
этим российским аналитиком. С.Белковский - автор нашумевшего плана, в котором
утверждается, что Молдова не сможет стать самостоятельным государством и что
правобережная часть республики должна отойти к Румынии, а Приднестровье получить
независимость и суверенитет.
17 августа. В Молдову
прибыла 13-я по счету группа американцев из Корпуса мира, которые в течение двух
лет будут работать волонтерами в проекте "Здоровый образ жизни", а также
преподавать в молдавских школах и университетах в рамках проекта "Преподавание
английского как иностранного языка".
17 августа. Администрация
Государственного предприятия "Железная дорога Молдовы" ни при каких условиях не
будет вести с приднестровским руководством переговоры по поводу разблокирования
"железнодорожного конфликта", разросшегося в результате решения Тирасполя
перевести в свое подчинение филиалы ЖДМ, расположенные на территории
приднестровского региона, сообщил на пресс-конференции первый заместитель
директора ЖДМ В.Богоев.
Тирасполь заявил, что откажется от намерения перевести
филиалы ЖДМ в свое подчинение только при условии, что Кишинев отменит
экономические санкции, введенные с 1 августа против Приднестровья.
18 августа. Посольство США в
Кишиневе объявило о начале очередного тура Программы малых грантов в поддержку
демократии. Как сообщил координатор программы С.Русу, к участию в ней
приглашаются зарегистрированные неправительственные организации и независимые
СМИ. Комиссия будет оценивать проекты, которые поощряют участие в выборах.
18 августа. Молдова очень
заинтересована в том, чтобы интеграционные процессы в рамках СНГ и, в первую
очередь, в экономической сфере, развивались максимально эффективно, заявил посол
РМ в РФ В.Цуркан в интервью РИА «Новости».
18 августа. Посол Украины в
России Н.Белоблоцкий считает, что экономические санкции по отношению к
приднестровским предпринимателям отрицательно сказываются на отношениях Украины
и Молдовы. Украинский дипломат заявил, что "блокировка приднестровских грузов
Молдовой не даст положительных результатов, и только осложнит ситуацию". По его
словам, такой подход со стороны Молдовы Украину не устраивает. "Блокировка -
самый негативный инструмент, который не может привести к положительному
результату", - сказал он.
18 августа. Премьер-министр
РМ В.Тарлев направил письмо своему украинскому коллеге В.Януковичу, в котором
глава кабинета министров отметил, что республика разделяет обеспокоенность
Украины по поводу обострения ситуации в восточных районах Молдовы «в результате
провокационных односторонних действий тираспольской администрации». Молдавский
премьер подчеркнул в письме, что постановление правительства РМ, вступившее в
силу 1 августа 2004 года, не служит мерой экономического давления, как это
преподносится, а является планомерным мероприятием по наведению элементарного
порядка в сфере экспортно-импортных операций государства.
По словам В.Тарлева, в настоящее время нет оснований
ставить под сомнение выполнение Протокола между Таможенным департаментом Молдовы
и Государственной таможенной службой Украины о взаимном признании
товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов и таможенного
обеспечения, а также поддержания режима государственной границы. Игнорирование
положений данного протокола и вышеназванного постановления правительства РМ
может «серьезно осложнить контроль над товарными потоками через
молдавско-украинскую границу», - отметил глава правительства РМ.
18 августа. Молдова не видит
необходимости в расширении формата переговоров по приднестровскому
урегулированию, заявил посол РМ в РФ В.Цуркан. «Мы неоднократно заявляли, что не
видим необходимости в расширении формата переговоров. Кстати, США подтвердили,
что на данном этапе участие их представителей в ОБСЕ достаточно», - подчеркнул
посол.
19 августа. Украина
предлагает Молдове воздержаться от временного прекращения пропуска товаров для
юридических лиц в пунктах пропуска на приднестровском участке
молдавско-украинской государственной границе до проведения консультаций на
двухстороннем уровне. Об этом говорится в ноте МИД Украины, направленной в адрес
внешнеполитического ведомства Молдовы.
В переданном молдавской стороне документе Украина
предлагает провести 20-21 августа этого года в Киеве украинско-молдавские
консультации с целью урегулирования вопросов, связанных с данным решением
правительства РМ. В ходе консультаций предлагается также рассмотреть инициативу
о проведении международного мониторинга украинско-молдавской государственной
границы.
19 августа. Главное
налоговое управление государственной налоговой службы Приднестровья заявило, что
руководство железной дороги Молдовы скрывало от налоговых органов ПМР реальные
суммы доходов, которые приносил Кишиневу ее приднестровский участок.
19 августа. Потери
приднестровской экономики от блокадных действий Молдовы за первую половину
августа уже исчисляются десятками миллионов долларов, сообщил в интервью первый
заместитель министра промышленности ПМР Ю.Ганин. За 7 месяцев этого года объем
промышленного производства в Приднестровье составил 303 млн. долл. США. Прирост
по отношению к соответствующему периоду прошлого года равен 146% (это гораздо
больше, чем в России и соседней Украине). Однако за первые две недели
экономической блокады с 1 августа объем промышленного производства в республике
составил чуть менее 4 млн. долл. – плановый показатель на август равен 43 млн.
Ю.Ганин сообщил также, что предприятия республики пока продолжают работать на
запасах сырья, однако в ближайшие дни эти запасы могут иссякнуть. Связано это, в
частности, с действиями руководства Молдавской железной дороги – Кишинев
заблокировал для Приднестровья возможность экспортно-импортных поставок по
железнодорожным путям.
Как сообщили в Минпроме, поскольку в результате
блокадных санкций Кишинева поставки на европейский рынок оказались невыгодны,
идет активная переориентация приднестровских предприятий на рынки СНГ – прежде
всего Россию и Украину.
19 августа. Министерство
иностранных дел Приднестровья обвиняет миссию ОБСЕ в Молдове в сознательном
обострении ситуации вокруг молдавских школ региона. Официальное приднестровское
агентство сообщило, что МИД ПМР направило в адрес миссии ОБСЕ в Кишиневе письмо,
в котором говорится, что "в последнее время все чаще приходится констатировать
игнорирование миссией ОБСЕ в Молдове норм Венской конвенции, обязывающих
дипломатов уважать законодательство и воздерживаться от вмешательства во
внутренние дела государства пребывания". Внешнеполитическое ведомство Тирасполя
расценивает, как "вызывающее и оскорбительное", поведение представителей миссии
ОБСЕ, которые 17 августа разорвали кордон приднестровской милиции и доставили
продовольствие и воду детям бендерской школы-интерната.
Заместитель главы миссии ОБСЕ в Республике Молдова
Н.Бреннан считает, со своей стороны, что запрет на въезд в регион прямо
противоречит соглашению, подписанному с приднестровскими лидерами в 1993 году, в
соответствии с которым миссия пользуется неограниченным доступом в
Приднестровье, и представляет собой односторонний выход Тирасполя из этого
соглашения. "Миссия ОБСЕ - последняя возможность обеспечить водой и питанием
детей-сирот из бендерского интерната и единственное средство для информирования
общественности о напряженной ситуации в регионе", сказал он.
20 августа. Европейский Союз
призвал Россию, Украину и действующего председателя ОБСЕ как посредников
приднестровского урегулирования повлиять на власти Приднестровья с тем, что они
вновь обеспечили допуск в регион членам миссии ОБСЕ и до 1 сентября решили т. н.
«школьную проблему».
Об этом говорится в сообщении, распространенном от имени
ЕС председательствующими в Евросоюзе Нидерландами. Председатель Совета министров
ЕС Б.Бот осудил отказ Приднестровья предоставить доступ миссии ОБСЕ в регион,
отметив, что это решение противоречит подписанному в 1993 г. соглашению с
лидерами Приднестровья, в соответствии с которым члены миссии ОБСЕ имеют
неограниченный доступ по всей территории Молдовы.
21 августа. В соответствии с
решением правительства РМ о временном прекращении с 20 августа 2004 г. пропуска
товаров для юридических лиц через пропускные пункты на приднестровском участке
молдавско-украинской государственной границы действия Украины, касающиеся
разрешения на ввоз/вывоз товаров в/из Приднестровья будут квалифицироваться в
Молдове как контрабанда.
22 августа. Приднестровские
власти заблокировали последнюю дорогу, по которой жители молдавских сел могли
свободно выезжать на трассу "Григориополь-Дубоссары". Теперь жители
молдавских сел левобережья Днестра смогут вывозить урожай только через
приднестровские таможенные и пограничные посты у сел Кошница и Дороцкая.
23 августа. Торжественное
открытие Мемориального комплекса "Шерпенский плацдарм" началось символическим
моментом, посвященным памяти воинов, павших во второй мировой войне, - корзина
цветов, привязанная к воздушным шарам, была запущена в небо под звуки гимна
Республики Молдова. Президент РМ В.Воронин выступил с речью, в которой
объяснил важность событий 1944 года на этом плацдарме на правом берегу Днестра и
отметил их значимость для наших дней. После своего выступления президент
Владимир Воронин зажег "Вечный огонь".
23 августа. «Кишинев может
возобновить с Тирасполем переговоры, о необходимости которых так часто говорят
некоторые посредники, только после демократизации Приднестровья и освобождения
его жителей от хунты, узурпировавшей право говорить от имени всего региона», -
заявил президент РМ В.Воронин. Глава государства высказал также недоумение
по поводу того, что некоторые посредники превратились в адвокатов
приднестровской администрации. Президент РМ подчеркнул, что «массированная атака
на стабильность и режим зоны безопасности, предпринятая Тирасполем, агрессивный
милитаризм, лингвистические чистки и террор населения, лицемерие и жестокость по
отношению к детям – все это окончательно определяет дальнейшее отношение властей
Кишинева к властям Тирасполя как к тоталитарному режиму фашистского толка».
24 августа. «В результате
Ясско-Кишиневской операции, проведенной Советской армией в ночь на 24 августа
1944 года, Бессарабия и Северная Буковина вновь были присоединены к Советской
России, и установленный на этих территориях оккупационный режим длился до
распада советской империи», - считают участники «научной» конференции,
состоявшей в Кишиневе. В своих выступлениях «историки» И.Буга, А.Петренку,
Г.Палади подчеркнули, что в результате аннексии Бессарабии и Северной Буковины в
1944 году России удалось, достичь поставленной перед собой цели и оговоренной с
Германией еще в Пакте Молотова-Риббентропа, подписанном в августе 1939 года.
24 августа. Высшее
руководство Молдовы приняло участие в мероприятиях, посвященных 60-летию
освобождения Кишинева и всей Молдовы от фашистской оккупации. Также президент
Молдовы высказался за возвращение одной из улиц столицы республики имени
генерал-лейтенанта Берзарина, под командованием которого 5-я ударная армия
освободила Кишинев.
24 августа. Премьер-министр
РМ В.Тарлев взял под личный контроль ход работ по реконструкции Театра оперы и
балета, осуществляемых при поддержке правительства, с тем, чтобы он был
полностью готов к началу нового театрального сезона, который откроет
международный фестиваль «Мария Биешу приглашает».
24 августа. Работники
железной дороги Молдовы направили обращение президентам Молдовы, России,
Украины, а также главе Миссии ОБСЕ в РМ, призвав их повлиять на власти
Приднестровья, принять незамедлительные меры для разрешения сложившейся сложной
ситуации на молдавской железной дороге и не допустить ее разделения. В
обращении, направленном коллективом Басарабяского и Бэлцкого железнодорожных
узлов, выражается протест против действий руководства Приднестровья и факта
вмешательства тираспольской администрации в деятельность ГП «Железная дорога
Молдовы», направленных на создание ЗАО «Приднестровская железная дорога». В
своею очередь, Тирасполь планирует создать предприятие путем выделения из
Молдавской железной дороги Бендерского и Рыбницкого железнодорожного узлов.
25 августа. Приднестровье
выставило на продажу 100% акций Рыбницкого цементного комбината, который
специализируется на производстве цемента, асбестоцементного шифера,
асбестоцементных труб, строительной извести, кирпича и керамики. Заявки
инвесторов принимаются до 30 августа. Его уставный капитал составляет 12,4 млн.
долл. США. Кредиторская задолженность комбината достигла 8 млн. и должна
быть погашена целевым назначением путем перечисления задолженности за газ на
счет ОАО "Газпром" России. Будущему инвестору необходимо в течении 4-х
месяцев со дня заключения договора купли-продажи 100% акций погасить
задолженность перед трудовым коллективом, бюджетом и социальным фондом. Он
обязан также сохранить профиль предприятия и в течении 5 лет осуществить ряд
инженерно-технических мероприятий по развитию и восстановлению
производственно-экономического потенциала комбината на сумму не менее 1,41 млн.
долл. США.
25 августа. Правительство на
своем заседании одобрило законопроект, предусматривающий освобождение
экономических агентов – резидентов Республики Молдова от обязательной
репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных от заключения
внешнеэкономических сделок.
25 августа. Комбатанты
Молдовы, проигравшие войну против Приднестровья в 1992 году, выступили за
исключение России и Украины в переговорах по приднестровскому конфликту. Об
этом заявил на пресс-конференции, посвященной предстоящему празднованию
Дня республики, вице-председатель Союза ветеранов войны 1991-1992 гг. «за
независимость Молдовы» А.Гамурарь.
25 августа. Блок
«Демократическая Молдова», состоящий из трех оппозиционных партий – Альянса
«Наша Молдова», Демократической партии и Социал-либеральной партии, –
обнародовал свое программное заявление. Документ включает в себя общие
взгляды всех трех формирований на нынешнюю ситуацию в Молдове и ее будущее.
Текст документа будет положен в основу избирательной кампании на парламентских
выборах 2005 года. Главными положениями программного заявления «Демократической
Молдовы» являются консолидация государственности, демократизация власти и
общества, обеспечение стабильного экономического роста, продвижение
социально-активной политики, духовное развитие граждан и общества, гармонизация
межэтнических отношений, окончательное урегулирование приднестровского конфликта
и европейская интеграция.
25 августа. С двухдневным
рабочим визитом в Молдову прибыл председатель Исполнительного комитета,
исполнительный секретарь СНГ В.Рушайло. Как сообщили в пресс-службе МИД РМ,
В.Рушайло встретится с президентом РМ В.Ворониным, а также проведет встречи с
премьер-министром В.Тарлевым, министром иностранных дел А.Стратаном. В центре
внимания переговоров оказались вопросы, касающиеся подготовки и проведения в
Астане в сентябре этого года заседаний министров иностранных дел, глав
правительств, саммита глав государств-участниц СНГ.
25 августа. Руководство
железной дороги Молдовы заявило о прекращении с сентября-октября 2004 г.
движения всех поездов на участке международного сообщения Бендеры – Кучурган.
Как сообщили в пресс-службе ЖДМ, о принятии такого решения гендиректор
предприятия М.Гагауз проинформировал начальников железных дорог СНГ и Балтии,
станций г. Бендеры, Тирасполь, Рыбница, а также руководство Организации
сотрудничества железных дорог (ОСЖД) в Варшаве.
25 августа. Президент РМ
В.Воронин направил телеграмму соболезнования президенту России В.Путину в связи
с произошедшими накануне вечером двумя авиакатастрофами. Как сообщили в
пресс-службе главы молдавского государства, в телеграмме отмечается, что в
«Республике Молдова с болью в сердце восприняли известие об авиакатастрофах,
унесших жизни десятков людей».
25 августа. "Молдавская
ГРЭС", расположенная на территории Приднестровья, расторгла контракт на поставку
электроэнергии в Молдавию, закупки которой осуществляет испанская группа
компаний «Унион Феноса».
25 августа. Вознаграждение
на сумму более 83 тыс. долл. США готовы предоставить акционеры «Бизнесбанка»
тому, кто предъявит факты его "незаконных операций с экономическими агентами
Приднестровья". Как сообщил председатель банка В.Ямпольский, к такому решению
пришли его акционеры после того, как в банковских кругах Молдовы появились слухи
о том, что якобы банк подозревается в "осуществлении незаконных операций с
экономическими агентами левобережья Днестра".
26 августа. Молдова получит
финансовую помощь для проведения переписи в размере 11,2 млн. леев от Агентства
по международному развитию Швеции и 4,4 млн. леев от Департамента международного
развития Великобритании. Последняя перепись населения в республике проводилась в
1989 г. С тех пор из-за отсутствия финансовых средств на всем пространстве
бывшего СССР перепись не проводилась лишь в Молдове и Узбекистане.
27 августа. Республика
Молдова отметила свой национальный праздник – День провозглашения независимости.
31 августа. В Молдове прошли
празднества, посвященные принятию в 1989 г. закона о государственном языке,
которым был объявлен молдавский язык на латинской графике. С тех пор РМ ежегодно
отмечает это день как праздник «Limba noastra».
О русских общинах в ПриднестровьеГеннадий Коненко
До 1999 г. в Приднестровье насчитывалось 4-5 общин
русского населения региона. Основной задачей на этом этапе их деятельности было
развитие контактов с официальными ведомствами России и российскими
общественно-политическими организациями, которые оказывали своим
соотечественникам за рубежом различную, хотя и весьма скромную помощь. Многие
российские политические партии и общественные организации, кроме того,
стремились в это время объединить под своим началом формирования русской
диаспоры на постсоветском пространстве и заручиться их поддержкой в своей борьбе
за власть в самой России.
Так, Конгрессу русских общин России, например, удалось
создать в некоторых странах СНГ, в частности, в Молдавии, под тем же названием
несколько организаций. Правда, КРО Молдовы не смог объединить все русские
общины. А ведь, казалось бы, существующее в стране неравенство, например, в
осуществлении конституционных прав гражданами, принадлежащими к т.н.
нацменьшинствам по сравнению с представителями «титульной» нации, должно было
подталкивать лидеров русских общин к координации действий по защите прав
русского и русскоязычного населения и к объединению их в рамках одной
организации. Этого не произошло и по сей день.
Кроме КРО, другой крупной организацией русской диаспоры
в Республике Молдова является Координационный совет русских общин, объединивший
под своей эгидой на правах коллективных членов ряд не вошедших в КРО местных
общин, которые, однако, на сегодня сохраняют свою автономность, прежде всего, в
финансовых вопросах. Следует сказать, что КСРО был создан по инициативе и при
содействии посольства России в Кишиневе.
В Приднестровье первое общество русских «Отчизна»
появилось в Дубоссарах в 1993 г., через год после окончания
молдо-приднестровского вооруженного столкновения. В 1996 г. была организована
община русских соотечественников в Григориополе. В 1999 году русские создали
свою общину в Рыбнице, членами которой стали в основном рабочие и
инженерно-технический персонал Молдавского металлургического завода. В 2000 г.
создаются подобные организации в Бендерах, Слободзее. Позже появились общины
русских граждан и соотечественников в Каменке и Днестровске. В столице ПМР
Тирасполе действовало несколько общин – «Русский дом», «Отечество», Русская
община соотечественников, Российский общенародный союз и др. Все общины русских
в Приднестровье до 2001 г. функционировали практически отдельно друг от друга,
редко координируя свою работу между собой. Впрочем, как известно, разобщенность
«русского движения» характерна не только для Молдовы и Приднестровья, но и для
других стран СНГ.
Это обстоятельство мешало и мешает посольствам России и
российским учреждениям по связям с соотечественниками эффективно и рационально
проводить работу среди русского и русскоязычного населения, прежде всего, в
плане оказания помощи ветеранам Великой Отечественной войны, распределения
социальных пособий остронуждающимся семьям соотечественников, стипендий желающим
продолжить образование в России, а также распределения учебников, методической и
художественной литературы среди русских школ и библиотек и т.д. Аналогичная
картина наблюдалась и в Республике Молдова, и в Приднестровье.
После создания Координационного совета русских общин
Молдовы посольство РФ в РМ проявило инициативу по объединению русских общин и в
Приднестровье. Хотя проблемы защиты прав русских жителей приднестровского
региона не существует, как не существует проблемы защиты прав представителей и
других проживающих здесь национальностей. Украинцы, молдаване, русские, гагаузы,
болгары, евреи, белорусы и др. народности обладают в Приднестровье равными
правами. Все национальности в ПМР, не в пример Молдове, представлены в
центральных и местных органах власти, органах культуры и образования республики,
в руководящих структурах промышленного, сельскохозяйственного, торгового
секторов экономики и
т.д.
Русский, украинский и молдавский языки являются
государственными языками, хотя в силу ранее сложившихся реалий русский имеет
большее распространение. Так что приднестровским организациям русских не
приходится здесь объединяться по причине необходимости защиты своих прав.
Инициатива посольства России по объединению русских
общин в ПМР была поддержана руководством республики, которое также сталкивалось
с трудностями при взаимодействии с ними. В июне 2001 г. организации русского
населения региона создали Союз русских общин Приднестровья.
Процесс консолидации русских общин продолжает иметь
место. В мае 2004 г. в Тирасполе 3 общины из 4 объединились в одну организацию
под названием «Русский дом». Российский общенародный союз пока решил оставаться
независимым объединением.
Таким образом, на данный момент в рамках СРО
Приднестровья функционируют 9 общин, которые, как коллективные члены союза,
сохраняют свою организационную и финансовую самостоятельность.
Это – «Русский дом», являющийся самым многочисленным
формированием (около 9 тыс. членов), возглавляет его Г.Антюфеева, она же
председатель Комитета Верховного Совета (парламента) ПМР по правам человека и
законодательству, ее заместитель другой председатель Комитета ВС по вопросам
просвещения, СМИ и молодежной политики М.Макарова; Русская община
«Добрыня» в Бендерах (около 4,3 тыс. чел.), руководимая С.Онуфриенко, она же
директор районного Центра занятости населения; Русская община им.
А.В.Суворова в Рыбнице (более 1 тыс. членов) во главе с председателем профкома
металлургического завода А.Гвоздевым; Община русских соотечественников в
Григориополе (около 1 тыс. чел.), председатель И.Бродская, заместитель главы
администрации района; Народное движение «Россияне» Слободзейского района (около
2 тыс. членов), которым руководит С.Дорошенко, председатель женсовета при
районной администрации; Русская община г. Слободзея, возглавляет ее
председатель общества «Память» Л.Гусар, вдова убитого молдавскими националистами
в 1992 г. руководителя Совета трудовых коллективов Приднестровья; Русская
община г. Каменка (около 800 чел.) во главе с Н.Ивановой, она же сотрудник
предприятия «Городские электросети»; Общество «Отечество» в Дубоссарах
(300 чел.), председательница З.Киборг, директор общежития швейной фабрики;
Русская община г. Днестровска (около 500 членов), руководитель -
заместитель директора Молдавской (Кучурганской) ГРЭС Н.Бабушкин.
В сентябре 2003 г. на съезде русских организаций
Приднестровья председателем Союза русских общин был избран советник аппарата
президента ПМР В.Арестов. его заместителем – председатель общины г. Бендеры
С.Онуфриенко.
Здесь нельзя не отметить, что, в отсутствие в
Приднестровье серьезных и влиятельных политических партий, именно общественные
организации, в т.ч. русские общины, являются тем инструментом, который способен
в известной степени влиять на центральные и местные власти и формировать в
республике общественное мнение. Понимая это, приднестровское руководство
старается поддерживать общественные организации в материальном и финансовом
плане и оказывать на них, в свою очередь, нужное влияние, прежде всего,
идеологического и политического характера через подконтрольные средства
массовой информации (других практически нет) и их лидеров, избранных, как
правило, при участии властей.
Основой повседневной деятельности как местных
объединений, так и Союза русских общин в целом является сегодня предоставление
помощи русским и русскоязычным жителям Приднестровья в получении российского
гражданства, взаимодействие в этом вопросе с консульским отделом посольства
России в Кишиневе; оказание при поддержке соответствующих российских ведомств и,
прежде всего, посольства РФ в Молдавии материальной помощи ветеранам Великой
Отечественной войны и другим нуждающимся пенсионерам и инвалидам, а также в
направлении их на лечение и т.д.; развитие с Россией и российскими регионами
связей в области культуры и образования, в т.ч. через посредство официальных
органов России и Приднестровья.
При каждой общине созданы и работают коллективы
художественной самодеятельности, хоровые и музыкальные ансамбли, театральные
группы, в т.ч. детские, которые достигли высокого уровня исполнительского
мастерства и успешно выступают на подмостках городов России, Украины, Белоруссии
и др. стран СНГ. Выступления самодеятельных коллективов из Приднестровья были
отмечены на фестивалях «Русский базар», проводимых в Беларуси. Конечно, выезжают
они за пределы ПМР не часто по причине отсутствия на это необходимых средств.
Приднестровская общественность высоко ценит
сотрудничество между писательскими союзами России и Приднестровья. Развитие
культурных традиций, контакты с российскими деятелями культуры, с отдельными
коллективами театров и исполнителями из России играют исключительно важную роль
в поддержании духовного родства русских Приднестровья с исторической
родиной.
Русские общины вносят свой вклад в развитие
сотрудничества между РФ и ПМР в области образования. Они участвуют в отборе
кандидатов на получение российских стипендий, в направлении учителей на курсы
повышения квалификации, в распределении поступающих из России учебников,
методических пособий и художественной литературы среди учебных заведений и
библиотек, приглашают российских специалистов для проведения конференций,
семинаров и чтения лекций, оказывают посильное содействие в создании в
Приднестровье филиалов российских высших учебных заведений и т.д.
В 2002 - 2003 гг. русские общины помогли распространить
140 тысяч учебников, направить на учебу в Россию 400 человек, осуществить
бесплатную подписку приднестровских библиотек на российскую периодику.
Поскольку в основе системы образования в Приднестровье
лежат российские общеобразовательные стандарты, и школы, и ВУЗы региона крайне
нуждаются в российских учебных программах и современной методической литературе.
Приднестровское руководство стремится к созданию на территории республики как
можно большего числа филиалов российских и украинских ВУЗов. Не так давно в
Тирасполе открыли свои филиалы Московский институт предпринимательства и
права и Московская академия экономики и права, а в Рыбнице –
Санкт-Петербургский политехнический институт.
Как ни странно, Кишинев усмотрел в этом нарушение
положений некоторых документов по вопросам образования, подписанных в рамках
СНГ, но проигнорировал положение Московского меморандума от 8 мая 1997 г.,
которое закрепляет право Приднестровья на установление и развитие внешних связей
в области экономики, культуры, образования и науки.
В конце июля с.г. Кишинев поднял шумиху по поводу
временного закрытия 4 румынских школ в Приднестровье, которые отказались пройти
установленную приднестровскими правилами процедуру регистрации и лицензирования
своей деятельности. Понятно, что в первом случае Кишинев действовал, исходя из
опасения дальнейшего усиления российского присутствия в регионе, на этот раз в
области высшего образования, а во втором – был озабочен возможностью утраты
одного из каналов румынско-молдавской пропаганды. Известно, что упомянутые школы
придерживались румынских образовательных стандартов, особенно в том, что
касалось преподавания румынского языка и исторических дисциплин.
Не случайно, русские общины выступили в поддержку
руководства ПМР и осудили попытки Кишинева и Бухареста навязать свое решение
«школьной» проблемы.
В этом плане деятельность русских общин в Приднестровье
носит политизированный характер, однако их можно понять. Проводимый Кишиневом в
конце 80-х - начале 90-х гг. агрессивно-националистический курс в отношении
нацменьшинств, русского, прежде всего, и развязанная тогдашними молдавскими
властями под давлением прорумынских националистов война против Приднестровья как
раз и имели целью заставить русское население согласиться с румынизацией страны
и отказаться от своей самобытности, культуры и языка.
Последние акции Кишинева, направленные на
дистанцирование от России, принуждение Приднестровья под угрозой политических и
экономических санкций принять молдавский вариант урегулирования приднестровской
проблемы и объединения Молдавии, консервацию ограничений по использованию
русского языка в стране, получение образования на русском языке и т.п., не
снимают беспокойства русского и русскоязычного населения относительно своего
будущего в реинтегрированном молдавском государстве.
Все эти действия побуждают русские общины активно
поддерживать линию официального Тирасполя на признание Приднестровской
Молдавской Республики, на ее самостоятельное политическое и экономическое
существование и развитие, на приоритетное развитие сотрудничества с Россией и
другими славянскими странами, на сохранение русской культуры, традиций и
языка.
16 августа с.г. Союз русских общин вместе с другими
общественными организациями Приднестровья обратился к председателю
Государственной думы России с посланием, в котором они призывают «инициировать
постановку и рассмотрение вопроса о ситуации в молдо-приднестровских отношениях
с принятием постановления о признании Приднестровской Молдавской Республики».
Общественные организации Приднестровья, объединяющие большинство населения
региона, считают, что у приднестровцев нет будущего в рамках общего с Молдовой
государства. В обращении подчеркивается, что будущее Приднестровья – в единстве
с Россией, в братской семье славянских народов.
Вряд ли общественные организации Приднестровья могут
рассчитывать на то, что российские парламентарии поддержат их призыв признать
независимость ПМР, учитывая официальную позицию Москвы по проблеме
приднестровского урегулирования, в частности, и проблеме непризнанных государств
на территории бывшего СССР, в целом.
Однако в очередной раз общественные организации и
русские общины Приднестровья продемонстрировали свое отношение к складывающейся
ситуации в переговорном процессе по решению приднестровской проблемы и
существующим вариантам воссоединения Молдавии. И если в вопросах внутренней и
социальной политики общественные организации не всегда готовы поддержать
инициативы приднестровского руководства, то в вопросе независимости
Приднестровья они целиком на его стороне.
Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, 10 августа 2004 Причина противостояния в Приднестровье - культурная экспансия МолдовыВиталий Журавлев, специалист по международным отношениям
События вокруг Приднестровского региона постоянно
развиваются в режиме вялотекущего конфликта, который время от времени
обостряется, будь то таможенная блокада, нарушение телефонной связи или ситуация
вокруг молдавских полицейских участков в городе Бендеры. Одним из таких
обострений стал вопрос о функционировании школ с молдавской программой обучения
на латинице на территории Приднестровья.
Сейчас все – и Молдова, и Украина, и ОБСЕ, и Россия –
дружно обвиняют приднестровскую сторону в том, что она нарушила взятые на себя
обязательства предоставить возможность работать этим пяти молдавским школам по
молдавским учебным программам, и что это является нарушением гуманитарного
права. Если подходить с формальной точки зрения, то, возможно, препятствие в
работе этих школ можно расценить как нарушение определенных обязательств и
норм.
Но, чтобы понять ситуацию в конкретном случае,
необходимо вспомнить о том, что именно провозглашение румынского языка
государственным в Молдове и возврат румынского алфавита в законе МССР от 31
августа 1989 года, в законе "О государственном флаге" от 27 апреля 1990 года, "О
государственном гербе" от 3 ноября 1990 года и "Об изменении официального
названия государства" от 23 мая 1991 года послужило непосредственной причиной
приднестровского конфликта, эскалация которого привела к вооруженному
противостоянию весной 1992 года.
И если сейчас для чиновников внешнеполитических ведомств
эти события воспринимаются как далекое прошлое, то для тех, кто был
непосредственно вовлечен в политическое и силовое противостояние, ясна подоплека
дела. Приднестровцы рассматривают деятельность молдавских школ на румынском
языке на территории Приднестровья как инструмент экспансии Молдовы в отношении
приднестровской государственности, и одновременно как школу подготовки пятой
колонны Молдовы в Приднестровье.
С этой точки зрения попытки приднестровской
администрации взять данные школы под контроль вполне объяснимы. То, что Молдова
ввела экономическую блокаду, и последовало дальнейшее раскручивание конфликта в
виде железнодорожной блокады, дипломатических демаршей и так далее, лишний раз
свидетельствует о том, что объективно конфликт между Кишиневом и Тирасполем
продолжает существовать, поскольку не устранены причины конфликта.
Причиной же приднестровского конфликта является
несоответствие между правовым статусом, признающим Республику Молдова в качестве
суверенного государства, обладающего единством власти, территории и населения, и
социальной реальностью, заключающейся в фактическом существовании на территории
Приднестровья самостоятельного государства. Данную проблему можно рассматривать
в философском плане как противоречие формы (в данном случае
международно-правового статуса Республики Молдова) и содержания (существования
ПМР). В правовом плане приднестровский конфликт можно рассматривать как проблему
взаимного несоответствия принципов международного права, таких, как принцип
территориальной целостности государства и принцип права народа на
самоопределение.
С точки зрения междисциплинарного подхода
приднестровскую проблему можно рассматривать как противоречие между
консервативностью международного права и динамично меняющейся
социально-политической реальностью. Если, анализируя нынешнюю приднестровскую
проблему, кратко взять генезис конфликта, то надо вспомнить, что Республика
Молдова получила статус суверенного государства как государство-правопреемник
наряду с другими союзными республиками бывшего СССР.
Но МССР возникла в результате объединения левобережья
Днестра, входящего в состав МАССР Украины, и Бесарабии, занятой советскими
войсками в 1940 году, в соответствии с законом СССР, принятом 2 августа 1940
года Верховным Советом СССР «Об образовании Союзной Молдавской ССР. Никогда
ранее Приднестровье и Бесарабия одно государство не составляли. Самое
интересное, что сам молдавский парламент в ряде документов, осуждая известное
Соглашение между правительствами Советского Союза и Германии о ненападении и
дополнительного секретного протокола к нему от 23 августа 1939 года, признавал
тем самым образование МССР незаконным. Более того, сама МАССР была создана
абсолютно искусственно волюнтаристским путем, постановлением, внесенным
Совнаркомом Украины на 3-й сессии Всеукраинского центрального исполнительного
комитета 8-го созыва (8-12 октября 1924 года) в Харькове, который был тогда
столицей Украины.
В состав Молдавской АССР вошли тогда часть районов
Балтского и Одесского округов, Одесской губернии и несколько населенных пунктов
Тульчинского округа Подольской губернии. Западная граница МАССР была определена
по государственной границе СССР с основной целью – вернуть в состав СССР
Бесарабию, которая отошла в состав Румынии в 1920 году. То есть, даже МАССР была
не государственностью молдаван, а чисто искусственным образованием, имевшим
геополитические задачи возвращение Бесарабии и экспансию в Румынию, почему и
получившим название Молдавской автономии.
Таким образом, текущие события в Приднестровье, неудача
пятистороннего формата переговоров под руководством ОБСЕ, провал миссии
спецпредставителя российского Президента с его проектом федерализации Молдовы, а
самое главное объективный анализ приднестровского конфликта и социальных реалий
свидетельствуют о необходимости и своевременности принципиально иного подхода к
решению приднестровской проблемы.
Таким решением, на мой взгляд, могло бы стать право на
самоопределение государственно-правового статуса Приднестровья, а возможно, и
Бессарабии, которое могла бы выработать специальная международная конференция с
участием Молдавии, Приднестровья, России, ЕС, США, Украины и Румынии.
Молдова Ази, 16 августа 2004 Соседей не выбираютОазу Нантой
Зона, находящаяся под контролем Тираспольского режима,
представляет собой узкую полосу земли длиной около 202 км с севера на юг и
шириной в среднем 20 км, расположенную между Украиной и остальной территорией
Республики Молдова. Следовательно, проникновение любых товаров, физических лиц и
т.д. на территорию "ПМР" возможно только по территории этих двух государств. Это
означает, что экономическая жизнеспособность "ПМР", даже в условиях российского
военного присутствия, определяется, прежде всего, "проницаемостью" границы с
Украиной.
Вовлечение Украины в процессы, связанные с
приднестровским конфликтом, объясняется, в том числе прошлыми историческими
событиями. Напомним, что 12 октября 1924 года в Харькове (тогдашняя столица
Украины) в ходе 3-й сессии Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета
8-го созыва, было принято постановление о создании Молдавской Автономной
Советской Социалистической Республики (МАССР) в составе Украины. Согласно
коммунистической пропаганде того времени, в МАССР часть молдавской нации
процветала в условиях социализма, тогда как другая часть, проживавшая в
Бесарабии, стонала под румынской буржуазно-помещичьей оккупацией и мечтала об
освобождении. По этой причине восточной границей этого псевдогосударства была
объявлена река Прут - СССР не признавал легитимности объединения Бесарабии с
Румынией в 1918 г. Забота Сталина о судьбе молдавской нации, зафиксированная в
секретных протоколах Пакта Молотова-Риббентропа, увенчалась принятием Верховным
Советом СССР Закона "О создании Союзной Молдавской ССР" (2 августа 1940 г.), в
состав которой вошли 6 из 14 районов бывшей МАССР и часть территории Бесарабии.
Этих исторических обстоятельств оказалось достаточно для
того, чтобы украинские националисты, наряду с русскими казаками (вещь трудно
вообразимая для тех, кто знает о "любви" украинских националистов к последним),
участвовали в боях 1992 г. против конституционных властей Республики Молдова. В
1992 г., 6 и 17 апреля, в Кишиневе прошли четырехсторонние переговоры министров
иностранных дел России (Андрей Козырев), Украины (Анатолий Зленко), Румынии
(Адриан Нэстасе) и Молдовы (Николае Цыу). Поведение украинской стороны вызвало
недоумение у тех, кто наивно ожидал, что Украина встанет на сторону Молдовы в ее
борьбе за территориальную целостность. По большому счету, "аргументация"
украинской стороны за столом переговоров не отличалась от той, которой
оперировал "демократ" Козырев. Уже тогда важный член румынской делегации заявил
в частной беседе, что "по отношению к Приднестровью Украина проводит политику
"спелого плода": плод должен созреть и упасть в украинский сад".
В настоящее время Украина переживает кампанию по выборам
президента - первый тур голосования назначен на 31 октября 2004 года. Некоторые
кандидаты на президентский пост открыто заявляют, что постановление Верховного
Совета СССР от 2 августа 1940 о создании Молдавской ССР, в результате которого у
Украины "отрезали" часть территории и передали ее Молдове, следует признать
незаконным. По их мнению, уже осенью 2004 г. в "ПМР" необходимо организовать
референдум о вхождении Приднестровья в состав Украины в качестве "автономной
республики". Некоторые наблюдатели убеждены, что проблема
"украинско-приднестровских" отношений может быть включена в повестку дня сессии
Верховной Рады, которая начнет свою работу 7 сентября текущего года.
Между тем "ПМР", не без "благословления" важных и
заинтересованных лиц из Кишинева, стала совершенным инструментом для всего
спектра нелегальной экономической деятельности - контрабанды, незаконного
трафика людей, оружия, наркотиков и т.д. И не стоит обвинять в этом лишь
Украину, через территорию которой проходит вся транспортная инфраструктура
"ПМР". Ведь ясно, что когда "избранники народа" из молдавского парламента
принимали Закон о бюджете, в котором заботливо оговаривалось, что с
экономических агентов, не имеющих отношений с бюджетом Республики Молдова, не
взимаются таможенные пошлины и акцизы при въезде в страну, то именно они в
первую очередь становились соучастниками этой незаконной деятельности.
В то же время, особенно после того, как Кишинев ввел
новые таможенные печати в 2001 г., эта незаконная экономическая деятельность
стала возможной исключительно благодаря молчаливому согласию некоторых
представителей властных структур Украины. Главари сепаратистского режима, в
отличие от кишиневских "патриотов", никогда не забывали о значимости Украины как
для укрепления и выживания "ПМР", так и для безупречного функционирования их
нелегального бизнеса. Представителем "ПМР" в Украине был назначен Борис Акулов -
человек, очень приближенный к Игорю Смирнову. В последние годы очень активно
ведет себя Владимир Боднар, председатель ассоциации украинцев Приднестровья. В
украинской прессе безапелляционно утверждается, что в Приднестровье проживает
около 300 тысяч этнических украинцев (из общего числа в 650 тыс. жителей). С
большой долей вероятности можно предположить, что немало украинских политиков,
представителей самых разных политических направлений, в течение последних лет
получали от Тираспольского режима существенные суммы в свои избирательные фонды.
Эти факторы позволяют Тирасполю чувствовать себя довольно комфортно, несмотря на
резкие заявления Кишинева. Киев категорически отказался допустить молдавских
таможенников на свою территорию 1 сентября 2001 г., и только под давлением ЕС
перестал (официально) признавать таможенные печати старого образца, которые
Кишинев предоставил "ПМР" 7 февраля 1996 г.
Поведение Украины после 1 августа 2004 г., когда в
результате действий Кишинева сепаратистский режим должен был в кратчайшее время
подвергнуться коллапсу, еще раз доказал, на чьей стороне официальный Киев.
Некоторые считают, что если бы между Молдовой и Россией не было Украины, мы
давно стали бы российской губернией. Сегодня Украина все более открыто
соперничает с Россией за "плод" под названием Приднестровье. И возмущаться по
этому поводу неуместно, раз часть граждан Молдовы предпочитает голосовать
"ногами", а оставшиеся приводят к власти либо тех, кто вместе со Смирновым
выставляют свою страну на аукцион, либо некомпетентных демагогов.
Независимая Молдова, 26 августа 2004 Мы живущие в эпоху переменЮлия Семенова (Юдович)
27 августа 1991 года одна из пятнадцати республик-сестер
бывшего Советского Союза стала независимым государством под названием Республика
Молдова. Жители страны по-разному восприняли этот факт. Что в общем-то вполне
естественно: несколько поколений родились и выросли в огромной империи,
занимающей одну шестую часть суши; они ощущали силу и мощь большой страны,
гордились ее достижениями, любили ее героев, воспитывались на ее идеалах. Они
привыкли чувствовать себя гражданами сверхдержавы, которая стояла, стоит и будет
стоять во веки веков, аминь. И вдруг - трещинки, трещины, разлом. Это нужно было осознать, пережить и принять.
И началась новейшая история. Она началась как бы с
чистого листа, потому что ни у кого из наших современников не было опыта
государственного строительства. Многое делалось тогда на волне эйфории, на волне
вдохновения, самоуверенности и практически ничего на основании здравого смысла и
точных расчетов. По большому счету, никто не думал о том, что когда-то наступит
завтра. Последствия совершенных тогда трагических ошибок мы расхлебываем до сих
пор. До сих пор эхом звучит над Молдовой канонада приднестровской войны. И
матери, потерявшие сыновей, никогда не смогут понять, за что же погибли их
мальчики. И коварный Днестр превратился в кровавую рану, разделившую на две
части землю нашей суверенной и независимой страны.
С 1991 года прошло 13 лет. 13 страниц в летописи нашего
государства. На каждой из них есть кляксы, помарки, перечеркивания. Но историю
на чистовик нельзя переписать. Она такая, какая есть. Мы создаем ее сами.
Но мы уже не тычемся, как слепые котята, в хаосе
событий. Мы уже привыкли жить не на осколке империи, а в отдельно взятой стране.
Мы стали гражданами этой страны. У нас есть своя Конституция, свой флаг, свой
герб. Свои денежные знаки, наконец. Свои проблемы и свои достижения. И пускай
эта страна маленькая, и известна она большому миру в первую очередь из-за
приднестровской проблемы, но она наша, выстраданная, построенная нашим потом и
кровью.
Вот почему лично у меня вызывают настоящую ярость
политики, политологи и политтехнологи, использующие географическую карту Молдовы
в качестве поля для игры в территории. Помните, в детстве: рисуешь круг на
земле, кидаешь туда ножик, где он вонзается, там себе кусок территории и
отрезаешь. Увлекательнейшая, скажу вам, игра. Если понарошку. А если
по-настоящему кто-то пытается распорядиться твоей судьбой, тут уж не до смеха.
В конце восьмидесятых, еще до обретения независимости,
мы уже с такими игроками сталкивались. Это когда на полном серьезе шли дискуссии
о присоединении нашей земли к Румынии. Пережили и забыли, казалось бы, навсегда.
Ан - нет! Дурные идеи заразительны. Они возродились в так называемом "плане
Белковского". И теперь вовсю муссируются в российской, приднестровской, да и
нашей местной прессе.
Мы уже писали о том, что российский политтехнолог
Станислав Белковский внезапно со страшной силой полюбил Приднестровье и начал
регулярно наведываться в Тирасполь, чтобы вместе с тамошними соратниками
пораспространять идейку-другую о необходимости признания ПМР в качестве
полноценного независимого государства, а мешающуюся под ногами Молдову отдать на
фиг Румынии. С одной стороны, конечно, "собака лает, ветер носит". Стоит ли
обращать внимание на теоретические воззрения молодого человека, который
зарабатывает на хлеб риторикой? К тому же своей всеядностью этот юноша уже
подмочил себе репутацию (покончив с олигархами, он параллельно с заботами о
статусе ПМР и страстями по Молдове недавно ринулся в организацию нового
православного движения. Наш пострел везде поспел). Никто из крупных политиков и
серьезных аналитиков его как мессию не воспринимает. А с другой стороны, мир
соткан не только из политиков и аналитиков, но и из обычных людей, весьма и
весьма далеких от тонких сфер. Они, эти люди, верят тому, что написано в газетах
и что говорят с экранов телевизоров. Они не понимают, что такое пиар-кампания, и
не знают, что их просто цинично используют для создания общественного мнения по
тому или иному вопросу. Они смотрят, слушают, накапливают информацию, и когда
что-то происходит, они знают, что именно это и должно было произойти, так как
другого варианта просто не было. Вот в этом отношении господин Белковский с его
умением втираться в доверие к нужным людям, его способностью красиво излагать
устно и письменно, опасен. Не на кухнях ведь он рассуждает и не в стол пишет.
Недавно он дал интервью агентству "Молдпрес". Само
собой, речь шла о его плане. А также - о людях, которые эти идеи поддерживают.
Господин Белковский сообщил, что его мнение разделяют и некоторые "заметные"
кишиневские политики. Правда, "не Воронин и не люди из его окружения", а другие.
Имен, однако, не назвал. Отчего же? Страна должна знать своих героев. Тут либо
лукавит Станислав Александрович, либо "заметные кишиневские политики" попросили
пока оставить их анонимами. Мало ли что, выборы на носу. Вдруг кого-то из них
изберут президентом? Отмазывайся потом, отрекайся от идей румынизации всей
Молдовы и добровольного отказа от куска своей территории.
Повторяю, обо всем этом не следовало бы говорить
всерьез, если бы не одно обстоятельство. Из меня, моих друзей, моих соседей,
всех моих соотечественников опять пытаются сделать быдло. Нас снова пытаются
превратить в фишки для настольной игры. Но мы не холопы и не фишки. Старые и
молодые, трудяги и бездельники, учителя, программисты, крестьяне, безработные,
умные и глупые, богатые и бедные, на правом берегу Днестра и на левом, - мы
ЛЮДИ, и наша основная беда лишь в том, что нам выпало жить в эпоху перемен.
Для того, чтобы разглядеть название нашей страны на
карте мира, нужно взять лупу. Сытые Европа и Америка свысока глядят на нашу
нищету. С точки зрения истории человечества 13 лет новейшей истории Молдовы -
песчинка в Сахаре. Но с точки зрения судьбы отдельно взятого человека (а таковым
является каждый из нас) - это большой кусок жизни. Мы прожили его на этой земле,
в этой стране, с которой связаны не только все наши проблемы, но и все надежды.
И пускай мы сегодня многим недовольны и многое ругаем, в глубине души у каждого
горит свечечка веры в то, что рано или поздно все у нас получится. Маленькая
Молдова в конце концов перерастет юношеские болезни и станет страной, которой
можно будет гордиться. Главное - очень сильно этого захотеть, и тогда нам не
смогут помешать никакие "заметные" политики и заезжие политтехнологи с их
грязными играми.
Время новостей, 25 августа 2004 Приднестровская война судовНаталья Приходко
Генпрокуратура Молдавии в понедельник возбудила
уголовное дело против тех деятелей Приднестровья, кто причастен к закрытию
молдавских школ на территории этой непризнанной республики. А накануне в
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) был подан иск, затрагивающий интересы
России. Школа-интернат из города Бендеры протестует против нарушения «права
детей обучаться на родном языке в контролируемом Россией приднестровском
регионе». Между Кишиневом и Тирасполем начинается новая война - война судов. И в
ней могут пострадать интересы России.
Тирасполь и в самом деле хотел бы избавиться от школ,
подведомственных Кишиневу. По той же причине молдавские власти хотят непременно
сохранить эти учебные заведения. Школы стали орудием политического
манипулирования.
В перспективе с иском против России могут выступить и
молдавские железнодорожники. Они протестуют, боясь потерять работу из-за
развязанной ныне на Днестре экономической войны. Кроме того, ЕСПЧ принял к
рассмотрению иск сторонников Бессарабской митрополии (созданной в 1992 году под
патронатом Румынской православной церкви). Удовлетворение этого иска позволит
далее Бессарабской митрополии претендовать на собственность митрополии Молдовы,
остающейся под юрисдикцией Русской православной церкви. В 2001 году
Страсбургский суд уже решил дело в пользу «бессарабцев», вынудив молдавское
правительство зарегистрировать митрополию вопреки собственным законам.
Москва проигрывает на правозащитном поле, где уверенно
чувствуют себя противники России. В начале октября истекает срок выполнения
вердикта ЕСПЧ, вынесенного 8 июля 2004 года молдавскому и российскому
правительствам. Иск, напомним, подавала группа молдавского националиста Илие
Илашку.
Как сообщил представитель Республики Молдова при ЕСПЧ
Валерий Порлог, Кишинев уже готовится организовать своевременную выплату 60 тыс.
евро членам группы Илашку. Россию суд обязал выплатить 180 тыс. евро Илие Илашку
и по 120 тыс. евро четверым его соратникам. От Москвы также потребовали добиться
освобождения остающихся в заключении в Приднестровье двух членов "группы Илашку"
- Тудора Петрова-Попы и Андрея Иванцока. (Александру Лешко отбыл срок и вышел на
свободу в июне. Несколько лет назад истек срок заключения Владимира Гарбузова.)
В Москве все еще думают, как реагировать на решение
Страсбурга. Из дипломатических источников стало известно, что решение пока не
найдено даже относительно формы выполнения первого пункта. В качестве хохмы
предлагался вариант перечислить Илашку деньги в Тирасполь - «по адресу места
прописки на момент совершения преступления». Однако скорее всего в классической
головоломке "выполнить нельзя не выполнить" Москва поставит запятую после
первого слова. Россия считает несправедливым решение суда в Страсбурге. Но если
она его проигнорирует, то кабинет министров Совета Европы будет вправе ввести
санкции, в том числе экономические, против российского государства. Вряд ли
Москва пойдет на конфронтацию с европейскими структурами.
Директор Кишиневского центра стратегических исследований
и реформ Анатолий Гудым в интервью предположил, что Москва попытается затянуть
выполнение решения, поскольку это будет означать признание непосредственного
участия России в приднестровском конфликте. Но похоже, что России проще, не
поднимая шума, заплатить назначенную сумму, сославшись на объективную
невозможность выполнить второе требование - об освобождении остающихся в
приднестровском заключении двух членов группы Илашку. Так, однако, Москва может
обрушить на себя лавину новых судебных исков. Илие Илашку уже призвал молдавские
власти потребовать от России оплаты военного ущерба в сумме от 3 до 12 млрд
долларов.
А ведь выплатить деньги Илашку и его товарищам по идее
должно государство, которое отправило их убивать. Илашку не раз говорил, что
действовал в Приднестровье "как солдат", по заданию тогдашнего молдавского
министерства национальной безопасности. На вопрос, говорил ли Илашку то же самое
и в Европейском суде, его адвокат Виталий Нагачевский ответил, что суд не
обсуждал справедливость обвинений, предъявленных Илашку. Предметом
разбирательства была ответственность Республики Молдова и Российской Федерации
за незаконный арест и осуждение истцов нелегитимными органами непризнанной
Приднестровской Молдавской республики (ПМР). ЕСПЧ признал, что молдавское
руководство не предприняло всех усилий для освобождения группы Илашку, а Россия
не воспрепятствовала незаконным действиям в отношении членов группы на
подконтрольной Москве приднестровской территории.
Илие Илашку и его группу арестовали в Приднестровье в
июне 1992 года, накануне начала вооруженного конфликта. Верховный суд
непризнанной ПМР в 1993 году признал их виновными в террористической
деятельности и организации убийств представителей местной власти Николая
Остапенко и Александра Гусара. Илашку приговорили к высшей мере наказания, но
приговор в исполнение не привели --в ПМР как раз ввели мораторий на смертную
казнь. В тюрьме Илашку принял румынское гражданство, отказавшись от молдавского,
и был избран в сенат новой родины по списку националистической партии «Великая
Румыния».
Весной 2001 года, в период потепления отношений между
Приднестровьем и Молдавией, где к власти пришла правящая и ныне Партия
коммунистов, Тирасполь освободил Илашку - в качестве жеста доброй воли. Тот
сразу отбыл в Румынию, где его встретили как героя.
Кстати, предъявленное Москве обвинение в нарушении
Европейской конвенции по правам человека неправомерно. В то время, когда группа
Илашку была задержана и осуждена, Россия еще не подписала этот документ. Член
ЕСПЧ от РФ Александр Ковлер напомнил также, что Россия не может нести
ответственность за действия приднестровских властей, поскольку Приднестровская
Молдавская республика провозглашена 2 сентября 1990 года - в это время еще
существовал СССР и не было самостоятельного российского государства. К слову, и
сама Республика Молдова провозгласила независимость гораздо позже ПМР, в августе
1991 года.
Освобождение Тудора Петрова-Попы и Андрея Иванцока
наряду с подброшенной Илие Илашку идеей возмещения Россией 12-миллиардного
военного ущерба будет активно муссироваться в ходе кампании накануне выборов в
молдавский парламент в феврале 2005 года. И нет гарантий, что эти вопросы не
станут впоследствии новым поводом для обращений в ЕСПЧ.
|