Право на свободу выбора места жительства
В.Михайлов
Как явствует из неоднократных обращений российских
соотечественников - мигрантов в Институт диаспоры и интеграции, а так же в
правозащитные организации, до сих пор существует порочная практика, когда
при регистрации в муниципальном жилье, паспортные службы
жилищно-эксплуатационных организаций и органов внутренних дел направляют
материалы на рассмотрение комиссий по жилищным вопросам (либо жилищных отделов)
при главах муниципальных образований.
Эти действия паспортных служб носят незаконный
характер.
В силу ст. 4 Закона РФ «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации» от 25.06.93 г., п. 2 «Правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением
Правительства РФ от 17.07.95 г. № 713, п. 1.3. «Правил регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по
месту жительства в Москве и Московской области», утвержденных постановлением
Правительства Москвы и Правительства Московской области от 30.03.99 г. № 241-28,
создаваемые жилищные комиссии и отделы, органами регистрационного учета не
являются, в связи с этим, они не вправе рассматривать материалы по регистрации
граждан и принимать по ним решения.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях
Конституционного Суда РФ от 04.04.96 г. № 12-П, от 02.02.98 г. № 4-П и др.
Однако, в нарушение перечисленных правовых актов,
жилищные органы администраций районов и городов, например Московской области,
рассматривают вопросы регистрации граждан и принимают по ним решения.
Вызывает удивление не только формулировки отказа,
но и само рассмотрение должностными лицами материалов о
регистрации.
Повторимся. Жилищные отделы городских Администраций не
являются органами регистрационного учета!
Законодательство не только не предусматривает
какой-либо необходимой для регистрации нормы площади, но и прямо запрещает
увязывать регистрацию с размером жилья (постановление Конституционного Суда РФ
от 02.02.98 г. № 4-П и др.), поскольку это не соответствует уведомительному
характеру регистрации и является вмешательством в жилищные, гражданские,
семейные и иные правоотношения граждан.
Ссылки работников паспортно - визовых служб на ст.
679 ГК РФ, определяющую порядок вселения граждан в муниципальное жилье, с
согласия в том числе и наймодателя, несостоятельны, так как она регулирует
жилищные правоотношения (вопросы вселения), а не административные, к которым
относится регистрация.
Поскольку обязанность зарегистрироваться возложена на
каждого гражданина Законом (ст.ст. 1, 3 Закона РФ «О праве граждан… на свободу
передвижения…»), то ни одно должностное лицо не вправе освободить его от этой
обязанности, воспрепятствовав в регистрации. Соответственно, предоставление при
регистрации гражданином двух необходимых документов во всех случаях порождает у
органа регистрационного учета не право, а обязанность оформить регистрацию в установленный
законом срок (абз. 3 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г.
№ 4-П).
Давно пора соответствующим областным ведомствам, где
имеются подобные нарушения, направить всем паспортным подразделениям
жилищно-эксплуатационных организаций и органов внутренних дел указания о
недопустимости передачи материалов регистрирующихся
граждан на рассмотрение комиссий по жилищным вопросам и жилищных отделов
администраций муниципальных образований.
В публикации использованы
материалы правозащитной организации «Восход».
|