Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №123(15.05.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Экономические санкции и безопасность молдо-украинской границы

13.04.2005. Молдова Ази

Юлия Кирницки

В то время как Кишиневская дипломатия усиливает дипломатические действия по отношению к Евросоюзу ввиду установления контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы, руководство украинских таможенных служб вновь щедро открыло границу для экспорта и транзита товаров из Приднестровья. Источники из молдавского правительства говорят, что данный поворот произошел сразу же после состоявшейся 19 марта в Киеве встречи президента Украины Виктора Ющенко со своим российским визави Владимиром Путиным.

С другой стороны, Кишинев, осознавая, что экономические санкции, предпринятые прошлым летом против Тирасполя, являются единственным действенным инструментом давления на сепаратистский режим, избегает официальной реакции. На фоне явной смены позиции киевской администрации по отношению к смирновскому режиму, политика Украины на приднестровском сегменте своей границы остается весьма и весьма неопределенной.

Похоже, нижние этажи киевского руководства действуют за спиной украинского президента, пользуясь существующими слабыми звеньями, которые Виктор Ющенко, находящийся на президентском посту всего два с половиной месяца, не успел пока взять под контроль. Ответственные представители Кишинева утверждают, что вся администрация Одесской области вовлечена в контрабандные аферы с тираспольским режимом, обеспечивая себе такими "дружественными отношениями" со Смирновым нешуточные доходы.

Поддержка Украины в приднестровском вопросе (но не декларативная, как при администрации Кучмы) является решающей для преодоления этого конфликта, хотя бы для того, чтобы переговорный процесс сдвинулся с нынешней мертвой точки. Президент Ющенко приступил к чисткам в руководстве государственной таможенной службы, представив в предпоследний день марта нового начальника таможни. Киевский лидер подверг самой жесткой критике деятельность таможенных служб, сославшись, согласно коммюнике пресс-службы украинского президента, на существующие нарушения и контрабанду на приднестровском участке границы, а также на высокий уровень коррупции и непрофессионализма в украинских таможенных службах. "Создавшееся положение становится государственной проблемой и проблемой безопасности в регионе", заявил Ющенко, обязав руководство таможенной службы представить отчет о состоянии дел на приднестровском участке молдо-украинской границы. Но достаточны ли эти кадровые перестановки для того, чтобы разбить заколдованный треугольник Одесса-Ильичевск-Тирасполь, и сколько голов еще должно полететь, чтобы приднестровский сегмент молдо-украинской границы можно было контролировать?

Экономическая изоляция приднестровского региона, особенно блокирование деятельности нелегальных структур Приднестровья, могли бы заставить Смирнова пойти на уступки и умерить свои претензии, подпитываемые сильно растущей поддержкой Кремля. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров 30 марта принял в Москве Смирнова и его министра госбезопасности Виктора Антюфеева, которого Генеральная прокуратура Республики Молдова объявила в розыск. Похоже, во время встречи обсуждались новые схемы давления на Кишинев, а возможно и на Киев, чтобы заставить его пойти на попятную в вопросе контроля границ.

Пока в Кишиневе выбирали президента, в Москве глава тираспольского внешнеполитического департамента Валерий Лицкай вел со своими коллегами из Абхазии и Южной Осетии переговоры о подготовке совещания "на высшем уровне" лидеров трех непризнанных республик. Лицкай объявил на пресс-конференции в Москве, что данное совещание состоится во второй половине апреля, и дата выбрана вовсе не случайно. Похоже, это преднамеренная синхронизация с саммитом глав государств ГУУАМ, намеченным на 22 апреля в Кишиневе. Новое рождение ГУУАМ - организации, созданной в 1999 году под опекой США - стоит как кость в горле у Кремля, которого раздражает ослабление своего влияния в регионе. Кроме того, саммит ГУУАМ может стать очень важным с точки зрения укрепления безопасности молдавских границ, а также новым этапом в урегулировании приднестровского кризиса - на нем ожидается представление нового плана решения приднестровской проблемы, обещанного украинским президентом и его грузинским коллегой.

Все это время тираспольская администрация прибегает к всевозможным ухищрениям, чтобы спровоцировать гнев Кишинева. Недавний арест двух молдавских полицейских в Тигине (Бендеры)  вписывается в эту схему, наряду с недавними варварскими действиями приднестровской милиции в селе Васильевка, и подобные провокации, похоже, будут продолжаться, особенно в ситуации, когда главный общественный российский телеканал, "Первый канал", намекает в репортаже, посвященном выборам президента Молдовы, что в Приднестровье ситуация может накалиться вплоть до повторения вооруженного конфликта 1992 г. Кремль давно перестал стесняться открыто поддерживать тираспольский режим, однако его пропагандистские маневры останутся пустым звоном без поддержки со стороны Украины. Киев является теперь решающим игроком в преодолении приднестровского кризиса, и со стороны Кишинева требуется больше политической зрелости, чтобы воспользоваться новой политической трансфигурацией региона. Молдове пора перейти от деклараций к реальным действиям, от обвинений к представлению доказательств, потому что когда глава правительства утверждает, что часть вооружения использованного террористами в бесланской школе было произведено в Приднестровье, но не предъявляет никаких доказательств, это выглядит, по меньшей мере, несерьезно.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ