Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №120(01.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Очередное демагогическое заявление Госсекретаря США

Михаил Александров

25 марта сего года Госсекретарь США Кондолиза Райс сделала примечательное заявление о политике США в отношении СНГ. Встретившись с журналистами газеты "Вашингтон пост", она заявила, что политика США в СНГ вовсе не направлена на то, чтобы взять Россию в кольцо. Проводя "цветные революции" в бывших советских республиках, США, по ее словам, действуют в интересах России. Как отметила Райс, именно Россия больше всех заинтересована в том, чтобы ее соседями на западных и южных границах были демократические, процветающие республики. "Фундаментальный факт состоит в том, что пространство вокруг России меняется и меняется драматичным образом, - подчеркнула она - Никто не пытается окружить Россию. Это какая-то концепция 19-го века - окружение". В администрации США считают, что на всем постсоветском пространстве идет естественный процесс демократизации. И, безусловно, США оказывают содействие этому положительному процессу. "Мы и другие тоже стараемся продвинуть демократизацию, либерализацию и, в конечном итоге, великое процветание на всем пространстве, которым является бывший Советский Союз", - сообщила Райс.

Прежде всего, надо отметить, что это заявление давно перезрело. В течение прошлого года, начиная с событий в Азербайджане и Грузии, а затем Аджарии и Южной Осетии и даже на Украине, США всячески уклонялись от того, чтобы обнародовать существо своей политики на постсоветском пространстве. Однако после событий в Киргизии отмалчиваться стало уже не возможно, поскольку поток критики США в российских СМИ неуклонно нарастал и сейчас достиг критической точки, когда уже даже вполне либеральные и прозападные СМИ, комментаторы и журналисты стали обвинять США в намерении окружить Россию и создать вокруг нашей страны санитарный кордон. То есть то, о чем Институт стран СНГ предупреждал с декабря 2003 года, наконец было осознано широкими массами людей и политической элитой России. Отмалчивание в этих условиях означало бы, что критики политики США по-сути правы, и Госдеп предпринял неуклюжую попытку переломить общественные настроения как в самой России, так и в других странах СНГ.

Неуклюжей эту попытку стоит назвать потому, что серьезного разговора не получилось. США продолжили характерную для себя политику, которую проводили в отношении СССР, а затем России с конца 80-х годов и которую можно условно передать известным русским выражением «валять Ваньку». То есть под громкие заявления о дружбе и партнерстве Россию постепенно вытеснили из Восточной Европы, а военная инфраструктура блока НАТО оказалась на границах Псковской области. При этом любые серьезные возражения российской дипломатии и общественности по поводу расширения НАТО встречали этакую наивную улыбку и пространные рассуждения о том, что расширяется «зона демократии» и это делается в интересах самой России, которая встала на демократический путь. При такой аргументации разговор о соотношении военных потенциалов, об угрозах для российской безопасности просто игнорировался при помощи этакого простецкого аргумента «ну мы же не собираемся на вас нападать». Можно было бы ответить: «Ну давайте, мы разместим ракеты на Кубе, мы же тоже на вас нападать не собираемся».

Однако, эта политика «прикидывания дурачком» в 90-х годах срабатывала, так как отвечала пораженческой прозападной линии правящего режима во главе с Ельциным. Такая политика позволяла говорить о том, что все идет как запланировано, что Запад – наш союзник, что нам не надо его опасаться, что бы он не вытворял вблизи российских границ. Впервые этот миф был подвергнут серьезному испытанию в момент агрессии НАТО против Югославии. То есть военному нападению было подвергнуто вполне демократическое европейское государство, существование которого в прежних границах не вполне устраивало Запад. Возник естественный вопрос, ну а если Россия в нынешних границах по каким-то причинам не будет больше устраивать Запад? Например, там посчитают, что мы продаем нефть и газ слишком дорого, или слишком много берем за ввоз на свою территорию радиоактивных отходов. В общем, можно найти миллион причин.

Но затем в США и в России пришли новые администрации, Югославия стала забываться, потом произошло 11 сентября 2001 года и с подачи прозападной группировки в Кремле был рожден новый миф об «антитеррористическом союзе». Правда, после ряда террористических актов в России, когда Запад фактически взял сторону чеченских террористов, этот миф также стал подвергаться сомнению и окончательно развеялся после агрессии США против Ирака, который к терроризму никакого отношения не имел и более того ему препятствовал. Но этот миф продолжал упрямо навязываться российской общественности кремлевскими прозападными либералами. Однако общественное мнение в России, сталкиваясь с реальными фактами поведения США, постепенно стало выходить из под влияния этого мифа, и похоже окончательно вышло. Это произошло в 2004 г. после серии т.н. «бархатных революций» в СНГ и попыток США создать здесь военные базы.

Удастся ли Вашингтону в очередной раз обмануть Россию? Похоже, что этот номер больше не пройдет. За время демократии русские кое-чему научились и верить Вашингтону на слово не намерены. Оцениваться и анализироваться будут не слова, а дела. А дела свидетельствуют о том, что США не особенно волнует демократия в СНГ, а волнует прозападная ориентация и военное присутствие. Например, свержение относительно демократического режима Шеварднадзе и поддержка авторитарного режима Саакашвили никак не соотносится с защитой демократии. Или поддержка Воронина в Молдавии, который резко поменял ориентацию на западную и сфальсифицировал выборы. Наконец, активные действия американских эмиссаров, в том числе посольства США, против относительно демократического режима Акаева тоже говорят о многом. И вообще, нам надо давно уже было разделить вопросы демократии и безопасности. Это две разные сферы и ссылки на демократию не могут служить оправданием в вопросах безопасности, так как это построено на весьма сомнительном утверждении, что «демократии друг с другом не воюют». Воюют и еще как. Воевали же США и Англия или Англия и Франция.

Поэтому «окружение» России действительно имеет место, что бы не пыталась нам внушить г-жа Райс. Кстати, это – вовсе не концепция 19 века. Это – концепция 20 века. Думается, г-жа Райс не может этого не знать и сознательно пытается ввести в заблуждение американскую общественность. Политика «окружения» проводилась Англией и Францией после Версальского мира в отношении побежденной Германии и состояла в том, чтобы создать сеть союзов в Европе, направленных против Германии. Например, союзы с Чехословакией и Польшей, которые фактически брали Германию в клещи. Целью политики окружения было не дать Германии усилиться и постоянно держать ее в зависимом, полувассальном состоянии. По мнению большинства историков, именно эта политика привела к росту германского реваншизма и в конечном итоге ко второй мировой войне. Думается, что г-жа Райс сознательно спутала исторические даты, чтобы скрыть нежелательные ассоциации с провальной политикой Антанты, которой по-сути и придерживается нынешний американский Госдеп.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ