Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №141(01.03.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
КОНФЕРЕНЦИЯ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЛИ НАТО. К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ»
С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ «УКРАИНА ЗА МЕСЯЦ ДО ВЫБОРОВ»
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«Саакашвили рассчитывает на то, что Россия проявит слабость и отступит…»

21.02.2006. МиК

«В 2008 г. мы станем кандидатом в члены НАТО, а в 2009 г. у нас есть все шансы стать полноценным членом этой организации. Мы создали свою армию и с ней войдем в НАТО» — пообещал президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на прошлой неделе с ежегодным отчетом перед парламентом. Численность грузинской армии, по его словам, составляет сегодня порядка 20 тыс. военнослужащих, поэтому она является самой оснащенной в регионе. «Такая армия представляет угрозу для нашего врага» — заверил президент. Однако, после того, как границей Грузии станет граница НАТО, страну будут защищать не грузинские вертолеты и танки, а десятки западных самолетов, «и тогда, подчеркнул Саакашвили, наши бывшие братья уже не пересекут безнаказанно нашу границу». «Этим силам уже дважды дали по носу: НАТО расширилось, и в него приняли государства Балтии. Теперь они помалкивают и устраивают внутренние провокации, — констатировал грузинский лидер. — Уже никто не говорит, что будет бомбить Грузию. Не говорят потому, что как следует, получат в нос. Сегодня Грузия находится от НАТО на расстоянии протянутой руки».

Жесткая позиция президента усилилась известным постановлением грузинского парламента от 15 февраля, которое предусматривает прекращение миротворческой операции в зоне грузино-югоосетинского конфликта, а также рекомендует правительству пересмотреть Сочинские соглашения от 24 июня 1992 года и начать работу по замене ныне действующего миротворческого контингента «эффективным международным миротворческим контингентом». Россия, как указано в документе, обвиняется в попытках «аннексии этого региона Грузии».

В ответном заявлении российской Госдумы, принятом 17 февраля, говорится, что политика Грузии ведет к обострению ситуации вокруг Южной Осетии и может создать угрозу национальной безопасности России. Депутаты также обратились к правительству с просьбой принять меры по обеспечению национальной безопасности России в Кавказском регионе в связи с обострением ситуации вокруг Южной Осетии, вызванной действиями грузинской стороны.

Обмен парламентскими заявлениями состоялся в канун запланированной на 20 февраля в Вене встречи Смешанной контрольной комиссии по вопросу присутствия российских миротворцев в Южной Осетии. Однако Россия отказалась от участия в этом мероприятии в Вене, предложив провести его в Москве — в связи с «непредсказуемой обстановкой», сложившейся вокруг конфликта. Как пояснил российский МИД, «участники переговоров должны находиться в максимальной близости от места событий».

Это решение Москвы председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе расценила как откровенное неуважение по отношению ко всем членам-государствам ОБСЕ. «Россия своими действиями четко продемонстрировала то, о чем твердит наша сторона и о чем сказано в постановлении: Россия не желает достижения прогресса в урегулировании конфликта, ей выгоден статус-кво — ни мира, ни войны. Россия заинтересована не в защите интересов осетин и в урегулировании, а в сохранении конфликта в замороженном виде. Предложение провести встречу в Москве — цинизм. В Москве СКК проходила десятки раз безрезультатно. Принципиальность встречи в Вене как раз заключалась в присутствии международного сообщества» — заявила Бурджанадзе в интервью «Стране.ру». "Мы не хотим конфронтации и войны, но когда у нас целенаправленно отнимают Родину, мы молчать и бездействовать не будем. Мы, согласно нашему постановлению и мирному плану, будем работать по замене российских так называемых миротворцев международными нейтральными силами. Ведь факт, что российские миротворцы являются частью и стороной конфликта, -  пояснила она — … судите сами: единственным требованием Грузии за последние 12 лет было требование выполнения Россией ею же подписанных соглашений быть медиатором и посредником в урегулировании конфликтов, как в Абхазии, так и в так называемой Южной Осетии. Что мы получали: нарушение мандата миротворческих сил, незаконное предоставление жителям конфликтных зон российского гражданства (тем самым уже констатируя, что Россия уже не нейтральна и является стороной в конфликте), демонстрацию тяжелой российской техники на параде в Цхинвали — грубейшее нарушение сути мандата миротворцев, которые обязаны демилитаризировать зону, и так далее. Так больше продолжаться не будет. Мы убедим мировое сообщество направить в эту зону миротворческий контингент, заменяющий российский. И пусть Россия и Кокойты повторят мировому сообществу то, что по глупости на днях сказал господин «президент Южной Осетии» — как его Россия называет: что он «уничтожит любой миротворческий контингент, кроме российского, который войдет в эту зону»…

Заседание СКК в Москве 20 февраля состоялось — при участии делегации Южной Осетии во главе с вице-премьером правительства, сопредседателем СКК от южноосетинской стороны Б.Чочиевым, представителей российского МИД, командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майора М.Кулахметова, делегации Северной Осетии, но … в отсутствии представителей Грузии и наблюдателей от ОБСЕ. Комментируя свое неучастие в заседании, госминистр Георгий Хаиндрава заявил «Независимой газете», что о созыве СКК в Москве узнал «случайно, из неофициальных источников», и констатировал: "Ситуация дикая, я не могу найти подходящих слов для ее объяснения…

А между тем, в субботу, 18 февраля, попытку вмешаться в российско-грузинский спор предпринял Киев, изъявив готовность направить в Южную Осетию своих миротворцев для замены российских. Украинский МИД распространил заявление, в котором говорится, что «Украина готова рассмотреть вопрос об участии в международной миротворческой миссии в Южной Осетии исключительно при наличии мандата ООН или ОБСЕ и соответствующего решения Верховной рады Украины». Еще раньше готовность поучаствовать в урегулировании грузино-осетинского конфликта выразили страны Балтии.

Как пояснил позицию Тбилиси министр иностранных дел Гела Бежуашвили, задача Грузии на данный момент — «создать» соответствующий мандат и определить, в рамках какой международной организации, ООН или ОБСЕ, будет осуществляться миротворческая операция.  

20 февраля в интервью газете «Время Новостей» он подтвердил, что Тбилиси настаивает на международном формате миротворческой операции в Южной Осетии, но не исключает российского участия в ней. «Мы только за то, чтобы это была международная миротворческая операция. В ней совершенно не исключено участие российской стороны», — уточнил он. 

А между тем, утром 20 февраля все основные дороги в зоне грузино-осетинского конфликта были заблокированы. Как пояснил командующий грузинским миротворческим батальоном Паата Бедианашвили, «это произошло после того, как осетинская сторона не разрешила проехать через Цхинвали колонне грузинских миротворцев», хотя ротация личного состава грузинских миротворцев была согласована еще неделю назад с командованием Смешанных сил и югоосетинской стороной. «Пока мы не сможем проехать через Цхинвали в село Ачабети, ни один осетин и ни один русский не попадет на нашу территорию», — заверил глава миротворческого батальона.

Следующий этап переговоров между Россией и Грузией запланирован на 26 февраля, когда в Москву с рабочим визитом прибудет премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели. Цель визита — обсуждение обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта и ознакомление правительства России с позицией Грузии. Однако, в том, что сторонам удастся договориться, многие эксперты сомневаются. Они также высказывают критику в адрес российского руководства, которое, по их мнению, заняло недостаточно решительную позицию. Так, комментируя обмен посланиями на уровне парламентов двух стран, Михаил Александров, заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ, заявил МиК:

- Наше постановление парламента имеет только хорошую констатирующую часть, а что касается рекомендаций, то там нет фактически никаких рекомендаций, кроме как просьб к руководству страны принять меры. То есть, опять получается какое-то беззубое постановление, которое не дает конкретных рекомендаций правительству, и если даже его сравнить с грузинским постановлением, то это сравнение не в нашу пользу. А там сказано все четко: вывести российские войска, добиваться изменения формата миротворческой операции, вести дело к интернационализации этой миротворческой операции.

То есть, грузинский парламент излагает четкую политическую линию и с ней все ясно. И это притом, что Саакашвили создал фактически однопартийную систему и гораздо более жестко контролирует парламент, чем это делаем мы в России. И, тем не менее, парламент у него все-таки принимает такое грамотное и вполне развернутое постановление. В то время как у нас принимается беззубое и по сути пораженческое постановление.

Да, я повторяю, констатирующая часть в нем хорошая, все описывается, как есть, но было бы смешно, если бы они описывали ситуацию не так, как она есть. А в том, что касается рекомендаций, то никаких рекомендаций в нашем постановлении нет.

А надо было сказать, что, во-первых, рекомендуется правительству не выводить российских миротворцев из зоны конфликта. Во-вторых — не допускать интернационализации конфликта, чтобы избежать этнических чисток среди осетинского населения, являющегося, кстати, гражданами России. И, в-третьих — в случае необходимости использовать все имеющиеся средства для предотвращения военной акции со стороны Грузии в отношении Южной Осетии.

По крайней мере, вот эти три элемента российский парламент мог бы в свое постановление включить. Но, поскольку у нас парламент достаточно импотентный, из-за того, что он представляет собой сборище бюрократов, совершенно недееспособных, получается опять проигрышная для нас ситуация.

Естественно, это постановление будет иметь слабый эффект и еще больше подзадоривать Грузию. Потому что позиция России не ясна. Ну, что это такое — меры по обеспечению национальной безопасности? Ну, встанут наши подразделения на границе между Грузией и Южной Осетией, и все. А они, допустим, бомбить Южную Осетию начнут. И что дальше? Совершенно расплывчатое и написанное в совковом миротворческом стиле постановление а-ля Горбачев ничего не даст.

- А военный потенциал Грузии, которым так хвастается Саакашвили, заявляя, что его армия может дать отпор кому угодно, и поэтому «в регион никто не сунется» — представляет какую-то угрозу для соседей? Вы допускаете ситуацию, при которой президент Грузии может отдать своей армии приказ действовать? Ведь тогда конфликт станет развиваться по военному сценарию…

Конечно, такая ситуация возможна. Ведь летом 2004 года уже были военные столкновения. Были жертвы, были убитые. Тогда Саакашвили получил серьезный отпор. Но на что он надеется сейчас, понять трудно. Потому что он несколько армию, конечно, усилил, но не столь значительно, как он об этом заявляет. Видимо, он рассчитывает на то, что Россия  проявит слабость и будет вынуждена отступить, как в Аджарии. Там ведь наши миротворцы отступили, и наша база никаких мер не приняла. А Иванов полетел, и вообще Абашидзе уговорил, чтобы он сдался…

Поэтому от нашего руководства чего угодно можно ожидать. Неизвестно, о чем они договариваются с Бушем, поэтому и то, чего от них можно ожидать, тоже неизвестно.

- А на поддержку Запада Саакашвили может рассчитывать? Чем обосновано его заявление о том, что «НАТО находится от Грузии на расстоянии вытянутой руки»?

Здесь все зависит от нашей позиции. Если мы займем твердую позицию и скажем Саакашвили: если ты сунешься, то мы нанесем ответный удар, никакое НАТО не рискнет никакую военную помощь Грузии оказывать, это совершенно ясно. А если мы будем вот так, как сейчас, непонятно чего делать и не заявлять, какие шаги с нашей стороны  последуют, то, конечно, это будет провоцировать Саакашвили на дальнейшую агрессию. Потому что он видит, что Россия чего-то мямлит и непонятно, как она будет себя вести. Так давайте, решит он, я тогда сам ей отвечу…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ