Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №119(15.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия должна наконец определиться со своей военно-политической линией в Закавказье

Михаил Александров

На днях верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Джеймс Джонс сделал важное заявление о целях военно-политической стратегии США в Закавказье. Выступая на слушаниях в комитете по вооруженным силам сената США, Джонс заявил: "Кавказ в возрастающей степени является важным для наших интересов… Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии". Подчеркнув важную роль, которую США отводят "передовому базированию" своих вооруженных сил в различных регионах мира, генерал сообщил, что "в дополнение к сохранению наших традиционных линий коммуникаций и доступа мы ищем доступ к новым объектам и свободе транзита к Черному морю, Кавказу, Ближнему Востоку и Африке для продвижения американских национальных интересов".

В этом заявлении сразу же бросается явное противоречие. С одной стороны‚ стороны генерал заявил о “распространении демократии“ в регионе‚ с другой‚ подчеркнул‚ что делается это с целью продвижения американских национальных интересов‚ чему отвечает концепция “передового базирования“ американских вооруженных сил. Из этого можно сделать вывод‚ что именно национальные интересы США диктуют необходимость развертывания военного присутствии в Закавказье‚ а демократическая фразеология используется просто для прикрытия этой экспансионистской программы. Ведь США сами определяют‚ кто “демократ“‚ а кто – нет. Если даешь разрешение на базы – значит демократ‚ если нет – значит диктатор. А что действительно происходит в стране их мало волнует. У них в свое время в демократах побывали и Пиночет‚ и Самоса и дюжина других людоедских режимов. Сейчас главным демократом стал Саакашвили‚ пришедший к власти при помощи государственного переворота и установивший в Грузии классический диктаторский режим. Просто – потому что Саакашвили ратует за скорейшее вступление своей страны в НАТО и выступает за быстрейший вывод из Грузии российских военных баз. Вот и Джонс‚ явно имея ввиду Грузию заявил: “"Несмотря на то, что Кавказ разрывается от этнических конфликтов и поражен коррупцией и преступностью, в минувшем году в ряде частей этого региона достигнуто замечательное продвижение к демократии и устойчивости власти".

Каковы же национальные интересы США в регионе? По словам Джонса – это нефть. "На каспийскую нефть, идущую через Кавказ, в ближайшие пять лет может приходиться до 25% общемирового прироста производства нефти", - сообщил генерал, добавив, что по оценке американских военных, "кавказские углеводороды обеспечат диверсификацию источников энергии для Европы". Но можно ли всерьез верить этому заявлению. Ведь высокий процент прироста производства нефти‚ при условии‚ когда в остальном мире добыча не растет‚ может быть достигнут за счет относительно малого роста нефтедобычи. Получается просто манипуляция фактами. Ведь всем известно‚ что максимальная мощность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан всего 50 млн тонн в год. Это – капля в море от мирового потребления. Да и хватит то ее всего на 9 лет. Ни к какой диверсификации нефтепоставок это‚ конечно‚ не приведет.

Зачем‚ же генерал лукавит? Думается затем‚ чтобы скрыть истинные военно-политические интересы США в Закавказье. Как неоднократно указывал наш институт‚ США преследуют в регионе следующие цели: создание плацдарма для военной агрессии против Ирана‚ военное окружение России и в боле отдаленной перспективе – создание военной угрозы Китаю с Запада. Все три государства числятся в планах Пентагона как реальные или потенциальные противники.

Таким образом‚ заявление Джонса окончательно прояснило истинные цели США на Кавказе. То‚ о чем Институт стран СНГ предупреждал с ноября 2003 года‚ когда в Грузии произошел государственный переворот‚ начинает наконец осознаваться представителями российских верхов. Об этом свидетельствует‚ например‚ высказывание председателя Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева‚ известного своими прозападными взглядами и сторонника интеграции в различные европейские структуры. Даже он вынужден был отметить‚ что " генерал фактически впервые признал то, что США распространяют и обеспечивают демократию с помощью расширения своего военного присутствия в различных регионах земного шара". По его словам, "генерал проговорился и подтвердил тем самым истинные намерения американцев в этом регионе, которые до этого тщательно скрывались".

Отрадно видеть‚ что г-н Косачев начинает мыслить самостоятельно‚ а не под влиянием пропагандистских штампов начала 90-х годов. К сожалению он не предложил ничего‚ что Россия могла бы сделать для отстаивания своих интересов в Закавказье. В конце концов‚ Кавказ – это зона жизненно важных интересов России и‚ в отличие от США‚ находится у нас под боком. В праве ли мы позволять американцам творить‚ что они хотят в этом ключевом для нас регионе? Тем более что политические‚ дипломатические и силовые рычаги воздействия на этот регион у нас имеются‚ и не малые.

Поэтому не понятно‚ почему не предпринимаются меры противодействия американской экспансии в Закавказье. Хотелось бы‚ в частности‚ услышать комментарий российского МИД о выступлении Джонса. Можно было бы заявить‚ что военное присутствие США и НАТО в Закавказье несет прямую угрозу интересам безопасности России. Что такое присутствие будет оказывать дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе и приведет к возникновению новых разделительных линий. Что оно затруднит и надолго отодвинет урегулирование межэтнических конфликтов в регионе: в Абхазии‚ Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Что‚ наконец‚ оно может привести к всплеску террористической активности в Закавказье‚ так как туда устремятся международные террористы для нанесения ударов по американским военным интересам.

Порасторопней надо действовать российским дипломатам и в региональных организациях – ОДКБ‚ ШОС‚ “Кавказской четверке“. Необходимо созвать специальное заседание этих организаций и принять заявления‚ выражающие озабоченность намерениями США. Там же где заявления принять не удастся‚ то просто публично зафиксировать свою позицию. Необходимо сделать соответствующий демарш и в рамках Совета Россия-НАТО. В конце концов‚ для чего существует э организация‚ только‚ чтобы обмениваться любезностями и произносить мантры о мифическом “антитеррористическом союзе“?

Почему бы не начать более активное взаимодействие с Ираном‚ который также не желает американского военного присутствия в регионе? Для начала можно было бы принять совместную декларацию о недопустимости ванного базирования третьих стран в Закавказье. Более того‚ в декларации должно четко указываться‚ что Россия и Иран окажут любую поддержку Закавказским государствам‚ если на них будет оказываться политическое и дипломатическое давление‚ чтобы вынудить их согласиться на иностранное военное присутствие. Следующим шагом должно стать проведение совместных российско-иранских военных учений на Каспии. Причем‚ заявленной целью таких учений может быть оказание содействия соседней дружественной стране в предотвращении государственного переворота. Понятно‚ что речь в данном случае идет об Азербайджане‚ который в последние полтора года испытывает сильное давление Вашингтона‚ требующего развертывания своих военных баз в Азербайджане.

В общем‚ России брошен прямой военно-политический вызов и если власти страны откажутся‚ как часто бывало в прошлом на это реагировать‚ то их поддержка в стране упадет еще ниже и их расчеты на сохранение власти после 2008 года будут становится все более призрачными.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ