Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №123(15.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Демография. Гражданство. Миграция.

 




Наши соотечественники так и останутся негражданами?

Участники круглого стола Госдумы ( Смотрите «Бюллетень №9(122) от 01.05.2005г.).  признают, что законы, регулирующие отношения государства с соотечественниками, крайне не совершенны, но ничего поделать с этим нельзя, считает  журналист Елена Шестернина..

25.04.2005,. RBC daily: Политика

Елена Шестернина

Законы РФ «О гражданстве Российской Федерации» и «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» крайне несовершенны – к такому выводу еще раз пришли участники круглого стола, прошедшего в минувший четверг в Госдуме. Несмотря на упрощенную процедуру получения российского гражданства, эта проблема по-прежнему стоит очень остро: больше миллиона людей остаются чужестранцами. Нужна политическая воля для изменения вектора миграционной политики – единодушно сошлись все участники круглого стола.

По различным данным, российская диаспора насчитывает 45 млн человек. Из них в странах бывшего СССР проживает примерно 25 млн. Выступая в четверг в Госдуме на круглом столе «Законы Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: реальности правоприменительной практики и пути совершенствования» заместитель директора консульского департамента МИД РФ Федор Хорохордин отметил, что гражданство России в 2004 г. получило более 25 тыс. человек. «В основном это люди, приехавшие из Молдавии, Латвии и Эстонии», – уточнил он. Между тем, по некоторым подсчетам, общее число жителей России, которые не могут справиться с оформлением своего гражданства, в настоящее время достигает 1,5 млн человек.

По словам г-на Хорохордина, поток лиц из стран СНГ, желающих получить гражданство России, не уменьшается. Также поступает много обращений с просьбой дать гражданство несовершеннолетним детям, в основном из ФРГ, США, Израиля. В то же время в большинстве случаев для получения гражданства необходима прописка, а без определенного места жительства ее невозможно получить. А многие люди, уже давно живущие в стране, не могут обменять советские паспорта на российские, поскольку у них регистрация на территории бывшей советской республики. Несмотря на то что в закон «О гражданстве РФ» были внесены поправки, расширяющие круг лиц, для которых предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданства, от претендентов требуется наличие вида на жительство. А его получение, как отметили присутствующие, фактически сводит на нет весь льготный режим.

То же самое касается и закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». «У нас есть закон в отношении соотечественников, но в нем ряд положений, которые нуждаются в совершенствовании. Это касается понятия «соотечественник», которое оказалось слишком широким и размытым», – сказал глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. По словам парламентария, понятие «соотечественник» не учитывает закона о гражданстве, а также ряд других законодательных актов. «Определение соотечественников в том виде, в котором оно существует, не только не помогает, но и затрудняет ее, – отметил заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Сергей Николаев. – По этому документу в разряд соотечественников попадает все население Прибалтики, Закавказья. В связи с этим мы находимся в ловушке, поскольку трудно определить, кто же является соотечественником. Пока мы не вычистим статьи, не внесем ясность, это будет так». Не проводится и мониторинг в области отношений с нашими соотечественниками, проживающими в других странах.

«Мы каждый год собираемся на обсуждение этих законов и проблем, которые они затрагивают, и каждый раз приходим к выводу, что ничего не меняется», – признал в беседе с RBC daily председатель совета Ассоциации помощи беженцев в Санкт-Петербурге Георгий Рафаилов. По его словам, оба существующих закона – «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве» – повернуты к нашим соотечественникам разными полюсами. Если один из них призван всячески защищать «своих», то другой «ставит три забора между соотечественниками и Россией». «То есть один направлен на экспорт, другой – для внутреннего пользования», – сказал Рафаилов.

Поэтому миллионы граждан, для которых русский язык считается родным, за пределами России стали именоваться национальным и языковым меньшинством и оказались на положении «людей второго сорта». А пока законодатели решают «проблемные точки» в законах, наши соотечественники испытывают трудности, связанные с бесправным положением в чужой стране уже сейчас. Как известно, в странах Балтии многие русские специалисты остались без работы, ветераны войны лишились пенсий. Только в одной Латвии огромное количество неграждан – 500 тыс. человек, что составляет более 40% населения страны. Жесткая политика в отношении наших соотечественников проводится на Украине: около 2 млн человек бывших жителей России записали в украинцы. Страна ввела запрет на двойное гражданство, опасаясь, что многие жители Востока и Юга страны примут гражданство России. После прихода к власти менее лояльного к России Виктора Ющенко судьба русскоязычного населения Украины трудно прогнозируема. «Большинство выступавших пришли к единому мнению, что для решения всех этих наболевших проблем нужно волевое решение на уровне высшего руководства страны, – добавил Георгий Рафаилов. – Но дальше этого признания дело снова не сдвинулось».




Проблемы в России – это чьи проблемы?

В. Михайлов

Проблем в России, появляются всегда вдруг, внезапно и чаще всего  из-за непродуманности принимаемых решений правителей, из-за отсутствия у них меры ответственности и сострадания  к судьбам своих соотечественников.  Захотели – развалили государство! Захотели приравнять свое законодательство по гражданству к «европейским стандартам»  - и в январе 2002 года  Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ   принимается  решение: приостановить рассмотрение всех материалов на приобретение гражданства Российской Федерации, поданных в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за пределами России, до переселения заявителей в Российскую Федерацию и получения вида на жительство. После чего по просьбам заявителей рассмотрение их материалов может быть возобновлено. А законодательство не предоставляет Комиссии полномочий по приостановлению рассмотрения материалов на приобретение гражданства и вообще не предусматривает приостановления их рассмотрения! И всякий раз на вопрос соотечественников – ПОЧЕМУ? Следует ответ – ТАК НАДО! А кому это надо!?

Взять хотя бы последний очередной ляп. Может так получиться, что 150-километровый участок российских железных дорог на территории Казахстана станет непроходимой преградой для граждан России и соотечественников, не имеющих загранпаспортов. Злополучный участок связывает Омск и Курган и в силу географических факторов является достаточно оживленным. По данным ОАО "Российские железные дороги", в прошлом году на направлениях Курган-Омск, Челябинск-Орск и Саратов-Астрахань суверенный Казахстан пересекли 7,1 миллионов российских пассажиров. Теперь это удовольствие станет недоступным для тех, у кого нет заграничных паспортов и, исходя из простой логики вещей - транзитных виз, сообщает «Время новостей».

Под угрозу срыва поставлены поездки сибиряков к Черному морю, летний отдых детей, активно рекламируемая Министерством здравоохранения и социального развития программа по отправке на отдых в южные санатории  ветеранов Великой Отечественной войны и даже весенний призыв российских юношей в армию. 24 марта нынешнего года главы государств Евразийского экономического сообщества окончательно упразднили существовавший упрощенный порядок пересечения бывших административных границ СССР. Подписанные российским премьер-министром Михаилом Фрадковым особые условия для проезда российских транзитных пассажиров по территориям сопредельных стран в текст межгосударственного соглашения включены не были. В итоге вслед за Калининградской областью фактически отрезанными от «большой земли» становятся  Сибирь и Дальний Восток страны.

Впрочем, если верить источнику в департаменте консульской службы МИД РФ, в настоящее время планируется проведение межведомственных консультаций России и Казахстана "чтобы снять этот вопрос". Насколько оправданным является этот оптимизм станет ясно 24 мая, когда вступит в действие новая редакция договора о межгосударственных отношениях, подписанного в марте. 

А что делать нашим соотечественникам  живущим в странах Средней Азии и Казахстана? А как быть  соотечественникам иммигрировавшим в Россию   и не получившим российского гражданства не по своей вине?! Возможно отчасти мы получим ответ в   публикуемом ниже выступлении юриста правозащитной организации «Мемориал» Е.А.Боброва по этой проблеме, на Конференции «Проблемы вынужденной миграции в России», Москва, 19-20 апреля 2005 года ( Смотрите «Бюллетень №9(122) от 01.05.2005г.).




Проблемы в сфере приобретения гражданства Российской Федерации

Евгений Бобров

Жесткость и непродуманность законодательства о гражданстве Российской Федерации до предела усложняют легализацию бывших граждан СССР. Проблемы усугубляются нарушениями закона как в процедуре обращения за приобретением гражданства Российской Федерации и в рассмотрении материалов, так и в оформлении уже имеющегося гражданства (т.е. в выдаче российских паспортов).

Проблемы законодательства

Уроженцы России, на период распада СССР проживавшие в государствах СНГ и Балтии, вынужденные при обмене советских паспортов получить национальные паспорта государств проживания (а не документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации, поскольку таковые в подавляющем большинстве случаев не выдавались), при возвращении в Россию сталкиваются с огромными сложностями в признании их российского гражданства, приобретенного по рождению.

В выдаче паспорта гражданина Российской Федерации таким лицам отказывается по причине приобретения гражданства другого государства, что при отсутствии с этим государством договора о двойном гражданстве исключает сохранение у заявителя гражданства Российской Федерации.

При этом не учитывается, что подавляющее большинство уроженцев России (практически 100 %):

при обмене советских паспортов письменно не отказывались от  гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г.;

решения о регистрации прекращения российского гражданства, полномочным органом Российской Федерации, не принималось (таких решений не существует!);

не писали ходатайств о приобретении гражданства другого государства.

Кроме того, ни один орган власти со ссылкой на норму Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г. не может назвать:

дату прекращения российского гражданства;

статью закона, по которой прекращено гражданство;

а также представить решение полномочного органа власти о регистрации прекращения российского гражданства по кому-либо из заявителей.

Российскими органами власти, ведающими вопросами гражданства, также не учитывается, что на момент вступления в силу законов о гражданстве государств СНГ и Балтии уроженцы России не были лицами без гражданства (т.к. были гражданами Российской Федерации по рождению) и не могли приобрести гражданство других государств лишь по факту проживания в этих государствах, без выхода из российского гражданства.

Отказами в выдаче российских паспортов уроженцам России, письменно не отказавшимся от российского гражданства нарушается ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой гражданин России ни при каких обстоятельствах не может быть своего российского гражданства.

Существует два способа решения проблемы:

выдать гражданам указанной категории паспорта граждан Российской Федерации по их заявлениям при условии их отказа от другого гражданства;

установить в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» упрощенный порядок их восстановления в гражданстве Российской Федерации.

Второй путь предпочтительнее, т.к. исключает нагнетание международной напряженности.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (в ред. от 11.11.2003 г.) иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Поскольку в силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, не вызывает сомнения, что правом принятия в гражданство Российской Федерации на основании ч. 4 ст. 14 данного Закона должны обладать также и лица, постоянное проживание которых на территории России на 01.07.2002 г. Подтверждено решением суда.

Органы внутренних дел оказываются принимать материалы на выдачу вида на жительство и заявления о приобретении гражданства Российской Федерации у иностранных граждан, не имевших на 01.07.2002 г. регистрации по месту жительства в России, но постоянное проживание которых в России на этот день подтверждено решением суда.

При своем фактическом постоянном проживании в Российской Федерации эти лица вынуждены получать разрешение на временное проживание, и лишь после этого обращаться за приобретением гражданства Российской Федерации.

При этом не принимается во внимание обязательность судебных решений к исполнению всеми должностными лицами любых органов власти (ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 г., ст. 13 ГПК РФ).

Все органы государственной власти, ведающие вопросами правового положения иностранных граждан и гражданства, должны считать такие судебные решения доказательством постоянного проживания иностранного гражданина из числа бывших граждан СССР в России.

Как уже отмечалось выше, проблема невозможности законным образом легализоваться возникла из-за несогласованности Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в вопросе документального подтверждения постоянного проживания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР, а также чрезмерной жесткости названного Федерального закона. Вышеназванная норма Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» дважды обжалована в Конституционный суд РФ, но проблема должна быть решена законодателем.

Кроме того, в связи со значительными сложностями в получении иностранными гражданами из числа бывших граждан СССР разрешений на временное проживание, из-за чего многие из них не смогут воспользоваться упрощенным порядком приобретения гражданства Российской Федерации, следует продлить действие ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» еще не менее чем на два года (после 1 января 2006 г.).

В последнее время среди сотрудников органов внутренних дел распространено заблуждение о недействительности паспортов гражданина СССР образца 1974 г. с 1 июля 2004 г.

Мотивируется это ссылкой на абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 08.07.97 г. № 828 (в ред. от 23.01.2003 г. № 35), которым на МВД России была возложена обязанность осуществить до 01.07.2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

Несмотря на то, что этим постановлением срок прекращения действия советских паспортов не устанавливался, в правоприменительной практике сложилось устойчивое мнение, что после 01.07.2004 г. паспорт гражданина СССР официально прекратил свое действие.

Реально же паспорта гражданина СССР действительны. Причем для граждан Российской Федерации (обладателей советского паспорта с документом о приобретении российского гражданства) они бессрочны, а для иностранных граждан (обладателей советского паспорта с документом о приобретении гражданства другого государства) и лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР, зарегистрированных в России по месту жительства на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в России, действуют до 1 января 2006 г. (постановление Правительства РФ от 04.12.2003 г. № 731).

Определениями Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.11.2003 г. (№ КАС 03-521), 16.03.2004 г. (№ КАС 04-80), от 15.06.2004 г. (№ КАС 04-234) и др. установлено, что вышеназванная норма:

не регулирует сроки обмена паспортов гражданина СССР;

не устанавливает срок прекращения их действия

и никаких обязанностей на граждан не возлагает (в т.ч. по обмену паспортов).

Других нормативных актов, регулирующих сроки завершения обмена советских паспортов на российские либо срок прекращения действия паспортов гражданина СССР для граждан Российской Федерации, не существует.

Между тем, МВД России направило в Минтруда России, в Пенсионный фонд России и в другие органы власти официальные разъяснения о прекращении с 01.07.2004 г. действия паспорта гражданина СССР образца 1974 г. для граждан Российской Федерации, чем грубо нарушило права десятков тысяч россиян, как правило по не зависящим от них причинам не успевших обменять советские паспорта (в ряде случаев органы внутренних дел незаконно отказываются признавать их российское гражданство и споры решаются в судах, некоторые граждане отказываются менять паспорта по религиозным убеждениям, связанным с числом «666»).

Таким образом, советские паспорта действительны, что должно признаваться всеми органами власти и управления.

Предлагается поручить МВД России официально разъяснить о действительности паспортов гражданина СССР образца 1974 г.

Проблемы правоприменительной практики

В январе 2002 г. Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ было принято решение приостановить рассмотрение всех материалов на приобретение гражданства Российской Федерации, поданных в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за пределами России, до переселения заявителей в Российскую Федерацию и получения вида на жительство, после чего по просьбам заявителей рассмотрение их материалов может быть возобновлено.

Между тем, законодательство не предоставляет Комиссии полномочий по приостановлению рассмотрения материалов на приобретение гражданства и вообще не предусматривает приостановления их рассмотрения. В 9-месячный срок со дня принятия по ним в любом случае должно было быть принято решение по существу.

Кроме того, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ приостановила рассмотрение ходатайств о приеме в гражданство Российской Федерации по заявителям, личность которых подтверждается паспортами гражданина СССР образца 1974 г., до представления ими национальных паспортов соответствующих государств.

Данное решение Комиссии также не основано на действующем законодательстве.

Эти проблемы должны быть решены немедленным возобновлением рассмотрения Комиссией ранее поданных материалов безо всяких условий.

При обращении за приобретением гражданства Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел в ряде случаев требуют от заявителей представить документ о прекращении ранее имеющегося гражданства другого государства. При отсутствии такого документа в принятии документов отказывают.

Между тем, пп. «г» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрен уведомительный порядок отказа от иного гражданства, вступающий в силу только при приобретении заявителем гражданства Российской Федерации.

Предлагается МВД России разъяснить своим подразделениям недопустимость требования о представлении заявителем документа, подтверждающего прекращение иного гражданства.

В связи с тем, что для оформления срока разрешенного пребывания (проживания) иностранному гражданину требуется представить документы, необходимые для его регистрации, в настоящем докладе затрагивается также и проблема препятствий в оформлении регистрации.

В правозащитные организации часто поступают и жалобы бывших граждан СССР (в том числе и имеющих разрешительные документы на пребывание или проживание), которых должностные лица, ответственные за регистрацию, либо органы регистрационного учета направляют за «согласием на регистрацию» в жилищные подразделения местной администрации (жилищные отделы, Комиссии по вопросам регистрации и др.). При отсутствии «согласия» этих органов в регистрации отказывают.

На рассмотрение этих органов направляются в основном материалы граждан государств-участников СНГ и Балтии, а также лиц, освободившихся из мест заключения, оформляющих регистрацию по месту жительства.

Жилищные подразделения местных органов власти в большинстве случаев в регистрации отказывают по основаниям, признанным неконституционными, либо никак не мотивируют собственное решение.

Между тем, органами регистрационного учета жилищные подразделения не являются, и материалы по регистрации рассматривать не вправе. Тем более, что регистрация носит уведомительный характер, и представление гражданином в орган регистрационного учета трех необходимых документов всегда порождает у паспортной службы обязанность оформить регистрацию, а не направлять заявителя куда-либо.

Вышестоящие органы регистрационного учета надлежащие меры по этой проблеме принимают редко, ссылаясь на то, что решения различных Комиссий по вопросам регистрации при местных администрациях носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения. Однако нам не известно ни одного случая неисполнения паспортной службой решения этих жилищных органов. При этом не учитывается, что законодательство не предоставляет никаким Комиссиям даже совещательных функций.

Кроме того, практически нигде не соблюдается постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. № 4-П о неконституционности отдельных положений Федеральных правил регистрации граждан, связывающих оформление регистрации с состоянием жилого фонда, социальной нормой площади жилья, необходимостью получения согласия на регистрацию посторонних лиц и др.

Требуется издать на уровне МВД России и региональных органов исполнительной власти правовые акты, которыми запретить направление материалов регистрирующихся на согласование в различные жилищные отделы и комиссии при местных администрациях. Кроме того, поручить МВД России и Генпрокуратуре России наладить контроль за неукоснительным соблюдением на местах постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.98 г. № 4-П.




До 80% незаконных мигрантов проникают в Россию через казахстанскую границу

Интервью начальника Управления иммиграционного контроля ФМС России доктора юридических наук полковника милиции Александры Земсковой газете "Щит и Меч".

29.04.2005.,МВД России

Каков порядок пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, почему на территории нашей страны находятся миллионы людей, нигде официально не числящихся, какие меры принимает Федеральная миграционная служба по контролю над иммиграционными потоками? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Татьяны Колгановой отвечает начальник Управления иммиграционного контроля ФМС России доктор юридических наук полковник милиции Александра Земскова.

- Александра Владимировна, вы возглавляете самостоятельное структурное подразделение Федеральной миграционной службы, которое на практике реализует государственную политику в области иммиграционного контроля и борьбы с незаконной миграцией. Каким образом осуществляется такой контроль?

- Механизмов осуществления иммиграционного контроля много, но в интересах государства не обо всех можно и нужно рассказывать в открытой печати. Но один из них знаком всем тем, кто хоть раз пересекал российскую границу. Речь идет о так называемых постах иммиграционного контроля. В настоящее время на основных маршрутах пассажиропотоков развернуто 114 таких постов.

Анализ иммиграционной обстановки на территории Российской Федерации в 2004 году позволяет определить в качестве основных каналов незаконной миграции: для въезда - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, для выезда - граница с государствами Балтии, российско-украинская граница.

Особую озабоченность вызывает российско-казахстанский участок границы, через который, по экспертным оценкам, прибывают до 80 процентов незаконных мигрантов как из ближнего, так и дальнего зарубежья.

При этом мы отмечаем постоянное увеличение объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию нашей страны, расширение географии стран, в которых они родились или постоянно проживают.

- Чем вызван такой интерес к России?

- Во-первых, наша страна имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, включенную в мировую инфраструктуру.

Во-вторых, большую емкость рынка труда низко квалифицированной рабочей силы, в основном в сфере розничной торговли, строительной, добывающей, перерабатывающей, сельскохозяйственной отраслях производства.

В-третьих, у нас относительно благоприятная визовая политика в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и безвизовый порядок въезда на территорию Российской Федерации для граждан из государств СНГ. К тому же сейчас ведется работа по установлению упрощенного порядка пересечения государственной границы с Украиной и Казахстаном. В свою очередь эти страны имеют соглашения о таком же порядке пересечения границ с другими государствами. Например, только Киргизия заключила соглашение о взаимном безвизовом обмене почти с 60 странами.

Безвизовый въезд на территорию России дает нам более одной трети незаконных мигрантов. Примерно столько же из них использовали легальные каналы въезда в Российскую Федерацию по гостевой, туристической, учебной или другим визам. Нелегальный же канал въезда использовала лишь минимальная часть мигрантов.

- Каким образом ваше управление борется с незаконной миграцией?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу заметить, что мы предпочитаем употреблять другое слово – не бороться, а пресекать.

В рамках своей компетенции мы предотвращаем въезд на территорию России людей, не имеющих для этого законных оснований. Получив по миграционной карте информацию об иностранцах, контролируем их пребывание у нас. Выявляем иммигрантов, находящихся на территории Российской Федерации незаконно, привлекаем их за это к ответственности, контролируем правомерность привлечения иностранной рабочей силы предприятиями и организациями, работающими на российском рынке.

- Удается ли отсечь тех людей, которые пытаются проскочить посты иммиграционного контроля, не имея на то законных оснований?

- В прошлом году под выборочный иммиграционный контроль попал каждый пятый иностранный гражданин и лицо без гражданства. Это примерно четыре миллиона человек. 6,5 тысячи из них предъявили недействительные документы. Около 1,3 тысячи не имели соответствующих правовых оснований на въезд в нашу страну.

- А почему нельзя проверить каждого?

- Для этого нам потребуется улучшить материально-техническую оснащенность наших служб и повысить профессионализм сотрудников органов, регулирующих миграционные процессы. Так что резервы, безусловно, есть.

К слову, в ближайшее время на территории России будет введена новая миграционная карта. Помимо документа, удостоверяющего личность, ее должен иметь каждый иностранец, прибывающий в нашу страну, независимо от цели приезда. Если миграционной карты нет, значит, этот человек находится в России незаконно.

Собственно, миграционная карта применяется у нас уже несколько лет. Но она была введена ведомственными актами. Новая карта разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и постановления Правительства Российской Федерации "О миграционной карте". Форма бланка утверждена совместным приказом МВД России и ФСБ России.

Миграционная карта предусмотрена для одного посещения России и действительна в течение всего срока пребывания иностранного гражданина. По сложившейся практике иностранец получает ее либо при пересечении границы, либо в транспортном средстве и, заблаговременно заполнив, получает отметку о въезде. При выезде карта сдается пограничниками и в ней так же делается соответствующая отметка.

Новый образец лишь незначительно отличается от старого, и, как считают в ФМС России, этот переход не создаст для иностранцев каких бы то ни было дополнительных хлопот. Панируется, что новая карта будет введена в третьем квартале 2005 года.

Тем, кто уже находится на территории России, беспокоиться не о чем. Старая миграционная карта будет действовать до конца срока их пребывания на территории Российской Федерации.

- Не все гости из-за границы приезжают к нам с добрыми намерениями, поэтому не хотят легализовываться.

- Готовы проекты законов и нормативных правовых актов, которые позволят осуществлять иммиграционный контроль непосредственно на территории Российской Федерации. В прошлом году в пяти субъектах Российской Федерации Республике Алтай, Республике Татарстан, Краснодарском крае, Москве и Московской области в порядке эксперимента функционировали иммиграционные инспекции. Предварительные итоги показали эффективность работы этих подразделений.

В настоящее время мы разрабатываем нормативные документы, которые четко регламентируют деятельность инспекций такого рода, их взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Любителей половить рыбку в мутной воде мы выявляем с помощью различного рода оперативно-профилактических мероприятий. К иностранным гражданам, нарушающим порядок пребывания в нашей стране, ужесточены меры административной и уголовной ответственности.

То же касается и организаторов незаконной миграции. 28 декабря2004 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 187 ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Отныне за организацию и содействие в незаконной миграции установлена уголовная ответственность.

Наказание, адекватное своей вине, должны нести и нечистоплотные работодатели. А людей, оказавшихся из-за их алчности нелегальными иммигрантами, мы будем защищать теми способами, которые предоставляет нам законодательство Российской Федерации.

- Многие сотрудники органов внутренних дел при этом сетуют, что процедура депортации в РФ в достаточной мере не отработана.

- Они правы. Вот почему по инициативе ФМС России под эгидой Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который совершенствует механизм административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 3.10 КоАП РФ выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства может осуществляться в двух формах в принудительном и контролируемом перемещении их за пределы Российской Федерации.

В новом законопроекте предлагается установить, что если административное выдворение будет осуществляться за счет средств самоговыдворяемого либо за счет приглашающей стороны (дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого он является), суд принимает решение о контролируемом самостоятельном выезде данного лица за пределы России. Одновременно предлагается, что в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, данную категорию лиц содержать не будут.

- Последней фразой вы, Александра Владимировна, предопределили мой следующий вопрос. На практике сотрудники милиции вынуждены содержать выдворяемых вместе с хулиганами, дебоширами и пьяницами?

- К великому сожалению, это так. Но это скорее не вина, а беда наша. Создавать специальные учреждения по закону должны субъекты Российской Федерации.

Еще одна кричащая проблема депортация граждан из "третьих стран". Работа с ними, как правило, длится тоже не один день. И все это время людей надо в достойных условиях содержать, кормить и обслуживать.

Но определенные подвижки есть. По поручению Президента Российской Федерации МВД России и ФМС России работают над созданием инфраструктуры для приема и содержания такого рода лиц. Наше управление подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об условиях содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению либо депортации, нормах питания и порядке обслуживания таких лиц". Проект согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и в установленном порядке уже направлен в Правительство Российской Федерации.

Завершается работа над проектом соглашения о реадмиссии с Украиной. В настоящий момент проводятся переговоры с Европейским Союзом, Казахстаном и Киргизией. Армения выразила готовность начать переговоры после дополнительного изучения вопроса. Проект базового соглашения о реадмиссии передан также узбекской, молдавской, туркменской и грузинской сторонам.

В ноябре 2004 года предложения о заключении реадмиссионных соглашений МИД России передал во все миграционно опасные государства. Уже проведен первый раунд консультаций с Турцией. А в апреле будет проведен первый раунд переговоров с КНДР.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ