Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №56(15.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О проекте соглашения между Молдавией и Приднестровьем

Кирилл Фролов

Данный проект является неприемлемым для Приднестровской Молдавской Республики по следующим пунктам.

1.        Нет четкого определения Молдовы как договорной федерации (конфедерации), создаваемой субъектами с правом выходом в случае нарушениях их полномочий

2.        Статья 14 поразительна - единственным государственным языком «единой Молдовы» признается молдавский на латинском алфавите. Это откат от европейских норм, от норм ПМР, где свободно и равно функционируют 3 языка – русский, молдавский и украинский.

3.        Статья 15. Устанавливаемая норма, что  установление основ политики и программы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития находятся в ведении Республики Молдова может повлечь ущемление прав русских и русскоязычных, существенно ограничить суверенитет субъектов федерации.

4.        То же и пункт «к»: внешняя политика и и международные отношения относятся к ведению Кишинева. А если Кишинев решит вступить в НАТО, присоединиться к Румынии, объявить Россию недружественным государством и т.д.?

Абсолютно неприемлемым является пункт 3 главы 8, согласно которому в переходный период действует миротворческий контингент под эгидой ОБСЕ. Это означает прекращение российского военого присутствия и уход России из региона.

Таким образом, ряд положений проекта не соответствуют интересам русскоязычного населения Молдавии и Приднестровья, не соответствуют международнывм нормам языковой политики.

Проект игнорирует позицию ПМР об общем договорно-конфедеративном государстве, он предусматривает фактическое поглощение ПМР. Проект не соответствует интересам России, ибо фактически закрепляет прекращение ее военного присутствия, освобождает создаваемое единое молдавское государство от каких-либо геополитических и прочих обязательств перед Россией, ликвидирует государственный статус русского языка.

Проект Соглашения

«Независимая Молдова», 09.07.2002

Республика Молдова и Приднестровье (далее Стороны),

стремясь к скорейшему и полному преодолению исключительно мирными, политическими средствами последствий конфликта, имевшего место в приднестровском регионе Республики Молдова;

сознавая ответственность за объединение страны, за обеспечение гражданского мира, доверия, взаимопонимания и согласия в обществе;

договорились о нижеследующем:

Глава 1. Основы конституционного строя Республики Молдова

Статья 1

Республика Молдова - демократическое федеративное правовое государство, с республиканской формой правления, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Республики Молдова обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 3

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Молдова является ее народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного управления. Суверенитет Республики Молдова распространяется на всю ее территорию. Конституция Республики Молдова и ее законы имеют верховенство на всей территории Республики Молдова. Республика Молдова обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 4

В Республике Молдова будут образованы государственно- территориальные образования. Они вправе иметь свою конституцию и имеют свое законодательство. Государственное устройство Республики Молдова основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Молдова и органами власти государственно-территориальных образований Республики Молдова. Во взаимоотношениях с органами государственной власти Республики Молдова государственно-территориальные образования Республики Молдова между собой равноправны.

Статья 5

Гражданство Республики Молдова приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Республики Молдова обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Молдова.

Статья 6

В Республике Молдова гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности.

В Республике Молдова признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 7

В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 8

Государственную власть в Республике Молдова осуществляют Президент Республики Молдова, Парламент (Палата Представителей и Палата Законодателей), Правительство Республики Молдова, суды Республики Молдова.

Государственную власть в государственно-территориальных образованиях Республики Молдова осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Молдова и органами власти государственно-территориальных образований осуществляется настоящим Соглашением, Конституцией Республики Молдова и ее законами, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 9

В Республике Молдова признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статья 10

В Республике Молдова признаются политическое многообразие, многопартийность.

Глава 2. Государственное устройство

Статья 11

Территориальное устройство Республики Молдова включает создаваемые государственно-территориальные образования, под которыми понимается конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.

Статья 12

Статус государственно-территориальных образований определяется настоящим Соглашением, Конституцией Республики Молдова и ее законами. Их статус может быть изменен по взаимному согласию Республики Молдова и государственно-территориальных образований в соответствии с Конституцией.

Статья 13

Границы государственно-территориальных образований Республики Молдова могут быть изменены с их согласия и с согласия Республики Молдова.

Статья 14

Государственным языком Республики Молдова на всей ее территории является молдавский язык на основе латиницы. Государственно-территориальные образования вправе устанавливать свои официальные языки. В органах власти, органах местного самоуправления, учреждениях они употребляются наряду с государственным языком Республики Молдова. Республика Молдова гарантирует всем проживающим на ее территории народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 15

В ведении Республики Молдова находятся:

а) принятие и изменение Конституции и законов Республики Молдова и контроль за их соблюдением; б) государственное устройство и территория Республики Молдова; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Республике Молдова; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти; д) государственная собственность и управление ею; е) установление основ политики и программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Молдова; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; экономические службы, включая Национальный банк; з) республиканский бюджет; налоги и сборы; и) энергетические системы, транспорт, пути сообщения, информация и связь; к) внешняя политика и международные отношения Республики Молдова, международные договоры Республики Молдова; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Республики Молдова ; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, воздушного пространства Республики Молдова; режим пограничных зон;

о) судоустройство; правоохранительные органы; уголовное, уголовно- процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно- процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Республики Молдова;

Статья 16

В совместном ведении Республики Молдова и государственно- территориальных образований находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов государственно- территориальных образований с настоящим Соглашением, Конституцией и законами Республики Молдова; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана природных территорий, памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, по ликвидации их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; м) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Положение настоящей статьи в равной мере распространяется на все государственные территориальные образования.

Осуществление согласованных Сторонами общих и исключительных полномочий Республики Молдова и государственно-территориальных образований будет происходить поэтапно.

Статья 17

Вне пределов ведения Республики Молдова и ее полномочий по предметам совместного ведения Республики Молдова и государственно- территориальных образований Республики Молдова, государственно- территориальные образования Республики Молдова обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 18

На территории Республики Молдова не допускается установление внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с законами Республики Молдова, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 19

Денежной единицей Республики Молдова является лей. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Национальным банком Республики Молдова. Введение и эмиссия других денег в Республике Молдова не допускаются.

Статья 20

По предметам ведения Республики Молдова принимаются конституционные законы Республики Молдова, имеющие прямое действие на всей территории Республики Молдова. По предметам совместного ведения Республики Молдова и государственно-территориальных образований издаются законы Республики Молдова и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты государственно-территориальных образований Республики Молдова. Вне пределов ведения Республики Молдова, совместного ведения Республики Молдова и государственно-территориальных образований Республики Молдова, государственно-территориальные образования осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты государственно- территориальных образований Республики Молдова не должны противоречить законам Республики Молдова. В случае противоречия действует закон Республики Молдова.

Статья 21

Система органов государственной власти государственно- территориальных образований устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Республики Молдова и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти. Органы исполнительной власти Республики Молдова и органы исполнительной власти государственно-территориальных образований составляют единую систему исполнительной власти в Республике Молдова.

Статья 22

Органы исполнительной власти Республики Молдова для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Органы исполнительной власти Республики Молдова по соглашению с органами исполнительной власти государственно-территориальных образований могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит настоящему Соглашению, Конституции Республики Молдова и ее законам. Органы исполнительной власти государственно-территориальных образований Республики Молдова по соглашению с органами исполнительной власти Республики Молдова могут передавать им осуществление части своих полномочий. Президент Республики Молдова и Правительство обеспечивают осуществление полномочий государственной власти на всей территории Республики Молдова в соответствии с настоящим Соглашением и Конституцией Республики Молдова.

Глава 3. Президент Республики Молдова

Статья 23

Президент Республики Молдова является главой государства. Президент Республики Молдова в соответствии с Конституцией Республики Молдова и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Статья 24

Президент Республики Молдова избирается на совместном заседании обеих палат Парламента. Президент Республики Молдова обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией Республики Молдова и другими конституционными законами. Президент Республики Молдова вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти Республики Молдова и государственно- территориальных образований Республики Молдова в случае, если эти акты противоречат Конституции Республики Молдова и ее законам, международным обязательствам Республики Молдова или нарушают права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент Республики Молдова может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Республики Молдова и органами государственной власти государственно-территориальных образований, а также между органами государственной власти государственно-территориальных образований Республики Молдова. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Статья 25

Президент Республики Молдова может быть отстранен от должности Парламентом на основе Конституции Республики Молдова. Решение Парламента об отстранении от должности Президента принимается двумя третями голосов членов Парламента.

Глава 4. Парламент Республики Молдова

Статья 26

Парламент Республики Молдова состоит из двух палат - Палата Представителей и Палата Законодателей. Состав Палаты Законодателей - 71 депутат. Избрание депутатов осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Государственно-территориальным образованиям гарантируется представительство в Палате законодателей пропорционально количеству избирателей.

Палата представителей состоит из 30 депутатов и является палатой территориального представительства. Государственно-территоральные образования представлены в Палате представителей равным количеством голосов. Избрание Парламента, организация его деятельности, а также полномочия устанавливаются Конституцией и законами Республики Молдова.

Статья 27

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Молдова, депутатам Парламента, Правительству Республики Молдова, законодательным органам государственно-территориальных образований Республики Молдова. Законопроекты вносятся в Палату Законодателей.

Статья 28

Законы Республики Молдова принимаются Палатой Законодателей большинством голосов от общего числа депутатов этой палатой, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Молдова. Принятые Палатой Законодателей законы в течение 14 дней передаются на рассмотрение Палаты Представителей. Закон Республики Молдова считается одобренным Палатой Представителей, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Палатой Представителей. В случае несогласия Палатой Законодателей с решением Палатой Представителей закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты Законодателей. Если Президент Республики Молдова в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Парламент вновь рассматривает данный закон в установленном порядке. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции, он подлежит промульгации Президентом Республики Молдова.

Статья 29

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным настоящим Соглашением и Конституцией Республики Молдова. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями голосов от общего числа членов Палаты Законодателей.

Глава 5. Правительство Республики Молдова

Статья 30

Исполнительную власть Республики Молдова осуществляет Правительство Республики Молдова. Образование Правительства, организация его деятельности, а также полномочия устанавливаются Конституцией и законами Республики Молдова.

Глава 6. Судебная власть Республики Молдова

Статья 31

Правосудие в Республике Молдова осуществляется только судом. Судебная система Республики Молдова устанавливается Конституцией Республики Молдова и ее законами. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Глава 7. Местное самоуправление Республики Молдова

Статья 32

Местное самоуправление в Республике Молдова обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 8. Гарантии и переходные положения.

Статья 33

В целях обеспечения гарантий реализации и создания механизма претворения в жизнь положений Соглашения и других документов по вопросам приднестровского урегулирования,

Республика Молдова и Приднестровье взаимно гарантируют полную и безусловную реализацию договоренностей об отношениях между ними.

Статья 34

Стороны принимают на себя обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Стороны подтверждают, что любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций между Республикой Молдова и Приднестровьем, при содействии и посредничестве государств-гарантов и Миссии ОБСЕ.

Статья 35

Российская Федерация, Украина и ОБСЕ являются гарантами соблюдения положений Соглашения.

Статья 36

Стороны договорились о распространении гарантий выполнения положений Соглашения на следующие сферы:

I. Политические гарантии

Будет обеспечено взаимное уважение позиций Сторон и непринятие односторонних мер, направленных против другой Стороны, могущих нанести ущерб ее авторитету. Стороны выработают согласованную внутригосударственную процедуру вступления в силу международных документов, действие которых затрагивает интересы Приднестровья.

II. Гарантии в области экономики

В переходный период совместными усилиями Республики Молдова и Приднестровья: - решаются проблемы восстановления и подъема экономики, развития хозяйственных связей в таких отраслях, как топливно- энергетический комплекс, транспорт, связь и другие; поощряется осуществление инвестиционных проектов и создание совместных предприятий; - по взаимной договоренности определяются размеры и источники поступлений в совместный бюджет государства; - поэтапно решается проблема единой валюты, до введения которой сохраняется нынешний порядок хождения валют; - по взаимному согласованию определяется содержание межбанковского сотрудничества; - сближаются законодательства в области управления государственным имуществом, а также приватизации и оформления прав собственности; - гармонизируются налоговые системы с установлением общих принципов налогообложения и разработкой единого законодательства в этой области; - организуется работа по созданию общей правовой базы.

III. Гарантии в военной области

В целях поддержания прочного мира и стабильности Стороны согласны с присутствием в переходном периоде миротворческих сил под руководством ОБСЕ. Положение о миротворческих силах в Приднестровье определено отдельным документом, который подписывается одновременно с настоящим Соглашением. В целях укрепления доверия, завершения объединения Армии и реализации гарантий в военной сфере Республика Молдова и Приднестровье в переходном периоде взаимно обязуются: а) уведомлять друг друга о планируемых к проведению военных мероприятиях; б) создать институт военных наблюдателей Сторон на проводимых военных мероприятиях.

IV. Гарантии в социальной, культурной и иных сферах

В Республике Молдова действуют общие согласованные стандарты в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, в том числе касающиеся условий пенсионного обеспечения, уровней социальных гарантий в области труда, социального страхования. Населению гарантируется на всей территории равный и беспрепятственный доступ к медицинскому обеспечению, к получению общего и специального образования, создаются равные условия для реализации гражданами своих образовательных и культурных запросов и потребностей. Все органы власти в Приднестровье обеспечивают соблюдение международно признанных прав человека и основных свобод , положений о правах и свободах, содержащихся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в протоколах к ней. Положения об этих правах и свободах имеют преимущественную силу перед другими законами. Каждый человек в Приднестровье может обратиться в международные учреждения для защиты своих прав. Всем сотрудникам международных организаций разрешен доступ в Приднестровье для оказания международной помощи. Все жители Приднестровья также пользуются беспрепятственным и прямым доступом к персоналу таких организаций. Стороны признают, что все граждане имеют право на возвращение в свои дома в Приднестровье и Молдове. Соответствующие власти принимают все меры по содействию безопасному возвращению таких лиц. Стороны примут все меры по их устройству. Все эти лица имеют право на принадлежащее им собственность и личное имущество. Стороны через поисковые механизмы комиссии по пропавшим без вести лицам сотрудничают и представляют информацию семьям всех лиц, судьба которых неизвестна. Стороны обращаются к международному сообществу с просьбой оказать гуманитарную помощь, в первую очередь беженцам и вынужденным переселенцам, возвращающимся в покинутые ими дома.

Статья 37

В Конституцию Республики Молдова будут внесены изменения и дополнения с учетом положений подписанных документов по вопросам урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Конституция и законодательство государственно-территориальных образований Республики Молдова должны быть приведены в соответствие с Конституцией Республики Молдова и настоящим Соглашением.

Статья 38

Действующие в настоящее время в Приднестровье учреждения сохраняются до их замены органами, созданными в соответствии с Конституцией Республики Молдова и настоящим Соглашением. Все законы, постановления и другие акты, действующие в Приднестровье на момент вступления в силу Соглашения, сохраняют свое действие, если только и до тех пор, пока они не заменяются законами и постановлениями, принятыми компетентным органом.

Статья 39

Республика Молдова и Приднестровье договорились в переходном периоде для разрешения споров и конфликтных ситуаций создавать совместные комиссии на основе взаимного доверия. В ________ году будут организованы выборы в двухпалатный Парламент Республики Молдова, а также сформированы новые органы власти Республики Молдова и государственно-территориальных образований.

Статья 40

С момента подписания настоящего Соглашения Стороны обеспечат: - разработку механизмов формирования единого бюджета, кредитно- банковской системы, макроэкономической политики; - использование Приднестровьем наряду с молдавским леем своей денежной единицы в качестве платежного средства в безналичной сфере; - гражданские права и свободы; - осуществление мер по сокращению вооруженных сил сторон до минимально возможного уровня; - осуществление мер по борьбе с преступностью; - решение других вопросов.

Статья 41

Исходя из договоренностей, которые будут приняты в переходном периоде, а также из документов, определяющих статус Приднестровья, стороны согласились с необходимостью подготовки и внесения соответствующих законодательных инициатив о дополнениях и поправках в законодательствах. Для реализации намеченных настоящим Соглашением мер поэтапного урегулирования стороны продолжат регулярные встречи, обеспечат беспрерывную работу комиссий по социально-экономическому сотрудничеству и по координированию и обеспечению переговорного процесса. Стороны могут также в случае необходимости создавать по взаимному согласию совместные или согласительные комиссии, экспертные группы, иные рабочие органы для подготовки и реализации тех или иных соглашений. Каждая сторона имеет право принимать нормативные акты, способствующие осуществлению полномочий и обязанностей, закрепленных в настоящем Соглашении, при условии, что такие акты не будут изменять, ограничивать или ущемлять зафиксированные в документе обязательства.

Статья 42

Настоящее Соглашение имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Молдова. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Молдова, не должны противоречить настоящему Соглашению.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Молдова. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

За Республику Молдова

За Приднестровье

От государств-гарантов:

За Российскую Федерацию

За Украину

От ОБСЕ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ