Вечерняя Москва, 31 августа 2004 Сумрак законов. Окутывает пространство бывшего СССРОлег Перов
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своей "Истории одного
города" ввел удачное понятие "сумрак законов". Да, законы нужны, без них никуда,
но иногда возникает вопрос: кому же они такие нужны? Во времена
Салтыкова-Щедрина представительной власти в России не было и законы
формулировало чиновничество, которое о мотивах своих действий распространяться
нигде не любит. Сейчас же у нас есть законодательные органы, избираемые народом,
но и они подчас принимают "сумрачные" законы, мотивы которых остаются
загадкой.
Рассмотрим два примера - латвийский и российский.
Страны, мягко говоря, не синхронизируют свою политику в отношении
русскоязычного населения, однако на практике тому достается с двух сторон.
Латвийский образовательный закон о русских школах так накалил страсти, что уже
привел к голодовкам среди учащихся, к которым начинают присоединяться
преподаватели. А российский закон, принятый в августе Госдумой, запретил
российским регионам оказывать экономическую помощь соотечественникам за
рубежом, что тут же поставило под вопрос дальнейшую реализацию программы мэра
Москвы по поддержке учащихся прибалтийских школ и стипендий студентам местных
вузов. Латыши, принимая свой закон, исходили из собственных представлений об
ассимиляции русскоязычного населения, которые нам хоть и несимпатичны, но
более-менее понятны.
А из чего исходила наша Госдума? И ведь нельзя
сказать, что парламентариев не предупреждали о том, что их законодательные
планы далеко-не-туда-идущие. Глава Международного совета российских
соотечественников (МСРС) граф Петр Шереметев попытался выйти с этой проблемой
прямо на президента Путина: "Я не могу не высказать чувства глубокой озабоченности
негативным влиянием этой ситуации на развитие столь значимого, но хрупкого
процесса собирания и укрепления "Русского мира". Кроме того,
ограничение прав и возможностей работы со своими диаспорами властей
национальных республик может болезненно отразиться на состоянии межнациональных
отношений внутри страны". Что имеется в виду? Например, весной в МСРС
вступил всемирный союз татар - эта разветвленная организация сочла, что
разбросанные по миру татары должны вместе с остальными россиянами решать свои
гуманитарные проблемы. До последнего времени этому союзу оказывало поддержку
правительство Татарстана - и теперь оно, как и московское правительство,
лишается такой возможности. На федеральном уровне есть организация, которая
занимается поддержкой соотечественников. Это Министерство иностранных дел. Если
сопоставлять федеральные и региональные ассигнования на эти цели, получится,
что регионалы выделяют в сумме в несколько раз больше.
Напрашивается вывод: может быть, это МИД решил всех
"построить", чтобы перевести все бюджетные потоки поддержки соотечественников
в свое русло? Оказывается, нет: министр иностранных дел
Сергей Лавров просил депутатов поддержать поправку, предложенную Константином Затулиным,
которая сохраняла бы права регионов по поддержке соотечественников. Но
напрасно: похоже, его обращение заметил только вице-премьер Александр Жуков, упрекнувший
коллегу по правительству России в нарушении субординации. Возникает
парадоксальная ситуация: все организации, которые реально занимаются поддержкой
соотечественников за рубежом, в один голос выступают за сохранение существующего
порядка вещей, но находятся силы, которые тем не менее этот порядок желают
изменить - и действительно меняют его к худшему. Единственное, что пообещало
правительство устами замминистра финансов Татьяны Голиковой - что осенью в
Госдуму будет внесен законопроект, который даст федеральной власти право
делегировать регионам свои права по поддержке соотечественников. И это
оставляет какую-то надежду на то, что деньги, которые согласно среднесрочной
целевой программе московское правительство собиралось потратить на поддержку
соотечественников, все-таки дойдут до тех, кому они остро необходимы. Во всяком
случае, подобных обещаний от латвийского правительства, инициировавшего закон
против русских школ, не поступало и вряд ли в обозримом будущем поступит.
|