Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №131(01.10.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



"Ансол" против "РУСАЛа": битва за металл

21.09.2005, Asia-Plus

19 сентября в Лондоне начался суд по иску таджикского предпринимателя, руководителя компании "Ансол" Аваза Назарова против Таджикского алюминиевого завода и компании "Русский алюминий".

По сообщению газеты "Ведомости", А. Назаров утверждает, что у него существовали договоренности с "Русалом" о совместном ведении бизнеса на ТадАЗе, которые компания Дерипаски нарушила. Предприниматель заявил "Ведомостям", что, по его мнению, "Русал" сговорился с властями Таджикистана и вытеснил "Ансол" из бизнеса, захватив контроль над заводом. Истцы требуют компенсации за расторжение контрактов с ТадАЗом. Сумма исковых требований по некоторым данным может быть оценена в $700-800 млн.

Комментируя эту информацию, представители РУСАЛа оценили ее, как недобросовестную попытку "Ансола" защититься. "Встречный иск компании "Ансол" против Таджикского алюминиевого завода, где в качестве ответчиков в том числе фигурирует и "Русский алюминий", мы рассматриваем как недобросовестную попытку "Ансола" защититься от иска ТадАЗа".

Так прокомментировала сегодня "АП" появившуюся информацию в российской газете "Ведомости" руководитель пресс-службы "Русала" Вера Курочкина. "Русал всегда проявлял интерес к алюминиевой и энергетической отраслям Таджикистана", - продолжила она, указав, что в качестве партнера для развития сотрудничества с республикой "Русал" был вынужден в 2003 году выбрать компанию Ансол, которая на тот момент обладала эксклюзивным правом на поставку сырья и реализацию готовой продукции ТадАЗа.

"Компании заключили соглашение о совместной деятельности, в соответствии с которым "Русал" начал поставки глинозема на таджикский завод, - отметила В. Курочкина. - В начале этого года соглашение было расторгнуто со стороны нашей компании в связи с невыполнением "Ансолом" предусмотренных в нем договоренностей, а в марте по этой же причине мы подали иск против них". По ее словам, чуть раньше, в феврале 2005 года, Таджикский алюминиевый завод подал иск о взыскании с "Ансола" денежных средств, полученных недобросовестным образом за период деятельности "Ансола" в качестве своего эксклюзивного трейдера.

Между тем, по информации газеты "Ведомости", жертвой конфликта между "Ансол" и "Русалом" стала Hydro Aluminium - "дочка" крупного производителя алюминия и нефти норвежской Norsk Hydro ASA. Она финансировала операции компании "Ансол": на эти деньги тот закупал сырье, а получив готовый металл, отдавал его Hydro, оставляя себе комиссию. Параллельно у Hydro было подписано бартерное соглашение с ТадАЗом, по которому завод напрямую получал финансирование от норвежцев, отгружая им металл. Как утверждает "Ансол", это бартерное соглашение было своего рода страховкой - оно вступало в силу, если основное соглашение переставало работать. Представитель Hydro Томас Кнутзен рассказал "Ведомостям", что в феврале она подала в лондонский международный арбитраж иск против ТадАЗа, в котором требовала вернуть ей по бартерному соглашению $130 млн. или 80 тыс. тонн алюминия. Из-за конфликта на ТадАЗе Hydro профинансировала производство этого металла, но не получила его.

Напомним: в июле Экономический суд в Душанбе удовлетворил иск ТадАЗа против компании "Ансол" и обязал ее выплатить ТадАЗу 145 млн. долларов в порядке возмещения убытков.




Если завтра война

26.09.2005. Globalrus.ru

Дмитрий Верхотуров

Оранжевая революция в Таджикистане означает кровь

В Таджикистане проходит судебный процесс, начавшийся 2 августа 2005 года, над главой Демократической партией Таджикистана Махмадрузи Искандаровым. Бывший командир Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), бывший министр МЧС, экс-глава компаний “Таджиккоммунсервис” и "Таджикгаз” обвиняется в терроризме, незаконном хранении оружия, незаконном содержании телохранителей, хищении госсредств на сумму в 40 млн. долларов, злоупотреблением должностным положением и подделкой документов.

Этот судебный процесс начался следом за началом процесса над ругим бывшим командиром ОТО Ерибеком Ибрагимовым, который обвинялся в вооруженном нападении на ОВД и прокуратуру Таджикабадского района. На этом процессе фигурировали данные о том, что приказ о нападении Ибрагимову дал Искандаров.

Процесс над лидером Демократической партии начинался странным образом. В декабре 2004 года Искандаров был арестован в Москве по запросу Генеральной прокуратуры РТ, но 3 марта 2005 года выпущен на свободу за отсутствием состава преступления и не недоказанностью оснований для выдачи в Таджикистан. Но 15 апреля Искандаров исчез из подмосковного города Королев, а 22 апреля представители Прокуратуры Таджикистана заявили о том, что он арестован таджикскими правоохранительными органами.

30 августа 2005 года Искандаров был допрошен в Верховном суде Таджикистана в качестве свидетеля по делу Ибрагимова. Он отрицал саму возможность отдачи приказа о нападении, объяснив это тем, что он – демократ, тогда как Ибрагимов является исламистом. Подследственные по этому делу заявили о том, что показания из них были выбиты пытками.

В этом начавшемся деле бывших командиров ОТО действительно видна политическая подоплека. Но, похоже, таджикская прокуратура опирается и на вполне реальные проступки Искандарова на посту руководителя “Таджикгаза", который действительно работал очень плохо и имел большую задолженность за поставки голубого топлива. В силу этих обстоятельств таджикские аналитики считают, что обвинительный приговор Искандарову – дело уже решенное. Хотя нельзя не отметить, что на исход суда могут повлиять обращение в Страсбургский суд, и дело, заведенное прокуратурой г. Королев, по поводу похищения Искандарова с территории России.

Впрочем, на внутриполитическую ситуацию в республике решение Страсбургского суда, буде до него дойдет, не слишком повлияет. Хотя бы потому, что важен не исход, а процесс. К тому же дело Искандарова - не единственное, заведенное против глав политических партий в Таджикистане. Уже завершился процесс над заместителем председателя партии "Тараккиет” (Развитие) Рустамом Файзиевым, получившим 5 лет и 10 месяцев лишения свобода за "оскорбление главы государства”. А дело против главы этой же партии Султона Кувветова, бывшего главы Налоговой службы РТ и соратника Рахмонова, было отложено из-за тяжелой болезни Кувветова. Преследованиям подверглись члены Социал-Демократической партии Таджикистана и Партии Исламского Возрождения Таджикистана.

Становится очевидно, что Рахмонов, наслышанный об оранжевых революциях в бывших советских республиках, пытается таким образом укрепить свою власть. Его нынешнее положение основано на договоре с лидерами ОТО в 1997 году, и пока подписавшие его оппозиционеры обладают политическим влиянием, всегда остается опасность пересмотра этого документа. На Рахмонова, бесспорно, оказали влияние события в Киргизии, и он, судя по похищению Искандарова, всерьез опасался дестабилизации положения в Таджикистане, и видимо, поспешил изолировать влиятельного политика. Ожидается, что из-за процесса Демократическая партия не сможет принять участие в парламентских выборах. По всей видимости, именно этой цели и добивается Рахмонов: не пустить оппозиционные партии в парламент и лишить их, по возможности, политического влияния.

Однако трудно сказать, насколько такая политика окажется эффективной. Президенту Рахмонову стоит рассмотреть и иные пути борьбы с потенциальными революционерами. Вполне возможно, что именно частые судебные преследования станут для таджикской оппозиции сигналом к более активному противостоянию Рахмонову, а значит – и к новой оранжевой революции.

Таджикский пример оранжевой революции может оказаться одним из самых поучительных на просторах бывшего СССР. Учитывая таджикский внутриполитический опыт, с большой долей вероятности можно предполагать, что торжество демократии по-таджикски обернется братоубийственной войной, как это уже было в первые постсоветские годы, а период относительного спокойствия и гражданского согласия придется именовать лишь временным перемирием.




Таджикистан может встать на ноги

26.09.2005. НГ-Дипкурьер

Виктория Панфилова

Президент Эмомали Рахмонов придумал, как списать долги

Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов с трибуны ООН в ходе сентябрьского юбилейного саммита заявил, что мировое сообщество должно увеличить объемы предоставляемой его стране помощи. Он подчеркнул, что Таджикистан относится к числу тех государств, «социально-экономическое развитие которых на данном этапе зависит и от внешнего содействия». Необходимо как минимум 12 млрд. долл. для реализации программы сокращения бедности к 2015 году, осуществляемой в соответствии с принятой ООН Декларацией Тысячелетия. Эти средства нужны на развитие образования, здравоохранения, решение социальных вопросов и проблем продовольственной безопасности страны.

Между тем «пресс внешней задолженности является одним из наиболее серьезных препятствий на пути к прогрессу», – заявил Рахмонов. Напомним, что внешний долг Таджикистана составляет 840 млн. долл. В прошлом году Таджикистану удалось достичь договоренности с Россией об урегулировании задолженности таджикской стороны по госкредитам почти на 300 млн. долл.

Однако проблема внешнего долга остается. В этой связи таджикский президент предложил инновационный механизм решения долговой проблемы. По его мнению, наиболее эффективны в этом плане зачеты по формуле «долги за устойчивое развитие». Он заверил страны-кредиторы, включая членов «восьмерки», в том, что «высвобожденные таким образом средства пойдут на борьбу с бедностью и решение комплекса проблем, связанных с достижением провозглашенных ООН целей развития тысячелетия».

По мнению директора Института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, «слаборазвитые страны не в состоянии справиться с обслуживанием национального долга, который накопился за прошлые годы. В мировой практике существует опыт списания долгов слаборазвитым странам. В подавляющем большинстве случаев это мало что меняет, поскольку такие «подачки» могут иметь только временное значение».

Между тем президент Рахмонов в своем ежегодном обращении к парламенту обнародовал план борьбы с бедностью населения. Документ этот предусматривает приватизацию земли, доступность образования для бедных и улучшение качества медицинских услуг в сельской местности. В нем также говорится о необходимости борьбы с коррупцией и издержками бюрократии.

«Я вам обещаю, что если мы все будем работать не покладая рук в этом направлении, то уже через 3–4 года уровень жизни народа существенно изменится», – сказал президент. По мнению западных экономистов, шансы у страны на это действительно есть. По оценке Международного валютного фонда, «Таджикистан в последние время медленно, но уверенно движется по направлению к рыночной экономике». Несмотря на то что переходный период затянулся, преимущественно из-за коррупции и злоупотреблений чиновников, реформы все же приносят свои плоды.

По данным МВФ, в Таджикистане в последние годы происходит постепенное ускорение темпов экономического подъема. Так, ВВП с 2000 по 2004 год вырос на 10%, за первое полугодие нынешнего года достиг 10,6%, в то время как уровень инфляция снизился до 5,6% в 2004 году с 40% в 2001 году.

Впрочем, одно из главных условий, которые ставит перед получателем финансовой помощи МВФ, – активизация борьбы с коррупцией. По сведениям таджикского Центра стратегических исследований, около 15% доходов мелких и средних предпринимателей уходит на взятки и подкуп должностных лиц. В последнее время власти Таджикистана проводят политику привлечения к ответственности чиновников среднего и высшего звена, замеченных в мздоимстве.

Чтобы хоть как-то бороться с поборами в медицинской сфере, была разработана программа реформирования сферы здравоохранения, согласно которой с 1 августа нынешнего года медицинские услуги для населения должны стать более доступными. Но именно «доступность» услуг может оказаться под вопросом. 20% стоимости медицинских услуг будет финансироваться за счет государства, а остальное должно оплачиваться из кармана пациента. По оценкам экспертов, 40% населения вообще не в состоянии платить за врачебную помощь. Больнее всего реформа здравоохранения ударит по пенсионерам – их пенсия составляет всего 12 сомони (4 долл.). Хотя, по мнению разработчиков программы, официальные тарифы должны положить конец теневым поборам с населения. «Утвержденный Минздравом прейскурант цен на медицинские услуги будет значительно ниже тех нелегальных тарифов, которые устанавливались самим медперсоналом», – отметил один из разработчиков программы Октам Бобоходжаев.

В то же время страны-доноры и международные организации по развитию обязались выделить 900 млн. долл. на различные формы финансовой поддержки для борьбы с бедностью в Таджикистане на ближайшие три года. При этом они поставили таджикским властям ряд условий – фактически выплаты будут зависеть от политических и экономических реформ.

Что касается экономики, то здесь есть возможности для прогресса. Таджикистан поставляет на экспорт алюминий, электроэнергию, хлопок, текстиль, сельхозпродукцию. Одним из ведущих предприятий Таджикистана является Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ). В течение долгого времени интерес к этому предприятию проявлял хозяин «РУСАЛа» Олег Дерипаска. Правда, несколько предпринятых им попыток приобрести завод не увенчались успехом, но на встрече с президентом Путиным в апреле нынешнего года президент Рахмонов сообщил о планах «РУСАЛа» инвестировать значительные средства в реконструкцию этого и строительство еще одного завода. Кроме того, совместным российско-таджикским проектом предусматривается строительство двух ГЭС – Сангтудинской и Рогунской.

Вместе с тем, как считают эксперты, в Таджикистане довольно устойчивая политическая система. Лидирующее место занимает пропрезидентская Народно-демократическая партия, которая имеет большинство мест в парламенте. Также можно выделить деятельность и других партий: партия Исламского возрождения Таджикистана, Коммунистическая партия, Демократическая, Социал-демократическая и Социалистическая партия.

Однако в течение трех последних лет регистрацию не может пройти партия развития «Тараккиет», а против ее лидера Султона Кувватова было возбуждено уголовное дело по статье «Оскорбление чести и достоинства президента».

В непростых условиях находится и пресса Таджикистана. По официальным данным, в Таджикистане по состоянию на 1 января 2005 года зарегистрировано 309 СМИ, в том числе 222 газеты, 81 журнал и 6 информационных агентств. Однако накануне парламентских выборов власти ввели практику не регистрировать новые альтернативные СМИ. По словам председателя НАНСМИТ Нурридина Каршибоева, «еще совсем недавно ситуация с развитием СМИ в Таджикистане оценивалась мировым сообществом как наиболее позитивная в странах СНГ. Однако год назад все стало меняться: в августе 2004 года была закрыта частная типография «Джиенхон», перестали публиковаться независимые газеты «Рузи нав», «Неруи сухан», «Одаму олам». Анализ состояния таджикской прессы показывает, что за 2004–2005 годы ситуация со свободой слова в стране ухудшилась. Если предыдущие годы были ознаменованы выходом сразу нескольких негосударственных общественно-политических изданий («Рузи нав», «Одаму Олам», «Адолат», «Неруи сухан»), которые довольно смело и открыто говорили о существующих проблемах в обществе, то уже к концу 2004 года деятельность этих изданий по разным причинам была приостановлена. Таджикским журналистам также затруднен доступ к общественно-значимой информации».

«В начале 2004 года наша ассоциация, ссылаясь на данные мониторинга свободы слова в Таджикистане, прогнозировала, что с приближением предвыборных кампаний усилится давление на независимые СМИ. Это естественный процесс, так как пресса и правительство по своей природе оппозиционны друг другу», – отметил Каршибоев.

Как правило, дальнейший прогресс в области снижения уровня бедности зависит не столько от внешних вливаний, сколько от экономического роста. Конечно, списание долга в некоторой степени поможет Таджикистану выйти из «пике», но без помощи западных стран республике пока не обойтись, считает российский политолог Вячеслав Игрунов. Именно поэтому в Таджикистане в нынешнем году был принят закон «О свободных экономических зонах». Главная его цель – привлечь в страну иностранные инвестиции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ