Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №163(15.02.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Начинать решение проблемы Приднестровья надо с чистого листа

09.02.2007. ИА REGNUM

Виталий Андриевский

Молдавский политолог, аналитик кишиневского Центра политологии и избирательных технологий Виталий Андриевский прокомментировал для ИА REGNUM информацию российского издания "Коммерсант" о том, что Москва в данный момент предпринимает беспрецедентные усилия, пытаясь разморозить переговоры по приднестровскому урегулированию, а также активно продавливает собственный план окончательного урегулирования приднестровского конфликта.

"То, что Россия сегодня заметно активизировалась в поиске путей решения проблемы Приднестровья, можно только приветствовать.

Мне самому также неоднократно пришлось высказываться по этой проблеме в разных местах и с разных трибун. Выступая в Кишиневе, я стараюсь убедить молдавские власти и общественность страны в том, что надо прислушиваться к мнению приднестровской стороны. В Тирасполе же я пытаюсь донести до сознания официальных лиц и жителей региона, что совместно с Молдавией им будет лучше, и потому нельзя прекращать переговорный процесс.

В результате всего этого, в Кишиневе я неизменно попадаю под определение "агент влияния Тирасполя", а в Тирасполе, наоборот, во мне нередко видят "руку Кишинева". Но, при всем этом, я пока более-менее спокойно живу в Кишиневе и имею возможность не только посещать Тирасполь, но и выступать на двух ведущих телеканалах Приднестровья.

Все это дает мне основание предполагать, что где-то на подсознательном уровне и в Кишиневе, и Тирасполе всё-таки понимают, что рано или несколько позже придётся садиться за стол переговоров и договариваться, идя на взаимные компромиссы. Отсюда и существующая пока возможность донести свою точку зрения до всех тех, кто является сторонником объединения на условиях, которые удовлетворили бы обе стороны, до общественности Республики Молдова и Приднестровья. Понимаю, что на обоих берегах Днестра найдётся немало тех, кто скептически относится к такому варианту, но, при всем этом, остаюсь убежденным сторонником этой идеи.

Что, на мой взгляд, мешает её реализации? В первую очередь, это то, что как лидер Республики Молдова, так и лидер Приднестровья сегодня ещё не готовы к честному и открытому диалогу. Причина этого как в объективных, так и в субъективных факторах, но это очень серьезное препятствие на пути к возобновлению диалога, а тем более к практическому решению приднестровской проблемы.

Во-вторых, отдельные решения законодательных органов Молдавии и Приднестровья также значительно затрудняют путь к диалогу. Нет сомнений в том, что тот чрезвычайно "кургузый" статус автономии, который молдавский парламент определил для Приднестровья, никогда не будет принят в Тирасполе. В свою очередь, решение парламента Приднестровья об отказе от каких-либо форм объединения с Молдавией, в том числе и на конфедеративной основе, также ставит непреодолимый барьер на пути переговорного процесса. Спрашивается, что обсуждать, если обе стороны уже все для себя решили и не хотят от этого отступать!? Если к этому добавить еще результаты последнего референдума в Приднестровье, то вообще можно поставить жирный крест на всех попытках решения этой застарелой проблемы.

В-третьих, ни в Молдавии, ни тем более в Приднестровье никто не подготавливает сегодня общественное мнение к тому, что объединение не только возможно, но и необходимо. Более того, в Приднестровье активно агитируют против этого процесса, а в Республике Молдова не только постоянно критикуют Приднестровье, особенно его властную элиту, но и намекают на то, что приднестровская собственность может быть реквизирована после объединения. Это, безусловно, также не способствуют укреплению доверия между Кишиневом и Тирасполем.

Что же можно и нужно делать в складывающейся на сегодня ситуации?

Со стороны Молдавии:

Кишинев должен прекратить чрезмерно жесткие, оскорбительные, во многих случаях несправедливые нападки на Приднестровье. Он должен обратиться к ЕС и США с просьбой снять ранее введенный по его же просьбе запрет на въезд в эти страны представителей власти Приднестровья.

Кишинев должен помочь АТО Гагауз Ери стать образцовым регионом, доказав Приднестровью и всему миру, что все те, кто решительно отказываются от любых проявлений сепаратизма, неизменно оказываются в выигрыше. Одновременно надо показать, что Республика Молдова является действительно притягательной страной и для Приднестровья.

В чем должна быть ее притягательность? Прежде всего, в высоком уровне жизни ее граждан, в наличии у них гарантированных прав и свобод, в эффективном развитии национальной экономики.

Пока ничего из названного выше Молдавия не может предъявить. Именно в этом заключается тот огромный минус, который сильно ослабляет её позицию на переговорах. До тех пор, пока РМ не продемонстрирует позитивную динамику в своём развитии, свои несомненные политические, экономические и социальные преимущества, в Приднестровье будет сохраняться стойкий скептицизм по вопросу возможного объединения с ней.

Со стороны Приднестровья:

Тирасполь должен прекратить попытки создавать из Молдавии образ "врага на все времена", договориться о мире с которым невозможно. Он должен не препятствовать проникновению молдавского бизнеса в регион, развитию гуманитарных контактов между берегами Днестра на уровне политических партий и общественных организаций, а также отказаться от саботирования переговорного процесса.

Со стороны России:

Россия могла бы выступить с инициативой разработки и реализации плана международной экономической помощи объединенной Молдавии, аналогичного известному в послевоенное время "плану Маршалла". С этой идей уже выступил экс-премьер-министр, депутат парламента Дмитрий Брагиш на Лондонском международном форуме, посвященном проблеме Приднестровья. Речь идет о сумме порядка 3-4 млрд. долларов.

Скажем прямо, не такая это уж большая финансовая нагрузка для международного сообщества. Но это позволило бы создать позитивный международный прецедент решения проблем разделенных территорий. Уверен, что эта сумма окупилась бы уже тем, что молдавско-приднестровский регион вышел бы из зоны риска и не создавал бы в дальнейшем проблем для Европы, России и США.

Россия могла бы также посодействовать восстановлению и развитию экономических и гуманитарных связей между Молдавией и Приднестровьем, сама активно участвуя в этих проектах.

И последнее: почему я считаю, что решение проблемы Приднестровья надо начинать с чистого листа? Потому, что опыт прошлых лет в этом вопросе содержит в себе куда больше негативных, чем позитивных примеров. Этот груз всё сильнее давит как на Молдавию, так и на Приднестровье. Поэтому его непременно надо сбросить.

Сегодня надо очень серьезное внимание уделять подготовке общественного мнения в Молдавии и Приднестровье к тому, что эта проблема решаема, что она непременно будет решена в интересах всех ее участников, что проигравших в результате объединения страны не будет.

Увы, к великому сожалению, приходится констатировать, что сегодня такая работа не проводится ни в Молдавии, ни в Приднестровье. Поэтому неудивительно, что, как показывают опросы общественного мнения, очень многие граждане на обоих берегах Днестра уже почти утратили веру в то, что проблема воссоединения страны имеет реальные перспективы своего разрешения. И до тех пор, пока не будет обеспечен перелом в общественном сознании граждан Молдавии и Приднестровья, вряд ли стоит надеяться на то, что переговорный процесс будет иметь шансы на успех. Более того, не ощущая на себе давления со стороны общества, заинтересованного в окончании противостояния на Днестре, политическая элита Молдавии и Приднестровья будет продолжать бесперспективную практику взаимных подозрений и обвинений, вместо того, чтобы искать пути сближения позиций и конструктивные решения".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ