Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

26 апреля. Заместитель министра экономики Белоруссии Андрей Тур в ходе «круглого стола» в Палате представителей НС РБ высказал мнение о том, что необходимо продолжать сближение между Белоруссией и Россией. Если бы между Белоруссией и Россией было меньше экономических барьеров, сказал Тур, это бы положительно сказалось на возможности наших двух стран конкурировать на мировых рынках.

26 апреля. Заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания РБ Сергей Заболотец заявил в Минске, что Китайская Народная Республика является сегодня ведущим союзником Белоруссии во внешнеполитических отношениях, а сотрудничество между двумя странами должно и дальше развиваться по нарастающей. Китай является одним из важнейших внешнеторговых партнеров Белоруссии – подчеркнул Заболотец.

26 апреля. Президент РБ Александр Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов в Быхове, заявил, что Белоруссия приступила к реализации конкретных контрактов с Венесуэлой, в том числе по нефтедобыче. «Мы отдадим венесуэльской стороне технологии по нефтедобыче, которые у нас есть», - сказал, в частности, Лукашенко. Помимо прочего белорусский лидер отметил, что руководство республики не против процесса приватизации, акционирования белорусских предприятий, но только исходя из национальных интересов.

26 апреля. Завершился рабочий визит министра обороны Белоруссии ген.-полк. Леонида Мальцева в Китай. В состав белорусской делегации входили заместитель министра обороны по вооружению - начальник вооружения ВС ген.-м. Дырман, заместитель министра обороны по тылу - начальник тыла ВС ген.-м. Болигатов, командующий ВВС и войсками ПВО ВС ген.-м. Азаренок и др. Данный визит, по сообщению белорусского оборонного ведомства, прошел «в исключительной атмосфере дружбы и взаимопонимания», в ходе визита был обсужден широкий спектр перспективных направлений военного сотрудничества между РБ и КНР. О цели визита Мальцева и подробностях переговоров официальные источники Белоруссии не сообщают.

27 апреля. Начальник управления информации МИД РБ А.Попов на вопрос информационного агентства БелТА в связи с событиями в Эстонии вокруг памятника Воину-освободителю в Таллине сообщил, в частности, о том, что любое надругательство над памятью жертв войны вызывает чувства глубокого возмущения и сожаления. Эстонскому руководству, по мнению Попова, так и не хватило политической мудрости не воевать с мертвыми. Белорусскую сторону также возмутило неоправданно жесткие силовые действия в отношении мирных демонстрантов со стороны эстонской полиции, которые привели к эскалации насилия и уличным беспорядкам в столице Эстонии – подчеркнул представитель внешнеполитического ведомства РБ.

27 апреля. Белоруссия обладает третьим по величине научно-техническим потенциалом среди стран СНГ после России и Украины, заявил премьер-министр РБ Сергей Сидорский. По словам руководителя правительства, Белоруссия собирается изготавливать всю гамму сельхозтехники, производить бесшовные трубы на Белорусском металлургическом заводе, создать 100 новых предприятий с минимизированными  энергозатратами.

27 апреля. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, посещая Петриковский район, отметил, что республика не должна потерять зарубежные рынки для реализации своей сельхозпродукции, включая российский.

30 апреля. Завершился официальный визит министра обороны Белоруссии ген.-полк. Леонида Мальцева в Катар. В рамках визита состоялись встречи Мальцева с наследным принцем Катара, начальником Генерального штаба ВС Катара. В ходе встреч стороны «определили конкретные направления двустороннего сотрудничества в военной области».

1 мая. В Белоруссии распространена информация о том, что в Мозыре начнутся строительно-монтажные работы на третьем подземном газохранилище, объемом более 1 млрд. куб.м. Предполагается, что первая очередь нового хранилища будет сдана в эксплуатацию в конце 2007 года.

1 мая. Белоруссия вошла в число десяти стран, где практически отсутствует свобода прессы. Об этом прошло сообщение в ежегодном докладе правозащитной организации "Freedom House". Правозащитная организация отметила, что давление на белорусскую прессу усилилось во время и после президентских выборов 2006 года. Эксперты заявили об использовании властями страны монопольного права на печать и распространение изданий для оказания давления на независимую прессу.

1 мая. По официальной информации внешний государственный долг Белоруссии составил на 01.04.07 1831,2 млрд. белорусских руб. (около 855 млн. долларов). Задолженность, гарантированная правительством, - 623,8 млрд. бел. руб., или 34% всего внешнего долга.

2 мая. Председатель Европарламента Ганс-Герт Петтеринг в ходе переговоров с Александром Милинкевичем заявил о том, что ЕС и в дальнейшем будет поддерживать «процессы демократизации в Белоруссии».

2 мая. В Национальном выставочном центре «БелЭКСПО» открылась XI Международная специализированная выставка «СМИ в Беларуси». На выставке были представлены стенды 100 экспонентов, среди которых СМИ белорусской диаспоры (печатные издания Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины).

2 мая. Президенты Белоруссии и Азербайджана во время двусторонних переговоров в Баку высказали мнение о том, что Белоруссия и Азербайджан имеют очень хорошие перспективы для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в энергетике, промышленности и других областях. По словам Александра Лукашенко, Белоруссия и Азербайджан нашли точки соприкосновения и взаимный интерес. «Азербайджан в лице Беларуси нашел в центре Европы хорошую опору, надежных друзей. А мы - здесь, в Закавказье», - подчеркнул Лукашенко. По итогам переговоров президенты Белоруссии и Азербайджана подписали в Баку Договор о дружбе и сотрудничестве. В документе стороны подтвердили намерения обеспечить благоприятные условия для развития взаимовыгодного белорусско-азербайджанского экономического сотрудничества и принять меры по совершенствованию механизма экономических и торговых отношений. Белоруссия и Азербайджан готовы на взаимной основе продолжить работу по созданию благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для предпринимательской деятельности юридических и физических лиц двух стран. В договоре были закреплены намерения Минска и Баку развивать сотрудничество в области транзитных и транспортных коммуникаций, в сфере связи, развивать контакты в рамках ООН и других международных организаций, расширять взаимодействие между парламентами двух государств, государственными и общественными организациями, органами местного управления и самоуправления. Стороны также подтвердили намерения последовательно осуществлять партнерство в области безопасности на двусторонней и многосторонней основе, активно способствовать укреплению мира. Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан принял политическое решение о поддержке совместных проектов в топливно-энергетической сфере.

2 мая. Министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов сообщил БЕЛТА, что в перспективе не исключена возможность поставок каспийской нефти на заводы Белоруссии, которая считает перспективным возможное участие в проекте нефтепровода «Одесса-Броды». Планируемое наращивание добычи нефти в Азербайджане, по мнению Мартынова, в последующие 5-10 лет создаст возможность для заполнения каспийской нефтью трубопровода «Одесса-Броды» с возможным его дальнейшим продолжением на действующую сеть трубопроводов в Белоруссии. С ее помощью при условии сооружения небольшой перемычки каспийская нефть может доставляться и в Польшу, и в Литву, и в Латвию, и на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии. При этом министр иностранных дел РБ сказал, что пока проект реализован быть не может в связи с тем, что для него потребуются объемы нефти, которых на данный момент у Баку нет.

3 мая. На вопрос газеты «Беларусь сегодня»: если одним словом, то чем в первую очередь Белоруссии интересен Азербайджан? помощник президента РБ Александра Лукашенко Валентин Рыбаков ответил: «Нефть».

3 мая. Вступило в силу постановление совета министров РБ, регулирующее импорт на таможенную территорию республики карамельной продукции, происходящей из Украины.

3 мая. Демонтаж памятника на братской могиле советских воинов в Таллине окажет негативное влияние на ратификацию белорусско-германского соглашения о воинских захоронениях, заявил председатель Республиканского комитета ветеранов Вооруженных сил и правоохранительных органов Белорусского общественного объединения ветеранов ген.-л. в отставке Дмитрий Иванов.

4 мая. Новый устав компании был принят на внеочередном собрании акционеров ОАО «Белтрансгаз». Как отметили в пресс-службе «Белтрансгаза», внесения изменений были необходимы для функционирования новой компании с участием ОАО «Газпром» и согласованы с российской компанией.

5 мая. Иранская национальная нефтяная компания утвердила представленный Белоруссией генеральный план разработки нефтяного месторождения Джофеир.

5 мая. В Порт-Харкорт (Нигерия) была похищена постоянно проживающая в Нигерии гражданка Республики Беларусь Ирина Экпо-Умо, работающая в транснациональной нефтяной корпорации "Whassah Eurest Nigeria Limited". Российское посольство в этой стране оказывает помощь в поиске белорусской гражданки.

5 мая. Произошла авария на трубопроводе, принадлежащем российской компании, у белорусской деревни Бобоедово.

6 мая. «Белоруснефть» объявила, что рассчитывает привлечь инвестиции вьетнамской государственной нефтегазовой компании Petrovietnam для реализации проекта по разработке иранского нефтяного месторождения Джофеир. Petrovietnam может на 100% профинансировать этот белорусский проект в Иране.

7 мая. Поставки дизельного топлива на Вентспилс через Белоруссию не прерывались, сообщила Гундега Варпа, пресс-секретарь Ventspils nafta (VN).   Варпа отметила, что там, где произошла утечка из трубопровода, принадлежащему российской компании, есть два параллельных нефтепровода, поэтому при аварии - топливо сразу транспортируется по второму, окружному трубопроводу.

7 мая. Открытие представительства Еврокомиссии в Минске не имеет ничего общего с отменой санкций Европейского союза в отношении Белоруссии - заявил БелаПАН по прибытии в Минск первый советник, координатор по связям с Белоруссией представительства Еврокомиссии в Украине и Белоруссии Жан-Эрик Гольцапфель. Он отметил, что решение об открытии представительства является «шагом вперед», но только в рамках Венской конвенции о дипломатических отношениях.

7 мая. Президент Белоруссии Александр Лукашенко издал указ, которым утверждено Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное в Минске 28.11.06.

7 мая. В Белоруссии установлено применение правил непосредственной закупки и прямой отгрузки при определении страны происхождения товаров. Документ определяет перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также перечень отдельных товаров, при ввозе которых в Белоруссию предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок ввозных таможенных пошлин на 25% либо в виде освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами.

7 мая. В Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка прошел День факультета русской филологии.

7 мая. Председателем учрежденного под эгидой Партии БНФ общественного объединения «Молодой фронт» был избран Дмитрий Федорук.

7 мая. Президент Белоруссии Александр Лукашенко утвердил Государственную программу по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы. В программе определены задачи по снижению уровня коррупционной преступности, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, усилению прокурорского надзора и государственного контроля за выполнением антикоррупционных мероприятий, а также по созданию эффективного механизма профилактики коррупции.

8 мая. Заместитель министра экономического развития и торговли России Виталий Савельев заявил, что сроки формирования Таможенного союза с участием России, Казахстана и Белоруссии, создаваемого в рамках ЕврАзЭС, будут увязаны со вступлением России и Казахстана в ВТО.

9 мая. В День Победы в православных храмах Белоруссии прошли поминальные богослужения. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Белоруссии отслужил панихиду в  минском Свято-Духовом кафедральном соборе.

9 мая. В Минске прошло шествие ветеранов, представителей общественных организаций, посвященное 62-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Вечером впервые тридцать артиллерийских залпов праздничного салюта в столице Белоруссии произвели 8 новых установок, поставленные Россией по заказу министерства обороны республики.

10 мая. Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко информировал прессу о том, что в Белоруссии создаются все необходимые условия для того, чтобы российские давальческие компании присутствовали на рынке нефтепереработки РБ. Белоруссия собирается, по словам Семашко, компенсировать в значительной степени все издержки, которые проявились из-за таможенных пошлин на сырую нефть.

10 мая. Первый вице-премьер РБ Владимир Семашко сообщил, что ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» создадут совместное предприятие до 1 июня 2007 года. До конца мая стороны должны снять остающиеся противоречия и определить конкретную дату подписания договора купли-продажи акций «Белтрансгаза», - отметил Семашко.

14 мая. В соответствии с Индивидуальной программой партнерства Белоруссии и НАТО на 2006 - 2007 годы представитель Вооруженных сил Белоруссии принял участие в международном семинаре по вопросам трансформации в оборонной области. Мероприятие проводилось  Стратегическим командованием НАТО по трансформации в Европейском Центре изучения вопросов безопасности им. Дж. Маршалла в г. Гармиш-Партенкирхене (ФРГ).

15 мая. Начался визит делегации Вооруженных сил Белоруссии в Литву для ознакомления с опытом подготовки литовских подразделений военной полиции и опытом их участия в миротворческих операциях.




Важная инициатива сторонников Союза с Россией -оппонентов Лукашенко

Владислав Лосев

Недавно оппонирующие  Александру Лукашенко белорусские политические деятели выступили с заявлениями, свидетельствующие о том, что в оппозиционной среде стали слышны голоса политиков, которые не являются противниками белорусско-российского Союза. В рядах оппозиции они оказались не вследствие каких-то идейных убеждений, а из-за личных расхождений с ныне действующим президентом Белоруссии.

При этом  до последнего времени эта группа оппозиционеров довольно легкомысленно полагала, что нынешняя белорусская оппозиция в основной своей массе действительно привержена принципам демократии и неким универсальным общечеловеческим ценностям. И поэтому, стоит только совместными усилиями антирусских националистов, общечеловеческих гуманистов и антипрезидентских коммунистов «свалить» Александра Лукашенко  и сразу в Белоруссии наступит расцвет демократических и экономических свобод. Ну и самое главное - отставка диктатора позволит сполна посчитаться с ним за нанесенные обиды.

Подобные надежды в итоге и привели в стан оппозиции многих бывших сподвижников президента. Однако правление Лукашенко  продолжается уже третий срок, и «устраняться» от власти он не собирается.  Поэтому, чтобы его личным оппонентам не оказаться окончательно  «за  бортом» им необходимо избавиться, наконец,  от политической всеядности, от желания любым способом «насолить» Лукашенко и определиться не против кого, а за что бороться.

И, похоже, что понимание этого все же пришло к некоторым «белым воронам»  из рядов оппозиции.  Тем более  что основные оппозиционные вожди в очередной раз  выказали свою сущность проводников польских и американских интересов  в Белоруссии. Последним примером  этого стало выступление 2 мая текущего года бывшего «единого  кандидата от оппозиции» Александра Милинкевича на совместном торжественном заседании польского и литовского парламентов,  приуроченного к годовщине принятия в 1791 году сеймом Речи Посполитой так называемого Правительственного закона. Этим актом юридически было прекращено действие Люблинской унии 1569 года, в соответствии с которой Королевством Польским и Великим княжеством Литовским и Русским  была образована федерация Польши, Литвы и Западной Руси – Речь Посполитая.

В действительности  же никакого союза народов и религиозной терпимости в этом государстве не было  и в помине.  Вся история «наисветлейшей» Речи Посполитой  от начала и до ее бесславного конца  – это постоянные  религиозные и национальные притеснения белорусов и украинцев, гонения на Православную церковь.

В своей речи перед польскими и литовскими парламентариями Милинкевич  не только восторгался упомянутым актом, но и сетовал на то, что в современной Белоруссии мало уделяется внимания и воздается почтения «наследию Речи Посполитой». Но в этом вопросе  функционер оппозиции явно лукавит. К примеру, совместными усилиями «свядомай» интеллигенции и некоторых высокопоставленных чиновников от идеологии и культуры в Белоруссии уже длительное время насаждается культ польско-литовских магнатов Радзивиллов.

Представители этого семейства  преподносятся белорусскому обществу как выдающиеся носители «беларусчыны», распространители культуры и просвещения. Этому роду оппозиционная и официальная пропаганда приписывают не только заботу о развитии театра и архитектуры, но также образования и сельского хозяйства. Даже один из дорогих и престижных сортов хлеба называется «Радзивилловский». То есть и оппозиция, и власти совместными усилиями навевают на Радзивиллов  ареол этакой утонченности и романтичности.

Только вот исторические факты свидетельствуют совсем об ином. Магнаты из семейства Радзивиллов были настоящими истязателями  западнорусского народа. Так, Януш Радзивилл  в XVII веке, командуя карательной экспедицией против казацко-крестьянского восстания на юге Белой Руси в поддержку Богдана Хмельницкого, со всей очевидностью  проявил садистские наклонности. Шляхетскими войсками Радзивилла были полностью уничтожены такие города как Мозырь и Туров. Только в одном Пинске было казнено три тысячи человек. Больше месяца осаждали Бобруйск радзивилловские каратели. После взятия города была учинена беспощадная расправа над горожанами. Людям отрубали руки, сажали на кол и вешали. По белорусским рекам  для устрашения непокорного западнорусского населения плыли плоты с виселицами.

В середине XVIII века Иерохим Радзивилл утопил в крови Кричев, подавляя восстание белорусских крестьян под предводительством Василия Ващилы, которые выступили против продажи своих земель евреям-арендаторам братьям Ицковичам. За этот протест людей сажали на кол и подвешивали на крючьях.

А такой «гуманист» и «театрал» как Кароль Станислав Радзивилл устроил ради забавы и веселья  в Несвиже на пруду Альба настоящее морское сражение с боевой стрельбой. В итоге сотни крепостных погибли в этой «потешной» бойне. И вот этих изуверов кое-кто пытается навязать обществу в качестве образцов белорусскости. А что позволяли себе польско-литовские паны в отношении Православной церкви вообще с трудом поддается описанию. И все это оппозиционные и ведущие  государственные СМИ  называют «золотым временем шляхетской вольности».

Следует добавить, что в 1696 году сейм Речи Посполитой лишил государственности и запретил официально использовать русский язык на территории Великого княжества: «писец повинен по-польску, а не по-русску писати». Ну, а 3 мая 1791 года (по поводу чего и состоялось названное  торжественное заседание польских и литовских депутатов) польско-литовское государство окончательно утратило федеративность и стало исключительно «польской Речью Посполитой» и «польской землей».

В принятом тогда Правительственном законе (конституции) говорилось о правах только поляков и «обитателях польской земли», и нигде даже не упоминалось о других народах, проживавших на территории Речи Посполитой.  Понятие Русь полностью выводилось из юридического оборота и предавалось забвению, а западнорусские (белорусские и украинские)  земли, остававшиеся в составе Речи Посполитой после первого раздела, объявлялись исключительно польскими.

В польской Речи Посполитой все церкви и религии кроме римско-католической ставились, фактически, вне каких-либо правовых норм. Конституция 1791 г. вроде бы вводила свободу вероисповедания. Однако в ст. I Правительственного закона  закреплялось следующее: «Господствующая религия есть и будет Вера Римско-Католическая во всех ее правах. Переход из господствующей религии в другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за отступничество». Таким образом, религиозный гнет со стороны римско-католической церкви в польской Речи Посполитой закреплялся в законе конституционного звучания.

Кстати,  конституция Речи Посполитой 1791 года стала в последующем правовым основанием для территориальных притязаний  Польши в межвоенный период на западнобелорусские и западноукраинские  земли. И поэтому никак нельзя исключать, что  принятая год назад польским правительством программа строительства четвертой Речи Посполитой не содержит в каких-нибудь секретных протоколах и картах к ним территориальных претензий на «кресы всходни» (Западную Белоруссию и Западную Украину). В связи с чем, участие «почетного поляка» и функционера белорусской оппозиции Александра Милинкевича  в торжественных мероприятиях по поводу польской конституции 1791 года  вполне можно считать косвенным свидетельством наличия подобных планов.

Насколько они серьезны и опасны для Белоруссии? Конечно, в настоящее время говорить о реальной опасности  преждевременно. Но, как известно, «вода камень точит», а Польша вкладывает большие средства в формирование  пропольской  общественно-политической инфраструктуры в Белоруссии, а также в  героизацию в сознании белорусов Армии Краевой и таких польских исторических персонажей как изобретатель  «заградительных отрядов» Тадеуш  Костюшко и  антиправославный террорист Константин Калиновский. В этом же ряду лежит и недавнее решение правительства Польши о начале телевизионного вещания на территорию Белоруссии.

На этом фоне поистине удручающе выглядит бесконечная волокита в белорусско-российском союзном строительстве. Причем, уже мало кто сомневается, что тормозящей стороной являются белорусские власти, которым очень не хочется хоть как-то ограничивать свое абсолютное самовластье и передавать какие-либо полномочия наднациональным союзным органам.

С другой стороны, до сих пор так и не определены принципы формирования союзного центра. Александр Лукашенко продолжает говорить о некоем подобии Союза ССР, но  при этом  не берет в расчет того, что СССР был сверхцентрализованным, авторитарным государством с монополией на власть одной, правящей партии - ВКП(б)-КПСС, точнее ее верхушки. Ну а вследствие этого в настоящее время  создать общее государство по схеме СССР просто невозможно. Российская сторона несколько лет назад предложила более реалистичные варианты: инкорпорацию Белоруссии (или ее областей) в состав Российской Федерации на тех или иных условиях автономии, ассоциированного членства, либо строительство интеграционного объединения с учетом опыта Евросоюза, либо только объединение валютных систем. Но все они не устраивают белорусские власти, которые стремятся последовательно отстаивать абсолютный суверенитет и собственные властные полномочия. В общем, тупик.

В то же время искать выход из создавшегося тупикового положения  необходимо.  В этом смысле представляет интерес обнародованный 2 мая Минский манифест белорусско-российского единения.  Авторами документа являются известные в Белоруссии (и России), оппозиционные Александру Лукашенко общественные деятели – бывший первый глава администрации президента РБ, ныне сопредседатель российско-белорусского фонда «Социально-экономическое партнерство» Леонид Синицын и трехкратный Олимпийский чемпион, бывший депутат Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир Парфенович.

В воззвании справедливо утверждается,  что первоочередной задачей для Белоруссии и России является «немедленное воссоединение наших народов». При этом  в манифесте впервые высказано то, что многие в Белоруссии понимают, но о чем предпочитают помалкивать: «Единственно реальный способ такого воссоединения – вхождение Республики Беларусь в качестве суверенного государства в состав Российской Федерации на правах ассоциированного субъекта».

Поясняя документ, Владимир Парфенович  подчеркнул, что «Республика Беларусь может войти в состав Российской Федерации, сохраняя при этом все свои полномочия в международных институтах: членство в ООН, в других международных организациях, и оставаясь, таким образом, субъектом мирового права».

Насколько реально осуществление  идей изложенных  в Минском манифесте, ведь нынешние белорусские власти провозгласили полную независимость и суверенитет в качестве абсолюта? За 10 лет союзного строительства (при желании) уже давно можно было найти взаимоприемлемые  формы воссоединения. В то же время, видение вопроса, заявленное в манифесте, может стать идейной основой для создания в республике независимого общественного движения за реальное, а не виртуальное белорусско-российское единство.

Путь этот непрост. В первую очередь потому, что большинство политически активных сторонников Союза продолжают ориентироваться на власть, наивно полагая, что президент все же доведет дело союзного строительство до завершения. Поэтому Леониду Синицыну и Владимиру Парфеновичу стоит пожелать успеха в их начинании, но при этом им следует не забывать, что единство Белоруссии и России – это  главное, а личное  отношение к кому бы то ни было – дело второстепенное.




В Минске подготовлен «манифест белорусско-российского единения»

02.05.2007. БДГ

Сопредседатель российско-белорусского фонда "Социально-экономическое партнерство" Леонид Синицын и бывший депутат Палаты представителей II созыва Владимир Парфенович подготовили Минский манифест белорусско-российского единения. В этом документе утверждается, что в Беларуси "активно формируется ядро политиков, экономистов, ученых, которые готовы грамотно и честно сформулировать вектор целей и задач союзного строительства". Приоритетной задачей, по мнению Л.Синицына и В.Парфеновича, является немедленное воссоединение народов. "А единственно реальный способ такого воссоединения — вхождение Республики Беларусь в качестве суверенного государства в состав Российской Федерации на правах ассоциированного субъекта. Именно федеративное устройство, предусмотренное российской Конституцией, позволяет учесть многообразие национальных интересов и поддерживать единый социальный стандарт для всех народов", — полагают политики. "Я считаю, что кроме вхождения в состав России у нас нет другой перспективы, — заявил БелаПАН В.Парфенович, комментируя манифест. — Еще будучи депутатом парламента я ездил в Европу, и там Хавьер Солана говорил нам, что в Европе нас никто не ждет раньше чем через 15 лет. Я считаю, что Евросоюз завершил свое развитие". "Союз Беларуси и России строится на иных принципах, чем Евросоюз, и основан на совершенно других отношениях, — считает В.Парфенович. — Поэтому перспектив объединения с Россией у нас гораздо больше, чем с ЕС. И Беларусь, на мой взгляд, может войти в состав Российской Федерации, сохраняя при этом все свои полномочия в международных институтах: членство в ООН, в других международных организациях, и оставаясь, таким образом, субъектом мирового права. Беларусь может оставаться равноправным субъектом, даже войдя в состав Российской Федерации". Как заявил политик, для принятия решения о вхождении в состав России для Беларуси достаточно руководствоваться результатами референдума 1995 года, на котором народ одобрил курс на союз с Россией. "России для принятия такого решения даже не нужен референдум — это принимается парламентом", — заявил В.Парфенович. "Сейчас мы можем вскочить в "последний вагон поезда". Еще несколько белорусско-российских конфликтов, и наш братский народ скажет: "А зачем нам дополнительные 10 миллионов населения, которые нужно кормить? Зачем им помогать?" Они могут решить, что Беларусь им не нужна, и мы останемся совершенно одни", — сказал политик.




Конгресс демсил: вчерашний день белорусской оппозиции

10.05.2007. Белорусские новости

Алексей Золотницкий

Еще год назад, сразу после президентских выборов, демократические силы Беларуси попали под огонь критиков, поставивших оппозиционным лидерам диагноз «кризис идей». С тех пор мнение об отсутствии в среде демократов «титанов мысли», своеобразных креативщиков, способных вывести политическую борьбу на новый уровень, только крепнет. Подготовка ко второму Конгрессу демократических сил, запланированного на 26-27 мая, — лишнее тому свидетельство.

По вынесенным на Конгресс задачам мероприятие можно условно разделить на две части. Одна — это утверждение новой стратегии, суть которой, судя по всему, сводится к попытке оппозиции найти способы неконфликтного диалога с властями. Другая — внутренние оргвопросы, касающиеся избрания руководящих органов.

Отход от неэффективной практики уличной борьбы логичен. За время последних невнятных акций демсилы, скорее, потеряли в числе своих сторонников, чем рекрутировали новых. Но и анонсируемые переговоры с властью — пока не более чем декларация о намерениях. Безусловно, у оппозиции есть предложения государственного масштаба. Но специфика взаимоотношений власти и оппозиции за годы правления Александра Лукашенко возвела между оппонентами железобетонную стену. И на редкие сигналы демократов о готовности ее разрушить власть отвечает еще большим давлением. Очевидно, что этих, как заявил недавно Лукашенко, «разгильдяев» власть все же опасается. Но на диалог с ними без существенных причин не пойдет — в обществе такой шаг могут расценить как ослабление власти и рост авторитета оппозиции.

Второй вопрос, кто и под чьим руководством будет осуществлять новую стратегию демсил? И на сегодняшний момент тема внутриоппозиционного лидерства для демократической общественности куда как актуальнее, чем некие гипотетические переговоры с властью.

Подготовка ко второму Конгрессу демсил началась не вчера. Старт фактически был дан во время избирательной кампании в местные Советы. Тогда многие оппозиционные активисты, не задумываясь, приносили в жертву мандат депутата местного Совета в обмен на 300 подписей, дающих право участия в конгрессе. В этом был, с одной стороны, трезвый расчет — оппозиционеров все равно бы не пропустили. Но и вдруг так массово проявившийся политический цинизм для многих сторонников демсил стал откровением.

Борьбу за лидерство внутри объединенных демсил, не без оснований, называют мышиной возней. Желающих «сбросить» Милинкевича немного, и их фамилии, как в той комедии, хорошо известны, чтобы здесь их называть. Но партийные лидеры, похоже, слишком увлеклись борьбой против экс-кандидата в президенты. Судя по предшествующим Конгрессу областным собраниям, демократические силы более чем когда-либо близки к очередному расколу.

Мало того, что по ключевым вопросам, выносимым на Конгресс, в стане демократов нет не то что единства, но даже явного большинства, так еще попутно вспыхивают мелкие скандальчики, красноречиво иллюстрирующие сегодняшнее положение оппозиции.

Один из таких скандалов случился на Могилевщине накануне областного собрания. Горецкая региональная коалиция демсил отказалась от участия в собрании, мотивировав это тем, что выдвижение делегатов на Конгресс проходит по недемократическим принципам. На эту же проблему указывают и областные комитеты БСДП и Партии БНФ, которые также приняли решение не участвовать в собрании. Которое, в итоге, из-за отсутствия кворума может и не состояться.

А в Витебской области планируют провести сразу три собрания вместо одного, мотивируя это тем, что в областном центре трудно найти подходящее по вместительности помещение. Хотя некоторые такое дробление демократического актива также рассматривают под углом борьбы за преимущество на Конгрессе.

Но кто бы в этой предконгрессной борьбе не набрал больше очков, уже сейчас очевидно, что конечный результат не сможет стать новой отправной точкой. Серьезных сдвигов в оппозиционном сознании не будет, так как будет отсутствовать эффект новизны. Ядро стоящей на демократических рельсах части общества не меняется из года в год, как и не меняются их лидеры. Появление на капитанском мостике Александра Милинкевича, нового по тем временам лица в оппозиционной колоде, вызвало определенный всплеск энтузиазма и жажды борьбы. Но результата, по большому счету, не было, и спустя год после марта-2006 энтузиазм угас, а лицо примелькалось.

Очевидно, что оппонентам власти необходимы новые лица и свежие идеи. И, пожалуй, главное — нынешние лидеры должны набраться смелости и осознать, что сегодня они ведут своих сторонников не в будущее, а во вчерашний день.




Возьмут «Белтрансгазом»

30.04.2007. БелГазета

Сергей Жбанов

На прошлой неделе совет директоров «Газпрома» согласовал приобретение 50% акций «Белтрансгаза», принадлежащих Беларуси, за $2,5 млрд. Предполагается, что газовый концерн будет покупать акции «Белтрансгаза» равными частями - по 12,5% акций в год в течение четырех лет. Окончательный документ по сделке стороны обещали подписать до 1 июня 2007г. И если белорусская сторона опять не передумает, то СП на базе «Белтрансгаза» может быть создано в установленные сроки, т.е. до 1 июня т.г.

В обмен на согласие создать СП «Газпром» в 2007г. поставляет газ в Беларусь не по $200 за 1 тыс. куб. м, а в два раза дешевле - по $100. Более того, российская газовая монополия фактически согласилась с тем, что в I полугодии Беларусь платит $55 за 1 тыс. кубометров газа с отсрочкой платежа в $45 за 1 тыс. куб. м. По информации российских СМИ, недоплаченная за I полугодие сумма в размере около $1 млрд. будет возмещена республикой за счет кредита, предоставленного Минфином РФ.

Причем Минфин РФ уже предложил Беларуси кредит, но в качестве обеспечения залога выразил готовность принять акции «Белтрансгаза» как единственного предприятия, оцененного по международным стандартам. Эта информация, со ссылкой на некие источники, близкие к белорусскому правительству, подтверждается агентством Прайм-ТАСС и газетой «КоммерсантЪ». Таким образом, российская сторона не только хочет подтолкнуть Беларусь к завершению сделки по созданию СП, но и получает возможность приобрести право контроля над совместным газотранспортным предприятием задолго до 2010г., если РБ не сможет обслуживать кредит в соответствии с условиями договора.

До сих пор все технические кредиты, предоставленные республике Россией, выдавались преимущественно под гарантии правительства Беларуси и без какого-либо залога. При этом сроки их возврата затягивались, а кредиты впоследствии реструктуризировались. Но теперь российское правительство оценивает энергетические отношения с Беларусью как «капиталистические», а торгово-экономические отношения - как «рыночные». Поэтому требование предоставить акции «Белтрансгаза» в качестве залога обеспечения кредита не будет выглядеть как нечто необычное.

Однако до окончания двусторонних переговоров о выделении кредита информация о гарантиях его возврата в виде залога акций никем официально не подтверждена.

О возможности гарантирования возврата российского кредита «имущественным комплексом» Беларуси еще 30 марта 2007г. говорил посол РФ в РБ Александр Суриков на пресс-конференции в Минске. Тогда Суриков заявил о необходимости в первую очередь «обосновывать возврат кредита». И добавил: «Это могут быть государственные гарантии или возврат средств может быть гарантирован имущественным комплексом. Честных слов тут не бывает».

Тем не менее министр финансов Беларуси Николай Корбут заявил «Интерфаксу», что ничего «такого не слышал» об условии обеспечения кредита залогом в виде акций «Белтрансгаза». И пояснил: «В ходе переговоров, которые я проводил в Москве, и когда встречался с министром финансов России в Минске, такие условия не ставились». Корбут подтвердил только желание белорусской стороны получить $1,5 млрд. российского госкредита: $1 млрд. в этом году и $0,5 млрд. - в 2008г.

Белорусская сторона объявила цели кредита: улучшение платежного баланса, финансирование покупки энергоносителей, дополнительных расходов бюджета и рефинансирование остатка долга по ранее выделенным российским кредитам. Но подобные варианты целевого обоснования кредита пока не очень устраивают российскую сторону, поскольку белорусским бюджетом получен большой профицит по итогам работы за I квартал т.г. И пока трудно сказать, на какие цели согласится выделить кредит российская сторона, что и затрудняет его характеристику.

Но значение любого крупного стабилизационного или технического кредита для макроэкономической стабилизации в республике переоценить трудно. Особенно в ситуации, когда государство начинает увеличивать золотовалютные резервы, скупая инвалюту у коммерческих банков.

Решать подобные проблемы за счет коммерческих банков, вынужденных к тому же удовлетворять резко возросшие потребности нефтеперерабатывающих заводов в заемных оборотных средствах в инвалюте, очень трудно. В такой ситуации и до кризиса ликвидности недалеко. Но, по оценке вице-премьера Андрея Кобякова, «банковской системе удалось справиться с повышением цен на энергоносители», не допустив дестабилизации системы.

Справка «БелГазеты». По данным статистического отчета Нацбанка, коммерческие банки увеличили объем валютных кредитов за январь-март на 19,6% - до эквивалента Br7,942 трлн. на 1 апреля. В то же время объем кредитов в белорусских рублях за этот период вырос на 4,2% до Br13,569 трлн.

Однако анализировать детали достигнутого успеха на заседании Совмина Кобяков не стал. Впрочем, в этом и нет особой нужды, поскольку даже неискушенному наблюдателю ясно, что для сохранения этих положительных тенденций нужен достаточный объем внешних ресурсов, привлекаемых коммерческими банками. Но у заемных ресурсов есть одна неприятная черта - рано или поздно их приходится возвращать. И, если банки привлекают преимущественно краткосрочные ресурсы, этот момент наступает довольно скоро. Для того чтобы государство смогло помочь банковской системе в трудный момент, очень пригодился бы долгосрочный стабилизационный кредит на $1-1,5 млрд.




Москве дали понять, что азербайджанская нефть может превратиться в белорусскую

03.05.2007. Белорусские новости

Елена Новожилова

Нефтяные интересы Минска и Баку сошлись: первый ищет, где бы нефть достать, второй — кому бы ее продать. Но при небольшом приближении единодушие полным уже не кажется: Беларусь нацелена на "специальные" условия — те, что позволят получить сырье подешевле. Азербайджану, разумеется, ни за что — ни про что делать скидки не пристало.

"Азербайджан превращается в крупного экспортера нефти и газа. В этом году объем добычи нефти составит 43 млн. тонн нефти, в следующем году — более 50, — напомнил Ильхам Алиев по завершении переговоров с Александром Лукашенко. — Активными темпами развивается газодобыча. Поэтому для нас сотрудничество в плане диверсификации поставок всегда означало возможность эффективного использования наших природных ресурсов".

Сейчас азербайджанская нефть попадает на мировой рынок по трем трубопроводам (Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Новороссийск, Баку-Супса), в перспективе же, по словам Алиева, возможна транспортировка нефти по маршруту "Одесса-Броды" в Европу. "Мы дали свою политическую поддержку этому проекту. Сейчас обсуждаются вопросы коммерческого характера", — сказал азербайджанский лидер.

Трубопровод "Одесса-Броды", по мнению белорусских экспертов, мог бы сослужить службу здешним нефтеперерабатывающим заводам: в случае наращивания Азербайджаном объемов нефтедобычи, по этой трубе нефть могла бы поставляться и в Беларусь. Теоретически организация таких поставок возможна путем создания серии перемычек между белорусскими участками нефтепровода "Дружба" и украинским "Одесса-Броды".

Президент Азербайджана отметил также интерес белорусских компаний к разработке нефтяных месторождений. "У нас есть полная поддержка этого вопроса, — сказал он. — Сейчас дело за соответствующими структурами, за специалистами, чтобы обсудить коммерческую сторону проектов, и в случае, если это будет экономически взаимовыгодно, безусловно, мы начнем в этом плане активную работу".

Перспективы переработки азербайджанского сырья на НПЗ Беларуси, как передает Day.Az, будут обсуждаться дополнительно находящимися в Баку специалистами, сообщил представитель концерна "Белнефтехим" Александр Жук. Он заявил о высоком уровне переработки белорусских заводов и возможности выгодного сотрудничества в этой сфере. По его словам, при годовой добычи в Беларуси около 2 млн. тонн нефти, возможности переработки превышают 10 млн. тонн.

Напомним, глубина переработки нефти на обоих белорусских НПЗ составляет сегодня от 70 до 72%, что ужесточающий требования к стандартам нефтепродуктов Евросоюз уже не устраивает. Рискующие оказаться не у дел на внешнем рынке (внутренний рынок белорусских НПЗ составил в минувшем году 6 млн. тонн, внешний — 14 млн. тонн) заводы вынуждены модернизироваться. До 2010 года планируется инвестировать в реконструкцию действующих и создание новых производств 1,4 млрд. долларов. В результате глубина переработки нефти должна возрасти с нынешних до 92%. Но эти планы сегодня поставлены под угрозу: денег на реализацию инвестпроектов у белорусских НПЗ нет.

По неофициальной информации, осенью прошлого года в Минске Алиева уговаривали допустить белорусскую сторону к добыче нефти в Азербайджане для ее последующей переработки в Беларуси. Однако Алиев (как и Россия в течение нескольких лет) заявил, что допуск к нефтедобыче возможен лишь на тендерных условиях.

Тем не менее, о планах добычи белорусскими компаниями нефти в Азербайджане и ее переработки на белорусских НПЗ заявлял премьер-министр Сергей Сидорский, находившийся в конце марта в Баку: "Нам были предоставлены все возможности по выбору условий сотрудничества. …Скорее всего, предполагается произвести раздел собственности на добычу нефти".

Сидорский также сообщил тогда, что Беларусь допускает нефтяные азербайджанские компании на свой рынок: нефть будет перерабатываться на белорусских предприятиях, а произведенные нефтепродукты будут поставляться на экспорт. По словам премьер-министра, предполагается, что транспортировка нефти будет осуществляться железнодорожным транспортом в цистернах.

Ясной схемы того, как азербайджанская нефть будет превращаться в белорусскую, публике пока не представлена, но альтернативные договоренности, как неоднократно подчеркивал А.Лукашенко, дали понять Москве, что "мы можем заместить их поставки". Однако, неизменно добавляет он, "мы ни в коем случае не намерены использовать это как рычаг против России. Нам сегодня пока выгодно работать с Россией".

"Мы хотели бы сотрудничать с Россией в плане поставок энергоресурсов и в дальнейшем, потому что это самый выгодный вектор на сегодняшний день. Но если нас и дальше будут так "наклонять", то мы будем вынуждены иметь разные варианты действий, — заявил президент Беларуси 4 апреля во время рабочей поездки по Брестской области. — Думаю, что россияне не настолько глупы, чтобы заставить нас привозить сюда чью-то нефть и перерабатывать. Это в ущерб России, потеря россиянами своих рынков".

Выступая вчера в Баку, белорусский лидер, ни на что не намекая, подчеркнул важность того, что "наши отношения (с Азербайджаном) лишены всякой недобросовестной политики. Мы полностью убеждены, что, если мы сотрудничаем по нефти, по газу, в промышленности, в других сферах, это не повлечет политического давления, последствий политических, как это часто бывает в сотрудничестве с другими странами".

Сегодня каждая тонна российской нефти обходится Беларуси на 100 долларов дешевле, — это признают в руководстве "Белнефтехима", подчеркивая преимущества и безальтернативность данного направления. Кроме того, напоминают специалисты, заводы Беларуси приспособлены для переработки именно российской нефти. "Если Россия нам преложит еще лучшие условия, конечно, мы будем с Россией, будем там покупать", — пояснил свою позицию белорусский президент, выступая 24 апреля перед депутатами парламента.

По мнению руководителя аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико, в поиске Минском альтернативных поставщиков нефти, прежде всего, "работают политические амбиции".

Второй движущий фактор, считает он, — "угроза со стороны российского капитала, который непоставками нефти доведет белорусские нефтеперерабатывающие заводы до банкротства".

Конечно, говорит экономист, "мы можем договориться с сыном Гейдара Алиева о том, что у нас будут какие-то особые условия, хотя цена на сырую нефть будет на уровне региональной, и больших выгод все равно не будет. Возможно, мы что-то пообещаем Ильхаму Алиеву. Например, что часть азербайджанской нефти, переработанной на белорусских НПЗ, пойдет на экспорт в Европу. Это будут "живые" деньги, миллиарды долларов. Они Алиеву не помешают в западных банках — он человек умный".

Но самое главное во всем этом, убежден Л.Заико, получить ответ на вопрос: "А дальше что?".

"Работая на российской нефти, мы могли бы продавать бензин на внутреннем рынке и для особо любимых соседей по цене на уровне 40 центов, то есть по 1 тыс. рублей за литр. Сейчас же он продается по 2 тыс. рублей за литр", — констатировал экономист.

Конечно, можно завозить нефть из Азербайджана, Ирана — откуда угодно, а отыгрываться на белорусском населении за счет еще более высоких цен на бензин, считает Л.Заико. При этом Россия, правда, сможет поставлять в Беларусь более дешевый бензин, и в итоге (если посмотреть различные стратегии и последствия) российские конкуренты дорогому азербайджанскому бензину будут здесь в более выгодном положении. Впрочем, не исключил эксперт, Минск может просто закрыть рынок бензина для российских поставщиков.

"Беларусь может закупать нефть и по 240 долларов, и по 340, и по 350, ввозить ее через трубы, танкерами, самолетами, бочками — как угодно. Главная проблема — цена на внутреннем рынке, — подчеркивает экономист. — Если белорусское руководство скажет, что при загрузке местных НПЗ азербайджанской нефтью бензин будет стоить не 2 тысячи, 2,5 тыс. рублей, тогда спасибо, нам такая стратегия не нужна".




Бюджет пухнет, заводы нищают

07-14. 05.2007. Белорусский Рынок

Татьяна Маненок

Одной из ключевых задач, стоящих перед правительством сегодня, является скорейшая структурная перестройка отечественной экономики. Так считает председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.

Низкая инвестиционная привлекательность Беларуси остается острой проблемой, и ситуация здесь по-прежнему не меняется, отметил на состоявшемся недавно очередном съезде БСПН Г. Бадей.

Очевидно, что признать оптимальной структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования никак нельзя.

Статистика свидетельствует о том, что в прошлом году опережающими темпами росли вложения из внебюджетных фондов (а этот рост по сравнению с 2005 г. составил 235,9%), кредиты банков (157,6%) и бюджетные средства (135,3%). В то же время средства иностранных источников (без иностранных кредитов) снизились до 137,7 млрд. BYR — это на 44,8% меньше, чем в 2005 г. Причем их доля в общем объеме инвестиций составила всего лишь 0,7%.

Ситуация не меняется и в этом году. Объем инвестиций за первые два месяца составил 8,1 млрд. BYR — на 26,1% меньше, чем за такой же период прошлого года. При этом доля иностранных инвестиций в общем объеме исчисляется всего лишь 0,3%.

Сальдо внешней торговли в минувшем году сложилось отрицательное — 1.663,2 млн. USD, в том числе в торговле товарами (отрицательное) — 2.383,7 млн. USD, в торговле услугами (положительное) — 720,5 млн. USD.

Такое сальдо, считает Г. Бадей, означает недостаток валюты для импорта востребованной продукции (работ, услуг), в том числе критического импорта. А поскольку валюта — это тоже своеобразный товар, то при превышении спроса над предложением цена на этот товар возрастает. То есть отрицательное внешнеторговое сальдо обусловливает дестабилизацию не только национальной денежной системы, но и макроэкономической стабильности в целом.

А это — следствие ряда факторов. В том числе и просчетов валютно-денежной политики, а именно — искусственного завышения курса белорусского рубля, что, в свою очередь, стимулирует рост импорта и снижает рентабельность экспорта.

Далеко не оптимальна, по мнению экспертов БСПН, и структура торговли товарами. Доля так называемых промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие) в белорусском экспорте составила в минувшем году 70,5%, а в импорте — 70,9%. То есть Беларусь по-прежнему остается перерабатывающим цехом: она вынуждена завозить и перерабатывать сырье.

Очевидно, что задача проведения структурной перестройки экономики еще больше актуализировалась.

Однако не похоже, что эти тенденции беспокоят правительство. Реальные денежные доходы населения продолжают расти, и этот рост намного превышает не только рост производительности труда, но и рост ВВП. В минувшем году реальные доходы выросли на 17,3%, производительность труда — на 9,6%, а ВВП — на 9,9%. Примерно такая же тенденция сохранилась и в январе 2007 года: соответственно 17,4, 9 и 9,7%.

Такую политику нельзя назвать перспективной, отметил Г. Бадей. И хотя благодаря опережающему росту доходов жизненный уровень населения сейчас повышается, это совершенно не гарантирует его в будущем.

Анализ финансового сектора экономики тоже вызывает много вопросов. С одной стороны, улучшается состояние государственных финансов. С другой — налицо незавидное состояние финансов субъектов хозяйствования.

Объем средств, аккумулированных в прошлом году в бюджетной системе, составил 38,4 трлн. BYR — это 48,4% к объему ВВП. По сравнению с 2005 годом рост составил 124,5%, что выше темпов роста ВВП (121,8%).

Такая "арифметика" — опережение темпов роста государственных доходов над ростом ВВП — означает, что централизация финансовых ресурсов увеличивается. В январе в доходы бюджета поступило 57,9% ВВП, а за январь — февраль этого года, по предварительным данным, — 54,7%.

Таким образом, вопреки заверениям Минфина налицо фактическое увеличение налоговой нагрузки.

Имело ли смысл аккумулировать в консолидированном бюджете столько ресурсов?

Профицит бюджета за прошлый год составил 1,7 трлн. BYR, или 2,2% к ВВП. Между тем в 2005 г. бюджет исполнен с дефицитом 431,9 млрд. BYR, или 0,7% к ВВП. Следовательно, для обеспечения бездефицитного бюджета в 2006 г. можно было уменьшить изъятия на размер профицита и тем самым увеличить чистую прибыль, остающуюся у субъектов хозяйствования, более чем на 20%.

Увы, новых тенденций не обозначено и в этом году. Профицит консолидированного бюджета в январе составил 1.161,1 млрд. BYR, или 19,3% ВВП. В стратегическом плане нельзя признать оптимальной политику изъятия доходов у прибыльных организаций в пользу низкорентабельных. Очевидно, что государственное участие в распределительных процессах нужно сокращать, подчеркнул Г. Бадей.

По его словам, у предприятий не хватит собственных ресурсов, чтобы заниматься инновациями и повышением конкурентоспособности и одновременно повышать заработную плату и нести другие социальные нагрузки. Ведь уже на начало текущего года задолженность по кредитам банков составила 14,2 трлн. BYR, что на 6,3 трлн. BYR (или 79%) больше чистой годовой прибыли.

Эксперты БСПН убеждены, что повысить конкурентоспособность отечественной экономики невозможно без привлечения прямых частных инвестиций, в том числе иностранных. Иностранные инвестиции привлекательны еще и тем, что несут с собой, как правило, современный менеджмент и новые рынки сбыта продукции и услуг.




Цель — продвижение национальных интересов

04.05.2007. Рэспубліка

Евгений Ростиков

Прошедший месяц стал своего рода индикатором приближающегося жаркого лета. Международное и внутриполитическое положение республики остается стабильным и управляемым, властные структуры уверенно контролируют развитие социально-экономической ситуации в стране.

Важнейшим событием апреля стало обращение Президента Александра Лукашенко с Посланием к народу и Национальному собранию Республики Беларусь. В нем глава государства подробно остановился на основных проблемах, стоящих перед страной, четко обозначил ближайшие задачи и пути их решения. Он вновь подтвердил незыблемость суверенитета и независимости государства, приверженность принципам многовекторной политики при сохранении стратегического курса на сближение с Россией.

В последнее время в белорусско-российских отношениях наметились признаки того, что взаимное непонимание и недоверие, связанное с нефтегазовыми и другими спорами, постепенно будет преодолено. Об этом, в частности, свидетельствует не только заявление Александра Лукашенко, который в своем послании указал на неизменную приверженность белорусского руководства союзному строительству на принципах равноправия и строгого соблюдения национальных интересов двух стран, но и заявление Владимира Путина. Уже на следующий день, выступая с ежегодным Посланием к российскому народу, он в свою очередь подчеркнул, что курс на всемерное развитие отношений с Беларусью остается для руководства России незыблемым.

И действительно, в апреле заметно активизировались межгосударственные и межведомственные контакты между двумя странами. Их подтверждением стало заседание в Минске совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России, где было принято решение о создании и функционировании объединенной системы связи региональной группировки войск, прием министра обороны России Анатолия Сердюкова Президентом Беларуси. Александр Лукашенко подтвердил готовность белорусской стороны и впредь выполнять свои обязательства в сфере обороны в рамках Союзного государства. «Мы обязаны исходить из того, что это наше общее Отечество», — подчеркнул глава белорусского государства.

Весьма показательной в этом отношении стала встреча премьер-министра Сергея Сидорского с Ильей Клебановым, в ходе которой обсуждалась возможность реализации белорусской стороной в Северо-Западном федеральном округе России проектов малого жилищного строительства.

Урегулированы вопросы транзита товаров по территории Союзного государства, соответствующее соглашение планируется подписать в рамках ближайшей встречи на высшем уровне. Кроме того, с 11 апреля сняты ограничения на поставки белорусского сахара в Россию.

Тем не менее определенные   круги в России по-прежнему не оставляют попыток оказывать давление на Беларусь. Одной из форм его стало откровенное затягивание российской стороной решения вопроса о выделении республике стабилизационного кредита в связи с повышением цен на энергоносители. Явные проволочки в этом плане мотивируются межведомственными согласованиями, необходимостью соблюдения технических процедур и т.п.

Важной составной частью экономического и политического давления на Минск стала активно пропагандируемая идея строительства нового нефтепровода в обход Беларуси. В прошедшем месяце в российских СМИ появился ряд сообщений, что Министерство промышленности и энергетики вторично внесло в правительство РФ проект соответствующего постановления. В первый раз это якобы имело место в марте этого года.

Следует отметить, что данный проект в силу своей очевидной политической подоплеки и сомнительной рентабельности (высокая и четко не обозначенная стоимость, неготовность технико-экономического обоснования, отсутствие необходимого оборудования) явно «завис» на стадии утверждения в российском правительстве. Тем не менее политико-пропагандистская возня вокруг него продолжается.

Одной из особенностей прошедшего месяца стала активизация работы государственных деятелей на международной арене. Цель ее – продвижение национальных интересов. Наиболее результативно эти вопросы решались в ходе государственного визита Президента Республики Беларусь в Султанат Оман, Индию, правительственной делегации в Китай.

В этом контексте следует рассматривать и визит главы государства в Азербайджан, а также усиливающуюся роль белорусской стороны в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Избрание председателем этой организации белорусского Президента способствовало не только консолидации, но и активизации ее деятельности, эффективности противодействия современным вызовам. В начале года была проведена командно-штабная игра по обеспечению военной безопасности Союзного государства. Региональная группировка войск Беларуси и России стала неотъемлемой составляющей ОДКБ.

Развитие взаимовыгодных конструктивных отношений Беларуси с Россией, Азербайджаном, Китаем, Индией, Ираном, Венесуэлой, Вьетнамом, Украиной, Латвией, странами африканского континента и Ближнего Востока наглядно демонстрирует бесперспективность любого политического давления и попыток изоляции республики. Тем не менее попытки эти со стороны стран Запада по-прежнему предпринимались.

Несмотря на отдельные конструктивные заявления и наметившееся было сближение позиций ЕС с Беларусью по ряду международных проблем, со стороны Евросоюза доминируют практически ультимативные требования выполнения белорусской стороны так называемых 12 требований ЕС. В своем ежегодном Послании Президент сказал: «Мы не потерпим понуканий, не потерпим, когда Евросоюз благодаря своей «инерции» предлагает нам список мер, который ему напишет заранее так называемая белорусская оппозиция». Ранее звучавшие намерения еврочиновников о расширении контактов с Беларусью на межправительственном и межпарламентском уровне фактически заменены на бессмысленный и бесперспективный «диалог» с оппонентами власти.

С другой стороны, такое «топтание на месте» обусловлено и внутренними проблемами ЕС, связанными с диверсификацией энергоносителей, продвижением Евроконституции и размещением в Польше и Чехии систем американской ПРО. Похоже, в Европе уже поняли, особенно после жестких заявлений, которые были сделаны по этому поводу российским руководством, какую свинью подкладывают им американцы.

Не оставляют попыток они  «посвинячить» и в Беларуси. И если ЕС, продолжая внешнеполитическое давление на Минск, все-таки отходит от стратегии изоляции, оставляя открытыми каналы связи для диалога с руководством Беларуси, то действия США в отношении нашей страны характеризуются традиционно жестким подходом. Очередным подтверждением этого информационно-политического прессинга стала высказанная 25 апреля заместителем помощника госсекретаря Д.Крамером угроза о «значительном ухудшении» американо-белорусских отношений в случае отказа белорусских властей от проведения «демократизации страны».

Увы, подготовленные и проплаченные ими «демократизаторы» с треском провалили как «день воли», так и провокационную вылазку на улицы города 26 апреля, которую они кощунственно величают «Чернобыльский шлях». Мало чем отличилась от этого и мероприятие, устроенное оппозицией 1 мая. Все эти «действа», инсперированные западными спецслужбами, еще раз продемонстрировали отсутствие у оппонентов власти не только организационного потенциала, но и какой бы то ни было серьезной народной поддержки. Не случайно, что деятельность оппозиции в этот, казалось бы, самый «обнадеживающий» для нее месяц как была, так и осталась на периферии общественно-политических процессов.




Перспективы есть: опыт отношений Беларуси и Германии

04.05.2007. Экономическая газета

Валентина Вешторт

О том, что и сотрудничество, и перспективы есть, свидетельствует опыт торгово-экономических отношений Беларуси и Германии. В ходе заседания «круглого стола» о состоянии экономического сотрудничества ЕС-Беларусь на примере этой страны рассказал глава Представительства немецкой экономики в РБ Владимир АВГУСТИНСКИЙ.

Торговые отношения между РБ и ФРГ с начала 90-х годов развиваются и укрепляются. С 1993 г. взаимный товарооборот увеличился почти в 3,5 раза и приблизился к 2 млрд. EUR. В 2006 г. на долю ФРГ приходилось почти 6% внешнеторгового оборота РБ (это 4-е место после России, Нидерландов и Украины). По данным статистики, с начала 2007 г. Германия вновь занимает 2-е место после РФ. Для ФРГ Беларусь является 4-м по значимости торговым партнером среди стран СНГ после России, Украины и Казахстана. Правда, в сравнении со всеми торговыми партнерами ФРГ Беларусь занимает лишь скромное 49-е место в немецком экспорте и 69-е — по импорту. На одного жителя Беларуси приходится более 200 EUR товарооборота с ФРГ, и по этому показателю республика уступает лишь РФ и Казахстану среди 12 стран СНГ. В то же время сравнение со странами-соседями — новыми членами ЕС показывает, что у Беларуси еще есть огромный потенциал для развития сотрудничества с Германией.

Беларусь имеет по результатам последних лет положительное сальдо в торговле с расширенным ЕС-25: в 2006 г. оно составило почти 4 млрд. USD. В странах ЕС-25 находит сбыт более 45% белорусского экспорта.

Сальдо в двусторонней торговле устойчиво отрицательное для РБ — около 1 млрд. USD по итогам прошлого года. Однако не стоит оценивать этот факт только негативно, поскольку более половины немецкого экспорта в Беларусь — это инвестиционные товары, необходимые для модернизации белорусских предприятий.

В структуре белорусского экспорта в ФРГ с 2002 г. ведущее положение занимала товарная группа «Минеральные продукты» (это, в первую очередь, минеральное топливо, нефть и продукты перегонки). По странам ЕС в целом эта доля была еще выше и составляла более 80% объема белорусского экспорта. Изменение условий поставок российской нефти в Беларусь с начала этого года уже сказалось на объемах экспорта продуктов нефтепереработки в ЕС: за первый месяц 2007 г. по отдельным странам они снизились на 40-50% и более, что привело к сокращению экспорта в целом на 25%.

Однако по своей структуре экспорт в Германию слабо диверсифицирован и сосредоточен в основном на 10-15 товарных группах, а посему весьма уязвим при колебаниях рыночной конъюнктуры, что подтверждают данные за январь 2007 г.: вследствие вышеназванных причин объем белорусского экспорта в Германию сократился более чем на 40%.

Успешной формой сотрудничества между немецкими и белорусскими предприятиями является изготовление продукции из давальческого сырья. Германия также является вторым по значимости партнером РБ во внешней торговле услугами, причем по результатам 2006 г. Беларусь имеет здесь устойчивое положительное сальдо. Превалирующими являются транспортные услуги. Другие виды, в частности туризм и компьютерные услуги, имеют большой потенциал для развития.

Значителен вклад немецкого капитала в увеличение экономического потенциала РБ. Германия уверенно входит в тройку важнейших партнеров РБ в кредитно-инвестиционной сфере. На развитие и модернизацию белорусских предприятий в течение последних 12 лет в рамках экспортных кредитных линий ФРГ под гарантии правительства РБ и поручительства страховой компании Euler Hermes AG предоставлены кредиты на сумму более 500 млн. EUR. Десятки белорусских предприятий смогли провести модернизацию и расширение производства, обновление основных фондов.

Более высокая ступень сотрудничества — это привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику РБ. ПИИ важны тем, что обеспечивают приток не только капитала, но и связанные с этим новейшие технологии, ноу-хау, современные методы управления, и, как правило, обеспечивают гарантированные рынки сбыта продукции.

Несмотря на то, что приток иностранных инвестиций в 2006 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза, объем прямых инвестиций в основной капитал по-прежнему остается незначительным и составляет в последние годы не более 3-5% от общего объема инвестиций (основная доля всех иностранных инвестиций — кредиты).

Объем кумулятивных ПИИ в РБ оценивается экспертами ЕБРР более чем в 2,6 млрд. USD (с учетом данных 2006 г.). Цифра впечатляет, но по объемам ПИИ в расчете на 1 жителя наша страна занимает лишь 8-е место среди 12 стран СНГ.

Сравнение со странами-соседями — новыми членами ЕС показывает, что у Беларуси и в этой сфере есть значительный потенциал для роста.  Разница в объеме инвестиций с нашими соседями составляет 6 и более раз, а в целом РБ получила не более 1/10 объема иностранных инвестиций на 1 жителя в сравнении со средним уровнем таких стран, как Венгрия, Чехия, Словакия.

На начало 2006 г. всего в Беларуси действовало более 3,5 тыс. (3538) СП и ИП с общей долей иностранных фирм в уставном капитале 1,1 млрд. USD. Среди них 365 фирм с немецким капиталом с долей немецких инвесторов в уставном фонде около 74 млн. USD. Таким образом, ФРГ является также одной из основных стран-инвесторов в экономику РБ. Среди 15 важнейших партнеров нашей республики в инвестиционной сфере 11 — страны — члены ЕС.

В 2005 г. среди фирм с немецким капиталом, работающих в Беларуси, представительство немецкой экономики провело опрос с целью выявления основных мотивов, способствующих приходу немецких фирм на белорусский рынок и проблем, с которыми приходится сталкиваться в стране. Думается, что РБ имеет огромный потенциал и преимущества для более тесного экономического сотрудничества с ФРГ и в целом с ЕС как в сфере торговли товарами и услугами, так и в кредитно-инвестиционной и инновационной сферах.




«Великая Россия» хочет сделать Лукашенко своим знаменем

04.05.2007. Белорусские новости

Алексей Золотницкий

5 мая в Москве состоится учредительный съезд новой партии "Великая Россия". Эта национал-патриотическая партия, создаваемая бывшим лидером "Родины", депутатом Госдумы Дмитрием Рогозиным, для нас интересна, в первую очередь, тем, что анонсировала попытку вовлечь в большую российскую политику президента Беларуси Александра Лукашенко.

Учредители "Великой России" планируют, что смогут оперативно завершить все юридические формальности и вступить в грядущую парламентскую кампанию легальной политической силой. Стратегия у партии, судя по высказываниям Рогозина, весьма гибкая — "Великая Россия" не собирается быть ни оппозиционной, ни провластной. Поддерживать или критиковать действия руководства страны "великороссы" будут по ситуации.

Что же касается участия в деятельности партии Александра Лукашенко, то выбор фигуры белорусского президента в качестве возможного лидера Рогозин объясняет спросом на Лукашенко в России. "Есть некая воля большого количества людей видеть Лукашенко в российской политике. Это не зависит ни от нас, ни от Лукашенко, ни от соображений сиюминутного характера. Так получилось, и с этим надо считаться. Поэтому если есть спрос на Лукашенко, то, наверное, должно быть и предложение, — сказал Дмитрий Рогозин в интервью "Русской линии" — Наша политическая организация, заявила о своих симпатиях белорусскому лидеру, о том, что мы хотели бы найти решения сложных юридических вопросов, которые до сих пор не позволяют Лукашенко быть больше в российской политике, чем то, как он представлен на сегодняшний момент. Это вопрос законотворческих инициатив, возможно, даже поправок в Конституцию, которые позволили бы уважаемому в народе "батьке" увидеть себя непосредственно в общенародных делах. Мы будем искать решение этому вопросу".

"С учетом того, что российский президент четко сказал, что он уходит, на сегодняшний момент мы видим из лидеров славянских государств только Александра Лукашенко в качестве практически готового руководителя нашего геополитического пространства; конечно, при условии создания реального союзного государства России и Беларуси", — продолжил Дмитрий Рогозин.

Впрочем, политические перспективы как самой партии на выборах в Госдуму, так и возможность участия в деятельности "Великой России" президента Беларуси аналитики оценивают весьма скептически. Учитывая реалии политической жизни России новой партии Дмитрия Рогозина уже отводят роль в массовке. А это не место для харизматичного и привыкшего к высоким трибунам Лукашенко. Тем более, что и сам президент Беларуси не видит "своей судьбы в контексте российской политики".

Эту тему Лукашенко затронул во время апрельской пресс-конференции для белорусских СМИ. Во-первых, отметил президент, в России для этого нет соответствующей нормативной базы. "Во-вторых, я имею ту же должность здесь, — сказал тогда президент Беларуси. — Для меня это обычная рутинная работа <...> Я не тешу себя никакими иллюзиями и не упиваюсь властью. Я не царь, я пахарь на свой должности. И это всегда было на ваших глазах: я кроме работы ничего не видел <...> Что такое Россия? Я не представляю, как можно этой махиной управлять, не чувствуя, не видя, что там происходит, на этой шестой части суши". По словам Лукашенко, его "единственный интерес — чтобы и меня, и наш белорусский народ в России уважали <...>, чтобы люди знали правду о нас в России".

Сегодня интерес Лукашенко к кремлевским кабинетам, если и сохраняется, то он уже не столь очевиден как еще, допустим лет десять назад, когда возможность создания Союзного государства Беларуси и России с единым президентом была достаточно реальна. Впрочем, это дела давно минувших дней, и сегодня белорусского лидера больше заботит собственный огород, чем бескрайние пашни восточных соседей.

А вот российские политтехнологи "белорусскую карту" из своего арсенала, похоже, исключать не собираются. В этом Рогозин прав — спрос на Лукашенко, хоть и не такой большой, как хотелось бы, но есть. А это дополнительные голоса избирателей, с помощью которых "великороссы" намерены пробиться в Госдуму. Хотя опросы, проводимые российскими социологическими службами, свидетельствуют, что Лукашенко — не самая сильная фигура на внутреннем политическим поле. Согласно данным ВЦИОМ, по отношению к белорусскому президенту равное количество россиян — по 36 процентов — испытывают позитивные и негативные чувства. Причем, процент позитива снижается, а негатива — растет. А по данным Левада-центра, если бы Александр Лукашенко принимал участие в выборах президента России, то набрал бы всего 4 процента.

Такой результат Лукашенко, безусловно, хорошо осведомленного о настроениях российского общества, не нужен. И маловероятно, что он каким-либо образом будет реагировать на попытки российских политиков среднего и низшего звена использовать его имя в политических целях. Участвовать в этих прожектах не будет точно.

Хотя мнения о том, откуда растут ноги у пробелорусских проектов российских политиков, расходятся. Одни говорят, что всё это — инициатива Минска. Другие — что это не более чем российская самодеятельность. И, глядя, к примеру, на сайт движения "Лукашенко-2008", всерьез вознамерившегося выдвинуть Александра Григорьевича на пост президента России, больше склоняешься ко второй версии.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2022 Институт стран СНГ