ВОЙНА СЛУХОВ
Предвыборная война слухов
26.10.2004 г.,
Аналитическая группа «Da Vinci AG» для «proUA»
Говорят, слухами земля полнится. Особенно интенсивно это
происходит накануне выборов. Нынешняя президентская кампания не стала
исключением.
В условиях повышенного недоверия населения к средствам
массовой информации, именно слухи являются необходимым любому из штабов методом
внедрения информации. Учитывая, что слухи наиболее эффективно используются в
условиях временного цейтнота, когда времени на их опровержение нет, то, судя по
всему, после «войны анекдотов» Украину может захлестнуть «война слухов». Итак,
сегодня, по наблюдениям аналитиков, существует 4 основных слуха. Некоторые из
них уже настолько внедрены в массовое сознание, что являются скорее
идеологемами, однако, это никак не отображается на их внутренней сути.
Слух №1. О предопределенности результатов выборов.
Пресловутый административный ресурс и
несбалансированность в принадлежности ведущих СМИ обусловили слух о том, что
результаты выборов будут однозначно сфальсифицированы. Этот слух
материализовался в открытой информационной среде с заявлений нескольких народных
депутатов, а затем был подхвачен самим В.Ющенко, что позволило ему стремительно
«войти в массы», так как сам по себе слух распространялся через СМИ как
официальное заявление политиков. Несмотря на то, что слух изначально вышел из
рядов оппозиции, он был скрыто поддержан и некоторыми провластными структурами.
Очевидно, такая поддержка могла быть спровоцирована тем, что этот слух,
подпитываемый фактажем, закладывал электорату установку на бессмысленность
участия в выборах. Таким образом, люди могут отказаться от участия в
голосовании, что повышает вероятность использования их бюллетеней в
фальсификации результатов в пользу того или иного кандидата. Подобный слух был
когда-то эффективно внедрен в Югославии, во время выборов 2000 года. Тогда
команда С.Милошевича запускала слух о безысходности победы своего кандидата,
чтобы снизить явку избирателей на участки. В Украине же внедрение и
противодействие данному слуху привело к парадоксальной ситуации. Устав от
кардинально различных мессиджей население восприняло информацию по-своему:
«Победит Янукович, но голосовать буду за Ющенко». Вне сомнений, что данная
ситуация не входила в планы ни инициаторов слуха, ни команды, которая
противодействовала ему.
Слух №2. О провокациях 31 числа.
Слух о фальсификации результатов выборов настолько быстро
был воспринят массами, особенно после 2002 года (когда понятие админресурса
широко обсуждалось не только в Украине), что вернулся в штаб В.Ющенко с более
высоким уровнем доверия к нему. Решение об активном использовании массовых акций
для демонстрации поддержки кандидатов, одновременно породило две проблемы: как
контролировать поведение многотысячных масс, которые в определенный момент могут
стать неуправляемыми, и как в случае подобных столкновений не повернуть эти
акции против себя. Кроме того, для управления подобным количеством людей
необходимо создать не только образ «надежды», но и внедрить мысль о враге.
Поэтому, вслед за перепевами латиноамериканских революционных речетативов,
многочисленных заявлений, где акцентировалось внимание на силовых методах
борьбы, появился слух о провокациях – как символе неопределенного, но сильного
врага. Этим «врагом» может быть и милиция, и «братки», но от этого смысл не
меняется. Со слухами о вводе войск под предлогом проведения парада такой силой
становится армия, что приближает этот слух к ситуации августа 1991 года в СССР и
марта 2004 года на Тайване. Как ни странно, эффективности внедрения данного
слуха активно способствуют и оппоненты, полным ходом закладывающие идею
междоусобицы и различия Востока и Запада, что несомненно, усиливает беспокойство
и, как результат, делает человека более восприимчивым к данной информации. Сам
по себе слух выгоден и власти. Ведь, информационно повышая вероятность уличных
столкновений 31 числа, снижается количество желающих принять в них участие. Ведь
большинство участников митингов совершенно не готово к силовому сценарию
развития событий.
Слух №3. Об иностранном вмешательстве в предвыборный процесс.
Накануне визита в Украину Президента России Владимира
Путина, в Украине появился слух о возможном покушении на его жизнь с последующей
связью исполнителей и заказчиков с силами «Нашей Украины». Несмотря на то, что
после событий с организацией «Пора» этот слух является явно упреждающим, он
может нести в себе и определенный мессидж представителям российского
политического бомонда. С одной стороны, этот слух работает в пользу оппозиции,
снижая вероятность ее последующего обвинения при подобном инциденте. С другой
стороны, само появление слуха из недр «Нашей Украины» дает основания
малоискушенной в украинских политических баталиях российской среде продолжить
разговор об экстремистской направленности и ксенофобии оппозиции в Украине.
Существует также и другой, пусть даже несколько неожиданный вариант. Так, данный
слух может быть инициирован командой Владимира Путина. Одним из вариантов
появления данного слуха является репродукция идеи известного российского
политтехнолога через своих сотрудников, работающих на одном из сайтов, близкого
к «Нашей Украине». Подобный ход может принести много положительных плодов.
Во-первых, при дальнейшей активной раскрутке несомненно данная информация
повысит рейтинг Владимира Путина. Во-вторых, при умелом использовании, после
нежелательного для России исхода выборов, подпитка данного слуха может привести
к «эффекту Тузлы», что позволит Кремлю более жестко диктовать новому украинскому
Президенту свои условия, и попробовать укрепиться геополитически на территории
соседней страны.
Сюда же можно добавить и то, что сам слух с участием
В.Путина поднимает вопрос о так называемом вмешательстве Москвы в избирательный
процесс в Украине. К этой же категории слухов относятся также прогнозы о
фальсификации выборов на территории РФ при помощи дополнительных избирательных
участков.
Слух №4. О смерти кандидата в Президенты В.Ющенко.
К несколько другой категории слухов относится появившаяся
информация о смерти кандидата в Президенты В.Ющенко. Сам слух стал ответной
реакцией населения на дефицит информации, связанный с широко распространяемой
самим штабом «Нашей Украины» информации о его болезни. Спекуляции на тему
диагнозов и внезапных изменений во внешности В.Ющенко позволили не только
поддержать на плаву этот слух, но и модифицировать его на уровне регионов. Так,
помимо разговоров о смерти В.Ющенко появлялись слухи о пребывании в коме в
австрийской клинике «Рудольфинерхаус», о его убийстве со стороны власти и даже
об использовании на митингах двойника. Отметим, что слухи о смерти являются
наиболее традиционным и чаще всего используемым методом, как для поднятия
популярности, так и для ее снижения. «Информационную смерть» пережили такие
известные политики, как Гейдар Алиев, Леонид Кучма, афганский лидер Ахмад Шах
Масуд и экс-президента Индонезии Сухарто. Во время внедрения слуха о смерти
Ясира Арафата в 2003 году на биржах наблюдалось резкое повышение курса
евро/доллара. Но наверное самое большое количество информационных смертей
пережил Саддам Хусейн. Так, ведущими информагентствами сообщалось о том, что
Саддам Хусейн мог быть ранен во время первого авианалета на Багдад, а
американские источники со ссылкой на очевидцев, утверждали, что видели, как
Саддама выносили из здания с кислородной маской на лице. В то же время
специалисты ЦРУ, анализировавшие речь Саддама Хусейна обнаружили, что голос,
записанный на пленке, похож на голос диктатора, однако непонятно, когда была
сделана запись. После ареста человека, похожего на Саддама Хусейна, также
интенсивно распространялся слух о смерти Саддама Хусейна, и вынужденной мере
Вашингтона представить двойника для логического завершения кампании в Ираке.
Прохождение данного слуха в информационном пространстве
очень напоминает сценарий, который осуществляется сегодня в Украине. То же
изменение во внешности, дефект речи (из-за пареза лицевого нерва). Оба политика
поддерживались большинством населения их стран и являются безусловными лидерами.
Оба политика используют харизматические компоненты в своих имиджах.
Направленность обоих слухов может ложиться в канву уменьшения позитивного имиджа
этих политиков.
Естественно, появление слухов о смерти подобного лидера
может в значительной мере дезориентировать население, которое становиться более
управляемым. Так, например, афганские полевые командиры долго скрывали факт
гибели своего предводителя Ахмад Шах Масуда, что позволяло им успешно проводить
операции. С другой стороны, силами талибов методично запускался слух о его
гибели. Известен также и сюжет японской легенды, по которой известным режиссером
Акирой Куросавой был снят фильм «Тень воина». Во второй половине 16-го века
Япония была охвачена междоусобными войнами. Соперничавшие феодалы всеми силами
сражались за захват столицы Киота. Во время один из претендентов был сильно
ранен, и на смертном одре он попросил своих преданных военачальников сохранить в
тайне его смерть, чтобы не упал боевой дух солдат и противники не осмелели.
Когда тот умер, его брат нашел двойника покойного, им оказался простой вор,
приговоренный к смертной казни...
Однако в использовании данного вида слуха имеется один
любопытный нюанс. В случае восприятия населением факта смерти с последующим
«воскрешением» лидера, данный слух может обернуться против своих инициаторов в
контексте повышения рейтинга воскресшего в несколько раз – надежда нуждается в
подпитке. Так что не исключено, что информация о возможной смерти Виктора Ющенко
может сыграть как в пользу оппозиционного лидера, так и его оппонента. Весь
вопрос в том, кто быстрее и эффективней использует такой тонкий, но в то же
время сверхэффективный инструмент, как слух.
|